Заседание № 184
О проекте федерального закона № 415062-6 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке реализации инициативы проведения референдума).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все необходимые процедуры в соответствии с Регламентом и готов к принятию в третьем чтении. Просим поддержать это решение, принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Николай Васильевич Коломейцев. Спасибо. Выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Прошу прощения, не включайте. По мотивам выступает Николай Васильевич Коломейцев. Чуть не лишил вас слова, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич, как вы гуманны! Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле этот закон, конечно, никого не ущемляет, единственное - добавляется количество подписей: надо, чтобы весь руководящий орган подписывался, а не только инициативная группа. К сожалению, у нас в стране даже на уровне субъекта нет позитивного опыта проведения референдума по ходатайству инициативной группы или политической партии. Более того, у нас в Москве есть отрицательный опыт, когда даже решение суда о необходимости проведения референдума - подчёркиваю, решение суда - было проигнорировано московской избирательной комиссией. Мне кажется, что решения судов должны все исполнять. И у меня вопрос к Вяткину и к Плигину: может быть, нам внести ещё одну поправочку в закон "Об основных гарантиях..." - о том, что неисполнение решения суда в части организации референдума является государственным преступлением и за это следует соответствующее наказание? Мы поддержим этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 20 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 183
О проекте федерального закона № 415062-6 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке реализации инициативы проведения референдума).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поступило три поправки: в таблице № 1 - одна поправка, она рекомендуется к принятию, в таблице № 2 - две поправки, рекомендуются к отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, содержащей одну поправку? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 45 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 10 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 06 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 415062-6 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке реализации инициативы проведения референдума).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, Рашкин пришёл, значит, рассматриваем 25-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Рашкин Валерий Фёдорович, пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение вносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок реализации инициативы проведения референдума установлен статьёй 36 федерального закона, где содержатся условия выдвижения инициативы проведения референдума и требования к содержанию ходатайства инициативной группы. Как показывает практика, эти требования применены только к инициативам, выдвинутым группой граждан, и не учитывают особенности статуса общественного объединения, по сути, ограничивая его право на реализацию инициативы проведения референдума. Предлагаемые законопроектом изменения позволят гарантировать реализацию права общественных объединений на выдвижение инициатив о проведении референдумов и тем самым привлечь более широкий круг граждан к решению актуальных проблем жизнедеятельности регионов и вопросов местного значения. Необходимость внесения данной поправки вызвана конкретными обстоятельствами. Ещё в апреле 2011 года городским отделением Компартии Российской Федерации было принято решение инициировать референдум в городе Москве, чтобы узнать мнение москвичей по наиболее актуальным вопросам. В качестве инициативной группы выступил руководящий орган отделения - Московский городской комитет Компартии Российской Федерации. Городской комитет компартии тогда состоял из ста человек, для принятия решения по нашему уставу необходима половина голосов плюс один голос, у нас проголосовали шестьдесят шесть человек. Ходатайство о регистрации инициативы проведения референдума в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года "О политических партиях" и уставом партии было подписано первым секретарём Московского городского комитета. Однако Московская городская избирательная комиссия, руководствуясь какой-то своей, одной ей понятной логикой, постановила: отказать в регистрации инициативной группы на основании отсутствия подписей всех членов инициативной группы (в данном случае это руководящий орган), хотя нигде в российском законодательстве такого требования не содержится. Мы оспорили это решение в суде, и Верховный Суд постановил, что Московская городская избирательная комиссия не имела права отказывать. Кассационная жалоба, поданная Мосгоризбиркомом на это решение, была отклонена. В определении было сказано, что суд правильно указал на ошибочность утверждения избирательной комиссии, что указанное ходатайство должно быть подписано всеми членами Московского городского комитета Компартии Российской Федерации, поскольку такое толкование закона являлось бы блокирующим реализацию права избирательного объединения на выдвижение инициативы о проведении референдума. Но, несмотря на три решения Верховного Суда - повторяю: три решения Верховного Суда - в нашу пользу, в приёме документов для регистрации инициативной группы граждан по проведению референдума Мосгоризбирком отказывал нам до тех пор, пока вопросы референдума не утратили свою актуальность. Далее. В феврале 2014 года, уже этого года, уважаемые товарищи, мы выступили с новой инициативой о проведении референдума. Бюро горкома Компартии Российской Федерации уполномочило действовать от своего имени двоих представителей, их данные и были представлены в Московскую городскую избирательную комиссию, однако Мосгоризбирком, игнорируя решение Верховного Суда, вновь потребовал подписи и паспортные данные всех членов бюро. Мы снова обратились в суд, и заседание должно состояться 28 апреля. Совершенно очевидно, что никаких оснований для отказа у комиссии не было и нет, власть боится нашего референдума, потому что предложенные нами вопросы волнуют каждого москвича. Эти вопросы касаются контроля за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги и общественный транспорт, введения трудовых виз для иностранных мигрантов, отмены платных парковок на улично-дорожной сети, экологии, сохранения смешанной системы выборов в Московскую городскую Думу, других направлений городской жизни. Даже если мы выполним эти требования Московской городской избирательной комиссии, она выдумает другие основания, как делала это и ранее. Началась весна - чем не за основание для отказа - вот вам и основание. Далее начнётся лето - вновь основание отказать, и это будет другое основание для отказа. Члены комиссии уже не пытаются сохранить лицо и создать видимость объективности и законности, они руководствуются, как мне кажется, не интересами города и его жителей, а исключительно командой сверху, что абсолютно недопустимо и приводит к нарушению прав москвичей и к росту народного протеста, тем не менее Московская городская избирательная комиссия опять идёт на нарушение законодательства Российской Федерации. Опыт Крыма власть ничему не научил. Это не юридическое, а политическое решение. Бояться Мосгоризбиркому нечего, ведь по закону распустить Московскую городскую избирательную комиссию может только суд по обращению, - подчёркиваю! - Центризбиркома (а такой инициативы от Чурова мы никогда не дождёмся), либо минимум трети депутатов Московской городской Думы, а там тридцать два "единоросса" и только три коммуниста, либо трети депутатов Госдумы, где всего девяносто два коммуниста из четырёхсот пятидесяти депутатов, либо трети членов Совета Федерации, а там 98 процентов представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ". В этом зале я неоднократно обращался к представителям фракций ЛДПР, "ЕДИНОЙ РОССИИ" и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" с предложением собрать подписи, чтобы инициировать обращение в суд с требованием роспуска Московской городской избирательной комиссии за их хамское, вопиющее неисполнение законодательства Российской Федерации и решений - самое главное! - Верховного Суда Российской Федерации. Ни одна из этих трёх фракций нас не поддержала, значит, Московская городская избирательная комиссия при поддержке партии власти может и дальше игнорировать решения Верховного Суда. Уважаемые коллеги, Московская городская избирательная комиссия вот уже четвёртый год - четвёртый год! - всеми правдами и неправдами противодействует Компартии Российской Федерации в проведении референдума в Москве. Из Москвы эта раковая опухоль правового нигилизма может распространиться на всю Россию, поэтому, прописав в законе норму о том, что для внесения каким-либо объединением в избирательную комиссию инициативы о референдуме достаточно подписей и данных лиц, уполномоченных действовать от имени руководящего органа этого объединения в соответствии с его уставом, мы тем самым остановим правовой беспредел и сделаем шаг навстречу гражданам страны, которые получат возможность высказывать свою позицию по важнейшим вопросам на референдуме. Надеюсь на вашу поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Если оставить за рамками обсуждения вопросы претензий к Московской избирательной комиссии, а они всё-таки не относятся к данному законопроекту, комитет, рассмотрев данную законодательную инициативу, отмечает, что концептуальных возражений она не вызывает. Есть замечания и предложения, которые, по мнению комитета, могут быть исправлены ко второму чтению. В частности, мы полагаем возможным установить требование о подписании ходатайства по проведению референдума теми членами коллегиального органа, которые поддержали проведение референдума. Такое решение, как правило, принимается большинством голосов, и необходимо удостовериться, что действительно орган собирался, голосовал и это большинство было получено, во избежание, так сказать, претензий со стороны тех, кто, допустим, не поддерживает внесение ходатайства о проведении референдума. В целом замечания не носят концептуального характера, и мы полагаем, что данный законопроект может быть принят в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот вы являетесь представителем в Конституционном Суде - скажите, пожалуйста, насколько правомерно неисполнение решений Верховного Суда? Это, вообще, уголовная ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Николай Васильевич, все мы прекрасно понимаем, что судебное решение, вступившее в законную силу, обязательно к исполнению, поэтому, я думаю, вопрос ваш риторический. Но тем не менее ситуация оспаривания решений Московской избирательной комиссии и всё, что связано с проведением референдума, напрямую не относится к данному законопроекту, я полагаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, ну то, что у нас в России невозможно провести референдум по инициативе снизу, это понятно, но вместе с тем вы сказали прозвучало, что есть одно маленькое замечание и что если оно будет учтено, то возможно рассмотрение законопроекта во втором чтении. Речь идёт о том, что те, кто присутствовал на заседании, должны завизировать, что они голосовали. Но если есть список, в котором регистрируется явка, значит, это показатель, который подтверждает, что кворум был на заседании, скажем, проголосовали 75 процентов за, один не голосовал и несколько воздержались. Вот этот список будет основанием для того, чтобы подтвердить вашу глубокую идею о дальнейшем рассмотрении данного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Руслан Георгиевич, ну вот ко второму чтению, я думаю, мы это и обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, народ является единственным носителем власти у нас в стране и реализует её через выборы и референдум. Во-первых, это конституционно закреплено, а во-вторых, это становится наиболее актуальным в тех условиях, в которых мы находимся. И вот то, что происходит на Украине, - это как раз является результатом того, что действующая власть не хотела слышать - из-за разного рода уловок - свой народ, и пришли к плачевным результатам. Вы разделяете такую позицию или нет? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Иванович, я вам могу лишь процитировать всё-таки Конституцию более точно: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". В том числе и в постановлениях, и в определениях Конституционного Суда можно найти утверждения о том, что всё-таки референдум как непосредственное волеизъявление граждан при решении тех или иных вопросов, которые через выборы делегируются органам государственной власти и местного самоуправления, - это скорее исключение из правил. Он не может быть повседневной практикой, и вот это я могу сказать точно, иначе смысл существования выборных органов власти теряется. Всё-таки основная форма осуществления народовластия - это выборы, это формирование соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. Конечно, есть такая поговорка: кто старое помянет, тому глаз вон, - но мы должны помнить о том, что вытворяла Московская городская избирательная комиссия в последние годы. Мы, оппозиционные партии, все боролись по-разному, но все мы ещё раз почувствовали ту боль, которой Валерий Фёдорович Рашкин поделился с нами, и действительно это не беспочвенные жалобы. Я, как депутат от Москвы, могу полностью подтвердить, что иногда бьёшься об бетонную стену, которая называется МГИК, и ничего не можешь сделать, но мы, все оппозиционные партии, и прежде всего коллеги из фракции КПРФ, смогли пробить брешь. Хочу сказать спасибо коллегам из комитета по конституционному законодательству, и прежде всего, наверное, его руководителям, Владимиру Николаевичу Плигину и Дмитрию Фёдоровичу Вяткину, за то, что комитет услышал наши предложения и перевёл этот вопрос из политического в прагматичный технократический вопрос, связанный с устранением правовой неопределённости. Насколько мы понимаем и как услышали сейчас, заключение комитета положительное, поэтому есть надежда на принятие этого законопроекта не только в первом чтении, но и в целом. Здесь важно понимать, что референдум, вообще, очень удобная вещь, кстати говоря и для власти. Референдум не только позволяет выразить волю народа, но и позволяет власти взять и переложить на народ ответственность за принятие тех или иных решений, и мы все удивляемся, почему наша власть, местная российская власть, не пользуется этим! Судя по западному опыту (например, мы постоянно вспоминаем здесь Швейцарию), это очень полезная вещь, которую и нам нужно взять на вооружение. В ходе долгой и кропотливой работы над законопроектом мы поменяли подходы в отношении референдума, и действительно в настоящее время законопроект устраняет правовую неопределённость, поэтому я думаю, что мы все вместе, четыре фракции, успешно подготовим его к принятию в целом в короткие сроки. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и всемерно поддерживать настоящий законопроект и инициативу наших коллег из фракции КПРФ. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, конкретизирующий требования к оформлению ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случае, если инициатива выдвинута избирательным объединением, иным общественным объединением. Референдум и свободный выбор являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа, в связи с этим устранение любой правовой неопределённости, связанной с реализацией положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеет большое значение и в данном конкретном случае должно способствовать единому пониманию и применению норм, регламентирующих порядок реализации инициативы о проведении регионального и местного референдумов, в целях предотвращения возникновения споров между комиссией и соответствующими инициативными группами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Автор законопроекта? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 42 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.