Заседание № 234
24.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 41446-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях установления административной ответственности за несоблюдение требований к содержанию домашних животных).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3952 по 4224 из 5571
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Московской областной Думы Сергея Айковича Керселяна. Пожалуйста. КЕРСЕЛЯН С. А., официальный представитель Московской областной Думы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, добрый день! Проект федерального закона был разработан Московской областной Думой в 2021 году. В Федеральном законе "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время установлены общие требования к содержанию животных, а также требования к содержанию домашних животных. Также статьёй 21 указанного закона за нарушение требований закона установлена административная, уголовная и иная ответственность. Однако по состоянию на 2021 год в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не были закреплены нормы о привлечении к административной ответственности за нарушение норм Федерального закона "Об ответственном обращении с животными...", а также законодательством не были определены уполномоченные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, и должностные лица, составляющие протоколы об административных правонарушениях. Стоит отметить, что с 2023 года в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся статьи о привлечении к ответственности за несоблюдение общих требований к содержанию животных, несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях, их содержанию, а также несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев. Однако до сих пор не содержится такой нормы в отношении домашних животных, так как они исключены из-под действия статьи 8.52. В связи с возложенными на нас полномочиями в 2021 году на территории Московской области введена административная ответственность за нарушение правил выгула домашних животных. Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Данный механизм позволяет оперативно реагировать на обращения жителей Московской области и привлекать к административной ответственности за неустранение владельцами домашнего животного загрязнения общественных мест, нахождение собак без поводка и намордника или иных средств контроля, самовыгул, нахождение собак на детских площадках, на территориях дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Так, по состоянию на 16 сентября за 2021-2024 годы было взыскано 403 штрафа на сумму 933 тысячи рублей. С учётом изложенного Московская областная Дума предлагает распространить положительную практику нашего субъекта на всю территорию страны и данным федеральным законом установить ответственность за несоблюдение требований к содержанию именно домашних животных, а также на федеральном уровне определить круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об указанных административных правонарушениях. Уважаемые коллеги, благодарю за внимание. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как доложил наш коллега из Московской областной Думы, этот законопроект позволит повысить эффективность соблюдения требований законодательства в области обращения с домашними животными, что в свою очередь будет способствовать достижению целей защиты животных и обеспечению безопасности и иных правовых, законных интересов граждан при обращении с домашними животными. В связи с этим при подробном рассмотрении на заседании комитета концепция законопроекта была поддержана, и я предлагаю её поддержать собранием. По проекту закона есть ряд замечаний, которые можно учесть ко второму чтению. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Айкович, как вы считаете, как человек глубоко погружённый в тему, возможна ли будет фиксация таких правонарушений камерами видеонаблюдения? Дело в том, что мой округ - ЦАО Москвы, вы все его прекрасно знаете, и здесь мало собачьих площадок, ну, просто потому, что мало места, и это проблема не только Москвы, но и вообще центров всех крупных городов. И жители всегда, традиционно используют придомовую территорию для выгула животных, а если сейчас будет возможна фиксация правонарушений видеокамерами, то каждый выгул животного обойдётся, там, от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. КЕРСЕЛЯН С. А. Спасибо, Олег Юрьевич, за вопрос. Я считаю, что видеонаблюдение, которое в Московской области есть, у нас действует система "Безопасный регион", действительно в определённой степени помогает выявлять нарушителей. Но не всё так просто, как кажется, поскольку самое сложное - определить, кто нарушил. То есть по видеонаблюдению определить, кто тот человек, который нарушил, в отношении которого нужно составлять протокол, очень сложно, и придётся обращаться в МВД, в полицию, так как только полиция имеет возможность определить, скажем так, личность человека. А потом уже, после того как будет определён этот человек, можно эти бумаги передавать на региональный уровень - тем, кто из исполнительной власти будет этим заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Добрый день, у меня вопросы к авторам. Насколько можно понять из пояснительной записки, речь идёт в первую очередь о вопросах, связанных с выгулом домашних животных. В связи с этим у меня два небольших вопроса. Первый вопрос: как возможно идентифицировать, является ли животное домашним или нет, как это предусматривается, какой опыт в этой части имеется? И второй вопрос: всё-таки мы очень часто слышим о ненадлежащем обращении с домашними животными в разного рода питомниках, разного рода местах их содержания - как предполагается бороться с такими нарушениями и каким образом, вот вы имеете опыт, в Москве этот вопрос решался? КЕРСЕЛЯН С. А. Благодарю вас за вопросы. По первому вопросу, о том, как определить, домашнее это животное или нет. Есть пример Московской области. С сентября прошлого года там действует закон об обязательной регистрации домашних животных, и вот уже 8 тысяч жителей Московской области добровольно - ещё нет наказания за нерегистрирование - зарегистрировали своих животных. Когда осуществлена регистрация собаки, легко определить: в Московской области наши сотрудники, которые выписывают штрафы, имеют сканеры, а сканером можно вычислить чип и понять, домашняя собака или нет, более того, можно определить, кто хозяин. Вот почему очень важно в дальнейшем, после того как этот закон, я надеюсь, будет принят, пример Московской области (и не только Московской области) распространить на всю страну, чтобы была обязательная регистрация домашних животных. Что касается второго вашего вопроса, о приютах, здесь действуют другие нормы, есть статья 8.54 КоАП, все правоотношения, связанные с собаками в приютах, регулируются вот этой статьёй. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Айкович, выгул собак, включённых в перечень потенциально опасных пород, утверждённый Правительством Российской Федерации, возможен только с поводком или намордником. Скажите, с принятием закона будут ли за отсутствие данных атрибутов наказывать по данной статье КоАП? КЕРСЕЛЯН С. А. Спасибо за вопрос. Одно из главных условий вот этого закона, конечно, заключается в том, что... По практике опять же Московской области, если владелец собаки, человек, который с этой собакой гуляет, не надевает на неё намордник и поводок, за это полагается штраф от 1 тысячи до 2 тысяч. А проектом федерального закона, который мы сегодня рассматриваем, за это полагается предупреждение... первая стадия - это предупреждение, а дальше - штраф от 500 до 1500 тысячи рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Айкович, у нас регионы разные, если, например, собака, прошу прощения, нагадит в центре Москвы - это один момент, а если это где-то в Якутии случится, там, может быть, и ответственности никакой предусматривать смысла нет. Вы предлагаете на федеральном уровне установить правила, значит, придётся отменять все законы, которые субъекты на сегодня напринимали в этой части, это первое, второе, нужно будет ждать общих федеральных правил, которые должны будут распространяться на все субъекты, - не кажется ли вам, что это будет тяжеловесная система? Тем более что непонятно, кто в итоге будет штрафовать. Если это ветеринарная служба, то их там пять-шесть человек на субъект - для того чтобы такой контроль наладить, мне кажется, не хватит того числа, которое есть. КЕРСЕЛЯН С. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Я с вами согласен, если мы будем полагаться только на то, что уполномоченные сотрудники будут составлять протоколы... Действительно, охватить всех, кто имеет собак, очень сложно. Здесь очень важны профилактические меры. Я уверен, чтобы этот закон работал хорошо, очень важно, чтобы средства массовой информации, особенно телевидение, представляли информацию, что такой закон есть, что за это полагаются такие-то штрафы, и это должно делаться в таком объёме, чтобы об этом знали все наши жители, которые имеют собак, все любители собак. Мне кажется, если этим заниматься и если действительно средства массовой информации будут об этом сообщать, будут приниматься профилактические меры, то ситуация изменится. А другого пути нет. Невозможно найти такое количество инспекторов, чтобы охватить все леса, все места, где потенциально люди могут с собаками гулять. В Московской области это делается: в утренние и вечерние часы выходят сотрудники вместе с полицией, проводят такие профилактические обходы, в школах проводятся уроки доброты - в общем, в Московской области профилактическая работа поставлена неплохо. И эту работу нужно продолжать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я хочу сказать вот что. Конечно же, ответственность у владельцев домашних животных должна быть и административная ответственность, естественно, должна быть предусмотрена, потому что, как известно, мы в ответе за тех, кого приручили. Однако, наблюдая ситуацию и сегодняшнее обсуждение, я могу констатировать, что на самом деле авторы, на мой взгляд, бегут впереди паровоза. Потому что, как автор, представитель Московской областной Думы, отметил, всего 8 тысяч собак было, собственно говоря, зарегистрировано, и только их фактически можно идентифицировать в случае нарушения тех или иных норм, в данном случае конкретного законодательного акта Московской области. То есть фактически все остальные собаки и их хозяева находятся вне правового поля, если мы говорим конкретно о собаках, а у нас помимо собак есть ещё другие домашние животные. Вот в данной ситуации, на мой взгляд, это, конечно же, совершенно пустая норма. В первую очередь необходимо всё-таки провести работу и установить фактически всех владельцев собак и вообще всех домашних животных, соответственно, идентифицировать их всех, а уже после этого вводить ответственность за ненадлежащее отношение и обращение с теми или иными домашними животными. Поэтому, конечно же, концептуально эта инициатива, наверное, имеет смысл, может быть в нашем законодательстве, однако, на мой взгляд, в том виде, в котором она сейчас рассматривается, она работать не будет и фактически является пустой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Аршба включите микрофон. АРШБА О. И. Уважаемые коллеги, я хотел бы поддержать инициативу. Я говорил, что мы подробно рассматривали это. Я не приемлю аргументов нашего коллеги из КПРФ. То есть, по вашему разумению, получается, что эти 8 тысяч, которые зарегистрированы, будут продолжать кусать и ничего за это не будет? Да, впереди паровоза идёт Московская область, она вышла с этим предложением, и мы должны это поддержать, чтобы урегулировать этот вопрос. Я хочу вам напомнить - вас тут не было, прошу прощения, - что с 2018 года здесь такие баталии были! Просто почти что каждый месяц приходили сообщения и сводки, что загрызли, там, одного, второго, детей покусали. Рядом с вами сидит Павел Федяев: его маленького ребёнка атаковала в закрытом дачном посёлке собака - и владельцу ничего, приехала милиция, полиция и так далее и тому подобное. Вы же на самом деле самую главную вещь сказали с самого начала: вы сказали, что концептуально имеет право на существование, - ну и поддержите! Чего там растекаться по древу? Это хорошая инициатива. То есть не надо наказывать тех, у кого зарегистрированные собаки будут кусать вас, меня и всех остальных, так получается? Ну вот так у вас получается, если логически рассуждать. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 48 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.