Заседание № 69

23.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 894 по 915 из 6147
Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления       
административной ответственности за нарушение законодательства Российской       
Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной                 
ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и             
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и        
конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".          
Докладывает председатель Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Владимир Николаевич Плигин.                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к        
рассмотрению в третьем чтении. Необходимые экспертизы Правовым управлением      
проведены, замечаний нет. Просим принять законопроект в третьем чтении.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний у депутатов? Выносим на "час                
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 980 по 996 из 6147
Тогда объявляется "час голосования". Ставится на голосование пункт 2 порядка    
работы. Третье чтение.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 67

16.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1030 по 1132 из 4754
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 3. О проекте       
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях в части усиления административной              
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об           
акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке    
ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных     
бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков                  
манипулирования ценами на рынке ценных бумаг". Доклад председателя Комитета     
по конституционному законодательству и государственному строительству           
Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Одной из приоритетных целей    
государства на рынке ценных бумаг является эффективная защита прав              
инвесторов, пресечение и предупреждение нарушений в этой сфере. С учётом        
массового характера большинства обращающихся ценных бумаг, значительной         
потенциальной уязвимости их владельцев, а также высокой социальной и            
экономической роли и ответственности государства в части формирования           
развитого и конкурентоспособного отечественного рынка ценных бумаг отношения    
в области рынка ценных бумаг нуждаются в повышенной юридической защите, в том   
числе за счёт усиления мер административной ответственности. Именно на это и    
направлен рассматриваемый законопроект.                                         
                                                                                
К законопроекту поступило в общей сложности пятьдесят четыре поправки, сорок    
поправок предложены к принятию, четырнадцать поправок включены в таблицу 2      
поправок, предлагаемых к отклонению.                                            
                                                                                
Полагаю также целесообразным обратить внимание на то, что в заключении          
Правового управления имеется одно замечание по законопроекту - относительно     
дополнения статьи 2.10 кодекса, это пункт 2 статьи 1. Я должен сказать, что     
мы достаточно продуктивно работали с Правовым управлением, и из двенадцати      
замечаний было оставлено только это замечание. Следует отметить, что эта        
норма - о том, что в случае совершения административного правонарушения         
единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус            
юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах        
санкции, предусмотренной для юридических лиц, - носит разъясняющий характер     
для обеспечения правильности её применения на практике с учётом специфики       
правоотношений на рынке ценных бумаг.                                           
                                                                                
Предлагаю утвердить первую и вторую таблицы и проголосовать за законопроект     
во втором чтении. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таблица 1 содержит сорок поправок. Есть ли необходимость отдельно обсуждать     
какие-либо из них? Нет.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2, здесь четырнадцать поправок. Нужно ли отдельно обсуждать             
какую-либо из них? Нет.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к         
отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона в           
соответствии с пунктом 3 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 28

04.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3195 по 3458 из 6048
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской   
Федерации об административных правонарушениях в части усиления                  
административной ответственности за нарушение законодательства Российской       
Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной                 
ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и             
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и        
конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг". Вот      
такое длинное и сложное название. Я приглашаю для доклада представителя         
Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной службы по           
финансовым рынкам Владимира Дмитриевича Миловидова.                             
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д., представитель Правительства Российской Федерации,              
руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам.                           
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Проект закона, который      
предлагается вашему вниманию, действительно имеет достаточно длинное и          
труднопроизносимое название, но направлен он на решение очень важных и давно    
назревших вопросов. Как вы знаете, сейчас правительство уделяет очень           
пристальное внимание и придаёт большое значение вопросам совершенствования      
законодательства в области корпоративного управления. Этот законопроект         
является одним из, так скажем, вкладов в эту большую работу. Он                 
предусматривает установление дополнительной ответственности и наказания за      
нарушение менеджментом компаний, директорами компаний тех или иных прав         
акционеров.                                                                     
                                                                                
Кроме этого, законопроект предусматривает установление административной         
ответственности за нарушение требований законодательства о хранении             
документов, которые необходимы для подтверждения ценных бумаг, он направлен     
на внесение ряда отдельных поправок в действующие законы, в которых также       
определяются наказания за нарушение требований законодательства, прежде всего   
в той части, где речь идёт о нарушении интересов инвесторов и акционеров.       
                                                                                
Отдельный блок этого законопроекта посвящён вопросу манипулирования ценами.     
Такая формулировка сегодня содержится в законе "О рынке ценных бумаг", ну а,    
с нашей точки зрения, действующее законодательство недостаточно для того,       
чтобы выявлять случаи манипулирования ценами на финансовом рынке. Как вы        
понимаете, манипулирование ценами часто может приводить к неправомерному        
опять-таки нарушению прав инвесторов, завышению цен, созданию неправомерных     
условий прежде всего для розничных инвесторов, которые сейчас выходят на        
рынок.                                                                          
                                                                                
Данный законопроект разработан правительством с участием всех                   
заинтересованных органов исполнительной власти. Мы бы просили депутатов         
поддержать данный законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
Мы видим и понимаем те вопросы, которые требуют уточнения при подготовке        
этого законопроекта к следующему этапу рассмотрения, и мы планируем провести    
вместе с депутатами Государственной Думы достаточно большую работу по его       
доработке, для того чтобы, будучи уже сформированным, завершённым документом,   
он реально действовал, был работающим документом и обеспечивал порядок на       
российском финансовом рынке.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Дмитриевич.             
                                                                                
Я приглашаю для содоклада председателя Комитета по конституционному             
законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича         
Плигина. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно,       
законопроект направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов          
инвесторов на рынке ценных бумаг. Мы неоднократно возвращались к рассмотрению   
данного законопроекта, высказывались достаточно сложные предложения в связи с   
необходимостью доработки данного законопроекта, но тем не менее, предлагая      
сегодня его Государственной Думе, мы считаем, что концепция законопроекта       
заслуживает внимания и он может быть принят в первом чтении.                    
                                                                                
Вместе с тем следует отметить, что текст законопроекта действительно            
нуждается в самой тщательной доработке, о которой мы договорились с уважаемым   
представителем правительства. Необходимо дополнительно обсудить, например,      
требование в примечании к статье 2.4, указывающее на лиц, которые несут         
ответственность как должностные лица. Представляется, что расширение в целях    
одного конкретного вида правонарушений круга лиц, подлежащих административной   
ответственности как должностные лица, и тем самым изменение общих положений     
кодекса, которые будут касаться всех правонарушений, требует совершенно         
отдельного обсуждения. Вряд ли это может быть приемлемым. То же самое           
относится и к проектируемой статье 13.25 об ответственности за нарушение        
требований законодательства Российской Федерации о хранении документов,         
которой предлагается дополнить главу 13. Следует отметить, что в кодексе не     
принято дифференцировать размер штрафов в зависимости от                        
организационно-правовой формы юридического лица, как это предлагается в         
статье 13.25.                                                                   
                                                                                
Есть и многие другие замечания, которые достаточно подробно представлены в      
том заключении, которое дано нашим комитетом, а также нашими уважаемыми         
коллегами из других комитетов Государственной Думы. Так, нам представляется,    
что недопустимо в законопроектах использовать такие неопределённые термины,     
как "незначительный промежуток времени", "существенное воздействие на цену",    
поскольку они допускают достаточно высокую степень усмотрения                   
правоприменителя, что может расцениваться, в частности, как коррупционная       
составляющая соответствующих норм. Я должен сказать, что в рамках обсуждения    
в комитете мы также отмечали следующее: закон нуждается в тщательной            
юридико-технической доработке, для того чтобы сделать его понятным для          
правоприменителя.                                                               
                                                                                
Вот с учётом этих замечаний - может быть, я не все их перечислил - предлагаю    
законопроект принять в первом чтении и ещё раз соглашаюсь с тем, что должна     
быть создана рабочая группа, которая к сентябрю, возможно, его сумеет           
доработать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения, поэтому     
предлагается задать вопросы, если таковые имеются. Я вижу две руки:             
Решульский, Коломейцев, больше рук нет. Подводим черту, да?                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Решульский Сергей Николаевич.                               
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
Вот Владимир Николаевич меня несколько, ну, не то что успокоил, а обнадёжил,    
сказав, что требуется тщательная доработка. Но я по ходу хотел бы задать        
вопрос Владимиру Дмитриевичу.                                                   
                                                                                
Вот в статье 15.21 "Использование служебной информации на рынке ценных бумаг"   
предусмотрено наложение административных штрафов, в том числе на юридических    
лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Дело   
не в величине. Что вы вообще предусматриваете: как юридическое лицо             
использует эту служебную информацию? Я это понимаю так, что должен собраться,   
скажем, совет директоров и принять официальное решение. Я понимаю, когда        
информацию используют должностные лица - это одно, когда работники используют   
эту информацию - это другое, а как юридическое лицо без принятия официального   
решения может это использовать?                                                 
                                                                                
И Владимир Николаевич, может, мне пояснит... Вот по манипулированию ценами      
статья, это страница 27, вы согласны, что такая широкая... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, для того чтобы завершил вопрос Сергей     
Николаевич.                                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...такая широкая формулировка даже мне, непрофессионалу в      
этом рынке ценных бумаг, даёт возможность, в общем-то, манипулировать           
настроением, влиять на профессиональную деятельность участников рынка ценных    
бумаг? Может быть, надо с профессионалами ещё раз это посмотреть и как-то       
откорректировать? Я бы просил на эти два вопроса ответить мне.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе.                     
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д. Я начну с конца. Закон действительно сложный, и мы готовы его   
дорабатывать. Нормы, которые вводятся на финансовом рынке, достаточно новые     
для нас, и понятно, что мы в данном случае отталкиваемся в определённом         
смысле от похожих ситуаций, которые уже существуют на Западе, что-то            
применяем к нашим условиям, а что-то мы не можем впрямую применить. Поэтому     
сейчас возникают, конечно, разночтения, но, безусловно, мы готовы это           
дорабатывать.                                                                   
                                                                                
Что касается первого вопроса, вы правы в том, что, для того чтобы определить    
ответственность юридических лиц, определить ответственность физических лиц,     
нужно более чётко разграничить их полномочия, их участие в тех или иных         
действиях, которые влекут наказание. Это тоже один из моментов, который мы      
будем уточнять и совершенствовать.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Сергей Николаевич совершенно правильно отметил, что субъектом      
нарушения по статье 15.21 вряд ли может быть юридическое лицо, скорее всего,    
это как раз то техническое упущение, которое нужно будет устранить. Конечно     
же, субъектом использования служебной информации, а равно передачи служебной    
информации третьим лицам в рамках нашей правовой системы, видимо, пока может    
быть только физическое лицо. Одновременно мы знаем, что существует, если        
говорить об аналогичной практике... Дело в том, что я помню, что здесь          
присутствует один из самых умных специалистов (не будем делать ей рекламу) в    
вопросах рынка ценных бумаг. Она наверняка сошлётся на известный западный       
опыт, который предполагает иногда ответственность и юридических лиц. Но тем     
не менее по конструкции статьи 15.21 - это физическое лицо, я думаю, мы с       
этим должны согласиться.                                                        
                                                                                
Что касается изменений в статью 51 действующего Федерального закона "О рынке    
ценных бумаг", то в данной ситуации (и это касается, наверное, не только        
данной статьи этого закона, но и других статей) нам необходимо будет прийти к   
систематизации законодательства, но это, видимо, наша следующая задача.         
Действительно, и слово "манипулирование", и тем более описание                  
соответствующих действий... Допустим, говорится, что "к манипулированию         
ценами относятся следующие действия, совершённые одним или несколькими          
лицами, в результате которых повышается, понижается и/или поддерживается        
цена...", и далее идёт описание этих действий: "распространение через           
средства массовой информации..." и прочее, и прочее. Я должен сказать, что      
действительно под статью подпадают любые действия любого характера. Здесь,      
видимо, нам придётся считаться с мнением узких специалистов при доработке       
этого документа, чтобы не допустить произвольного и слишком расширительного     
использования этого термина.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, два вопроса. Первое. Мы         
создали с вами комиссию по коррупции, и была у нас практика экспертизы          
подобного типа законопроектов этой комиссией. Направлялся ли данный             
законопроект туда или нет? Как мы знаем, недавно был отстранён от должности     
один из руководителей регионов именно за подобные действия.                     
                                                                                
И второе. С чем связана такая ваша неуверенность? Обычно вы и Александр         
Петрович уверенно докладываете, а сейчас говорите: может, будет, а может, не    
будет доработано ко второму чтению.                                             
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Николай Васильевич, прежде всего, видимо, не тот эмоциональный     
настрой вы уловили. Здесь абсолютная уверенность в том, что законопроект        
будет доработан, это даже сомнений не вызывает. У нас не было, к сожалению...   
Мы проводили действительно несколько встреч с представителями правительства,    
но доказательств этих встреч в виде расписок, как в случае с Фаустом, у нас     
нет, я должен сказать, но тем не менее законопроект будет доработан.            
                                                                                
Что касается антикоррупционной экспертизы законодательства. Это проблема        
политическая, у меня здесь есть своя точка зрения. Мне кажется, что мы          
излишне увлекаемся: с точки зрения публицистики иногда, а не профессионально    
оцениваем законодательство на коррупционность и некоррупционность.              
Действительно, этот законопроект комитет и рабочая группа доработают, и я       
думаю, что вам будет достаточно поверить этой рабочей группе, не вовлекая,      
наверное, какие-то другие институты.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по         
обсуждаемой теме? Есть. Депутат Решульский.                                     
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Владимир Николаевич.                                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. На мой взгляд, действительно, представленный законопроект      
очень своевременный, его концепция, конечно, заслуживает одобрения. Вместе с    
тем, задав вопрос, я уже не хотел бы говорить о содержании законопроекта, но    
хотел бы ещё раз отметить сложившуюся в стенах Государственной Думы практику.   
                                                                                
Действительно, вот такие нужные и, по-моему, всеми фракциями поддерживаемые     
законы, которые упорядочивают работу того или другого экономического            
направления, вообще, могли бы проходить более детальное обсуждение в            
Государственной Думе, Олег Викторович. И в общем-то, депутатам надо давать      
возможность внимательно в них разобраться. Ну не дело, когда такой,             
вообще-то, профессионально сложный вопрос... Я уверен, что подавляющее          
большинство депутатов, присутствующих в этом зале, к сожалению, может быть, а   
может, и к счастью, не являются профессиональными игроками на рынке ценных      
бумаг. Но имей мы хотя бы неделю в запасе на то, чтобы разобраться в каждой     
статье, может быть, мы бы сейчас его более детально обсудили и авторам          
высказали свои предложения, которые, несомненно, как правильно Владимир         
Николаевич отметил в своём выступлении, требуют учёта, а законопроект в целом   
доработки. Я обратил внимание только на два момента, задавая свой вопрос, но    
могу назвать как минимум пять, хотя не хватило времени и информационного        
материала, чтобы проработать детально каждую статью.                            
                                                                                
Надеюсь, что ко второму чтению мы все поработаем и, в общем-то, сделаем         
полезное дело, приняв хотя бы эту законодательную инициативу. Концепцию этого   
законопроекта я предлагаю поддержать.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет желающих, как я понимаю, выступить, да?        
Представители президента, правительства не настаивают на выступлении? Нет.      
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект № 414167-4 - позвольте мне     
не зачитывать его название, я его уже объявлял - в первом чтении.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.