Заседание № 234

08.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 414107-4 "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1647 по 1946 из 8802
Пункт 7. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола между           
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о    
продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации   
и Правительством Кыргызской Республики о регулировании процесса переселения и   
защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года". Доклад официального             
представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя            
директора Федеральной миграционной службы Владимира Александровича Каланды.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАНДА В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель директора Федеральной миграционной службы.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! МИД России и МВД России 6 декабря 2006 года в             
Правительство Российской Федерации представили совместное предложение о         
внесении на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания            
Российской Федерации Протокола о продлении срока действия Соглашения между      
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о    
регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995   
года.                                                                           
                                                                                
Предметом соглашения является определение порядка переселения граждан с         
территории одного государства на территорию другого государства, а также        
механизм защиты имущественных прав переселенцев, что создаёт им возможность     
обустроиться на новом месте жительства с минимальными потерями.                 
                                                                                
Рассматриваемый протокол продлевает срок действия соглашения от 18 июля 1995    
года на следующий семилетний период. Указанный протокол временно применяется    
с даты подписания, вступит в силу с даты получения последнего письменного       
уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур,              
необходимых для вступления его в силу.                                          
                                                                                
В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской      
Федерации" протокол подлежит ратификации, так как продлевает срок действия      
ранее ратифицированного соглашения, предметом которого являются основные        
права и свободы человека и гражданина. Соглашением устанавливаются иные         
правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части    
освобождения переселенцев от ограничений на ввоз и вывоз своего личного         
имущества и денежных средств, от таможенных платежей при переезде на новое      
место жительства.                                                               
                                                                                
На основании указанного соглашения в 1998 году было открыто представительство   
Федеральной миграционной службы в Киргизской Республике, в компетенцию          
которого входит реализация данного международного договора на территории        
Киргизии. С 1998 года по настоящее время представительством выдано более        
тридцати тысяч разрешений на переезд из Киргизской Республики в Российскую      
Федерацию. В среднем ежегодно представительством проводится свыше двадцати      
тысяч консультаций граждан. Всего прибыло на постоянное жительство в            
Российскую Федерацию и приобрело гражданство России с 1 января 2003 года по     
март 2007 года сто одиннадцать тысяч пятьдесят пять граждан Киргизской          
Республики. В течение 2005 года разрешение на переезд получили две с            
половиной тысячи человек, в 2006 году - более трёх тысяч человек, за пять       
месяцев 2007 года - около тысячи человек.                                       
                                                                                
В настоящее время сохранение правовой основы функционирования в Бишкеке         
представительства ФМС России является особенно актуальным в свете               
необходимости реализации Государственной программы по оказанию содействия       
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,             
проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации №   
637 от 22 июня 2006 года.                                                       
                                                                                
На территории Киргизии, по данным Нацкомстата Киргизии, проживают около         
пятисот тысяч русскоязычных граждан, что составляет 11 процентов всего          
населения республики. По оценке МИДа России, отток из страны русскоязычного     
населения будет стабильно продолжаться в основном по экономическим и            
социальным причинам. Дополнительных расходов из федерального бюджета для        
реализации протокола о продлении срока действия названного соглашения и         
разработки новых нормативных правовых актов не потребуется.                     
                                                                                
Вопрос о ратификации протокола Российской Федерацией согласован с               
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации,          
Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой                
безопасности, Министерством иностранных дел, Министерством юстиции.             
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 года         
протокол от 12 июля 2004 года был одобрен и внесён на ратификацию в             
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Учитывая изложенное, прошу поддержать совместное предложение МИДа России и      
МВД России о ратификации протокола между Правительством Российской Федерации    
и Правительством Киргизской Республики о продлении срока действия названного    
соглашения.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович, присаживайтесь.          
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых     
Государств и связям с соотечественниками Сергея Владимировича Антуфьева.        
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В. Уважаемые коллеги, Комитет по делам Содружества Независимых      
Государств и связям с соотечественниками рассмотрел проект федерального         
закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и     
Правительством Киргизской Республики...". Потребность в правовом                
регулировании процесса переселения и защиты имущественных и гражданских прав    
переселенцев очевидна, поскольку - вы услышали в докладе цифры - сегодня на     
территории Киргизской Республики проживает почти полмиллиона наших              
соотечественников. Поэтому комитет, рассмотрев данный законопроект,             
рекомендует ратифицировать указанный протокол. Прошу поддержать решение         
комитета по делам Содружества Независимых Государств.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос.                      
                                                                                
Гудков Геннадий Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                          
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос Владимиру Александровичу.            
                                                                                
Владимир Александрович, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Пятьсот тысяч    
проживает, а планируется подготовить три тысячи бланков для выдачи тем, кто     
желает переселиться. Есть ли очереди, достаточно ли вот этого количества и      
просчитывалось ли это? Потому что получается, что если проживает пятьсот        
тысяч человек и планируется подготовить три тысячи бланков, а, допустим, сто    
тысяч захотят переселиться, то на это потребуется тридцать с лишним лет.        
                                                                                
КАЛАНДА В. А. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Количество бланков, которое планируется ежегодно к изданию, рассчитывается      
исходя из аналогичных данных прошлых лет. Я назвал цифру: с 98-го года правом   
на переселение в рамках названного соглашения воспользовались примерно          
тридцать тысяч человек.                                                         
                                                                                
Сейчас вопросы, связанные с переселением, будут регулироваться ещё и            
государственной программой по оказанию содействия в переселении                 
соотечественников. По этой программе такого бланка на переселение не            
потребуется, там есть свой пакет документов, поэтому мы полагаем, что те        
люди, которые рассчитывают переселиться в рамках действия настоящего            
соглашения, вполне будут обеспечены необходимыми документами. Очередей на       
сегодняшний день в рамках переселения по данному соглашению нет. У нас сейчас   
другая проблема: достаточно большое количество лиц, переселение которых         
предполагается в рамках государственной программы, вот там очереди есть. Это    
характерно не только для Киргизии, но и для Казахстана и Узбекистана.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Один желающий.                                      
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Один, потому что единственный специалист по Средней Азии, и   
не только в Государственной Думе, но и среди всего чиновничества России.        
Никто в этих вопросах не разбирается, а я там жил и изучаю уже сорок лет.       
                                                                                
Царь всё правильно сделал, это единственный регион, где никакой колониальной    
политики не было. Мы туда пришли, помогая племенам, которые друг с другом       
враждовали, и было очень выгодно: мы получали те сельхозпродукты, которые там   
в избытке, и рабочая сила там в избытке, а туда давали какие-то элементы        
технического прогресса. А после революции всё поломали. Всё поломали, лучшую    
часть русского общества, которая там была, - мы в Сибирь, в ссылку, и           
остались там люди, которые не смогли себя проявить таким образом, чтобы не      
допустить выхода из состава нашей страны этого благоприятнейшего региона.       
Великолепный регион! Мы там им раскопали огромное количество полезных           
ископаемых, обучили весь их персонал, построили им города. А теперь идёт        
обратный процесс - мы всё им отдали, а теперь переселяем своих граждан, и мы    
ещё это оплачиваем.                                                             
                                                                                
Поэтому отношение к Киргизии - это особый случай. Это ключевая страна. Она не   
имеет ресурсов, она зажата: везде вокруг неё враждебные, так сказать, страны    
в этническом плане и по каким-то другим соображениям - и Таджикистан, и         
Узбекистан, и даже Казахстан, хотя это в принципе один и тот же этнос,          
всё-таки весь этот народ называется киргизы. Видимо, в Петербурге чиновники     
не разобрались - нет, выделили отдельное понятие "казахи". Язык одинаковый,     
обычаи одинаковые, всё одинаковое, но кто-то захотел, так сказать, разыграть    
какую-то... получить минимальную такую выгоду.                                  
                                                                                
Мы могли бы помочь Киргизии, не выселять оттуда, не переселять русских, а,      
наоборот, сохранить их там, добиться восстановления статуса русского языка      
как второго официального. Бывший премьер-министр Кулов подымает вопрос о        
конфедерации, и там быстрее может процесс пойти, чем с Белоруссией. Это         
ключевая страна в центре Средней Азии - это отношения и с Китаем, и с           
сопредельными странами: Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. А мы потихонечку   
эвакуацию производим, потому что нет специалистов ни в МИДе, ни в других        
инстанциях, для них что Киргизия, что Таджикистан, Казахстан - они в этом       
мало разбираются. Как у нас один член ЦК КПСС приехал в Армению и говорит:      
"Чего вы тут с азербайджанцами ссоритесь? Вы же мусульмане". Даже иной раз      
забывают, какого вероисповедания какой народ. Это вот слабость.                 
                                                                                
Можно было бы помочь Киргизии увеличить квоту для работы здесь у нас, в         
России, и именно киргизам, а не азербайджанцам или представителям других        
регионов бывшего СССР. И ситуацию повернуть именно в том плане, чтобы мы там    
могли оставаться очень долго. Там очень хорошее отношение к русским. Всё        
руководство страны знает русский язык, от него не отказываются, это для         
формальности там где-то пытаются навязывать киргизский. Если вы приедете на     
Иссык-Куль, то увидите, что все по-русски говорят, там говорящих по-русски      
больше, чем у нас на юге, и прекрасная база отдыха. Там могли бы сделать        
аэропорт, который принимал бы все самолёты, и отдыхать вместо Турции. В         
Турцию катаемся, а там курды-сепаратисты, теракты, в Киргизии - полная          
тишина. Можно было бы помочь им это сделать, и была бы база отдыха для всей     
Сибири. Это в три-четыре раза ближе, чем ехать в Китай или в Турцию, даже в     
Сочи и в Крым.                                                                  
                                                                                
То есть нет подхода, правильного подхода к данному региону. Киргизия -          
ключевой участок Средней Азии. Они могли бы быть с нами, они готовы, хотят, а   
мы увеличиваем... пропагандируем отток русского населения. Они проживают в      
основном в Бишкеке, эти пятьсот тысяч русских. Никто по-настоящему не           
посчитал их, там их наверняка намного больше, потому что в сегодняшних новых    
государствах стараются занизить количество русских, чтобы быстрее показать,     
что вот они стали мононациональными государствами.                              
                                                                                
Поэтому я просил бы МИД больше внимания уделить именно Киргизии и               
использовать и курортный фактор её, и географическое положение, и все           
остальные моменты, и желание киргизского народа жить с нами, вместе жить.       
Если бы мы пришли к какой-то форме конфедерации, это подтолкнуло бы             
Казахстан, и Таджикистан, и Узбекистан, и даже Туркмению с новым                
руководством. А то вместо нас это сделает Назарбаев и станет, так сказать,      
верховным правителем всей Средней Азии, и окончательно русских вытеснит         
оттуда, туда придут китайские специалисты, турецкие, американские,              
пакистанские, а мы останемся в худшем положении. Поэтому надо не уходить из     
Средней Азии, а идти туда снова. Они нас ждут - и в Узбекистане, и везде,       
потому что без нас, без России, им тяжело, а внешние исламские страны           
представляют угрозу из-за фундаментализма, религиозного экстремизма. И Турция   
не смогла наше место занять, как об этом просил Киссинджер Гайдара и наших      
первых демократических чиновников. И Америке уже хватит Афганистана, они не     
знают, как вообще уйти с Ближнего Востока. И Китаю тяжело из-за своих           
тюркских регионов в Уйгуристане.                                                
                                                                                
Поэтому только русских там ждут и хотят, чтобы мы там оставались. И там         
огромная... Вот решение демографической проблемы! Мы можем довести население    
России до двухсот миллионов через двадцать - тридцать лет и до трёхсот          
миллионов через пятьдесят - шестьдесят лет за счёт ассимиляции этого            
населения, и они готовы прийти к нам сюда. А мы движемся к таким отношениям,    
как с иностранными государствами, хотя сто пятьдесят лет вкладывали туда не     
как в колонию, а, наоборот, будучи донором постоянным: свои дотационные         
территории бросили, а вся Средняя Азия стала регионом дотационным для всей      
России, вся Россия была донором. Это мы там построили города полностью. Это     
мы сегодня останавливаем экстремизм - Ошская долина или Фергана в любой         
момент заполыхают, спасает только нахождение нашей базы под Бишкеком и наших    
воинских подразделенией в Таджикистане.                                         
                                                                                
Надо перестраивать политику и нашего МИДа. Мы только-только начали изучать      
киргизский язык, таджикский, ввели эти специальные предметы. Всё у нас было     
так, залихватски - мол, обойдёмся без знания культуры, обычаев этих народов.    
Стали подавлять многожёнство. Ну какое мы имеем право вмешиваться в семейные    
обычаи, веками установленные в регионах?! Ну кому это нужно? Как хотят, так     
пускай и живут в своих семьях. Нет, мы им навязываем форму одежды, семейные     
обычаи и тем самым настраиваем их против себя, и получается какое-то            
отторжение определённое.                                                        
                                                                                
В Киргизии построено три тысячи мечетей бесплатно Саудовской Аравией, чтобы     
усилить исламский фактор. Но он усилился? Бесполезно, советская власть          
сделала стопроцентно атеистическим население Киргизии. Ни в какого Аллаха они   
не верят, и правильно делают, просто хотят тихо, спокойно работать на           
фабриках, на заводах, в школах. У них очень прижился советский стиль жизни:     
тихий, спокойный, им показывали индийские фильмы. А если там показывать         
"Маленькую Веру", то, конечно, это не будет вызывать симпатии в этом регионе.   
                                                                                
Поэтому надо перестраиваться нашим чиновникам и не помогать эвакуации           
русского населения, а, наоборот, заставлять киргизских чиновников создавать     
благоприятные условия. Они этого боятся - что русские окончательно уедут и      
окончательно встанет последнее производство, предприятия, которые там сегодня   
находятся.                                                                      
                                                                                
Плохо знаем эти регионы. Я встречался с послами в этих странах, они первый      
раз туда приехали, понятия не имеют об этих регионах, хотя можно было бы        
подобрать для такой работы лиц, которые много лет там работали, жили там,       
выросли там, им было бы легче разбираться в проблемах Средней Азии. И           
повторяю ещё раз, особое внимание должно быть именно к Киргизии: она            
посередине находится и от всех зависит. Она не сможет самостоятельно            
существовать, ей нужно или объединяться с Казахстаном, или кланяться            
Узбекистану, или ложиться под Китай. А они не хотят, они просят поддержки       
Москвы, а Москва подписывает соглашение, чтобы быстрее оттуда уйти. Ну вот      
что это такое? Что за работа наших дипломатов? Они что, не могут подсказать     
тем, кто в администрации президента эти решения принимает? В правительстве      
вообще никто не занимается этим, нет соответствующих структур, нет у нас        
мощного совета по делам соотечественников, контактов очень мало у нас с этим    
регионом. А это самый благоприятный регион, туда никто вместо нас не придёт -   
ни Китай, ни Турция, ни Пакистан. Мы просто теряем там свои позиции. Там        
никого не ждут, не хотят, и все говорят по-русски, а, выводя русское            
население, мы исключаем возможность... Тогда с кем они будут говорить           
по-русски, между собой? В этом необходимости нет. А если бы мы открывали там    
русские школы сегодня... Что, учебников не хватает у нас? Хватает! Учителей     
русского языка хватает, у них нет работы, пускай там работают, будем            
поддержку оказывать им.                                                         
                                                                                
И самое главное - помочь Киргизской Республике. Взять на работу сюда больше     
людей именно из Киргизии, а мы берём по квоте. Не устанавливать квоту просто    
на иностранную рабочую силу, а взять из той страны, которая готова с нами       
плодотворно сотрудничать. Этим должна заниматься миграционная служба, а там     
тоже нет специалистов по этногеополитике. Пора бы уже всё-таки этих             
специалистов готовить, а то у нас много экономистов и юристов, а самый          
главный вопрос в Российском государстве - это этнический вопрос. Но             
этносоциопсихополитологов нету ни одного. Я вот один сижу и на всю страну       
говорю. Позвали бы в МИД, я бы лекцию чиновникам прочитал, или в                
администрацию президента, или в какие-то университеты, но вот не зовут, не      
нужен умный человек. Нужно разбазарить ресурсы, вложить миллиарды долларов в    
какой-то регион, а потом... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Обсуждение проекта федерального закона завершено. Выносим его на "час           
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2128 по 2148 из 8802
Ставится на голосование пункт 7 - проект федерального закона "О ратификации     
Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством            
Киргизской Республики о продлении срока действия Соглашения между               
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о    
регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995   
года". Кто за? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.