Заседание № 233
О проекте федерального закона № 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части установления наказания в виде смертной казни, а также в части усиления ответственности за совершение террористического акта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Докладывает Роман Иванович Худяков. ХУДЯКОВ Р. И. Уважаемые депутаты, я обращаюсь к вам с ещё одной инициативой, касающейся несовершенства нашего уголовного законодательства. В данном законопроекте речь идёт об ужесточении наказания для террористов и лиц, причастных к террористической деятельности. Уважаемые коллеги, поясню, чтобы вы понимали: все те категории преступлений, о которых мы с вами говорим и ужесточение наказания по которым поддерживаем, - это касается педофилов, наркобаронов, террористов и так далее - мы разделили по разным законопроектам, потому что в одном законопроекте всё это отразить нельзя. Наше уголовное законодательство предусматривает для всех этих перечисленных категорий преступников слишком мягкое наказание, однако более половины наших граждан поддерживают введение смертной казни для тех, кто возомнил себя вершителем наших судеб. Достаточно вспомнить самые громкие теракты, унёсшие множество жизней и потрясшие всех граждан Российской Федерации: теракт на Дубровке в октябре 2002 года (вы все помните "Норд-Ост"), взрывы в московском метро в феврале 2004 года между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", а также в 2010 году на станциях "Лубянка" и "Парк культуры", захват террористами школы № 1 в сентябре 2004 года в Беслане, взрыв в аэропорту Домодедово в январе 2011 года, взрывы в Волгограде на вокзале и в троллейбусе в декабре 2013 года. Разве это справедливо, что террорист, по вине которого погибли сотни тысяч людей, остаётся жить, хоть и в тюрьме, но при деньгах, и чувствует себя комфортно?! Так неужели, уважаемые коллеги, террористы, которые совершают взрывы, которые знают, предвидят страшные последствия своих преступлений, заслуживают право на жизнь?! Они хладнокровно совершают теракты, они хладнокровно идут на преступления, убивают сотни тысяч наших граждан и получают за это большие, огромные деньги, а после отсидки выходят из тюрьмы, чтобы снова убивать, - мы с вами прекрасно это понимаем. Только они, когда выходят из тюрьмы, начинают действовать более изощрённо и воспринимают преступления как какую-то игру с властью: мы будем убивать, но нам за это государство ничего не сможет сделать - ну, 15, 20 лет даст или пожизненное заключение. Я много раз говорил с трибуны и ещё раз повторю, что тюрьма - это исправительное учреждение, но о каком исправлении можно говорить, когда речь идёт о такой категории преступников?! Я предлагаю нам всем раскрыть глаза, посмотрите, по данным официального исследования, я ещё раз повторю, более половины населения выступает за смертную казнь! Я уже говорил о зарубежном опыте - им удалось достичь серьёзных результатов в решении проблемы обеспечения правопорядка и безопасности в первую очередь благодаря именно смертной казни. Почему? Потому что, когда преступник приезжает в такое государство и знает, что после совершения этого преступления он может потерять жизнь... Поверьте, это в первую очередь люди, которые зарабатывают деньги - да, на определённых, кровавых преступлениях, - и они хотят эти деньги тратить, покупать особняки, покупать вертолёты, самолёты, корабли и дальше нормально жить со своей семьёй, но если человек будет знать, что за то преступление, за которое он получит кровавые деньги, государство у него может отнять жизнь... Поверьте, если таких преступлений хотя бы на 20-30 процентов станет меньше, это будет огромная наша с вами победа. Я затронул в законопроекте вопрос о применении смертной казни как в отношении мужчин, так и в отношении женщин, так как огромное количество преступлений, в частности терактов, совершают именно женщины, и в условиях повышенной женской преступности создаются всё новые и новые женские исправительные учреждения. Именующие себя "чёрными вдовами" женщины-террористки, когда совершают преступления, даже не вызывают подозрений! Далее. Что касается возраста привлечения к уголовной ответственности, то, применяя часть вторую статьи 59, мы развязываем руки преступникам-подросткам, поэтому мы её исключаем и вносим соответствующие изменения в статьи 87 и 88 Уголовного кодекса, предполагающие, что осуждённый может быть приговорён к смертной казни за особо тяжкие преступления с 16 лет. Подчеркну, за особо тяжкие преступления. Ещё раз напомню, что совершающие такие преступления - нелюди, и если они с ранних лет идут на убийства, на теракты, которые уносят жизни множества людей, то о чём тут можно говорить?! Вот коллега затронул вопрос о международных соглашениях, которые мы подписали, - да вы поймите, Европа и Америка плевали на нас с большой горы! Мы должны думать в первую очередь о своём государстве, мы должны расторгнуть с ними те соглашения, которые нас не устраивают! Почему Америка навязывает нам свою идеологию - права человека, мол, не должны нарушаться, человек не может быть лишён жизни? Так пускай у себя в Америке отменят смертную казнь, пускай людей, совершивших эти категории преступлений, оставляют в живых! Нет, они думают о собственном народе, они думают о том, чтобы сократить преступность по всем этим категориям, и смертная казнь там есть! Так давайте, уважаемые коллеги, и мы подумаем о нашем населении, вспомним, сколько таких преступлений совершается у нас в России, и остановим рост преступности! И если преступник приедет в Российскую Федерацию, он будет знать, что в Уголовном кодексе за такие преступления предусмотрена смертная казнь, и, поверьте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Иванович. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я также разделяю озабоченность моего коллеги, автора этого законопроекта Романа Ивановича Худякова, в части борьбы с терроризмом, со всеми его проявлениями. Безусловно, в этих целях мы должны применять все необходимые меры и усовершенствовать своё законодательство, но всё должно быть, конечно же, в правовом поле. Что касается реплики в части того, что мы ссылаемся на мораторий на смертную казнь, который действует в нашем государстве. Вероятно, надо сначала с этим разобраться, может быть, надо его отменить и только после этого принимать соответствующие поправки в статьи Уголовного кодекса, но так как в настоящий момент мораторий действует, то, как и предыдущий вопрос, аналогичный законопроект, в котором автор также предлагал ввести смертную казнь для тех, кто занимается наркобизнесом, данный законопроект противоречит ряду различных международных актов и решениям Конституционного Суда - экономя время, я не стану их перечислять, все они связаны со смертной казнью, по сути, одни и те же. Что касается дополнения статьи 205 "Террористический акт" Уголовного кодекса Российской Федерации новым составом преступления (проектная часть четвёртая), необходимо отметить, что действующая редакция указанной статьи дифференцирует степень общественной опасности и последствия, наступившие в результате совершения преступления, которые повлекли смерть человека, в зависимости от формы вины: часть вторая - по неосторожности и часть третья - умышленно, однако проектная часть четвёртая не содержит указаний на форму вины, притом что санкции предусматривают лишение свободы на срок от 15 до 25 лет с ограничением свободы и максимальное наказание - смертную казнь, в то время как согласно статье 56 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации отрицательный, Верховный Суд не поддерживает данный законопроект, Правовое управление Аппарата Госдумы имеет ряд концептуальных замечаний. Учитывая все высказанные комитетом и правоприменителями замечания, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по докладу? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня к Роману Ивановичу вопрос. Роман Иванович, вы же понимаете, что терроризм - это не только подрывы, вернее, совсем даже не подрывы, а это именно противоправные действия, совершающиеся с целью воздействия на систему государственного управления. Как вы считаете, если мы говорим о борьбе с терроризмом уже в этом широком понимании вопроса, смертная казнь должна применяться и к тем, кто замышляет противоправные действия против органов государственной власти, но без взрывов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Иванович Худяков. ХУДЯКОВ Р. И. Максим Андреевич, в принципе вы правильно говорите, есть смысл и по этой категории преступлений ввести смертную казнь. Если мы посмотрим международный опыт, опыт всех тех стран, которые сегодня упоминались, то мы увидим, что там по всем этим категориям преступлений предусматривается смертная казнь. И поэтому, если сегодня отклонят данный законопроект, то возможен следующий этап - мы с вами можем разработать и вынести на обсуждение коллег предложение и по этой категории преступлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Александру Александровичу. Вы знаете, голосовать против того, о чём говорил сегодня Роман Иванович, просто рука не поднимается, а голосовать за... Это всё равно не пройдёт, потому как юридически, я считаю, это неграмотные законопроекты. Скажите, пожалуйста, может ли комитет всё-таки эту тему взять на вооружение и подготовить из всех вот таких законопроектов, в которых предлагаются наказания за каждое отдельное преступление, один главный закон и рассмотреть возможность вернуть смертную казнь за все эти страшные преступления? И всё население страны за, я вас уверяю, ну, за исключением таких демократов, которым вообще... гуляй - и хорошо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Спасибо, Тамара Васильевна. Ну конечно, комитет может всё это объединить, подготовить такой законопроект, но, по мнению комитета, сначала нужно разобраться с мораторием, с решениями Конституционного Суда и другими правовыми актами, которые сегодня действуют, а после этого можно будет говорить и о другом законопроекте, полном или неполном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г. Роман Иванович, всё-таки по поводу двадцатилетнего срока, который в Общей части Уголовного кодекса предусмотрен как максимальный, и двадцатипятилетнего срока, который вы предлагаете, - как эти нормы соотносятся в вашем законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Иванович Худяков. ХУДЯКОВ Р. И. Ну конечно, надо менять Общую часть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. Роман Иванович, у вас будет возможность выступить с заключительным словом. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я хотел бы выступить именно по вопросу о противодействии терроризму. Дело в том, что и сегодня в Российской Федерации практика правоприменения, по сути дела, приводит к надёжной изоляции преступников, которые совершили противоправные деяния против государственного устройства особо опасным образом. К сожалению, немногие из этих граждан, совершившие противоправные деяния, доходят до суда, потому что они лишаются жизни именно в ходе проведения антитеррористических операций, нужно отдавать себе в этом отчёт, и зачастую это происходит не только потому, что они активно сопротивлялись во время задержания и ареста. Если бы действительно была норма о том, что такие лица, признанные виновными в совершении преступлений против государственного устройства особо опасным образом, привлекаются к уголовной ответственности, к наказанию в виде смертной казни, возможно, сотрудники правоохранительных органов, которые, рискуя своей жизнью, задерживают этих наших граждан или иностранцев, действительно могли бы доставлять этих лиц в суды, не лишая их жизни в ходе боёв, столкновений при задержании. Кроме того, мы смогли бы гораздо более широко осуществлять профилактику международного терроризма, который распространяется не только в Российской Федерации, но и за её пределами. И в этом смысле введение смертной казни за такого рода правонарушения позволило бы нам более активно осуществлять профилактику, предупреждение и выявление террористических связей именно на этапе проведения следственных мероприятий с учётом того, что над человеком действительно висела бы угроза казни в случае, если он не раскроет состав и сущность работы террористических организаций. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный проект закона, поскольку в таком виде он противоречит как действующему законодательству, так и международным нормам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роман Иванович Худяков. ХУДЯКОВ Р. И. Опять мы с вами говорим о международных нормах, но почему-то никто не думает о мнении собственного народа! Уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", вы хотя бы подумали о том, сколько наших граждан поддерживают данное направление, - 60 процентов! Это вам о чём-то говорит? Это всё наши избиратели! А Тамаре Васильевне, чтобы она знала, почему мы разбили на категории, я хотел бы сказать: это разные виды преступлений, поэтому нужны разные законы, и для того, чтобы внести поправки, касающиеся ужесточения норм Уголовного кодекса по этим всем направлениям, надо вносить изменения именно по направлениям: педофилия - это одно, значит, в этой части вносится изменение о смертной казни, убийство - это другое и так далее, и так далее. Мы не можем объединить это в одной формулировке, поэтому мы сейчас и предложили вам, уважаемые коллеги, рассмотреть это направление. Почему? Вы сами знаете, во время встреч с избирателями, когда приходят люди, у которых родственники погибли из-за террористов, они задают вопрос: а почему эти моральные уроды сидят в тюрьме и их содержат на наши деньги, на деньги налогоплательщиков? Мы содержим преступников, которые убивают наших граждан и разрушают наше государство! Уважаемые коллеги, извините меня, я на вашем месте хорошо подумал бы, кого мы с вами пытаемся спасти от смерти. И хватит рассуждать по поводу международных норм, мы должны думать о собственном народе и о собственном государстве, а не о международных договорённостях! Ещё раз повторяю: нас нигде не уважают, и мы должны это помнить, но так как наша страна встала с колен, мы должны законы писать в первую очередь для себя, а не для Евросоюза и не для Америки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 12 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части установления наказания в виде смертной казни, а также в части усиления ответственности за совершение террористического акта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Просьба вопросы 13.2, 15 и 16 перенести на пятницу.
НИЛОВ Я. Е. Просим вопросы 13.2, 15 и 16 перенести на пятницу в связи с отсутствием докладчиков.
Так, по 15-му и 16-му вопросам два предложения: Павел Владимирович предлагает поменять содокладчика, а Ярослав Евгеньевич предлагает по просьбе докладчика перенести. Павел Владимирович, переносим? Хорошо.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части установления наказания в виде смертной казни, а также в части усиления ответственности за совершение террористического акта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, прошу перенести по просьбе комитета вопросы 43, 58, 59 и 60 на 18 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Переносим вопросы 44.1, 44.2, 43, 58, 59 и 60.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части установления наказания в виде смертной казни, а также в части усиления ответственности за совершение террористического акта)
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Просьба перенести рассмотрение вопросов 20, 66, 67, 68 на 25-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 20, 66, 67, 68, да?