Заседание № 164
02.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 413905-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об установлении типов образовательных организаций, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3203 по 3319 из 4631
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях". Докладывает Сергей Дмитриевич Леонов. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 2023 год - это Год педагога и наставника. Мы в ЛДПР считаем, что в этом году нужно решить как можно больше проблем, с которыми сталкиваются наши педагоги, наши преподаватели средних специальных образовательных учреждений. Ещё в 2021 году, когда шла избирательная кампания, к нам поступало очень много обращений от преподавателей СПО, то есть колледжей, по поводу того, что они не могут выйти на пенсию по выслуге лет, как это делают педагоги в школах. Сейчас по закону есть два критерия, которые определяют для них право выхода на пенсию по выслуге лет, то есть на досрочную пенсию: первый критерий - это стаж, точно так же как у учителей в школах, это 25 лет стажа; второй критерий, который как раз и стал предметом нашего законопроекта, - это то, что образовательное учреждение, в котором работает педагог, должно обучать не менее 50 процентов слушателей младше 18 лет, то есть больше 50 процентов или 50 процентов тех, кто учится в колледже, должны быть младше 18 лет. И до 2009 года педагоги СПО могли выходить на досрочную пенсию по выслуге лет, всё было нормально, а после 2009 года у них эта возможность ушла. Я много общаюсь с педагогами, они постоянно мне говорят о тех или иных обращениях в правительство. Мы и сами обращались в Министерство просвещения, министерство труда, я неоднократно задавал вопрос тем или иным министрам, но, к сожалению, вопрос этот до сих пор не решается. И, как пишут сами пенсионеры, они уже объединились в такую группу, которая добивается решения этого вопроса. По всей России эта группа действует, они уже обращались... куда только не обращались - и в Верховный Суд, и в различные инстанции. В чём проблема? В том, что сейчас, в настоящее время, вообще отсутствует нормативный правовой акт по дате исчисления возраста обучающихся в ссузах, его просто не существует. Как они подчёркивают, до 2009 года была форма подсчёта и статнаблюдения 2-НК, где исчисление возраста было на середину предыдущего года - 1 января текущего года, короче, с 1 января текущего года, когда дети поступают в то или иное учебное заведение. С 2009 года изменилась форма на СПО-1, а с 2015 года - на СПО-Мониторинг, а исчисление возраста с периода текущего года - на 1 января уже следующего года. То есть дети уже взрослеют на год, и тогда только их учитывают в статистических данных. Причём разработчики вот этих статтаблиц, вот этих статистических форм сами говорят, что они не предназначены как раз для подсчёта возраста обучающихся для пенсионного фонда, так как они преследуют иные цели. Раз такая неразбериха, нет нормативного правового акта, и Правительство Российской Федерации почему-то не спешит этот нормативный правовой акт вырабатывать в своих недрах, мы предложили просто исключить норму, которая касается обучения в колледжах детей, то есть лиц младше 18 лет, тогда у педагогов среднего профессионального образования этих учреждений появится возможность выходить на пенсию досрочно по выслуге лет. Просим поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Викторовны Бессараб. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В настоящее время федеральным законом закреплено право на назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, без конкретизации таких учреждений и организаций. При этом списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочная пенсия, утверждаются Правительством Российской Федерации, так же как и правила исчисления специального стажа. Коллеги, в настоящее время в соответствии с постановлением правительства, о котором уже говорил докладчик, продолжительность педагогической деятельности определяется с применением положений четырёх подзаконных нормативных актов - это постановления Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации с 1956 года по настоящее время, которые утверждают списки, содержащие более широкий перечень учреждений, работа в которых засчитывается в специальный педагогический стаж. Поскольку законопроект предусматривает более узкий перечень, у нас вызывает определённую озабоченность указанное, поскольку это грозит невключением в педагогический стаж работы в том числе педагогом-воспитателем в детском доме либо педагогом-психологом в санаторно-лесной школе и, как следствие, отсутствием у таких работников права на досрочный выход на пенсию. Коллеги, необходимо отметить, что в своё время Конституционный Суд Российской Федерации, отказав в принятии жалобы, всё-таки её рассмотрел и обосновал правовую позицию, в соответствии с которой... ну, если простым русским языком - дорогие коллеги, любой досрочный выход на пенсию предусматривает особые условия труда. В данном конкретном случае это психофизиологическая нагрузка при работе с детьми. Определённо, дети - это лица в возрасте до 18 лет, и, когда в детской организации педагог обучает лиц до 18 лет в доле более 50 процентов, да, по закону, это та самая детская образовательная организация, во всех остальных случаях, наверное, всё-таки психофизиологическая нагрузка несколько отличается. В связи с изложенным Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 25 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Отклоняется.