Заседание № 223
О проекте федерального закона № 413712-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осуждённых к принудительным работам, и осуждённых, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пока не подошёл докладчик по 7-му вопросу, давайте рассмотрим 8-й. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, с места. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По данному законопроекту все экспертизы проведены, просим поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 59 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 413712-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осуждённых к принудительным работам, и осуждённых, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на расширение возможностей по привлечению к труду и по созданию условий для организации труда осуждённых к принудительным работам, а также осуждённых, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях. Поступило две поправки, они включены в таблицу поправок № 1. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 42 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 05 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 187
О проекте федерального закона № 413712-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осуждённых к принудительным работам, и осуждённых, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Дмитрий Александрович Шатохин. Пожалуйста, Дмитрий Александрович. ШАТОХИН Д. А., член Совета Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Внесённый законопроект разработан в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. От того, насколько созданы условия для организации труда осуждённых, зависят вклад этой категории лиц в экономику страны, их ресоциализация, профилактика совершения преступлений. Вы знаете, что уровень повторной преступности по-прежнему высокий - порядка 50 процентов. Резервы для организации труда довольно большие: по данным Счётной палаты, в России в 2014 году к труду было привлечено около 223 тысяч, или 41 процент, трудоспособных осуждённых, а за 11 месяцев 2018 года - 170 тысяч (в абсолютных цифрах это уменьшение примерно на 50 тысяч), в процентах тоже чуть меньше - 39 процентов. Результаты труда осуждённых являются вкладом в экономику страны и оцениваются примерно в 32 миллиарда рублей, но недополученные доходы государства тоже довольно существенные: Счётная палата в 2016 году оценила их в 56 миллиардов рублей. Условия труда, которые создаются, к сожалению, не всегда, скажем так, хорошие. Средняя заработная плата данной категории лиц - порядка 4 тысяч рублей, а МРОТ получает только 20 процентов осуждённых. Всё это означает, что надо искать новые подходы. В связи с этим авторами проекта закона предлагается создать предпосылки для решения указанных проблем через расширение возможностей привлечения к труду двух категорий осуждённых: лиц, осуждённых к принудительным работам, и заключённых, содержащихся в колониях-поселениях. В случае принятия закона потенциально будет возможно дополнительно привлечь к труду 6-8 тысяч заключённых, содержащихся в колониях-поселениях, и примерно 5 тысяч человек, осуждённых к принудительным работам. По мнению авторов проекта закона, только за счёт системы государственных учреждений задачу организации труда заключённых реализовать будет сложно, поэтому предлагается более широкое вовлечение в процесс организации работы гражданских предприятий, предприятий различных форм собственности. Для этого предлагается законодательно закрепить возможность создания участков, расположенных вне колоний-поселений, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся. Участки будут формироваться на базе гражданских предприятий, их имущества, и предполагается, что с этими предприятиями будут заключаться соглашения об организации труда заключённых. Кроме того, в соответствии с законопроектом предприятие сможет оказывать содействие администрации колонии-поселения или исправительного центра в создании на базе данного участка медико-санитарных и социально-бытовых условий для проживания заключённых. Проектом закона предусматривается, что порядок создания и функционирования участка будет определяться федеральным органом исполнительной власти. Предложенные идеи привлечения гражданских предприятий уже апробированы: за основу был взят опыт Республики Коми, где на одном из хозяйствующих субъектов с 2013 года реализуется подобная практика. Через это предприятие на данный момент прошла почти тысяча осуждённых, из них примерно 250 вышли по условно-досрочному освобождению, а 53 вообще остались на комбинате. Средняя заработная плата осуждённых на таком предприятии составляет 19 тысяч рублей, месячный заработок может быть до 40 тысяч рублей, тогда как средняя по России - напомню сумму, которую я уже называл, - 4 тысячи рублей. Тиражировать данный опыт не даёт возможности действующее законодательство, поэтому, собственно, мы и предлагаем соответствующие изменения. Уважаемые депутаты, просим поддержать данный проект закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Надо отдать должное членам Совета Федерации, они последовательно занимаются совершенствованием уголовно-исполнительного законодательства, понимая, что в местах лишения свободы тоже люди находятся и у них есть свои права, обязанности и ответственность, конечно. Ну вот в данном случае как раз предлагается законопроект, связанный с большим привлечением к труду, созданием условий для организации труда лиц, которые осуждены по нетяжким составам, но которым определено наказание в виде принудительных работ либо они отбывают наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении (напомню, что колония-поселение - это учреждение уголовно-исполнительной системы с наиболее мягким видом режима содержания для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы). Вот в законопроекте как раз предлагается дать возможность таким лицам трудиться в участках исправительных центров, колоний-поселений, расположенных вне их территорий, но в пределах тех субъектов Федерации, в которых находятся соответствующие учреждения. На наш взгляд, это довольно важно. О всех процедурах, о соглашениях, которые заключаются, всё в этом законопроекте есть. Мы считаем, что здесь на первом месте ресоциализация лиц, которые находятся в местах лишения свободы, и только на втором месте - но это тоже важно - возможность зарабатывать деньги, возмещать ущерб, который был нанесён преступлением, и мы считаем, что, конечно же, законопроект очень важный и нужный. Имеются небольшие недостатки, которые нужно ко второму чтению исправить. Например, есть субъекты Федерации, которые на самом деле большие, огромные по территории, но исправительных центров там не очень много, поэтому нужно в законе прописать, как там будет осуществляться надзор за соответствующими лицами, либо, может быть, обеспечить создание большего количества исправительных центров. Но в данном случае это вопросы второго чтения. Авторы подготовились очень тщательно, несколько раз данный законопроект обсуждался, был приведён большой зарубежный опыт по данному вопросу. Мы считаем, что данный законопроект нужно принимать в первом чтении и вас к этому призываем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Александрович, ну, всё новое - это хорошо забытое старое, и, вообще-то, зарубежный опыт, мне кажется, здесь неприемлем. У нас у самих была спецкомендатура, которая в принципе осуществляла эту деятельность - и в отношении условно освобождённых, и в отношении условно осуждённых - централизованно практически на всех крупных предприятиях Советского Союза. Я хотел бы у вас спросить: скажите, пожалуйста, какие финансовые затраты потребуются на реализацию этого закона? У нас ведь проблема не только с теми, кто в колониях-поселениях, у нас сегодня масса безработных, 15 миллионов, если верить даже официальной статистике. ШАТОХИН Д. А. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. В проекте закона мы указываем, что не требуются дополнительные средства, хотя, конечно же, мы понимаем, что, когда будет создаваться участок на предприятии, участок колонии-поселения, необходимы будут средства, а прежде всего штат. Единственно, он будет меньше, чем, например, в колонии-поселении или в исправительном центре. И мы всё-таки предлагаем коллегам из службы исполнения наказаний штат формировать в рамках той численности, которая уже есть. И первое - укрепление матбазы предприятия, участка, где будет проходить работа осуждённых, и второе, ну, скажем так, их защита будут обеспечиваться, на наш взгляд, за счёт предприятия. Вот тот пример по одному из субъектов, который я уже приводил: предприятие обеспечило и защиту, и видеофиксацию, и всю охранную деятельность. Всё это будет исполняться уже в рамках контракта, единственное условие: контракт является типовым, служба исполнения наказаний и Минюст будут его формировать в рамках подзаконных актов. Ещё раз скажу: в рамках финансово-экономического обоснования средств не потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Балыбердин Алексей Владимирович. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, вы уже уточнили, что заключённые по решению суда должны компенсировать в том числе и материальный вред, нанесённый преступлением. Скажите, пожалуйста, какую часть зарплаты сейчас заключённые отдают на компенсацию материального ущерба и рассматривался ли вопрос об увеличении процента, получаемого самим заключённым от тех денег, которые он зарабатывает на предприятии, на каких-то работах? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Знаете, в этом законопроекте конкретно говорится о гражданах, которые приговорены к принудительным работам, и о гражданах, которые находятся в колониях-поселениях. Здесь мы не рассматриваем все вопросы, связанные с безработицей, с отчислением на алименты, на возмещение ущерба, ещё на что-то. Мы говорим о том, что у нас существуют исправительные центры - они уже есть, Николай Васильевич, они уже существуют, - и мы говорим о том, что те, кто осуждён к этой мере наказания, кто не представляет опасности для общества, могут работать вне пределов колонии, исправительных центров, и вся эта процедура расписана. Мы другие вопросы не трогаем, и это хорошо, потому что мы очень часто замахиваемся на всё, а в итоге ничего не получается. Здесь мы решаем конкретную, маленькую, но очень важную задачу. И, я считаю, то, что в данный момент коллеги доработали и представили (мы в комитете уже не один раз это обсуждали), - это то, что может пройти и что как раз важно как для самих этих лиц, так и, как уже было сказано, для лиц, которым возмещается ущерб, а это могут быть граждане, это могут быть юридические лица, государство, субъекты Федерации, муниципалитеты. Вот эта задача здесь решается, а всё остальное не затрагивается, не является концепцией данного законопроекта. Мы на первоначальном этапе обсуждали и эти вопросы, и какие-то другие, но решили, что дай бог нам вот эту задачу решить. И если вы в первом чтении поддержите, у нас это получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к авторам. Уважаемый Дмитрий Александрович, для решения тех проблем, на которые направлен законопроект, вводятся в оборот такие понятия, как "объекты организации привлечения к труду", а также "общежития, расположенные вне исправительного центра по месту нахождения объекта привлечения к труду". Вот у меня такого рода вопрос: а если вдруг осуждённый будет собственником этого предприятия или у него будут родственные связи с собственниками организации, какие-то коллизии могут возникать, ну, типа недовольства соседей по общежитию или других работников, которые не осуждены, и так далее? ШАТОХИН Д. А. Федот Семёнович, спасибо большое за вопрос. Те формулировки, которые вы сейчас привели, были в той редакции, которая уже изменена. Нами внесена редакция, где не применяются те понятия, о которых вы говорите, "объекты организации привлечения к труду" и... На самом деле понятие "общежитие" применяется, но я думаю, что в рамках второго чтения мы будем вынуждены ещё над ним поработать, потому что сейчас в Жилищном кодексе, как вы знаете, этого понятия нет. По поводу коллизий ещё раз отмечу, что будет создаваться участок, то есть это фактически либо подразделение колонии-поселения, либо подразделение исправительного центра, поэтому все формальности в части надзора, в части антикоррупционных моментов будут применяться, никаких проблем нет. И вот важная поправка, которую правительство просило внести и которую мы внесли: это будет именно участок, соответственно, все требования к нему - и к порядку для осуждённых, и к организации труда - всё равно будут достаточно жёсткими. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Александрович, скажите, пожалуйста, почему сейчас 4 тысячи средняя заработная плата тех, кто работает, будучи осуждённым? В чём причина - это их нежелание работать, плохая организация, сверхэксплуатация или всё вместе? И будет ли на тех, кто будет работать, условно говоря, вне зоны, распространяться закон о минимальной заработной плате? ШАТОХИН Д. А. Насколько мне известно, закон о минимальной заработной плате на них не распространяется, хотя в одной из статей, 130-й по-моему, говорится, что там трудовые отношения аналогичны. Что касается проблемы в целом организации труда. Если честно, Совет Федерации почти полтора года этим занимается - Павел Владимирович, спасибо, что отметили это, - очень много причин, но одна из первых, конечно, устаревшее оборудование. Я сам был на предприятиях и видел, что там оборудование 70-80-х годов, хотя нужно отдать должное системе ФСИН - обновление тоже достаточно серьёзное. Это первое. Второе. Очень много административных проблем, там же вынуждены работать по тем же 44-му и 223-му законам. Мы с Минфином, с коллегами сейчас изучаем эту ситуацию, потому что проблема есть. Уже февраль, а до сих пор не закуплена солярка, есть какие-то другие проблемы, то есть им довольно сложно конкурировать на рынке. Ну и третье - это, наверное, технологичность. Если будут применяться высокие технологии, - мы понимаем, что чаще всего это всё-таки гражданские предприятия, поэтому и настаиваем на реализации этого закона, - тогда будет и хорошая себестоимость продукции, и хорошая выручка, а сейчас об экономической эффективности зачастую говорить сложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Действительно, вопрос очень важный, и я уверен, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект с учётом замечаний. У меня вопросы к Дмитрию Александровичу. Я немножко не согласен с Павлом Владимировичем в части того, что заработная плата на втором месте. Конечно, ресоциализация важна, но для заключённых, которые получают копейки, в первую очередь важен размер заработной платы. И с учётом того, что сейчас 6-8 тысяч заключённых не имеют возможности работать, я думаю, при повышении заработной платы больше людей захочет зарабатывать больше (извините за тавтологию). Мой первый вопрос: как все они будут добираться до места работы, которое будет расположено вне пределов исправительных центров, и кто будет за всё это платить? И второй вопрос: кто будет осуществлять за ними надзор? ШАТОХИН Д. А. Иван Константинович, спасибо за вопросы. Я ещё раз отмечу, что будут создаваться участки колоний-поселений и исправительных центров. Это означает, что доставка будет производиться за счёт федеральной системы исполнения наказаний, то же самое касается и надзора. Я ещё раз скажу, что я был на том гражданском предприятии, которое уже применяет труд осуждённых: условия там аналогичные, надзор абсолютно тот же самый - это пропускная система, контроль и так далее - и порядки те же самые; единственно, скажем так, социально-бытовые условия в улучшенном варианте. Так что с точки зрения надзора будут абсолютно идентичные условия в соответствии с данным проектом закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Присутствие данной категории граждан вызывает довольно серьёзный дискомфорт у местных жителей, это становится понятным и когда общаешься с людьми, и если помониторить, посмотреть в средствах массовой информации заметки на эту тему. Дмитрий Александрович, ответьте, пожалуйста, если сможете, какую работу, разъяснительную или ещё какую-то, проводят либо должны проводить органы местной власти, ГУФСИН, для того чтобы снять это напряжение, вообще какие-то меры здесь можно принять? ШАТОХИН Д. А. Спасибо за вопрос, он абсолютно правильный. Ещё раз скажу: всё-таки данный законопроект хорош тем, что мы разработали его не на основе каких-то умозаключений, а на основе практики. Предприятие, уже применяющее труд осуждённых, о котором я говорил, оно такое не единственное, в Пермском крае тоже это применяется. Действительно, поначалу, в 2013-2014 годах, там столкнулись с нежеланием со стороны местных жителей, местного сообщества, чтобы такой труд применялся, но мы считаем, что в дальнейшем ситуацию всё-таки удалось переломить, и здесь очень важна роль местных депутатов, местной администрации, которые разговаривали, объясняли, что нет никакой опасности, что есть надзор. Я сам был в этом районе относительно недавно и никакой напряжённости не видел. Но самое главное - опасность закрытия того предприятия была нивелирована, а если бы произошло, не дай бог, закрытие данного предприятия, то опасность для местного сообщества была бы намного больше. В результате применения данных мер предприятие сегодня успешно работает, платит хорошие налоги, есть договор о социальном партнёрстве, всё это стало возможным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я не согласен с Павлом Владимировичем в том, что это локальный вопрос. Запомните, если вы не будете выполнять указы президента, раз у нас сейчас указная система, то вот этими благими намерениями будет вымощена дорога в ад. Идея правильная, но нереализуемая в этой системе, объясню почему. У меня есть личный опыт работы с двумя спецкомендатурами. Для чего использовался этот труд и как? Крупное предприятие - вот я видел, здесь был Гартунг, он может вам подтвердить - как правило, людей, условно осуждённых, условно-досрочно освобождённых, находящихся в колонии-поселении, использовали на тяжёлых производствах, там, куда гражданские не шли, но им платили нормальную зарплату, выше средней по предприятию. Сложность заключается в том, что без спецкомендатуры вы ничего не сделаете, особенно в нынешних условиях, когда и так напряжённая ситуация и местные жители не получают достаточную заработную плату. Никуда вы не денетесь - напряжение будет, и без специального контингента для сопровождения ничего не получится. Далее. Мне вообще непонятны цифры: 4 тысячи, 12 тысяч... Ну вы поймите, вы без предприятий, если не будете обеспечивать импортозамещение... А у нас ведь что происходит? Даже если брать многие работающие предприятия со сложным циклом производства - локализация наших, российских предприятий ниже 50 процентов. У нас в стране фактически не осталось литейного производства. Благодаря некоторым нашим коллегам сохраняется ещё в достаточно большом количестве кузнечное производство. А именно там, на кузнечно-прессовом производстве, литейном, сварочном, окрасочном производстве, как раз и использовался труд осуждённых. А у нас всё это локализовано в Китае и на других территориях, у нас профессионалов не осталось. Кроме того, у нас сегодня из-за недоработок и непонимания правительством и ФСИН своих задач у тех, кто много денег украл, второй паёк на зоне и так далее - вы видели фотографии Цапка с деликатесами. Мне кажется, что это фундаментальный вопрос и вот таким локальным образом вы его не решите. Мы должны понимать: вопрос не решится, если производство не начнёт работать и мы не пересмотрим всю систему, чтобы в тюрьме был не курорт для тех, кто провинился, а чтобы они отбывали там наказание и приносили пользу. Для этого нужно фундаментально посмотреть, какие технологии туда отдать, как обновить производство. А у нас получилось, что на определённом этапе руководители тюрем оказались богатыми людьми за счёт того, что в принципе занимались бизнесом на государственном оборудовании. Идею поддерживаем, но я уверен, что она не будет реализована в силу экономической непроработанности. И у нас появилась новая категория законопроектов. Вы обратите внимание, мы второй день рассматриваем законопроекты без финансово-экономического обоснования, какие ни один из вас не смог бы даже внести на рассмотрение. У нас написано: если требуются финансово-экономические затраты, нужно заключение Правительства Российской Федерации. А здесь уважаемые члены Совета Федерации просто берут и пишут, что затрат не потребуется, и комитет соглашается, а реально, я утверждаю, без серьёзных затрат вопрос не решить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. Олег Анатольевич, кто у вас от фракции? Гартунг. Три минуты поставьте. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Павел Владимирович! Затронута важная тема - изменение ситуации с организацией труда осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях, но в действительности это какие-то непрорывные, неконцептуальные попытки улучшить ситуацию с выгодой, с пользой прежде всего для страны, ну, в том числе и для осуждённых, которые должны компенсировать ущерб. Какие самые большие проблемы сегодня в стране? Да не только сегодня, но и вчера, и позавчера - всегда были. Самая большая беда - это дороги. У нас огромное количество осуждённых, десятки и десятки тысяч осуждённых, которые отбывают наказание именно в колониях-поселениях, и - мы только недавно проводили заседание, где приводились цифры, - 300 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Давайте посмотрим поглубже, этот вопрос как раз в вашем ведении находится. Кто-то когда-то придумал вот эту модель - отбывание наказания в колонии-поселении, тут, мол, и наказание, и труд, но на самом деле труд какой-то бестолковый, бесполезный. У нас с дорогами беда! Давайте сконцентрируем всю эту армию - а это большая армия, - во всяком случае тех людей, которые не совершали насильственных преступлений... Коллеги, ну почему вот этих выпивших водителей, которые под градусом совершили преступления, даже каких-то жуликов, мошенников надо охранять с собаками, с автоматами? Пусть они работают на дорогах! У нас, посмотрите, полгода зима, полгода надо дороги ремонтировать - вот туда их направьте, и будет виден результат. Посмотрите, есть сегодня в Москве желающие лопатой помахать (я уже не говорю про мой любимый Петербург)? Не найти ни среди местных, ни даже среди приехавших. Их как ветром сдуло! Когда много снега, они говорят: нет-нет-нет, за такую зарплату мы не будем работать. Вот там, на коммерческих предприятиях, в сталелитейных, в кузнечных цехах и так далее задачи всё-таки больше коммерческие, а убрать снег, мусор, грязь - это задача наша, государственная, непосредственно власти. Посмотрите, со свалками какие проблемы, там тоже не найти желающих работать. Вот моё предложение: давайте их туда направим. Во всяком случае, для лиц, совершивших ненасильственные преступления, не нужно будет решать вопрос с многочисленной охраной, достаточно будет браслета на ноге, а пользы будет гораздо больше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович от фракции. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно же, людей, о которых идёт речь в этом законопроекте, нельзя направлять на работы на открытой местности, должно быть изолированное место, и те, кто с этим сталкивался в своё время, хорошо это понимают. И собственно говоря, я хочу напомнить, что всё новое - это хорошо забытое старое: такие системы спецкомендатуры работали, и работали они на промышленных предприятиях. Как правильно сказал Николай Васильевич, они работали как раз на предприятиях, где есть участки с трудными условиями труда: кузнечное производство, литейное производство, окраска, то есть там, где сложные, тяжёлые, вредные условия труда. Действительно, таких производств стало меньше, и это, может быть, хорошо, значит, у нас сейчас улучшаются условия труда, но, к сожалению, это связано не с тем, что у нас стали применяться более высокие требования к экологичности производства, а в силу того, что масштабы производства стали меньше. И таких мест, где можно этих людей трудоустроить, всё меньше и меньше, тем не менее они есть, потребность в рабочей силе есть, и эту норму закона мы приветствуем. Наша фракция это поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Брыкин Николай Гаврилович. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаю вернуться к истории данного проекта федерального закона. В своё время, ещё в 2015 году, наш коллега депутат Хинштейн Александр Евсеевич поднял эту тему - хорошо, что сегодня, спустя четыре года, мы её реализуем в этом законопроекте. Вся исправительная система и каждое исправительное учреждение в отдельности должны выполнять задачи обеспечения выхода осуждённых не только физиологически и психологически здоровыми, но и приспособленными к нормам, принятым на свободе, чтобы в дальнейшем они могли полноценно жить в обществе. В своём докладе Павел Владимирович сказал о ресоциализации осуждённого человека: отбыв наказание, он должен вернуться в общество и полноценно продолжать свою жизнь, это как раз главная задача всех исправительных учреждений, и в первую очередь она должна решаться на государственном уровне. Вот для этих целей данный законопроект как раз и подготовлен: предлагается использовать труд осуждённых вне исправительных центров, колоний-поселений, то есть на предприятиях любой формы собственности, заключивших договор с учреждением уголовно-исполнительной системы. При этом за счёт средств предприятий, что в свою очередь экономит бюджетные средства, будут создаваться условия для организации труда осуждённых, для их безопасного нахождения на предприятиях и проживания в специально созданных общежитиях. В целях обеспечения прав осуждённых в законопроекте устанавливаются требования к их материально-бытовому обеспечению, распорядку - вот был такой вопрос, и мы говорили, что распорядок должен быть, - возмещению расходов за проживание в общежитии, порядку регистрации и регламенту трудовых отношений в соответствии с федеральным законом. Причём все эти требования соответствуют условиям, которые созданы в исправительном центре или колонии-поселении, поэтому положение осуждённых не ухудшается, а, учитывая перспективы, которые были отмечены, в частности то, что заработок в несколько раз будет превышать среднюю заработную плату, явно улучшится, что, соответственно, положительно скажется на трудовой адаптации осуждённых. Вот коллеги говорили о том, что нужно создавать ряд специальных подразделений, - наверное, это правильно, и я думаю, что у нас есть такая возможность. Наверное, нужно искать не причины, а пути решения проблем и ко второму чтению подготовить поправки. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, так как считает его важным и нужным. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Александрович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. ШАТОХИН Д. А. Уважаемые депутаты, спасибо за обсуждение, мы внимательно отнесёмся ко всем замечаниям. Я хочу сказать, что этот проект закона - плод фактически пятилетней работы команды. Спасибо и Минюсту, и УФСИН, а также Павлу Владимировичу лично большое спасибо за то, что он, проявляя терпение, каждый раз давал возможность подправить редакцию. Мы считаем, что это только начало пути к тому, чтобы трудовая деятельность осуждённых была достаточно гуманной, справедливой и эффективной, поэтому просим поддержать данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик не будет выступать, поэтому ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 03 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.