Заседание № 182

16.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412669-8 "О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части исследований структуры рынка потребления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3226 по 3953 из 4647
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 4          
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой         
деятельности в Российской Федерации". Доклад Александра Николаевича             
Козловского.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Думаю, ни для кого не        
секрет, насколько ценна информация, касающаяся экономических процессов.         
Данные о российских товарных рынках, ценах на товары повседневного спроса,      
динамике трат на различные товары, о здоровье населения, медицинских            
диагнозах, рекомендуемых медикаментах могут быть использованы во вред           
интересам России. Последние 20 лет иностранные компании ведут исследования,     
собирают и аккумулируют данные о наших товарных рынках. Представленным          
законопроектом мы ограничиваем участие иностранных компаний в исследованиях     
российского рынка для обеспечения суверенитета страны, а также для              
обеспечения возможности развития российских исследовательских организаций.      
                                                                                
Законопроектом вносятся изменения в главу 4 закона № 381-ФЗ "Об основах         
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"    
путём введения новой статьи 20-2. Данной статьёй устанавливаются механизмы      
регулирования деятельности исследовательских компаний и порядок осуществления   
деятельности по исследованию структуры рынка потребления. Вводится понятие      
"организатор исследования структуры рынка потребления", определяются            
обязанности, а также уточняются полномочия Федеральной антимонопольной службы   
и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных          
инвестиций в Российской Федерации.                                              
                                                                                
Организатором исследований структуры рынка потребления может являться           
российское юридическое лицо, которое оказывает услуги по сбору, обработке и     
анализу данных о структуре товарного рынка в Российской Федерации, совокупный   
размер выручки которого за последний календарный год - не менее 30 миллионов    
рублей. Исследовательские компании должны обеспечить соблюдение ряда            
требований, а именно: компания должна быть российским юридическим лицом, не     
менее 80 процентов уставного капитала компании должно принадлежать российским   
юридическим или физическим лицам, обработка полученных в результате             
исследования данных, их систематизация, анализ и хранение должны                
производиться техническими средствами, размещёнными на территории Российской    
Федерации, в порядке, установленном Роскомнадзором по согласованию с            
Федеральной службой безопасности.                                               
                                                                                
Не допускаются исполнение любых решений недружественных государств о введении   
ограничительных мер в отношении России, дискредитация страны, а также           
манипуляции данными, публикации и использование заведомо недостоверных          
данных. Владение, управление либо контроль прямо или косвенно организаторов     
исследований товарных рынков иностранными лицами должно быть согласовано        
Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных           
инвестиций в Российской Федерации.                                              
                                                                                
Исследовательская компания должна направить заявление о включении сведений о    
себе в реестр, который будет вести Федеральная антимонопольная служба России.   
Организатор обязан не позднее 1 апреля представлять отчёт в ФАС о проведении    
исследований за предыдущий год и размещать такой отчёт на своём официальном     
сайте в сети "Интернет".                                                        
                                                                                
Данный законопроект не затрагивает деятельность компаний, занимающихся          
исследовательской деятельностью, с выручкой менее 30 миллионов рублей.          
                                                                                
Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление         
президента концептуально поддерживают данный законопроект. Вместе с тем         
имеются замечания, над которыми мы будем работать при подготовке данного        
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Прошу поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва.                                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что    
в основе принятия стратегических решений, направленных на развитие              
хозяйствующих субъектов и даже государств, всегда лежит информация, которая     
получена, проанализирована, обработана в определённых целях                     
специализированными организациями для приведения в жизнь этих решений. Не       
секрет, что в отдельных случаях сбор такой информации и проведение опросов на   
территории Российской Федерации осуществляются иностранными компаниями или      
компаниями с иностранным участием, которые зачастую преследуют цель             
дискредитации нашего государства, навязывают невыгодные для развития            
отечественных отраслей экономики выводы, приоритетно продвигают в России        
иностранную продукцию, услуги, например лекарственные средства и                
образовательную деятельность. Деятельность таких компаний для нашей страны во   
многом является дестабилизирующим фактором и может быть направлена на подрыв    
экономического суверенитета нашего государства. Такая ситуация неприемлема,     
особенно в нынешних условиях, поэтому рассматриваемый законопроект призван      
определить правовой статус организаторов исследований структуры рынка           
потребления, определить допустимость сферы исследований, регламентировать       
правила проведения исследований и установить ограничительные требования к       
деятельности компаний, которые организуют подобные исследования.                
                                                                                
Чтобы законопроект эффективно работал, комитет считает, что требуются его       
доработка и уточнение отдельных положений. В частности, Федеральная             
антимонопольная служба будет вести реестр организаторов исследований,           
ежегодно в ФАС России организаторами исследований представляются сведения об    
использованных методиках, способах, технологиях проведения исследований         
структуры рынка потребления и программ для электронных вычислительных машин,    
которые используются. В связи с этим представляется, что новации                
законопроекта в части действия Федеральной антимонопольной службы должны        
найти отражение в 135-м Федеральном законе "О защите конкуренции" и в           
Положении о ФАС.                                                                
                                                                                
Комитет также считает целесообразным внесение корреспондирующих положений в     
57-й Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в        
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения         
обороны страны и безопасности государства".                                     
                                                                                
Кроме того, считаем, что нам необходимо для устранения неопределённости в       
правоприменении, в частности, конкретизировать перечень исключений из           
предмета регулирования законопроекта, которые не относятся к исследованиям      
структуры рынка потребления. Речь идёт об исследованиях, проводимых             
организацией в собственных интересах, например исследования в отношении         
собственной деятельности торговых сетей по исследованию рынка в целях           
повышения эффективности продвижения товаров и взаимодействия с поставщиками.    
                                                                                
В комитет также поступают предложения распространить требования законопроекта   
на владельцев информации и автоматизированных систем, обрабатывающих массивы    
информации, утечка которых, в том числе и персональных данных, может            
негативно сказаться как на гражданах Российской Федерации, так и на интересах   
страны в целом. К таким владельцам информационных и (или) автоматизированных    
систем относятся аналитические, исследовательские и научно-исследовательские    
организации и компании, имеющие иностранный капитал, - также компании могут     
представлять потенциальную угрозу национальной безопасности страны.             
                                                                                
В целом можно отметить, что отдельные положения законопроекта нуждаются в       
дополнительном обсуждении, но при этом законопроект является концептуально      
своевременным и важным решением, принятие которого обеспечит подконтрольность   
и объективность проведения исследований, предотвратит недобросовестные          
действия хозяйствующих субъектов и различного рода информационные манипуляции   
на рынках нашей страны.                                                         
                                                                                
Комитет предлагает поддержать принятие законопроекта в первом чтении.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Метшин Айдар Раисович, пожалуйста.                                              
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Поясните, пожалуйста, на каком основании одним из критериев является размер     
выручки в объёме 30 миллионов рублей? Указанные требования, помимо              
непосредственно иностранных компаний, значительно ограничивают круг лиц,        
которые могут быть включены в данный реестр, ограничивая конкуренцию.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Козловскому включите микрофон.                
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Объём выручки 30 миллионов рублей появился на основании        
исследований, согласно которым у российских компаний, которые работают на       
этом рынке, на сегодняшний день объём выручки ниже 30 миллионов рублей, всё,    
что выше, - это в основном зарубежные компании, вот был проведён такой          
анализ. Это первое.                                                             
                                                                                
Ну и второй момент. Есть такое понимание, что компании с выручкой менее 30      
миллионов рублей, занимаясь исследовательской деятельностью, не несут угрозы    
безопасности страны.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Александр Дмитриевич, вопрос докладчику.                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, очень хороший и актуальный законопроект.        
Скажите, пожалуйста, после принятия закона западные компании из                 
недружественных стран больше не смогут проводить исследования, указанные в      
законопроекте? И могут ли западные компании быть заказчиками таких              
исследований у российских компаний?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Козловскому включите микрофон.                            
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Ну, у нас, как уже я сказал, основное ограничение - это        
всё-таки объём выручки не менее 30 миллионов рублей. Есть ещё ограничение по    
объёму исследований - свыше 50 процентов регионов Российской Федерации.         
Соответственно, зарубежные компании, которые подпадают под эти критерии, не     
смогут заниматься исследовательской деятельностью.                              
                                                                                
Что же касается того, смогут ли они заключать соглашения с российскими          
компаниями, - да, таких ограничений нет. Но российские компании, которые        
занимаются большими исследованиями, тоже попадут в реестр, и за ними будет      
вестись надзор. Соответственно, вся информация, которую будут получать и        
передавать зарубежным компаниям, будет идти через Роскомнадзор. Ну и будут      
определены правила. Также есть возможность подзаконными актами устанавливать    
дополнительные критерии для оценки деятельности таких компаний, которые         
занимаются исследованиями.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, правильно ли я понимаю, что если сбором         
информации, манипулированием, клеветой, дезорганизацией нашего                  
информационного поля при помощи исследований захочет заниматься маленькая       
иностранная компания с доходом меньше 30 миллионов, то никаких ограничений мы   
на её пути ставить не будем, что это только для больших? С другой стороны,      
правильно ли я понимаю, что если, скажем, маленькая российская компания с       
оборотом до 30 миллионов захочет заниматься тем же самым, то мы опять никак     
не будем на неё влиять, не будем её ограничивать?                               
                                                                                
Ну и не странно ли сейчас всё-таки - это третья часть вопроса - заниматься      
ограничением торговых исследований, начинать с этой сферы в ситуации, когда у   
нас, скажем, в сфере аудита бывшая "Большая четвёрка" просто другую марку на    
себя налепила и продолжает заниматься в России сбором, по сути дела,            
абсолютно шпионской информации?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Козловскому включите микрофон.                            
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Ну, это представление не совсем верное, потому что этим        
законопроектом мы как раз вводим ограничения и даём возможность Правительству   
Российской Федерации вводить дополнительные критерии. И конечно, мы будем       
следить, я думаю, правительство будет следить за тем, как и что происходит на   
этом рынке.                                                                     
                                                                                
А что касается опять-таки смены названий, большие компании, которые             
занимаются глобальными исследованиями, всё равно даже под другими названиями    
попадут в этот реестр, и уже Правительственная комиссия по контролю за          
осуществлением иностранных инвестиций будет принимать решение о возможности     
участия данной компании в этих исследованиях.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Спасибо. Вопрос и к разработчикам, и к представителям комитета.                 
                                                                                
Ну, во-первых, хотелось бы услышать примеры вот таких манипуляций,              
затрагивающих вопросы национальной безопасности, со стороны исследовательских   
компаний даже просто для работы с гражданами.                                   
                                                                                
И второй момент. Мы всё-таки идём по пути ограничения таких компаний и          
игнорируем путь привлечения к ответственности за такие манипуляции. Ведь        
любые исследования - это же ресурс, который в интересах страны может            
использоваться. Мы же понимаем, что зарубежные инвесторы наверняка больше       
доверяют тем компаниям, которые они знают, и, отказываясь от них, мы тем        
самым себя ограничиваем в части, так скажем, прозрачного общения с внешним      
миром. Всё-таки рассматривался ли вопрос определения ответственности этих       
компаний за такого рода манипуляции?                                            
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. В законопроекте предусмотрена ответственность, там есть        
стандартная фраза, которая включается в подобные законопроекты.                 
                                                                                
Что касается возможностей работы на российском рынке для тех компаний,          
которые будут приносить пользу для российских компаний, если эти данные будут   
использоваться опять-таки заказчиками во благо России, они предусмотрены.       
Поэтому есть возможность и есть всегда отклонение, то есть существует           
правительственная комиссия, которая по международным соглашениям может          
принять решение о возможности проведения таких исследований. Другое дело, что   
храниться эти данные должны на территории Российской Федерации, по правилам,    
предусмотренным на территории Российской Федерации. Это, наверное, основные     
положения и основные ограничения, которые вводятся этим законопроектом.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Николаевич, мне кажется, что в вашем         
докладе мы не услышали главного - скажутся ли изменения правового статуса       
организаторов исследований... Ну, избавились от внешних конкурентов, компаний   
с иностранным участием, внутренние конкуренты, там где нет доходов в 30         
миллионов... Кстати, из чего складываются эти доходы для исследовательской      
организации? Вы не указали источники этих доходов. А вот что касается           
конечной цели - применения данных в законодательно установленных целях (об      
этом говорится в вашей пояснительной записке). Вот скажите, пожалуйста, за 15   
лет действия этого закона в итоге работы этих компаний какие законы, которые    
улучшили наш потребительский рынок, были приняты, рекомендованы нам? Даже       
цены на яйца и топливо в ручном режиме урегулировали сейчас! Нужны ли вообще    
эти исследовательские организации? Мы ведь были в ситуационном центре у         
Мишустина, там всё знают - и про цены знают, и что депутат Аксаков в            
ресторане ел, и за сколько. Зачем тогда нужны вот эти структуры                 
дополнительные?                                                                 
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Ну, исследования, вообще-то, проводятся постоянно и на         
территории зарубежных стран, другое дело - как эти данные используются, они,    
как говорится, двойного назначения, их можно использовать во благо... Даже в    
советское время всегда изучали рынки, потребности и на основании этого          
регулировали, ну, организовывали дополнительные производства в той или иной     
сфере, в той или иной отрасли. Конечно, для компаний, которые работают вот на   
этом рынке, - в первую очередь, наверное, для торговых сетей - эти              
исследования просто необходимы, чтобы на полках всё-таки не пропадали           
продукты. А ваш пример с яйцом, ну, то, что у нас произошло, - это, наверное,   
исключение из правил. Эти исследования нужны, эти компании должны               
развиваться, они должны развиваться на территории Российской Федерации,         
должны появиться мощные компании, которые будут обладать необходимыми           
компетенциями, как и зарубежные компании.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Александр Николаевич, в продолжение данного вопроса. Вот в Российской           
Федерации существуют все структуры для исследования потребительского рынка, и   
вопрос у нас не в том, как что-то продать, а в том, как что-то произвести. У    
нас есть закон "О стратегическом планировании...", который не действует         
должным образом, - может быть, нам пора переходить к плановой экономике? Что    
касается информации, в налоговой инспекции есть вся информация о финансах, в    
органах статистики есть вся информация о рынке, у нас есть Академия наук,       
которая должна заниматься организацией всех исследований, у нас есть все        
структуры - зачем нужна дополнительная структура, которая будет пользоваться    
информацией? Древние говорили: "Кто владеет информацией, тот владеет миром".    
Почему мы отдаём информацию непонятным организациям? Вот в Ростове-на-Дону      
закрывается очередная ярмарка, и этот закон никак не повлияет на то, что        
качественно продукт... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Ну, ваш вопрос, или ваше предложение, никак не касается        
данного законопроекта. На основании исследований, которые проводятся в          
последние десятилетия, работают многие продавцы, и я думаю, что здесь просто    
необходимо всё-таки сконцентрироваться на том, чтобы обезопасить себя,          
сделать так, чтобы информация, которая на сегодняшний день существует и         
собирается, не использовалась во вред Российской Федерации.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович.                               
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос в отношении тех компаний, которые входили в большую четвёрку      
аудиторов. Они же остались в Российской Федерации, только теперь поменяли       
название, и у меня есть информация, что они как работали с нашими               
госучреждениями и министерствами, так и работают, по сути ничего не             
поменялось - менеджмент тот же, люди те же, агенты влияния те же. Так что       
законопроект-то, конечно, важный, его надо принимать, но, мне кажется, надо     
во втором чтении учесть и эти моменты. Вы продумывали вот именно этот вопрос?   
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Что касается работы с госорганами, с муниципальными            
учреждениями, они всё-таки работают по 44-му федеральному закону,               
соответственно можно предусмотреть и обезопасить выход этой информации с        
территории Российской Федерации и её использование против нашей страны. Но      
тем не менее ко второму чтению мы будем работать над поправками, и, наверное,   
этот вопрос тоже следует обдумать, возможно, появится поправка.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говырин Алексей Борисович.                                
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к авторам.                         
                                                                                
Безусловно, законопроект важный, нужный, актуальный и своевременный, но наша    
задача - сделать так, чтобы он работал, и в этой связи, конечно, мы должны      
все формулировки внимательно посмотреть. Вот одна из формулировок, одно из      
положений, заключается в том, что исследовательская компания обязана не         
использовать недостоверные данные о структуре товарного рынка в Российской      
Федерации и также не размещать и не создавать условия для их размещения в       
сети "Интернет".                                                                
                                                                                
У меня вопрос: по каким критериям будет определяться недостоверность данных о   
структуре товарного рынка и какие санкции будут предусмотрены при нарушении     
данного пункта?                                                                 
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. К этой работе будут подключены Федеральная антимонопольная     
служба, Роскомнадзор, ну и, конечно, силовые структуры, и они уже определят,    
насколько эта информация достоверна. В законопроекте предусмотрено              
исправление нарушений в части подачи недостоверных сведений в течение           
определённого времени, в противном случае в дальнейшем будут наступать          
санкции вплоть до того, что, если, например, компания всё-таки не привела в     
соответствие вот эту пропорцию, 20 на 80 процентов (80 процентов - это          
российские учредители, 20 процентов могут быть иностранными), будет             
принудительная продажа акций компании или перевод её всё-таки российским        
учредителям. В законопроекте это всё предусмотрено. Если вы считаете, что там   
как-то не так это всё прописано, мы можем ко второму чтению всё-таки эти        
изменения внести.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич.                            
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, конечно же, поддерживаю концепцию               
законопроекта, он должен противодействовать каким-то исследованиям или          
использованию данных недружественными странами, которые угрожают национальной   
безопасности, но есть несколько вопросов, вытекающих даже из вопросов коллег.   
                                                                                
Критерии однозначно нуждаются в доработке. Если мы хотим ограничить, почему     
мы оставляем 20 процентов иностранным лицам? Они же могут, наверное, внутри     
обмениваться информацией. Нужно тогда жёстче ставить вопрос: на 100 процентов   
российская компания.                                                            
                                                                                
Ну и конечно, вопрос по сути. Есть ли вообще оценка, сколько таких              
исследовательских компаний у нас работает, сколько останется после создания     
такого фильтра? И если это дополнительные требования, то проходил ли            
законопроект регуляторную гильотину?                                            
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Что касается ужесточения требований, то я сказал, что в        
данном законопроекте предусмотрена установка дополнительных критериев для       
оценки деятельности таких компаний подзаконными актами правительства, поэтому   
правительство всегда может это регулировать.                                    
                                                                                
Что касается того, сколько таких компаний. Ну, количество я вам не назову,      
но, по нашей оценке, мы всё-таки основную часть этих компаний, когда вводим     
ограничение по выручке свыше 30 миллионов рублей, отсекаем от этой              
деятельности, то есть они должны привести в соответствие с требованиями         
данного закона свою деятельность.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смирнов Виктор Владимирович.                              
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к докладчику.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, 30 миллионов рублей от совокупной выручки? У    
нас любое юридическое лицо разными видами деятельности может заниматься:        
исследовательской, производственной. Вот 30 миллионов рублей, которые вы        
определили в качестве критерия, всё-таки от совокупной выручки или от выручки   
по исследованиям?                                                               
                                                                                
И ещё вопрос. Каким образом, в вашем представлении, можно отделить              
коммерческое исследование, проводящееся с коммерческими целями, от научного     
исследования или от исследования, носящего публицистический характер?           
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Мы в первую очередь говорим о тех компаниях, которые           
профессионально занимаются исследованиями, для которых это основной вид         
деятельности. Поэтому, когда мы говорим о 30 миллионах рублей, конечно, это     
касается в первую очередь исследовательской деятельности. Те компании, у        
которых основной вид деятельности совсем другой, а это попутный вид             
деятельности, наверное, это затрагивать не будет.                               
                                                                                
Так, а второй вопрос у вас...                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По научным исследованиям.                                 
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. По научным исследованиям. Ну, мы тоже такие исследования       
проводили: основная часть компаний, которые занимаются вот такими научными      
исследованиями, научными разработками, это всё-таки компании с выручкой менее   
30 миллионов рублей. И опять-таки, обращу внимание, это всё-таки мы говорим     
об исследованиях на товарном рынке.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а составление товарных, продуктовых, однопродуктовых       
балансов, многопродуктовых балансов, межотраслевого баланса - это является      
исследованием на товарных рынках или нет?                                       
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Ну, я вам могу сказать, что те исследования, которые           
проводятся коммерческими организациями и выдаются под разными наименованиями,   
но проводятся на товарных рынках, являются такими исследованиями и, конечно,    
подпадут под действие этого закона. Но опять-таки если мы говорим про           
исследования, которые на сегодняшний день проводят госорганы или                
муниципалитеты, государственные учреждения, то действие этого закона на них     
не распространяется на сегодняшний день.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, коллеги, нам надо закончить рассмотрение этого вопроса, потом по 118-й     
статье у нас несколько законопроектов и несколько проектов постановлений        
Государственной Думы. Не будет возражений? Спасибо.                             
                                                                                
Так, от "ЕДИНОЙ РОССИИ" два человека. Кто от фракции выступает?                 
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Я вот хотел бы просто ознакомить коллег: "Pricewaterhouse..." теперь            
называется "ТД", "Ernst & Yong" - "Б1", а знаменитая компания "KPMG" теперь     
"КЭПТ".                                                                         
                                                                                
Понимаете, закон очень важный, его надо принимать, но, мне кажется, надо ещё    
и усиливать ответственность за разглашение этих данных, потому что, по сути,    
как я уже говорил, люди все те же - люди, которые обучались за границей и       
которые мотивированы работать за рубежом, и вся информация, которую сейчас      
будут получать эти агентства, формально российские, будет уходить если не       
официально, то с личных компьютеров и с личной почты за границу и будет         
использоваться нашими недругами, как, кстати, и использовалась в своё время и   
продолжает использоваться. Так что закон, конечно, надо принимать, и его надо   
дорабатывать: надо исключать вообще участие тех бывших исследовательских        
компаний, как бы они там по-русски ни назывались, в работе с госструктурами и   
особенно при выяснениях и проведении мониторинга нашей экономики. И плюс ко     
всему надо усиливать ответственность за утечку этих данных из тех или иных      
исследовательских институтов.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень важный законопроект, один из самых важных в эту        
сессию, но процесс вопросов и ответов немного увёл нас в сторону от предмета    
регулирования. Ведь если речь идёт о товарных рынках и о потреблении, то во     
главе угла должны стоять интересы потребителей, наших граждан. А для чего это   
нужно делать? Для того, чтобы с помощью такого рода исследований оценивать,     
насколько сегодня продовольствие доступно для самых разных социальных групп.    
Это должна быть при доработке ко второму чтению приоритетная задача. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Это должна быть информация, которой могут пользоваться все без          
исключения производители продуктов питания, это не должно быть каким-то узким   
знанием, которое работает на обогащение только какой-то одной группы лиц. Это   
должна быть информация, которая способствует росту объёмов и качества           
российского продовольствия на основе обратной связи. Ну и наконец, это должна   
быть информация, открытая для малого и среднего бизнеса в сфере услуг,          
который может ориентироваться на эти данные, для того чтобы понимать, какие     
товарные марки, новые бренды, какие новые отечественные продукты пользуются     
максимальным спросом, и, соответственно, вкладываться в их расширенное          
производство.                                                                   
                                                                                
Это всё ко второму чтению законопроекта должно быть предметом соотнесения не    
только с полномочиями Федеральной антимонопольной службы, но и с пониманием     
того, а какой будет структура нового рынка исследований и измерений. У нас с    
вами есть прецедент, когда мы на рынке рекламы, на рынке средств массовой       
информации увидели движение со стороны деловых кругов, а они договорились о     
том, что у них будет единая методика, и сегодня все контракты в сфере рекламы   
принимаются на основе понимания, какова аудитория у того или иного средства     
массовой информации. Вот точно так же, не менее достоверно, должны              
восприниматься исследования, которые будут сдаваться почему-то к 1 апреля       
(наверное, так полезно), но они не просто должны сдаваться, они должны          
публиковаться, они должны быть доступны, они должны быть источником, который    
стимулирует рост товарооборота. Поэтому, безусловно, то, что до сих пор такие   
ценные данные принадлежат зарубежным компаниям, - это неправильно, но надо,     
чтобы мы получили ко второму чтению понимание, сколько российских               
исследовательских центров будет на условиях честной конкуренции заниматься      
исследованием продовольственного рынка.                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает законопроект в первом чтении при условии его          
существенной доработки ко второму.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Ну вообще совершенно потрясающий законопроект, потому что       
запрещают то, что не знают! То есть непонятно, что является предметом           
исследований потребительского рынка, что будет конечным результатом, кто это    
будет делать, но при этом это нужно запретить.                                  
                                                                                
По факту, я задала вопрос, самое примитивное и самое важное для исследований    
рынка то, что у нас не делалось, не делается уже много лет, но что делалось в   
Советском Союзе, - это балансы: баланс рабочей силы, баланс однопродуктовый,    
строительных материалов, продовольствия, чего угодно. Для любого принятия       
решений по поводу ограничений, квот, пошлин нужно прежде всего понимать         
баланс производства и потребления, что у нас идёт на внутренний рынок, что у    
нас идёт на экспорт, и тогда на это надстраиваются все инструменты.             
                                                                                
Кто этим занимается? Госкомстат у нас этим занимается? Нет. У нас               
межотраслевой баланс не делается, межотраслевой баланс! И вообще уже осталось   
несколько человек в стране, которые знают, что это такое: затраты выпуска,      
какая модель затрат выпуска и какую для этого надо собрать информацию. Я один   
из них, из этих нескольких человек. И кто этим будет заниматься? 30 миллионов   
рублей - что, разве можно сделать межотраслевой баланс не только страны, а      
отдельного региона за 30 миллионов? Методику даже не сделать! И получается      
куча ограничений. Мало того что у нас уже все сидят и все боятся заниматься     
оборонной тематикой - физики, химики, биологи, - у нас теперь уже экономисты,   
математики, вообще экономисты будут бояться заниматься чем-либо в области       
исследований рынка, включая Госкомстат.                                         
                                                                                
Никакой информации нет, чтобы сопоставить эту информацию, и никакой             
информации нет у министерств, совершенно элементарной. Я неоднократно           
запрашивала министерство экономики, какая у них есть по разным направлениям     
информация, если вообще есть. Поэтому абсолютно... То есть, если что-то         
предлагать, надо хотя бы существо вопроса понимать, физический смысл, что мы    
ограничиваем, чем мы запрещаем заниматься, кому мы разрешаем.                   
                                                                                
О том, что манипулирование и участие "большой четвёрки"... А как они            
манипулировали нашим налоговым законодательством? И до сих пор все советы,      
все разработки идут от них. А как они манипулировали и продолжают               
манипулировать нашей финансовой политикой? Всё то же самое: по трафарету все    
рекомендации идут от них, и следуют этим рекомендациям и в финансовой, и в      
бюджетной политике, и в налоговой политике.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антропенко... А, прошу прощения.                          
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, от фракции.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи, уважаемые     
коллеги! Вы знаете, законопроект, конечно, очень важный, но пока он             
производит впечатление удивительного сочетания беспомощности и нелепости. Ну,   
мы не можем противостоять клевете объективно, мы не можем противостоять         
манипуляциям, мы не противостоим захвату наших рынков - давайте противостоять   
хотя бы исследованиям всего этого. И почему только товарные рынки?              
                                                                                
Коллеги, я понимаю, что законопроект разрабатывался для того, чтобы не давать   
исследовать, что у нас происходит на топливном рынке на самом деле, вот без     
этих официальных бессмысленных риторик, когда вылезают люди и говорят           
неизвестно что, то, что не имеет никакого отношения к реальности. Я понимаю,    
что он разрабатывался, может быть, уже с учётом кризиса на рынке яйца и         
курятины, про который нам тоже сказки рассказывают до сих пор. Коллеги, у нас   
сейчас уже коммунальный кризис: ваши одичалые, очумелые менеджеры эффективные   
разрушают сейчас уже и коммуналку. Может, давайте дополним не только            
товарными рынками, но и рынками услуг, а то как-то в коммуналочке ещё можно     
правду исследовать.                                                             
                                                                                
Вы знаете, в 1997 году Анатолий Борисович Чубайс, который сейчас называется     
по-другому, а тогда он возглавлял администрацию президента Ельцина, на одну     
мою бумагу наложил резолюцию. Я её запомнил дословно, потому что она была       
чудесной (цитирую): "В силу характера государственности любая аналитическая     
деятельность является антигосударственной деятельностью". Кавычки               
закрываются. Умри Анатолий - лучше не напишешь. Но у меня ощущение, что мы      
сейчас эту цитату отливаем в какие-то законодательные нормы.                    
                                                                                
Вот здесь люди некоторые посмеиваются. Я понимаю, у нас вся страна смеётся,     
когда людям называешь официальные показатели по инфляции. Меня пару раз чуть    
не побили в регионах, когда я не успел сказать, что это официальные данные по   
масштабам роста цен на товар. Что, теперь, значит, мы собираемся запретить      
крупным компаниям изучать в том числе рост цен на товарных рынках? Спросят:     
"А сколько у нас рост цен на яйца?" - "Не могу знать, не могу исследовать,      
мне это запрещено, мне на это лицензию не выдали". Потому что понятно, что 30   
миллионов для исследовательской деятельности, если она серьёзная, немного.      
                                                                                
Причём, понимаете, здесь было сказано, что это противодействие захвату          
рынков. Вы знаете, захват рынков Российской Федерации осуществляется на         
основании законов, которые мы с вами здесь принимаем, на основании того, что    
мы до сих пор члены ВТО. И министры правительства, министр иностранных дел      
нам рассказывает сказки, что ВТО регулирует 97-98 процентов мировой торговли,   
и министр экономического развития рассказывает ту же самую сказку. Они просто   
не знают, они не обманывают, они вправду не знают и не хотят знать, о чём они   
говорят. ВТО не регулирует биржевую торговлю, ВТО не регулирует торговлю        
военными товарами, то есть ВТО вообще не регулирует основную часть нашего       
экспорта, но нас запихивают в ВТО, мы в ней сидим. Нам запрещён разумный        
протекционизм, мы не можем защищать свой рынок, и вот мы отдаём рынок кому      
угодно. Мы, по сути дела, являемся экономической колонией, потому что           
экономическая колония - это страна, которая экспортирует сырьё и импортирует,   
если ей позволят, продукцию переработки этого сырья. Да, мы с Запада            
переориентировались на Восток и отчасти на Юг, но характер экономики мы не      
пытаемся менять своими законами здесь, она остаётся колониальной экономикой,    
и мы удивляемся, почему на нас весь мир пальцем показывает и, так сказать,      
посмеивается. Но это осуществляется не путём исследований, коллеги. Путём       
исследований осуществляются, да, наверное, какие-нибудь махинации,              
информационные атаки. Но открою великую тайну, может быть, мы этого не знаем,   
что, вообще-то говоря, для информационной атаки не нужна специализированная     
компания, для информационной диверсии достаточно пары доцентов какой-нибудь     
Высшей школы экономики, абсолютно либерального вуза, или другого либерального   
вуза, где у нас готовят кадры для государственного управления, РАНХиГС -        
абсолютно либеральный вуз. Пары доцентов достаточно для информационной атаки,   
не нужно никому получать лицензию, не нужно создавать исследовательскую         
организацию.                                                                    
                                                                                
Понимаете, то, что мы боимся реальности, которую сами творим... ну да, мы       
можем запретить исследовать эту реальность, можем ограничить исследования       
этой реальности. Здесь правильно уважаемый коллега Лисовский сказал про         
иностранных аудиторов. Российское аудиторское сообщество почти два года назад   
подготовило законопроект о защите интересов Российской Федерации, чтобы не      
сдавать информацию откровенным шпионам, пусть даже зарегистрированным на        
территории Российской Федерации. Где этот законопроект? А это правительству     
не нужно, правительству это неинтересно, и, соответственно, это всё             
продолжается и по сей день. Можем запретить исследователей, можем десяток       
экономистов посадить, можем десяток юристов посадить, только от этого цели, о   
которых мы здесь так красиво, убедительно и честно говорили, не будут           
достигнуты, ничего не изменится.                                                
                                                                                
Вот Оксана Генриховна здесь сказала про межотраслевой баланс. Перед тем как     
мы министра промышленности и торговли господина Мантурова утвердили             
вице-премьером, газета "Коммерсантъ", не самая, так сказать, ориентированная    
на развитие России, у него взяла интервью, его спросили: а что вы думаете про   
межотраслевой баланс и что вы думаете про стратегическое планирование? На       
слово "планирование" он отреагировал, как Гайдар в 1992 году, рассказом, что    
любая попытка осмыслить свою деятельность, любая попытка спланировать свою      
деятельность - это обязательно дефицит и катастрофа. Вот такой у нас            
замечательный министр и вице-премьер, мы его, кстати, утвердили                 
вице-премьером. А вопрос про межотраслевой баланс он вообще проигнорировал,     
потому что, когда вы слышите слова на древнеяпонском языке, когда вы слышите    
слова, смысл которых вы не понимаете, вы это игнорируете.                       
                                                                                
Наша проблема - это не исследования. Этот законопроект не помешает              
осуществлять информационные исследования против нас, он может помешать нам      
врать, да, здесь он помешать может, потому что исследование товарных рынков     
будет осуществляться только по лицензии и результаты должны будут               
соответствовать официальной политике, но реальность это не изменит, а может     
быть, и ухудшит.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик,             
заключительное слово?                                                           
                                                                                
Козловскому включите микрофон.                                                  
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Уважаемые коллеги, поступило достаточно много предложений, и   
мы готовы отрабатывать поправки ко второму чтению. Но всё-таки я хотел бы       
дать следующую информацию.                                                      
                                                                                
Вот с момента включения санкций против Российской Федерации со стороны          
европейских стран и Соединённых Штатов Америки и рекомендаций своим компаниям   
об уходе с российского рынка ни одна исследовательская компания, которая        
занимается такими вот большими разработками, не ушла с российского рынка, они   
продолжают заниматься своей исследовательской деятельностью. И наш              
законопроект в первую очередь имеет цель ограничить деятельность этих           
компаний, но в большей степени не запретить эту деятельность, а всё-таки        
использовать её во благо Российской Федерации, во благо тех компаний, которые   
заказывают эти исследования и пользуются ими, но тем не менее ограничить        
передачу этих данных за рубеж для использования против Российской Федерации.    
                                                                                
Я хотел бы нашим коллегам всё-таки напомнить, для чего этот законопроект, его   
суть. А те предложения, которые касаются таких макроэкономических процессов,    
ну, они, конечно, уместны, этим надо заниматься, но не в рамках этого           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик будет выступать? Нет.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
главу 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования          
торговой деятельности в Российской Федерации", пункт 12.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.