Заседание № 22

23.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412607-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части, касающейся порядка проведения публичных слушаний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4937 по 5166 из 6400
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации уставов           
муниципальных образований". Доклад представителя Думы Ханты-Мансийского         
автономного округа - Югры депутата Государственной Думы Александра              
Викторовича Сарычева.                                                           
                                                                                
САРЫЧЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Дума Ханты-Мансийского            
автономного округа - Югры предлагает внести изменения в пункты 2-5 части 2      
статьи 36 федерального закона номер 131, где установлено, что глава             
муниципального образования может исполнять полномочия председателя              
представительного органа муниципального образования. Данное положение не        
согласуется с частью 4 статьи 43 федерального закона номер 131, установившей,   
что глава муниципального образования является председателем представительного   
органа муниципального образования. Так как исполнение полномочий и замещение    
должности подразумевают различные правовые последствия, результат такой         
несогласованности приводит к неоднозначному пониманию норм и возникновению      
правовых коллизий.                                                              
                                                                                
Пунктом 3 статьи 36 федерального закона номер 131 предусмотрено, что глава      
муниципального образования может являться председателем представительного       
органа. В соответствии с пунктом 4 той же статьи глава муниципального           
образования представляет муниципальное образование в отношениях с другими       
муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и     
организациями. Если глава муниципального образования работает не на             
постоянной основе, ему будет крайне затруднительно выполнять возложенные на     
него полномочия, что может отрицательно сказаться на осуществлении гражданами   
права на местное самоуправление. В связи с этим Дума Ханты-Мансийского          
автономного округа - Югры считает целесообразным исполнение депутатских         
полномочий на постоянной основе председателями представительных органов,        
которые осуществляют организацию деятельности представительных органов и        
наделены определёнными полномочиями, обязанностями, правами и                   
ответственностью как должностные лица в соответствии с федеральным законом      
номер 131 и уставами муниципальных образований.                                 
                                                                                
Статьёй 40 федерального закона номер 131 определён статус депутата, члена       
выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица           
местного самоуправления. В частях 6 и 7 указанной статьи установлены            
ограничения и запреты, в частности занимать определённые должности,             
заниматься иной оплачиваемой деятельностью (для выборных лиц, работающих на     
постоянной основе), быть депутатами представительных органов различных          
уровней, а частями 8 и 9 определены гарантии для выборных лиц при привлечении   
их к уголовной (предмет ведения Российской Федерации) и административной        
(предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской         
Федерации) ответственности. Иные части статьи 40 закона номер 131 закрепляют    
лишь общие подходы к определению статуса выборных лиц. В результате сложилась   
ситуация, когда указанные лица лишены даже тех гарантий, которые законом        
субъекта Российской Федерации предоставлены муниципальным служащим.             
                                                                                
В соответствии со 131-м федеральным законом к полномочиям органов               
государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного        
самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного   
самоуправления в субъектах Российской Федерации, однако право на                
дополнительное регулирование статуса выборных лиц субъектам не предоставлено.   
                                                                                
На основании пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и    
статьи 172 Трудового кодекса субъекты Российской Федерации имеют право          
регулировать своим законом статус выборных лиц, но нормами федерального         
закона номер 131 это право не установлено. Для устранения несогласованности     
норм федерального закона номер 131 и Трудового кодекса Российской Федерации     
предлагается статью 40 федерального закона номер 131 дополнить                  
соответствующей частью 7-1, устанавливающей, что гарантии прав депутатов,       
членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц       
местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской           
Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.           
                                                                                
В части 4 статьи 44 131-го федерального закона помимо вынесения на публичные    
слушания предусматривается обязательное официальное опубликование проекта       
муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав         
муниципального образования не позднее чем за тридцать дней до дня               
рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав с                
одновременным опубликованием установленного представительным органом            
муниципального образования порядка учёта предложений по проекту указанного      
муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его            
обсуждении. Законопроектом предусматривается и в этом случае установить         
аналогичную норму, предлагаемую в отношении публичных слушаний. В противном     
случае предлагаемые изменения теряют смысл, поскольку проект о внесении         
изменений в устав для обсуждения гражданами будет опубликован в любом случае    
за тридцать дней до их принятия.                                                
                                                                                
Основанием для внесения изменений в абзац второй части 1 статьи 53              
федерального закона номер 131 служит его противоречие части 5 статьи 87         
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, если в абзаце втором части 1      
статьи 53 закона номер 131 установлено, что органы местного самоуправления      
ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии   
с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке,               
установленном решением представительного органа муниципального образования,     
то часть 5 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет, что    
указанный реестр ведётся в порядке, установленном местной администрацией.       
                                                                                
Согласно положениям статьи 28 федерального закона номер 131 внесению            
изменений в уставы муниципальных образований должны предшествовать публичные    
слушания с участием населения муниципальных образований, однако в ряде          
случаев внесение изменений в уставы муниципальных образований требуется в       
обязательном порядке в связи с изменением законодательства, и тогда             
проведение публичных слушаний представляется нецелесообразным.                  
                                                                                
В связи с этим Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предлагает      
внесение соответствующей поправки в статью 28 федерального закона № 131-ФЗ и    
в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ "О государственной             
регистрации уставов муниципальных образований", так как в случае                
несвоевременного изменения уставов муниципальных образований они признаются     
не соответствующими действующему законодательству и их нормы применяются в      
части, не противоречащей федеральным законам и законам субъектов Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Содоклад делает Вячеслав Степанович Тимченко от Комитета по вопросам местного   
самоуправления.                                                                 
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законодательная инициатива,       
внесённая Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, содержит целый     
ряд новаций, которые изложены в законопроекте. Безусловно, Александр            
Викторович достаточно подробно озвучил эту инициативу, озвучил позицию          
депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа, однако комитет             
рассмотрел на своём заседании вопросы, касающиеся законопроекта, и считает      
следующее.                                                                      
                                                                                
По пяти-шести основным пунктам есть такие мнения.                               
                                                                                
Во-первых, представленным вашему вниманию законопроектом предлагается           
дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного            
самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральный закон "О            
государственной регистрации уставов муниципальных образований" положением,      
допускающим не проводить публичные слушания при внесении изменений и            
дополнений в уставы муниципальных образований в связи с изменениями             
законодательства. Однако федеральным законом № 230-ФЗ от 2007 года внесено      
положение, допускающее не проводить публичные слушания в случае, если           
изменения в устав вносятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации   
или федеральными законами, то есть предлагаемая законодателями норма            
фактически уже реализована.                                                     
                                                                                
Необходимо принять во внимание, что Федеральный закон "О государственной        
регистрации уставов муниципальных образований" регулирует только порядок        
регистрации уставов муниципальных образований. Следовательно, внесение в        
указанный федеральный закон положения, регулирующего проведение публичных       
слушаний, как это предлагается в статье 2 данного законопроекта, не             
соответствует предмету правового регулирования данного федерального закона.     
                                                                                
Во-вторых, предлагается заменить слова "исполняет полномочия его                
председателя" на слова "является его председателем". Однако применяемый         
сегодня термин позволяет устранить смысловую двойственность, возникающую при    
употреблении терминов "глава муниципального образования" и "председатель        
представительного органа" в указанных нормах федерального закона, так как       
применение второго термина можно трактовать так, что одно и то же лицо          
совмещает две должности - главы муниципального образования и председателя       
представительного органа.                                                       
                                                                                
В-третьих, предлагается установить норму, предписывающую, что председатель      
представительного органа муниципального образования исполняет свои полномочия   
исключительно на постоянной основе. Комитет по вопросам местного                
самоуправления считает нецелесообразным регулировать этот вопрос федеральным    
законом и полагает, что он должен регулироваться уставом муниципального         
образования.                                                                    
                                                                                
В-четвёртых, норма пункта 2 части 3 статьи 1 законопроекта, предлагающая        
отнести правовое регулирование статуса депутата, выборного должностного лица    
местного самоуправления к компетенции субъекта Российской Федерации,            
фактически уже внесена в статью 40 федерального закона № 131-ФЗ в редакции, в   
большей степени отвечающей потребностям практики.                               
                                                                                
Безусловно, здесь можно подумать, и комитет отмечал при рассмотрении данного    
законопроекта, что новации, содержащиеся в законопроекте, можно делить на три   
части. Первая часть - это те, которые уже учтены в законодательстве. Вторая     
часть - то, что вообще не может рассматриваться и приниматься, так как          
нарушает концепцию базового 131-го закона. И третья часть - это те поправки,    
предложения, новации, которые в принципе в дальнейшем могут быть                
сформулированы отдельно и рассмотрены, что было доведено до сведения            
депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Предыдущий пункт может     
быть дополнительно рассмотрен, и сейчас в комитете создана специальная          
рабочая группа по изучению тех позиций, которые изложены в законодательной      
инициативе депутатов Ханты-Мансийского округа.                                  
                                                                                
В-пятых, в части 4 статьи 1 законопроекта предлагается исключить положения,     
предписывающие официальное опубликование проектов муниципальных правовых        
актов о внесении изменений в устав муниципального образования для всеобщего     
сведения, в случае внесения изменений с целью приведения устава                 
муниципального образования в соответствие с законодательством Российской        
Федерации. Однако данная норма части 4 статьи 44 федерального закона №          
131-ФЗ, обязывающая органы местного самоуправления опубликовать проект          
нормативного акта о внесении изменений в устав, прямо не связана с нормой о     
проведении публичных слушаний. Комитет Государственной Думы по вопросам         
местного самоуправления полагает, что внесение изменения, предложенное в        
законопроекте, ограничит не только правотворческие права граждан, но и          
возможность ознакомить граждан с вносимыми изменениями.                         
                                                                                
Таким образом, значительная часть предложений, содержащихся в законопроекте,    
уже реализована. Другие же предложения комитет либо отклоняет - я уже об этом   
говорил, - как нарушающие концепцию базового закона, либо учтёт в дальнейшей    
работе комитета.                                                                
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного      
самоуправления не поддерживает принятие указанного законопроекта в первом       
чтении и предлагает Государственной Думе его отклонить.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, были очень обстоятельные доклад и     
содоклад. Какие есть вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов.         
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Вячеслав Степанович.                                
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах            
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный       
закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           17 чел.3,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     19 чел.                                          
Не голосовало                 431 чел.95,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.