Заседание № 155

23.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412455-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1692 по 1722 из 4959
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина    
Викторовна Белых.                                                               
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на           
дифференцированное ужесточение ответственности за нарушения использования       
зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового             
водоснабжения. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к         
рассмотрению и принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 152

16.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412455-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; принят в первом чтении 14 июня 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3161 по 3213 из 5764
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина    
Викторовна Белых.                                                               
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что законопроект         
принят в первом чтении 14 июня 2018 года, он направлен на дифференциацию        
административной ответственности в зависимости от пояса зоны санитарной         
охраны, на территории которого выявлено нарушение. При подготовке ко второму    
чтению к законопроекту поступило пять поправок, две из них носят                
юридико-технический характер, три направлены на то, чтобы устранить замечания   
Правового управления, которые были высказаны в рамках первого чтения. Таким     
образом, все пять поправок находятся в таблице поправок, рекомендованных к      
принятию. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок и проголосовать за      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 123

14.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412455-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4673 по 5222 из 6117
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения    
ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников    
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения". Доклад официального           
представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной       
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека      
Анны Юрьевны Поповой.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и   
благополучия человека.                                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Предлагаемый законопроект разработан во исполнение поручений президента.        
Важнейшая задача сегодняшнего дня - улучшение качества и безопасность           
питьевой воды. Зона санитарной охраны водоисточников - это первый барьер,       
который защищает источник поверхностный и подземный от любого вида              
загрязнения. Те санкции, которые предусмотрены сегодня в Кодексе об             
административных правонарушениях, были приняты в 2009 году, сейчас их           
актуальность несколько ниже, чем была на момент принятия. Данным                
законопроектом предлагается обеспечить дифференцированный подход к              
установлению административной санкции в зависимости от степени риска для        
здоровья населения и для загрязнения питьевой воды, источников водоснабжения,   
эта санкция будет увеличиваться от третьего пояса к первому. Соответственно,    
самые невысокие штрафы будут за нарушения в третьем поясе, он самый большой     
территориально, и самые высокие - в первом поясе, там, где эти риски            
максимальны, зона этого пояса сегодня небольшая.                                
                                                                                
Я прошу вас поддержать этот законопроект. Он не требует дополнительных          
финансовых средств ни на одном из уровней бюджета Российской Федерации и, на    
наш взгляд, будет очень эффективно работать для обеспечения здоровья            
населения Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых.                                  
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, коллеги, добрый день! Для начала я хотела бы           
уточнить, что это один из тех законопроектов, который в настоящее время         
входит в состав Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года,   
утверждённой ещё в 2009 году. Согласно Водной стратегии вопрос регулирования    
использования водных ресурсов находится в ведении 14 федеральных органов, и,    
по данным экспертов, проблемами водной отрасли так или иначе занимаются 36      
федеральных ведомств. К чему я об этом сказала? Мы с вами здесь, в этом зале,   
приняли для себя, что если идут изменения, серьёзные изменения                  
законодательства, связанные с внесением изменений сразу в несколько             
федеральных законов, и среди них есть кодексы, и в первую очередь Кодекс об     
административных правонарушениях, то такие изменения вносятся отдельными        
законопроектами, именно поэтому мы сегодня говорим об одном законопроекте.      
                                                                                
Итак, несколько уточнений. Действительно, изменения по сути вносятся в одну     
статью Кодекса об административных правонарушениях - в статью 8.42. В           
настоящее время эта статья состоит всего из двух частей, которые касаются       
нарушений использования прибрежной защитной полосы и нарушений использования    
зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового             
водоснабжения. Субъектами данной статьи являются и граждане, и должностные      
лица, и юридические лица.                                                       
                                                                                
Что предлагает правительство на сегодняшний день? Действительно                 
дифференцированный подход к тому, в какой конкретно зоне, в каком поясе было    
совершено или предполагалось совершить нарушение той или иной части             
законодательства. Важно это? Безусловно важно! В настоящее время для            
предотвращения каких-либо вредных воздействий устанавливаются зоны санитарной   
охраны в соответствии с нормативами, и эти нормативы очень чётко прописаны в    
уже существующих актах. Вот эти нормативы регулируют и режим                    
жизнедеятельности, использования санитарных зон, которые установлены у водных   
объектов. Понятно, что важно дифференцировать, какое должно быть наказание за   
административное правонарушение в каком поясе. Также предлагается внести        
изменения, предусматривающие увеличение максимального размера                   
административного штрафа для каждого субъекта - как для граждан, так и для      
должностных лиц и юридических лиц. Теперь статья будет состоять из четырёх      
частей, дабы действительно прописать наказания для каждого пояса отдельно. И    
наконец, правительство предлагает внести изменения, касающиеся того, в чью      
компетенцию теперь будет входить изучение правонарушений, того, кем они были    
совершены, и кто будет выносить в конце концов административное взыскание.      
                                                                                
Отраслевые комитеты поддерживают концепцию законопроекта. Есть замечания,       
связанные с максимальным размером штрафа, и это обсуждалось на заседании        
комитета. Отмечалось, что нарушения в первую очередь влияют на качество         
питьевой воды, от которого зависит здоровье нации, поэтому высокий штраф для    
юрлиц тем более оправдан.                                                       
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
поддержать данный законопроект в части внесения изменений в Кодекс об           
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
У меня к Анне Юрьевне вопрос.                                                   
                                                                                
Конечно, это очень серьёзный вопрос - чистота воды, но зачастую выполнить       
требования очень сложно, необходимы большие затраты. Как это - 1 миллион? Вот   
кто-то вообще задумывался, смогут ли работать предприятия? Мы вчера приняли     
законы о рассмотрении дел в суде, где 500 тысяч, миллион, теперь опять штрафы   
миллионные... Может, надо сперва предупредить, определить какое-то время на     
выполнение, а потом... Нельзя ли так сделать?                                   
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое за вопрос, Наталья Дмитриевна. Это предусмотрено   
основными разделами Кодекса об административных правонарушениях, ровно так и    
работает служба. И вот эта дифференциация как раз позволит за самые грубые      
нарушения, за нарушения, которые ведут к большому количеству заболеваний или    
к угрозе возникновения заболеваний, назначать высокие штрафы. А если вы         
обратите внимание на наказания за нарушения в третьем поясе, то увидите, что    
здесь они практически не меняются. Это одна из основных новелл законопроекта,   
и связано это с реализацией риск-ориентированного подхода: чем выше риск, тем   
больше сумма штрафа. И безусловно, сейчас ни один надзорный орган, если можно   
что-то предупредить, наказание не применяет. Это сложившаяся практика, и она    
работает лучше, чем, как вы совершенно справедливо заметили, применение сразу   
каких-то очень жёстких санкций или приостановление деятельности. Нет, этого     
на практике нет, и практика уже сложилась. Поэтому мы считаем, что такой        
подход будет эффективным.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Анна Юрьевна, вероятно, вы анализировали ситуацию    
и видели, что у нас чистота воды зависит от очистных сооружений. В то же        
время за последние пять лет в федеральном бюджете резко сокращено               
финансирование ЖКХ, а задолженность субъектов - 2,3 триллиона. Вы убеждены,     
что повышением штрафов сможете убедить мэров в отсутствие денег                 
реконструировать очистные сооружения и водопроводы? Каким образом?              
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Хочу обратить внимание, что в соответствии с сегодняшним           
законопроектом предполагается новое регулирование в части административных      
санкций только того сегмента, который касается зон санитарной охраны. Зона      
санитарной охраны - это зона, в которой или не может быть никакой               
хозяйственной деятельности, или может быть только разрешённая либо              
разрешённая с ограничениями. В этом проблема, и сегодня мы предлагаем           
решение, для того чтобы водоисточники не загрязнялись, а если они не будут      
загрязняться, то и затраты на последующую очистку воды будут сокращаться,       
станут значительно меньше. Если в зоне санитарной охраны открытого водоёма,     
например реки или озера, кто-то сливает то, что сливать не положено, то на      
очистку потом приходится тратить значительно большие средства. На решение       
этой проблемы и направлен законопроект, предложенный Государственной Думе.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
В продолжение вопроса коллеги Коломейцева. Анна Юрьевна, действительно, одной   
из основных причин значительного ухудшения качества питьевой воды, подаваемой   
населению, в пояснительной записке называется несоблюдение технологий на всех   
этапах очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях. В чём причина    
этого - элементарная халатность, разгильдяйство на местах, отсутствие           
соответствующего финансирования или неудовлетворительное состояние самих        
очистных сооружений?                                                            
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Прежде всего не соглашусь с тем, что происходит безусловное        
ухудшение на всех территориях, - вовсе нет! Динамика такова, что качество       
воды улучшается. Да, очень медленными темпами, и нам хотелось бы, чтобы это     
происходило значительно быстрее, но пока это так.                               
                                                                                
Я ещё раз хотела бы обратить внимание на то, что регулирование и соблюдение     
требований режима зон санитарной охраны позволят улучшить качество воды в       
водоисточниках и таким образом облегчить все следующие этапы водоподготовки,    
необходимые для того, чтобы вода для потребителей была чистой, безопасной,      
качественной и так далее.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дивинский Игорь Борисович.                                                      
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Анна Юрьевна, скажите, пожалуйста, как определялась градация цифровых           
показателей штрафов по поясам, то есть как она обосновывалась, если             
учитывать, что в законопроекте увеличение штрафов для граждан кратно, для       
должностных лиц многократно, а для юрлиц, которые могут нанести вред гораздо    
больший, чем граждане, лишь в процентном соотношении? Спасибо.                  
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Мы глубоко проанализировали весь наш административный опыт, весь   
административный опыт коллег из природоохранного ведомства, которые             
наказывают по первой части этой же статьи, плотно общались с                    
бизнес-сообществом и с теми, кто непосредственно готовит воду, и пришли к       
таким цифрам.                                                                   
                                                                                
Если говорить о физических лицах, то в первом поясе такие загрязнения бывают    
редко, но всё же бывают. Если говорить о юридических лицах, то в большей        
степени это их ответственность. В прошлом году общая сумма штрафов за           
нарушения по этой статье, по части второй, составила 26 миллионов рублей, из    
них 20 миллионов - это штрафы юридических лиц. Как я уже сказала, таких         
нарушений всегда больше.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Уважаемая Анна Юрьевна, вопрос связан с тем, что в Кировской     
области, Орловском районе, была свалка районного значения, оформленная ещё в    
советское время. Первое муниципальное образование - в 500 метрах от свалки.     
По оценке экспертов, сточные воды идут как раз от свалки вниз к реке.           
Районный центр расположен между этой свалкой и рекой, обеспечивается почти на   
40 процентов подземными водами.                                                 
                                                                                
Жители узнали, что в рамках реформы, которая сейчас идёт по стране, из          
соседних районов начали свозить туда мусор, естественно, нагрузка резко         
увеличилась. Приехали - нет ни отводных колодцев, ничего подобного, то есть     
свалка практически не оформлена. Обратились в вашу службу, обратились в         
местное министерство природных ресурсов, приехала министр, приехал ваш          
представитель, привезли каких-то экспертов, взяли пробу воды и сказали, что     
на этот момент никаких нарушений нет, хотя количество мусора, которое сейчас    
туда идёт, в разы превышает мощности свалки и там не ведётся никаких            
соответствующих работ. Понятно, что это хороший законопроект, но вот в этом     
случае... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Кирилл Игоревич, спасибо большое за вопрос. Понятно, что           
ситуаций, которые влекут за собой загрязнения или возможные загрязнения         
источников водоснабжения, на сегодняшний день немало. А ваш конкретный вопрос   
я, если вы не возражаете, предлагаю обсудить в рабочем порядке. Мы готовы       
предложить вам любой формат взаимодействия для того, чтобы этот вопрос          
разрешить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич.                                                  
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня вопросы к ФОИВу, который будет администрировать данный состав КоАП.      
Ну, во-первых, в вербальной версии прозвучало, что это поручение главы          
государства, а индикатив стоит "ДК", - где правда, кто давал поручение?         
Во-вторых, действительно, правильно в пояснительной записке указываются все     
этапы очистки воды - почему сосредоточились только на санитарно-защитных        
зонах? И в-третьих, московские курьяновские очистные сооружения могут платить   
миллион хоть каждый день, лишь бы отвязаться от надзора, а что будет делать     
маленький городок, где 60 тысяч население и тоже есть три защитных зоны, с      
этим миллионным штрафом, который будет наложен? Кроме того, почему в            
пояснительной записке не представлена правоприменительная практика по тем...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд.                                       
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
...по составам и административным мерам, которые принимались до этого? Почему   
за основу взята именно санитарно-защитная зона?                                 
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое, глубокоуважаемый Геннадий Григорьевич.            
                                                                                
Зоны санитарной охраны и порядок их организации определены санитарными          
правилами и нормами, утверждёнными главным государственным санитарным врачом    
в 2003 году. В соответствии с этими требованиями определяется первый, второй,   
третий пояс и соответственно риски для здоровья населения, с ними связанные.    
Исходя из этих рисков и были разработаны... На самом деле впервые использован   
подход, когда в соответствии с оценкой риска возможного ущерба для здоровья     
населения идёт дифференциация административного наказания. Кодекс об            
административных правонарушениях не предусматривает разных сумм штрафов для     
разных форм субъектов, если только это не граждане, юридические лица и          
индивидуальные предприниматели. Мы действовали в рамках того, что сегодня       
регулируется Кодексом об административных правонарушениях, поэтому для всех     
юридических лиц предлагается одна норма, одна сумма штрафа.                     
                                                                                
Поручение Президента Российской Федерации касательно воды отражено в            
обращении к Федеральному Собранию и затем в указах президента, это в первый     
раз прозвучало на таком высоком уровне и, конечно, принимается как поручение,   
и правительством оно реализовано в той форме, которая указана у вас в           
справке.                                                                        
                                                                                
Ну вот, наверное, и всё, что я хотела сказать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Если можно, добавлю.                                                
                                                                                
Дело в том, что во время работы над законопроектом, независимо от того что      
изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях, были изучены   
материалы профессионального сообщества, они были отработаны, в том числе        
доклад Владимира Ивановича Кашина, сделанный в Сочи ещё в 2014 году. Был        
изучен и регламент в том самом постановлении, о котором сейчас сказала Анна     
Юрьевна. Всё, что сегодня предложено для рассмотрения на пленарном заседании,   
было обсуждено не только на заседании комитета, но и на заседании рабочей       
группы, которое состоялось до и после заседания комитета, так что это           
действительно серьёзная проработка.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Анна Юрьевна, по общему правилу закон не должен иметь    
обратной силы. Мы знаем, что представление о водоохранных зонах в советский     
период было несколько другим, на основании решений исполкомов люди нередко      
создавали дачные участки на берегах рек. Что будет происходить сейчас, не       
ухудшится ли положение людей, которые оказались нарушителями не по своей        
воле, а просто в соответствии с предыдущим, ранее действовавшим                 
законодательством?                                                              
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Олег Николаевич, позволю себе обратить ваше внимание на историю    
вопроса: решением, декретом Совета народных комиссаров требование было          
введено в действие в 1928 году, и с того момента принципиальных изменений,      
исключая изменения только по процедуре установления, учитывая, что              
научно-технический прогресс всё-таки состоялся, то есть никаких других          
изменений не было. Таким образом, зоны санитарной охраны водоисточников         
всегда были зонами, запретными для строительства, зонами, запретными для        
создания каких-либо загрязняющих источников. Поэтому говорить о том, что этот   
закон не имеет обратной силы... Юридическая норма, безусловно, такая есть, но   
что касается норм о нарушениях зон санитарной охраны, которые устанавливались   
и санитарными правилами в 2003 году, и постановлениями правительства и          
регулирующих органов ещё Советского Союза, - здесь принципиальных изменений     
подход не претерпел.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Я хотела бы добавить, что во время работы над законопроектом была   
изучена судебная практика, был проведён анализ правоприменительной практики.    
К сожалению, это позволяет сделать вывод, что основным видом нарушения режима   
охранных зон является предоставление земельных участков, входящих в эти зоны,   
в пользование юридическим и физическим лицам для целей, несовместимых с         
режимом охранной зоны. Это действительно есть.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Быков Олег Петрович, от фракции.                                                
                                                                                
БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу высказаться в      
поддержку выступавших до меня коллег и положений рассматриваемого               
законопроекта и подчеркнуть, что данный проект федерального закона              
подготовлен в целях предотвращения случаев заболевания, связанных с питьевой    
водой ненадлежащего качества, в том числе в результате невыполнения             
обязательных мероприятий по защите водоисточников от загрязнения, а также       
неудовлетворительного технического состояния объектов централизованных систем   
водоснабжения.                                                                  
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что предлагаемые в проекте федерального      
закона изменения будут способствовать повышению эффективности применения мер    
административного воздействия в отношении субъектов, осуществляющих             
деятельность в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного    
водоснабжения, а также предотвращению случаев заболевания, связанных с          
питьевой водой ненадлежащего качества.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитетами, в которых рассматривался данный законопроект,    
концепция этого законопроекта была поддержана, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"        
также поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич.                                                  
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие коллеги! Вот сегодня     
сказали о санитарных правилах по зонам санитарной охраны - я вспомнил, что их   
утверждал именно я (правда, в 2002 году, а не в 2003 году), но мой вопрос-то    
был направлен на то, что... Действительно, коллеги, это очень важное            
поручение, которое сегодня исполняется, это огромный резерв для решения тех     
вопросов, которые поставил перед нами президент, - о достижении                 
продолжительности жизни в 78 лет и 80 плюс в очень близкой перспективе.         
Безусловно, вода здесь имеет огромные резервы с точки зрения сохранения и       
приумножения здоровья народонаселения нашей страны, но то упрощенчество,        
которое мы видим... Безусловно, этот закон надо принять, это даже не            
обсуждается, но для того чтобы не формально, а по сути решались те вопросы,     
которые перед нами ставит президент и потом уже интерпретирует правительство,   
наверное, всё-таки нужно более предметно и более разносторонне рассматривать    
эту проблему.                                                                   
                                                                                
Действительно, проблема не только в санитарно-защитных зонах, и прежде всего    
не в них, они как раз играют, будем говорить, вспомогательную роль, может       
быть, даже в какой-то мере предохраняющую, самая главная проблема -             
отставание в технологиях, отставание в производстве такого продукта, как        
качественная питьевая вода. И здесь, конечно же, нужно все этапы - очистку,     
подачу и использование воды населением, в том числе и водоотведение, -          
администрировать с учётом правоприменительной практики и ответственности за     
это. Это первое.                                                                
                                                                                
Второе. Конечно же, зоны зонам рознь, и предприятия, а это прежде всего         
водоканалы наших крупных городов, разные, поэтому за одно и то же нарушение     
они будут нести совершенно разную нагрузку: как я уже сказал, Москва может      
просто откупаться миллионами каждый день, а другим это не под силу, это тоже    
надо иметь в виду. Закон надо принять, но закрывать это поручение президента    
ни в коем случае нельзя.                                                        
                                                                                
И хотелось бы обратиться к ФОИВу, который здесь представляет правительство:     
эту работу нужно продолжить.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич.                            
                                                                                
Коллеги, осталось полчаса работы, давайте мы обозначим то, что нам сегодня      
нужно рассмотреть.                                                              
                                                                                
Коллеги, по 29-му вопросу у нас некие технические проблемы, поэтому есть        
предложение после этого рассмотреть 30-й вопрос, затем законопроекты по         
сокращённой процедуре и протокольные поручения. Нет возражений? Давайте         
постараемся вот эту программу до 15 часов реализовать.                          
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Три минуты, пожалуйста.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Если бы            
повышением штрафов можно было улучшать качество воды, дорог и всего прочего,    
то надо было сидеть и только увеличивать кратно штрафы, но проблема-то в        
другом. Я, когда вопрос задавал, попытался предложить, хотя понимаю, что это    
не к Анне Юрьевне вопрос, что, мне кажется, надо было бы сначала нового         
министра ЖКХ пригласить на "правительственный час", чтобы он нам рассказал,     
почему у нас в принципе перестали реконструировать очистные сооружения          
водоканалов, очистные сооружения хозфекальных канализаций и так далее.          
Особенно усугубляется проблема на периферии. У нас большая часть страны пьёт    
некачественную воду, Геннадий Григорьевич, и вряд ли в ближайшей перспективе    
вода станет лучше. Почему? Выходят из строя системы водоснабжения, которые      
некогда создали колхозы и совхозы, а многие из них даже не переданы             
муниципальным образованиям, потому что те их не взяли, понимаете? И сейчас      
даже проблема, где взять питьевую воду! Колодцы разучились копать, да их ещё    
при сегодняшней разрешительной системе никто и не разрешит копать, понимаете?   
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Сегодня в крупных городах - вот впереди сидит мэр, сзади сидят          
несколько мэров, они вам скажут, - к сожалению, куча, до 25 процентов,          
брошенных водопроводов, неоформленных, притом что дома обеспечиваются водой,    
но ремонтируют зачастую... только через "твою мать".                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, с моей точки зрения, нам немножко надо остановиться. Вот я   
внимательно посмотрел - мы увлеклись повышением штрафов в КоАП. Понятно, что    
произошла инфляция, произошли другие изменения, но у нас уровень жизни людей    
упал, понимаете? Поэтому, уважаемые коллеги, постановления и указы президента   
надо выполнять в определённой последовательности: сначала погасили              
задолженность субъектов и муниципальных образований, после этого дали им        
доходную базу и налоги, которые можно собирать и наполнять бюджеты, затем       
дали возможность проектировать, восстановить мощности, потому что у нас         
сейчас некому реконструировать... Понимаете или нет? Тендеры проводятся,        
деньги осваиваются, а специалистов всё меньше!                                  
                                                                                
Мы не против Анны Юрьевны и её желания выполнить указ президента, но мы         
считаем, что иногда выполнение указа может нанести кардинальный ущерб решению   
фундаментально правильно поставленного вопроса. И это именно тот случай,        
потому что у нас сейчас 90 процентов муниципальных образований дотационные.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
Трёх минут хватит?                                                              
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Я постараюсь коротко.                                                           
                                                                                
Геннадий Григорьевич произнёс правильное слово - "упрощенчество". Да,           
наверное, надо повышать штрафы, хотя опять же для каких-то предприятий эти      
штрафы будут несущественными и им будет проще их заплатить, но давайте          
всё-таки комплексно подходить к решению вопроса. Вот мы говорили о              
поставленной президентом задаче по комплексному подходу к улучшению качества    
воды - давайте посмотрим с другой стороны: каково качество воды у нас в         
кранах? Мы получаем холодную и горячую воду и платим за неё как за воду         
питьевого качества, в том числе за горячую воду мы платим как за воду           
питьевого качества, при этом, понятно, горячая вода, а зачастую и холодная,     
ну, это практически везде вода технического качества, которая стоить должна     
дешевле.                                                                        
                                                                                
Мы создали прецедент в городе Каменске-Уральском Свердловской области, в        
Красногорском районе, - добились, чтобы снизили в два раза плату за горячую     
воду, потому что доказали, что это вода технического качества. Вот              
единственный прецедент, когда удалось это продавить и людям снизили в два       
раза тариф. Это заставило местные теплоснабжающие предприятия заняться          
модернизацией своей инфраструктуры, чтобы повысить качество воды. В других      
муниципальных образованиях таких прецедентов создать не удалось: в              
прокуратуре отказываются выходить с исками в суды в защиту неограниченного      
круга граждан, вообще отказываются замечать эту проблему. Но пока эта           
проблема не будет замечена, мы не мотивируем водоснабжающие и теплоснабжающие   
организации заниматься улучшением качества поставляемого ресурса.               
                                                                                
Вот это существенно важнее, чем, как правильно сказал предыдущий выступавший,   
говорить, мол, давайте повысим штрафы и решим проблему. Если мы за              
комплексный подход, то давайте всё-таки и Государственная Дума, и новый         
состав правительства займутся вопросом, почему с людей по всей стране берут     
плату за воду питьевого качества, а пить её, конечно же, невозможно и опасно    
для здоровья? Давайте займёмся и с этой стороны решением вопроса, тогда мы      
охватим всю цепочку, от водоёмов, за которые сегодня так заступаемся, до        
конечных потребителей.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович.                           
                                                                                
Анна Юрьевна, есть возможность выступить с заключительным словом. Нет           
желания.                                                                        
                                                                                
Ирина Викторовна, будете выступать?                                             
                                                                                
Депутату Белых включите микрофон.                                               
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович.                                     
                                                                                
Вот, вы знаете, происходит ровно то, что всегда происходит, когда мы            
обсуждаем изменения в статьи Кодекса об административных правонарушениях. В     
начале выступления от комитета я сказала, что у нас 36 федеральных ведомств и   
14 надзорных предприятий занимаются этой проблемой, сказала, что стратегия      
была выработана и подписана в 2009 году, что это не единственный законопроект   
- как минимум два профильных комитета занимаются этой проблемой, но при         
обсуждении в выступлениях говорится, что недостаточно только штрафов! Штрафы    
- это маленькая толика того, что предлагается на данный момент для решения      
проблемы. И никто до сих пор не сказал - хотя и Николая Васильевича я хотела    
бы поддержать, и всё то, что сейчас говорилось Геннадием Григорьевичем,         
прекрасно, что утверждены нормативы и регламенты, - что, наверное, необходимо   
вносить в том числе изменения в СанПиН, чтобы обязать утверждать зоны           
санитарной охраны, которые ещё не везде утверждены. И скорее всего,             
необходимы механизмы осуществления ведомственного и прокурорского надзора,      
межведомственного взаимодействия, чтобы органы местного самоуправления в том    
числе понимали, что у них есть такие зоны, где нельзя выдавать участки под      
жилищное строительство или под ведение хозяйственной деятельности.              
                                                                                
Это огромная, комплексная проблема, и сегодня мы вместе выполняем здесь своё    
же решение - рассматриваем изменения в Кодекс об административных               
правонарушениях. Комитет предлагает принять закон и продолжить работать над     
этой проблемой.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.