Заседание № 206

09.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412057-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части установления обязанности по применению системно значимыми кредитными организациями модельных подходов к оценке кредитного риска, а также изъятия неиспользуемых норм и совершенствования системы дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1832 по 1871 из 6575
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". С докладом     
выступит Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект           
обязывает банки более жёстко управлять своими кредитными рисками в рамках       
нормативов Центрального банка. При этом вот такой подход, реализованный в       
законе, позволит высвободить капитал кредитных организаций - по некоторым       
оценкам, на 20 процентов - и, соответственно, за счёт этого высвобождения       
увеличить объёмы кредитования экономики. Ну и этот законопроект решает также    
ряд вопросов, которые оптимизируют работу банковской системы.                   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в третьем чтении.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по          
мотивам? Нет желающих.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    8 чел.1,8 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 204

02.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412057-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части установления обязанности по применению системно значимыми кредитными организациями модельных подходов к оценке кредитного риска, а также изъятия неиспользуемых норм и совершенствования системы дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1827 по 1888 из 5185
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладывает    
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным                
законопроектом устанавливаются формы документов, применяемых кредитными         
организациями при осуществлении операций с банкнотами и монетами Центрального   
банка, наличной иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями, а        
также порядок заполнения и оформления этих документов. Также в этом             
законопроекте прописаны нормы, касающиеся передачи от Минфина Центральному      
банку права реализовывать Гохрану России памятные и инвестиционные монеты из    
драгоценных металлов по ценам, определяемым Центральным банком.                 
                                                                                
К законопроекту поступило две поправки, все они в таблице рекомендуемых к       
принятию. Прошу поддержать поправки и законопроект во втором чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов    
к рассмотрению в третьем чтении, прошу рассмотреть и поддержать его в третьем   
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, у меня нет документов по третьему   
чтению, поэтому разбирайтесь. Если документы появятся, мы вернёмся к            
рассмотрению этого вопроса, пока не могу выносить его на рассмотрение.          
                                                                                

Заседание № 186

24.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 412057-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части установления обязанности по применению системно значимыми кредитными организациями модельных подходов к оценке кредитного риска, а также изъятия неиспользуемых норм и совершенствования системы дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2432 по 2851 из 4454
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад и       
содоклад сделает Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                  
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Данный законопроект   
направлен в том числе на то, чтобы повысить требования к кредитным              
организациям, которые при осуществлении финансовых операций, при принятии       
решения о выделении кредитных ресурсов должны будут использовать специальные    
методы оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков.                       
                                                                                
Сегодня уже четыре организации такие методы добровольно используют, и это они   
делают добровольно по согласованию с Центральным банком. Все остальные          
организации работают на основе разработанных методик, критериев и требований,   
установленных требованиями Центрального банка. Но разработки таких кредитных    
организаций, как "Сбер", "ВТБ", "Альфа-Банк" и "Райффайзенбанк", являются,      
скажем так, более глубокими, они основаны в том числе на серьёзных финансовых   
вливаниях, потому что такие методы требуют серьёзных затрат, чтобы, опираясь    
на эту разработку, можно было более эффективно отбирать потенциального          
заёмщика, который будет эффективно использовать выделенные средства,            
возвращать предоставленные кредитные ресурсы.                                   
                                                                                
Этим законопроектом мы устанавливаем требования законодательного... Эти         
требования все системно значимые банки должны будут соблюдать, и таких          
системно значимых банков у нас в стране сегодня 13, это крупнейшие банки по     
размеру активов, по размеру вкладчиков, по размеру банковских финансовых        
ресурсов, которыми они оперируют. Требования, которые банки разрабатывают       
дополнительно к тому, что Центральный банк подготовил, более жёсткие, они       
более глубокие. И поскольку эти 13 банков оперируют практически 78 процентами   
активов банковской системы, мы приняли решение о том, что необходимо для них    
установить дополнительные требования, которые необходимо будет выполнять.       
                                                                                
В этом законопроекте есть ещё ряд положений, которые касаются изменения         
ситуации. Например, Центральный банк вышел из капитала "Сбера", и полномочия,   
связанные с управлением этим капиталом, исчезли, поэтому необходимо внести      
изменение в законодательство. Далее, также есть нормы, которые касаются         
пенсионных средств работников Центрального банка, которые по смыслу этого       
законопроекта могут быть переданы негосударственному пенсионному фонду в        
управление, и вот это право в данном законопроекте прописывается.               
                                                                                
Законопроект поддержан правительством, Центральным банком. Прошу вас также      
его поддержать.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Есть вопросы.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, законопроект предусматривает,     
что ЦБ будет переводить денежные средства в НПФ для повышения пенсий своим      
сотрудникам. Скажите, а в отношении сотрудников ЦБ какие требования             
установлены для выхода на пенсию? Или это отдельное государство в               
государстве? Это первый вопрос.                                                 
                                                                                
И второй вопрос. Сегодня законодательством все меры предусмотрены, и человек    
сам может копить на пенсию. Не рассматривали ли вы вопрос направления средств   
ЦБ в Социальный фонд России? Там тоже есть рост доходов от инвестиций, только   
в этом случае мы ещё и будем способствовать росту пенсий граждан нашей          
страны.                                                                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Сегодня пенсионные накопления граждан, которые работают в         
Центральном банке, управляются фактически самим Центральным банком. Очевидно,   
что профессионально управлять этими деньгами, так, как негосударственный        
пенсионный фонд, вряд ли (с моей точки зрения, я могу ошибаться) смогут те      
лица, которые в ЦБ занимаются ещё чем-то другим, поэтому вот такое              
предложение возникло. Причём оно не жёсткое: мы предоставляем Центральному      
банку право принять такое решение, что работники ЦБ свои средства будут         
перечислять в негосударственные пенсионные фонды, которые будут отобраны по     
конкурсу.                                                                       
                                                                                
Я хотел бы также отметить, что была жёсткая и жаркая дискуссия на заседании     
комитета по этому вопросу, потому что сразу возник вопрос: а какой              
негосударственный пенсионный фонд будет управлять этими деньгами и не           
сложится ли ситуация таким образом, что отобранный пенсионный фонд как бы       
будет лучше других? Если ЦБ отобрал его, значит, это такой сигнал, что это      
что-то более качественное, чем остальные, а у нас больше десятка                
негосударственных пенсионных фондов, почти 20 НПФ. Вопрос возник, и мы его      
будем обсуждать обязательно во втором чтении, но тема, чтобы деньги будущих     
пенсионеров всё-таки использовались более эффективно, более эффективно          
инвестировались, важна, потому что это наши граждане, и они тоже имеют право    
на получение большего дохода от тех средств, которые накапливаются на будущую   
пенсию, это нормально. Мы готовы ваши предложения выслушать при подготовке      
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кушнарёв Виталий Васильевич.                                                    
                                                                                
КУШНАРЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, уточняющий вопрос. Модельный подход к оценке    
кредитного риска планируется в обязательном порядке внедрить с 1 января 2030    
года, а в пояснительной записке сказано, что такая отсрочка связана с тем,      
что банкам требуется время на предварительную подготовку методик управления     
рисками и получение соответствующих разрешений Банка России, притом что, как    
в записке сказано, четыре банка в добровольном порядке уже работают с такими    
методиками на добровольной основе, то есть опыт для тиражирования и             
масштабирования практики уже присутствует. Понятно, что нужно время, чтобы      
банки опробовали свои модели, согласовали их, привели свои показатели к новым   
нормативам и так далее. Можете уточнить, почему нельзя эту норму внедрить,      
ну, например, через два года?                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Этот вопрос - спасибо, что вы его задали, - тоже возникал на      
заседании комитета, и представитель Центрального банка говорил о том, что это   
дело скорее добровольное, чем обязательное, надо всё-таки посмотреть, как это   
работает в четырёх организациях, которые я назвал. Ну и опять же, это первое    
чтение, скорее всего, мы в этом направлении будем двигаться более активно, и    
ко второму чтению срок может быть подвинут.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, из трёх частей вопрос.         
                                                                                
Первое. Вы не оговорились, назвав "Сбер" кредитным учреждением? Насколько я     
помню, при выкупе пакета акций мы принимали специальный закон, где обозвали     
его госкорпорацией, такой многопрофильной.                                      
                                                                                
Второе. А откуда сейчас пенсии получают работники ЦБ, банковские работники?     
Насколько мне известно, у них уже давным-давно есть свой негосударственный      
пенсионный фонд и пенсии у них несколько больше, чем у других.                  
                                                                                
И третье. Не считаете ли вы возможным всё-таки во втором чтении ввести          
ответственность Центрального банка (Банка России) за рост экономики? Мне        
кажется, вот с этого надо начинать. А вы опять - специальные средства... Как    
банки спасать, так 12 триллионов дали, чтобы они не обанкротились. Я уверен,    
что эти 13 банков ваших ещё и по заниженной процентной ставке... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, "Сбер" подотчётен Центральному банку. Центральный банк его    
проверяет и так далее, поэтому это кредитная организация, подотчётная           
Центральному банку, и я не оговорился, называя его кредитной организацией,      
это финансовый институт. Насчёт госкорпорации - так иногда говорят, потому      
что это экосистема, сам Греф говорит о том, что у него создана экосистема. Но   
что касается деятельности самого "Сбера", это кредитная организация, и она      
подотчётна Центральному банку.                                                  
                                                                                
Далее, по поводу НПФ. Да, они не являются... есть особый порядок формирования   
пенсий работников Центрального банка, действительно, они могут быть больше,     
чем у нас с вами, но при этом они не управляются в системе негосударственных    
пенсионных фондов. А этим законопроектом предлагается как раз создать           
условия, для того чтобы они инвестировались в разные продукты через НПФ. И      
это будет, кстати, эффективнее не только для тех работников, которые работают   
в Центральном банке, но и для экономики - дополнительные деньги смогут          
инвестироваться вдолгую в разные проекты.                                       
                                                                                
Что касается миссии Центрального банка, мы с вами это много раз обсуждали. И    
с моей точки зрения, Центральный банк участвует, осуществляя                    
денежно-кредитную политику, в том числе в поддержке нашей экономики таким       
образом, чтобы она развивалась эффективно и гармонично, я бы так сказал.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, а какие     
системно значимые банки уже используют внутренний рейтинг при оценке            
кредитного риска? И какие негативные последствия могут наступить для тех        
банков, которые этот подход не используют в настоящее время и не планируют      
использовать в дальнейшем?                                                      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Четыре банка - "Сбер", "ВТБ", "Альфа-Банк", "Райффайзенбанк".     
Предлагается внедрить эту систему ещё для девяти системно значимых банков.      
Совокупные активы, я уже говорил об этом, этих 13 банков - 78 процентов от      
всей банковской системы. Подходы, которые реализованы в четырёх банках, более   
жёсткие, более глубокие, чем те требования, которые Центральный банк            
установил, и они, кстати, не противоречат требованиям ЦБ, они просто более,     
ну, затратные с точки зрения реализации. Почему для системно значимых банков    
они затратные? Нужно потратить приличные деньги, для того чтобы эти системы     
разработать.                                                                    
                                                                                
Ну вот таким образом я ответил бы. С моей точки зрения, это позволит как раз    
повысить эффективность работы кредитных организаций и в том числе работы,       
связанной с недобросовестным взаимодействием разных клиентов с нашими           
банками. Ко мне подходит много депутатов с просьбами разобраться в случаях,     
когда прокредитовали в пользу мошенников. Вот эти подходы позволяют бороться    
в том числе с мошенниками.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Владимир Иванович.                                                        
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, я хотел бы уточнить возможность ко второму чтению         
отработать совершенствование механизма, который мог бы ограничить от            
всевозможных бандитских формирований, которые сегодня за 38 минут               
оболванивают наших граждан, и банки выдают кредиты - и ЦБ, и "Газпром...".      
Могу привести примеры. За 38 минут выдают кредиты по 2 миллиона и более. Мы с   
руководством системы безопасности ЦБ обсуждали этот вопрос. Надо в срочном      
порядке изменить существующий механизм - ну, хотя бы сутки, двое... Ну что же   
мы вытворяем?! Кругом... уже в Думе десятки таких людей, оболваненных. Но,      
вообще, говорить о кредитовании, о совершенствовании этого механизма в          
условиях таких ставок ЦБ - это, конечно, дело очень сложное. Надо решать        
главный вопрос.                                                                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Владимир Иванович, спасибо за вопрос. Мы с вами в прошлом году    
приняли закон - он начнёт действовать в июле текущего года, надо                
подготовиться к его реализации, - в соответствии с которым банки должны будут   
анализировать характер перевода и характер того кредита, который они            
предоставляют, ну, прежде всего физическому лицу. Куча случаев, вы правильно    
говорите, когда банк предоставляет кредит, а деньги переводятся мошенникам.     
Вот сейчас, ну, не сейчас, а с июля банки должны будут на основе требований,    
которые Центральный банк установил, проверять финансовую операцию, и если она   
вызывает сомнения, если она подпадает под те критерии, по которым Центральный   
банк может определить, что это сомнительная операция, что это воровство         
денег, то банк приостанавливает операцию на два дня. Дальше, если вы            
настаиваете через два дня - ну, обычно через два дня уже охладевает человек и   
не хочет переводить деньги, - если вы настаиваете, но банк уверен, что деньги   
переводятся мошеннику (по разработанным критериям это определяется, и           
разработаны они очень серьёзно), то банк всё равно не проводит операцию в       
пользу вот этих лиц. То есть закон уже принят, Владимир Иванович, надо просто   
быстрее его запускать. Можно, кстати, обратиться с тем - правда, у нас уже      
зафиксировано в документе, 27 июля он должен вступить в силу, - чтобы           
поторопить начало реализации норм закона, чтобы наши граждане,                  
соответственно, были защищены.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос следующий. Ну,          
понятно, что никто не возражает против какого-то там повышенного пенсионного    
обеспечения работников Центрального банка, но мне кажется, что этот механизм    
должен быть прозрачным и понятным. У нас главное государственное финансовое     
учреждение, коим является Центральный банк, создаёт для себя некую замкнутую,   
так сказать, элитную систему пенсионного обеспечения, где их пенсионные         
накопления каким-то отдельным образом размещаются, инвестируются в какие-то     
негосударственные пенсионные фонды, - как это выглядит по отношению к           
остальным пенсионерам, чьи пенсионные накопления в результате неэффективного    
управления уменьшаются и так далее, и так далее, насколько это справедливо?     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я бы так ответил. Во-первых, будущие пенсионеры Центрального      
банка под большим контролем находятся, чем мы с вами и чем другие будущие       
пенсионеры, потому что мы ежегодно рассматриваем отчёт Центрального банка, в    
том числе часть, связанную с этой деятельностью Центрального банка. Мы можем    
направлять запросы и так далее, получать дополнительную информацию о            
средствах будущих пенсионеров, работающих в Центральном банке.                  
                                                                                
Во-вторых, я уже отметил, что деньги пенсионеров, будущих пенсионеров,          
правильнее будет сказать, работников Центрального банка сегодня не              
оборачиваются в негосударственных пенсионных фондах, наоборот, вот этим         
законопроектом мы хотим дать возможность использовать эти деньги в              
инвестиционных целях, в том числе через негосударственные пенсионные фонды.     
Вот этот законопроект проблему, скажем так, решает.                             
                                                                                
Ну и если говорить о прозрачности, то, ещё раз подчеркну, деньги тех будущих    
пенсионеров, которые работают в Центральном банке, более прозрачны для нас с    
вами, поскольку мы постоянно рассматриваем отчёт ЦБ, чем деньги любых других    
будущих пенсионеров, в том числе депутатов Госдумы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в законопроекте сказано, что в случае           
выявления несоответствия требованиям банковских методик управления рисками      
Банк России может выдать разрешение на применение ПВР, содержащих условия об    
устранении указанного несоответствия в установленный срок или об установлении   
повышенных значений параметров риска. Не следует ли нам в законе прописать      
конкретно этот срок или банк индивидуально будет его устанавливать в            
зависимости от требований? Тогда, может быть, нам установить минимальный и      
максимальный срок?                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, срок можно установить. Мы по замыслу законопроекта            
предполагали, что это должно быть в нормативных документах Центрального         
банка. Если депутаты посчитают необходимым установить срок, например один       
месяц, то можно прописать прямо в законопроекте ко второму чтению, что в        
течение месяца соответствующая организация, банк должны найденные нарушения     
ликвидировать и привести их в соответствие с законом.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, данный вопрос практически     
созвучен с предыдущими. Вот насколько уместно в сегодняшних условиях вносить    
вот такие законодательные инициативы?                                           
                                                                                
И следующий вопрос. Из каких ресурсов предполагается проводить такое            
обеспечение, если в России начиная с 1991 года проведено было от четырёх до     
шести глобальных пенсионных реформ, и все они были провальными?                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Ну, если честно, я не очень понимаю, почему    
у вас такой скепсис по отношению к законопроекту. Видите, какое бурное и        
внимательное обсуждение? Наоборот, здорово, что подняли эту тему, и у нас в     
комитете было очень серьёзное обсуждение законопроекта, и как раз тема          
пенсионеров Центрального банка очень широко обсуждалась, и необходимость        
более справедливого использования этих денег, которые работники ЦБ формируют    
в Пенсионном фонде очень серьёзно обсуждалась, и тема более жёсткого            
регулирования системно значимых банков, которые выдают свои кредитные           
ресурсы, и тема денег, которые воруются в кредитных организациях, выдаются в    
виде кредитов нашим не искушённым в финансовых знаниях людям. Это же всё        
актуально. Наоборот, здорово, что этот законопроект появился, я призываю вас    
всех поддержать его и дальше работать ко второму чтению, для того чтобы         
максимально учесть ваши предложения, замечания, ну и, таким образом, навести    
порядок в финансовой сфере, больший порядок.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, ещё раз хочу привлечь ваше внимание к           
нетерпимой ситуации, которая создалась в последнее время в отношении в первую   
очередь людей пожилого возраста. В основном вот эти структуры бандитские        
используют именно этот контингент, поскольку они легче поддаются                
зомбированию. И происходит просто-напросто сплошное разрушение всего того,      
что накопил человек за всю жизнь, и вообще само состояние этого человека        
становится чрезвычайно сложным, он чуть с ума не сходит. И я могу назвать       
десятки фамилий людей, которые за последние три месяца попали в такую           
катастрофическую ситуацию. Им звонят, говорят: мы от ФСБ, идите вот сюда,       
берите кредит. Человек, который только в этом году или, допустим, в прошлом     
году стал заслуженным учителем, лучшим учителем города Москвы, идёт берёт       
кредит. Говорят: пройдёте дальше, значит, перечислите эти деньги -              
перечисляет. И вот когда мы этим делом стали заниматься, увидели, что время с   
момента входа человека в банк и ухода после этих двух лживых операций           
составляло 38 минут. Идёт во второй банк, во втором банке ему говорят: идите    
к такому-то окну, и вот аналогичная ситуация. В итоге человек через четыре      
часа приходит домой, падает, у него пелена проходит, но 4 миллиона ушли         
неизвестно куда. И это ведь сплошь и рядом!                                     
                                                                                
Когда мы стали заниматься этой ситуацией с Центральным банком, с первым         
заместителем Набиуллиной, по безопасности, нам вместе с Анатолием               
Геннадьевичем удалось помочь людям, это вот по "Газпромбанку", по другим        
банкам, но многие не хотят помочь, не видят, что они виноваты в том, что за     
38 минут выдают эти кредиты и уже через пять дней с этих людей, обманутых,      
которым они выписали огромный процент по кредитам, взимают платежи, уже         
выгребают у людей эти деньги, копейки, которые получает этот учитель или        
работник детского сада. Это всё происходит вот сейчас, в эти дни, в эти         
минуты. Мы что, ослепли, не видим, что не надо ждать июля или августа           
следующего?! Или ещё что-нибудь придумать? Сами представители системы           
безопасности банков говорят: "Владимир Иванович, мы согласны, давайте вы с      
Анатолием Геннадьевичем внесите такую инициативу, мы все будем поддерживать".   
Давайте мы, если это законопроект хороший, сюда немедленно внесём поправку,     
чтобы она после опубликования работала: минимум два дня на кредит...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершили?                                                
                                                                                
КАШИН В. И. Нет.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КАШИН В. И. Попробуйте сами свои деньги получить - вы будете ходить два-три     
дня, чтобы снять свои деньги, а тут за 38 минут! Я далёк от того, что это       
напрямую связано со сговором представителей, работников банков, хотя это тоже   
не исключено. Но и милиция, слушайте... отправили и в ФСБ, и в милицию.         
Милиция вроде нашла, где корни этого, кто звонил, какие ребята, какие группы    
- то на Украине, то в Воронеже, - но тоже до конца дело не доводят. Ну          
давайте, уважаемые товарищи, мы будем принимать соответствующие меры.           
                                                                                
Анатолий, давайте тогда в срочном порядке... Если говорите, что там что-то      
принято, давайте менять тогда срок начала действия, в этот законопроект         
внесём срок - немедленно, чтобы приблизить его принятие, и поможем людям,       
хотя бы поможем людям.                                                          
                                                                                
Хотя, ещё раз говорю, в условиях, когда Центральный банк установил такие        
ставки, говорить вообще о кредитовании... Мы сегодня смотрели на заседании      
комитета подготовку к весенне-полевой кампании - и банки были, и все другие     
структуры были, - вообще, тревожная обстановка: надо кредитовать, деньги        
нужны, короткие, инвестиции в весенне-полевую кампанию, а такие ставки -        
попробуйте получить льготный кредит. В общем, пора уже остановить тех           
финансистов, которые придумали сначала на короткий срок... теперь не поймёшь,   
какой период времени они собираются давить всё производство, всю нашу           
инвестиционную деятельность и производственную. Пора их остановить уже!         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, заключительное слово, пожалуйста.                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за такой      
заинтересованный разговор. И беру на себя обязательство отработать с            
Центральным банком, ну, буквально вот на этой неделе вопрос передвижки          
реализации того закона, который мы раньше приняли. Полагаю, что можно будет     
договориться, примем быстро поправку в закон, не обязательно в этот даже,       
который на подходе находится, для того, чтобы максимально и как можно скорее    
защитить наших граждан на основе закона.                                        
                                                                                
Прошу поддержать законопроект. Будем активно работать после принятия над его    
рассмотрением во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.