Заседание № 230
18.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 411984-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части распространения льгот, предусмотренных для коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, на население, проживающее на прибрежных территориях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4665 по 5036 из 5884
Пункт 26 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Архангельское областное Собрание депутатов письменно обратилось к нам с просьбой рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Пожалуйста, Михаил Евгеньевич, ваш доклад, как представителя комитета. С места. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, инициатива Архангельского областного Собрания депутатов направлена на то, чтобы изменить порядок льготирования на вылов водных биологических ресурсов. С чем это связано? В настоящее время у нас действует три вида квот на вылов водных биологических ресурсов. Первый - промышленные квоты, когда юридические либо физические лица осуществляют вылов в пределах этих квот, это обычная предпринимательская деятельность, и, соответственно, за выловленные ресурсы взимается соответствующая плата, которая поступает в бюджет. Второй вид квот - для малочисленных коренных народов, чтобы они могли поддерживать свой традиционный уклад жизни, для личного потребления. По данным видам квот у нас ставка нулевая, то есть они за выловленные ресурсы не платят в бюджет ничего. И есть третий вид квот - спортивный и любительский вылов, в основном, конечно, рыболовство. Инициатива Архангельского областного Собрания депутатов направлена на то, чтобы приравнять к коренным малочисленным народам всех жителей прибрежных территорий, установить для всех жителей прибрежных территорий нулевую ставку за пользование водными биологическими ресурсами. Комитет на своём заседании уделил очень много времени рассмотрению данного вопроса. Действительно, проблема имеет место, потому что у нас достаточно расплывчатое понимание того, кто же является коренным малочисленным народом. Очень часто рядом с теми, кого мы называем коренными, то есть теми, кто проживал на определённых территориях до прихода туда поселенцев из центральных районов европейской части России, бок о бок проживают сотни лет выходцы из этих центральных регионов европейской части России, тем самым они тоже уже могут в определённом смысле трактоваться как коренные. Если раньше, некоторое время назад, у них существовали такие формы хозяйственной деятельности, как колхозы и совхозы, то сейчас эти формы хозяйственной деятельности, как известно, не существуют и не всегда на их место пришли современные формы предпринимательской деятельности в сфере использования водных биологических ресурсов. Налицо, конечно же, имеется противоречие. Комитет в своём заключении отмечает, что в законопроекте, который внесли архангелогородцы, есть масса неувязок, которые не снимут противоречие, а только лишь его усугубят, усугубят так, что использование водных биологических ресурсов станет неконтролируемым, когда практически любой субъект сможет объявить себя коренным и соответственно без всякой платы в больших масштабах использовать водные биологические ресурсы, что может подорвать, конечно же, систему воспроизводства этих водных биологических ресурсов. Таким образом, рассмотрев все эти аспекты, мы пришли к выводу, что вполне возможно удовлетворить интересы для собственных нужд практически всех, кто хотел бы участвовать в использовании водных биологических ресурсов, через систему квотирования спортивного и любительского рыболовства. Поэтому Комитет по природным ресурсам и природопользованию считает, что инициатива архангелогородцев на данный момент оформлена недостаточно хорошо и может привести к тому, что в данной сфере наступит неконтролируемое изъятие водных биологических ресурсов и, соответственно, в данной сфере мы будем иметь негативные последствия. Предлагаем отклонить законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Ох ты, сколько рук! Давайте запишемся. Включите запись. Покажите, пожалуйста, список. Так, депутат Гришуков. ГРИШУКОВ В. В. Я хотел бы уточнить. Вот тот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, он распространяется на все малочисленные коренные народности или это вот такой узкий, что ли, законопроект? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Бугера. БУГЕРА М. Е. Владимир Витальевич, законопроект, предложенный Архангельским областным Собранием депутатов, распространяется на всех жителей прибрежных территорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Махмудов. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Михаил Евгеньевич, позвольте не согласиться с некоторыми доводами, которые вы привели. Вызывает сожаление, когда огромными трейлерами российская рыба, морская продукция уходят за рубеж. Приводились данные, что мизер попадает на стол российского гражданина. Сейчас есть в прибрежной полосе, в частности в Дагестане вдоль Каспийского моря, население, которое живет буквально за счёт рыбы. Ловят для себя и, может, что-то продадут на рынке на копейку. Зачем мы считаем - коренные, некоренные? Ну человек живёт у берега моря или реки - если не дать ему возможность половить рыбу для собственных нужд, тогда о чём мы говорим?! Вообще всего лишаем нашего гражданина российского: живи как хочешь, будь сыт воздухом. Вот такой подход вырисовывается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это, скорее, выступление, и тем не менее, Михаил Евгеньевич, пожалуйста, ответьте. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Махмуд Гаджулаевич. Вы затронули два вопроса в своём вопросе-выступлении. Первый - это тот, который и президент в своём недавнем послании озвучил, - что необходимо коренным образом пересмотреть процедуру распределения квот, сделав упор на собственного производителя, а не на иностранного. Это первое. Здесь я с вами полностью согласен. Второе. Действительно, и вы об этом говорите, и я в своём выступлении другими словами, но практически о том же самом говорил, потребности в вылове рыбы, других водных биологических ресурсов мы можем реализовывать в рамках действующего законодательства. Субъекты Федерации просто должны своевременно согласовывать квоты на вылов по той или иной категории с федеральным ведомством, которому поручено этим заниматься. То есть для тех предприятий, которые зарегистрированы, установить достаточные промышленные квоты, если имеются коренные малочисленные народы, для них по соответствующей квоте установить нормы вылова и соответственно установить такие нормы вылова для любительского и спортивного рыболовства, которые позволят любому желающему в рамках этих квот удовлетворить свои потребности. Всё это решаемо. Мы, когда разбирались в комитете, выяснили, что именно в Архангельской области, которая выступила инициатором законопроекта, этот процесс дал сбой в какой-то момент. Не вообще по всей России процедура даёт сбой, а вот именно у архангелогородцев как-то так получилось, что они свои местные нормативные акты не приняли вовремя, не согласовали их с федеральным ведомством. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свиридов. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Михаил Евгеньевич, в своём выступлении вы тем не менее сказали, что тема законопроекта актуальна и только техническое изложение не позволяет нам принять его в том виде, в каком он есть. Но может быть, стоит принять его в первом чтении, а во втором попытаться доработать? Посмотрите, ситуация абсурдная: получается, что малочисленные коренные народы, проживающие у водоёмов, имеют право вылавливать для своей жизнедеятельности сколько хотят, когда хотят и ничего за это не платят, но у нас же есть и многочисленные коренные народы, которые живут у тех же самых водоёмов, и для большинства из них, особенно с учётом ситуации в стране, рыба и прочие речные или морские продукты являются, пожалуй, единственным средством существования - они могли бы вылавливать рыбу и морепродукты не только лично для себя, но и для того, чтобы хоть что-то заработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Валентин Валентинович. К сожалению, именно предлагаемый законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части распространения льгот на население, проживающее на прибрежных территориях, вот в том аспекте, который вы сейчас отразили, доработать нельзя. Идею, которую вы сейчас высказали, надо каким-то образом реализовывать именно в законе о коренных народах, вот там нужно совершенствовать это определение, совершенствовать сам закон. Данный же законопроект, к сожалению, концептуально по своей направленности расходится с тем, о чём вы сказали. Доработать его, к сожалению, не удастся, если принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Михаил Евгеньевич! Спасибо, что Михаил Евгеньевич взялся представлять этот законопроект, потому что совершенно нетерпима ситуация, когда законодательные органы, внося законопроект, не являются его представлять в Государственной Думе. Это, видимо, тема отдельного разговора. А вопрос следующего порядка. Всё-таки для двадцати двух - двадцати пяти миллионов нищих, часть которых живёт на прибрежных территориях, наверное, это единственным способом существования остаётся. Берётся ли профильный комитет доработать не этот законопроект, а норму, которая могла бы стать действительно положением другого законодательного акта и отрегулировала бы эту тематику, чтобы обеспечить доступ и эффективное использование этих водных ресурсов? БУГЕРА М. Е. Спасибо, Сергей Александрович. Естественно, если такая законодательная инициатива, приближенная, ну, не к идеалу, а приближенная, скажем так, к достаточной готовности, поступит в комитет, то комитет ни в коем случае не будет чинить препятствия, а в максимально короткие сроки подготовит её и к первому чтению, и ко второму чтению. Со стороны комитета здесь имеется полное понимание. У нас дискуссия была вокруг и данного законопроекта, где действительно все аспекты проблемы высвечивались, но что касается данного законопроекта, ещё раз повторяю, к сожалению, именно его доработать и принять не представляется возможным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть, я вижу. Может быть, по одному выступлению от фракций, коллеги? Пожалуйста, депутат Кондратенко, от фракции КПРФ. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Принимая тот или иной нормативный акт, мы, прямо скажем, иногда питаем иллюзии. И отсюда несовершенство наших нормативных актов, мы потом обнаруживаем, что появляются противоречия. А как им не появиться, противоречиям? Вот, например, малым народом признаны адыги-шапсуги. Они на берегу Чёрного моря живут, соответственно, как малые народы, имеют льготы по всем направлениям. Рядом живут греки, русские, армяне, другие народы - нет, им этого не положено. Как думаете, нормальные будут взаимоотношения в обществе? Нет. Равенство объединяет людей, когда неравенство - всегда раздирают противоречия. Точно так и на Севере. Я понимаю остроту проблемы: коренные народы, в меню которых испокон веков находилась рыба, - да, есть о чём задуматься, но там уже поселились и другие, и русские, и русскоговорящие, как теперь модно говорить, и другие народы. Тогда на берегу холодного, студёного моря, в тех же суровых условиях как им быть? Или вот в Астрахани я был. Побережье Волги - города, населённые пункты, и довольно крупные, десять - двенадцать тысяч человек. Работы нет. Если в Волге не поймать рыбы, им хоть ложись и помирай. Тоже есть вопрос. Я согласен с комитетом, что вроде бы и принимать действительно нелогично этот нормативный акт, но нельзя комитету списать эту проблему, комитет должен сесть за решение этой проблемы. Где-то, мне кажется, она просматривается в таком ключе, что жители прилегающих, прибрежных населённых пунктов по всей России должны иметь права на любительский лов более широкие, более свободные, может быть, чем другие, прибывающие на побережье, потому как там меню традиционное - всегда они питались рыбой. А сегодня, когда разрушены заводы и фабрики, село разрушено, можете представить, в каком положении они находятся. Помочь надо в этой обстановке людям. Просил бы комитет не сбрасывать проблему со счетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции ЛДПР кто будет выступать? Депутат Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Вообще, коллеги, закон-то не о малых народах, он называется "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". То, что сейчас ни рыболовства не осталось, ни рыбных ресурсов, говорит о том, что закон действительно плохой, его надо менять. Потому что, как правильно Михаил Евгеньевич пояснил, у нас существуют три вида квотируемых добытчиков рыбы: первый - это промышленные производители, которые вылавливают её, второй - это малые и коренные народы, третий - рыболовы-любители, грубо говоря. Так вот, здесь ситуация, вообще, настолько абсурдно складывается! Видимо, когда принимался этот закон, все посмотрели фильм о том, как жители Крайнего Севера выходят на каяках, охотятся на кита, этого кита добывают и потом всю зиму его едят. Это, конечно, экзотика, но в действительности всё далеко не так. Потому что никто не мешает - и сейчас так практически и делается - под эгидой малых народов, у которых никаких квот нет и всё бесплатно, организовать какую-то артель рыболовную и уже на сейнерах, с тралами и прочим, прочим выползать в море, бороздить океан и вылавливать водные ресурсы в неограниченном количестве. То же самое рек касается. И заметьте, что... Вот я - рыболов с большим стажем, с детства рыбачу постоянно. Рыбы уже практически не стало во всех реках. И поэтому, когда Махмуд Гаджулаевич говорит, что это единственный источник существования, я сомневаюсь, во-первых, что это единственный, во-вторых, это привело к тому, чтобы рыбы в реках и в озёрах уже не осталось, её просто варварским образом уничтожили. И абсолютно неприемлемо предложение архангелогородцев дать возможность всем, кто живёт на берегу водоёма, реки, моря беспошлинно, так скажем, вылавливать водные ресурсы. Вы что, думаете, там будут старик со старухой неводом вылавливать эту рыбёшку, чтобы прокормиться? Да чёрта с два, извините за выражение непарламентское. Это всё приведёт к тому, что опять же появятся люди, которые в промышленных масштабах с использованием динамита, я не знаю, электроудочек, чего угодно будут варварски уничтожать рыбные запасы. Вот к чему это приведёт. Поэтому я считаю, что здесь не надо выдумывать велосипед. Есть замечательное природоохранное законодательство, допустим, в той же самой Канаде. Я, конечно, понимаю, что это, может быть, не совсем понравится нашим избирателям, но гораздо же приятней приехать на речку, где рыба плещется, где хоть что-то можно поймать. А для этого, извините, нужно очень строго следить за соблюдением этих правил. Там, в этой несчастной Канаде, а может быть, и счастливой, нужно взять лицензию и на ту удочку, которой ловишь, и на то время, в какое ловишь, и на ту рыбу, которую собираешься ловить. Всё это настолько там лимитировано! И рыбнадзор... Вот у нас раньше рыбнадзора действительно все боялись. Только увидят, что лодка рыбнадзора сплавляется - всё, начинается шуршание по берегу, все удочки вытаскивают. Три крючка на человека разрешено было. Сейчас рыбнадзор, учитывая то, что жить-то как-то надо, превращается, извините, в рыбопохитителя. И в первую очередь они ставят сети, используют динамит, электроудочки и так далее, и тому подобное. Поэтому вот эта инициатива не нужна абсолютно, она абсолютно вредна, и чтобы каждый человек имел право... Ничего подобного! Каждый из нас в состоянии заплатить 50 рублей, чтобы приехать посидеть на речке и гарантированно половить рыбку. А вот эта система квотирования, которая существует, конечно, абсолютно непригодна. Именно поэтому у нас под эгидой малых народов в промышленных масштабах рыбу вылавливают, совершаются как раз самые большие злоупотребления, под эгидой малых народов, ещё раз говорю, работают предприниматели, которые вылавливают рыбу беспошлинно, не платят за это ничего, а потом они точно так же продают. А то, что рыба уходит за границу, - это просто вопрос о цене. Если раньше у нас были нормальные закупочные цены, нормальная таможенная политика и рыба вся шла на внутренний рынок, то теперь, как ни крути, продают туда, где дороже. Но это к этому закону отношения, конечно, никакого не имеет. Действительно, нужно в корне менять этот закон, в корне менять систему квотирования. И было бы лучше, если бы архангелогородские депутаты предложили схему, как финансировать хорошо наши природоохранные органы, как сделать так, чтобы они занимались именно охраной водно-биологических ресурсов, а не принимали участие в их, так сказать, расхищении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Единая Россия", есть желающие выступить или точку зрения Бугеры будем считать фракционной? "Справедливая Россия"? Нет. Глотов, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Буквально несколько слов. Мы поддерживаем принятие законопроекта, несмотря на те сомнения, которые высказывались. Аргументов высказано уже более чем достаточно. Я целиком и полностью присоединяюсь к аргументам Николая Игнатовича Кондратенко, но добавлю лишь, что всех чужаков знают и не пустят туда никого другого, кто мог бы воспользоваться этим правом, которым мы можем наделить жителей, живущих сегодня вдоль рек или на побережье морей, озер и так далее. И хотелось бы просить комитет не ждать, когда появится новая инициатива. Раз вы очень подробно обсуждали эту тему, владеете этой темой, то найдутся, наверное, депутаты - хочу и вас просить об этом, Михаил Евгеньевич, - способные взять на себя инициативу и откорректировать закон в правильном направлении, чтобы действительно наши граждане, сегодня далеко не самые богатые, могли бы воспользоваться нормально, цивилизованно природными ресурсами, находясь в двух, пяти, двадцати или ста шагах от этих природных ресурсов. Мы не должны их толкать на преступления, на браконьерство, на другие противозаконные и противоправные действия, надо дать им возможность в условиях, когда государство не заботится о создании рабочих мест, хотя бы самим себя прокормить. Возьмите на себя эту инициативу, комитеты, и её, конечно, Государственная Дума поддержит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Евгеньевич, пожалуйста, заключительное слово. И будем голосовать. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, очень коротко. Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Единственное, что ещё раз хотел бы подчеркнуть, это то, что в большинстве субъектов Российской Федерации, которые сталкиваются с данной проблемой, она урегулирована, то есть они согласовали свои позиции с федеральным агентством и приняли свои законодательные или нормативные акты у себя в субъектах Федерации. Не сложилось вот только у архангелогородцев, почему они и вышли с этой инициативой к нам. Но нет необходимости их, так сказать, местный просчёт распространять на всю Российскую Федерацию. Это во-первых. И во-вторых, может быть, именно потому они и решили не участвовать сегодня в обсуждении, что в комитете прошло очень тщательное обсуждение вопроса и было чётко сказано, что нужно было бы им проявить больше расторопности у себя на месте. Вот это только хотелось бы отметить. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в первом чтении. Комитет против. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 38 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Отклоняется.