Заседание № 254

18.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 411320-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2905 по 2999 из 6294
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением     
регистра муниципальных нормативных правовых актов". Доклад председателя         
Комитета по вопросам местного самоуправления Мокрого Владимира Семёновича.      
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Напомню, что данный         
законопроект внесён Правительством Российской Федерации с целью                 
законодательного обеспечения доступности муниципальных нормативных правовых     
актов для граждан и юридических лиц.                                            
                                                                                
В Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поступили    
поправки к законопроекту во время подготовки ко второму чтению, и они           
представлены в таблицах.                                                        
                                                                                
Поправками 1, 2, 3 и 4 из таблицы поправок, рекомендованных к принятию,         
вносятся изменения, которые носят юридико-технический характер и основываются   
на замечаниях, сделанных Правовым управлением Аппарата Государственной Думы.    
                                                                                
Поправка 5 в таблице поправок, рекомендованных к принятию, внесена депутатами   
Государственной Думы, а также согласована с субъектами и с Минюстом. Цель       
следующая: принятие данной поправки позволит субъектам своевременно             
подготовить нормативную базу для реализации федерального закона со срока        
вступления в силу.                                                              
                                                                                
Комитет подготовил также таблицу отклонённых поправок и просит поддержать       
данный законопроект и проголосовать за таблицы рекомендуемых к принятию и       
рекомендуемых к отклонению поправок.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по поправкам, рекомендованным    
комитетом к принятию, которые находятся в таблице 1? Это пять поправок. Нет.    
Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 отклонённых поправок состоит из десяти поправок. Есть ли по ней       
вопросы? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу?     
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, у вас имеется постановление о принятии данного проекта закона в        
третьем чтении. Есть ли возражения у представителей президента,                 
правительства, представителей депутатских объединений? Нет. В рамках "часа      
голосования" прошу проголосовать за данный законопроект в третьем чтении.       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 243

05.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 411320-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1771 по 2051 из 3192
Законопроекты первого чтения. Пункт 11, проект федерального закона "О           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых     
актов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации    
статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Бондара     
Анатолия Владимировича.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Владимирович.                                              
                                                                                
БОНДАР А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые депутаты! В связи с реформой местного            
самоуправления и увеличением количества муниципальных образований остро         
встала проблема обеспечения соответствия действующему законодательству          
муниципальных актов. Первым шагом на пути решения обозначенной проблемы стал    
систематический правовой анализ уставов муниципальных образований, который      
ведётся органами юстиции. Логическим продолжением работы с муниципальными       
актами является создание регистра муниципальных нормативных правовых актов      
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
На основании поручения Президента Российской Федерации министерством            
разработан проект федерального закона, который представлен вашему вниманию. В   
ходе разработки была проанализирована информация, поступившая от субъектов,     
которая позволяет сделать вывод о готовности органов государственной власти     
субъектов Федерации к работе с муниципальными актами. В тридцати субъектах      
такая работа уже ведётся на постоянной основе.                                  
                                                                                
Предполагается, что муниципальный регистр будет создан по аналогии с            
федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов и будет включать в   
себя муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые органами местного     
самоуправления. У министерства имеется опыт по ведению федерального регистра.   
В настоящее время в нём содержится более двухсот семидесяти семи тысяч актов.   
                                                                                
В результате согласованных действий органов государственной власти, юстиции и   
прокуратуры количество нормативных правовых актов субъектов, не                 
соответствующих федеральному законодательству, снизилось с 33 процентов в       
1999 году до 0,6 процента в 2007 году. Полагаем, что это более чем наглядно     
свидетельствует об эффективности налаженной системы мер по приведению актов     
субъектов в соответствие с действующим законодательством.                       
                                                                                
Законопроект наделяет органы государственной власти субъектов полномочием по    
организации и ведению муниципального регистра. Каждый субъект будет вести       
свой муниципальный регистр и обеспечивать передачу информационных ресурсов в    
Министерство юстиции Российской Федерации для внесения их в базу данных         
федерального муниципального регистра. Для этих целей и предполагается           
использовать доработанный министерством программно-технологический комплекс     
"Регистр", который будет передан органам государственной власти субъектов на    
безвозмездной основе.                                                           
                                                                                
Порядок направления муниципальных актов в органы государственной власти         
субъектов Федерации будет установлен законом субъекта Федерации. В помощь       
субъектам министерством будет разработан модельный закон, а также               
методические рекомендации по ведению регистра.                                  
                                                                                
В заключение хотелось бы отметить, что решение вопросов, связанных с            
созданием и ведением муниципальных регистров субъектов, будет реально           
способствовать реализации конституционного права граждан на получение           
информации, а также снижению количества муниципальных нормативных правовых      
актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и действующему           
законодательству.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Владимирович, пока присаживайтесь.      
                                                                                
Гаджимет Керимович Сафаралиев сделает содоклад от Комитета по вопросам          
местного самоуправления, а потом мы зададим вопросы.                            
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В настоящее время в         
законодательных актах Российской Федерации отсутствуют положения, каким-либо    
образом регламентирующие порядок ведения муниципальной нормативной правовой     
документации. В результате в некоторых муниципальных образованиях ведение       
нормативных правовых документов организовано недостаточно эффективно, и это     
затрудняет гражданам и юридическим лицам доступ к правовым актам. Эта           
проблема приобретает особую актуальность в связи с реформой местного            
самоуправления, поскольку значительно возросло количество муниципальных         
образований, а соответственно, увеличился объём муниципальной нормативной       
правовой документации.                                                          
                                                                                
С целью решения этой проблемы - обеспечения доступа граждан и юридических лиц   
к муниципальным нормативным правовым актам - данным законопроектом              
предлагается отнести к компетенции субъектов Российской Федерации организацию   
и ведение регистров муниципальных нормативных правовых актов. При этом          
порядок ведения указанных регистров предлагается определять законами            
субъектов Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит обеспечить      
доступность муниципальных нормативных правовых актов для неограниченного        
круга физических и юридических лиц.                                             
                                                                                
В Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поступило    
девяносто семь отзывов от органов государственной власти субъектов Российской   
Федерации, в пятидесяти девяти из которых дана положительная оценка             
законопроекта, а в двадцати шести - отрицательная. Имеется ряд замечаний по     
законопроекту, которые будут учтены при подготовке законопроекта ко второму     
чтению.                                                                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает   
концепцию законопроекта. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предложение   
Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и принять     
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гаджимет Керимович. Прошу вас пока оставаться    
на трибуне.                                                                     
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Коллеги, я прошу вас записаться.                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Малышкину.                                           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Вопрос такого характера. Вот смотрите, ведение этого регистра...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос? Сразу говорите.                            
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. К обоим докладчикам - к докладчику и содокладчику.               
                                                                                
Вот не нарушает ли это у нас принцип Конституции о невмешательстве органов      
государственной власти в дела органов местного самоуправления? Ведь по          
Конституции они независимы друг от друга. А вот вы подайте регистр в органы     
государственной власти, затем мы будем всё это дело рассматривать и в           
соответствии с Конституцией тогда уже отменять или не отменять эти правовые     
акты органов местного самоуправления. Ведь там есть прокуратура, которая,       
естественно, работает в этом направлении. Мы, по-моему, в тех созывах           
принимали закон об устранении, допустим... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Владимирович или Гаджимет            
Керимович. Кто ответит на этот вопрос?                                          
                                                                                
БОНДАР А. В. Мы считаем, что здесь нет ни малейшего влияния или вмешательства   
в дела органов местного самоуправления. Основная концепция данного              
законопроекта - это, конечно, информационное обеспечение, обеспечение доступа   
населения и заинтересованных органов ко всем муниципальным правовым актам по    
всей стране. Эти нормативные правовые акты будут помещены в регистры, и любой   
гражданин Российской Федерации, любое должностное лицо, любой                   
заинтересованный орган в свободной форме будут иметь право зайти на этот сайт   
и ознакомиться с тем или иным нормативным правовым актом. Ну а органы           
прокуратуры, конечно, свою работу будут продолжать и отслеживать незаконные     
правовые акты. Вот в чём основная концепция данного законопроекта.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Владимирович.                           
                                                                                
Вопрос Кузнецова Виктора Егоровича.                                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Анатолий Владимирович, хотелось бы знать, какова       
оценка вот этого объёма правовой документации. И вы пишете в заключении, что    
не потребуется финансовых средств, однако в вашей пояснительной записке         
написано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по         
ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов... Я     
так полагаю, что мы заставляем это сделать и все субъекты Российской            
Федерации и, более того, нагрузить муниципалов вот этой дополнительной          
работой по формированию, по направлению в бумажном и электронном виде           
нормативных актов. Представьте себе, двадцать три тысячи муниципальных          
сельских образований - что у нас будет?                                         
                                                                                
БОНДАР А. В. Я начну с последнего вашего вопроса. Ни в какой форме нагрузки     
на муниципальные органы не будет, их единственная задача - передать в субъект   
Российской Федерации информацию о принятых нормативных правовых актах. Вот      
единственная их нагрузка. А уже субъект Российской Федерации сводит это         
воедино и создаёт регистр муниципальных актов субъекта.                         
                                                                                
Что касается того, повлечёт ли это за собой дополнительные бюджетные расходы.   
Мы считаем, что на уровне субъекта, конечно, будут небольшие дополнительные     
расходы, потому что потребуется создание определённых служб. Но вот я           
говорил, что в тридцати субъектах эта работа уже проводится и созданы           
небольшие подразделения, отделы, группы, которые занимаются обобщением          
информации. А на федеральном уровне есть орган федеральной власти, который      
уже эту работу проводит, и поэтому расходов не потребуется: работа будет        
проводиться в рамках тех ассигнований, которые уже выделены на эти цели.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Иванова Сергея Владимировича. Нет, уже вопросов нет.                   
                                                                                
Присаживайтесь, Гаджимет Керимович.                                             
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Один, Кузнецов Виктор Егорович. Три        
минуты достаточно будет? Пять.                                                  
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Один выступающий - Жириновский - десять минут кричит.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вы же не Жириновский, а Кузнецов.                      
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я Кузнецов, но я такой же депутат, как Жириновский, и не хуже,   
я думаю.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть замечательная пословица: гора родила мышь. А мы здесь   
имеем, вообще говоря, обратный эффект, когда маленькое подразделение рождает    
гору бумаги. Этот законопроект в первом его исполнении мне довелось слышать в   
Новосибирской области на международном семинаре муниципалов. Ведущий            
семинара, представитель Голландии, задал точно такой же вопрос (он мне          
сказал: вы задали мой вопрос). Вопрос был простой: а зачем вам нужно иметь      
такой огромный вал нормативных правовых актов, которые, вообще говоря,          
касаются конкретного поселения или в лучшем случае сельского района, они для    
села? У нас там восемьдесят городов имеют свои сайты, они имеют свою базу, а    
те просто не имеют. И вот все эти объяснения, что вроде бы гражданин имеет      
возможность посмотреть какой-то нормативный правовой акт... Представьте себе    
деревню Пупкино, где Интернета нет, и там гражданин имеет возможность зайти     
на сайт Министерства юстиции или субъекта Российской Федерации - и вот он       
будет правоотношения выяснять со своим любимым органом? Конечно, это красивые   
слова, видимо, президенту сказали: давайте мы сейчас поднимем вот эту всю       
нормативную базу и можно будет из Кремля посмотреть, в какой деревне у нас      
что там приняли, и как это всё выглядит, и насколько соответствует              
Конституции. Но, дорогие мои товарищи, вы не ответили на один вопрос: а каков   
объём вот этого всего? Если три, четыре, пять вопросов одна сессия сельского    
совета будет рассматривать хотя бы один раз в месяц, а не дай бог, два раза в   
месяц, то мы получаем вот этот вал ненужных документов и забивание этого во     
всероссийскую базу информации такой силы, что не хватит никаких ресурсов        
Министерства юстиции.                                                           
                                                                                
Вы зайдите в свою структуру в Федеральной регистрационной службе. Ведь, чтобы   
туда подать заявление, очередь на полгода вперёд расписана. Вы говорите,        
никаких ресурсов не надо там добавлять. А когда я подошёл к нашему областному   
управляющему и спросил: "Скажите, а сколько вообще обращений в год вы           
прокручиваете?", он ответил: триста тысяч обращений в год сегодня по            
Новосибирской области. При этом по каждому обращению идёт пять, шесть,          
восемь, десять итераций, то есть человек туда-сюда ходит, принося то одни       
справки, то другие, то третьи.                                                  
                                                                                
Я вас уверяю, только по одной стоимости этих справок мы не то что удвоим, мы    
утроим внутренний валовой продукт, потому что государство нашло колоссальную    
нишу, источник пополнения своих ресурсов за счёт гражданина. Мы печатаем и      
продаём вот эти справки. Сегодня говорят, что муниципал нагружен всего-то       
там... А вы знаете, вообще, сколько человек в администрации муниципального      
сельского совета работает? Три-пять. И ему надо, хотя он и компьютера-то не     
имел никогда, а где они есть... Вот даже нам говорят - Медведев ездит, - у      
нас сейчас Интернет во всех школах. Прихожу в сельскую школу: "Как у вас тут    
с Интернетом?" - "Да вроде это всё есть, но мы вот по телефонному модему. Вы    
же знаете, сельская связь такая, что Интернета-то нет".                         
                                                                                
Вот в какие условия мы пытаемся загнать эту нашу задумку великую. Дорвалась     
Россия до компьютеризации и пытается всё записать, чтобы можно было со всех     
сторон смотреть там и так далее. Уверяю вас, что это очень непросто будет.      
Там, где нет компьютера, там, где нет специалиста... Вы же положение            
правительственное не раскрываете, а в первом-то законе было совершенно чётко    
написано, что тогда муниципал должен эту бумажку написать, завернуть,           
принести, положить, и в электронном виде в том числе.                           
                                                                                
А сколько вы мне минут дали?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот у вас тридцать секунд...                            
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Десять минут положено.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По Регламенту вам дали время.                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Десять минут положено по Регламенту. Я прошу не                  
ограничивать...                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Положено то, что на секундомере.                          
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я делаю заявление, Любовь Константиновна, что вы нарушаете       
Регламент Государственной Думы. Отказываюсь даже.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нервы сдают. Очень рано, нам ещё работать всю сессию.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Один выступающий. Есть ли желание у Анатолия Владимировича Бондара              
высказаться с заключительным словом? Нет. У содокладчика от комитета? Тоже      
нет. У представителей президента и правительства? Нет. Коллеги, кто за то,      
чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7%                                     
Проголосовало против           47 чел.10,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.