Заседание № 220
О проекте федерального закона № 411152-6 "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации; принят в первом чтении 18 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Четыре поправки содержатся в таблице № 1. Прошу утвердить таблицу № 1 и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия его во втором чтении - экспертизы проведены - просим принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. По таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 08 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 12 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 40 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте постановления Государственной Думы № 727061-6 "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 411152-6 "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и сроков подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
2-й вопрос, проект постановления о внесении изменений в постановление Государственной Думы о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Просим определить срок подачи поправок - семь дней и рассмотреть данный законопроект во втором чтении 27 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона... "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 40 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 411152-6 "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения критериев отнесения иностранных граждан к категории высококвалифицированных специалистов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова. БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Разрешите вам представить проект федерального закона, который подготовлен в целях совершенствования порядка привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, признанных высококвалифицированными специалистами. Необходимость совершенствования указанного порядка вызвана на сегодняшний день объективной возможностью привлечения недобросовестными работодателями не высококвалифицированных специалистов, а другой категории - низкоквалифицированных специалистов. Известно, что единственным базовым критерием отнесения в Российской Федерации к высококвалифицированным специалистам является уровень оплаты труда, и сегодня есть необходимость оптимизировать как раз таки данный критерий для привлечения именно высококвалифицированных специалистов. В частности, мы предлагаем производить расчёт не в течение года, а ежемесячно - это не позволит недобросовестным работодателям использовать данный критерий и льготные условия привлечения высококвалифицированных специалистов для привлечения низкооплачиваемых. Внесение предлагаемых изменений в федеральный закон даст возможность эффективно контролировать исполнение российскими работодателями - заказчиками услуг принятых на себя обязательств, а нашему государству выполнить обязательства перед иностранными специалистами по отнесению их к высококвалифицированным специалистам и по оплате их труда. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в первом чтении. Автор законопроекта, уважаемая Людмила Николаевна, очень подробно изложила мотивы законодательной инициативы. На законопроект поступило заключение Правового управления - замечаний концептуального характера нет. Также поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором законопроект поддерживается. Наш комитет в своём заключении, разделяя позицию Правительства Российской Федерации, указывает, что законопроект согласуется с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и международными обязательствами нашей страны. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Людмила Николаевна, в конце декабря был принят закон о территориях опережающего развития, он имеет огромный масштаб: там затрагивается шестнадцать регионов; перспектива колоссального притока миграционной, иностранной, рабочей силы. Ваш проект закона с теми положениями как-то стыкуется, что бы вы могли прояснить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке депутата Абубакирова включите микрофон. БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Коллеги, я напомню, что предметом регулирования данного законопроекта является как раз таки привлечение исключительно высококвалифицированных специалистов. И ко второму чтению, конечно же, мы оптимизируем его в соответствии с последними редакциями, касающимися особых экономических зон. Здесь нет никаких проблем, то есть в данном случае мы только оптимизируем критерии привлечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Людмила Николаевна, по мотивам вашего выступления хочу спросить: не считаете ли вы необходимым закрепить чёткие критерии оценки уровня компетентности иностранца, чтобы добиться полной объективности при отборе? Вот в Европе это есть, например в Великобритании эти критерии определены в иммиграционных правилах. Прокомментируйте, пожалуйста. БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Коллеги, так как у нас достаточно предметно изучался данный подход к высококвалифицированным специалистам, на сегодняшний день есть, скажем, несколько критериев, которые так или иначе определяют высококвалифицированность, и прежде всего у нас сегодня работодатель, привлекающий высококвалифицированного специалиста, определяет те требования, которым он должен соответствовать. Плюс ко всему прочему у нас есть такой критерий, как привлечение на определённые виды деятельности, например в образовательные учреждения: сегодня наши высшие образовательные учреждения нуждаются в привлечении лекторов из других стран, они являются как раз таки высококвалифицированными специалистами, и данный критерий позволяет их привлечь. И кроме того, коллеги, базовым критерием является уровень заработной платы, пусть мы только подошли к оптимизации одного, базового критерия, но это не значит, что вопрос закрыт и решён окончательно. Я рассчитываю на продолжение работы в этом направлении, и в связи с тем, что потребность в высококвалифицированных специалистах в Российской Федерации есть, вполне возможно, что появятся и дополнительные критерии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аскендеров Заур Асевович. АСКЕНДЕРОВ З. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Людмила Николаевна, спасибо вам за законопроект, считаю его очень нужным: он необходим, потому что это заметно отсечёт недобросовестных работодателей. Скажите, пожалуйста, не повлияет ли данный закон на нарушение трудового законодательства в случае, когда специалисты берут больничный? БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос и за поддержку законопроекта, он действительно сегодня является необходимым, и прежде всего он позволит поставить более чёткие границы именно для недобросовестных работодателей, которые определённо будут использовать льготные условия привлечения высококвалифицированных специалистов, а именно право привлекать их без сдачи экзаменов, по определённому квотированию. Поэтому, конечно же, мы рассчитываем на то, что оптимизация критериев позволит контролировать процесс привлечения трудовой миграции. С другой стороны, у нас по Конституции Российской Федерации иностранные граждане обладают теми же самыми правами, что и граждане Российской Федерации, и в соответствии с этим на них также распространяются нормы статей трудового законодательства. В случае нарушения есть возможность оспорить то или иное решение, которое было принято работодателем. И конечно же, нужно будет посмотреть практику применения данного закона и сделать все необходимые выводы. Что касается техники, то регулирование трудовых отношений, трудовой договор, к сожалению, не может быть предметом данного законопроекта, поэтому мы рассчитываем на корреляцию с трудовым законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Людмила Николаевна, вот в законопроекте говорится о положении иностранных граждан, и вы устанавливаете им размер заработной платы не менее 83 тысяч рублей и не менее 167 тысяч рублей соответственно. Вы, наверное, знаете, что высококвалифицированный специалист на Западе, в Соединённых Штатах, получает 83 тысячи долларов в месяц, то есть в разы больше, чем вы предлагаете, и он сюда, в Россию, никак за такие деньги не поедет. В том году уехало 240 тысяч наших учёных, высококвалифицированных специалистов - вот здесь проблема! Вам не кажется, что если бы им платили 167 тысяч рублей в месяц, наши не поехали бы на чужбину, остались бы здесь? Может, нужен не этот закон о поддержке иностранных граждан, а определение зарплаты для своих высококвалифицированных специалистов, чтобы они не уезжали, ибо никакой иностранец не может сравниться со своим специалистом, который живет и работает дома? БОКОВА Л. Н. Спасибо за комментарий к данному законопроекту. Я абсолютно согласна с идеей о том, что наших специалистов необходимо поддерживать, в том числе и материально, - с этим никто не спорит, но это предмет для другого законопроекта и другой законодательной инициативы. То, что установлены определённые суммы ежемесячного вознаграждения иностранным высококвалифицированным специалистам, - это в соответствии с постановлением правительства, то есть годовое вознаграждение мы просто арифметическим путём разделили и изменили на ежемесячное, что не позволит, собственно говоря, работодателю не исполнить свои обязательства, а именно не даст возможности расторгнуть договор до истечения года и тем самым не оплатить вообще труд высококвалифицированного иностранного специалиста, уйти от своих прямых обязанностей и, соответственно, привлечь на эту квоту низкоквалифицированного специалиста. Ещё раз подчеркну: основным предметом регулирования является как раз не повышение или установление определённого уровня оплаты труда, а именно оптимизация базового на сегодняшний день критерия для признания работника высококвалифицированным специалистом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Иван Иванович. Людмила Николаевна, у меня следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, не кажется ли вам, что это абсолютно необъективный критерий - оценка квалификации рабочего по его заработной плате? Представьте себе, что сейчас он получает 2 миллиона рублей и считается высококвалифицированным, а завтра будет инфляция, в два раза уменьшится курс рубля, к примеру, и что, он будет в два раза менее квалифицированным по определению правительства и, соответственно, по вашему законопроекту? Куда вообще подевались дипломы, классность, разряды и так далее? Я считаю, что проверять надо совершенно по другому критерию: если он лётчик, то должен уметь летать на определённом уровне, если рабочий шестого разряда, то должен точить, например, с микронной точностью, если водитель первого класса, то должен, естественно, такие виражи делать... то есть по каждой специальности должны быть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Спасибо, Виктор Евграфович, за вопрос и комментарий. Ещё раз подчеркну, что мы не считаем базовый критерий, который был когда-то введён законом об иностранных гражданах, оптимальным, он на сегодняшний день не решает тех задач, которые были поставлены, в частности задачи привлечения высококвалифицированных специалистов, дипломированных, к которым к тому же предъявляются все необходимые требования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Повторю, что есть возможность продолжения работы над определением высококвалифицированного специалиста, то есть дополнение закона различными оптимальными критериями. На сегодняшний день, к сожалению, при существующей структуре мы даже не можем определить и чётко контролировать вопрос, связанный с привлечением высококвалифицированных специалистов, из-за того что недобросовестные работодатели используют лакуну в законодательстве и привлекают, к сожалению, не высококвалифицированных специалистов, а низкоквалифицированных, поэтому в процессе применения закона мы продолжим работать и над критериальной частью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Диденко Алексей Николаевич. Других не вижу желающих. Включите микрофон депутату Диденко. ДИДЕНКО А. Н. В принципе правильная позиция у авторов законопроекта: необходимо дробить на двенадцать эту сумму и, конечно, справедливо представители фракций отмечали, что и саму сумму нужно увеличивать, но то, что это нельзя рассматривать в качестве универсального критерия, для всех совершенно очевидно, тем более сумма фиксированная, сумма в рублях. И как может квалификация сама по себе выражаться в заработной плате? Априори понятно, что если мы приглашаем иностранного специалиста, то мы его приглашаем не из Ганы и не из Уганды, а оттуда, где уровень оплаты труда подобных работников и специалистов наверняка немножко выше, чем в России. Совершенно очевидно, что требования к квалификации работника не могут выражаться в заработной плате. Здесь мы говорили о лекторах, лекциях, мастер-классах и всевозможных подобных мероприятиях. У нас уже есть один лектор, который год не появляется в зале пленарных заседаний, который 7 миллионов рублей получил за свои лекции (работодатель ему поставил задачи, и с точки зрения работодателя он всё выполнил) - вот такой высококвалифицированный специалист! Кто ещё не наслаждался этими лекциями, зайдите в Интернет и послушайте эту галиматью, которую депутат Пономарёв надиктовал высококвалифицированным специалистам в "Сколково", так что какой вывод из этих лекций можно сделать... Тем не менее человек деньги свои получил, завышенные, не завышенные, - это предмет контракта, поэтому ни к кому претензий нет. Естественно, работодатель может сказать, что этот конкретный работник ему подходит, и предъявить к нему совершенно низкие требования, и диплома у него может не быть, и достижений каких-то, и сертификатов, совершенно справедливо об этом говорили коллеги из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ. У нас трудятся некоторые "высококвалифицированные" специалисты, которые не могут показать результата, но возглавляют сборные России по престижнейшим видам спорта. Зарплаты у них хорошие, но нужно проверить, есть ли дипломы специалистов и чего они добились, каких результатов, проходили ли курсы повышения квалификации. Судя по тем результатам, которые у нас в этих видах спорта, наверное, им стоит отправиться на какие-то курсы, немножко освежить свои тренерские навыки. Так что вопрос весьма спорный, и здесь, конечно же, заработок не может рассматриваться в качестве универсального критерия. Хотя если останется в законе "О правовом положении иностранных граждан..." этот критерий определения высококвалифицированного специалиста, то данный механизм дробления этой суммы по месяцам, конечно, создаст определённые трудности тем недобросовестным работодателям, которые используют эту лазейку в законе, для того чтобы легализовывать здесь иностранных работников. Повторю: вопрос, конечно, спорный, но тем не менее это шаг, небольшой шаг вперёд, а нам всем нужно ещё серьёзно подумать всё-таки над тем, каких иностранных работников необходимо относить к высококвалифицированным специалистам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Людмила Николаевна, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 17 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.