Заседание № 230
18.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 411094-4 "О внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся права собственности на водные объекты).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4526 по 4664 из 5884
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации". Имеется письменное обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), которое просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Я предоставляю слово для содоклада члену Комитета по природным ресурсам и природопользованию Михаилу Евгеньевичу Бугере. С места. Пожалуйста, Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, на что направлена инициатива Государственного Собрания Республики Саха (Якутия)? В настоящее время статья 8 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением тех случаев, когда пруд или обводнённый карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица. В законопроекте Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) предлагается поменять отношения собственности на водные объекты. Они предлагают оставить в федеральной собственности только те водные объекты, которые находятся на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, в остальных же случаях, если водный объект находится в границах субъекта Федерации, в границах муниципального образования или в границах земельного участка, которым владеет юридическое или физическое лицо, считать водный объект собственностью субъекта Федерации, муниципального образования или соответственно юридического или физического лица. Обосновывается это тем, что при действующем порядке субъекты Федерации не имеют заинтересованности принимать республиканские программы по рациональному использованию и охране указанных водных объектов, как это следует из пояснительной записки к законопроекту. Хочу напомнить, что, когда мы принимали Водный кодекс, именно вопросы собственности на водные объекты были предметом большой дискуссии и Государственная Дума пришла к выводу, что здесь необходима максимальная централизация собственности на водные объекты в государственной федеральной собственности. То есть предложение Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) противоречит концепции, которую мы заложили в Водный кодекс. Что касается ссылки Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) на то, что в данной сфере нарушается конституционный принцип совместного ведения, мы считаем, что совместное ведение здесь учитывается, поскольку в управлении водными объектами применяется принцип сочетания интересов федерального центра и соответственно субъектов Российской Федерации. Это реализуется через систему управления речными бассейнами, водохозяйственными участками, где в полной мере учитывается мнение субъектов Федерации при составлении соответствующих программ в пределах бассейна, и тем самым субъекты Федерации реализуют своё право на участие в совместном ведении на водные объекты. Кроме того что Комитет по природным ресурсам и природопользованию предлагает отклонить данную законодательную инициативу, мы имеем также заключение двух комитетов-соисполнителей по данному законопроекту, это Комитет по собственности и Комитет по вопросам местного самоуправления. Они также считают, что данная инициатива идёт вразрез с теми концептуальными основами, которые заложены в действующем Водном кодексе, приведёт к раздроблению водного хозяйства нашей страны и, соответственно, к негативным последствиям. На основании изложенного предлагаем отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Михаилу Евгеньевичу? Есть. Депутат Гришуков. ГРИШУКОВ В. В. Михаил Евгеньевич, я хотел бы спросить вас. Вода - это стратегическое сырьё - мы это прекрасно понимаем, - и лет через восемь - десять, наверное, многие двигатели будут работать на водородном топливе. Каково ваше мнение как представителя комитета по природопользованию: не пора ли всё-таки вернуть водные объекты в государственную собственность, так же, как, впрочем, и другие наши ресурсы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Бугере. БУГЕРА М. Е. Спасибо Владимиру Витальевичу за вопрос. В настоящее время, согласно статье 8 действующего Водного кодекса, так и есть: практически все водные объекты, за исключением прудов и обводнённых карьеров, находятся в федеральной собственности. Федеральная собственность - это государственная собственность Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, обычно мы всегда поддерживаем инициативы, которые приходят с мест, но здесь это ещё одна попытка, вернее, один отголосок той знаменитой фразы: берите суверенитета столько, сколько хотите. Если вы заметили, в обосновании, которое представил Михаил Евгеньевич по данному законопроекту, в той пояснительной записке, которую представило Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), если перевести на русский язык, есть следующий посыл: вот нам абсолютно неинтересно платить деньги за то, чтобы развивались и проводились в жизнь какие-то программы природопользования, природоохранные, касающиеся водных объектов, поскольку мы не имеем права ни ловить, ни глушить рыбу, ни использовать по своему усмотрению. Вот это вот вообще абсолютно антигосударственный подход. То есть вот если это моя речка, мой пруд, моё озеро, я там что хочу, то и ворочу, тогда я буду о них заботиться, а если это государственное - ну и пускай государство само заботится о данном объекте. Ещё раз говорю, что подобные вещи абсолютно недопустимы. Было абсолютно правильное замечание, что все водные объекты должны находиться - а они и находятся - в собственности государства. А вот подобный сепаратизм нужно в корне уничтожать, потому что, извините, за речками и озёрами мы ухаживаем и заботимся о них не потому, что это государственная собственность или принадлежит какой-то отдельной территории, а потому, что это достояние всего нашего народа и каждому приятно посидеть на берегу чистой речки, в которой есть рыба, и точно так же озеро, пруд и так далее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя правительства? Нет. Михаил Евгеньевич, вы настаиваете на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации". Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 37 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 43 чел. Не голосовало 407 чел.90,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.