Заседание № 254

18.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 411076-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о регистрации кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5014 по 5184 из 6294
Рассматриваем пункт 33. Проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата            
Государственной Думы Сергея Николаевича Бабурина.                               
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект        
закона, который выносится на ваше рассмотрение, затрагивает избирательную       
систему. Он, безусловно, должен был бы быть принят полгода - год тому назад,    
но мы рады, что профильный комитет хотя бы уже в конце этой сессии выносит      
его на пленарное заседание. Мы понимаем, что в связи с этим норма, которую мы   
предлагаем, никак не может быть распространена на текущую избирательную         
кампанию, но давайте смотреть в завтрашний день, давайте создавать стабильную   
и признаваемую избирателем ситуацию на выборах, чтобы выборы были честные,      
прозрачные и равные.                                                            
                                                                                
Мы предлагаем внести изменения всего лишь в две статьи закона "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации". Предлагается пункт 16 статьи 38 изложить в следующей     
редакции: "Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической    
партией, прошедшей регистрацию в установленном законодательством порядке, а     
также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными      
отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии    
(если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без        
сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога. Регистрация        
такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о       
выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической           
партией, её региональным отделением или иным структурным подразделением в       
порядке, установленном федеральным законом".                                    
                                                                                
И вторая, аналогичная поправка предлагается в статью 38, пункт 8.               
                                                                                
Как мы видим, речь действительно идёт об уравнивании в правах политических      
партий в период избирательной кампании. После того драконовского сита,          
которое было установлено при перерегистрации партий, когда сегодня у нас, вот   
в эту избирательную кампанию в Государственную Думу, участвуют в выборах на     
первой стадии уже максимум тринадцать или четырнадцать политических партий,     
нет необходимости в дополнительных фильтрах для партий, которые имеют           
численность свыше пятидесяти тысяч членов и которые в фискальном порядке        
проверены всеми государственными органами, для того назначенными, нет           
необходимости вводить дополнительные цензы - имущественный и сбор подписей.     
Мы сегодня разделили партии на привилегированные - те, которые освобождены от   
любого сбора подписей или от денежного залога, и "чёрные" - те, которые         
должны всё это делать, а на практике, к сожалению, эта процедура говорит о      
вопиющих нарушениях на местах избирательных прав.                               
                                                                                
"Народный Союз" во время сбора подписей столкнулся с вопиющими случаями,        
когда, например, нотариусы категорически отказывались заверять подписи          
сборщиков. Особенно ярко это проявилось в Омской и Рязанской областях. В        
Омской области 13 октября пятьдесят сборщиков были вынуждены ходить от одного   
нотариуса к другому, а нотариусы, видя, что они не от "Единой России",          
говорили сразу: "Нет, нет, нет, мы регистрировать, визировать ничего не         
будем. Мы не знаем, ни в коем случае, у нас запрещено". Кем запрещено?! Во      
многих случаях нам удалось разрешить проблему только через вмешательство        
Центральной избирательной комиссии. Мы надеемся, что это, конечно, не в силу    
указаний сверху, но ведь такой эксцесс, такое поведение исполнителя на          
местах, когда чиновничья бюрократия перечёркивает доверие к выборам, - всё      
это очень опасно. Милиционеры в Рязани у студентов - официальных сборщиков,     
имеющих на то официальные удостоверения, не только отбирали списки, подписные   
листы, но при этом ещё препровождали их на некоторую отсидку и говорили: "Не    
будете связываться с оппозиционными партиями, и вообще не занимайтесь           
политикой".                                                                     
                                                                                
Вот чтобы избежать таких нарушений закона, чтобы не провоцировать людей на      
неверие в избирательную систему и в выборы как таковые, не увеличивать число    
тех, кто не пойдёт голосовать, мы предлагаем внести изменения: убрать норму о   
необходимости денежного залога и сбора подписей, ввести в действие эти          
изменения, конечно, уже не в этом году, а со следующего избирательного цикла.   
                                                                                
Мы уверены, что такой подход соответствует решению Конституционного Суда о      
равенстве возможностей, на которое ссылается комитет, говоря о том, что,        
дескать, мы посягаем на нарушение рекомендаций Конституционного Суда,           
соответствует международным стандартам демократии и соответствует нашим         
национальным традициям: пусть побеждает сильнейший. Мы должны исходя из опыта   
самой России понимать: не всё решается в чиновничьих кабинетах. Да, у нас       
есть партии, которые уже назначены победителями, но есть партии, которые        
намерены побеждать несмотря ни на что!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Александр Петрович Москалец.                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В           
последнее время мы все, к своему великому удовлетворению, отмечаем всё          
возрастающее состояние гордости наших граждан за свою страну, неподдельное      
уважение к её президенту, рост авторитета государства на международной арене,   
и не столько в силу развития военной составляющей государственного механизма,   
сколько в силу подъёма экономики и уверенного государственного строительства.   
С учётом этого и политическая палитра нашей внутренней жизни должна расти       
такими же хорошими темпами, по крайней мере не отставать от развития            
общества.                                                                       
                                                                                
Говоря о политической палитре, я в первую очередь имею в виду партии. Сегодня   
в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о          
двадцати одной политической партии. Верховным Судом России принято решение о    
ликвидации четырёх политических партий. Таким образом, остаётся семнадцать,     
но две из них подали документы на преобразование и ликвидацию.                  
                                                                                
Партии активно участвуют во всём срезе общественно значимой деятельности, в     
том числе и в выборах, опираясь при этом на поддержку населения, поддержку      
избирателей.                                                                    
                                                                                
В чём это заключается? А в том, что каждый раз, идя на выборы, партия должна    
заручиться поддержкой избирателей путём сбора подписей в количестве не менее    
двухсот тысяч. При этом нужно отметить, что по смыслу закона "Об основных       
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме..." сбор          
подписей является основной формой выявления уровня поддержки избирателей.       
Причём следует отметить, что число подписей двести тысяч не так уж и велико,    
ибо нет ни одной партии численностью менее пятидесяти тысяч человек и собрать   
четыре подписи в расчёте на одного члена партии при должной организации этого   
процесса, если, конечно, есть реально заявленная численность партии, не         
является чем-то таким ущемляющим и создающим преграды, как указывают авторы     
законопроекта в своей пояснительной записке.                                    
                                                                                
Кроме того, институт сбора подписей, безусловно, нужен для исключения из        
избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной        
поддержки избирателей, а законодатель, как мы знаем, вправе в интересах         
избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие      
производить такое исключение. Это, кстати, и позиция Конституционного Суда.     
Эти условия не затрагивают существа и содержания избирательных прав,            
относятся к порядку их реализации, в равной мере распространяются на всех и     
поэтому не ущемляют абсолютно ничьих прав.                                      
                                                                                
Не ограничиваясь вышеизложенным, действующее законодательство предоставляет     
партии право не проводить сбор подписей, а ограничиться внесением залога. И     
хотя залог - это лишь дополнительная, а не основная возможность для             
регистрации избирательной комиссией, тем не менее такая регистрация             
проводится, мы знаем, и партия участвует в выборах.                             
                                                                                
И ещё. Хотя институт избирательного залога не связан с результатами выборов,    
а является лишь одним из условий участия в избирательной кампании для тех,      
кто по собственной воле принял решение не собирать подписи в свою поддержку,    
и в меньшей степени, чем сбор подписей, отражает уровень поддержки              
избирателей, тем не менее он также носит селекционный характер, характер        
предварительного отбора для включения в избирательный процесс.                  
                                                                                
Мы абсолютно убеждены, что если бы были отменены институты залога и сбора       
подписей, то это никак не повысило бы уровень демократичности, на что           
надеются авторы.                                                                
                                                                                
Чтобы нести бремя власти, чтобы войти во власть, кандидат должен проходить      
экзамен, и лёгким этот экзамен быть, вообще-то, не должен и не может.           
Общество должно быть уверено в состоятельности каждого кандидата на власть.     
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Присаживайтесь. Есть ли    
желающие выступить? Тоже нет. Представители президента и правительства? Не      
желают. Коллеги, прошу вас проголосовать за данный законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
По пункту 32 у нас нет докладчика, поэтому я прошу зафиксировать: перенести     
данный законопроект на 9 ноября.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               11 чел.2,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     11 чел.                                          
Не голосовало                 439 чел.97,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.