Заседание № 256

09.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 411068-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" (в части установления правового статуса районного (городского на правах районного) казачьего общества; внесён депутатами Государственной Думы С. Н. Бабуриным, И. В. Савельевой, В. Б. Шестаковым и членами Совета Федерации Ф. Т. Ахмедовым и А. Н. Шишкиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3071 по 3224 из 4709
Пункт 33.1, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в     
Федеральный закон Российской Федерации "О государственной службе российского    
казачества". Доклад Степана Мкртычевича Шоршорова. Пожалуйста.                  
                                                                                
ШОРШОРОВ С. М., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем    
законопроект, предлагающий изменить Федеральный закон "О государственной        
службе российского казачества", дополнив реестр казачьих обществ районным       
казачьим обществом. В настоящее время казачье общество, внесённое в             
государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, проходит        
регистрацию в органах юстиции. И столкнулись с определёнными трудностями        
правового характера. Дело в том, что в ряде наиболее крупных войсковых          
казачьих обществ, таких, как Тверское, Кубанское, Всевеликое войско Донское,    
кроме предусмотренных Федеральным законом "О государственной службе             
российского казачества" хуторских, станичных, городских казачьих обществ,       
существуют районные, то бишь юртовые. Казачьи общества являются средним         
звеном управления. Ранее, до принятия упомянутого закона, при планировании      
бюджетов субъектов Российской Федерации учитывалось и это звено управления, а   
государственная поддержка осуществлялась именно через районные казачьи          
общества. Например, в структуре Кубанского казачьего общества данное звено      
является центральным, на него ложится выполнение целевых программ,              
организация службы казаков, взаимодействие с органами власти и местного         
самоуправления. Однако если хуторские, станичные, городские казачьи общества    
и окружные, то бишь отдельские казачьи общества, предусмотрены Федеральным      
законом "О государственной службе российского казачества", то районные          
казачьи общества в нём не упомянуты. В результате регистрационная служба не     
имеет оснований для регистрации районных казачьих обществ, а региональные       
органы юстиции требуют их ликвидации, поскольку в базовом законе о них нет      
упоминания.                                                                     
                                                                                
Кроме того, практически все войсковые казачьи общества формируются путём        
объединения окружных, окружные - путём объединения отдельских казачьих          
обществ. Однако федеральный закон предусматривает наличие или окружных, или     
отдельских казачьих обществ, что входит в противоречие с исторически            
сложившейся структурой казачества.                                              
                                                                                
В законопроекте предлагается упростить регистрацию существующих районных        
казачьих обществ, что не требует дополнительных расходов. Прошу вас, коллеги,   
удовлетворить многочисленные просьбы казаков и поддержать проект нашего         
федерального закона, так как он наиболее полно и точно отражает сложившуюся     
структуру казачьих обществ, допуская включение в реестр и иных                  
организационных структур казачьих обществ, входящих в войсковые казачьи         
общества, что позволяет учесть не только юртовые казачьи общества, но и все     
особенности формирования войсковых казачьих обществ, сложившихся в процессе     
возрождения и становления казачества в Российской Федерации.                    
                                                                                
Была произведена первичная рассылка законопроекта. Ряд замечаний и конкретных   
предложений изложен в отзывах субъектов права законодательной инициативы,       
которые в целом поддерживают концепцию данного законопроекта. В проекте         
федерального закона имеются отдельные неточности юридического и                 
лингвистического характера, которые могут быть устранены в ходе подготовки ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать принятие в первом чтении               
предлагаемого проекта федерального закона. Спасибо за внимание.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Мы, наверное, выслушаем все три доклада, а потом будем задавать вопросы.        
                                                                                
Пункт 33.2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О государственной службе российского казачества". Вариант, который       
доложит Сергей Николаевич Бабурин. Пожалуйста, Сергей Николаевич.               
                                                                                
БАБУРИН С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, депутат           
Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении.                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Казачество на Руси было и остаётся исключительно значимым результатом и         
нашего исторического развития, и социального развития и является уникальной     
формой социальной и военной организации жизни в пограничье на Северном          
Кавказе, в Центральной Азии. Именно казачьи линии были тем выходом в            
стабилизации наших рубежей, который позволил прекратить межнациональные,        
военные конфликты в ХIХ веке, они держали оборону и поддерживали мир и          
стабильность в этих краях в ХХ веке.                                            
                                                                                
Пятнадцать лет тому назад мне довелось участвовать в подготовке постановления   
о реабилитации казачества, и, когда затем готовились первые правовые акты по    
закреплению правовых основ казачьего образа жизни, это было торжеством          
справедливости. Это действительно представляет сегодня государственный          
интерес и общественный интерес, и именно поэтому мы говорим о необходимости     
государственного подхода к вопросам существования казачьих формирований.        
                                                                                
Казачьи формирования не имели этнического происхождения. Мы знаем, что          
представители разных народов, вливаясь в казачье войско, достойно несли знамя   
казаков.                                                                        
                                                                                
Что касается поправки к закону, которая сегодня рассматривается, это            
действительно частный случай, но имеющий принципиально важное значение для      
организации службы казачества.                                                  
                                                                                
Я хочу вначале сказать о политическом содержании, а потом об организационном    
и о нравственном содержании поправки к этому закону.                            
                                                                                
С точки зрения существа дела. В настоящее время согласно статье 2               
Федерального закона "О государственной службе российского казачества"           
установлена чёткая структура казачьих войск: хуторские, станичные, городские    
казачьи общества, окружные (отдельские) казачьи общества. Однако эта            
структура, которая, безусловно, была шагом вперёд при принятии закона, всё же   
упустила из вида то, что сегодня исправлено на практике. Наряду с               
закреплёнными в федеральном законе звеньями сложившаяся сегодня структура       
казачьих войск включает в себя и районное звено: районные (городские на         
правах районных) казачьи общества, которые соответствуют уровню муниципальных   
районов и городских округов.                                                    
                                                                                
В структуре казачьих войск районное звено является центральным, на наш          
взгляд. На него ложится основное бремя по выполнению целевых программ -         
организации службы казаков, организации мероприятий по взаимодействию с         
органами власти. Именно через это звено идёт финансирование службы              
казачества. Вследствие того что районное звено не предусмотрено Федеральным     
законом "О государственной службе российского казачества", это обстоятельство   
влечёт за собой огромный ряд вопросов и ставит под угрозу чёткое                
функционирование самой структуры российского казачества, а Федеральная          
регистрационная служба не имеет оснований для регистрации районных казачьих     
обществ.                                                                        
                                                                                
Именно поэтому не депутаты лишь, а прежде всего сами казаки выработали          
предложения по изменению закона о службе казачества, и в марте этого года       
депутатами Государственной Думы Бабуриным и Савельевой данный законопроект      
был внесён. Чуть позже состав авторов законопроекта пополнился членами Совета   
Федерации, представляющими Кубань, Ахмедовым и Шишковым и депутатом             
Государственной Думы Шестаковым.                                                
                                                                                
Сегодня мы рассматриваем три законопроекта. Я неизбежно должен сказать об       
интересной коллизии, которая сама по себе не первая. Я просто обращаю           
внимание членов парламента на то, что наш законопроект внесён в марте,          
законопроект, который сейчас был доложен от фракции "Единая Россия", был        
внесён в апреле и законопроект депутата Харченко был внесён 30 мая. В           
отношении того, что законопроект депутата Харченко просто дословно повторяет    
наш... Это я оставлю на его совести.                                            
                                                                                
Я хочу сказать, что депутаты, которые подготовили официальный, комитетский      
законопроект, лишь дополнили наш законопроект двумя поправками, и, на наш       
взгляд, это, может быть, нормальная политическая ловкость, но с точки зрения    
чисто этической это не совсем корректно. Мы готовы были бы, мы не держимся за   
авторство... Мы ведь спокойно отнеслись к тому, что, провалив законопроект      
"Народно-Патриотического Союза..." о единовременных пособиях в связи с          
рождением второго, третьего и четвёртого ребёнка в размере 200 тысяч рублей,    
потом этот же законопроект, изменив, внесли официально, сказав, что пособия     
будут 250 тысяч рублей. Точно так же и здесь. Мы считаем, что важно решить      
проблему. Важно решить проблему. Поэтому я очень сожалею, что депутаты          
Государственной Думы Борзова, Гребенюк, Дятленко, Емельянов, Катальников,       
Саввиди, Степанова, Швалёв, Шоршоров, Горбачёв, Иванов сочли необходимым        
сказать, что только они являются авторами этой законодательной инициативы.      
                                                                                
Я предлагаю поддержать при голосовании именно их законопроект, поскольку он     
вобрал в себя всё, что написано нами, и дополнен действительно двумя            
достаточно хорошими поправками. Но в будущем, уважаемые коллеги, мы, надеюсь,   
хотя бы на этом примере, поймём, что парламентская жизнь требует внимания не    
только к самим себе, горячо любимым, но и к тем, кто работает рядом с вами.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Я вынуждена вас прервать.     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3240 по 3396 из 4709
Продолжаем нашу работу. Мы закончим рассмотрение пункта 33.                     
                                                                                
Пункт 33.3. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О государственной службе российского казачества". Иван Николаевич        
Харченко должен был докладывать этот законопроект, но он просит рассмотреть     
его без своего участия. Содоклад по всем трём законопроектам сделает Виктор     
Иванович Гришин. Иван Николаевич Харченко не возражает против концепции         
законопроекта номер 33.1.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Иванович.                                                    
                                                                                
ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и   
региональной политике, фракция "Единая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем    
три близких по содержанию законопроекта, предлагающих внести изменения в        
Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" и           
дополнить структуру казачьих обществ районным звеном. Эти изменения             
обусловлены тем, что федеральный закон не в полной мере отражает сложившуюся    
структуру казачьих обществ, которая наряду с традиционными звеньями включает    
в себя также районное звено - районные (городские на правах районных) казачьи   
общества.                                                                       
                                                                                
Так, казачьи общества Кубанского войскового казачьего общества состоят из       
пятидесяти восьми районных казачьих обществ общей численностью сто двадцать     
тысяч казаков. Такая структура позволяет организовать эффективное               
взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований.    
Особенно это характерно для регионов с компактным проживанием казачества.       
                                                                                
Проектами федеральных законов № 411068-4 и № 437031-4 "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О государственной службе российского казачества", авторами   
которых являются депутаты Государственной Думы Бабурин, Савельева, Шестаков,    
Харченко и члены Совета Федерации Ахмедов и Шишков, предлагается установить     
правовой статус районного звена казачьего общества. Однако в войсковых          
казачьих обществах наряду с районными имеются ещё и юртовые казачьи общества.   
В частности, в состав окружных казачьих обществ Всевеликого войска Донского     
входит девяносто шесть юртовых и четыре районных казачьих общества общей        
численностью более восьмидесяти шести тысяч казаков. В целом по стране          
численность казачьих организаций составила более четырёхсот тридцати тысяч      
человек без учёта численности казачьих общественных объединений, не имеющих     
фиксированного членства. Из них 55 процентов выразили желание нести             
государственную и иную службу. Следует отметить, что базовый закон "О           
государственной службе российского казачества" не даёт казакам каких-либо       
привилегий, а наделяет их определёнными обязанностями.                          
                                                                                
На наш взгляд, закрытый перечень казачьих обществ, зафиксированный в законе,    
является чрезмерно жёстким. Структура казачьих обществ должна быть гибкой,      
максимально приближенной к структуре муниципальных образований, потому что на   
самом деле осуществлять контакт между властью и этими объединениями             
приходится постоянно.                                                           
                                                                                
Законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы Борзовой, Гребенюком,   
Дятленко и другими нашими коллегами, даёт возможность определить правовой       
статус как районных, так и юртовых казачьих обществ. В этой связи комитет       
счёл возможным поддержать именно этот законопроект, так как он не только        
поглощает предложения других альтернативных законопроектов, но и допускает      
включение в реестр иных организационных структур казачьих обществ, входящих в   
войсковые казачьи общества.                                                     
                                                                                
Сергей Николаевич Бабурин высказал определённую обиду в связи с тем, что наши   
товарищи как бы не захотели, чтобы он подключился здесь к числу соавторов. Я    
думаю, что это не так. Наши коллеги из фракции ЛДПР такое желание проявили, и   
им не было отказано, то есть они являются соавторами этого проекта.             
                                                                                
Законопроект содержит отдельные неточности юридического и лингвистического      
характера, которые могут быть устранены в ходе его подготовки ко второму        
чтению. Предлагаю принять в первом чтении проект федерального закона №          
415351-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе    
российского казачества", то есть законопроект, авторами которого являются       
Борзова, Гребенюк, Дятленко и другие наши коллеги.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Кибирев Борис Григорьевич.    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
У меня вопрос к первому докладчику, к докладчику по первому законопроекту.      
Уважаемый Степан Мкртычевич, из практики деятельности авторитетного             
Кубанского казачьего войска, название которого тут уже прозвучало и которое     
объединяет казаков трёх субъектов - Краснодарского края, Ставропольского края   
и Карачаево-Черкесии, - известно, что главное рабочее звено казаков -           
районное. И это в докладе просматривается. По логике, получается так, что       
районное звено - это хутора и станицы, окружное - это районные, войсковое -     
это окружные общества. А в докладе, скажем, окружные общества состоят из        
районных обществ и из отдельных структур районного общества. То есть опять      
повторяются станицы, хутора, города. Так не лучше ли сделать закон именно по    
такой схеме: районное - станицы и хутора, окружное - это районные, войсковое    
- это окружные общества?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Шоршорову включите микрофон.         
                                                                                
ШОРШОРОВ С. М. Я с вами абсолютно согласен, но дело в том, что если поднять     
исторические справки, то всё это соответствует тому, что мы сегодня написали    
в законе. В общем-то, нет никаких ограничений, и я считаю, что этого            
достаточно. Плюс к этому мы, как сейчас сказал Виктор Иванович, ещё добавили    
"иные организационные структуры". А уж казачьи общества, я думаю, правильно     
поймут эти слова.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос был один. Есть ли желающие выступить? Нет.                               
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Виктор Иванович.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с очерёдностью обсуждения ставится на         
голосование пункт 33.1. Кто за принятие данного законопроекта в первом          
чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)                                
                                                                                
Пункт 33.2. Это вариант, который доложил Сергей Николаевич Бабурин. Кто за      
принятие этого законопроекта в первом чтении? Прошу определиться                
голосованием. (Идёт голосование.)                                               
                                                                                
И голосование по пункту 33.3. Это вариант Ивана Николаевича Харченко. Также     
прошу проголосовать за данный законопроект в первом чтении. (Идёт               
голосование.)                                                                   
                                                                                
Прошу показать результаты голосования по пункту 33.1.                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0%                                     
                                                                                
Триста тридцать три голоса.                                                     
                                                                                
По пункту 33.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               47 чел.10,4%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4%                                     
                                                                                
Сорок семь.                                                                     
                                                                                
И по пункту 33.3.                                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               30 чел.6,7%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     30 чел.                                          
Не голосовало                 420 чел.93,3%                                     
                                                                                
Тридцать.                                                                       
                                                                                
Принятым считается законопроект под номером 33.1 - набрал конституционное       
большинство. Я не вижу смысла ставить его на повторное голосование.