Заседание № 109
О проекте федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении. Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Александр Сергеевич Грибов, пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поправок не поступило. Прошу поддержать проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 00 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 19-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Хочу вам напомнить, что данный законопроект был подготовлен по итогам заседания Совета при президенте по противодействию коррупции. На этом заседании совета рассматривались итоги исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, и по итогам рассмотрения было сделано заключение, что ещё сохраняется достаточно сложная ситуация в части коррупциогенности, в частности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проблемы там пока плохо преодолимы. В связи с этим особое внимание обращалось на то, что есть целый ряд деяний, которые по сути своей являются общественно опасными, но с точки зрения уголовного законодательства к таковым, то есть к уголовно наказуемым деяниям, пока не относятся. В основном уголовно наказуемые действия, по крайней мере в этом блоке правоотношений, связаны со злоупотреблением служебными полномочиями должностными лицами, поэтому те, кто формально не является должностным лицом, выпадают из-под действия уголовного законодательства. В связи с этим был разработан данный законопроект. Президент предлагает дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации двумя новыми статьями. В частности, в соответствии с проектируемой статьёй 200-4 "Злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд" предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами и не выполняют управленческие функции. Эти деяния, если они причинили крупный ущерб, предлагается также считать уголовно наказуемыми. Квалифицирующими признаками согласно части второй данной статьи являются совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение крупного или особо крупного ущерба. Хочу вам напомнить, что с точки зрения уже действующих норм Уголовного кодекса крупным ущербом признаётся сумма, которая превышает 2 миллиона 250 тысяч рублей, а особо крупным - сумма, превышающая 9 миллионов рублей. Также предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьёй - статьёй 200-5 "Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок", которой предусматривается ответственность за подкуп перечисленных лиц, кроме того, предусматривается уголовное наказание не только для тех, кто подкупает, но и для тех, кто принимает денежные средства либо услуги имущественного характера. В примечании по аналогии определяются основания освобождения этих лиц от уголовной ответственности: лицо освобождается от уголовной ответственности в случаях, если оно активно способствует раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении лица, которое передавало денежные средства, имело место вымогательство, либо лицо добровольно сообщило о совершённом преступлении. Также предлагается в статью 304 Уголовного кодекса включить норму об ответственности за провокацию подкупа в сфере закупок. Кроме того, вносятся соответствующие изменения в статью 46, в которой описывается штраф как мера уголовного наказания. В статью 151 Уголовно-процессуального кодекса предполагается внести изменение, заключающееся в том, что предварительное расследование этих категорий дел относится к подследственности следователей Следственного комитета. Уважаемые депутаты, таково содержание новелл, которые предлагает Президент Российской Федерации. Прошу вас поддержать эту инициативу и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Содоклад Виктора Витальевича Пинского. Пожалуйста, Виктор Витальевич. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Коррупция - это одна из самых серьёзных угроз для любого государства, я считаю, так же как терроризм. Коррупция угрожает самому существованию государства, подрывает доверие общества к институтам власти, ведёт к обострению социальных противоречий, дестабилизации и тормозит экономический рост. Борьба с коррупцией в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд - это одна из главных задач, которую поставил наш президент в Национальном плане противодействия коррупции. Сегодня предлагается принять в первом чтении проект закона, направленного на борьбу с коррупцией при реализации всем известного федерального закона № 44-ФЗ. Президент предлагает установить уголовную ответственность за нарушения для лиц, которые не являются должностными лицами. Я назову этих лиц: это работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии, которая осуществляет закупки, лица, осуществляющие приём товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Практика показала, что именно эти лица совершают большинство правонарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. До сих пор этим людям грозил максимум административный штраф до 50 тысяч рублей - это ничто по сравнению с ущербом, который они наносят своими действиями. Закупки в рамках 44-го федерального закона осуществляются в том числе и для выполнения таких важных стратегических задач, как обеспечение обороноспособности и безопасности страны, и для всех очевидно, что такие правонарушения представляют повышенную общественную опасность и должны быть уголовно наказуемы. Сейчас есть существенные пробелы в законодательстве, не позволяющие привлекать лиц указанных категорий к уголовной ответственности, в частности, за нарушения, которые связаны с целями осуществления закупок, с определением цены контракта, с исполнением и заключением контракта. Криминализация соответствующих действий, я думаю, позволит эффективно бороться даже с самыми изощрёнными коррупционными схемами, сохранить деньги наших налогоплательщиков от преступных посягательств и защитить стратегические интересы государства. В связи с этим, как уже говорил представитель президента, предлагается дополнить главу 22 Уголовного кодекса "Преступления в сфере экономической деятельности" двумя новыми составами - статьями 200-4 и 200-5, которые будут устанавливать ответственность лиц этих категорий. Я не буду останавливаться на квалифицирующих признаках, хотелось бы просто отметить, какие максимальные наказания предусмотрены этими статьями. По статье 200-4 предусматривается ответственность за злоупотребления в сфере контрактной системы закупок товаров, максимальное наказание - до семи лет лишения свободы. В статье 200-5 будет установлена ответственность за подкуп указанных лиц, максимальное наказание - до восьми лет лишения свободы со штрафом, равным 40-кратной сумме подкупа, или без такового. Также в этой статье устанавливается ответственность за получение указанными лицами незаконного вознаграждения за действие либо бездействие в интересах дающего. Здесь максимальное наказание чуть больше - до 12 лет лишения свободы и штраф, равный 50-кратному размеру подкупа. На данный проект закона поступили положительные отзывы и правительства, и Верховного Суда. Комитет концепцию законопроекта поддерживает. Есть, как я считаю, существенное замечание нашего Правового управления, но оно будет учтено ко второму чтению, поэтому комитет просит данный проект закона поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, вы один из выдающихся юристов России, скажите, пожалуйста, если все признают коррупцию наиболее тягостным злом, разрушающим государственную систему, почему вы против возврата конфискации имущества? Может, это будет действовать лучше, чем 50-кратный штраф? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, первую часть вашего утверждения я не готов обсуждать, а что касается второй, я думаю, вы здесь немного заблуждаетесь. Наша позиция по поводу 20-й статьи, о которой вы говорите, известной международной конвенции, была абсолютно чётко изложена, мы полагаем, что там нет изъятия, все правовые возможности, которые предусмотрены этой конвенцией - речь идёт о конвенции о борьбе с коррупцией, - абсолютно, в стопроцентном объёме действуют на территории Российской Федерации. Естественно, эта конвенция должна быть адаптирована к нашему законодательству исходя из того, что российская правовая система всё-таки принадлежит к романо-германской семье, а то, что нормы действуют по-иному в других государствах, - это вопрос их правовой культуры и правовой традиции. В этом плане, повторю, я думаю, что вы слегка заблуждаетесь. Что касается борьбы с коррупцией, то эта тема, к сожалению, я подозреваю, вечная, и не только российская. Но также хочу вам напомнить, что мы вместе с вами рассматриваем уже далеко не первый проект закона, внесённый президентом и посвящённый борьбе с коррупцией. Здесь наша направленность, наша решимость абсолютная, и, я думаю, здесь мы с вами все являемся союзниками. Я согласен с вашей оценкой того, что это сложная проблема, - будем её решать, будем бороться! И повторю: то, что мы делаем вместе с вами, - это всё-таки комплексная работа, и она затрагивает не только уголовно-правовые, но и другие аспекты борьбы с этим злом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, конечно, наказывать тех, кто сегодня нарушает закон, - это абсолютно правильно, и мы это поддерживаем, но вот давайте посмотрим: основной критерий отбора поставщика согласно закону о закупках - это цена, а когда идёт снижение цены (даже если мы ограничили это снижение, тем не менее оно есть), то мы получаем в итоге дешёвые, некачественные и в том числе легковоспламеняющиеся материалы. Кроме того, закон о закупках ещё и очень забюрократизирован. Не считаете ли вы, что не в наказании дело, а, скорее, в концепции этого закона? И не планирует ли правительство менять именно саму концепцию закона о закупках? МИНХ Г. В. Уважаемая Вера Анатольевна, я уже отчасти сказал об этом, когда отвечал на вопрос Николая Васильевича. Мы действительно считаем, что борьба с коррупцией - это комплексное противостояние и противодействие с нашей стороны этому злу. Конечно, здесь речь идёт в том числе о совершенствовании базового закона, о котором вы говорите, и Виктор Витальевич тоже упомянул этот закон. Но всё-таки сейчас я не хотел бы называть весь комплекс мер - частично они уже приняты, частично, я думаю, и в дальнейшем мы будем в этом направлении работать, это предполагается, планируется - и тем более отвечать, какие в этом отношении меры предполагает принять в сфере законотворчества Правительство Российской Федерации. Повторю: ваш подход действительно правильный, я тоже считаю, что мы эту проблему должны рассматривать комплексно. Конечно, нужно совершенствовать закон, в том числе и вы пропускаете через себя многочисленные поправки в действующую редакцию закона, и на самом деле я думаю, что комплексное переосмысление и подходов, и, может быть, концепции - это работа, которая нам всем ещё предстоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Гарри Владимирович, как правило, законопроекты появляются в результате правоприменительной практики, и нас часто упрекают, что, когда мы вносим законопроект, мы не представляем какую-то статистическую информацию. Вот по данному законопроекту есть у вас какая-то информация о том, какому количеству жуликов удалось избежать ответственности в результате некорректных, как считается сейчас, формулировок действующего закона? Это первое. И второй момент. В своё время Сергей Евгеньевич Нарышкин сказал, что в правительстве Москвы при Лужкове уровень коррупции был запредельным. Скажите, есть какой-то предел, предельный уровень коррупции, к которому мы стараемся подойти, такой, что дальше бороться уже будет бесполезно? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, начну с последнего вопроса. Я думаю, что бороться мы будем всегда, здесь нет, конечно, никаких арифметических, количественных параметров. Повторю, это явление, к сожалению, сопровождает деятельность институтов власти на всех уровнях во всех государствах, но ни одно государство руки не опускает, все борются по мере своего понимания и пропорционально тому уровню зла, которое предстоит преодолеть. Что касается статистики, то она, безусловно, есть. Конечно, статистики о том, сколько жуликов не привлечено к ответственности, нет и быть не может, потому что их не привлекли. Назову буквально несколько цифр из тех, что существуют. Например, в прошлом году Следственным комитетом было возбуждено 1599 дел в отношении 1697 лиц и судами из этих 1697 лиц было осуждено - крайне важная цифра! - 1464 лица, то есть вы видите, что здесь КПД... Ну, он негативный, конечно, потому что это меры уголовно-правовой ответственности, но он крайне высокий. Вы помните, что по целому ряду ситуаций статистика не очень убедительная: следственные органы дела возбуждают, до суда доходит в лучшем случае половина, а осуждается судом одна треть, но здесь, как вы видите, почти стопроцентная эффективность борьбы с этим злом. У меня есть и другая статистика - динамика по годам, но если кратко ответить на ваш вопрос, то можно сказать, что, безусловно, статистическая информация есть, она достаточно детальная, и объём её колоссальный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Многоуважаемый Гарри Владимирович, задам вопрос в продолжение вопроса Веры Анатольевны. Существует реестр недобросовестных поставщиков в рамках действия 44-го, 223-го законов, но мы знаем, что зачастую очень многое зависит от проектных организаций и тех организаций, которые готовят данные конкурсы. Не планирует ли президент дать указание ещё больше расширить работу, которая сейчас ведётся, и посмотреть, может быть, не на тех, кто напрямую участвует в схемах, а на тех, кто их готовит? Ведь зачастую в связи с подготовкой проектной документации или проектно-конкурсной документации и формируется та негативная среда, в которой возможны правонарушения, о которых мы сейчас говорим. МИНХ Г. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, я ещё раз повторю, что борьба с коррупцией - это действительно комплексная задача, и в том числе те направления, о которых вы говорите, нам всем тоже хорошо известны. Порой конкурсы готовятся под конкретное юридическое лицо и описание технического задания такое, что ему может соответствовать только это конкретное юридическое лицо. В этом отношении работа тоже ведётся, и она ведётся постоянно. Вы знаете, что очень часто и Федеральная антимонопольная служба принимает решения, отменяющие результаты тех или иных конкурсов, потому что отсутствует та самая конкурентная среда, или конкуренция, за которую мы все ратуем и которая является элементом, позволяющим не только снизить цену, о чём Вера Анатольевна говорила, но и при этом не потерять качество выполняемых работ, поставляемых товаров или оказываемых услуг. Эта работа идёт постоянно, и в принципе на сегодня существующие меры, по крайней мере законодательные, на наш взгляд, являются достаточными, вопрос в большей степени в правоприменительной практике, как и по ряду других моментов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, ну, понятно, когда за то, что взятку дают, ужесточается наказание, а вот строчка о том, чтобы ввести уголовную ответственность за провокацию подкупа, - не приведёт ли это к возбуждению уголовных дел по такому недообъяснённому обстоятельству и в результате не ухудшит ли ещё отношение к данному законопроекту предпринимательского сообщества? Есть ли такая опасность, как вы думаете? МИНХ Г. В. Уважаемый Виктор Владиславович, я не чувствую здесь какой-то опасности. Почему? Ну, скажем, я вам назову цифру, статистические данные, сколько дел было возбуждено по 304-й статье Уголовного кодекса в прошлом году. Как вы думаете, какое это количество? Ноль! И динамика в течение нескольких последних лет, скажем так, угасающая, в любом случае максимальные цифры не выходили за пределы одного десятка, эта статья, на мой взгляд, в большей степени работает в жанре превенции общей, чем частной. Исходя из этой статистики я вот такой опасности не ощущаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР законопроект поддержит, поскольку мы, общаясь и с избирателями как потребителями, и с представителями бизнеса, понимаем, какая вакханалия в этой сфере творится. Это же подтверждают и отчёты Счётной палаты, и недавнее заявление руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева - прозвучало, что 95 процентов конкурсов и аукционов вообще похожи на фикцию, то есть официально признаётся, что система барахлит. Данная норма - это один из шагов, направленных на урегулирование этого вопроса, но до конца мы всё равно его не решим. Поддерживая, мы, понимаем, что да, что-то изменится - будут уголовные дела, кого-то это заставит остановиться и не совершать те действия, которые совершаются сегодня, но причина в другом - причина в системе, порождённой 44-м федеральным законом, от которого страдают все. Прежде всего страдают добросовестные коммерсанты, в том числе некоммерческие организации, которым недавно дали право наряду с коммерческими структурами оказывать услуги. Честно участвовать они не могут - проигрывают, потому что выигрывают другие, нужные структуры. Страдают и руководители муниципалитетов, и руководители регионов. Вот с губернаторами общаемся, они говорят: вы понимаете, 44-й федеральный закон позволяет выигрывать тем, кто предложит минимальную цену, и выигрывают структуры, у которых маленький уставный капитал, нет никакого ресурса, в итоге потом они срывают все работы, срывают сроки, а ответственность перед федеральным центром несём мы. Поэтому губернаторы вынуждены либо краснеть перед федеральным центром, когда срываются сроки исполнения поставленных задач, либо так организовывать процессы, чтобы выигрывали те структуры, на которые можно положиться. Страдают потребители: постоянно мы слышим от инвалидов о том, что технические средства реабилитации не того качества, на это очень много жалоб, - в том числе причина этого в 44-м федеральном законе. Последний пример. В Смоленской области ещё при прежнем губернаторе в процессе реализации программы переселения из ветхого, аварийного жилья конкурс выиграла странная, сомнительная компания - она построила дом, который кроме как курятником не назовёшь: ни одной несущей конструкции, все стены из гипсокартона. Спустя три года никакой ответственности застройщик уже не несёт, и люди жалуются, что живут в невыносимых условиях. Соответственно, весь негатив на кого? На всю вертикаль власти - от муниципалитета до президента. А виновата система, которая определяется 44-м федеральным законом! В одном из вопросов звучал тезис о реестре недобросовестных поставщиков - вы знаете, как обходят эту норму? Обычно, чтобы в этот реестр не попасть, когда структура провалила сроки выполнения заказа... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Когда коммерческая структура проваливает сроки выполнения заказа, она должна быть включена в этот реестр, для этого должностное лицо должно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, но должностное лицо где-то по невнимательности, где-то исходя из заинтересованности просто не информирует. В результате - административный штраф в размере 20 тысяч рублей, а структура продолжает участвовать и побеждать в конкурсах, притом что у них нет никаких ресурсов, но есть возможность получать инсайдерскую информацию или таким образом организовывать своё участие в этом процессе, чтобы побеждать. Поддерживая законопроект, мы обращаем внимание на то, что бороться нужно не с последствиями (этот законопроект - это борьба с последствиями), надо бороться с причинами, а причина - это барахлящая система, которая определяется 44-м федеральным законом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Два слова на тему расторопности: пытался на последней секунде нажать, но Вера Анатольевна оказалась точнее. Это к вопросу о том, каким образом происходит процедура записи. Когда 7 марта Президент Российской Федерации встречался в Самаре с женщинами-предпринимателями, очень остро звучала тема государственных закупок. Я приведу его: не нужно пытаться обосновывать несовершенством 44-го закона то жульничество, которое происходит в уголовно-правовом поле, - это не дословно, но мысль как раз такова. Да, 44-й закон сегодня пинают очень многие, в нём очень много проблем, правового несовершенства, звучит большое количество предложений по его улучшению, но сегодня мы говорим именно об уголовно-правовых методах защиты людей. Что такое сегодня государственный заказ? Это деньги, собранные у людей, которые через законодательно закреплённую систему должны тратиться на нужды людей, это неоспоримая истина. На федеральном уровне тратится 16 триллионов рублей через систему государственного заказа, и, по оценкам Института экономической политики имени Гайдара, 2 триллиона рублей так или иначе проходит через мошеннические схемы - это одна восьмая, огромная сумма! Примеров можно привести массу - вот я открыл Интернет. Несколько лет назад, когда закупались кареты скорой помощи в одном из регионов, в задании был прописан диаметр поршня - вот автолюбители понимают, до чего дошли! То есть мы понимаем, всё было заточено под одну марку - итальянскую, некая компания на тот момент обладала необходимым количеством таких карет скорой помощи и, естественно, выиграла этот аукцион. Техническое задание готовили не должностные лица, то есть лица, которые максимально могут понести административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей. Недавнее громкое дело с лётным отрядом "Россия": также был задержан участник конкурсной комиссии в рамках этого дела, я не знаю, на какой процессуальной стадии оно сейчас находится, тем не менее факт есть факт. А это уже наша безопасность! Не говорю уже о том, что больницы, школы - многие работают по 44-му закону, и то, какого качества лекарства получат те, кто в них нуждается, и то, едой какого качества будут кормить людей... Вячеслав Викторович, мне, пожалуйста, семь минут: я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ГРИБОВ А. С. ...едой какого качества будут кормить людей, которые в ней нуждаются, в том числе и в образовательных учреждениях, - всё это находится в руках людей, которые либо работают честно, либо встают на преступный путь. Что ещё здесь можно добавить? Вчера также в Интернете прочитал, что антимонопольная служба готовит свои поправки по картельным сговорам с целью защитить людей, чтобы они получали качественные услуги, качественные дороги, питание, лекарства, - всё то, что проходит по 44-му закону. С одной стороны, устранение правового пробела, как правильно сказал Ярослав Евгеньевич, - это, наверное, борьба с последствиями, но, с другой стороны, внося изменения в 304-ю статью, по поводу провокаций, мы защищаем тех, кто хочет работать честно. Не секрет, что внесение этих изменений в закон для многих предпринимателей разрушит преступные схемы, но они могут начать заниматься провокациями, те, кто раньше находился в поле только административной ответственности, могут начать заниматься провокациями, потому что, ещё раз повторю, сумма - 16 триллионов рублей, и где сегодня эти преступные схемы и умыслы реализуются, мы не можем предположить. Сегодня мы расширяем арсенал средств борьбы правоохранительных органов с этими правонарушениями, с этими преступлениями, но самое главное - мы говорим, что эта проблема есть. Не нужно заниматься самообманом и говорить, что всё в сфере госзакупок хорошо или ситуация улучшается. Если президент выходит с предложением ввести специальные статьи, то это означает, что проблема по-прежнему есть, с одной стороны, она измеряется в больших, астрономических суммах, которые трудно представить простому обывателю, а с другой стороны, проявляется в каждом доме, который строится для ветеранов или для детей-сирот, в каждой школе, которая закупает питание или что-то другое для собственных нужд. Уважаемые коллеги, конечно, мы будем законопроект поддерживать, но ещё раз скажу, как уже неоднократно говорил с этой трибуны: правоохранительным органам нужно не просто смотреть на тот арсенал, который у них имеется, чтобы ловить жуликов и преступников, а активно им пользоваться. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. От фракции, Вера Анатольевна? От фракции. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, мы должны поставить все точки над "i" в решении проблем, связанных с коррупцией, которые выявляются при осуществлении государственных закупок. Фракция КПРФ, безусловно, поддержит этот антикоррупционный законопроект, но, так как не затрагиваются основные, концептуальные положения законов о государственных закупках, сказать, что эта мера полностью может нивелировать коррупционную составляющую, которая сегодня есть в этой сфере, я думаю, всё-таки нельзя, да в принципе никто это и не утверждает. Но наша-то задача - сделать так, чтобы коррупцию искоренить совсем, и именно в этой сфере, потому что, по данным Счётной палаты, здесь наиболее существенные нарушения. Откройте сайт Счётной палаты - там чётко сказано: такие проверки часто проводятся, и проверки 2017 года показали, что количество нарушений по госзакупкам увеличилось в два раза по сравнению с 2016 годом. Пройдёт 2018 год, и мы снова будем констатировать подобные факты - почему? Потому что нужно менять сам закон, а не устранять последствия его применения. Правоприменительная практика, практика применения этого закона говорит о том, что сегодня есть очень много моментов, которые вызывают серьёзные вопросы. Прежде всего давайте посмотрим: вот есть проект, есть смета, есть независимая экспертиза, есть оптовые цены, они все известны, и на основании всех этих данных составляется проектно-сметная документация, и эта проектно-сметная документация имеет свою цену, то есть объект имеет определённую стоимость. Предположим, начинаются конкурсные мероприятия. Приходит поставщик, который начинает снижать цену, снижение цены, хотя мы и ограничили это, в результате приводит к тому, что выигрывает именно он. Главный критерий - это цена, но ведь мы же столько раз говорили и даже пытались принимать законы о том, что надо всё-таки смотреть, кто принимает участие в конкурсных процедурах и что у них вообще есть за душой. Мои дорогие коллеги, однажды в Новосибирской области я, будучи директором школы, искала одну фирму, которая выиграла конкурс. Я приехала в город Новосибирск, пришла по указанному адресу - там полуподвальное помещение, закрытая дверь. Я всё-таки достучалась, зашла туда, где находилась эта, так сказать, фирма, которая выиграла конкурс: там был стол, стул, девушка и компьютер - всё, больше там ничего не было. Они этот заказ выполняли через субподрядчиков, причём был не один субподрядчик, а несколько. В результате все поснимали сливки, а мне ничего не досталось - я имею в виду качественно выполненную работу. Вот кто-то снимает сливки и выдаёт такие результаты, за которые потом получают штрафы: мне достался штраф за некачественное выполнение работ этими поставщиками, вот и всё, а выполненную работу я не получила. А вот те, кто снял сливки, конечно, все были в шоколаде. И так повторяется из года в год, постоянно! Могу привести ещё один пример. В Новосибирской области есть зоопарк, это муниципальная организация - закупки по 44-му закону. Мы много говорим о МУПах и ГУПах, все эти учреждения переведены под действие 44-го федерального закона. Что в результате получилось? Например, в зоопарке появляются какие-то новые животные, их нужно кормить, но процедуры по 44-му закону настолько забюрократизированы, что нужно ждать несколько месяцев, чтобы только решить этот вопрос: то торги, аукционы не состоятся, то ещё какие-то вопросы возникнут, то зависнет сайт и так далее. То есть возникает очень много разных проблем, и в результате руководство вынуждено сознательно идти на нарушения, чтобы только обеспечить работу своего учреждения. Я прошу, уважаемые коллеги, всё-таки поторопите наше правительство, чтобы проблемы муниципальных учреждений были решены, из-под действия 44-го закона всё-таки их нужно переводить под действие другого закона - № 223-ФЗ. Есть ещё множество примеров. Я занималась проблемой школы, где должны были вставить пластиковые окна. С марта началась конкурсная процедура государственных закупок, только к июлю она закончилась, но это только, так сказать, бумажная часть закончилась, а затем всё снова, по второму кругу, потому что тот поставщик, который был заявлен, отказался, всё началось, повторяю, по второму кругу. Подходит сентябрь, а окна не поставлены своевременно - кто за это должен отвечать и какую уголовную статью мы должны придумать, чтобы дети учились в нормальных условиях?! Уважаемые коллеги, эта мера, конечно, даст результаты в отношении именно тех людей, которые занимаются подобными нарушениями и наживаются на бюджетных деньгах, но эта мера ни в коем случае не устранит тех системных проблем, которые сегодня есть у нас в законодательстве о государственных закупках. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я сначала просто пройдусь по тексту. Представлен официальный отзыв заместителя председателя Верховного Суда, в котором написано, что законопроект подготовлен по итогам заседания Совета при президенте по противодействию коррупции. Я вам могу сказать, что мы полностью поддерживаем всё, что написано в этом проекте закона, и всё, что было сказано, за исключением одного: к сожалению, нормы этого законопроекта распространяются только на правоотношения, которые регулируются законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок... для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но не на регулируемые законом № 223-ФЗ, по которому закупок осуществляется в шесть раз больше и триллионы рублей выводятся из-под госконтроля (мало того, каждый раз, высказываясь о контрактной системе, я буду напоминать про поправку, которую мы с вами приняли, выведя из-под госконтроля сделки между взаимозависимыми лицами). Так вот, все эти сделки под действие закона не попадут, поэтому, поддерживая его концептуально, мы считаем, что его действие нужно распространить на правоотношения, регулируемые не только 44-м законом, но и 223-м. Это можно сделать в рамках второго чтения, просто прописав в скобочках: сделки, подпадающие под действие законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, - собственно говоря, и всё, тогда мы охватим все государственные закупки и перекроем все основные потоки коррупционных денег, введём ответственность за злоупотребления и незаконное использование должностного положения. Ну и самое главное, о чём хотелось бы сказать: даже после введения ответственности, предусмотренной этим законопроектом, если мы не закроем лазейку, которую мы создали... Вот сейчас мы вводим меры ответственности - штрафы, уголовную ответственность - за провокацию взятки, за злоупотребление полномочиями, но при этом мы сами законодательно закрепили, что можно из-под госконтроля вывести сделки на триллионы рублей. Какова же тогда цена нашему законопроекту, какова цена этому решению? Да, мы перекроем ручейки, а коррупционные реки у нас как были, так и останутся! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Полномочный представитель правительства будет выступать? Нет. Заключительное слово представителя президента по данному вопросу. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Прежде всего большое спасибо всем без исключения фракциям. Я думаю, что каждый из нас действительно воспринимает этот вопрос как личную беду, личную проблему. И то, как Вера Анатольевна рассказывала, что она на своей шкуре, извините за это выражение, испытала все "прелести" работы жуликов и это отразилось на её школе, на детях, конечно, говорит о том, что все мы действительно неравнодушные люди и болеем и за наше отечество, и за то, чем мы с вами занимаемся, - за это вам большое спасибо! Что касается расширения, распространения на другие сферы правоотношений, я в рабочем порядке могу Валерию Карловичу сказать, что с точки зрения проработки фактического материала, того, что мы проанализировали, мы пока были готовы только к внесению законопроекта по блоку, связанному с 44-м законом. То есть в этом направлении, я считаю, можно думать, но, повторюсь, всё-таки сегодняшняя тема - это закупки для государственных и муниципальных нужд, а не закупки для своих нужд отдельными юридическими лицами, а 223-й закон всё-таки посвящён этой проблематике. Ещё раз спасибо вам за ту поддержку, которую вы выразили. Я думаю, что сообща мы всё-таки сможем противостоять этому злу - коррупции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам, Гарри Владимирович. Заключительное слово содокладчика будет? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 19-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 19 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!