Заседание № 231
23.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 410940-4 "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 543 по 558 из 7783
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я просил бы сегодня снять с рассмотрения пункт 7 нашей повестки. Почему я так ставлю вопрос? Потому что само соглашение, документы были розданы нам только лишь вчера. Конечно, за это время мы не могли их внимательно изучить, мы не могли посоветоваться с нашими консультантами, людьми, сведущими в этой сфере. Одно только могу сказать: вот такой легковесный подход, я бы сказал, скоропалительный подход может привести к очень серьёзным последствиям с точки зрения сохранения суверенитета и независимости нашего государства. Речь идёт о пребывании иностранных войск на территории России, о перемещении этих войск через Россию, об использовании этих войск, я не исключаю, даже во внутренних конфликтах. Тем, кто собирается вот так быстро голосовать, могу сказать: это первый шаг к продаже национальных интересов.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 599 по 609 из 7783
БЕНЕДИКТОВ Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Так же, как и Виктор Иванович Илюхин, предлагаю снять 7-й пункт с повестки дня. Положение о статусе иностранных войск на нашей территории, на мой взгляд, является слишком серьёзным вопросом, чтобы вот так быстро, без действительно народного обсуждения принимать этот закон. Считаю, что это должно быть обсуждено в территориях с населением или по крайней мере достаточно отлежаться, чтобы не было ударом по голове.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 649 по 655 из 7783
А что касается 7-го пункта, то, наоборот, не надо его снимать, надо его обсудить и отклонить. Не нужна нам эта ратификация, мы не должны это ратифицировать. То мы возмущаемся, что радары ставят в бывших наших братских республиках, а то начинаем утверждать международное соглашение, в соответствии с которым иностранцы будут шляться по нашей территории. Надо обсудить и отклонить, вот и всё!
Фрагмент стенограммы:
Строки с 658 по 690 из 7783
СОБКО С. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Я также прошу перенести 7-й вопрос на более поздний срок и пригласить первого вице-премьера Иванова, как ответственного за весь военный комплекс, поскольку в этих документах очень много сейчас неурегулированного. В частности, в пояснительной записке сказано, что проведение этих мероприятий будет затруднено без определения статуса их участников. В финансово-экономическом обосновании написано, что это не потребует дополнительных затрат, однако тут же указывается, что всё это будет делаться за счёт средств федерального бюджета, значит, этот вопрос уже решён. Мне кажется, самое лучшее сотрудничество во имя мира - это когда солдаты каждой страны будут находиться на своей территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я предлагаю снять 7-й вопрос, и не только по формальным признакам, а вообще снять и не возвращаться к нему. Год, как мы отразили попытки провести учение "Торгау-2006" в Нижегородской области. Мы - это прежде всего коммунисты и наши сторонники. Это была фактически попытка оккупации, если хотите, попытка прихода иностранных войск на территорию, которая является суверенной территорией Российской Федерации. Тогда некоторые думские политики сказали, что мы вернёмся ещё к этому вопросу. Хорошо, возвращаемся. Всё было бы просто, если бы речь шла о коллаборационизме, о сотрудничестве с ними, но ведь есть заявление президента в Мюнхене, есть предложение заморозить ДОВСЕ. Это просто политический какой-то лунатизм: делаем сегодня одно и не помним, что делали вчера. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 768 по 772 из 7783
И мы также предлагаем снять с рассмотрения пункт 7, ратификацию соглашения об участии в программе "Партнёрство ради мира". Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 908 по 924 из 7783
КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я хотел бы сказать по поводу того, что, несмотря на секретность и скоропалительность рассмотрения вопроса о ратификации соглашения о статусе Сил государств - участников Североатлантического договора и других государств (в сегодняшней повестке дня это пункт 7)... За небольшой период со дня его подписания мы получили массу телеграмм из Питера, из Сарова, из Москвы, из Нижнего, из Челябинска. Люди обеспокоены тем, что мы можем ратифицировать это соглашение, тем самым поставив его в один ряд с такими антиконституционными законами, как закон о Знамени Победы, закон о распродаже природных ресурсов, 122-й закон. Это недопустимо! Они рассматривают это соглашение просто как измену руководства страны национальным интересам России. Я поддерживаю своих коллег и прошу снять это соглашение с рассмотрения. В противном случае... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1148 по 1191 из 7783
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я думаю, что сейчас не надо обсуждать сущностные возражения, мы их сможем обсудить в ходе нашей работы. Что касается процедурных возражений, что не было якобы у депутатов возможности ознакомиться с документами, это либо недостаточная информированность, либо осознанное искажение фактов. Данный пакет документов находится в Государственной Думе уже два месяца. 10 апреля решением Совета Государственной Думы пакет документов был разослан во все депутатские объединения, всем депутатам, срок представления замечаний был до 24 апреля. 26 апреля Комитет по международным делам в первый раз рассмотрел этот вопрос с участием депутатов - членов фракции КПРФ. Мы изначально предлагали рассмотреть на пленарном заседании этот вопрос 16 мая, но по просьбе депутатов от КПРФ провели второе заседание Комитета по международным делам 21 мая, с тем чтобы разобраться дополнительно с возникающими вопросами. Таким образом, было два заседания комитета, три раза этот вопрос рассматривался Советом Государственной Думы. Все документы есть на руках у депутатов, и никаких процедурных препятствий рассмотрению этого вопроса сегодня на пленарном заседании не имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение депутата Илюхина Виктора Ивановича исключить 7-й вопрос из повестки дня. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 41 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2223 по 2511 из 7783
Пункт 7. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Грушко Александра Викторовича. ГРУШКО А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин внёс 23 марта сего года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию Соглашение между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительный протокол к нему. Соглашение о статусе Сил, я буду называть его именно так для краткости, направлено на содействие устойчивому развитию военного сотрудничества России с целым рядом государств как членов НАТО, так и не членов. Участниками соглашения является сегодня сорок одно государство, это практически все страны Европы и большинство стран СНГ, назову их: Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия, Украина, Грузия. Участвуют также неприсоединившиеся страны, такие, как Швеция, Австрия и Финляндия. Цель соглашения - решение комплекса правовых и организационно-технических вопросов пребывания военнослужащих и военной техники на территориях иностранных государств. Его реализация предоставит целый ряд льгот при въезде и выезде за границу военнослужащих, членов их семей на безвизовой основе, а также обеспечит на принципе взаимности ввоз и вывоз боевой техники, транспорта без уплаты пошлин и налогов. Соглашение о статусе Сил устанавливает общий правовой режим, но не предусматривает, и я хотел бы это особо подчеркнуть, обязательства автоматически давать согласие на приём иностранных контингентов на российской территории. Положительное рассмотрение такой просьбы иностранного государства остаётся целиком в нашей компетенции. Вопрос - принимать или не принимать иностранные контингенты - будет и далее предметом отдельных договорённостей между заинтересованными государствами-участниками в каждом конкретном случае. Это положение прямо содержится в соглашении. На практике это означает, что после вступления в силу соглашения на нашей территории натовские военнослужащие могут появиться только после заключения дополнительных двусторонних соглашений или договорённостей. Россия по соглашению будет осуществлять юрисдикцию на своей территории во всех случаях, кроме случаев совершения преступлений исключительно против собственности или безопасности направляющего государства или его сил, а также преступлений, совершённых в результате любого действия или бездействия при исполнении служебных обязанностей. В отношении такого рода преступлений, а также преступлений, наказуемых по законам направляющего, но не принимающего государства, юрисдикцию осуществляет направляющее государство. Если суммировать правовую часть, то можно сказать, что таким образом соглашение создаёт правовые инструменты защиты иностранных военнослужащих, включая российских, в момент, когда они находятся на иностранных территориях. Проработка присоединения России к этому многостороннему международному договору началась ещё в 1994 году. В последующие годы, в частности при проведении совместных миротворческих операций в Боснии и Герцеговине, в Косово, нам приходилось в каждом конкретном случае с большими сложностями отрабатывать на двусторонней основе специальные процедуры. Это крайне трудоёмко и затруднительно, не всегда получалось достичь оптимальных решений. Присоединение России к соглашению - это не жест или наш подарок НАТО. Многолетняя подготовка присоединения России к соглашению обеспечивает его всестороннюю выверенность и востребованность для Вооружённых Сил Российской Федерации. Программу работы Совета Россия - НАТО ежегодно выполняют двадцать семь государств. Число совместных мероприятий в области военного сотрудничества значительно возрастает. По предварительным оценкам, только в 2007-2008 годах может быть проведено около семидесяти мероприятий, которые подпадают под положения соответствующего соглашения, причём большинство этих мероприятий будет проведено за пределами России. Речь идёт в первую очередь об учениях в области миротворчества, антитеррористической готовности войск и готовности к чрезвычайным ситуациям, спасания на море, оперативной военной совместимости. Соглашение будет отвечать потребностям проведения соответствующих мероприятий в рамках СНГ, ОДКБ и по линии сотрудничества с Евросоюзом. Активное участие в военных миротворческих операциях - это одна из важных составляющих современного инструментария любого государства с глобальными интересами. Соглашение открывает дополнительные правовые возможности для более активного задействования наших военных ресурсов, разумеется, в приоритетных для нас районах, что отражает усиление влияния новой, укрепляющейся России на международной арене. Но не только учения и миротворческие операции являются предметом действия этого соглашения. Оно также может применяться к поездкам военных наблюдателей, к учебным курсам, к конференциям и ко всем другим видам деятельности, которые мы относим к военному сотрудничеству, разумеется, опять же на основе конкретных договорённостей в каждом конкретном случае. Без урегулирования вопросов о правовом статусе военнослужащих осуществление сотрудничества по военной линии осложнено или невозможно. При определении условий присоединения к данному соглашению мы исходили прежде всего из наших долгосрочных интересов. Мы отнюдь не торопились с присоединением России к соглашению. Потребовалась кропотливая, глубокая проработка соответствия такого сложного договора нашим интересам и российскому законодательству. Чтобы обеспечить присоединение России к соглашению на благоприятных для нас условиях и привести это соглашение в полное соответствие с российскими правовыми нормами, было проведено тщательное межведомственное согласование оговорок соглашения. Все они оформлены в виде заявления в проекте федерального закона. Аналогичным образом поступил ряд государств, сопроводивших своё присоединение к соглашению о статусе сил подобными толковательными заявлениями. Для нас также важно, что соглашение в случае его применения по двусторонней договорённости не ослабит защищённости наших военнослужащих на базах и объектах, находящихся на территории государств СНГ, а именно в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Казахстане и на Украине. Наряду с этим оно может быть использовано и для восполнения правовых пробелов в договорённостях, например, по пребыванию Черноморского флота на Украине. Отдельные положения соглашения о статусе сил были использованы в соглашении "Блексифор", в аналогичном договоре с Китаем, ратифицированном Государственной Думой 4 мая, а также в договорённостях с Германией и Францией в отношении обеспечения транзита в Афганистан. После ратификации этого соглашения определённые нормы могут быть применены в решении вопросов с Литвой о воинском транзите, прежде всего это касается транзита через Литву в Калининградскую область, прежде всего это касается вопросов паспортно-визового режима, юрисдикций и установления ущерба. На ратификацию выносится также дополнительный протокол к соглашению. Он предусматривает отказ его участников от приведения в исполнение смертного приговора в отношении лиц из состава сил гражданского компонента, а также членов их семей. Данное обязательство полностью корреспондируется с мораторием на исполнение смертных приговоров, введённым в Российской Федерации после принятия Указа Президента Российской Федерации "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" от 16 мая 1996 года, и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. Ратификация Государственной Думой соглашения о статусе сил и дополнительного протокола к нему в сфере их действий будет способствовать укреплению взаимодействия с НАТО, Евросоюзом, государствами - членами этих организаций и другими государствами. Уважаемые депутаты, НАТО - непростой, трудный партнёр, но это реальный фактор европейской и глобальной архитектуры безопасности. Мы нарабатываем потенциал взаимодействия на тех направлениях, где у нас общие со странами НАТО интересы, прежде всего это взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом, кризисы, наркотрафик, распространение ОМУ, природные и техногенные катастрофы. При этом в рамках политического диалога в СРН мы откровенно, жёстко и прямо ставим вопросы, связанные с нашими озабоченностями в сфере безопасности. Они касаются и характера трансформации НАТО, прежде всего опасности увеличения сценариев задействования силового потенциала альянса вне юрисдикции Совета Безопасности ООН, и приближения объектов военной инфраструктуры к нашим границам, и планов расширения НАТО, развёртывания американской системы ПРО в Европе и других. Ратификация соглашения о статусе сил полностью встраивается в эту нашу линию. Суммирую. Соглашение является минимально необходимой базой сегодня для военного сотрудничества России с широким кругом европейских государств. Если бы оно не было сформировано в рамках НАТО (и затем вышло за пределы НАТО и стало международно признанным инструментом), оно могло бы появиться в рамках других организаций. Поэтому это минимально важный инструмент для обеспечения необходимых условий для наращивания военного сотрудничества Российской Федерации с широким кругом государств. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по международным делам Косачёва Константина Иосифовича. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам дважды на своих заседаниях самым внимательным образом рассматривал представленные на ратификацию документы и вынес положительное заключение в пользу соответствующих ратификаций. В этой связи я хотел бы прежде всего обратить ваше внимание на то, что в общественном мнении в контексте подготовки к присоединению России к данному соглашению сформировались три мифа, которые, к сожалению, навязываются противниками ратификации нашим гражданам, но не имеют никакого отношения к реальной действительности. Миф первый, что это соглашение между Россией и НАТО. Это не так. Россия присоединяется к многостороннему рамочному соглашению между государствами - членами НАТО и государствами - участниками программы "Партнёрство ради мира", в которой Россия, напомню, принимает участие с 94-го года. В настоящее время участником этого многостороннего соглашения, к которому присоединяется Россия, является сорок одно государство, в том числе - я особо хочу обратить на это внимание - наши союзники по Организации Договора о коллективной безопасности: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, а также ряд государств, на территории которых находятся российские военные объекты, в том числе Азербайджан и Украина. Второй миф, что, ратифицируя данное соглашение, мы якобы фактически соглашаемся не глядя на зарубежное, в том числе натовское, военное присутствие на российской территории. Это категорически не так! Никаких дополнительных обязательств с этой точки зрения для России после ратификации данного соглашения не возникает. И вне зависимости от того, ратифицируем мы данный документ или не ратифицируем, соответствующие двусторонние и многосторонние учения с участием России и государств - членов НАТО будут проходить так, как они проходили все предыдущие годы - в соответствии с решениями Президента либо Правительства Российской Федерации, в зависимости от уровня этих учений, в строгом соответствии с нашим законом "Об обороне", который действует с 1996 года. И наконец, третий миф, который усердно распространяется фракцией КПРФ и изложен в их заключении на данную ратификацию. Я цитирую: "этот документ носит для России неравноправный, дискриминационный характер". Это либо намеренная ложь, либо непонимание ситуации. Никакие положения данных документов для России неравноправного, дискриминационного характера не носят, и все договорённости, которые будут достигаться в рамках реализации этого соглашения, всегда будут носить взаимный характер. И если ветераны полка "Нормандия - Неман", скажем, будут приезжать в Россию для участия в каких-то мемориальных церемониях без виз, то точно так же наши военнослужащие будут выезжать во Францию без виз на соответствующей двусторонней, подчеркну, основе. Но, безусловно, речь не только о мифах. Документ, разумеется, очень важный, и он будоражит общественное мнение. Причём, наверное, будоражит не по содержанию данного соглашения, а по сути отношений России с Североатлантическим альянсом. Это тоже, безусловно, стало предметом очень серьёзных дискуссий в Комитете по международным делам. Надо сказать, что в оценке деятельности НАТО на современном этапе депутаты - члены Комитета по международным делам были очень близки. Мы все в одинаковой степени обеспокоены теми тревожными тенденциями, которые очевидно присутствуют в деятельности НАТО. Мы не можем согласиться с логикой расширения альянса на восток, мы не можем согласиться с тем, что со времён холодной войны Североатлантический альянс практически не претерпел никакой трансформации, оставаясь военным блоком, созданным в своё время для противодействия советской военной угрозе. Мы видим, что в нынешнем виде он достаточно слаб и неэффективен в противодействии современным вызовам и угрозам, к которым, безусловно, прежде всего относятся распространение оружия массового поражения и международный терроризм. Подчеркну ещё раз: в этих оценках мы едины и ратификация сегодняшнего соглашения никоим образом эти негативные оценки не отменяет и не корректирует. Другое дело, насколько непреодолимы наши противоречия с НАТО и означают ли эти критические оценки то, что никакое сотрудничество с Североатлантическим альянсом для России невозможно? Оппоненты ратификации считают именно так. Сторонники, к которым я отношу и себя, с этим категорически не согласны. Мы убеждены в том, что у России и НАТО есть значительное число областей, сфер совпадающих интересов, в которых сотрудничество с НАТО и с другими участниками этого соглашения в рамках программы "Партнёрство ради мира" отвечает непосредственно национальным интересам нашей страны. Классический пример - операция НАТО в Афганистане, которую оппоненты слева от меня называют интервенцией, но которая, к их сведению, проходит в соответствии с решением Совета Безопасности ООН в отличие от той военной операции, начатой Коммунистической партией Советского Союза в отношении Афганистана. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОСАЧЁВ К. И. Я прошу не перебивать меня. Я хотел бы сказать, что к областям совпадающих интересов, безусловно, относится противодействие радиационной угрозе, например, в случае аварий на ядерных объектах. И надо сказать, что соответствующие учения уже очень успешно проходят с участием как России, так и государств НАТО. Они проходили на территории России в 2004 году, после этого с участием наших специалистов очень успешно прошли на территории США, на территории Великобритании, а в марте этого года - на территории Франции. Это, безусловно, преодоление последствий техногенных катастроф, пожаров, каких-то иных стихийных бедствий. Это совместное миротворчество, это, безусловно, спасательная операция, в том числе и на море. Давайте вспомним трагическую историю с российским батискафом, который в конечном итоге был спасён, слава богу, со всем экипажем благодаря нашему сотрудничеству с Великобританией, государством - членом НАТО. Не будет ли следующая трагедия, в результате которой, не дай бог, погибнут люди из-за отсутствия нашего соглашения, на нашей совести? Я бы не хотел брать на себя грех такого рода. Соглашение между Россией и другими участниками, подчеркну ещё раз, никаких дополнительных обязательств для Российской Федерации не влечёт. В каждом отдельном случае мы будем принимать для себя решение проводить или не проводить те или иные учения. По тем сведениям, которые члены Комитета по международным делам получили от специалистов, в том числе из Министерства обороны, в ходе наших заседаний, ни одно из тех многих десятков совместных учений, которые уже запланированы на 2008 год, - я подчеркну: ни одно! - не носит военного характера. Всё это операции из сферы спасательных действий, отработки действий в рамках миротворческих операций, но не операции военного характера. И это крайне важная, критичная ситуация, которую я тоже хотел бы сделать достоянием вашего внимания. И наконец, ряд положений этого соглашения не соответствует законодательству Российской Федерации: оно писалось в других условиях и в другое время. Именно поэтому мы в нашем ратификационном законе не просто соглашаемся с ратификацией, а делаем заявление, в котором излагается понимание Российской Федерацией такого рода положений. И это, в частности, касается немедленного оповещения о случаях самоволки, если говорить бытовым языком, - самовольного оставления мест дислокации военнослужащими и гражданским персоналом с оружием, это касается перечня составов преступлений против конституционного строя Российской Федерации, это касается юрисдикции в местах дислокации сил и некоторых других моментов, которые позволяют данный текст не просто максимально, а в полном объёме сблизить с действующим российским законодательством. Просьба поддержать ратификацию указанного соглашения. Доклад закончен. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2530 по 3368 из 7783
Мы с вами рассматриваем пункт 7. С содокладом выступит председатель Комитета по обороне Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Некоторым образом моя задача упрощается, потому что выступавшие передо мной коллеги очень подробно обосновали существо соглашения. Я бы хотел просто поделиться, уважаемые коллеги и друзья, своими личными впечатлениями, потому что я действительно знаю этот вопрос, так сказать, изнутри, занимался этим вопросом не один год и ощущал, каким трудным было его решение для нашего (подчёркиваю это слово) контингента. Я ответственно заявляю с этой трибуны: я твёрдо убеждён, что только через наше участие, через наше взаимодействие с НАТО и другими структурами мы можем воздействовать и осуществлять контроль, вернее, решать такие задачи, как вопросы сдерживания, осуществлять контроль при определённых обстоятельствах за действиями натовских сил и так далее, вообще оказывать влияние на наших партнёров. Я честно вам скажу, в 97-м году мы подписали основополагающий акт Россия - НАТО в Париже, где был такой формат работы: СПС Россия - НАТО (Совместный постоянный совет Россия - НАТО). Я был первооткрывателем, пионером этого совета, я представлял Россию по военному блоку, по военному направлению. Кисляк, нынешний замминистра иностранных дел, был послом. И мы столкнулись с ошеломляющими трудностями. Наше влияние вообще отсутствовало, это было декларативное заявление, и мы не могли ничего добиться. Но я хочу сказать, что один из английских адмиралов мне как-то задал вопрос: "Генерал, а ты знаешь, что то, что ты говоришь, - это просто как укус комара?" На что я ему ответил: "Русский комар кусается очень жёстко и чётко, и поверьте мне, что через определённое время вы расчешете до кости эту ногу". И когда я уезжал, когда мы прощались, он это вспомнил и сказал: "Действительно, благодаря вашему участию мы решили ряд серьёзных задач и не сдали ни одной позиции". Я глубоко убеждён, ответственно говорю, что нужно работать. Так вот, немного интерпретации. Да, я столкнулся ещё с другой проблемой. Когда я посылал контингенты для участия в миротворческих делах из Боснии, из Косово и так далее, там было очень много проблем, потому что наши бойцы не были защищены и офицеры также не были полностью защищены, я вам серьёзно говорю. И на двусторонней основе мы всё время добивались от натовцев, чтобы, как говорится, предохранители ставили на том или ином направлении. Так вот это соглашение, я его интерпретирую по-своему, - это обеспечивающее участие государств соглашение, оно никакое не политическое в отличие от решений, которые принимаются (Анатолий, тебе, как своему хорошему знакомому, объясняю) для участия, допустим, контингента в Новгородской области и так далее. Это совершенно не так! Я помню, как мы вырабатывали схему своего участия и бились насмерть, чтобы ни в коем случае не допустить натовцев, допустим, к участию в том регионе, где нам их участие не было выгодным. Второй момент. Действительно, здесь уже говорилось о том, что сегодня в мире всё большее значение приобретают так называемые гуманитарные операции. Вообще, ставится вопрос о безвозмездности этих операций, чтобы не платила ни одна из сторон, - это спасание на море, кризисные ситуации и так далее. И мы уже столкнулись с этой идеей. Я как раз был в НАТО, когда "Курск" затонул, я как раз работал по этой теме, и тогда велись длительные переговоры о возможности участия в спасении людей, если бы они там живы были. Я не говорю про батискаф. И вот я искренне говорю как практик: я ни в коем случае не склоняю (вы, пожалуйста, задавайте вопросы) никого в ту или иную сторону, но это соглашение нужно именно для участия... Следующий момент. Коллеги, я просил бы очень чётко представить себе, понять, что мы же работаем в ПАСЕ, и многие из вас принимают участие. Вот завтра улетает делегация Межпарламентской Ассамблеи, возглавляемая Любовью Константиновной, будем там дрозда давать, откровенно говоря, в связи с размещением ПРО в Европе и так далее. Вот с помощью этого документа мы сможем воздействовать на них. Если мы просто будем сидеть и говорить, что это плохо, что это делать нельзя, что это отвратительно, мы ничего не добьёмся, я глубоко убеждён. И поэтому (это как моё дополнение) мы в комитете большинством голосов приняли решение поддержать это соглашение. И я также солидарен с коллегами, которые выступали здесь. Разберитесь более плотно и более чётко с этим соглашением и протоколом. Ничего политического, ещё раз говорю, они не несут, они выполняют только предохранительную функцию. Спасибо. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Михайлович, присаживайтесь. Есть ли желающие задать вопросы? Прошу записаться. Покажите список записавшихся. Двадцать шесть человек. Как поступим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть два предложения: по два вопроса от фракции и по одному вопросу от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда это будет третье предложение. Первое предложение ставлю на голосование: по два вопроса от фракции. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 44 сек.) Проголосовало за 122 чел.81,9% Проголосовало против 26 чел.17,4% Воздержалось 1 чел.0,7% Голосовало 149 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято предложение по два вопроса от фракции. Фракция КПРФ, два вопроса кто будет задавать? Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. Спасибо. Я бы хотел задать вопрос Виктору Михайловичу. Виктор Михайлович, вот вы сегодня с пафосом говорили, насколько необходимо сотрудничество с НАТО, но не кажется ли вам, что вот такое сотрудничество с НАТО, по сути дела, развязывает руки НАТО? Вы посмотрите, как НАТО откликается на просьбы, или как защищает, или соблюдает интересы России: размещает свои противоракетные базы в Чехии, в Польше. Натовцы разбомбили Югославию, натовцы разбомбили Ирак, натовцы сегодня готовы осуществить агрессию и в отношении Ирана. Как же мы в этой ситуации будем выглядеть? Вот какова ваша-то позиция, нравственная позиция и оценка всего того, что происходит? Я уж не говорю о том, что будут ходить по нашей земле с оружием и так далее, и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Заварзину. ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое, Виктор Иванович, очень хороший вопрос, и, конечно, он может длительную полемику вызвать. Я готов её вести и даже выступить по этому направлению. Но я хочу начать немножко с другого. Конечно, НАТО для нас неудобный партнёр, у нас на сегодняшний день очень и очень много претензий к НАТО. Но давайте вспомним наше участие в любых соглашениях во все времена - во время холодной войны, во время Великой Отечественной войны... Как мы побеждали? Через участие, Виктор Иванович, согласитесь со мной. И я, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать просто... Я, ещё когда работал при НАТО (я работал, кстати, не в НАТО, а при НАТО), ставил вопрос о кадровой политике. Действительно, сегодня нужно уметь договариваться, уметь выдвигать идеи, предложения и обязательно отстаивать их. Римский саммит принял новый формат: Совет Россия - НАТО, он позволяет каждой стороне, в том числе России, высказываться, иметь и отстаивать своё мнение. Я отвечу на ваш вопрос, в том числе о кадровой политике. Конечно, и мы, депутаты, должны задуматься. Я тоже переживаю из-за продвижения НАТО, отвратительно отношусь к этой их позиции, но надо работать, всем нам надо работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савицкая Светлана Евгеньевна. САВИЦКАЯ С. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к представителю МИДа, заместителю министра. Сегодня для того, чтобы наши войска были направлены за рубеж, необходимо решение Совета Федерации. Скажите, пожалуйста, каким документом регламентируется, кто сегодня, без нынешнего соглашения, принимает решение о приёме на нашей территории войск? Повторяю, не делегаций, а войск с вооружением. Как сегодня обстоит дело и не получится ли так (вернее, точно получится), что после ратификации принимать решение будет не законодательно определённый орган, а, как здесь записано, по каким-то соглашениям какой-то чиновник, какой-то орган? Может быть, это тоже Совету Федерации поручить? С вооружением я имею в виду, не делегации... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГРУШКО А. В. Спасибо. Начну с того, что соглашение, которое мы сегодня рассматриваем, не только не регламентирует, оно даже не вторгается в сферу вопроса, который вы задаёте. Никаких изменений в российском законодательстве, регулирующем направление российских контингентов на другие территории... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРУШКО А. В. Я сейчас скажу. ...и приём иностранных контингентов на российской территории, не требуется. Ещё раз повторяю: это соглашение лишь о некоторых особенностях правового положения военнослужащих, которые находятся или могут находиться на территории России, либо российских контингентов, которые находятся на территории иностранных государств. Я не могу сейчас по памяти привести все акты, которые регулируют направление российских контингентов и приём иностранных контингентов на российской территории, но могу сказать, что в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ от 19 июля 1998 года на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению реализации государственной политики в области ВТС, в том числе проведения по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации, а также организации показа и выставок образцов продукции военного назначения как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Это речь идёт о законе от 19 июля 1998 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Фракция ЛДПР, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня тоже к представителю МИДа вопрос. Какова ответственность иностранных военнослужащих в случае гибели гражданина России - ДТП, выстрел, нанесение любого увечья? Вот мы знаем пример. Военная база американцев в Киргизии, в Канте. Убит русский водитель. Американскому солдату показалось, что подозрение какое-то вызывает вот этот водитель русский, и они его убили, и всё. И ничего не делается! Киргизская сторона какой-то там протест заявила, русского парня похоронили, и всё. Это что такое, вообще?! И в этом соглашении ничего не говорится. Взяли соглашение 51-го года - самый разгар холодной войны, когда СССР был главным врагом НАТО... И сегодня вы нам даёте без заверенных переводов, без заверенных! Мы не знаем точно текст английский и французский. Я уже не говорю о том, что могли потребовать, чтобы все документы вообще делались в рамках НАТО и на русском языке. Это огромная страна - Россия, что ж такое неуважение к русскому языку? Россия в документах - Российская Федерация, хотя по Конституции наше государство называется и Россия, но они намеренно используют... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Вот смысл этого соглашения как раз в том, чтобы закрыть серую зону, которая существовала в отношениях России с сорока одним государством в Европе, с которыми мы поддерживаем военно-технические связи и военное сотрудничество, включая совместное проведение учений. Посмотрите на эту проблему с другой стороны: все наши военнослужащие, которые участвуют в международных учениях, без этого соглашения о статусе Сил не были защищены, поскольку они автоматически подпадали под юрисдикцию иностранного государства и рассматривались там как иностранцы. Теперь этим соглашением проведена чёткая линия, которая распределяет юрисдикцию между принимающим государством и направляющим государством. Если говорить о том, как распределяется эта юрисдикция, то схематично это выглядит так (хотя на самом деле схема сложнее): если, находясь на территории иностранного государства, военнослужащий совершает преступление, которое затрагивает интересы безопасности направляющего государства, то он подпадает под юрисдикцию направляющего государства, если он совершает преступление против интересов безопасности принимающего государства либо провоцирует какой-то бытовой инцидент, о котором вы говорили, то тогда он будет подпадать под юрисдикцию принимающего государства. То есть в данном случае, если вдруг на нашей территории произойдёт какой-то инцидент с участием иностранного военнослужащего и он совершит противоправное действие против российского гражданина, он будет судим по российским законам российским судом. Кроме того, прямо предусматривается, что в этих случаях будут применяться нормы, которые существуют в принимающем или направляющем государстве, если соответственно в другом государстве такие нормы отсутствуют. И так далее, и тому подобное. Поэтому с точки зрения правовой защищённости, конечно, это соглашение - шаг вперёд. Сразу скажу, что это модельное соглашение, которое используется нами в других соглашениях. Я уже отмечал, что многие положения включены в соглашение "Блэк Си Фор" о сотрудничестве Румынии, Грузии, Украины, Болгарии на Чёрном море, где у нас создана военно-морская группировка. Соответствующие положения будут учитываться при разработке соглашения в рамках ШОС. Это минимально необходимая правовая основа для взаимодействия военных. И если можно сравнить такое взаимодействие с работой Государственной Думы, то это всё равно что работать без Регламента. То есть содержательная часть будет оставаться той же самой, но алгоритмы действий значительно упрощаются, и все понимают, что делать и каковы будут последствия в тех или иных ситуациях... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Второй вопрос - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Меня, конечно, убедил (в кавычках) доклад председателя комитета Константина Иосифовича, поэтому ему и вопрос. Я вот, честно говоря, вообще не понимаю... такие они все беленькие и пушистые, прямо ягнята: участвуют в гуманитарных акциях, катастрофы какие-то ликвидируют... Неужели вы не понимаете, что это волки в овечьей шкуре, что эта программа "Партнёрство ради мира" и прочие все эти программы - это завуалированная форма шпионажа? Что вы думаете, если они нам устроят какую-то гуманитарную катастрофу под Курском, они там будут речки, что ли, обеззараживать? Это в чистом виде шпионаж идёт! И мы в этом плане допускаем подобные вещи. Подумаешь, будут к нам ездить эти ветераны "Нормандии-Неман" без визы! Это ещё цветочки, а ягодки-то как раз вот в этом заложены: это прямая форма вмешательства в дела нашего государства, причём в военную сферу, - пожалуйста, приезжайте, шпионы, и шпионьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Косачёву Константину Иосифовичу. КОСАЧЁВ К. И. Сергей Владимирович, я не говорил, что наши партнёры по НАТО белые и пушистые, я, напротив, начал с того, что у нас очень много претензий к НАТО и эти претензии остаются неизменными, вне зависимости от нашей позиции по данному соглашению. С другой стороны, если мы будем руководствоваться таким подходом, то нам надо считать шпионами тех британских спасателей, которые приехали и вытащили наших ребят в Тихом океане. Вы готовы под этим подписаться? Вы готовы пожертвовать нашими ребятами только ради того, чтобы защищать некие государственные тайны, исходя из ложной предпосылки, что любой иностранец, который заезжает на российскую территорию, заведомо является иностранным шпионом. Мы, к счастью, от этой практики ушли. Это точка зрения времён не только холодной войны, но и довоенного и послевоенного сталинского периода. Я вас прошу: мы живём в современной демократической цивилизованной России, перестаньте воспринимать окружающий мир как врагов. Это психология осаждённой крепости, которая совершенно не отвечает национальным интересам Российской Федерации. А всё остальное оставьте на усмотрение российских специальных служб. Я уверен, что они в состоянии защитить государственные интересы Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Единая Россия" был один записавшийся. Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. В списке не было Климова. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня к Виктору Михайловичу два таких вопроса коротеньких. Первый. Позволит ли соглашение всё-таки более оперативно?.. Когда была история с батискафом, мы все волновались, успеют ли они доехать, преодолеть вот эти препоны - разрешение на провоз, разрешение на погружение. Будет ли это более оперативно, будет ли отменено в случае каких-то техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций взимание платы за приземление самолётов, размещение, дозаправку с тех организаций, которые в этой программе участвуют? И ещё один вопрос. Сейчас все коллеги из дружественных фракций беспокоятся, что к нам поедут. Но мы ж, наверное, тоже ездим, и, мне кажется, более активно, чем, так сказать... Можно коротко рассказать об участии в этой программе, в каких странах, вот как мы?.. Активны мы в этом плане или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос к кому? К Виктору Михайловичу. Пожалуйста, Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М. Я что-то первый-то вопрос проморгал - разговаривал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАВАРЗИН В. М. Ну конечно. Коллеги, я ещё раз искренне и ответственно говорю: это техническое соглашение, оно на политику абсолютно не влияет. И наши отношения с НАТО - здесь прозвучал до этого вопрос - мы должны рассматривать совершенно в другом контексте, в том числе в каком направлении дальше двигаться. А это соглашение - техническое обеспечение. Я вот лично, как военнослужащий, всегда заостряю внимание в первую очередь на нашем военнослужащем, который... Вот правильно здесь задавал Владимир Вольфович вопрос: а что будет с нашим бойцом там и так далее? У нас такие случаи были. Мы же тоже за границей участвуем в миротворческих делах, там, где есть определённые зоны для нашего взаимодействия, очень важные. Мы не едем туда, где ничто не влияет на нашу безопасность и так далее. Второе, по поводу... вопрос был... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАВАРЗИН В. М. Здесь замминистра отвечал на этот вопрос. Это соглашение техническое. Ещё раз говорю: если что-то не сделали, мы можем в процессе договориться. Коллеги, я должен сказать, что у нас есть вопросы к Азербайджану, который участвует в соглашении, и мы можем через это соглашение - допустим, они к нам претензии какие-то имеют - решить вопрос, то есть не только с натовскими государствами. Здесь же было сказано: сорок одно государство участвует в этом соглашении. И мы только получим определённые дивиденды. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, всем из списка записавшихся я дала возможность задать вопрос. В списке никого не было, Владимир Петрович. Двадцать шесть депутатов. Мы даём всегда право тем, кто в списке. Владимир Петрович, извиняюсь, вы были. Пожалуйста, Владимир Петрович Никитин. НИКИТИН В. П., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Любовь Константиновна... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повестка большая, Владимир Вольфович. Вашу критику воспринимаю. НИКИТИН В. П. Уважаемые коллеги, все вы знаете, что Калининградская область окружена натовскими структурами. И при рассмотрении этого соглашения, естественно, возникает опасение, что скоро они уже внутри Калининградской области окажутся, причём в немалом количестве. И вопрос у меня к Александру Викторовичу. Вы в своём выступлении сказали о том, что ратификация этого соглашения поможет решить проблему воинского транзита в Калининградскую область и из неё на территорию Российской Федерации. Вот я не нашёл таких существенных элементов в этом соглашении, кроме статьи 11, где речь идёт о транзите, и только о транспортных средствах, мебели, личных вещах и так далее. Даже по горюче-смазочным материалам потребуется отдельное соглашение с той же Литвой. У меня возникает вопрос: так в чём здесь помощь нашей армии Калининградской области, если у нас есть, по сути дела?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Вопрос о военном транзите, вообще транзите, в том числе в Калининградскую область и из неё, очень сложный, многогранный, и этот вопрос является предметом постоянного политического диалога России с Литвой, НАТО и Евросоюзом. Я просто напомню о том, что благодаря нашим усилиям нам удалось существенно продвинуться в решении многих вопросов, прежде всего сняты принципиальные проблемы в том, что касается грузового транзита, и мы движемся в правильном направлении. Мы существенно продвинулись в решении вопросов пассажирского транзита. Вы знаете, что сохранён де-факто безвизовый режим с определёнными дополнительными условиями для пассажиров, которые пользуются железной дорогой, и была достигнута договоренность о безвизовом режиме при пересечении Литвы для российских военнослужащих, направляющихся на службу в Калининградскую область и соответственно из Калининградской области, но для этого потребовалась выдача им паспортов. Так вот, если мы сравним нынешний режим хотя бы в этой части с тем, что записано в соглашении о статусе Сил, то мы увидим, что там допускается возможность транзита без виз, только на основе командировочных групповых предписаний. То есть мы можем на основе этого соглашения в наших контактах с Литвой ставить вопрос о том, чтобы применялись нормы этого соглашения, а не того двустороннего соглашения, которое мы имеем на сегодняшний день. Да, действительно, сегодня у нас основные транзитные проблемы, когда мы говорим о воинском транзите, лежат в сфере материально-технической, то есть это перевозки боеприпасов, опасных грузов, ракетного топлива и так далее, и тому подобное. Сейчас этот режим регулируется соглашением, которое было заключено ещё во времена Советского Союза и регламентировало порядок вывоза вооружений из Германии. Мы настаиваем на том, чтобы Российская Федерация и Литва заключили двустороннее юридически обязывающее соглашение, и настойчиво эту линию будем проводить. Но даже и в отношении этой перспективы, хотя она не очевидна на нынешний момент и Литва не идёт, надо об этом прямо сказать, на заключение такого соглашения, здесь содержится ряд положений, которые нам помогут. Например, здесь есть положение, которое регулирует ответственность при возможном ущербе, которое вполне возможно использовать в наших отношениях с Литвой и в будущем соглашении, а также можно использовать процедуру разрешения споров. Поэтому, конечно, с точки зрения стартовых позиций для продолжения нашей линии по вопросам транзита это явная добавка, а не минус для российской дипломатии, для работы наших военных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы закончились. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Запишитесь, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Иванович, мы приняли решение: по два вопроса от фракции. От фракции было задано два вопроса. Список покажите, пожалуйста. Девятнадцать человек. Как поступим? По одному от фракции. Время? Пять минут. Кто за это предложение? Будем голосовать или нет? Все согласны. От фракции КПРФ кто выступает? Пожалуйста, депутат Квицинский. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ против ратификации. Дав согласие на ратификацию, Госдума согласилась бы на применение на территории России соглашения стран НАТО 1951 года о статусе их Сил, как если бы Россия была частью этого альянса. Это принципиально. Учитывая перманентную тягу НАТО к расширению на восток и постановке под контроль всё новых государств, понятно стремление руководства альянса распространить действие этого соглашения на Россию. Создание комфортных условий для пребывания натовских войск в России представляется, однако, мягко говоря, несвоевременным, если не сказать чего-либо более крутого. Страны НАТО упорно отказываются ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, а прибалтийские государства под формальными предлогами уклоняются от присоединения к нему. У нас под боком, в Польше и Чехии, собираются разворачивать первый район размещения баз американской ПРО в Европе, за ним, судя по всему, последуют второй и третий. Войска НАТО всё чаще начинают показывать свой флаг на территориях стран СНГ, в Грузии, на Украине, в Крыму, в государствах Средней Азии. Наши отношения с США, НАТО и Евросоюзом находятся не в лучшем состоянии, и в этих условиях мы соглашаемся на то, чтобы Россию рассматривали как часть территории НАТО, и готовы установить льготные условия для доступа и пребывания у нас войск этого альянса? Не будет ли расценён этот сигнал после сдачи нами Лурдеса и Камрани как готовность к новым односторонним уступкам, как приглашение к продолжению нынешней нажимной линии Запада? Говорят, что войска НАТО будут иметь право доступа в нашу страну, а мы будем иметь такое право в отношении стран НАТО. Но ведь заранее очевидно, что никогда страны Запада в реальности не допустят нахождения у себя сколько-нибудь значительного контингента наших войск. А вот ввод своих войск на нашу территорию НАТО уже сейчас планирует под предлогом борьбы с природными катастрофами, на случаи утери контроля над ядерными материалами, бунтов и проявлений недовольства у нас. Наше согласие на применение соглашения 51-го года может весьма пригодиться НАТО. А как мы после этой ратификации будем выступать против высадки натовских войск в Крыму, их активности в Грузии и прочих демонстраций того, что наше ближнее зарубежье, как говорила Кондолиза, входит в сферу жизненных интересов США и их союзников? Похоже, наши внешнеполитические и военные ведомства всё ещё живут представлениями начала 90-х годов прошлого века. Пора избавляться от иллюзий! Мы сели в поезд, который едет уже давно не в ту сторону. НАТО не стало безобидным политическим союзом, наоборот, из формально оборонительного оно превратилось в открыто наступательный военный блок. А якобы мягкий и пушистый Евросоюз на деле превращается в таран для пробивания брешей для дальнейшего продвижения НАТО на восток и овладения нашими ресурсами. Этой целенаправленной наступательной политике Запада должна противостоять не менее последовательная и системная политика России, а не такая, что вчера мы демонстрировали характер в Мюнхене, а сегодня в Госдуме услужливо расчищаем дорогу в наш дом для НАТО. Чего ради? Что получаем взамен? Для чего идём на эти непонятные, бесцельные и несбалансированные уступки? Даже по Калининграду мы ничего не пытаемся получить. Фракция КПРФ будет голосовать против и призывает коллег поступить таким же образом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Что нам всем мешает? Откровенности не хватает. Представитель фракции КПРФ призвал голосовать против, но не договорил, что якобы если проголосуют за, то они покинут зал. Мы тоже покинем зал, если вы покинете зал. То есть вы так вот разговариваете, но до конца не доводите. Или вопросы задаёте: почему вот там, в Мюнхене, острые и жёсткие речи, а здесь мы быстренько ратифицируем документ? А вам непонятно почему? Вы же посол, умный человек... ИЗ ЗАЛА. Всё понятно! ЖИРИНОВСКИЙ В. В. А тогда говорите здесь прямо и не надо вокруг вот так ходить! Вот поэтому и все остальные так делают: вы юлили во время перестройки, сейчас они юлят так же. Так и скажите: из-за выборов, чтобы те закрыли глаза на выборы 2 декабря, 3 марта, все документики сделаем, нате, берите. А уж потом сюда войска придут. А вы начинаете спрашивать, почему там так. Там - для пропаганды, для народа, в Мюнхене, а здесь - для чиновников, которые всё решают там, в Брюсселе и Вашингтоне. И всё хорошо, вот так правит элита. Друг друга обманываем. И конечно, представитель МИДа дипломатическим языком говорит, они так всегда говорят - всё красиво. Или наш депутат взахлёб хвалит это соглашение, лучше чем МИД, хотя любые парламенты в мире всегда оппозиционны к исполнительной власти. Объясняю бытовым языком: ратификация данного соглашения открывает наши границы для свободного прохождения любых натовских войск, в любом количестве, с любыми задачами и целями, в любом направлении. Вот так и нужно давать в преамбуле - что мы данным соглашением не можем им воспрепятствовать. Мало того, там записали: в военной форме. Хоть бы взяли и схитрили: в гражданской одежде группа туристов в двадцать тысяч, дивизия натовская, хочет посмотреть, где воевала немецкая армия в 41-м году. А то в открытую - в военной форме, пожалуйста, могут в любой момент... Это всё имеет как раз политическое значение. Технически прав генерал Заварзин - мы просто открываем шлагбаум: ребята, заходите. Всё, границу открываем, входите, любая натовская дивизия. Технически, да, данным соглашением мы говорим: виз не надо, паспортов не надо, ничего не надо, в полном вооружении, в любое время!.. Если бы на базе взаимности, я согласен: натовская дивизия пришла погулять у нас по донским степям, наша дивизия пошла туда погулять, то есть всё на базе взаимности, - тогда можно было бы. А нас подключают, как слабую страну: давайте вы тоже будете в рамках этого соглашения, которое заключено в 51-м году. Вы представляете, для чего тогда соглашались в этом соглашении? 51-й год, прямая цель - разгром Советского Союза. И они уже сто раз принимали решение нас бомбить, расчленять. Это всё члены натовского блока. В 91-м году они этого добились, а теперь нам говорят: вот смотрите, в Афганистане как хорошо. А что ж хорошего-то? И мы неправильно вошли туда, но мы ушли, а они не собираются уходить! И мы перекрыли потоки наркотиков, а они их расширили. Поэтому вся их операция полностью провалилась в Афганистане, их оттуда выгонят - с гробами, без гробов, - и там снова будет талибан, и никогда ни одна - ни натовская, никакая - армия не сможет там установить свой порядок. Югославию разгромили, а нам говорят: это всё хорошо, давайте дружить! Но все действия НАТО антиславянские, антиправославные, антирусские. Ведь ни одного действия они не сделали в нашу поддержку никогда! Включают в состав НАТО страны с неурегулированным пограничным вопросом: никогда никого не примут, а наших соседей приняли, и Прибалтику приняли. А мы ещё не ратифицировали договор о границе с Эстонией, с Латвией. Ничего, ничего, примем! Грузию готовы принять вместе с конфликтами в Абхазии и в Осетии. Что же они такие добренькие, натовский блок? То есть постоянно у них одна цель: ближе, ближе к Москве. Они уже подошли к Смоленску, теперь через Украину нужно подойти к Курску, Орлу и Воронежу, и наша курская победа закончится тем, что они придут сюда, как и раньше. В 43-м победили, а в 2013-м придут, через семьдесят лет. Так что эти победы военные потом кончаются дипломатическим нашим поражением. Поэтому им, конечно, не хочется воевать, они не хотят, они хотят через правовые документы добиться возможности контроля. Они уже заговорили об охране натовскими войсками всех нефтегазопроводов по всей планете, в том числе в России, чтобы опять прийти к нам сюда! И в этом смысле, конечно, это совершенно не годится. Нам говорят: давайте сотрудничать. С кем сотрудничать?! С теми, кто хочет нас уничтожить?! Мы говорим палачу: ты медленно опускай топор. В этом сотрудничать?! Пожалуйста, если вам хочется ждать этой радости - через какое время топор опустится на шею. Это наш враг, противник вечный, и нужно стоять в жёсткой позиции против него и ловить его на каждом шагу. Хорошо, давайте мы вступаем в НАТО - никогда не примут: тогда не с чем бороться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Единая Россия", Плохотнюк. Включите, пожалуйста, микрофон Борису Владимировичу Плохотнюку. (Шум в зале.) ПЛОХОТНЮК Б. В., фракция "Единая Россия". Вы у меня отняли сорок секунд, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я вам заплачу. ПЛОХОТНЮК Б. В. Хорошо. В чём я согласен с Владимиром Вольфовичем? В том, что этот вопрос, конечно, как находка для оппозиции. Сейчас можно говорить: НАТО, НАТО и так далее... Но я, например, глубоко убеждён, что ратификация данного соглашения ни в коей мере не ущемляет ни нашей дипломатии, ни обороноспособности. Необходимо всегда оценивать каждый вопрос, особенно политический, и знать цену этому вопросу. Президент России Путин Владимир Владимирович, который внёс, кстати, данный законопроект, очень конкретно, чётко определил положение России в Европе и мире и в своём послании, которое мы с вами выслушали, он всё очень чётко разложил по полочкам: как мы относимся к НАТО, как мы относимся к ПРО, которую пытаются американцы установить, как мы относимся к обычным вооружениям в Европе. Это всё было чётко нам рассказано. Неужели непонятно, что никакого отступления в этом вопросе нет? Что могут противопоставить наши противники из НАТО? (Я считаю, что НАТО - противники.) Вот это пресловутое польское мясо и пресловутое несогласование, то есть нератификация уже подписанного договора "Партнёрство ради мира". Ну вы понимаете, какие противопоставления? Поэтому нератификация соглашения просто нанесёт нам вред. Этот договор, вообще-то, больше нужен нам. Я участвовал, когда сначала развалилась стена в Берлине, потом развалилась Восточная Европа, а потом развалилось и СНГ. И я участвовал, когда наши военные проявили большущий героизм при сборе ядерного оружия со всей Европы и со всего СНГ. Это было сделано за три месяца. Если бы не это, то давно бы уже было на двадцать стран, обладающих ядерным оружием, больше и обстановка в мире была бы совершенно другая. Но ведь в тот момент надо же было эти вопросы решать! Ведь не исключён вариант и катастроф, катастроф с оружием, техногенных катастроф в конце концов, здесь говорили уже о спасательных операциях. Поэтому, если упираться, я даже не знаю, какие контраргументы можно привести. Сейчас пойдём защищать границы Киргизии, наверное, пойдут наши военные защищать южные границы Киргизии. Они пойдут защищать южные границы не Киргизии, а России, восстанавливать те границы, которые были нашими. Ну что, мы против этого тоже будем возникать? Странное дело, в космос летаем вместе - там-то кто у кого в гостях? Летаем, возим, они нас возят, мы у них в гостях, одни дела решаем. Здесь же мы должны вот упереться, как два... и непонятно к чему. Ведь, по сути, заключается договор между двумя соседями (не перебивайте, пожалуйста, я вас не перебивал!), пусть соседями плохими, нехорошими соседями, мне тоже не нравятся эти соседи. Но давайте же мы заключим договор о том, что если я к тебе во двор зайду починить свой забор, то ты в меня стрелять не будешь, или если ты ко мне зайдёшь во двор починить крышу со своего сарая, я тебя собаками травить не буду. Ведь вот о чём ещё идёт разговор! А мы из этого делаем какое-то политическое... мол, всё, Россия пропала, и военные завтра оккупируют. Не оккупируют нас, Владимир Вольфович, они вас боятся. Никогда в жизни они к нам не пойдут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)" - Морозов Игорь Николаевич. МОРОЗОВ И. Н., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Соглашение между государствами - участниками НАТО и государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил, по которому мы сегодня должны принять решение, является непростым не только для общественного сознания, но и для нас, депутатов. Вчера во фракции мы достаточно долго обсуждали само содержание этого соглашения, и был представлен широкий диапазон мнений, особенно в рамках выступления президента в Мюнхене на конференции по безопасности в Европе. Нас настораживает и продвижение НАТО на восток, и размещение основных элементов ПРО в Польше и Чехии. И мы помним решение последнего саммита НАТО в Риге, когда речь шла о создании дополнительной двадцатипятитысячной группировки, которая должна будет обеспечивать безопасность Европы от энергетического шантажа. Но мы не должны уходить с переговорной площадки, не должны уходить от того диалога, который ведём сегодня с НАТО, присоединение к этому соглашению нам создаёт дополнительные возможности для этого. И мы постарались в своих дискуссиях отделить мифы, о которых говорил председатель Комитета по международным делам, от реалий. Что даёт нам это соглашение? Первое. Мы сможем участвовать в военных манёврах и учениях на территориях стран - участниц НАТО. При этом присоединение к нему позволит создать юридическую базу для защиты интересов российских военнослужащих в случае ДТП, в случае аварий, когда они находятся за границей. Это очень важное положение, поскольку в настоящее время на плановой основе осуществляются визиты наших военных кораблей за границу, и вообще в настоящее время за границей находятся сотни военнослужащих, выполняющих те или иные функции. Второе. Особые выгоды в случае присоединения к соглашению о статусе Сил мы будем иметь в таких областях, как поиск и спасение на море. Уже приводился пример с батискафом на Тихоокеанском флоте. Но мы не должны забывать и спасательную операцию на "Курске", когда на подлодке были живы наши подводники, большая часть, а мы не могли провести ряд официальных процедур, что сдерживало возможность проведения спасательной операции со стороны наших коллег-соседей. Следующее. Присоединяясь к международным договорённостям о статусе Сил, мы получаем дополнительные аргументы при проведении переговоров об условиях пребывания наших военнослужащих на территории других государств - участников программы "Партнёрство ради мира", в том числе и при организации воинского транзита из Калининградской области. Не так давно мы с парламентской делегацией были в Литве, и наш военный атташе говорил именно об этих проблемах, которые возникают в связи с тем, что мы не являемся участниками этого соглашения. То же самое подтверждал и посол. Мы не можем вывезти по железной дороге из Калининградской области на территорию России ни боеприпасы, которых там накоплено огромное количество, ни нашу технику для проведения регламентных работ. Четвёртое. В условиях развития военно-технического сотрудничества и активизации военно-выставочной деятельности российских экспортёров военной техники и вооружений, необходимости организации показательных полётов российских пилотажных групп участие в многосторонних международных правовых рамочных документах, каким является соглашение, даёт определённые юридические гарантии в отношении российского военного имущества, временно вывозимого за границу. Давайте вспомним о претензиях компании "Нога" к российскому правительству и о том, как на одном из последних салонов в Ле Бурже чуть было не арестовали наши "МИГи". И последнее. 3 июня исполняется год со дня захвата и последующего уничтожения наших дипломатов в Ираке. Мы тогда приняли закон, который позволил Президенту России самому принимать решения о проведении спецопераций за рубежом. Не так давно, буквально пять дней назад, начался суд над одним из террористов, который был захвачен американским спецназом. Вот это соглашение позволит более активно участвовать в подобных операциях и предотвращать подобные вещи... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Патриоты России" - Савельев Юрий Петрович. САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина - Патриоты России". НАТО был создан как военно-политический агрессивный блок для решения стратегических задач Европы и Соединённых Штатов Америки по контролю над Советским Союзом, так тогда называлась Россия, в том числе после применения военной силы. И таковой сущность НАТО осталась по сей день. Вызывает крайнее недоумение позиция политического руководства России, именно политического руководства России, которое, когда разрушился Варшавский блок, Варшавский Договор исчез и структура НАТО стала претерпевать такие изменения, что страны Европы отказывались поддерживать структуру НАТО, реанимировало этот политический труп путём в том числе подписания тех договоров, о которых говорил так убедительно сегодня (убедительно, на мой взгляд, в кавычках) Виктор Михайлович Заварзин. И по сути дела, вторая жизнь НАТО началась после того, как именно Россия и нынешнее политическое руководство России в том числе начали стремиться поддерживать эту военно-политическую агрессивную структуру НАТО. Я хотел бы сказать о том, что вызывает большое недоумение (я использовал бы такой оборот) и политика руководства России по разоружению нашего государства по отношению к НАТО. Например, чем вызвано уничтожение единственного мощного современного ракетного комплекса, боевого железнодорожного ракетного комплекса? Наверняка это решение принималось не только Министерством обороны, а и высшим политическим руководством страны. Комплекс не подпадал ни под какие ограничения и подписанные Россией международные договоры. Старьё в шахтах оставили, а современный баллистический комплекс (живучесть которого - более 60 процентов, в то время как живучесть шахтных - на уровне 10 - 12 процентов) мы уничтожили, ослабив тем самым значительно позиции России по отношению к блоку НАТО, военно-агрессивная сущность которого осталась неизменной с 51-го года и по настоящее время. Конечно, мы отчётливо понимаем, что, подписав такое соглашение, Россия подписывается под тем, что её территория и её Вооружённые Силы в перспективе будут использованы как пушечное мясо в борьбе с исламом. Именно на это сегодня нацелена политика НАТО - на то, чтобы вовлечь Россию в войну с исламскими странами и, безусловно, в первую очередь на то, чтобы привлечь Россию к вооружённому конфликту с Ираном. Подписанное соглашение, правильно об этом сказал Владимир Вольфович, открывает зелёную улицу военному контингенту НАТО, в том числе (если сейчас, в настоящее время, будет развязана военная агрессия против Исламской Республики Иран) как по проведению через территорию России сухопутных сил НАТО, так и по использованию её воздушного пространства. Вызывает также большое недоумение позиция нашего МИДа. Представитель МИДа выступал, забывая о том, что Соединённые Штаты Америки отказались подписать, не присоединились к юрисдикции Международного Суда, который обязывает военнослужащих, которые совершали преступления вне территории Соединённых Штатов Америки, нести эту ответственность. Это, по-моему, единственная страна... а, ещё Израиль, которые не подписали это соглашение. Поэтому красивые слова - на мой взгляд, ложные слова - о том, что сегодня мы будем иметь возможность судить каких-то там военнослужащих НАТО, в том числе и военнослужащих Соединённых Штатов Америки, на территории России, если они совершат преступление на территории нашей страны, - это не более, чем иллюзия, если не сказать что-либо другое. Я в рамках своего выступления призываю к тому, чтобы наш парламент провёл парламентское расследование, во-первых, политики руководства России по уничтожению БЖРК, основы национальной безопасности нашего государства, - на каком основании это было сделано? - включая решение Совета Безопасности и прочие как бы псевдорешения. На самом деле Россия уничтожила единственное существующее на сегодня средство защиты. И конечно, наша фракция выступает против подписания этого соглашения, которое, кроме вреда, нашему государству ничего не принесёт. Я думаю, что ещё при жизни присутствующих здесь и членов фракции "Единая Россия", и, к моему сожалению, членов партии "Справедливая Россия", из рядов которой я вышел... Показывают, что это две партии, которые проводят соглашательскую политику в нашей стране, ослабляя наше государство и открывая наши просторы для контроля вооружённых сил Европы, Соединённых Штатов Америки над природными ресурсами, над скупленными богатствами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Мы с вами рассмотрели пункт 7. Также переносим на "час голосования". Переходим к рассмотрению пункта 8. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Прошу прощения, очень коротко. Мне кажется, что речь идёт о двух фундаментальных вопросах. Вопрос первый: улучшит ли ратификация этого соглашения основы для нашего взаимодействия с НАТО, со странами ОДКБ, СНГ, Австрией, Финляндией, Швецией? Да, улучшит. Изменит ли подписание этого соглашения нашу принципиальную политику в отношении НАТО? Нет, не изменит, она по-прежнему будет основываться на твёрдом отстаивании наших национальных интересов по всему комплексу вопросов, которые у нас вызывают серьёзную озабоченность, при поиске очень прагматических и выверенных сфер взаимодействия в тех областях, где интересы безопасности России и НАТО объективно совпадают, а таких областей очень много. Второй вопрос. Сегодня вооружённые силы любого государства не могут развиваться в изоляции. Если мы посмотрим на то, что происходит в мире, то мы можем сделать вывод: все миротворческие операции многонациональны. Ни одно государство - возможно, за редчайшим исключением - не обладает военным потенциалом для решения таких задач. Должны ли мы рассматривать Вооружённые Силы Российской Федерации как силы, которые предназначены только для одного - для отражения агрессии? Я думаю, что это неправильно. Это неправильно и фактически: наши ребята стояли в Косово, наши ребята были в БиГ, сегодня обеспечивают мир в Молдавии, они находятся в Грузии - сто человек мы потеряли, даже больше, в миротворческой операции, - стоят в Таджикистане, вместе с другими странами патрулируют Чёрное море, вышли в Средиземное море. И вопрос не только в том, чтобы мы были готовы политически к участию в таких миротворческих операциях, которые отвечают нашим интересам, но в том, чтобы у нас была возможность готовиться к таким миротворческим операциям. А для этого нужны учения, совместные походы, совместное планирование. И без этого соглашения добиваться совместимости вооружённых сил в том смысле, о котором я говорю, будет очень трудно. Благодарю за внимание.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3628 по 3647 из 7783
Пункт 7. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему". Кто за то, чтобы принять данный закон? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 59 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9% Проголосовало против 90 чел.20,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4036 по 4042 из 7783
САРЫЧЕВ А. В. Спасибо. Любовь Константиновна, при голосовании по 7-му вопросу - о ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора - Заварзин Виктор Михайлович голосовал "за". К сожалению, в протоколе голосования - "отсутствует". Просим учесть.