Заседание № 179
О проекте федерального закона № 410633-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи текстовых или иных сообщений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, по поводу спама, очень важен. Он прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, комитет просит принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 10 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
ЯРОВАЯ И. А. Сергей Евгеньевич, огромная просьба учесть в протоколе: по вопросам 7, 8 и 9 Яровая и Школкина голосовали, но нам выдали информацию, что по какой-то технической причине результаты голосования не прошли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 410633-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи текстовых или иных сообщений).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает Сергей Владимирович Железняк. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Напомню: речь идёт о борьбе с СМС-спамом. К законопроекту поступило одиннадцать поправок, из них семь рекомендуются комитетом к принятию, четыре - к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению таблиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 22 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Сергей Владимирович, пожалуйста. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении - прошу включить его в повестку дня завтрашнего заседания для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
40-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 10 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А он не ускоренный? Если режим не ускоренный, я прошу включить ускоренный.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 410633-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи текстовых или иных сообщений; внесён членами Совета Федерации Л. Н. Боковой, О. А. Казаковцевым, депутатами Государственной Думы С. В. Железняком, В. И. Лысаковым, В. В. Ивановым, В. Е. Деньгиным, В. А. Крупенниковым, Р. Ф. Абубакировым, М. М. Абасовым, а также Р. У. Гаттаровым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на фиксированное время поставлен 38-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова. БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию представляется законопроект, который направлен на решение довольно актуальной на сегодняшний день проблемы, - речь идёт о спаме. По данным опросов, на сегодняшний день почти 76 процентов пользователей заявили о том, что это достаточно негативное явление. Дело в том, что на сегодняшний день оператор связи, осуществляя свою деятельность по приёму и передаче сообщений, не имеет возможности фильтровать сообщения или отказаться от доставки отдельных сообщений, даже если имеются сведения о том, что это рассылка, на получение которой абонент не давал своего согласия. Законопроектом вводится новое понятие "рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых или иных неголосовых сообщений". Сущность предлагаемого понятия основывается на трёх критериях: это массовость, автоматический характер и использование номеров, не предусмотренных российской системой и планом нумерации. В законопроекте предполагается предусмотреть, что законной является только та рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, в отношении которой абонент дал своё согласие, при этом абоненту предлагается предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылку от конкретного отправителя. Также стоит обратить внимание на то, что предлагаемые изменения не будут распространяться на отправку сообщений абонентов в личных целях. Необходимо отметить, что принятие данного закона не повлияет на обеспечение своевременного информирования абонентов в случаях, установленных законодательством, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Данный законопроект обсуждался не раз на площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, и в процессе обсуждения законопроекта представители как операторов связи, так и различных ведомств поддержали данный законопроект. На законопроект имеется официальный положительный отзыв Правительства Российской Федерации. В настоящее время осуществляется работа по доработке законопроекта с учётом замечаний, полученных от Правительства Российской Федерации. В этой связи прошу, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна. С содокладом выступает Алексей Валентинович Митрофанов. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесённый членами Совета Федерации Боковой, Казаковцевым, депутатами Госдумы Железняком, Ивановым, Деньгиным, Крупенниковым и другими проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", и хочу сказать следующее. В целом комитет поддерживает представленные поправки. Как уже было сказано докладчицей, рассматриваемый законопроект регулирует порядок рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых или иных неголосовых сообщений и направлен на обеспечение защиты абонентов от нежелательной рассылки. Ну, в целом мы поддерживаем концепцию законопроекта, однако обращаем внимание, что отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении и согласовании с нормами Федерального закона "О связи". В частности, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 2 действующего федерального закона дополнить новым понятием "рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи", которое включает массовую или автоматическую отправку абонентам коротких текстовых или иных неголосовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи либо отправку абонентам коротких текстовых или иных неголосовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумераций. Мы считаем, что предлагаемая редакция данного понятия требует доработки, поскольку понятия "массовая отправка", а также "иные неголосовые сообщения" не определены ни законопроектом, ни действующим законодательством Российской Федерации о связи, что может привести к затруднениям в правоприменении этой нормы. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается статью 18 "Право на присоединение сетей электросвязи" действующего федерального закона дополнить новым пунктом, обязывающим оператора связи ограничить пропуск на свою сеть трафика, содержащего рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемую с нарушением требований указанного федерального закона. Очевидно, что предлагаемая правовая норма относится к предмету правового урегулирования не статьи 18, а статьи 46 "Обязанности оператора связи" указанного федерального закона, в которую и надо внести соответствующие дополнения. Есть ещё ряд предложений, которые, безусловно, можно учесть ко второму чтению. С учётом изложенного, ещё раз повторяю, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос к Людмиле Николаевне. В принципе фракция позитивно относится к настоящему законопроекту, внесённому, как я понимаю, коллегой Гаттаровым, который в своё время исполнял функции члена Совета Федерации, а потом присоединившимися к нему коллегами, но вопрос заключается в том, не выплеснем ли мы вместе с водой ребёнка, ведь фактически мы запрещаем несогласованную рассылку? Ну, вот я пример приведу. Каждый из нас причастен к деятельности тех или иных банков, и когда мы пользуемся какими-то услугами банков - делаем денежный перевод или ещё что-то, - то оставляем свой след, а после этого банки часто высылают нам какие-то предложения, например по кредитам, по вкладам, по инструментам доходности. Если мы запрещаем банкам, да и не только банкам, это делать, то фактически лишаемся источника бесплатной информации. Так это или нет и нормально ли это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Людмила Николаевна Бокова по карточке Мукабеновой. Включите микрофон. БОКОВА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. В данном случае мы предполагаем, что те рассылки, которые, собственно говоря, действительно соответствуют законодательству Российской Федерации, в том числе рассылки государственных учреждений, не подлежат запрету. Мы больше нацеливаемся на то, что должны попасть под запрет нежелательные для абонентов рассылки, то есть предполагается как раз таки возможность договорных согласительных отношений между оператором связи, заказчиком рассылки и самим абонентом, но это не устраняет так называемый полный запрет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Костунов Илья Евгеньевич. КОСТУНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Людмила Николаевна, правильно ли я понял, что ваше предложение относится только к тем сообщениям, которые не имеют рекламного характера? Потому что в законе "О рекламе" есть статья 18 "Реклама, распространяемая по сетям электросвязи", где сказано: "Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием". Также не допускается автоматическая рассылка рекламы. Вот вам не кажется, что происходит дублирование существующих норм, или всё-таки ваше предложение касается только тех сообщений, которые не могут быть признаны рекламными? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Людмила Николаевна Бокова по карточке Мукабеновой. БОКОВА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. Ну, на самом деле те нормы, которые мы в данном случае прописываем законодательно, - я имею в виду те критерии, которые будут характеризовать именно спам, несмотря на то что правительство сделало нам замечание по поводу этих критериев, - основываются на Регламенте радиосвязи Международного союза электросвязи и подразумевают как раз прозрачность в том числе и рекламных рассылок, которые могут быть осуществлены в данном случае. То есть нам важно будет понять, где действительно узконаправленный спам, а где нормальная, продуманная реклама, которая рассылается, собственно говоря, с разрешения абонента. Дублирования здесь нет, тем более что мы не вносим поправки в закон "О рекламе". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Людмила Николаевна, у нас с вами есть служебные телефоны, и кто только не присылает нам предложения и об услугах, и о товарах, причём это частные фирмы, которые от рассылки таких эсэмэсок наверняка получают немалую прибыль, но вот какие меры предлагаются, я не совсем понял. Надо, чтобы это были серьёзные меры, которые будут, так сказать, сильнее, чем прибыль, которую они получают, - пока у них есть прибыль, они всё равно будут нарушать закон, к сожалению, мы с вами с этим часто сталкиваемся. Что, я должен по каждому случаю в суд писать, в прокуратуру, чтобы кто-то мне больше не присылал эсэмэски, не отвлекал меня во время заседаний? Да их тысячи, и вот как на них повлиять? Ради прибыли они пойдут на что угодно, вы это сами знаете, а судиться и разбираться с каждым ни у кого из нас времени не хватит! И ещё один момент. Вот нам на служебный телефон присылают эсэмэски - они за них платят или Дума платит? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Уважаемые коллеги, повторяю, в данном законопроекте мы как раз прописываем право, наделяем правом фильтрации сообщений оператора связи. На сегодняшний день, ещё раз подчеркну, нет у операторов такого права - фильтровать сообщения, у них в договорах прописано, что они должны доставить эти сообщения, поэтому страдает потребитель, в том числе от рассылок, которые мы с вами называем спамом. Я считаю, что если мы даём такое право оператору, то самыми жёсткими санкциями, наверное, будут как раз технические, а не правовые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Людмиле Николаевне. Уважаемая Людмила Николаевна, разъясните, пожалуйста, вот конкретный жизненный пример. Допустим, я председатель гаражного кооператива, где сто двадцать машин, и нужно провести общее собрание членов этого кооператива, их телефоны введены в базу данных, и раньше мы делали рассылку, они получали СМС-сообщения - вот так мы передавали информацию. Точно так же делает рассылку общественная организация, которой нужно провести собрание. Вот это подпадает под действие закона, нужно будет получать разрешения, чтобы мы могли отправлять им такие эсэмэски, например, о собраниях, митингах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БОКОВА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. На СМС-рассылки личного характера данный закон никак не повлияет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И. Уважаемая Людмила Николаевна, вот честно вам скажу: меня уже просто замучили эти самые сообщения, эсэмэски! Если мы проголосуем за ваш законопроект, то завтра я буду освобождён вот от этих эсэмэсок, от этой информации и меня не будут мучить тем, что цены на 10 процентов снизились, ещё что-то там упало у кого-то и не поднялось? Можете объяснить мне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. Ну, за то, что у кого падает, я не могу ручаться или как-то поддерживать это законодательно, но тем не менее я хотела бы пояснить, что действительно это проблема на сегодняшний день актуальная, мы её очень серьёзно обсуждали на площадке временной комиссии Совета Федерации, не только искали возможные варианты, скажем так, законодательной регулировки этого процесса, но и техническую сторону этого вопроса мы точно так же отрабатывали с операторами связи. Я рассчитываю на то, что, как только законопроект вступит в силу, всё-таки некоторая правоприменительная практика появится, но предварительный разговор с операторами уже был, и они гарантируют возможность блокировки нежелательного спама именно с учётом технических регламентов, потому что в данном случае мы предоставляем им право это делать, раньше это у нас нигде законодательно не было урегулировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Людмила Николаевна, в своём выступлении вы отметили, что при получении спам-сообщения или спам-сообщений абонент вправе обратиться к оператору. А что же делать, если это происходит с ведома оператора или, может быть, даже самим оператором с целью извлечения прибыли? Как быть тогда, какие меры могут быть приняты или, наоборот, не приняты? Как это регламентируется вашим законопроектом? Это первое. И второй вопрос, уже такой расширительный: каковы перспективы введения аналогичных норм для блокирования спам-рассылок по электронным адресам физических лиц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Спасибо большое. В данном случае я ещё раз акцентирую внимание на том, что с операторами связи мы этот вопрос достаточно предметно обсуждали. И если говорить о прибыли, то, наоборот, операторы сегодня теряют из-за того, что спам засоряет связь, в том числе у них есть обеспокоенность по поводу того, что это может помешать в том числе тогда, если, не дай бог, в случае чрезвычайного происшествия будет необходимо воспользоваться оповещением. Поэтому это была в том числе и их просьба - законодательно урегулировать данный вопрос. И в качестве дополнительной меры защиты абонентов от нежелательных рассылок предполагается возложить часть бремени по доказыванию наличия согласия абонента на получение рассылок даже не на оператора, а на заказчика самих рассылок, потому что иногда оператор оказывается вынужденным их рассылать, то есть это не его собственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Потапов Александр Владимирович. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Людмила Николаевна, не кажется ли вам, что в целом при позитивном настрое при рассмотрении этого законопроекта мы теряем из виду очень серьёзную проблему, с которой сталкиваются избиратели, когда им, скажем так, навязывают финансовые услуги, банки навязывают кредиты? И это очень опасно, ведь люди иногда случайно могут нажать кнопку, согласившись с совершенно не нужной, навязанной услугой, а потом концов не найдёшь: им названивают, с них требуют деньги и так далее, и так далее. Да, потом можно обращаться, но всё это тянется в течение длительного периода времени. Вот эту проблему не теряем ли мы из виду? БОКОВА Л. Н. Уважаемый Александр Владимирович, спасибо большое за вопрос. Я думаю, что в данном случае мы можем говорить об этом гипотетически, а как это в дальнейшем отразится, мы увидим только исходя из практики правоприменения. Но если у вас есть конкретные предложения в развитие данного законопроекта, мы готовы их рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, согласимся с предложением: по одному выступлению от фракции? Тарнавский Александр Георгиевич, он один от фракции, а остальные определяются. Пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Остальные пусть думают по поводу выступления... Я не удовлетворён ответом на поставленный вопрос, поэтому и взял слово. У законопроекта всегда есть авторы, и, раз Людмила Николаевна докладывала, я хочу, чтобы в заключительном слове она всё-таки ответила на конкретный вопрос в рамках того, о чём она сказала. У нас в стране, наверное, около половины жителей составляют женщины - они у нас красивые, хорошо одетые, а если взять женщин, сидящих в этом зале, то они у нас просто очаровательные, и не только душой, но и внешне, и, думаю, многие из них, посещая разные магазины (тут рядом ЦУМ, ГУМ, сотни магазинов), получают карточки, а потом получают СМС-сообщения о том, что пришла новая коллекция, что распродажа, скидки, что-то иное. Если мы это запретим... Любой из присутствующих здесь дам, наверное, сложно с каждым магазином заключать договоры, и если мы это запретим, то я не исключаю, что наши женщины часть времени будут тратить на то, чтобы посещать эти магазины, а не находиться в зале заседаний, а я не хотел бы их терять, хотелось бы смотреть на них во главе с Иваном Ивановичем, председательствующим на заседании. Поэтому мне кажется, что ко второму чтению всё-таки надо подумать и ответить на этот вопрос. Да, есть минусы, есть навязчивая рассылка неких финансовых услуг, но, безусловно, есть и удобство для всех. Я в качестве примера привёл рассылку о скидках для женщин, но, наверное, есть и другие удобные вещи, поэтому хотелось бы, чтобы мы, принимая законопроект, прошли, как говорят, между Сциллой и Харибдой, устранили неудобства, но при этом оставили те удобства, которые сейчас есть, которыми мы все, мужчины, женщины, пользуемся, с тем чтобы не бегать по магазинам, не выискивать там какие-то товары или услуги, а получать полезную нам информацию из сообщений, даже из этих спам-сообщений. Мне кажется, это неразумно, если, например, наши дамы с сотнями магазинов будут подписывать какие-то соглашения, это просто физически нереально, да и создаёт определённые личные неудобства. И если это действительно так, если я правильно понимаю ситуацию, то, уважаемые мужчины, это отразится, видимо, и на нас, мне так представляется. Я полагаю, что мы проголосуем за этот законопроект в первом чтении, но, мне кажется, надо очень хорошо подумать, взвесить и обсудить эту ситуацию с разных сторон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Чуйченко Роман Юрьевич. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект, безусловно, своевременный, безусловно, нужный, принимать его надо и в первом, и во втором, и в третьем чтениях. Надо продолжить работу в этом направлении, потому что спам, интернет-спам и мобильный спам, представляет собой очевидную издержку при работе в сети: по последним исследованиям, Россия находится по общему числу спама на 4-м месте - 9 процентов спама! Это нам чёткий сигнал о том, что меры надо принимать. Следует понимать также, что мобильный спам - это совершенно специфическое явление, это лазейка для разного рода злоупотреблений в сети, это прежде всего способ рассылки вредоносных программ, что может привести, в частности, к краже персональных данных, это, безусловно, недобросовестная реклама, реклама сайтов, которые предоставляют тем или иным образом не очень законные услуги, например, предлагают нелицензионные лекарства, может быть наркотические смеси, и так далее, - этот ряд можно продолжать бесконечно, ну, это просто навязанная услуга, которая может использоваться в определённых ситуациях самым, в общем-то, неблаговидным способом. Вот поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что закон полезный, правильный, нужный, и, безусловно, его поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От ЛДПР два выступления по три минуты. Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Несколько реплик нашим коллегам-депутатам, и хотел бы поддержать госпожу Бокову. Коллеге Тарнавскому хочу сказать, что не надо оставлять свой мобильный телефон, когда заполняется анкета на получение бонусной карты, скидочной карты, оставляйте любой другой телефон или вообще не оставляйте телефона. Естественно, мошенники или те, кто занимается вирусной рассылкой, всегда используют телефон для того, чтобы вам направить информацию, необходимую для реализации собственного товара, это практикуется везде. Дальше хочу плавно перейти уже к господину Никитчуку, который говорил, что ему приходит на телефон огромное количество СМС-рассылок. Вот надо задаться вопросом: как депутатские телефоны, а также телефоны большинства граждан Российской Федерации, кому приходит эта рассылка, попали в базу тех, кто рассылает данные СМС-сообщения? Ещё здесь говорил коллега Потапов про то, что через эту СМС-рассылку впаривают нашим гражданам какие-то товары. Нужно чаще в социальной рекламе рассказывать нашим гражданам о том, что кругом, сплошь и рядом подобное мошенничество распространено. Поймите правильно, СМС бывают как просто рекламными, так и мошенническими - допустим, кто-то постоянно рассылает такие сообщения: вашей маме плохо, позвоните на этот телефон, и люди звонят на этот телефон, соответственно, тратят собственные деньги, теряют большие суммы. То есть закон очень важен сейчас, и, как сказала госпожа Бокова, 76 процентов граждан Российской Федерации действительно его поддерживают. Вчера, например, мне пришло около десяти СМС-сообщений - предложения разные, от услуг такси до покупки трусов. Я, конечно, ни на что это не подписывался, но сам факт появления моего телефона в базе данных, а уже тем более возможности воздействовать на него, вскрыть его позволяет предположить, что мошенники могут совершать и иные правонарушения, включая преступления уже более глобального, масштабного характера. На мой взгляд, во втором чтении надо учесть все те моменты, на которые указало и правительство, чтобы закон был сбалансированным. Естественно, поправок может быть достаточно много, а может, их вообще не будет, но самое главное, чтобы мы учли все те проблемы, которые так или иначе обозначены в этих комментариях. Фракция ЛДПР, естественно, поддержит этот важный закон, и очень надеемся, что он в самое ближайшее время повлияет на дружелюбных по отношению к нам сотовых операторов, которые сами не хотят связываться с подобным мошенничеством и вирусной рекламой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, то, что закон принимать нужно и фракция ЛДПР будет голосовать за, уже сказано, хотел бы от себя пару моментов добавить. Коллеге Деньгину скажу, что, к сожалению, сейчас во многих случаях без указания номера мобильного телефона невозможно ни зарегистрироваться на сайте для получения каких-то услуг, ни оформить какую-то бонусную, скидочную карту, потому что условием подписания на данную услугу является эсэмэска, которая приходит на номер твоего мобильного телефона и в которой содержится какой-то код, которым ты должен подтвердить факт твоей регистрации в том или ином месте. На самом деле рассылка информации ведётся не только по номерам мобильных телефонов, которые мы сами где-то указываем, я знаю, что она идёт, как говорится, совершенно хаотично, допустим, зная один номер телефона, просто операторы либо машины последовательно добавляют какие-то цифры, получается ряд случайных чисел, и идёт вот эта самая рассылка. Я хотел бы обратить внимание профильного комитета на ещё один очень важный момент, который вызывает раздражение, мягко говоря. У нас сейчас сотовыми телефонами пользуются все, в том числе люди старшего поколения, к сожалению, не все они понимают, что такое СМС, не все читают эти СМС, а наши сотовые операторы в последнее время стали грешить следующей услугой: они рассылают СМС о том, что вам подключена такая-то услуга, вы можете пользоваться тем-то или тем-то, заходить на такие-то сайты, в течение первого месяца услуга бесплатная, а начиная со второго месяца вы будете платить 50, 70 или 100 рублей в месяц за пользование этой услугой, вы можете отказаться от этой услуги, но для этого вы должны отправить СМС либо позвонить на какой-то указанный номер. Вы можете себе представить, подавляющее большинство людей старшего поколения, кто не владеет искусством отправления этих коротких сообщений, как правило, попадают впросак в таком случае, попадают, что называется, на деньги. Я просил бы профильный комитет обратить самое пристальное внимание на эту проблему. И нам надо с нашими сотовыми операторами - у нас их, к счастью, не так много - провести исследования и серьёзно взяться за решение этой проблемы, чтобы этого навязывания услуг и обирания наших граждан не было. Закон будем поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Железняк по ведению. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание, что вчера на Совете Государственной Думы было предложено сократить срок рассылки данного законопроекта перед вторым чтением - две недели вместо месяца, и все члены Совета палаты это предложение поддержали. Прошу это предложение зафиксировать в протоколе и учесть в момент голосования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Людмила Николаевна, будете ещё раз выступать, с заключительным словом? Нет? Спасибо. Алексей Валентинович? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
38-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". У нас есть поправка к проекту постановления, поэтому сначала ставлю на голосование предложение принять его за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 14 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято За основу принимается. Поправка Сергея Владимировича Железняка, он её обосновывал. Надо ещё раз обосновывать? Нет. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 44 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование: принять проект постановления в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 07 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.
ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое, Иван Иванович. Прошу исправить: Гудков по 38-му вопросу не голосовал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.