Заседание № 170

16.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 410399-8 "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении мер административной ответственности за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5326 по 5619 из 6210
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8.5   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад       
сделает Александр Борисович Коган.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Александр Борисович.                                                
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня каждый человек в      
Российской Федерации имеет право на получение достоверной, полной информации    
об окружающей среде - это почва, вода и воздух. Коллеги, но что на самом деле   
складывается? Если мы посмотрим объём правонарушений в этой отрасли за          
последние два года, то увидим, что рост 50 процентов. На сегодняшний день       
размеры штрафов для должностных лиц и юрлиц несоразмерны соответствующим        
нарушениям, поэтому многие юрлица, как и должностные лица, принимают решение    
лучше заплатить штраф, чем размещать правдивую информацию об окружающей         
среде.                                                                          
                                                                                
В связи с этим авторы законопроекта предлагают изменить отношение к этому и     
всё-таки существенно повысить штрафы как для должностных лиц, так и для         
юридических лиц. Предлагается увеличить соответствующие штрафы для              
должностных лиц и юридических лиц при первом нарушении в 5 раз и почти в 10     
раз при повторном нарушении и также предусмотреть дисквалификацию               
должностного лица, которое не размещает своевременно экологическую информацию   
либо предоставляет недостоверную информацию. Мы абсолютно уверены в том, что    
это позволит нашим гражданам получить реальную, правдивую информацию о          
состоянии рек, озёр, воды, лесов, почвы, ну, в том числе и воздуха на той       
территории, на которой они проживают.                                           
                                                                                
Комитет поддерживает данную поправку, ГПУ и правительство также поддерживают    
эту поправку. Есть предложение, коллеги, поддержать данный законопроект в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Огромное спасибо.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых. Она выскажет мнение комитета.    
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович.                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, как указывают авторы законопроекта,    
он направлен на повышение эффективности соблюдения требований                   
законодательства в области охраны окружающей среды о предоставлении             
достоверной и своевременной информации.                                         
                                                                                
Хотелось бы отметить, что помимо статистических данных в пояснительной          
записке приведено очень хорошее обобщение правоприменительной практики. И       
действительно, за последний период, за четыре года, с 2019 по 2022 год,         
нарушения в этой области изменились на 40 процентов в худшую сторону, а         
значит, существует актуальная потребность в изменении законодательства.         
                                                                                
Вот вы сейчас услышали цифры - я хочу немножко их поправить. Дело в том, что    
проектируемые новеллы предусматривают не пяти- и десятикратное, а троекратное   
увеличение в случае первого нарушения, при повторном нарушении -                
четырёхкратное изменение штрафов плюс дисквалификация.                          
                                                                                
Вот здесь необходимо сказать о замечаниях, которые поступили. Итак, у нас с     
вами в отношении должностных лиц возможно альтернативное наказание - это        
дисквалификация на срок от одного года до трёх лет. Таким образом, статья       
8.5, которая сейчас существует, из статьи с одной частью превращается в         
статью из двух частей. Но необходимо отметить, в новой редакции составы         
правонарушений не будут распространяться на случаи сокрытия сведений о          
санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, неоповещения или               
ненадлежащего оповещения уполномоченного органа о факте разлива нефти и         
нефтепродуктов, а также на некоторые другие специфические нарушения,            
ответственность за которые указана соответственно в статьях 8.5.2, 8.50 и       
8.51 КоАП. Комитет обращает внимание, что изменения в данной сфере не           
проводились около десяти лет, последний раз это было летом 2014 года.           
                                                                                
К замечаниям относится и то, что внесено предложение о включении в санкции      
альтернативного наказания в виде дисквалификации, но не предусматриваются       
требуемые корреспондирующие изменения в статью 23.1 кодекса, а подобное         
наказание назначается только в судебном порядке, значит, должен быть решён      
вопрос о полномочиях судей по рассмотрению подобных дел. На это же замечание    
указывает и Верховный Суд. Комитет полагает, что это замечание может быть       
учтено при дальнейшей работе над проектом закона.                               
                                                                                
Отдельно хотелось бы отметить наличие убедительной аргументации в               
пояснительной записке. Принятие законопроекта будет способствовать              
профилактике соответствующих правонарушений в данной сфере.                     
                                                                                
Комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении и продолжить     
над ним работу при подготовке ко второму.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопрос у депутата Мархаева. Ещё есть вопросы?   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Прокофьев Артём Вячеславович.                                                   
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к Александру Борисовичу.                                          
                                                                                
Вот одна из проблем, которую планируется решить, - это состояние загрязнения    
воздуха, у вас в пояснительной записке эта проблема обозначена. Но мы имеем     
примеры, когда, например, Росгидромет отключает станции автоматического         
контроля загрязнения воздуха и оставляет только неавтоматические, где данные    
идут с задержкой и только по будням. То есть вот такие решения, как мы          
понимаем, под действие этой статьи не подпадают исходя из формулировок,         
которые есть в этой статье. Ну, по форме, получается, они правы, могут так      
делать, говорят, мол, это был наш жест доброй воли, эти станции                 
автоматические включать, а по существу это издевательство. Вот как с этим       
быть? Может быть, и формулировку надо подправить? Не только вопрос о санкциях   
здесь менять, чтобы таких... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Когану Александру Борисовичу включите            
микрофон.                                                                       
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо за вопрос. Ну, здесь, по сути, можно ответить так, что      
сегодня законопроектом предусмотрены эти случаи, потому что у нас и             
предоставление экологической информации, и размещение экологической             
информации. То есть если юридические лица, физлица либо индивидуальные          
предприниматели предоставляют её, а они обязаны это делать в силу закона, то    
органы муниципального образования, государственные органы власти, в том числе   
и федеральные органы власти, обязаны её размещать. И если эта электронная       
система входит в перечень обязательного размещения, тогда они тоже будут        
подпадать под эту статью. Если же это какая-то экспериментальная станция,       
которая была запущена, либо она не введена в эксплуатацию, либо нет             
постановления правительства о государственных информационных системах и о       
порядке их применения и эксплуатации, то, скорее всего, они не будут            
подпадать под это, пока это не будет надлежащим образом введено в               
эксплуатацию, но, если это введено, они также будут нести ответственность.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Я немного поясню, коротко.                                          
                                                                                
Есть статья 4-3 закона "Об охране окружающей среды", и именно в этой статье     
указано, какую информацию размещать и где, указаны требования к размещению.     
Поэтому статья 8.5 КоАП, о которой мы сейчас говорим, непосредственно связана   
с этой статьёй 4-3. Открыть прочитать - и вопросов не будет.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Борисович, факт сокрытия, умышленного искажения или         
несвоевременного сообщения полной и достоверной экологической информации, как   
правило, говорит о наличии, или о предстоящих экологических последствиях, или   
о катастрофе разных масштабов, которые уже регламентируются в рамках            
уголовного права. Вопрос: не станет ли такой способ усиления административной   
ответственности способом ухода от уголовной ответственности, когда              
ограничатся только таким усиленным штрафом?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Когану включите микрофон.                        
                                                                                
КОГАН А. Б. Вячеслав Михайлович, ни в коем случае, просто категорически ни в    
коем случае, потому что это ответственность за размещение соответствующей       
информации. Если ущерб нанесён, там действуют отдельные статьи КоАП. Если       
ущерб несущественный, то это административка. Если ущерб превышает, если мне    
память не изменяет, 2 миллиона рублей - в рамках совершения экологических       
правонарушений это очень легко: элементарный пролив нефти на грунт, и уже       
порядка 10 миллионов рублей, - то это моментально уголовное дело со всеми       
вытекающими последствиями. Это никак не пересекается со статьёй Уголовного      
кодекса. Особо крупные размеры, нанесение вреда окружающей среде - это          
уголовная статья, поэтому это никак не связано с административными штрафами.    
Эти статьи живут параллельно и применяются в зависимости от объёма              
правонарушения. А ущерб доказывается легко: есть постановление правительства    
и формулы, по которым рассчитывается такой ущерб.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Вячеслав Михайлович, в комитете и сейчас я упомянула статьи КоАП,   
связанные с проблемами, о которых сказал Александр Борисович, но мы с вами      
говорим только о статье 4-3 и о несоблюдении этой статьи.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
Три минуты поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается ужесточить административную      
ответственность за сокрытие или искажение экологической информации.             
                                                                                
Понятно, что в условиях постоянно ухудшающейся экологической обстановки и       
потенциальной опасности, которую могут представлять для жизни и здоровья        
населения негативные экологические факторы, связанные со средой обитания        
человека, такие как, например, состояние атмосферы, водных объектов,            
радиационный фон, получение достоверной экологической информации приобретает    
критически важное значение. Своевременное предоставление такой информации       
может не только сохранить здоровье и даже жизнь многим людям, но и выступить    
эффективным средством превенции опасных экологических преступлений, которые     
могут повлечь за собой массовые жертвы из-за отравления, радиоактивного и       
иного заражения.                                                                
                                                                                
Потенциал применяемых в настоящее время административно-правовых мер            
предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 рублей до   
80 тысяч рублей, ну, в зависимости от категории привлекаемого к                 
ответственности лица. Законопроектом предлагается увеличить штраф - от 1        
тысячи до 200 тысяч рублей, а также предусмотреть ответственность за            
повторное совершение административного правонарушения. Наша фракция всецело     
поддерживает данные изменения, тем более что часто должностные лица уходят от   
ответственности. Вот несколько примеров. Нефтеразлив в Республике Коми в 2013   
году: местные жители обнаружили нефть в реке Колве в середине мая 2013 года;    
надзорные органы почти неделю никак не реагировали; компания "Русвьетпетро",    
признанная в итоге ответственной за нефтеразлив, скрывала реальные масштабы     
аварии. Фактически в этой ситуации под норму статьи 8.5 административного       
кодекса подпадало не только предприятие, допустившее аварию, но и чиновники     
надзорных органов, должностные лица, которые транслировали некорректные         
данные, - директор "Русвьетпетро" был привлечён к административной              
ответственности, но никто из должностных лиц не был привлечён. Второй пример,   
прошлогодний: в октябре 2022 года тоже в Республике Коми, в Княжпогостском      
районе, нефтеразлив, объём вылившейся нефти составил около 150 тонн, попало в   
находящиеся рядом водные объекты, однако глава Республики Коми публично         
заявил о том, что ни в ручей, ни в реку нефть не попала. В тот же день          
межведомственная комиссия зафиксировала загрязнение нефтью реки Кычан, и        
компания "Транснефть" первоначально тоже скрывала этот факт. Тем не менее       
опять же никто из чиновников, в том числе глава Республики Коми,                
административную ответственность не понёс.                                      
                                                                                
Увеличение размера штрафа до 200 тысяч в соответствии с рассматриваемым         
законопроектом - это, конечно, замечательно и приветствуется. Однако давайте    
так, уважаемые коллеги, для организации, которой под силу выплатить более 100   
миллионов рублей штрафа, 200 тысяч, понятное дело, очень небольшая сумма, и,    
естественно, она, наверное, многих не остановит. В связи с этим считаю, что     
работу над данной нормой необходимо продолжить, в том числе, например, в        
части включения в штрафные санкции процентов за причинённый ущерб. Полагаю,     
такой механизм заставит нарушителей, должностных лиц и юридические лица,        
сообщать об авариях сразу же, а не пытаться замалчивать и искажать              
информацию, увеличивать риски для граждан и природы, и в ряде случаев это       
совершенно точно поможет избежать экологической катастрофы.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Борисович, есть необходимость в заключительном слове?                 
                                                                                
Депутату Когану включите микрофон.                                              
                                                                                
КОГАН А. Б. Да нет, спасибо.                                                    
                                                                                
Олег Алексеевич является одним из соавторов этого законопроекта, он его в       
принципе поддерживает, а ужесточение наказания, увеличение суммы штрафа и       
какие-то другие дополнительные моменты будем обсуждать ко второму чтению.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Ирине Викторовне Белых включите микрофон.                                       
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович.                                     
                                                                                
Но я бы хотела всё равно обратить внимание в том числе Олега Алексеевича:       
статья 8.5, о которой он говорил, на которую ссылался в своём выступлении, не   
имеет никакого отношения к разливу нефти, это подпадает под действие других     
статей КоАП. И я полагаю, что, раз авторами являются все члены комитета,        
возглавляемого Дмитрием Николаевичем Кобылкиным, нужно просто, наверное,        
думать и считать дальше и работать над следующими статьями КоАП. Та, о          
которой мы сейчас с вами говорим, имеет отношение только к статье 4-3 закона    
"Об охране окружающей среды".                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, будет поддерживать этот законопроект и        
внимательно работать над ним ко второму чтению, есть над чем.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.