Заседание № 303
О проекте федерального закона № 410369-6 "О внесении изменения в статью 53 Воздушного кодекса Российской Федерации" (о порядке допуска специалистов авиационного персонала гражданской авиации к выполнению функций по радиотехническому обеспечению полётов; внесён депутатами Государственной Думы А. А. Андреевым, Н. В. Коломейцевым, А. В. Корниенко, Н. И. Сапожниковым, О. Н. Алимовой, А. А. Ющенко, С. П. Обуховым, а также А. Е. Локотем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Воздушного кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к числу специалистов авиационного персонала гражданской авиации относятся члены экипажа гражданского воздушного судна, сотрудники по обеспечению полётов гражданской авиации, лица, осуществляющие функции по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения. Указанные лица должны иметь соответствующие свидетельства, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации. Однако воздушное законодательство Российской Федерации в отличие от законодательства ряда стран Евросоюза, других стран - членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) не охватывает дополнительной ответственностью профессиональную группу специалистов по радиотехническому обеспечению полётов. В системе организации воздушного движения Российской Федерации эта профессиональная группа специалистов именуется "инженерно-технический персонал служб эксплуатации радиотехнического оборудования обеспечения полётов и авиационной электросвязи". Этот персонал своей работой оказывает существенное влияние на уровень безопасности полётов, поскольку отвечает за функции связи, навигации, наблюдения, без которых невозможна ОрВД - основная составляющая аэронавигационного обслуживания воздушного движения. Доля авиационных происшествий, причинные факторы которых связаны с ОрВД, в общем числе авиапроисшествий невелика, среди них доля авиационных происшествий, связанных с неадекватными действиями специалистов ЭРТОС, очень мала, но не настолько, чтобы считать соответствующие риски приемлемыми. В системе управления безопасностью полётов ошибки и нарушения специалистов ЭРТОС рассматриваются как фактор опасности, поскольку могут приводить к таким событиям, как отказы связи, пропадание данных наблюдения и другой информации на рабочих позициях диспетчеров управления воздушным движением, пропадание радионавигационных полей или появление ложного навигационного наведения. Даже нормальная работа специалистов ЭРТОС по техническому обслуживанию оборудования может негативно сказываться на уровне безопасности полётов. Отсутствие единого стандарта для определения компетентности специалистов ЭРТОС в Российской Федерации привело к тому, что требования к специалисту определяются только на уровне предприятия аэронавигации, поэтому сильно различаются. Это, соответственно, приводит к снижению уровня безопасности полётов. Значительные усилия по установлению стандарта компетентности специалистов ЭРТОС приложила Международная федерация ассоциаций электронного оборудования для обеспечения безопасности воздушного движения, во многом благодаря этим усилиям был разработан и издан документ ИКАО 7192-Е2 "Руководство по обучению. ATSEP". Требования, связанные с получением свидетельства авиационным специалистом, включают в себя минимальный возраст, медицинскую годность определённого класса, требования к первоначальной подготовке и порядок поддержания компетентности. Дополнительно определяются и требования к учебным организациям, осуществляющим подготовку этого вида специалистов. Внедрение свидетельств для определённой категории персонала формализует и упорядочивает на основе единого стандарта систему профессиональной подготовки, что способствует обеспечению заданного уровня компетентности. К настоящему времени свидетельства есть у специалистов ЭРТОС Германии, Франции, Швейцарии, Румынии, Греции, Хорватии, Македонии, Японии, Индии, Непала, Нигерии, Ганы и Марокко. Предлагаемое изменение статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации вводит обязательность выдачи уполномоченным органом в области гражданской авиации свидетельств специалистам по радиотехническому обеспечению полётов, чем налагает на них дополнительную ответственность за безопасность полётов гражданских воздушных судов. Прошу поддержать предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом выступает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложение распространить обязанность иметь соответствующие свидетельства, выдаваемые уполномоченным органом в области гражданской авиации, на специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации, выполняющих функции по радиотехническому обеспечению полётов, обосновывается авторами законопроекта тем, что действующее воздушное законодательство Российской Федерации, по их мнению, в отличие от законодательств других стран - членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) не охватывает дополнительной ответственностью указанную группу специалистов авиационного персонала гражданской авиации, действия которых непосредственно влияют на безопасность полётов. Хочу сообщить, что сегодня воздушное законодательство Российской Федерации состоит как из Воздушного кодекса, так и из федеральных авиационных правил. Так вот 4 августа 2015 года издан приказ № 240 Минтранса, и всё, о чём говорил Николай Васильевич, вошло в этот приказ: люди обучаются и получают свидетельства, поэтому сегодня нет необходимости в статье 53 кодекса дополнительно писать, что надо обучаться согласно закону, мы считаем, что это излишне. Сегодня ФНиПы и законы, которые зарегистрированы Минюстом, работают достаточно профессионально. Комитет предлагает данный законопроект отклонить, так как считает вносимые им изменения излишними. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, есть ли вопросы? Один вопрос у Николая Васильевича Коломейцева. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Не дошёл ещё, подожду, а то не услышит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Успеет дойти, пока будете задавать. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Евгений Сергеевич, приказ Министерства транспорта - это же подзаконный акт. Я специально посмотрел, за двадцать пять лет названия всех министерств обязательно менялись хотя бы на одно слово, что в принципе - вы понимаете это, как опытный специалист, - не является правопреемственностью, и соответственно, если что-то утверждено приказом, надо этот приказ переделывать в связи с новым названием. Не правильнее ли будет ввести одну строчку в закон и уже на века установить обязанность готовить таких специалистов и следить за их компетентностью? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Евгению Сергеевичу Москвичёву. МОСКВИЧЁВ Е. С. Николай Васильевич, у нас на века не бывает, каждый закон когда-то поправляется, делать это заставляет жизнь. Но сегодня ФНиПы, приказы, которые утверждены, зарегистрированы Минюстом и работают, отражают все вопросы, поэтому нет необходимости каждое маленькое изменение, в том числе обязанность кого-то обучать, вводить именно законом, у нас для этого достаточно подзаконных нормативных актов, которые работают лучше, чем закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Заключительное слово предоставляется Николаю Васильевичу Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле этот законопроект готовили специалисты, которые отработали в отрасли по тридцать-тридцать пять лет, и поверьте мне, что они понимают вопрос, ну, как минимум не хуже нас. Я настаиваю на том, что приказ - это подзаконный акт, пусть даже зарегистрированный в Минюсте, который требует перерегистрации в случае изменения наименования министерства, а закон, Воздушный кодекс, - это более фундаментальный документ, и, по нашему мнению, внесение вот этой незначительной, но фундаментальной по содержанию поправки сделает данное правило в большей степени обязательным, и в случае изменения структуры правительства не потребуется менять приказ. Прошу вас поддержать наш закон, так как он только способствует укреплению нашей безопасности и безопасности полётов. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, будете говорить? Нет. Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 10 сек.) Проголосовало за 188 чел.41,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 188 чел. Не голосовало 262 чел.58,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.