Заседание № 230

18.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 410217-4 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1177 по 1486 из 5884
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Вопрос 2. О    
проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к             
Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому     
праву". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации       
статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел Российской Федерации     
Григория Борисовича Карасина.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предложение о присоединении   
Российской Федерации к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного    
трибунала по морскому праву 1997 года было подготовлено и представлено в        
порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах         
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Международный трибунал по морскому праву является постоянно действующим         
органом международного правосудия, учреждённым Конвенцией ООН по морскому       
праву 1982 года. Его местопребыванием является город Гамбург (Германия).        
Трибунал состоит из двадцати одного члена, избранных из числа лиц, являющихся   
признанными авторитетами в области морского права. Выборы осуществляются с      
учётом обеспечения в персональном составе трибунала справедливого               
географического распределения и представительства основных правовых систем      
мира. От России судьёй трибунала с 1996 года является профессор Колодкин.       
                                                                                
К ведению трибунала относятся споры государств - участников Конвенции ООН по    
морскому праву в связи с толкованием и применением её положений, а также все    
вопросы, специально указанные в любом другом международном договоре, который    
предусматривает компетенцию трибунала. В 2002 году Россия прибегла к            
процедуре защиты своих прав, инициировав в трибунале рассмотрение дела против   
Австралии о незамедлительном освобождении рыболовного судна "Волга" и его       
экипажа. Трибунал в основном учёл доводы, представленные российской стороной    
и вынес решение о незамедлительном освобождении российского судна и его         
экипажа, значительно снизив сумму требуемого Австралией залога.                 
                                                                                
В 1997 году на седьмой встрече государств - участников конвенции было принято   
Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому     
праву, которое вступило в силу 30 декабря 2001 года. На сегодняшний день его    
участниками являются двадцать два государства, включая Аргентину, Австралию,    
Кипр, Индию, Италию, Голландию, Норвегию, Испанию и Великобританию. Цель        
соглашения - обеспечить Международный трибунал по морскому праву, а также       
судей и должностных лиц необходимой правоспособностью, привилегиями и           
иммунитетами для независимого осуществления ими своих функций на территориях    
государств-членов.                                                              
                                                                                
Надо учитывать, что присоединение России к соглашению носит в известном         
смысле символический характер, являясь прежде всего актом поддержки             
деятельности этого органа международного правосудия и ответом на                
неоднократные призывы Генеральной Ассамблеи ООН к государствам-членам стать     
участниками соглашения. По объёму привилегий и иммунитетов соглашение не        
выходит за рамки принятой международной практики, закреплённой в таких          
универсальных правовых документах, как Конвенция о привилегиях и иммунитетах    
ООН 1946 года и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных        
учреждений 1947 года, участницей которых является Российская Федерация.         
                                                                                
Россия традиционно высоко оценивает работу трибунала, вносящего большой вклад   
в укрепление правовых основ взаимодействия международного морского сообщества   
и в мирное урегулирование споров между государствами. Присоединение России к    
соглашению отвечает национальным интересам, способствует решению задач по       
укреплению и верховенству права в международных отношениях и принципов          
мирного разрешения межгосударственных споров, развитию нашего взаимодействия    
с трибуналом и в целом эффективности его работы. Участие в этом соглашении      
позволит расширить возможности для сотрудничества России с этим авторитетным    
международным судебным органом, который не раз на деле доказывал свою           
беспристрастность и будет способствовать укреплению позиции нашей страны как    
одной из ведущих морских держав. Участие России в соглашении не повлечёт        
дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Борисович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам       
Леонида Эдуардовича Слуцкого.                                                   
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие данного соглашения является весьма важным для       
обеспечения интересов Международного трибунала по морскому праву, его членов,   
а также и персонала. Соглашение гарантирует неприкосновенность членов           
трибунала, на которых распространяется статут трибунала. Каждый из них,         
членов трибунала, имеет статус главы дипломатической миссии, то есть является   
чрезвычайным и полномочным послом. Это полностью соответствует Венской          
конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. Помимо этого      
устанавливается неприкосновенность архивов и всех документов на территориях     
других государств - участников соглашения.                                      
                                                                                
Предусмотрено, что трибунал постоянно находится в Германии, в Гамбурге, но он   
может решить провести сессию и в другой стране. Вполне понятно, что,            
поскольку Россия представлена в трибунале своим судьёй, для неё крайне важно    
соблюдение неприкосновенности иммунитета и привилегий на территории как         
Германии, где находится штаб-квартира трибунала, так и на территориях других    
государств - участников соглашения.                                             
                                                                                
Хотел бы отметить, что трибунал занимается рассмотрением споров, связанных с    
толкованием и применением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Но         
трибунал также может рассматривать споры, касающиеся вопросов морского права,   
связанных и с другими договорами, на которые распространяется юрисдикция        
трибунала. Так, например, такая юрисдикция предусмотрена соглашением 95-го      
года, касающимся далеко мигрирующих рыб. Более того, в проект готовящейся       
сейчас конвенции об удалении обломков затонувших судов, которая будет принята   
в том числе по инициативе России, включено положение о том, что любые споры     
должны рассматриваться в соответствии с конвенцией 82-го года, то есть          
предполагается возможность осуществления юрисдикции Международного трибунала    
по морскому праву.                                                              
                                                                                
Григорий Борисович Карасин уже привёл показательный пример о принятии в 2002    
году девятнадцатью голосами против двух решения о незамедлительном              
освобождении судна "Волга" и его экипажа вопреки аресту, совершённому           
австралийскими властями. Кроме того, в 2004 году, могу привести пример,         
властями Гвинеи-Бисау было арестовано судно, на борту которого находились       
исключительно члены экипажа - граждане России. Также было принято необходимое   
решение. То же самое в 97-м году, когда по решению трибунала было               
незамедлительно освобождено судно "Сайга", членами экипажа которого являлись    
граждане России и Украины.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, это действительно важнейшее соглашение, присоединение к      
которому подтверждает, как совершенно справедливо отметил Григорий Борисович    
Карасин, статус России как крупнейшей морской державы. По мнению Комитета по    
международным делам, присоединение к Соглашению о привилегиях и иммунитетах     
Международного трибунала по морскому праву в полной мере отвечает интересам     
Российской Федерации и будет способствовать эффективному и независимому         
осуществлению трибуналом его функций.                                           
                                                                                
Присоединение к соглашению о привилегиях и иммунитетах трибунала не потребует   
как дополнительных расходов из федерального бюджета, так и пересмотра           
каких-либо ранее принятых документов на федеральном и местном уровнях.          
                                                                                
В связи с изложенным прошу поддержать позицию Комитета по международным делам   
и принять федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к             
Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому     
праву".                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Махмудов и депутат   
Жириновский. Пожалуйста, депутат Махмудов.                                      
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Григорий Борисович, мы действительно поддерживаем      
соглашение. Заслуживает одобрения вот тот пример, который вы привели с судном   
"Волга", экипажем, освобождённым по решению трибунала. Но, к большому           
сожалению, в последнее время в прессе очень много примеров, когда страдают      
российские моряки, судна захватываются без каких-либо оснований. Вопрос         
такого характера: в каком направлении развивается практика соблюдения           
морского права, достаточно ли действий трибунала, чтобы защитить наших          
моряков, плавающих в зарубежных водах, и в достаточной ли мере, насколько       
решения трибунала соотносятся с их выполнением теми странами, которые не        
входят в состав двадцати двух стран, поддержавших создание трибунала?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе представителя        
президента.                                                                     
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Я считаю вопрос абсолютно закономерным. Действительно,            
количество подобного рода конфликтных ситуаций и споров возрастает. Убеждён,    
что позитивное решение о нашем присоединении к этой конвенции будет             
стимулировать наше более действенное участие в обсуждении и решении подобных    
споров, тем более что прецеденты, позитивные для Российской Федерации, как мы   
уже докладывали, имели место. Но при этом хочу отметить, что Международный      
трибунал по морскому праву рассматривает вопросы очень тщательно,               
всесторонне. Достаточно сказать, что за последние десять лет с момента          
вступления конвенции в силу, с 1997 года, было рассмотрено всего тринадцать     
дел, то есть это не скороспелые исследования, это фундаментальное обсуждение    
всех юридических, правовых, иногда и межгосударственных аспектов того или       
иного спора. В любом случае, присоединившись к конвенции, мы получим            
дополнительные возможности доказывать свою правоту.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович.       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К представителю МИДа у меня вопрос. Вы привели статистику     
положительную - что были рассмотрены дела в пользу наших моряков, а сколько     
дел не было рассмотрено, как пострадали наши моряки? Вот из практики работы     
этого трибунала.                                                                
                                                                                
И второй вопрос. Присоединяясь к Соглашению о привилегиях и иммунитетах, мы     
должны будем его соблюдать. То же самое касается иностранных посольств в        
Москве. Вот какова позиция МИДа по вопросу о том, выполнили ли мы подписанные   
нами соглашения в отношении, допустим, эстонского посольства в Москве? Мы вот   
ратифицируем соглашения, а потом их не выполняем, в том числе и депутаты в      
этом участвуют, у нас, так сказать, духовное выше закона. Закон должен          
соблюдаться! Сейчас мы присоединяемся к соглашению и должны жёстко следовать    
его положениям и соблюдать все привилегии и иммунитеты, в том числе и по        
другим соглашениям, которые мы ратифицировали в своё время. Как вы считаете,    
мы допустили нарушение, блокируя эстонское посольство в Москве?                 
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Уважаемый Владимир Вольфович, я думаю, что при всей               
политической остроте комплекса вопросов, связанных с нашими отношениями с       
Эстонией, ваш вопрос не имеет прямого отношения к обсуждаемому сегодня          
соглашению. Ваш вопрос требует, видимо, отдельного обсуждения, отдельной        
дискуссии и отдельных доводов.                                                  
                                                                                
Что касается нашего участия в обсуждении споров, связанных с морским правом,    
то смею заверить, что Российская Федерация всегда жёстко и чётко отстаивает     
по имеющимся каналам, необязательно и далеко не всегда в рамках трибунала по    
морскому праву, но и в рамках двусторонних отношений, в рамках заключённых      
нами двусторонних и международных соглашений права наших судовладельцев,        
наших моряков, ну и права Российского государства, потому что морское право     
связано не только с индивидуальностями, но и с правами государства на           
территориальные воды, с другими аспектами международных отношений, и эта        
линия будет продолжаться. Я думаю, что наше присоединение к конвенции,          
принятие закона послужит этому в очень серьёзной степени.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть,       
вижу одну руку, и подводим черту. Слово депутату Жириновскому.                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Одна рука потому, что я единственный депутат, который         
сдавал экзамен по международному морскому праву. И очень жаль, когда            
четыреста сорок девять депутатов обсуждают вопросы, в которых они не являются   
специалистами, в этом проблема любого парламента. Предстоит обсуждать вопрос    
- депутаты должны разобраться в нём. В данном случае мы присоединяемся к        
соглашению, это хорошо, но, во-первых, нужно понимать, что это расходы, это     
определённые деньги, мы должны соблюдать предусмотренные соглашением            
привилегии и иммунитеты.                                                        
                                                                                
Во-вторых, мне очень нравятся дипломаты, когда-то я мечтал стать дипломатом,    
потом решил: слава богу, что я им не стал. Они часто отвечают так, что ни на    
что не отвечают. Вот я ставлю конкретный вопрос, а он отвечает: "Да вот, надо   
посмотреть" или "Это не относится к делу". Депутат задал вопрос, вот и          
отвечайте на вопрос и скажите честно, что мы грубо нарушили Венскую конвенцию   
о дипломатических сношениях, предусматривающую иммунитет иностранных            
представительств в городе Москве. По поводу того, что там акции проводят        
политические партии, они сами ответят перед избирателями, а вы -                
представитель МИДа, официального органа, поэтому... Здесь ведь об этом же       
идёт речь - об иммунитетах Международного трибунала по морскому праву.          
Значит, наши товарищи устроить пикет у штаб-квартиры этого трибунала не имеют   
права, поскольку этим будет нарушен иммунитет. Не имеем права туда врываться,   
не имеем права врываться на конференцию, если председатель суда будет           
проводить её где-либо. Я говорю к тому, что если Дума принимает документы,      
налагающие на нас обязательства, то мы должны соблюдать их всегда, при любом    
режиме.                                                                         
                                                                                
Вот наш бравый капитан траулера из Мурманска сбежал от норвежской морской       
полиции, а мурманчане его приветствуют - герой! Герой-партизан, сбежал! Он      
грубо нарушил международное морское право, он обязан был следовать вслед за     
норвежской морской полицией в норвежский порт, так же как любое русское судно   
обязано следовать в тот порт, в который требует идти местная полиция. Вот       
Россию за это не любят. Вот сейчас наш президент там, в Ново-Огарёве, или в     
Самаре ("Волжский утёс"), он там извивается сейчас, потому что ему задают вот   
такие вопросы: почему Россия не соблюдает принятые обязательства? А мы их не    
соблюдаем. Наши моряки сбегают. Самолёты угоняют из страны, задержали самолёт   
с лётчиками, а они сбежали. Это хорошо, конечно, мужественные лётчики, нашли    
возможность, но они нарушили, их задержали, и нужно ждать решения суда. Или     
наши вип-товарищи, которые подкупают суд чужой страны, и наших моряков из       
Новороссийска выпускают. Это уже международный уровень коррупции, в которой     
участвует Россия. Поэтому мы и находимся на последнем месте по всем             
показателям, на самом последнем месте, вместе с африканскими странами.          
                                                                                
Надо принимать подобные документы, ратифицировать их, но надо, чтобы наши       
граждане знали, что любое иностранное представительство является территорией    
чужого государства. Если мы переступаем черту, заходим за забор любого          
посольства, мы нарушаем государственную границу, по нам могут открыть огонь     
не только газом перцовым в глаза, но открыть огонь на уничтожение. Поэтому      
морская пехота и стоит около американского посольства, и попробуйте пройти за   
линию, за черту. Должна быть правовая грамотность, и надо, чтобы не только      
депутаты знали, какие документы они принимают, но и политические партии, и      
чиновники, и все остальные. То есть никто не имеет права остановить машину      
посла и мешать ему выйти из машины, вот таких действий не должно быть со        
стороны никаких политических групп, независимо ни от чего, что бы где ни        
происходило. Дипломаты неприкосновенны. И в данном случае речь идёт об          
иммунитете. Просто у нас много нерусских слов, и многие дети наши растут и не   
знают, что такое иммунитет. Про иммунитет депутатов все знают - все бегут в     
Государственную Думу, все мечтают о том, чтобы 2 декабря снова быть в Думе      
или в Совете Федерации, и большинство из них как раз только иммунитет и         
интересует, не работа в высшем органе государственной власти, а именно          
иммунитет. А для дипломатов иммунитет нужен, чтобы они могли спокойно           
работать, потому что они находятся на территории чужого государства.            
                                                                                
Поэтому с удовольствием поддержим, но хотелось бы, чтобы МИД занимал не         
политическую позицию, а правовую: если наш капитан траулера виноват, пусть      
сидит в норвежской тюрьме, а не будет героем Мурманска, и, наоборот, если       
наших моряков где-то незаконно задерживают, то нужно находить виновных здесь,   
на нашей территории, чтобы наши моряки не страдали. Надо, чтобы в трибунале     
работали высокие профессионалы и чтобы от нашего членства в этом трибунале      
была польза. А в перспективе, может быть, изменить месторасположение            
трибунала - не в Гамбурге, а, может быть, в Санкт-Петербурге, там не хватает    
международных организаций. Вот наш аппарат должен работать в этом               
направлении, чтобы большинство международных организаций имели штаб-квартиры    
в нашей стране, а то всё в Европе - Гамбург, Вена, Страсбург, - а в России      
нет практически ни одной международной организации, деньги же мы платим за их   
содержание. И МИД в этом вопросе занимает пассивную позицию: ни одна            
международная организация ещё не разместилась на территории России, все в       
Европе. Хотелось бы, чтобы МИД старался, раз мы платим большие деньги, чтобы    
часть международных организаций перемещалась в Россию. И строго соблюдать       
законы, провести, так сказать, работу, чтобы не было безграмотного отношения    
к соблюдению законов, чтобы партизаны и нарушители международных договоров не   
становились героями в глазах нашей общественности. Поэтому поддержим данный     
проект закона.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства желали бы выступить? Нет. Настаивают    
ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Ставится на            
голосование... Прошу прощения. У нас "час голосования" будет позже, поэтому     
выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1869 по 1888 из 5884
Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Ставится на голосование       
проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Соглашению   
о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву".        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.