Заседание № 159
01.04.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 410052-6 "Об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителей банков с государственным участием".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4999 по 5353 из 6332
16-й вопрос, проект федерального закона "Об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителей банков с государственным участием". Андрей Викторович Руденко, пожалуйста. РУДЕНКО А. В. Добрый вечер, коллеги! Я не буду вас долго утомлять, но хочу сказать, что, как заметили мои коллеги, капля камень точит, поэтому давайте потихонечку будем привлекать к этой теме внимание, и когда-нибудь мы всё-таки придём к какому-то консенсусу. Мой законопроект очень короткий, его концепция такова: я хочу, чтобы зарплата руководителей банка не отличалась от минимальной зарплаты рядового сотрудника банка более чем в восемнадцать раз. Почему взята такая планка? Комитет задаёт этот вопрос в своём заключении, да и все остальные тоже. Ну, очень просто, я взял всё хорошее, что у нас было установлено Минтрудом: в 92-м году у нас была введена восемнадцатиразрядная единая тарифная сетка, как вы знаете, - я взял и перенёс её на банки с государственным участием. Что ещё в этом законопроекте у меня заложено? Заложено, что премирование руководителей банков не может превышать восьмикратный размер среднемесячного заработка (за квартал) и годовой бонус может быть не более двенадцати окладов. И там же предусмотрены цифры по "золотым парашютам", правда, я предлагал в размере оклада за четыре месяца, но, так как мы с вами приняли, что за три месяца, это всё можно исправить. Это небольшой законопроект, но что за ним стоит? Меня побудили к его внесению жалобы рядовых сотрудников Сбербанка России, в котором кассиры имеют зарплату от 10 до 12 тысяч рублей. В то же время вы прекрасно знаете зарплату членов правления Сбербанка, банка с государственным участием, - они получают миллионы рублей. Я стал анализировать цифры и хочу, коллеги, сейчас их назвать, привлечь ваше внимание к этой статистике. У нас в России тридцать шесть банков с государственным участием. Вот данные по Сбербанку России: среднемесячная зарплата сотрудников Сбербанка за 2012 год - 59 тысяч 500 рублей, у члена правления Сбербанка среднемесячная зарплата - 12 миллионов 628 тысяч рублей, коэффициент соотношения зарплат - 212, численность сотрудников Сбербанка - 234 тысячи человек. Дальше у нас идёт "ВТБ": среднесписочная численность - 11 тысяч 620 человек, среднемесячная зарплата сотрудников - 126 тысяч рублей, среднемесячная заработная плата члена правления - 10 миллионов 778 тысяч рублей, коэффициент - 85. "ВТБ24": 24 тысячи сотрудников, 66 тысяч рублей - среднемесячная зарплата, 3 миллиона 900 тысяч рублей - среднемесячная зарплата топ-менеджера банка "ВТБ24", в 58 раз превышение. "Банк Москвы" (я о нём попозже ещё немножко скажу): 10 тысяч сотрудников, 80 тысяч рублей - среднемесячная зарплата, 3 миллиона 886 тысяч рублей - среднемесячная зарплата члена правления. Россельхозбанк: 31 тысяча сотрудников, 43 тысячи рублей - среднемесячная зарплата сотрудника и 1 миллион 815 тысяч рублей - топ-менеджера, входящего в правление, подчёркиваю. "Газпромбанк": 10 тысяч сотрудников, самая высокая среднемесячная заработная плата - 171 тысяча рублей и 6 миллионов рублей - среднемесячная зарплата члена правления, в 35 раз превышение. Так вот я посчитал, соотношение очень интересное: 10 членов правления Сбербанка в год получают полтора миллиарда рублей, а оставшиеся 234 тысячи человек - 166 миллиардов рублей; 10 членов правления "Банка Москвы" в год получают 466 миллионов рублей, 10 тысяч сотрудников - 9 миллиардов рублей; в "Газпромбанке" 19 членов правления получают 1 миллиард 400 миллионов рублей, 10 тысяч сотрудников - 21 миллиард рублей. И так далее, и тому подобное, не буду вас утомлять этими цифрами. Что интересного в этом списке? А в этом списке интересен "Банк Москвы". Дело в том, что это санируемое предприятие, которое, вы знаете, после соответствующих известных приключений с господами Бородиным и Лужковым забрал себе "ВТБ". Так вот я в своём выступлении уже год назад говорил, что Агентство по страхованию вкладов санировало данный банк на 295 миллиардов рублей наших денег из бюджета, которые мы выделяли АСВ, под 0,51 процента годовых в год на пять лет. Причём "ВТБ" ещё дополнительно влил туда 100 миллиардов рублей в уставный капитал - 400 миллиардов мы вложили туда государственных денег! И что господин Кузовлёв, руководитель санируемого банка с государственным участием? Он показывает свою зарплату - он находится в тройке богатейших банкиров России! Это санируемый банк! Для сведения, коллеги, хочу сказать, что Евросоюз ввёл для менеджеров банков с государственным участием или банков, которые получают от государства помощь, следующие фиксированные ставки зарплат - я точно назову эти цифры: не более 15 средних зарплат по стране ежемесячно или 10 средних окладов сотрудников банка - это в Евросоюзе. Мы же санируем "Банк Москвы", то есть каждый гражданин России, в том числе пенсионер и так далее, дал 2 тысячи 500 рублей на санацию "Банка Москвы", а господин Кузовлёв из этого получает ещё и определённый доход! Взять даже процент, который платит "Банк Москвы" государству, 0,51 процента, и умножить на 295 миллиардов рублей - я могу ошибиться, конечно, - это намного меньше, в два раза меньше, чем зарплата всего топ-менеджмента, членов правления, которых там 10 человек всего. Не буду вас долго утомлять своим законопроектом, хотел бы только обратить на это внимание и привести это всё в рамки единого формата, который банки с государственным участием должны реализовывать. А освободившиеся средства они могли бы направлять на увеличение зарплаты тех же рядовых сотрудников. Но самое главное, что своим законопроектом, я считаю, я кое-что уже сделал: в марте текущего года господин Греф в средствах массовой информации сказал, что он будет повышать оклады своим низкооплачиваемым сотрудникам. Всего в Сбербанке двадцать три градации, и самые низкооплачиваемые - это первые восемь, вот им он будет повышать заработную плату, так что считаю, что своим законопроектом я уже определённую лепту внёс. Что касается замечаний моих коллег, то я тоже с удивлением обнаружил, что наши профсоюзы поддерживают банки, стоят на стороне банковской системы. И конечно, мы от банков с государственным участием ожидали бы, чтобы наш малый бизнес кредитовался у них под более низкие проценты, - если нужно помочь где-то найти эти деньги, мы подскажем, поможем навести порядок. И хочу сказать, что немножко некорректно Николай Васильевич привёл цифру: прибыль Сбербанка России за прошлый год не 430 миллиардов, а 392 миллиарда. В Сбербанке 11 триллионов рублей размещается на депозитных счетах физическими лицами под низкие проценты, от 5 до 7 процентов, 7 процентов - потолок, это для пенсионеров, а кредиты малому бизнесу Сбербанк выдаёт под 14-18 процентов - понятно, откуда такая прибыль! Хочу отметить, что мы никоим образом не залезаем в карманы наших руководителей коммерческих банков. Заметна тенденция - действительно, "Банк Москвы" улучшил свои позиции по сравнению с тем, что было, мы должны с этим согласиться, но я считаю, что платить столько топ-менеджеру... Ведь если взять всё-таки минимальную зарплату - 12 тысяч рублей у кассира - и сравнить с зарплатой в 12 миллионов рублей у члена правления, то мы получим тысячекратную разницу по зарплате! Этого не должно быть, поэтому мы, Государственная Дума, Федеральное Собрание в целом, правительство должны отреагировать на это. Да, я забыл ещё одно замечание, которое комитеты высказали, - о том, что в акционерных обществах есть наблюдательные советы, советы директоров. Ну, я очень хорошо знаю корпоративное право, и если в совете директоров, допустим, Сбербанка России только шесть представителей Центробанка из, по-моему, семнадцати членов совета, то сами понимаете, какая там будет политика. Да, Центробанк может применять меры к неэффективным банкам и снижать размер выплат, мы приняли такой закон, он уже действует - с января этого года, но это в отношении неэффективных банков, а мой законопроект направлен как раз на то, чтобы отрегулировать, сделать так, чтобы в принципе не было большого разрыва между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми. Вот кто-то попал по знакомству на такой высокий пост, но если любого из вас поставить сейчас в руководство Сбербанка, или "ВТБ", или "Банка Москвы", то я думаю, что вы и с меньшей зарплатой будете работать намного эффективнее! Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, я не буду повторять тезисы из заключения Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, поскольку они перекликаются с тезисами по предыдущим законопроектам и я имел возможность довести позицию комитета по этим вопросам до вас, поэтому просто хочу подчеркнуть, что Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителям банков. На рассматриваемый законопроект поступили положительные отзывы от органов государственной власти двух субъектов Федерации, мнение органов государственной власти остальных субъектов следует считать невыраженным. Концепцию законопроекта не поддерживают Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, как комитет-соисполнитель, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Счётная палата Российской Федерации, стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие Правительство Российской Федерации, всероссийские объединения профсоюзов и работодателей. С учётом изложенного комитет предлагает отклонить данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите режим записи на вопросы. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к докладчику. Андрей Викторович, необычайно важный законопроект! Наши топ-менеджеры вместе с правительством, когда пытаются обосновать, почему у них такие немаленькие зарплаты, ссылаются на западный опыт. Вы в своём выступлении частично упомянули об этом, но я просил бы уточнить. По моей информации, ограничение размеров зарплат регулируется западным регулятором, в том числе соответствующими европейскими комиссиями, и касается всех банков, а не только банков с госучастием. Можете вы что-то дополнительно по этому поводу сказать? РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Георгиевич, за вопрос. Евросоюз ввёл такие ограничения для банков, получающих помощь от государства, поэтому я в своём выступлении сказал и ещё раз подчёркиваю, что это только для тех банков, которые получают помощь от государства. Я тоже изучаю опыт капиталистических стран, для того чтобы посмотреть, что у них есть хорошего, но, наверное, этого мало. Так вот в Швейцарии был проведён интересный референдум, - а вы знаете, что швейцарцы очень любят проводить референдумы, - в результате которого было принято решение о том, что к минимальной зарплате рядового сотрудника любой организации, независимо от формы собственности, применяется коэффициент 12, то есть руководитель не может получать больше двенадцатикратной минимальной зарплаты рядового сотрудника любой корпорации, государственной и негосударственной, - это в Швейцарии есть, такой закон принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Васильевич, к вам вопрос. Вот здесь назвал интересную цифру Андрей Викторович, сколько вложили бюджетных денег в банки, - 400 миллиардов рублей, фактически это получается чисто бюджетная организация, по сути, по деньгам, но не по окладам. Вы помните, в декабре того года мы повысили минимальный размер оплаты труда на 11 рублей в день, и в этом зале говорили, что у нас 19 миллионов человек получают меньше прожиточного минимума в месяц. Вот я подсчитал - все эти 19 миллионов получают в месяц меньше, чем получают работники Сбербанка в целом. Такая дикая диспропорция ведь может привести к тому, что было на Украине, к майдану, а виноваты будем мы. Скажите, когда вы давали отрицательное заключение на этот законопроект, вы учитывали последствия вот такого неравенства? В одном Сбербанке получают больше, чем 19 миллионов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите. ТАРАСЕНКО М. В. Что касается того, почему комитет не счёл возможным поддержать этот законопроект... ну, общие посылы я называл по предыдущим законопроектам, теперь скажу о частных. Я не знаю, о чём этот законопроект - об ограничении зарплат или о легализации сверхдоходов, потому что коэффициент соотношения 18 между минимальной заработной платой по банку и минимальной зарплатой руководителя - это, по-моему, всё-таки легализация сверхдоходов. Кроме того, в законопроекте есть тезис о том, что руководителям банков с государственным участием не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год при наличии роста убытков - обратите внимание: не при наличии убытков, а при наличии роста убытков. Поэтому, конечно же, комитет такой законопроект не мог поддержать. При этом мы понимаем, что проблемы, которые и вы, и Андрей Викторович называли, реально существуют и их надо решать, но не таким методом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сокол Святослав Михайлович. СОКОЛ С. М., фракция КПРФ. Если бы аргументацию о непринятии всех этих законопроектов услышали наши избиратели, это было бы полной дискредитацией нашего парламента! (Шум в зале.) У меня вопрос к Андрею Викторовичу. Вы привели пример по Сбербанку, где принято решение об увеличении минимальной зарплаты, а что касается принятия решения членами правления об уменьшении своих зарплат, есть хотя бы один такой пример? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Я об этом не читал, такой практики нет, я думаю, чтобы кто-то отказался... Причём, коллеги, я хочу сказать, что это официальные данные за 2012 год, а в 2013 году цифры ещё больше, поэтому я не буду вас разочаровывать, но ни одного отказа ни одного члена правления от такой зарплаты, конечно, не было. При этом хочу отметить, что я как-то выступал год назад, приводил более подробную аналитику: ОАО "Банк ВТБ" и вся группа "ВТБ" ещё получают дивиденды и через свою кипрскую "дочку", но эти данные там не приведены. Если вы хотите более детально ознакомиться - почитайте исследования, которые сделаны нашими журналистами, и вы всё поймёте. Я просто не апеллирую к этой статистике, потому что она не совсем проверенная, но она соответствует действительности. Так как у нас многие банки имеют свои оффшорные группы, через которые прокачивается очень много денег, то выплата дивидендов членам, учредителям оффшорных групп и так далее проходит мимо юрисдикции России. И хочу сказать, что с введением льготной шкалы налогообложения мы здесь ни к чему не придём, потому что мы можем уменьшить им зарплату или ввести какую-то там льготную шкалу налогообложения, но средства будут уходить через оффшоры, потому что у нас любой банк, в том числе и с государственным участием, работает, к сожалению, через оффшоры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Депутату Тарнавскому включите микрофон. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать настоящий законопроект, поскольку он, так же как и предыдущий, связан с ограничением выплат топ-менеджерам, но что здесь важно подчеркнуть? И для стенограммы, которую мы, наверное, будем изучать, здесь важно сказать о следующем, поскольку мы в разной степени владеем этими материалами: если мы в отношении первых двух законопроектов говорили об ограничении зарплат топ-менеджеров в госкомпаниях, то есть в компаниях, где есть госучастие, но не затрагивали тему, связанную с зарплатами топ-менеджеров в частном секторе, мы её вообще обходили, то в отношении настоящего законопроекта важно упомянуть о том, что хотя он и касается прежде всего зарплат топ-менеджмента в госбанках, но нельзя забывать, что в прошлом году (если не ошибаюсь, в июле прошлого года) Государственная Дума приняла закон о том, что с 1 января 2014 года Центральный банк России получает право регулировать уровень оплаты труда банкиров во всех банках, не только с госучастием, и нынешний председатель Центрального банка неоднократно заявлял о том, что этими возможностями Центральный банк России в отношении всех банков - а их порядка сотен или тысяч, по-моему, немножко меньше или больше - воспользуется. С 1 октября этого года вступят в силу нормативы, по которым Центральный банк России будет отслеживать зарплаты топ-менеджмента во всех банках, будь то банки с госучастием, которых, как Андрей Викторович сказал, сегодня тридцать шесть, будь то сотни частных банков. Как было заявлено Эльвирой Набиуллиной, зарплаты у этих банкиров будут существенно снижаться, и особенно при снижении показателей, при отрицательных результатах работы того или иного банка. При этом мы помним, что, как правило, как в западных банках, так и в российских банках уровень премиальной части вознаграждения иногда составляет 80-90 процентов, поэтому мы благодарим Центральный банк за готовность, за желание и за политическую волю заниматься регулированием оплаты труда во всех банках, в том числе и в частных, и мы очень надеемся, что такая же воля появится у правительства - хотя бы в отношении компаний с госучастием, государственных компаний - и правительство по примеру Центрального банка этим займётся. Если мы не хотим сами предлагать какие-то законопроекты, а ждём их от правительства, о чём говорил Михаил Васильевич, то очень надеемся на то, что в недрах правительства подобные законопроекты будут разработаны и нам предложены. Мы будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Представитель комитета? Автор? Включите микрофон депутату Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я благодарен коллегам за обсуждение. Хочу отметить, что всё-таки я сказал о тридцати шести банках, но не стал их все перечислять, а там есть в том числе и региональные банки, причём некоторые региональные банки (с участием средств наших регионов) уже начали банкротиться. Может быть, регионы недостаточно уделяют им внимания, вкладывая средства в учредительные фонды этих банков, не следят за зарплатными проектами некоторых банкиров, а когда АСВ и другие начинают проводить проверки, выясняется, что очень многие суммы уходят за рубеж, в оффшоры и так далее, - вот недавно были скандалы с двумя очень крупными региональными банками, градообразующими для двух областей. Коллеги, я понимаю, что сегодня законопроект принят не будет, но я думаю, что мы с вами к этой концепции ещё вернёмся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 14 сек.) Проголосовало за 137 чел.30,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 157
21.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 410052-6 "Об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителей банков с государственным участием".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1656 по 1662 из 7821
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. В связи с болезнью докладчика прошу перенести на апрель вопрос 45 повестки дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1718 по 1719 из 7821
Так, 45-й вопрос переносится на апрель. Соглашаемся.