Заседание № 180
21.09.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 410009-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3026 по 3240 из 6682
Пункт 6, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". Докладывает Антон Викторович Дроздов, официальный представитель правительства, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Добрый день, уважаемый председательствующий! Добрый день, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". Я напомню, что исполнение бюджета Пенсионного фонда в 2009 году проходило в условиях финансово-экономического кризиса, тем не менее бюджет Пенсионного фонда за 2009 год исполнен по доходам в сумме более 3 триллионов рублей, или 101,9 процента от плана, по расходам в сумме 3 триллиона рублей, или 98,5 процента от утверждённых расходов. Общий профицит бюджета составил 214 миллиардов рублей. По текущим выплатам пенсий, то есть по распределительной составляющей, он сведён с дефицитом в сумме 36,8 миллиарда рублей. На обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда поступило 1,3 триллиона рублей, или почти 40 процентов доходов Пенсионного фонда. Из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда поступило более чем 1,9 триллиона рублей трансфертов, или 60 процентов доходной части бюджета. При этом на покрытие дефицита фонда перечислено было 399 миллиардов рублей. На исполнение публичных нормативных обязательств в 2009 году направлено 2,9 триллиона рублей, или 97,6 процента расходов фонда. Я хотел бы отметить, что все обязательства по пенсионному обеспечению перед 39 миллионами граждан выполнены в 2009 году в полном объёме. Затраты на пенсионное обеспечение составили 2,6 триллиона рублей, что на 550 миллиардов больше, чем в 2008 году. На социальную помощь 17 миллионам получателей ежемесячных денежных вознаграждений и 22,5 миллиона получателей мер социальной поддержки направлено 265 миллиардов рублей, что составляет 8,8 процента расходов бюджета. В 2009 году проведены следующие мероприятия по повышению уровня жизни пенсионеров. Страховая часть трудовых пенсий увеличивалась дважды, в общей сложности на 26,3 процента. Базовая часть трудовых пенсий повышалась также дважды, в целом за год на 42,8 процента. В результате за 2009 год размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 тысячу 720 рублей в среднем, или на 35 процентов, при уровне роста цен 8,8 процента. То есть реальный рост трудовых пенсий составил 24,1 процента. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению были увеличены на 42,8 процента. В результате средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера и составил 4 тысячи 244 рубля. Соотношение трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионеров в 2009 году составило 136,7 процента против 124,5 процента в 2008 году, а соотношение трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработной платы возросло в 2009 году почти до 30 процентов. В 2008 году этот показатель составлял 26 процентов. Ежемесячные денежные выплаты для более чем 17 миллионов получателей были проиндексированы с 1 апреля на 13 процентов. Я хотел бы также отметить, что в 2009 году фондом реализовывался Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Пенсионным фондом Российской Федерации выдано более 1,8 миллиона сертификатов на материнский (семейный) капитал. При этом в рамках антикризисных мер правительством было принято решение об использовании средств материнского (семейного) капитала уже начиная с 2009 года. В результате на эти цели из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 44,3 миллиарда рублей. Из них на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам по заявлениям 96,2 тысячи граждан направлено 26,3 миллиарда рублей. На предоставление ежемесячной выплаты в размере 12 тысяч рублей более чем 1,3 миллиона граждан направлено 15,7 миллиарда рублей. С 1 октября 2008 года Пенсионным фондом также реализовывался закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". На начало 2009 года в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов вступило 874 тысячи человек, по состоянию на конец 2009 года - уже 2,2 миллиона человек. От этих граждан в 2009 году поступило дополнительных страховых взносов в сумме 2,6 миллиарда рублей, что даже несколько больше, чем цифра, заложенная в бюджете, а заложено было 2,5 миллиарда рублей. В текущем году те, кто перечислил более 2 тысяч рублей, получили софинансирование из федерального бюджета. Объём средств пенсионных накоплений за отчётный период увеличился на 250 миллиардов рублей и по состоянию на 1 января 2010 года составил почти 1 триллион рублей. Из них более 400 миллиардов рублей находится в доверительном управлении управляющих компаний (большая часть - в управлении государственной управляющей компании), а 308 миллиардов рублей направлено на временное размещение. По итогам 2009 года государственная управляющая компания по расширенному портфелю показала доходность по инвестированию средств пенсионных накоплений в размере 9,5 процента, восемь основных частных управляющих компаний - доходность от 20 до 93 процентов. Отчёт Пенсионного фонда за 2009 год был обсуждён на заседании комитета Государственной Думы. Были высказаны замечания, в основном касающиеся эффективности размещения средств накопительной части пенсий Пенсионным фондом. Все эти вопросы проработаны, и будут приняты необходимые меры по повышению эффективности размещения средств Пенсионного фонда, направляемых на накопительную часть пенсий. Счётная палата подтвердила достоверность отчёта Пенсионного фонда за 2009 год. Прошу вас, уважаемые депутаты, принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Викторович. Присаживайтесь. Содоклад делает член Комитета по бюджету и налогам Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Впервые мы рассматриваем отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда до внесения законопроекта о бюджете на следующий финансовый год. Это, естественно, многое нам даёт, и это результат тех изменений в Бюджетный кодекс, которые мы приняли в весеннюю сессию этого года. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесённый законопроект и отмечает, что исполнение бюджета Пенсионного фонда осуществлялось в соответствии с федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" с учётом изменений и уточнений характеристик бюджета в апреле 2009 года. Антон Викторович назвал основные цифры, содержащиеся в отчёте. Я хотел бы подчеркнуть, что была поставлена очень высокая планка: поднять в 2009 году прожиточный минимум пенсионера в 1,3 раза, а средний размер социальной пенсии на конец 2009 года должен был достичь - и достиг - величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. Это сделано прежде всего за счёт того, что государственный федеральный бюджет взял на себя обязательства и сумма межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета, в 2009 году составила 1 триллион 944,2 миллиарда рублей - 60 процентов всех доходов бюджета фонда. Именно этот трансферт явился гарантией выполнения обязательств фонда. На рассмотрении предыдущего вопроса звучали критические замечания - а вот на что пошли эти деньги. В тяжелейший год мы взяли на себя очень высокие социальные обязательства, и мы их выполнили. И деньги, которые мы потратили, взялись не из воздуха. Антон Викторович Дроздов назвал все основные цифры, я их не буду повторять, они у вас есть в материалах. В своём заключении Счётная палата, которая представила материал на заседании комитета по бюджету, отмечает, что исполнение бюджета Пенсионного фонда за 2009 год осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, и подтверждает исполнение показателей бюджета Пенсионного фонда, тех показателей, которые были представлены Пенсионным фондом в Государственную Думу. Вместе с тем Счётная палата высказала ряд замечаний, которые были подробно рассмотрены на заседании комитета по бюджету - неоднократно, повторяю, эти вопросы обсуждались. Есть позиции, по которым мы согласны со Счётной палатой, есть позиции, которые, представляется нам, необходимо уточнить. Остановлюсь на конкретных вещах. В 2009 году, как и в предыдущие годы, исполнение закона о бюджете Пенсионного фонда осуществлялось в отсутствие ряда законодательных актов, которые должны были быть направлены на обеспечение более полного и эффективного исполнения бюджета фонда. Антон Викторович Дроздов говорил сейчас о том, что в ближайшее время эти законодательные акты будут представлены в Государственную Думу, но это говорилось и год тому назад, и два года тому назад, а тем не менее эти материалы не представлены до настоящего времени. В первую очередь нужен федеральный закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда с учётом современного состояния системы пенсионного обеспечения и перспектив её развития. Комитет считает необходимым предложить Государственной Думе рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить процесс подготовки и внесения в Государственную Думу данного законопроекта. Анализ исполнения бюджета фонда показывает, что действующий механизм инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовых пенсий приводит в ряде случаев к их обесценению. Так, при реализации временно размещённых в государственные ценные бумаги пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд в течение 2007 года - подчеркну: 2007-го, а не 2009-го, - возник убыток, который составил 9,7 миллиарда рублей и был возмещён за счёт средств федерального бюджета. В настоящее время эта ситуация исправлена, но, повторюсь ещё раз, мы не можем долго ждать поступления в Государственную Думу соответствующих законопроектов. Следует отметить, что в 2009 году Пенсионный фонд использовал только один из предоставленных инструментов инвестирования - государственные ценные бумаги, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации. Другие операции - по временному размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - в 2009 году фондом не проводились в связи с тем, что у фонда отсутствует соответствующее соглашение с Центральным банком. Счётная палата в своём заключении указала на потенциальную возможность получения в 2009 году доходов от курсовой разницы при размещении средств страховых взносов в иностранную валюту при условии, естественно, своевременного внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации в части предоставления Пенсионному фонду права инвестирования средств в иностранную валюту. С другой стороны, мы считаем - это позиция комитета, - что главным в деятельности Пенсионного фонда по инвестированию накоплений является прежде всего минимизация риска, а не погоня за потенциальной прибылью. А чем выше прибыль, тем выше риск, это нужно понимать. И поэтому, с нашей точки зрения, употреблять в отношении Пенсионного фонда понятие "упущенная выгода" было бы неправильно. Я хочу напомнить вам ситуацию 2009 года. Представьте, что произошло бы, если бы Пенсионный фонд направил свои резервы на валютный рынок. Мы остро критиковали те банки, которые делали это вместо того, чтобы инвестировать средства в промышленность, в реальную экономику. Я не знаю, какой был бы курс рубля к доллару в 2009 году, если бы тот объём средств, который был в распоряжении Пенсионного фонда, был бы направлен на валютный рынок. Есть и ещё ряд замечаний. Отмеченные недостатки ещё раз подтверждают, что в целях эффективного управления пенсионными накоплениями необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой базы. Требует окончательного, наконец уже, нормативно-правового регулирования и проблема оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Тема обсуждается каждый год, и тем не менее соответствующего нормативного акта, его проекта мы не имеем. Правовое управление не имеет по данному законопроекту замечаний. С учётом заключения Счётной палаты, подтверждающего исполнение бюджета Пенсионного фонда за 2009 год, заключения профильного Комитета по труду и социальной политике и заключений других комитетов Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2009 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3431 по 4316 из 6682
Депутат Улас от фракции КПРФ. И сразу говорите, к кому вопрос. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. Антон Викторович, у меня вопрос к вам. В вашем выступлении прозвучало довольно много цифр и сравнений, но, честно сказать, я не услышал для себя главного: за счёт чего ваше ведомство предлагает повышать среднюю по отношению к зарплате пенсию? Сегодня она составляет 30 процентов, а в Европе - от 60 до 85 процентов. Второе. За счёт чего вы собираетесь устранить колоссальный дефицит бюджета Пенсионного фонда, который нарастает и уже является запредельным? И третье. Проясните свою позицию по поводу пенсионной реформы, по поводу того, что проскочило в СМИ, - что вы за повышение пенсионного возраста. И это при том, что у нас более пяти миллионов безработных, что среднестатистический мужчина не доживает до пенсии, а прожиточный минимум, под который подтягивается пенсия, умышленно занижен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ДРОЗДОВ А. В. Спасибо. Первый вопрос, по поводу повышения соотношения пенсии. Вы знаете, в проекте бюджета Пенсионного фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, который будет вам в ближайшее время внесён, это соотношение составляет уже почти 40 процентов. Источники. В этом году был заморожен у нас тариф до 20 процентов в связи с принятием решения, связанного с негативными последствиями финансового кризиса, в следующем году, как вы знаете, принято решение о том, чтобы этот тариф был 26 процентов. Вот источник. При этом дефицит бюджета Пенсионного фонда снижается: если в этом году дефицит Пенсионного фонда по плану 1,3 триллиона рублей, то в следующем году он составит меньше 870 миллиардов рублей. В дальнейшем дефицит фонда будет снижаться за счёт того, что не будет уже таких сверхиндексаций пенсий, которые мы проводили в предыдущие годы, пенсии будут индексироваться в меру роста фонда заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного фонда, что создаст более серьёзные условия для сбалансированности. Кроме того, вы знаете, что у нас накопительный элемент начнёт работать, который также в 30-е годы позволит нам как бы, так сказать, нивелировать проблему дефицита, связанную с демографической ситуацией. И также мы планируем принять ряд мер, направленных на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, в частности рассмотреть вопрос об источниках финансирования досрочных пенсий и другие вопросы. Теперь о том, что касается моей позиции по изменению пенсионного возраста. Я её не менял, я её высказываю: позиция заключается в том, что сейчас мы к этому не готовы. А то, что проскочило в СМИ, - это интерпретация журналистов, связанная с тем, что вообще как бы... ну, будет когда-либо повышен пенсионный возраст. Да, вообще будет, но сейчас мы к этому не готовы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто от фракции ЛДПР? Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос ко всем представителям комитетов. В их выступлениях я услышал, к сожалению, только констатацию фактов, что деньги, которые даны фондам, все потрачены, а вот оценки эффективности ни один комитет не дал. Если можно, дайте краткий ответ: эффективно работали или нет? И если эффективно, то, вообще, комитет читал заключение Счётной палаты? И к представителям фондов вопрос: кратко назовите цифры, сколько сотрудников их головных офисов привлечено к уголовной ответственности, а сколько освобождено от занимаемой должности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот видите, за минуту Рохмистров умудрился шестерым задать вопросы: представителям трёх комитетов и трёх фондов. Гончар Николай Николаевич, два слова: да, нет. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, мы проанализировали эффективность работы Пенсионного фонда. Размещение средств - не единственное направление его деятельности. Есть направления, по которым работают эффективно. Что касается наших сомнений в эффективности его деятельности по конкретным направлениям, я об этом сказал, господин Рохмистров меня не слышал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глеб Яковлевич Хор, есть необходимость что-либо сказать? Нет. Карелова Галина Николаевна? Тоже нет. Тогда от фондов. Вопрос был о том, кто у вас сидит. ДРОЗДОВ А. В. По эффективности расходования средств Пенсионного фонда. Что касается эффективности размещения пенсионных накоплений, здесь не только мы размещаем, мы передаём средства в управляющие компании, в негосударственные пенсионные фонды. Суммы по размещению я назвал, они выше инфляции. Что касается временного размещения средств Пенсионного фонда, то мы в следующем году уходим от этого. Вы приняли закон в прошлом году, и в принципе средства будут сразу, практически через квартал, перечисляться управляющим компаниям. Мы считаем, что эта функция нам несвойственна и заниматься этим нам как бы нет смысла. Что касается всех остальных действий Пенсионного фонда, то я могу сказать, что всё, что направлялось на выплату пенсий и пособий, всё было выплачено и здесь никакой неэффективности у нас нет. Что касается расходов фонда, они составляют 1,6 процента от всей суммы средств, которыми располагает фонд. Что касается уголовной ответственности, вы знаете, у нас действуют необходимые антикоррупционные мероприятия, регулярно снимаются руководители территориальных отделений, мы поменяли за этот год уже, по-моему, пять человек. По всем сигналам мы работаем. И что касается итогов этого года, мы также соответствующие выводы делаем. Программа мероприятий по устранению недостатков нами утверждена, мы будем её реализовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Владимирович и Сергей Анатольевич, есть необходимость что-то добавить? Нет? Тогда не надо. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", настаивает ли кто-то на вопросе? Не вижу я рук, нет. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", кто хотел бы задать вопрос? Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос по Фонду социального страхования. Насколько я понимаю, у нас количество граждан, которые получили возможность санаторно-курортного оздоровления, в прошлом году по сравнению с 2008 годом уменьшилось. И те цифры, которые приводились, они, если я не заблуждаюсь, достаточно важны. Если в 2008 году у нас санкуров открылось пятьсот двадцать тысяч, то в 2009 году - четыреста восемьдесят. Почему, в чём причина? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АФАНАСЬЕВ С. А. Действительно, санаторно-курортное лечение в 2008 году получили четыреста восемьдесят две тысячи человек с учётом выделенного объёма средств на эти цели. В 2009 году предприняты меры на выделение дополнительных средств из федерального бюджета сверх норматива, по которому эти средства подлежат перечислению в бюджет. Так, по нормативу в 2009 году полагалось нам 2,5 миллиарда рублей, сверх этого федеральный бюджет нам выделил средств столько, чтобы мы смогли общие расходы довести до 8,2 миллиарда рублей. В этом году идёт исполнение только в пределах норматива, и мы изыскиваем средства, чтобы увеличить объём путёвок, которые мы сможем предоставить в этом году. Несколько возрастает стоимость путёвок с учётом инфляции, в связи с чем у нас общее количество людей, которые могут получить это санаторно-курортное лечение в пределах выделенных ассигнований, не увеличивается, но меры мы предпринимаем по поиску дополнительных средств на эти цели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Сергею Анатольевичу. Сергей Анатольевич, я слушала ваше выступление, и мне показалось оно несколько странным. Фонд социального страхования - это, наверное, такой фонд, в который сколько денег ни давай, всё будет мало, потому что проблем очень много. И тем не менее я слышала, как вы сказали, что по выплатам за несчастные случаи, которых у нас стало меньше, деньги даже остались. У нас несчастных случаев не меньше, ведь по авариям на Саяно-Шушенской ГЭС, в шахтах и прочим требуются такие выплаты, что, мне кажется, денег ещё и не хватит. В последнее десятилетие у нас постоянно в этот фонд снижались выплаты. Скажите, пожалуйста, кто инициировал снижение этих выплат? И действительно ли вам хватает этих средств или всё-таки нужно будет опять повысить процент выплат в Фонд социального страхования? Или, как чиновник, вы этого не можете сказать нам? АФАНАСЬЕВ С. А. По несчастным случаям у нас традиционно бюджет исполняется с небольшим профицитом. Это сбалансированная система социального страхования, где тариф дифференцирован по классам рисков, по тридцати двум классам. Средний тариф составляет 0,51 процента по 2009 году. Число несчастных случаев действительно снижается, несмотря на то что происходят такие массовые тяжёлые случаи. Они и раньше происходили, и, видимо, будут продолжаться. Но в принципе у нас вдвое снизилось число несчастных случаев за период с 2004 года. Что касается сбалансированности бюджета в другой части, в части страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Да, мы получили от прежней схемы финансирования за счёт единого социального налога по ставке 2,9 процента (а эта ставка действительно была снижена, в своё время она составляла 5,4 процента) несколько несбалансированную систему, в которой часть расходов покрывается за счёт средств федерального бюджета, и в 2009 году эта цифра составила 70,7 миллиарда рублей в ходе исполнения и плюс ещё 15,6 миллиарда рублей по итогам исполнения. Сбалансировать эту систему можно путём усиления страховых принципов - принципов эквивалентности взносов и выплат, но конкретное решение я пока не готов обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Карелова... Нет, секундочку. От ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович, потом... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вы хотели ответить. Секундочку, оказывается, дополнение к ответу. Извините. Пожалуйста, Галина Николаевна Карелова. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо. Я прошу прощения, но хотела бы дополнить ответ на вопрос Тамары Васильевны в отношении несчастных случаев. Какой случай признаётся страховым - это строго регламентируется 125-м законом. В данном случае есть соответствующая форма, и Фонд социального страхования не может самостоятельно увеличивать расходы или уменьшать. Поэтому в 2009 году все расходы сделаны в соответствии с законодательством, и количество несчастных случаев, которые подпадают под 125-й закон, действительно стало меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Я всегда даме уступлю, если это нужно. В данный момент фракцию ЛДПР интересует следующий вопрос. Уважаемый Антон Викторович, в соответствии с заключением Счётной палаты среди основных причин неисполнения бюджетных ассигнований указано в том числе и уменьшение фактического, по сравнению с запланированным, числа людей, имеющих право на пенсионное обеспечение и обратившихся за назначением пенсии. Сумма составляет 4,5 миллиарда рублей. Вот скажите, пожалуйста, эти люди не получили пенсию потому, что вовремя не оформили, или у нас умирают быстрее, чем предусмотрено существующей расчётной методикой? Почему так получилось? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Викторович. ДРОЗДОВ А. В. Да, это, скорее, такая демографическая проблема. Это не связано с тем, что кто-то обратился в Пенсионный фонд, а им не... То есть некоторые люди не обращаются за пенсией по наступлении срока выхода на пенсию, просто продолжают работать. Но речь идёт о том, что есть и демографические вопросы, и иные обстоятельства, по которым количество лиц, которое мы прогнозируем, и количество лиц, которые реально обратились, не совпадают, количество обратившихся меньше, это действительно так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Дроздову Антону Викторовичу. Уважаемый Антон Викторович, вот вы сейчас сказали, что ожидаете снижения дефицита бюджета, хотя динамика в последние годы показывает, что идёт рост дефицита бюджета Пенсионного фонда. Хотелось бы получить от вас письменный развёрнутый ответ, на чём основаны ваши предположения. Это первое. И второе. Ведётся ли мониторинг изменения реальных доходов пенсионеров с учётом повышения пенсий, но одновременно и с учётом уменьшения компенсации на оплату услуг ЖКХ? То есть мы много говорим о росте реальных доходов пенсионеров при повышении пенсий, при этом умалчиваем стыдливо, что компенсации ровно на ту же самую сумму урезаются. Спасибо. ДРОЗДОВ А. В. Что касается развёрнутого ответа, безусловно, дам. Готов вам непосредственно обо всех нюансах рассказать. Что касается мониторинга. Да, ведём. И больше того, с введением такого инструмента, как социальные доплаты к пенсиям, мы вместе с субъектами Российской Федерации этот мониторинг ведём, обмениваемся информацией, и там учитываются не только пенсии, но и иные выплаты и льготы, которые монетизированы. Поэтому эти данные у нас также есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопрос от фракции КПРФ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Антону Викторовичу, хотя могут, наверное, и другие коллеги прояснить ситуацию. За последние полгода в ряде подмосковных областей появилось очень много таких рекламных объявлений: есть лучший способ использования материнского капитала! И некоторые подсказки даются, контактные телефоны каких-то непонятных посредников. В условиях бедности и даже нищеты некоторые матери вынуждены обращаться, чтобы как-то свести концы с концами. Вы знаете, у нас уже есть обманутые дольщики, обманутые вкладчики, теперь появятся обманутые матери. Вопрос такой: как-то может Пенсионный фонд отслеживать, кому же в итоге идёт материнский капитал - матерям, детям или этим посредникам-жуликам? А если у вас прав и сил не хватает, то, может быть, выйти в правительство, чтобы отследить и чтобы материнский капитал всё-таки помогал матерям и детям, а не кому-то, кто вокруг крутится и кормится? А потом будем говорить, что не хватает денег. Спасибо. ДРОЗДОВ А. В. Спасибо. Здесь две причины. Первая - это то, что касается ограничений в использовании средств материнского капитала. Здесь в текущем году вы проголосовали и приняли закон, которым в очередной раз расширены возможности использования материнского капитала: это и 12 тысяч рублей в наличной форме, это и возможность строительства жилья без подряда. Кроме того, с 1 января закон вступил в силу уже в своей основной части, позволяющей направлять эти средства на покупку жилья, на образование и на формирование накопительной части пенсии. Это уже уменьшает причины для появления таких посредников. Что касается того, что некоторые фирмы предлагают гражданам так называемое обналичивание материнского капитала, то мы эти процессы сейчас мониторим по всем субъектам Российской Федерации. По итогам этого мониторинга мы сделаем определённые выводы и при необходимости обратимся в правоохранительные органы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли на вопросе от фракции ЛДПР? Да. Таскаев Владимир Павлович, пожалуйста. ТАСКАЕВ В. П. К Антону Викторовичу вопрос. Как мы знаем, средняя продолжительность жизни достаточно невысокая у нас, так куда же всё-таки деваются пенсионные накопления наших жителей? И как вы рассматриваете идею, чтобы эти накопления всё-таки со временем отдавать семьям, детям и близким родственникам? ДРОЗДОВ А. В. Спасибо. Действующее законодательство предусматривает, что, если человек формировал накопительную часть пенсии, но не дожил, она ему не была назначена, эти средства передаются правопреемникам. И такую работу Пенсионный фонд ведёт. Мы ежемесячно на основании данных ЗАГС отзываем средства из управляющей компании, государственной управляющей компании и передаём эти средства правопреемникам умерших. В случае если человек уже пользовался накопительной частью пенсии, то, к сожалению, в силу, так сказать, бессрочного характера пенсионного страхования вернуть это невозможно, это общий котёл, эти средства идут в общий котёл. Вместе с тем Минздравсоцразвития (вот мы готовили расчёты) подготовлена концепция совершенствования накопительной части пенсии, предусматривающая перевод её в гражданско-правовой оборот, то есть в страхование в силу закона, где будут возможны и иные варианты выдачи средств родственникам или правопреемникам умершего пенсионера, в случае если это предусмотрено будет соответствующими договорными отношениями. Для того чтобы решить этот вопрос и сделать эту систему более гибкой, необходимо, конечно, вывести её из публичного поля. Такие предложения сейчас готовятся, и я думаю, что в следующем году мы их внесём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ещё вопросы? Да, есть. Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста, ваш вопрос. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Викторович, у меня будет два вопроса к вам. Первый вопрос: как будут проиндексированы пенсионные накопления будущим пенсионерам? Это в продолжение того вопроса, который задавал предыдущий мой коллега. И второй вопрос. Среди всех правоохранительных органов в органах внутренних дел самые низкие пенсии. У пенсионеров органов внутренних дел ниже пенсия, чем у других пенсионеров правоохранительных органов. Чем вы объясните разный подход в порядке и условиях формирования пенсионного обеспечения следователей прокурорских и следователей органов внутренних дел? И что планируется сделать для того, чтобы изменить порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и, соответственно, повысить пенсии? ДРОЗДОВ А. В. Спасибо за вопрос. По поводу индексации. Мы скоро внесём проект бюджета Пенсионного фонда на 2011-2013 годы. Индексация пенсии в следующем году будет осуществляться по той же формуле. То есть с 1 февраля пенсии будут проиндексированы на фактическую инфляцию, которая сложится в этом году, пока в прогнозе у нас стоит 8 процентов, и эти средства заложены. И с 1 апреля, в случае если фонд заработной платы и доходы Пенсионного фонда вырастут выше этой инфляции, пенсии могут быть дополнительно проиндексированы ещё на вот эту разницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И по накопительной части просили уточнить. ДРОЗДОВ А. В. По накопительной части? Значит, накопительная часть у нас не индексируется, она прирастает за счёт размещения на финансовом рынке. В данном случае я сказал, что государственные управляющие компании, частные управляющие компании по итогам 2009 года обеспечили доходность выше инфляции. Теперь что касается пенсии сотрудников внутренних дел. Дело в том, что это не пенсионное страхование, это страхование из бюджета. Мы не выплачиваем пенсии сотрудникам Министерства внутренних дел, военнослужащим, судьям и прокурорам, это другое страхование, поэтому здесь я ничего сказать не могу. Этот вопрос не входит в компетенцию Пенсионного фонда. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, выступление от фракции КПРФ. Дайте мне сигнал, кто выступает от фракции ЛДПР. Спасибо. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вот послушаешь выступления с этой трибуны - пафос полный! Но я на месте докладчиков немножко конкретизировал бы, что бюджет девять раз менялся, напомню вам, в 2009 году. И надо было бы сказать, что мы отчитываемся за исполнение бюджета в редакции конца ноября 2009 года. Если вы возьмёте бюджет, который принимался в конце 2008 года, и то, за что сейчас вы якобы отчитываетесь, то они вообще не похожи, даже как двоюродные братья, понимаете? Более того, если вы возьмёте отчёт, который вам дали, а вам даже отчёт дали в двух вариантах, где по одной и той же строчке разные цифры исполнения... Я вас спрашиваю: разве правительство, руководители фондов будут настроены на поиск недостатков, если вы их всё время гладите, а они вам продолжают не то писать, всё время предлагают переделывать? Второй момент. Если вы посмотрите, то на этом фоне - когда бюджет Пенсионного фонда почти на треть дотируется из федерального бюджета, когда закрыто 36 процентов больниц за последние десять лет, когда проходят громкие скандалы коррупционные: томограф закуплен в пять раз дороже, чем он стоит, и не в одной территории... Даже в скромном заключении комитета по бюджету написано, что контроль бюджета фонда медицинского страхования показал, что вместо четырёх заседаний проведено два. Вот отсюда все эти вопросы. Более того, вот здесь с пафосом докладывали, что якобы число несчастных случаев уменьшилось. Я вам напомню, что в 2009 году более половины предприятий и организаций были остановлены. Конечно, если предприятие стоит, откуда же там будет травматизм. Но расходы, если вы подсчитаете, увеличены на 13 процентов. Если почитаете заключение по фонду медицинского страхования, то там что недофинансируется? Диспансеризация детей, диспансеризация работающих, то есть как раз то, о чём, с одной стороны, транслируется в эфире, а на самом деле это не подкрепляется законодательно. Кроме того, если вы посмотрите, у нас ведь интересные получаются дела. У нас формирование Пенсионного фонда происходит как раз за счёт имеющих средний достаток и ниже среднего, богатые участвуют в формировании фонда постольку-поскольку, и чем богаче - тем меньше. С моей точки зрения, вот этот подход в принципе контрпродуктивен. Мы убеждены, что в данной ситуации... Вот чему нас должен был научить кризис? Он должен был научить тому, что государство обязано взять на себя ответственность за малых и старых, то есть должно взять ответственность начиная от образования и социального страхования в части летнего отдыха... А мы что сделали? Возложили это на нищие муниципалитеты, которым делегировали шестьдесят семь полномочий, но не дали на это денег. В результате у нас отравления, массовые драки в пионерских лагерях, а это же только те факты, которые известны. На самом деле идёт деградация всей этой системы. Идут под пиар проекты, когда открывают, скажем, федеральные центры, в то время как уже закрыта большая часть местных больниц! Раньше любой председатель колхоза, любой руководитель в первую очередь хвалился тем, что у него есть при его предприятии ведомственная больница, которая лучше, чем муниципальная. Сегодня что происходит? И ведомственные позакрывали, и муниципальные оптимизировали. Сегодня предлагают поехать в дневной стационар, находящийся за 70 километров. Я бы любому из вас предложил, когда вам нужен постельный режим, проделать путь в 70 километров туда при отсутствии автобуса, чтобы там вам сделали три укола, и 70 километров - обратно. Поэтому мне кажется, что вот этот пафос, подтверждённый тем, что профсоюз вообще... Федерация независимых профсоюзов не владеет ничем и одобряет увеличение пенсионного возраста в условиях нарастающего ухудшения здоровья нации и падения, а не повышения... Я не знаю, кто премьеру даёт такие цифры, откуда он взял, что у нас резко улучшилось здоровье населения. Да вы поезжайте и посмотрите: у нас, к сожалению, в сельской местности сегодня остались только асоциальные элементы во многих местах и пенсионеры, а, как известно, средний возраст, вообще-то, увеличивает потребность в больнице, а не уменьшает. Ну и самое главное. Смотрите, в фонде медицинского страхования несчастье: посадили всё руководство предыдущее... или предпредыдущее. Выводы сделаны? Да ничего не сделано. Почему? Потому что вы гладите, а не спрашиваете. С моей точки зрения, любой федеральный чиновник должен, выходя вот на эту трибуну, нести двойную ответственность. Он должен всегда немножко бояться, что здесь вскроют его недостатки, о которых он не знает, а премьер потом спросит. Вы же оказываете медвежью услугу своему беспартийному лидеру. Почему? Потому что он, бедный, мечется по стране, ездит в жёлтых машинах, во всяких катерах, стреляет по китам, погорельцев проведывает, а вы ему не помогаете спрашивать с этих чиновников. Да, периодически снимаете, но вопросы не решаются. Вы поймите, у нас вопросы социальные будут всё больше нарастать. Почему? Потому что вы приняли законы, которые позволили Абрамовичу получить перед взрывом на шахте дивиденды 9 миллиардов 200 миллионов, заплатить налог на доход, на дивиденды, всего 9 процентов и не заплатить в Пенсионный фонд надлежащих сумм. Вы позволяете тому, кто взорвал Саяно-Шушенскую ГЭС, получить подряд государственный, освоить через подпись формы № 2 денежки, остаться руководить в правительстве и возводить "Сколково". Но вы мне скажите, вообще-то: мы дружим с головой или нет?! Кто же даёт волку, который вырезал овчарню, вторую овчарню? Этого же нельзя делать! Мы, безусловно, не можем поддержать этот бюджет, потому что мы считаем, что на самом деле у нас даже сметы нормальной нет, не то что бюджета, потому что то, что мы принимаем и что называется бюджетом, ежемесячно меняется! Ну, не реже чем раз в три месяца. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы те, кто неправильно проектирует бюджет, несли ответственность, в том числе должностями. Те, кто не может обеспечить внутренний контроль за бюджетными деньгами, должны нести в том числе уголовную ответственность. А так получается, вы создали госкорпорацию, отдали им колоссальные бюджетные деньги, но странное дело: вы в законе написали, триллионы перевели на счета госкорпорации, а они уже, оказывается, внебюджетные. Ну что это за подход?! Вот такая же оплата будет потом и во все фонды, потому что если бы детальную вам дали справочку, кто платит, кто не платит... Я вас уверяю, у нас резервы по наполнению всех бюджетов колоссальные, но для этого надо дифференцированно подходить к плательщикам и жёстче спрашивать. Мы голосовать за эти бюджеты не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров, пожалуйста, от фракции ЛДПР. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, хотелось бы напомнить, что по Конституции у нас государство социальное. И что мы с вами делаем? Три важнейших социальных вопроса объединяем в один, ограничиваем по времени и, собственно говоря, даже вопросы, которые в зале задаются, просто игнорируем, не отвечаем на них. Важнейший вопрос, который я задавал, - об эффективности работы тех или иных фондов. Спасибо, что Николай Николаевич хотя бы что-то ответил, правда, ответы, которые он даёт, ну, немножко как бы удивляют. Вот не может комитет посчитать, какой доход получил бы Пенсионный фонд, если бы мы разрешили ему, допустим, в 99-м году размещать пенсионные накопления в иностранной валюте. Николай Николаевич, посчитайте процент девальвации рубля по отношению к валюте, и вы получите как минимум плюс 30 процентов эффективности - так, для справочки. Если калькулятора нет, готов поставить в комитет калькуляторы, чтобы проценты вычислять. Далее. На вопрос, который я задал представителям фондов, у нас один представитель ответил: "Как бы работают антикоррупционные меры". "Как бы", понимаете? То есть вопросы у населения есть, да? А мы с вами обсуждаем что? Вот если денег дали и их своевременно и правильно распилили, то давайте признаем работу их хорошую. Но сколько денег вы ни дайте, без контроля и без ответственности их распилят так, что до народа-то ничего не дойдёт. Поэтому вот удивление вызывает... Вот Счётная палата хорошо поработала, но, если тут почитать, руководство Пенсионного фонда в лучшем случае должно поменять место работы, а многие товарищи должны поменять место жительства, потому что... Ну вот посмотрите, как эффективно у нас работают управляющие компании. Что говорит Счётная палата? Позволено управляющим компаниям при расторжении договоров доверительного управления и негосударственным пенсионным фондам при прекращении их деятельности возвращать в фонд пенсионных накоплений меньше, чем им было предоставлено. Хорошо работают управляющие компании! Им дали одну сумму, а они вернули половину, да? Потом говорят: у нас дефицит Пенсионного фонда! А у нас изучалась практика работы, например, пенсионных фондов в Австрии? Там бюджетных денег не дают, а вы посмотрите их доходность, негосударственных пенсионных фондов в Австрии: ниже 15 процентов, по-моему, последние десять лет она не опускалась. Мало того что там отчёт о деятельности этих компаний... Компании аудиторские с международным именем проводят ежегодный аудит и постоянный мониторинг, и это обязательство пенсионных фондов - чтобы у них проходил постоянный мониторинг. И оценивается не то, сколько денег они кому раздали, а то, насколько эффективно они управляют своими деньгами. Мне не понравилось замечание, что якобы нельзя считать, что Пенсионный фонд должен зарабатывать деньги. Не должен он зарабатывать деньги - вот сколько дали, столько и распределили, да? Вот Счётная палата посчитала, что недополучено... Фондом не были соблюдены интересы застрахованных лиц и недополучен доход в сумме более 5,8 миллиарда рублей. Я думаю, что это очень скромные подсчёты. Это, Николай Николаевич, данные Счётной палаты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОХМИСТРОВ М. С. Не процентов. Я зачитываю из заключения Счётной палаты. Здесь огромное количество информации на многих страницах, если внимательно это прочитать, из всего этого можно сделать выводы. И если мы думаем о тех людях, о наших пенсионерах, и о тех, кто будет пенсионером... О себе подумайте! Я понимаю, что депутатская пенсия несколько отличается от пенсий всех остальных граждан, но всё-таки подумайте о своих родственниках, о своих друзьях, знакомых, которые будут потом свою пенсию считать. Сегодня надо сделать вывод, что наши чиновники в Пенсионном фонде, в управляющих компаниях работают неэффективно, и надо сделать конкретные выводы в отношении тех людей, которые там работают. А если уже говорить о каких-то конкретных вещах... По поводу фразы "как бы работают антикоррупционные меры": не работают, потому что, если ознакомитесь с информацией Счётной палаты по конкретным делам - аукционы левые, договора левые, капитальные вложения с откатами - ну, это написано между строчек. Если не прозрачное, если нет отчёта, если есть завышение, значит, кому-то это надо. Либо халатность - статья Уголовного кодекса, либо прямая коррупция. Какие выводы здесь сделаны? Мы не услышали на это никакого ответа, выводов нету. То же самое касается и социального страхования и обязательного медицинского страхования. Что, у нас народ доволен медицинским обслуживанием, которое есть? Я вот, честно говоря, ни одного человека не встречал, который был бы доволен. Я сам помню, случилось мне помочь одному человеку прийти в травмпункт. Мне сказали: лекарств нету. Человек задыхается, астма, приступ астмы, а они говорят: сбегайте в аптеку, я вам скажу, что купить надо. И, насколько я знаю, на сегодняшний день такое происходит повсеместно. В скорой помощи... Вот такое медицинское обслуживание населения. Ну зайдите в районную поликлинику, у тех мам, которые сегодня своих детей водят в районные поликлиники, спросите: вас всё устраивает? Всё хорошо? И после этого, если всё хорошо, давайте принимать положительное решение: работают эффективно. Извините, уже президенту стало интересно, как у нас тратятся бюджетные деньги, когда завышение цены как бы на аукционах... Ну, как бы у нас же работают антикоррупционные меры! Вот как бы на аукционах стоимость медицинского оборудования у нас почему-то получается в несколько раз дороже. Но деньги освоены! Вот чего-чего, но осваивать мы научились. Сколько денег ни дай, освоим так, что прямо вот будет очень эффективно. Я считаю, что очень важно нам рассмотреть эти вопросы, каждый в целом и по отдельным пунктам, по нарушениям, которые Счётной палатой, например, выявлены, и, может быть, даже поработать комитетам в том плане, чтобы перед Думой отчитаться, что по каждому нарушению, которое выявлено Счётной палатой, нами сделаны определённые представления в прокуратуру, нами сделаны определённые выводы и мы должны констатировать, что руководство такого-то фонда не справляется с возложенной на него задачей, фонд работает неэффективно. Если прочитать всё-таки заключение Счётной палаты и сделать выводы, то другой оценки Государственная Дума сделать просто не может, если мы с вами здесь не занимаемся покрывательством своих товарищей, которые у нас эффективно деньги пилят. Давайте вещи называть своими именами, потому что, сделав выводы из всего, что представила Счётная палата, ничем другим, кроме как бессовестным распилом и наплевательским отношением к своим гражданам, назвать работу фондов нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступает Самойлов Евгений Александрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И Шеин будет выступать от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сейчас, выступая от имени фракции, я бы хотел без лишнего пафоса и без "покрывательства" дать скорее финансово-экономическую... не финансово-экономическую, а общеполитическую оценку представленных отчётов, тем более что в выступлениях комитетов и докладчиков цифры подробно разбирались и нет смысла повторяться. Анализируя цифры, можно сказать, что продекларированные в том числе и в Бюджетном послании президента социальные приоритеты нашей политики звучат не только на словах, но и реализуются на практике. Показатели свидетельствуют, что публичные обязательства государства, даже несмотря на кризис, в 2009 году исполнялись абсолютно в полном объёме, причём по ряду позиций, в частности на примере Фонда социального страхования и фонда медицинского страхования, с превышением заложенных показателей. Неизбежно возникающий при этом дефицит покрывался за счёт средств федерального бюджета - другого выхода не было - и за счёт остатков на счетах, что вполне логично и правильно. Нельзя не отметить очень хорошую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, где показатели доходов и расходов в целом максимально близки к прогнозным и дефицит минимален. При этом пенсионные выплаты неуклонно повышались, как и было продекларировано на всех уровнях. И это свидетельство тщательной проработки на стадии подготовки и принятия документа, что, безусловно, не может не радовать. Углубляясь в детальный анализ показателей, мы можем увидеть, как реально заработали некоторые наши инициативы, внедрённые в прошлом году. Впервые в составе расходов фонда появилась статья о материнском капитале, причём в значительной мере это расходы на единовременные выплаты и погашение кредитов, в том числе ипотечных. Это свидетельствует о своевременности решений, принятых в данной области, и о востребованности таких решений населением. Вообще существенно, порой на десятки процентов по отношению к расчётным, увеличились выплаты Фонда социального страхования на расходы, связанные с улучшением демографической ситуации. Проще говоря, это ясно свидетельствует о том, что детей стало рождаться больше, и даже больше, чем запланировано. Я думаю, что мы можем простить такую ошибку в этих статистических расчётах, потому что это свидетельство правильной реализации долгосрочной программы по улучшению демографической ситуации, она явно даёт эффект. Незначительно снизились страховые выплаты по несчастным случаям на производствах, снизилась их общая сумма. То, что подобных травм, влекущих за собой исполнение государственных обязательств, стало меньше, безусловно, позитивная статистика. Причём я не склонен думать, что здесь речь идёт о каком-то сокрытии информации, ведь общее увеличение расходов по фонду свидетельствует о том, что работодатели стали более часто прибегать к нему как к эффективному средству компенсации затрат при восстановлении нетрудоспособности работников вследствие болезни или травм. Есть и очень положительная тенденция: серьёзное снижение затрат на диспансеризацию детей-сирот или детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это объясняется реальным качественным уменьшением числа этого контингента. Если это так, то это действительно очень хороший показатель. Конечно, нельзя не обратить внимания на отдельные недостатки. Здесь уже говорилось об отрицательном результате в части управления средствами Пенсионного фонда. Понятно, что это в общем объясняется кризисной ситуацией на рынке и положением на фондовых рынках и так далее. Это общая ситуация, но тем не менее нельзя не обратить внимания на действительно возникающие дефекты именно качества управления, принятия реальных управленческих решений конкретными компаниями, конкретными управляющими и надлежащего контроля за этими решениями. Также обращает на себя внимание явное превышение произведённых выплат по медстрахованию и социальному страхованию, что, наверное, говорит, о недостаточном планировании. Показатели эти нуждаются, безусловно, в серьёзном анализе. Отмеченное уменьшение поступлений в Фонд социального страхования также можно объяснить снижением фонда оплаты труда в 2009 году, а значит, и соответствующих выплат. Ну, это, надо признать, объективная реальность кризисного года, наверное, рассчитали это не так детально, как планировалось. Есть пункты, прямо указывающие на недоработки, - это недорасходование средств на диспансеризацию работающего населения, что прямо говорит о некотором срыве исполнения этих программ в субъектах. В целом же, конечно, отчётность следует признать положительной. Предлагаю законопроекты утвердить. Полученную фактическую информацию активно использовать в работе над бюджетами 2011-2013 годов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. На самом деле мы сейчас должны говорить не только об отчёте. Да, все три бюджета социальных фондов исполнены, выполнение составило от 95 до 99 процентов по тем плановым заданиям, которые утверждались в этом зале, но сегодняшняя дискуссия нам необходима, для того чтобы понять в целом, что происходит с нашей системой страхования, и в первую очередь, конечно, пенсионного страхования. Если мы посмотрим по цифрам, то мы увидим следующее. Собственные сборы Пенсионного фонда по итогам прошлого года составили 1 триллион 200 миллиардов, а поддержка из федерального бюджета составила 1 триллион 900 миллиардов. То есть мы действительно имеем колоссальный дефицит, дефицит, который сегодня покрывается за счёт средств федерального бюджета. И мы имеем абсолютно неэффективную систему, с точки зрения непосредственно логики, которая в этом зале гражданином Зурабовым высказывалась десять лет назад, - он говорил, что будут идти начисления на фонд заработной платы и люди с этой заработной платы будут формировать себе нынешнюю и будущую пенсию. Здесь прозвучал ответ на вопрос: как будет дальше? Нам сказали, что на самом деле в будущем вот этот дефицит Пенсионного фонда будет сокращаться, и объяснили это тем, что в будущем сам размер пенсии будет повышаться только в соответствии с ростом заработной платы. Вот эти инъекционные вливания массовые, которые были у нас по прошлому году, на этом закончатся. Но ведь совершенно очевидно, что если у нас останется та система заработной платы, которая сегодня существует в стране, то ничто коренным образом не изменится. У нас были тучные годы, нулевые так называемые, в этом зале было принято решение о сокращении ставки единого социального налога, то есть бизнесу было сказано: платите меньше налогов, повышайте заработную плату людям. И к чему мы пришли? Мы пришли к Пенсионному фонду, где собственные доходы 1 триллион 200 миллиардов, а поддержка из федерального бюджета - 1 триллион 900 миллиардов. То есть тот опыт, который в этом зале был проведён - а мы, кстати, вот я, Оксана Генриховна, другие специалисты, тогда были категорически против таких экспериментов над страной, - этот опыт закончился фиаско. Почему так получилось? Во-первых, давайте смотреть проблему в совокупности, в целом. У нас люди, которые работают на предприятиях, не могут защитить своё право на достойную оплату труда. Разговор о том, что у нас рабочий класс, специалисты - это иждивенцы, сидящие на шее у бизнеса, абсолютно несостоятелен. Последний пример. Буквально днями я встречался с рабочими "Невинномысского Азота": по прошлому году фонд заработной платы у них 1 миллиард рублей, прибыль, именно прибыль, не доходы предприятия, - 23 миллиарда. Ну о каком иждивенчестве мы говорим? У нас существуют колоссальные резервы для повышения заработной платы людям, и в случае повышения заработной платы, очевидно абсолютно, будут больше отчисления даже при нынешних, неповышенных размерах налогов в Пенсионный фонд и другие социальные фонды и, соответственно, будут лучше у нас размеры пенсионных выплат. Но вместо того чтобы повышать зарплату, вместо того чтобы давать права, реальные права профессиональным союзам, мы эти права отнимаем. В этом зале, напомню, было принято решение в мае текущего года перечеркнуть права профсоюзов на защиту своих активистов. Но если люди не могут защитить своё право отстаивать свои интересы на предприятии, не могут бороться за достойную заработную плату там, где есть для этого все возможности, разумеется, в этом случае у нас не будет высокой заработной платы и не будет нормальных отчислений в Пенсионный фонд. Вместо этого что происходит? Вместо этого происходит попытка государственного, чисто государственного, без подтягивания гражданского общества, регулирования отношений, а именно абсолютно слепое повышение самой ставки налога, идущего в Пенсионный фонд России. К чему это приведёт? Скорее всего, это повлечёт за собой рост недоимки. Даже из тех отчётов, которые мы сегодня видим, следует, что в прошлом году объём недоимки в Пенсионный фонд повысился в два раза: был 50 миллиардов рублей, стал 92 миллиарда рублей, и взыскать из них возможно 70 миллиардов. Судится Пенсионный фонд? Нет, не судится. Возможно, какие-то суды где-то и есть, у меня в регионе их нет. Больше того, когда я обращался в Пенсионный фонд по ряду предприятий в Астраханской области и говорил о том, что людям не выплачивают заработную плату, что в Пенсионный фонд мошенники не платят налоги, мне ваши сотрудники отвечали: Олег Васильевич, это не наше дело, это Астраханская область. Эти же люди там сегодня по-прежнему работают. Речь идёт, в частности, о трамвайно-троллейбусном предприятии, где два года подряд не было отчислений в Пенсионный фонд. Это пример не только Астраханской области. И в этом зале мы, кстати, предлагали обязать Пенсионный фонд судиться в интересах людей по этим невыплатам, установить, чтобы это была прямая обязанность. К сожалению, сейчас это не обязанность, а право, которым далеко не везде пользуются. Поэтому, естественно, размер дефицита в этих условиях будет расти. Теперь что касается тех решений, которые предлагаются. Вместо того чтобы бороться за реальную заработную плату - это прямой долг Минздравсоцразвития, - дать реальные права профсоюзам, реальные права работникам, дать людям возможность повышать свой фонд оплаты труда, поднять, кстати говоря, минимальный размер оплаты труда в следующем году, мы поступали с точностью до наоборот: отнять права профсоюзов, заморозить минималку! И после этого нам рассказывают здесь версии - я не хочу слово "сказки" употреблять, - что дефицит Пенсионного фонда у нас уменьшится. С чего он уменьшится? Он только возрастёт! Вы ведёте Пенсионный фонд к банкротству: как только у нас не будет достаточного объёма государственной поддержки из бюджета, просто-напросто эти выплаты рухнут. Теперь что касается пенсионных накоплений. У меня официальная бумага, где прямо написано, что по так называемым немолчунам, то есть тем, кто рискнул поработать с частными пенсионными фондами, с управляющими компаниями, прибыль составила по итогам предшествующего периода минус 20 процентов, точнее, минус 19,2 процента. Обанкротились, рухнули эти пенсионные накопления! Что касается молчунов. Не случайно наша фракция этот вопрос задала - мы хотели в высказываниях правительства услышать конкретные цифры. Но вот я читаю официальные документы Счётной палаты и комитета о том, что сложившийся механизм инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовых пенсий приводит к их обесцениванию, что повлекло за собой в 2009 году необходимость компенсировать бюджету фонда потери из средств федерального бюджета. Да, может быть, где-то сработали в 2009 году лучше, чем в 2008-м или в 2007-м, но общая система, которая сегодня построена, - это система рисков. И когда мы вкладываем деньги в ценные бумаги, когда весь зал отлично понимает, что операция с ценными бумагами сегодня во всём мире из-за политики федеральной системы США - это операция с мыльными пузырями, когда мы в этих условиях пенсионные накопления на будущее ставим в зависимость от биржевых спекуляций и у нас нет прочной, твёрдой системы государственных гарантий, понятно, что это риски просто-напросто банкротства этих пенсионных накоплений. И последнее, о чём хотелось сказать. В этом докладе с гордостью говорилось, что по прошлому году Пенсионный фонд индексировал единовременные денежные выплаты по льготникам на 13 процентов. Мы вообще считаем, что это не дело Пенсионного фонда. Мы считаем, что Пенсионный фонд должен заниматься пенсиями, а не всем подряд, Пенсионный фонд не должен заниматься материнским капиталом или льготами по пенсионерам или по другим категориям людей. Ну чем гордиться? Плюс 13 процентов. Ведь мы все отлично понимаем, что за это время льготируемые услуги, то есть стоимость ЖКХ, стоимость проезда на общественном транспорте, стоимость связи, выросли не на 13 процентов, а существенно выше. Когда отменили льготы, когда их монетизировали, когда эти монеты в этом году, в будущем году предлагается индексировать исходя из средней инфляции в 13 процентов или в 10 процентов, мы просто-напросто, не мы, а большинство в этом зале вместе с правительством обворовывают льготников, потому что цены на ЖКХ возрастают на 50 процентов, а ЕДВ - на 13 процентов. А потом и говорим: у нас есть хороший отчёт, мы запланировали вам дать 2 копейки, мы их дали. В чём проблема? Нет проблем. Наша фракция предлагает вполне конкретные вещи, и, я думаю, рано или поздно они будут приняты. Первое - сделать пенсионные накопления добровольными, а не обязательными. Перестать формировать проблему 2020-2025 годов. Перестать формировать проблему, когда обанкротятся пенсионные накопления в будущем времени. Там же люди имеют возможность накопить - работники "Газпрома", авиадиспетчеры, государственные служащие с хорошей заработной платой - пусть накапливают. И должна быть государственная поддержка, не та убогая, которая есть сегодня - тысяча на тысячу (а уж что мы с вами, вернее, этот зал сделал по работающим пенсионерам - это вообще абсурд, и, естественно, никто из работающих пенсионеров, кто в здравом уме и твёрдой памяти, этой системой не пользуется), - а реальная государственная поддержка, не в размере 12 тысяч рублей в год, а в размере действительно полноценного государственного софинансирования. Второе. Мы предлагаем, чтобы Пенсионный фонд занимался тем, чем он должен заниматься, а не непрофильными видами расходов, или уж тогда по крайней мере давайте его переименуем, назовём как-то по-другому: Пенсионный фонд и фонд по другим социальным выплатам. И разумеется, мы предлагаем, чтобы сегодня дефицит Пенсионного фонда покрывался, во-первых, за счёт повышения реальной заработной платы в стране, а для этого необходимо менять трудовое законодательство, давать права профессиональным союзам повышать заработную плату, во-вторых, чтобы дефицит Пенсионного фонда покрывался в том числе за счёт перехода так называемых пенсионных накоплений в текущие платежи нынешним пенсионерам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошее чувство времени, закончил за шесть секунд до того, как время истекло. Уважаемые депутаты, настаивает на заключительном слове депутат Гончар, который был содокладчиком по пункту 6 повестки дня. Он имеет право на заключительное слово. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я попросил слова, когда выступал коллега Рохмистров, но в принципе после того, что сказал коллега Шеин (который, если даже и не хотел, прокомментировал то, что сказал коллега Рохмистров), в какой-то части моего выступления нужда отпадает. Итак, хочу повторить. Я сказал в своём выступлении, что я не буду повторять цифры, приведённые председателем Пенсионного фонда, и дальше слово в слово повторил целый ряд позиций, сформулированных Счётной палатой Российской Федерации. В частности, цитата: при реализации временно размещённых в государственные бумаги пенсионных накоплений убыток... и далее по тексту. Всё это касается эффективности работы Пенсионного фонда. Но я хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги: размещение пенсионных накоплений в ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и размещение средств страховых взносов в иностранной валюте - это не одно и то же, это абсолютно разные позиции. И поэтому, когда комитет говорил о необходимости совершенствования законодательства, он имел в виду, что дальнейшее повышение эффективности размещения средств Пенсионным фондом может быть только исключительно на основании новой нормативной базы. У нас негосударственные фонды (коллега Шеин только что привёл цифры) более рискованные операции осуществляют - и вот какие результаты, он назвал цифры: 20 процентов. Цифры там разные, но в среднем примерно так - а это убытки. Мы не могли позволить, чтобы, борясь за гипотетическую эффективность и рост доходов, Пенсионный фонд допустил подобное падение. И мы, слава богу, этого не допустили. Вопрос состоит в другом. Конечно, мы гарантируем ситуацию с пенсиями за счёт федерального бюджета, и в принципе это именно то, о чём говорили и Оксана Генриховна, и от вашей фракции, и мы это делаем. Приводились цифры: 60 процентов - это 1,9 триллиона рублей, это то, что государственный бюджет сделал. Сделал и будет делать дальше. Это вовсе не означает, что мы не будем озабочены проблемой повышения эффективности деятельности Пенсионного фонда. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет, не настаивает. Представитель правительства? Также не настаивает на участии в дискуссии. Хотят ли выступить с заключительным словом представители фондов? Также нет. Уважаемые депутаты, мы завершили обсуждение. Выносим три данных законопроекта на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5520 по 5537 из 6682
Пункт 6. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 32 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6217 по 6239 из 6682
Уважаемые коллеги, при голосовании по 5, 6, 7 и 8-му вопросам - это отчёты об исполнении бюджетов за 2009 год - мы голосовали в блоке первого чтения, и я не акцентировал внимание на то, что мы их принимаем полностью. Я прошу для протокола, для стенограммы сейчас отменить те голосования и проголосовать ещё раз. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы отменить голосование по 5, 6, 7 и 8-му вопросам? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 46 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6259 по 6276 из 6682
Ставится на голосование проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 00 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 99 чел.22,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.