Заседание № 174

30.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 409713-8 "О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3099 по 4041 из 5370
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О проведении эксперимента по        
предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах". Докладывает Наталья         
Васильевна Костенко.                                                            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В самом начале я хочу чётко         
обозначить, что представленный сегодня на рассмотрение законопроект - это не    
попытка создать в России новый вид размещения туристов (гостевые дома) и        
активно его развивать, это шаг, направленный на то, чтобы законодательно        
решить застарелую проблему легализации размещения отдыхающих в частном          
секторе курортных регионов. От отсутствия регулирования в этом вопросе          
страдают как граждане - туристы и владельцы гостевых домов, чьи права           
оказались на сегодняшний момент полностью не защищены, в том числе жилищные,    
так и отрасль, так как существенная часть туристического жилья сегодня          
находится в серой зоне.                                                         
                                                                                
Я хочу поблагодарить министра экономического развития Максима Геннадьевича      
Решетникова, который не только услышал позицию депутатов фракции "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" по этому вопросу, но и принял личное активное участие в разработке      
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
По оценкам Минэкономразвития, в регионах, выбранных сегодня для проведения      
эксперимента, насчитывается около 15 тысяч так называемых гостевых домов, то    
есть объектов капитального строительства, располагающихся на участках,          
предусмотренных для индивидуального жилищного строительства и используемых      
для сезонного размещения туристов. Если не разбираться глубоко в теме, то       
собственники гостевых домов представляются нам злостными нарушителями           
земельного, градостроительного, налогового законодательства и неплательщиками   
по коммунальным услугам - я, кстати, сама так думала, пока не вникла в суть     
вопроса. Так вот, коллеги, если погрузиться в историю вопроса, то выясняется,   
что большая часть владельцев гостевых домов - это люди, которые вынуждены       
были искать для своих семей пропитание в тяжелые 90-е, в нулевые и десятые      
годы, расширяя, переоборудуя свои дома и участки под приём туристов. И вместо   
того, чтобы ещё тогда дать юридическую и экономическую оценку такому виду       
деятельности и либо разрешить её, либо полностью запретить, государство на      
федеральном уровне приняло тактику страуса, а регионы и муниципалитеты решали   
эту проблему исходя из собственного понимания вопроса и того                    
административного инструментария, который у них был. Так, региональным и        
местным законодательством прямо разрешалось использование участков ИЖС для      
строительства гостевых домов. Более того, подробно регламентировалась их        
деятельность, гостевые дома - именно как гостевые дома - вносились в            
федеральный реестр объектов недвижимости, легализовывались федеральными         
нормативными актами, например в рамках проведения Олимпиады в 2014 году,        
получали классификацию как полноценные гостиницы. В небольших курортных         
местностях людей прямо агитировали создавать гостевые дома, поскольку на        
деньги их владельцев благоустраивались набережные, скверы и решались все        
остальные муниципальные проблемы.                                               
                                                                                
Однако, как только внутренний туризм стал развиваться, потребовались            
дефицитные участки на побережье, все нормативные акты были отменены, людей,     
что называется, начали кошмарить. На примере Геленджикского района              
Краснодарского края расскажу, что в период 2017-2019 годов муниципалитеты       
массово стали обращаться в суд с исками о запрете эксплуатации таких объектов   
до перевода жилых помещений граждан в нежилые гостевые дома по примеру          
гостиниц, ну, соответственно, вида разрешённого использования земельного        
участка - из ИЖС в гостиничное обслуживание. Таким образом, семьи, где в том    
числе жили несовершеннолетние, дети, по сути, лишались жилья, которое           
становилось гостиницей (непонятно, если честно, где были органы опеки в тот     
момент). Три года местные органы власти и суды всё устраивало, но в 2023 году   
местные власти стали требовать запрета деятельности уже легализованных          
гостевых домов по причине их несоответствия требованиям, установленным для      
гостиниц, или прямо требовать у судов признать объекты самостроем и, я так      
понимаю, просто снести их. Только с весны 2023 года, когда стало известно,      
что комитет по туризму и минэк серьёзно взялись за этот вопрос и готовы         
решить эту проблему, только в Геленджикском районе инициировано на сегодня      
240 судебных исков против владельцев гостевых домов. Если честно, когда я       
сейчас выступаю, думаю о том, сколько семей мы не сможем реально защитить,      
потому что, когда мы примем закон, уже вступят в силу судебные акты. И всё      
это происходит при том, что администрация Краснодарского края, губернатор,      
губернаторы всех регионов, которые становятся участниками эксперимента,         
горячо поддерживают на федеральном уровне легализацию гостевых домов, потому    
что понимают, что за ними стоят не дельцы, гребущие деньги лопатой, а семьи,    
вынужденные зарабатывать таким образом на пропитание.                           
                                                                                
Надо отметить, что большинство владельцев гостевых домов исправно платят        
налоги, как самозанятые, и даже, живя в своих собственных домах, по             
повышенным, коммерческим тарифам. Люди просят легализовать их, и мы с           
Минэкономразвития поддерживаем их в этом. Нужно также понимать реальную роль    
гостевых домов в деле обслуживания туристов. На примере того же                 
Краснодарского края: из 10 тысяч объектов размещения 7 тысяч - это гостевые     
дома, это 76 тысяч номеров, где-то треть всего номерного фонда Краснодарского   
края. И если мы говорим о замещении гостевых домов официальными местами         
размещения, то, поскольку в Краснодарском крае вводится 2 тысячи номеров в      
год, 30 лет нужно Краснодарскому краю, чтобы заместить гостиницами вот этот     
сектор. И надо отметить, что, конечно, этот сектор самый доступный для наших    
отдыхающих: вот в Кабардинке номер в гостевом доме стоит 2-4 тысячи, а в        
гостинице - 8-20 тысяч.                                                         
                                                                                
У нас, как у разработчиков, было несколько задач: безусловно, защитить семьи,   
которые оказывают услуги и живут в этих домах; не допустить недобросовестной    
конкуренции, а именно строительства на землях ИЖС реальных гостиниц под видом   
гостевых домов; сохранить для туристов доступный сегмент размещения на юге;     
дать возможность включать такие субъекты в число получателей различных мер      
поддержки. Вот сейчас Севастополь остался без поддержки - если они будут        
включены по нашему закону, то они смогут рассчитывать на меры поддержки, как    
и обычные гостиницы. У нас предусмотрен очень простой порядок вступления -      
это добровольный порядок, по упрощённой классификации. Ну и дополнительным      
стимулом для обеления будет то, что официально вошедшие в реестр гостевые       
дома получат возможность более расширенно пользоваться рекламой для             
продвижения своего продукта, в отличие от тех, кто не захочет сделать свои      
дома гостевыми.                                                                 
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать этот важный законопроект и проголосовать за него      
сегодня.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна.                              
                                                                                
С содокладом выступает Татьяна Георгиевна Лобач.                                
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Стремительный рост внутреннего      
туризма в России требует увеличения номерного фонда. По оценкам экспертов,      
порядка 15 тысяч средств размещения на территории всей страны находятся вне     
правового поля. Именно поэтому концепция предлагаемого законопроекта            
заслуживает внимания, а вопрос о законодательном урегулировании статуса         
гостевых домов является актуальным.                                             
                                                                                
Законопроектом предлагается провести эксперимент по предоставлению              
гостиничных услуг в гостевых домах в трёх субъектах Российской Федерации -      
это Республика Крым, город-герой Севастополь и Краснодарский край. Однако уже   
сегодня в комитет поступили предложения расширить состав участников             
эксперимента. Поскольку законопроект направлен прежде всего на легализацию      
такого вида средств размещения, как гостевые дома, его принятие и реализация    
эксперимента будут способствовать созданию правовой основы для                  
функционирования гостевых домов, стимулированию развития внутреннего туризма,   
а также обеспечению безопасности и защиты прав туристов. Таким образом,         
следует признать, что принятие закона, определяющего правовой статус гостевых   
домов, субъектный состав участников правоотношений, связанных с оказанием       
услуг гостевых домов, является необходимостью и позволит вывести из тени        
огромный сектор бизнеса, а у собственников индивидуальных жилых домов           
появится возможность легально принимать туристов из регионов нашей страны,      
что, в свою очередь, приведёт к пополнению бюджетов регионов, участвующих в     
эксперименте.                                                                   
                                                                                
Концепция законопроекта поддержана Правительством Российской Федерации,         
Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Комитетом Совета Федерации   
по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и   
делам Севера, Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации            
парламентской деятельности, а также экспертным сообществом и представителями    
туриндустрии. Вместе с тем ряд пунктов законопроекта требуют уточнения с        
учётом положений действующего законодательства. Имеющиеся заключения и отзывы   
говорят о наличии проблемы и о необходимости введения государственного          
регулирования.                                                                  
                                                                                
Учитывая, что все обозначенные в официальных отзывах замечания могут быть       
учтены, Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической        
инфраструктуры поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом     
замечаний ко второму чтению. Прошу поддержать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Георгиевна.                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич.                                                  
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Согласно статье 5 вашего законопроекта все участники, кто сдаёт свои дома ИЖС   
в краткосрочный наём, но не встроится в эксперимент, не смогут размещать        
рекламу в агрегаторах, соответственно, у них останется возможность размещать,   
ну, условно, только на своих домах. Вопрос: скажите, пожалуйста, чем            
собственники квартир в МКД отличаются от собственников домов ИЖС? Мы недавно    
рассматривали правительственный законопроект по МКД, который утверждает право   
собственников квартир сдавать своё жильё посуточно. Этот законопроект был       
разработан по постановлению Конституционного Суда, то есть собственники имеют   
право сдавать своё жильё посуточно без всяких обязательств по гостиничным       
услугам, так как оказание гостиничных услуг запрещается в МКД. В чём разница    
между собственниками домов ИЖС и квартир в МКД?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Костенко включите микрофон.                      
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Ну, во-первых, у нас в МКД есть общее имущество, поэтому         
требуется разрешение собственников, которые за стенкой живут. То есть ваша      
деятельность может повлиять на это непосредственно. А ИЖС - это всё-таки        
отдельный земельный участок, где вы являетесь полноценным хозяином и можете     
распоряжаться, в том числе заниматься коммерческой деятельностью, это у нас     
разрешено. Вот в этом, собственно, и разница.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Говырин Алексей Борисович.                                                      
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопросы к авторам.                                                       
                                                                                
Наталья Васильевна, каковы критерии признания этого эксперимента успешным?      
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
И второй вопрос. Вы в своём выступлении отметили, что гостевые дома занимают    
достаточно значимую долю в общем объёме номерного, коечного фонда. Плюс ко      
всему действительно есть очень большая, ну, проблема в других регионах, не      
только на юге России. Есть ли возможность досрочного присоединения к этому      
эксперименту также других регионов?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Критерии оценки эффективности этого эксперимента разработает     
Минэкономразвития, но мы будем считать его эффективным, если те четыре          
пункта, которые я обозначила, будут выполнены: мы защитим граждан, введём       
нормальное регулирование, обелим значительный сектор экономики.                 
                                                                                
Что касается участников эксперимента. Это же эксперимент, очень гибкая          
система, поэтому давайте начнём проводить эксперимент и на примере              
эксперимента по курортному сбору, я думаю, в перспективе сможем дополнить       
состав, это в наших силах, коллеги.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глазкова Анжелика Егоровна.                                                     
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Наталья Васильевна, вот в своих обращениях граждане переживают, что             
приравнивание гостевых домов к гостиницам приведёт оказание курортных услуг     
вообще к нерентабельному виду, а отдых наших граждан в Крыму и на               
Черноморском побережье - будет ли вообще доступен этот отдых? В связи с этим    
скажите, пожалуйста, будет ли какое-то дополнительное бремя на собственниках    
гостевых домов, а именно: как будет происходить налогообложение, по каким       
тарифам будет производиться оплата ресурсоснабжающим организациям? И ещё        
вопрос: как будет проходить регистрация гостевых домов?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне включите микрофон.                     
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Во-первых, такие опасения я считаю необоснованными, потому что   
гостевые дома будут входить в реестр в упрощённом порядке, это основное         
требование. Мы не приравниваем гостевые дома к гостиницам. Это сейчас их        
приравнивают к гостиницам и требуют, чтобы у них были парковки, бассейны,       
звёзды и так далее. То есть предусматривается упрощённая классификация без      
звёзд, это минимум требований, которые будут установлены Минэкономразвития в    
соответствующем нормативном акте. Поэтому, я думаю, бояться в этом плане        
нечего.                                                                         
                                                                                
И ещё спрашивали про энергоснабжение. Если честно, моё мнение, раз это ИЖС,     
то люди должны платить как граждане, но, поскольку сейчас по факту              
муниципалитеты приравняли это к гостиницам, получалось, что устанавливаются     
коммерческие тарифы, и, я считаю, это совершенно незаконно, тем более что       
некоторые ресурсники, например газовики, так и не смогли перевести гостевые     
дома на коммерческие тарифы. Нужно вернуться к обычной схеме. И давайте,        
коллеги, вместе проследим, чтобы муниципалитеты эту практику у себя отменили,   
она совершенно незаконная.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. Ещё как разработчик добавлю. Есть такое понятие, как лимиты на      
энергоснабжение, водообеспечение, и чем больше ты потребляешь, тем больше ты    
платишь, поэтому тариф в зависимости от этого будет увеличиваться.              
                                                                                
И по налогообложению. Прежде всего мы хотели данным законопроектом... У нас     
есть такой сегмент, как самозанятые. Сегодня у тебя жилой дом, но завтра ты     
решил его сдавать, принимать гостей - и у каждого человека должна быть          
возможность, скажем так, использовать свой дом как гостевой.                    
                                                                                
Очень важно учесть, что этот законопроект разрабатывался совместно с            
правительством и требует принятия большого количества подзаконных нормативных   
правовых актов. Поэтому предложения рамочные, всё-таки это всё будет            
регламентироваться совместно с правительством, мы уже такой механизм            
прорабатывали.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Наталья Васильевна, хороший и важный законопроект, но есть        
вопрос в части критериев. Есть критерии для дома, в части количества номеров,   
но отсутствуют критерии для земельного участка, на котором расположен этот      
дом. С чем это связано?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, по поводу налогообложения я хотела сказать, что         
никаких дополнительных налогов не предусматривается на данном этапе в рамках    
эксперимента, и, я думаю, их не возникнет в дальнейшем. Люди работают как       
самозанятые, они так и будут работать, если они захотят работать как ИП,        
пожалуйста, тогда будет соответствующее налогообложение.                        
                                                                                
По земельным участкам мы... Кстати, мы много вписали в наш законопроект. Есть   
действующие нормы по земельным участкам, выделяемым в конкретном                
муниципалитете, в каждом муниципалитете есть свои нормативы. И даже когда мы    
вырабатывали вот эти нормы - тысяча квадратных метров площадь дома, - мы        
анализировали ситуацию во многих муниципалитетах и вывели некие средние         
нормы, потому что они, во-первых, с годами меняются, во-вторых, нужно           
максимально охватить все нормы, которые есть в разных муниципалитетах. Ну а     
по земельным участкам более стабильная ситуация, поэтому мы не стали по         
земельным участкам устанавливать никаких нормативов.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. У нас чётко прописано, что гостевые дома должны находиться на       
участке для ИЖС, индивидуального жилищного строительства. Я скажу, что на       
стадии разработки данного законопроекта поступали предложения, чтобы точно      
так же включали земельные участки с назначением для садоводства. Но мы идём     
только по этому пути - индивидуальное жилищное строительство.                   
                                                                                
И самое главное, устанавливается критерий: площадь дома, который будет          
предоставляться для сдачи внаём, не более тысячи квадратных метров и до 15      
номеров. Конечно же, поступали предложения сделать и 30 номеров, но, давайте    
будем откровенны, 30 номеров - это уже мини-отель, а до 15 - это, конечно,      
гостевой дом, и тысяча квадратных метров - это то, что прозрачно и построено    
на участке для ИЖС. Вот эти критерии мы попытались прописать. Но в рамках       
заседания комитета и рабочей группы мы ждём предложений от всех депутатов и     
от субъектов. Я думаю, будет расширенное заседание, чтобы мы всё-таки по        
возможности учли интересы наших граждан и закон смог работать.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Григорьев Юрий Иннокентьевич.                                                   
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Наталья Васильевна, законопроект хороший, замечательный. Это нужно развивать,   
в том числе и на Дальнем Востоке, с целью развития обеспечения занятости        
населения.                                                                      
                                                                                
У меня вопрос по переходным периодам. Если мы закон вводим в действие с 1       
апреля 2024 года, грубо говоря, через два с половиной года мы подводим итоги,   
то есть 31 декабря 2026 года. После этого, согласно части 2 статьи 6            
законопроекта, в течение трёх месяцев правительство определяется, что дальше    
делать. Вот вопрос: что делать предпринимателям в эти неопределённые            
промежутки времени? Может быть, продлить эксперимент подольше, но отчёты        
произвести именно на эти даты? Тогда вот эти переходные, зависшие периоды       
выпадут.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Вы знаете, мы сейчас с Минэкономразвития обсуждаем этот вопрос   
с учётом реальных сроков, в которые мы примем этот закон. Чем быстрее примем,   
тем быстрее начнётся эксперимент, тем больше людей получат нашу поддержку и     
помощь. Эксперимент - достаточно гибкая система, мы можем менять сроки в        
процессе. Вот хороший пример нам - закон о турсборе: мы его уже несколько раз   
продлевали, дополняли участниками. Если возникнет необходимость, безусловно,    
мы это доработаем и продлим, если нужно, а если не нужно, тогда решим, что...   
Ну, я думаю, эксперимент будет успешным, потому что он очень нужен. Мы будем    
готовиться всё-таки к тому, чтобы прорабатывать, как узаконить навсегда эту     
историю.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексеенко Николай Николаевич.                                                  
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, мы в целом поддерживаем концепцию                 
законопроекта. Я хотел бы обозначить два момента.                               
                                                                                
Планируется ли предусмотреть согласование о включении гостевого дома в реестр   
с собственниками соседних земельных участков? Давая какие-то права одним, не    
ущемляем ли мы права других? Вот коллеги упоминали законопроект о посуточной    
аренде в МКД: там нужно согласие 75 процентов собственников - может быть, и     
здесь такой механизм нужно предусмотреть по аналогии?                           
                                                                                
И в плане предложения: может быть, расширить это ещё на таунхаусы? Возможно,    
этого не было в вашей статистике, это немножко другая категория, но там тоже    
возможны такие случаи.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Костенко включите микрофон.                      
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, но мы всё-таки не можем вываливаться из Гражданского    
кодекса. Разрешение собственника требуется на осуществление какой-то            
деятельности, если он имеет долю в праве собственности на это имущество. Во     
всех остальных случаях разрешение соседей, я считаю, не нужно, тем более если   
соседи - это коммерческий объект. Зачем это прописывать? Ну, в общем-то,        
давайте смотреть.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Наталья Васильевна, ну, тот факт, что государство не   
справилось с импортозамещением в сфере туризма, сомнений ни у кого не           
вызывает, поэтому, конечно, законодательные инициативы нужны, не                
приветствовать их нельзя, но как вы планируете обойти установленный Жилищным    
кодексом (статья 17, часть 3) запрет на размещение в жилых помещениях           
гостиниц, на использование жилых помещений в многоквартирных домах для          
предоставления гостиничных услуг? В вашем законопроекте не отражён механизм     
признания индивидуального жилого дома гостевым домом - кем и в каком порядке    
будет проводиться оценка соответствия требованиям, которые предъявляются к      
гостевым домам? И наконец, кто будет осуществлять контроль за деятельностью,    
которая связана с оказанием гостиничных услуг в гостевых домах, в период        
проведения эксперимента? Понятно, что потребуются нормативные документы, о      
которых вы говорили, но какими вам видятся эти документы? В случае нарушения    
требований законодательства с кого спрашивать?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, ну, во-первых, давайте не путать МКД и ИЖС, это         
совершенно разные категории, которые по-разному регулируются в том числе        
Жилищным кодексом. Жилищным кодексом разрешается проведение коммерческой        
деятельности на объектах ИЖС. На объектах ИЖС запрещено размещение гостиниц,    
а оказание гостевых услуг не запрещено. Мы не приравниваем гостевые дома к      
гостиницам, это отдельный вид размещения и он будет отдельно регулироваться     
Минэкономразвития, вот то, о чём вы сказали, порядок вхождения в реестр и так   
далее, будет регулироваться отдельным актом Минэкономразвития. Я сказала в      
общем, что он будет достаточно комфортный и простой. Классификацию будут        
проводить органы местного самоуправления, но она будет номинальной.             
                                                                                
Совершенно справедливо ваше замечание по поводу инструмента контроля. Ну, его   
сейчас нет в законе, но мы получили такие замечания. Мы, конечно, доработаем    
это ко второму чтению. Приглашаем принять вас участие в этой работе.            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Наталья Васильевна, сейчас депутаты фактически будут голосовать    
за кота в мешке.                                                                
                                                                                
У меня тоже был вопрос, кто будет контролировать, но я немножко перефразирую.   
Когда человеку, который свой дом (который он сдавал тоже как самозанятый,       
спокойно сдавал номера в краткосрочную аренду) сделал гостевым домом, ждать     
пожарную охрану, Роспотребнадзор и все остальные органы, которые сразу же       
ринутся, если он будет в каком-то реестре?                                      
                                                                                
И ещё один вопрос: на какие меры поддержки они смогут рассчитывать?             
Самозанятый не может рассчитывать вообще ни на какие меры поддержки, только     
индивидуальные предприниматели, а по индивидуальным предпринимателям уже        
совсем другая сфера ответственности, и другая отчётность, и другая              
налогооблагаемая база.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон.                               
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Ну, наверное, логично, чтобы это контролировали органы           
местного самоуправления, которые и сейчас на самом деле эту работу проводят,    
мы здесь не будем ломать традицию. Другое дело, что этот контроль будет         
осуществляться в соответствии с законом. Я сказала, что мы проработаем этот     
блок, всё будет прозрачно, чтобы не было нарушений прав граждан. Никаких        
проверок вот этих мест размещения на сегодняшний день не предусмотрено: ни      
пожарной охраны, никаких проверок там не будет.                                 
                                                                                
Что касается мер поддержки, это всегда принимается отдельными нормативными      
актами - какие они будут, мы знать не можем априори. Но сейчас этих людей в     
принципе не существует для нашего государства, мы их вводим в реестр, и этот    
реестр станет инструментом поддержки, как я уже сказала. Вот в случае           
Севастополя и Крыма сейчас они могли бы получить такую же меру поддержки, как   
гостиницы, но, поскольку их не существует в юридическом плане, их               
поддерживать никто не может. А какие это будут меры поддержки - в каждой        
ситуации свои меры поддержки, исходя из текущей ситуации: ковид - это одно,     
шторм - это другое, бомбёжки Украины - это третье, понимаете?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. Мы уже обсуждали этот вопрос, шесть лет обсуждался вопрос о         
принятии закона о гостевых домах. Ранее был разработан Ростуризмом              
законопроект, и замечания касались проверочных мероприятий, поэтому в           
комитете уже проходило не одно совещание. И мы пойдём по такому пути: есть      
такое понятие, как рискориентированный подход, - если все заявленные            
требования в гостевом доме выполнены и нет никаких жалоб по этому               
направлению, то и проверки там проводиться не должны. Но давайте посмотрим с    
другой стороны. Человек прочитал рекламу, что есть замечательный гостевой дом   
с видом на море и так далее и тому подобное, приехал с Камчатки, а по факту     
он видит совершенно другие условия проживания. Поэтому мы смотрим не только с   
точки зрения защиты владельцев гостевых домов, но и с точки зрения защиты       
наших туристов, наших граждан, которые хотят получать качественные              
туристические услуги. Требования, которые будут предъявляться к гостевым        
домам, должны выполняться, и кто-то за это должен отвечать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ситников Алексей Владимирович.                            
                                                                                
СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, по мнению участников экспертного совета           
Комитета по защите конкуренции, из сферы регулирования законопроекта выпадает   
значительная часть жилых помещений - квартиры, комнаты, часть жилого дома,      
что существенно влияет на обеспечение конкуренции в туристической сфере.        
Вопрос: как вы относитесь к тому, чтобы в рамках эксперимента ввести            
регулирование предоставления в туристических целях всех видов жилых             
помещений, ввести понятие туристического жилья и определить его критерии, не    
противоречащие Жилищному кодексу и повышающие уровень защищённости граждан и    
финансовую прозрачность; исключить положения о рекламе из законопроекта,        
поскольку реклама не является сферой регулирования данного законопроекта;       
предложить правительству разработать национальный стандарт, где определить      
уровень необходимого гостеприимства, особенности предоставления                 
туристического жилья; установить для эксперимента срок не менее пяти лет? А     
также предлагаем организовать парламентские слушания, увеличить срок внесения   
поправок до 30 дней, потому что законопроект требует тщательного обсуждения,    
чтобы выйти ко второму чтению уже с согласованной редакцией.                    
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, ну, мы приглашаем к участию в обсуждении, давайте       
обсуждать. У нас, по-моему, 30 дней есть пока.                                  
                                                                                
Что касается рекламы, я считаю, что это существенный инструмент, в том числе    
для выведения нелегального сектора из тени, и он как раз помогает в             
конкуренции добросовестным участникам рынка, ну, должен помогать, и наш         
законопроект работает в том числе на это.                                       
                                                                                
А что касается вообще глобального какого-то регулирования, ну, у нас всё-таки   
регулятор - Минэкономразвития, правительство, которое задаёт здесь тон. Мы      
выступаем за то, чтобы каждый добросовестный человек имел возможность           
спокойно работать, а не бегать по судам во время курортного сезона, поэтому я   
считаю, что нужно максимально обелить какие-то сектора, которые нам нужны и     
которые способны предоставлять качественные услуги нашим туристам, и отсечь     
от них недобросовестных участников.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. Я хотела бы сказать, что все замечания, которые вы сейчас           
высказали, поступили к нам в письменном виде и мы будем стараться между         
первым и вторым чтениями учесть высказанные замечания.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Динар Загитович.                             
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, законопроектом устанавливается запрет на          
рекламу оказания гостиничных услуг в гостевых домах, не включённых в единый     
перечень. Считаю, обойти такое ограничение довольно просто, можно же            
опубликовать сообщение о сдаче в аренду дома без указания гостиничных услуг.    
Как такие ситуации планируется контролировать, в чём будет основное             
разграничение: где нарушение закона, а где его нет? А то сейчас начнём          
выписывать административки тем, кто сдаёт в аренду свой дом, при этом не        
оказывая гостиничных услуг.                                                     
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Ну, у нас здесь контролем и надзором занимаются                  
муниципалитеты, они этим и будут заниматься. Когда мы обелим значительную       
часть людей, то есть выведем из тени, количество недобросовестных людей,        
которые не хотят обеляться, станет меньше, и муниципалитеты смогут выявлять     
таких людей, которые обходят закон, это будет несложно. И сейчас с таким        
огромным объёмом работы, сектора, который находится в серой зоне, как я уже     
показала на примере Геленджика, муниципалитет "успешно справляется". Я здесь    
не вижу, если честно, какой-то проблемы.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемые коллеги, уважаемые Наталья Васильевна и Татьяна         
Георгиевна! Есть проблема, и есть конкретный законопроект, который ищет         
подход к решению проблемы, - вопросов очень много. Но вот для меня один из      
вопросов заключается в том, что в тексте законопроекта я не вижу, в чём         
заключается роль регионов, где будет проводиться эксперимент, и не вижу, в      
чём заключается роль соответствующих муниципальных образований. В ответах это   
как-то чуть-чуть звучит, но в законопроекте-то это должно быть прописано.       
Есть ли официальное согласие этих трёх субъектов на то, чтобы эксперимент       
проводился на этой территории? В представленных документах никак это не         
отражено. Вот, пожалуйста, прокомментируйте эту ситуацию.                       
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. У нас, по-моему, и нет такой практики, чтобы участники           
эксперимента, например по туристическому сбору, давали кому-то какое-то         
согласие. Мы в рабочем формате контактируем со всеми регионами, в том числе с   
Краснодарским краем, который мы с вами представляем, и на последней встрече     
депутатов Государственной Думы с губернатором в очередной раз ставилась         
задача решить этот вопрос для Краснодарского края. Я не знаю, Татьяна           
Георгиевна, может быть, расскажет о Крыме и Севастополе.                        
                                                                                
Ну а про роль регионов и муниципалитетов я уже неоднократно говорила: будет     
контрольный блок, который появится ко второму чтению. С учётом того что никто   
раньше не предпринял достаточно серьёзных попыток для решения этой проблемы,    
я считаю, что какие-то небольшие недоработки возможны. И собственно, наша с     
вами работа в Государственной Думе и заключается в том, чтобы сделать наше      
законодательство совершеннее как на стадии принятия нового закона, так и в      
дальнейшем, на этапе его корректировки и применения в жизни. Давайте            
работать, давайте больше предложений, потому что проблема острая и люди ждут    
от нас конкретных решений, а не дискуссии.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемая Наталья Васильевна, в рамках предлагаемой инициативы    
не вижу никакой надобности в проведении данного эксперимента, так как это       
давно уже сложившийся бизнес, что на Байкале, что на Алтае, что на Кавказе и    
во всех туристических местах России, который требует всего лишь легализации.    
Понятно, данная ниша сформировалась достаточно давно в силу дефицита            
гостиничных мест и отсутствия возможности принять всех отдыхающих в зонах       
отдыха. Вопрос: в пояснительной записке мы не увидели обязательных условий      
для предоставления таких услуг, требования о государственной регистрации лиц,   
желающих оказывать услуги в качестве самозанятых, ИП или же юридических лиц.    
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Ну, у нас и сейчас самозанятые оказывают такой вид услуг,        
функционируют гостевые дома. Вопрос в том, что сейчас это вне закона, но при    
этом происходит почему-то, поэтому мы устраняем...                              
                                                                                
Что касается формы эксперимента. Мы хотели бы, конечно, чтобы это сейчас и      
навсегда мы приняли для всех, но я, даже разбираясь в этой проблематике по      
Краснодарскому краю, хочу сказать, что в каждом муниципалитете своя история,    
свои какие-то решения, которые принимались то туда, то сюда, потом все          
нормативные акты поотключали, и теперь вообще это чуть ли не под снос, люди     
семьи вывозят. Поэтому давайте посмотрим, проанализируем ситуацию в регионах.   
Я предлагаю коллегам, кто хочет подключиться, как раз поработать со своими      
регионами, чтобы понять, что там в этом плане есть, что такое гостевые дома.    
                                                                                
Вот мы сделали норму 15 номеров, потому что большинство гостевых домов на       
самом деле подходят под эту категорию, то есть это не более 15 номеров.         
Понятно, что не все подойдут. У нас в Сочи гостевые дома - это полноценные      
гостиницы, которые были легализованы к сочинской Олимпиаде. Это вообще          
совершенно другая проблема, у них проблемы в переводе земель ИЖС, то есть их    
как гостевые дома не имеет смысла легализовывать, их надо как гостиницы         
легализовывать. И мы будем работать с минэком дальше и в этом как бы блоке.     
Но в каждом регионе, ещё раз повторю, запрос на места размещения свой, объём    
свой, история своя сейчас складывается, поэтому давайте подробно                
анализировать, чтобы не навредить людям и муниципалитетам, которые в том        
числе будут с этим работать, сделать нормальный механизм, чтобы он работал.     
Поэтому, я считаю, эксперимент необходим.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые авторы, я понимаю, что цель была вывести из тени,     
но фактически здесь не происходит вывода из тени, здесь просто из одной тени    
переводят объекты, гостевые дома, в другую тень, потому что никакой разницы     
между гостиницей и гостевым домом нет, можно определить, что это также          
гостиница без звёзд, и определить какие-то критерии. Говорить о том, что в      
гостевом доме не будет проверок, - ну как это так? 15 гостиничных номеров!      
Заехать в дом могут до 50 человек, 50 гостей, и при этом чем там кормят,        
какие услуги оказывают, какая там регистрация - никто это не контролирует.      
Это на самом деле неправильно.                                                  
                                                                                
Теперь с точки зрения использования... Ну, это не многоквартирный дом, но всё   
равно использование дорог общего пользования, рекреационных зон общего          
пользования происходит, и всё это касается территории, которая относится к      
жилой застройке. То есть будет разрешённое использование - жилая застройка,     
и, соответственно, будут нормативы градостроительного проектирования, а тут     
будет совсем иное использование. Нет никаких требований по земельному           
участку, по парковкам. Где будут парковаться 15 автомобилей, которые приедут,   
привозя гостей, в 15 гостиничных номеров? Они будут парковаться у соседей       
либо на дороге общего пользования. Где всё это будет происходить? То есть на    
самом деле, если всё это продолжать, конечно, это просто нужно определить как   
гостиницу, гостиничные услуги, которые предоставляются по типу гостевого дома   
с определёнными требованиями.                                                   
                                                                                
И где-то могут оказываться гостиничные услуги, в каком-то доме, а где-то не     
могут, потому что это очень сильная дополнительная нагрузка на территорию.      
Ну, представляете, у вас рядом дома будут: 100-150 квадратных метров и          
участок шесть соток или четыре сотки, а рядом гостиничный, гостевой дом,        
тысяча квадратных метров, и туда каждый раз будут приезжать 50-60 человек,      
ну, это минимум.                                                                
                                                                                
Поэтому мне кажется, что этот вопрос не до конца продуман. Нужно                
действительно, если люди это сделали, сделали фактически мини-гостиницу,        
оформлять её как мини-гостиницу и помогать в оформлении... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" Волоцков будет выступать?              
                                                                                
Пожалуйста, Волоцков Алексей Анатольевич.                                       
                                                                                
ВОЛОЦКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен     
депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в рамках поддержки туристической сферы       
нашей страны. Мы видим, как сейчас возрастает поток туристов, жителей нашей     
страны, на юг, и, конечно, не хватает новых комфортных средств размещения,      
нужны большие возможности по расширению количества гостиничных номеров.         
Законопроект как раз позволяет поддержать в этой части бизнес, который в этом   
направлении работает, граждан нашей страны и, конечно, в дальнейшем позволит    
вывести из тени, упорядочить, поддержать эту сферу размещения наших туристов.   
Важно, чтобы в этом направлении у нас были прозрачные механизмы, инструменты,   
это в дальнейшем позволит людям, которые владеют гостевыми домами, получать     
кредитные средства, инвестиционные средства на модернизацию, на поддержку       
своего важного для туристической сферы бизнеса.                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" учтёт все предложения, которые сегодня прозвучали, в    
рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении и просит вас    
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прокофьев Артём Вячеславович.                                                   
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый президиум, уважаемые депутаты!        
Проблема, которую пытаются решить законопроектом, не в том, что есть по факту   
гостевые дома на юге нашей страны и в большом количестве, не в том, что они     
вне правового поля. Они появились не вчера, то, что они действуют вне закона,   
местным властям было известно много лет. Реальная проблема в отсутствии         
вовремя проделанной работы властей на местах, в отсутствии последовательности   
у власти.                                                                       
                                                                                
Нам говорят, что отсутствует регулирование, это прозвучало как в докладе, так   
и в содокладе. Регулирование есть, не надо лукавить, есть установленные         
законом процедуры перевода недвижимости в соответствующий статус. По факту      
нет желания осуществлять перевод, а у муниципальных властей отсутствует         
политическая воля контролировать экономическую деятельность на своей            
территории. Этот паралич воли властей на местах нам предлагают легализовать,    
приняв соответствующий закон, причём цена такой легализации для жителей нашей   
страны будет выше, чем кажется. Я хочу спросить у сторонников закона: а         
почему существует механизм перевода земли в коммерческую недвижимость? Почему   
существует институт видов разрешённого использования? Почему мы лишаем органы   
местного самоуправления их роли? Это их полномочие - принимать решения о        
переводе.                                                                       
                                                                                
Я от фракции выступаю.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время.                             
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В. Если в конкретном случае так необходимо поменять вид            
разрешённого использования, то где голос жителей, соседей, и слушания?          
Подумайте, ведь это не только закон о наделении правом создать гостевой дом,    
по факту гостиницу, площадью тысяча квадратных метров и на 15 номеров, на       
участке для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), это ещё и закон о    
лишении муниципалитетов права применять свои полномочия по факту и о лишении    
простых жителей, соседей, права высказываться в отношении гостевых домов на     
землях для ИЖС. Эксперимент - это начало тиражирования проблемы по стране. Не   
думайте, что это касается трёх регионов. Хотя авторы здесь уже приподняли       
завесу тайны, сказали, что это будет расширяться даже во втором чтении. Это     
легализация уже фактического расклада в этих регионах. А раз так можно, то      
это будет сигналом и другим регионам, голосование за - это сигнал стартового    
пистолета для всех владельцев объектов ИЖС нашей страны.                        
                                                                                
Ещё один вопрос - о государственной логике и системном подходе власти. Я        
напомню о принятом решении о закрытии хостелов в жилых многоквартирных домах,   
об обсуждаемом в настоящее время решении о запрете посуточной сдачи внаём       
квартир в МКД, по факту согласие 75 процентов - это запретительная мера.        
Кстати, арендные квартиры помогали балансировать пиковый спрос на популярных    
направлениях для туристов - это хотят запретить. Где государственная логика?    
Это что, перенос проблемы из одной сферы в другую? Это же не горячая            
картошка. Как выглядит отношение к предпринимателям? "Слушай, мы передумали,    
в МКД посуточно сдавать будет нельзя, давай лучше гостевые дома на участках     
для ИЖС". То есть те, кто работал по закону, вдруг в пролёте, а те, кто         
нарушал, легализованы. Это государственный подход? Разговор о равенстве прав    
предпринимателей можно вести и в другом ключе: как быть с теми, кто всё делал   
по закону, кто переводил землю в коммерческую, кто легализовал вид              
разрешённого использования, - это будет равенство подходов? "А так можно        
было?" - этот вопрос будут многие задавать. Зачем работать по закону, если      
можно работать с другими налогами, другими коммунальными тарифами и другим      
контролем? У авторов законопроекта нет ответа на этот вопрос.                   
                                                                                
В нашей стране в рамках стремительного развития внутреннего туризма             
действительно есть дефицит мест размещения, мы это хорошо понимаем. И есть      
понятная роль государства в преодолении дефицита мест размещения -              
национальный проект и его результаты: освобождение от НДС новых и               
реконструируемых гостиниц на пять лет; поддержка создания модульных средств     
размещения, 20 миллиардов только в этом году, 13,5 тысячи номеров, конкурс      
был проведён; поддержка строительства новых гостиниц по 141-му постановлению,   
первый этап - 29 тысяч номеров и 20 тысяч - новый этап. Вчера мы приняли        
законопроект по Корпорации Туризм.РФ, об упрощении её работы. Всё это есть. А   
предлагаемый в законопроекте сейчас подход - это обесценивание усилий           
государства в развитии новых и качественных мест размещения для наших           
туристов. Турецкое побережье стало таким популярным не потому, что там          
гостевые дома, а потому, что 100 миллиардов долларов было инвестировано в       
отели, хорошие, высококлассные, это позволило поднять конкуренцию и снизить     
цены.                                                                           
                                                                                
Я хочу попросить депутатов всех фракций постараться посмотреть шире на этот     
законопроект и его последствия, подумать не только о гостевых домах.            
Во-первых, это также закон о поощрении ленивых подходов местных властей,        
такая попытка обелить рынок может привести к тиражированию серых практик на     
остальной части нашей страны, как поощряемых. Во-вторых, это создание           
нарочито неравных условий для предпринимателей, для тех, кто пошёл законным     
путём, прошёл обусловленные процедуры, и тех, кто работал вне закона, причём    
в выигрыше последние. В-третьих, это демонстрация беспомощности и метаний       
власти, её непоследовательности. Что может быть хуже для планирования           
экономической деятельности, чем такие разные и непоследовательные подходы к     
многоквартирным домам и к ИЖС? Ломается подход к туристической инфраструктуре   
как к общей ценности, общему благу и для жителей, и для туристов: о каком       
благе для жителей можно говорить, если рядом возникают гостиницы на участках    
для ИЖС?                                                                        
                                                                                
Должна быть альтернатива. Альтернатива - это последовательная, системная        
работа власти, а не потакание беспределу и недоработке муниципалитетов, это     
развитие долгосрочной стратегии, которую уже реализует государство, по          
поддержке создания новых гостиниц, в том числе то, что реализуется в рамках     
национального проекта. Если по этим трём регионам нужно решение, пусть думают   
над процедурой перевода земли в соответствующий вид разрешённого                
использования. Возможно, нужна региональная программа помощи предпринимателям   
в этом вопросе, возможны какие-то точечные изменения в сторону упрощения, но    
не подход, который предложен в законопроекте: решать проблему через создание    
ещё больших проблем, но уже в масштабе всей нашей страны.                       
                                                                                
Фракция КПРФ будет голосовать против и призывает других депутатов не            
поддерживать этот законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фадина Оксана Николаевна.                                 
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
В продолжение только что прозвучавшего выступления коллеги-депутата: а я        
призываю фракции голосовать за, поддержать. Да, работы много на самом деле,     
поэтому обращаюсь к разработчикам законопроекта с предложениями.                
                                                                                
Прежде всего, не поправками отрегулировать - вопрос действительно серьёзный,    
очень актуальный, там много нюансов и в части Градостроительного кодекса, - а   
устроить встречу, пригласить в том числе тех коллег, которые, как я понимаю,    
в Градостроительном кодексе не разбираются абсолютно. Мы предложим взгляд       
шире, расскажем, первое, о том, что власти не ленивые... Мне на самом деле      
будет даже очень приятно, если авторы законопроекта позволят мне дать ответы    
на вопросы только что выступившего представителя фракции КПРФ.                  
                                                                                
А предложение по законопроекту у меня следующее. Я не совсем пока вижу чёткий   
статус гостевого дома: это не гостиница и это всё-таки не жилой дом на          
территории ИЖС. В связи с этим у местных властей могут возникать вопросы,       
выдавать разрешение на строительство или не выдавать, раз это не МКД и не       
объект коммерческой недвижимости, потому что по домам ИЖС не получают           
разрешения на строительство. И вот в этой части нам нужно будет чётко           
определить разрешительные процессы на стадии ввода в эксплуатацию, потому       
что, когда собственник принесёт эти документы в Росреестр, нужно будет          
понимать, что это за объект. И ещё: мы говорим, что это до 15 номеров, а        
значит, здесь в отличие от дома ИЖС будут уже несколько другие, более           
повышенные эксплуатационные нормы с точки зрения пожарной безопасности, с       
точки зрения инженерной инфраструктуры, и тут, конечно, нужно будет подумать,   
как местным органам власти эти нормативы отразить в правилах землепользования   
и застройки. Вот такое предложение. Я готова присоединиться к этой работе, и    
не только поправками, а на самом деле эту фактуру доработать в рабочем          
порядке.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, сегодня произошла такая серьёзная дискуссия,    
было очень много вопросов - к сожалению, было ещё меньше ответов на эти         
вопросы или совсем, мне кажется, их не было, что говорит о том, что, на наш     
взгляд, на взгляд партии ЛДПР, законопроект совершенно не проработан и вряд     
ли он что-то положительное для наших граждан несёт.                             
                                                                                
Я долго думал, зачем всё-таки законопроект был внесён. Ну да, нужно             
легализовать те так называемые гостевые дома, которые работают как гостевые     
дома и фактически как гостиницы, у которых сейчас возникли проблемы, потому     
что они не соответствуют никаким нормам, и вот эти предприниматели сейчас в     
таком не очень хорошем положении оказались, нужно их спасти, ну, именно там,    
в Краснодарском крае, наверное. Вот коллега из "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорил: нам     
нужны новые места размещения, нужно поддерживать бизнес. Какой бизнес? Это      
самозанятые. А потом я понял: это же просто разрешение построить гостиницу на   
землях ИЖС - и всё. То есть мы фактически тем людям, которые имеют деньги,      
которые могут построить эту гостиницу, просто даём право купить землю под ИЖС   
и построить там гостиницу - вот и всё. Вот для чего этот законопроект. Больше   
он ни для чего не нужен.                                                        
                                                                                
Есть огромное количество вопросов. Во-первых, какие требования будут? Вот       
сейчас коллега, уже другая, тоже из "ЕДИНОЙ РОССИИ", говорила, что требования   
должны быть другие, не как к ИЖС - к дому, который мы построим для себя, - то   
есть это уже дополнительные требования. Будут ли дома, которые уже построены,   
соответствовать этим требованиям, большой вопрос. Вряд ли будут.                
Соответственно, их либо снесут, либо закроют. Опять пострадают люди, которые    
там работали, держали этот дом. Кто контролирует?                               
                                                                                
Как только возникнет реестр и как только возникнет... Вы говорите: вот турист   
приехал, там, в какой-то дом, ему не понравилось, он жалобу написал. Так вот,   
как только он жалобу напишет, сразу же придут все контролирующие органы,        
прокуратура, пожарная инспекция, Роспотребнадзор - и все будут трепать этого    
бедного самозанятого за то, что он сдал одну комнату какому-то человеку,        
который приехал отдохнуть, все сразу на него налетят.                           
                                                                                
Я от фракции - поставьте время, пожалуйста.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время.                             
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Вот все сразу на него налетят. Налетят, будут тиранить. Ему что    
делать? Либо продавать этот домик, либо закрывать, ну, вот этот свой            
малюсенький бизнес. И тут возникнет человек, который решил построить            
гостиницу, ну и, конечно, он скажет: продавай, снесёт это дело, построит        
гостиницу - и всё будет хорошо. В наших южных регионах для чего этот закон?     
Фактически будет передел собственности и передел гостиничного бизнеса между     
теми, кто имеет деньги, но не имеет земли, потому что там земля - это самая     
большая ценность, и теми, кто вот влачил фактически... такой маленький бизнес   
у них был, они существовали своей семьёй, зарабатывали за этот небольшой        
летний сезон и жили на это в зимний, осенний, весенний периоды. Вот и всё.      
Будет просто передел вот этого бизнеса.                                         
                                                                                
По поводу тарифов. Ну, совершенно нет понятия у людей, если говорить о          
тарифах. На самом деле, где бы ты ни сдавал дом или, там, маленькие какие-то    
домики на своём участке, как только рекламу в соцсетях видит энергетическая     
компания, ну, у нас, например, в Смоленске это "АтомЭнергоСбыт", она сразу же   
подаёт в суд, потому что ты имеешь какую-то коммерческую выгоду, и тут же       
тебя переводит на коммерческий тариф. И таких судов по всей стране сейчас       
миллион. Если ты вдруг что-то там сдаёшь, даже какой-то дачный домик, и видна   
твоя реклама, они тут же засуживают тебя и впаивают тебе коммерческий тариф.    
И не будет в гостевых домах... Нам вот сейчас с этой трибуны сказали: мы за     
то, чтобы в гостевых домах были тарифы как у физлиц. Не будет никогда! Сейчас   
нет и не будет. И вот эти заманухи такие - это тоже очень неправильная          
ситуация.                                                                       
                                                                                
Потом, меры поддержки. Вот я не просто так задал этот вопрос. Ну нет для        
самозанятых нигде мер поддержки. Если мне кто-то расскажет, какая мера          
поддержки есть для самозанятого в каком-то направлении, ну, я буду очень        
благодарен. Поддерживают только индивидуальных предпринимателей, когда ты       
зарегистрирован как ИП либо КФХ у тебя есть. Это вот начальные, так скажем,     
меры поддержки, они вот для них. Но самозанятых никто не поддерживает, и        
никто не будет из бюджета, - из бюджета! - там, из областного, из               
федерального бюджета давать деньги физлицу, человеку на то, чтобы он что-то     
где-то... как-то там развился (ну, за исключением соцконтракта, но это          
отдельная история).                                                             
                                                                                
Так что никаких новых мер поддержки, да и вообще никаких мер поддержки они      
получать не будут, и туристы тоже не выиграют, и из тени никого не выведете.    
Люди, которые сейчас сдают эти свои комнатушки, никогда их гостевым домом не    
назовут и не пойдут в реестр, потому что они каждый день будут думать: если     
мы туда пойдём, то обязательно нас потом начнут проверять - а проверок никто    
не хочет. Все будут тихонько, спокойно, молча работать со своими клиентами,     
контакты уже за десятки лет наработали, и никогда из тени не выйдут. Конечно,   
нужно совершенно менять концепцию, сделать так, чтобы это было выгодно и для    
людей, и для местного самоуправления.                                           
                                                                                
И кстати, про налоги тоже сказали, один из аргументов: муниципалитеты получат   
больше налогов - как? Если все самозанятые... то есть человек был               
самозанятым, домик этот сдавал, а теперь у него гостевой дом, но он всё равно   
самозанятый. Сколько он платил, столько и будет платить, больше платить он      
точно не будет - откуда увеличение налогооблагаемой базы? Нет его.              
                                                                                
Фракция ЛДПР против этого законопроекта, мы считаем, что он требует             
основательной доработки.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово?      
                                                                                
Костенко включите микрофон.                                                     
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, спасибо за дискуссию, но я хотела бы обозначить одну    
мысль. Все выступающие здесь, особенно от фракций, говорили о гостевых домах    
как о некоей перспективе, однако это на сегодняшний день наше грустное          
настоящее и прошлое, и речь идёт в первую очередь не о предпринимателях, а о    
семьях, и предложение перевести из ИЖС в другой вид разрешённого                
использования... вот как раз муниципалитеты таким путём и пошли - и сегодня в   
Геленджике 240 семей выселяют через суд, лишают жилья. Вы таким образом,        
коммунисты, предлагаете поступить?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик - заключительное слово? Нет.                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О проведении       
эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах", пункт 16.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.64,0 %                                    
Проголосовало против           70 чел.15,6 %                                    
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         

Заседание № 168

14.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 409713-8 "О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 896 по 901 из 5741
ВАЛУЕВ Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с болезнью основного докладчика просим   
перенести рассмотрение 16-го вопроса на 28-е число.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.