Заседание № 126
О проекте федерального закона № 409638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток". Доклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток". Мы его предметно обсудили в первом чтении, приняли поправки во втором чтении. Все необходимые согласования проведены. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток", 14-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 25 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 409638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" (принят в первом чтении 15 мая 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" и главу 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона принят в первом чтении. На ваше рассмотрение представлен законопроект, подготовленный ко второму чтению. Поступило три поправки, они носят юридико-технический характер и включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1 и проект закона во втором чтении. В случае принятия во втором чтении просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на четверг, 21 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 00 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 23 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 114
О проекте федерального закона № 409638-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" и главу 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" и главу 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра по развитию Дальнего Востока Павла Михайловича Волкова. Пожалуйста. ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые депутаты, проектом федерального закона - это очень короткий законопроект - предусматривается расширение свободного порта Владивосток за счёт включения в него Советско-Гаванского муниципального района. Распространение преференциального режима свободного порта Владивосток на указанный район, поможет привлечь частные инвестиции в данный район, создать новые рабочие места и содействовать ускоренному развитию Дальнего Востока. К настоящему времени желание получить статус резидента свободного порта Владивосток на данной территории выразили 15 инвесторов, которые планируют создать предприятия совершенно различной направленности, начиная от логистических и заканчивая переработкой рыбопродукции, комплексной сортировкой коммунальных отходов и другими предприятиями, при общем объёме инвестиций порядка 54 миллиардов рублей. В процессе реализации будет создано 1,8 тысячи рабочих мест. Кроме расширения свободного порта Владивосток законопроект содержит юридико-техническое уточнение, касающееся порядка осуществления отдельных полномочий местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток. Напомню, что, в частности, статьёй 28 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" подготовка и утверждение документации по планировке территории, выдаче разрешения на строительство и на ввод объектов, построенных объектов, в эксплуатацию возлагается на органы местного самоуправления муниципального района, а не городских поселений. В связи с этим предполагается дополнить главу 11 соответствующего закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." новой статьёй, устанавливающей особенности осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Принятие законопроекта окажет положительное влияние. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик изложил суть законопроекта, поэтому я сосредоточусь на замечаниях, которые возникли в ходе его обсуждения и рассмотрения на заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Первое замечание. Конечно, суть законопроект простая - в перечень муниципалитетов добавляется Советско-Гаванский район Хабаровского края. Но у нас Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" уже содержит особые режимы для 21 муниципального образования в пяти субъектах Российской Федерации, которые выходят далеко за пределы Приморского края и уж тем более за пределы городского округа Владивосток. В связи с этим с точки зрения дальнейшего регулирования представляется целесообразным изменить правовой режим свободного порта города Владивосток на правовой режим свободного порта Дальневосточного федерального округа с учётом географии. Второе замечание. В финансово-экономическом обосновании законопроекта не содержится источника покрытия выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов на период с 2022 по 2029 год с нарастающим итогом в объёме чуть больше 2 миллиардов рублей. Кроме того, считаем, что статья 2 проекта закона должна быть существенно переработана с учётом уже существующих механизмов перераспределения полномочий между уровнями публичной власти. Также отмечаем, что такое существенное наступление на публичные полномочия муниципальных образований неизбежно повлечёт за собой необходимость дальнейшего детального урегулирования механизма передачи этих полномочий. И безусловно, этот механизм должен быть погружён в 131-й закон, поскольку за последние несколько лет довольно серьёзная работа была проделана в плане мониторинга полномочий как Федерации и субъектов, так и различных уровней муниципальных образований, то есть в целом этот механизм сформировался, уровни эти также сформированы, полномочия более-менее известны. И если мы будем вносить фрагментарные изменения в отраслевые законы и это не будет находить отражения в 184-м и 131-м законах, то у нас и дальше будут проблемы с определением себестоимости услуг, социальных и государственных обязательств и с уравновешиванием, балансировкой налоговой и бюджетной системы Российской Федерации, при обеспечении надлежащего финансирования исполнения государственных и муниципальных полномочий. В связи с этим Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать проект закона в первом чтении с учётом высказанных замечаний и возможности устранения недостатков ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Павел Михайлович, ну, Дальний Восток - это территория особого, наверное, внимания и депутатского корпуса, и всех органов государственной власти. Нам нужен сильный, экономически развитый Дальний Восток с сильными субъектами, тем более что его окружают державы, имеющие сегодня опережающие темпы развития, которые сильно опережают в развитии территории, находящиеся на Дальнем Востоке. Но в очередной раз министерство, правительство предлагают точечное решение одного из вопросов, хотя, наверное, нужно системное решение вопроса, нужно всё-таки рассмотреть предложения и распространить режим такой свободной территории благоприятствования бизнесу, каким сегодня обладает свободный порт Владивосток, на весь Дальний Восток. Вопрос: насколько вы, как министерство, готовы были бы выйти с такой инициативой, чтобы принять такое системное решение, чтобы оттуда не десятки тысяч людей уезжали, а, наоборот, был приток населения на эту территорию? Кто или что вам мешает и готовы ли вы выступить с такой инициативой? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Владимир Владимирович, за ваш вопрос. Я могу сказать, что это, наверное, должна быть консолидированная позиция правительства. Вот то, что сейчас двадцать второй муниципалитет вошёл в состав свободного порта Владивосток, - это уже, скажем так, большой шаг с точки зрения покрытия наиболее значимых точек роста на территории Дальнего Востока, дающих импульс для развития и всех прилегающих территорий. Я думаю, в рамках следующих наших шагов рассмотрение такого вопроса не исключается, его можно прорабатывать с точки зрения других возможных режимов. Я напомню, что у нас имеется не только режим свободного порта Владивосток, но ещё и режим территорий опережающего развития, реализуются региональные инвестиционные проекты, поэтому для каждого должен быть свой режим. Я должен потратить ещё одну секундочку на то, чтобы сказать - действительно не сказал - про выпадающие доходы внебюджетных фондов и их покрытие. Они составят не больше 2 миллиардов рублей, и, безусловно, все права застрахованных лиц будут обеспечены, поскольку в федеральном бюджете предусматривается покрытие всех расходов внебюджетных фондов за счёт уменьшения ставки, которое произойдёт в результате, скажем так, наложения режима свободного порта Владивосток и применения пониженных ставок страховых взносов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Михайлович, вот вы начали отвечать, но скажите, пожалуйста, есть ли в вашем министерстве статистика о пользе принятия закона о ТОРах, о пользе вот этих освобождений, кроме того что узкая группа лиц обогащается, а реального прироста нет? Вы не могли бы сказать?.. Вот мы приняли закон о ТОРах, уже прошло достаточно времени, чтобы проанализировать, а что на выходе, каковы реальные инвестиции. Если государство не вкладывает, никакой бизнес никуда вкладывать ничего не будет! ВОЛКОВ П. М. Николай Васильевич, спасибо большое. Мы готовы в ваш адрес выслать все данные о результатах нашей деятельности, это обязательно будет сделано. Я могу сказать, что не так давно стала реализовываться политика по развитию Дальнего Востока, и несмотря на то что времени прошло вроде бы много, для того чтобы отрекламировать территорию, чтобы инвесторы поверили, поверьте мне, недостаточно ни года, ни двух, ни трёх, это вопрос плодотворной ежедневной, еженедельной, ежемесячной и ежегодной работы, что нами проводится изо дня в день и из месяца в месяц. Результаты, полученные к этому моменту, мы готовы представить, я частично об этом сказал, просто не был готов представить полностью и результаты деятельности территорий опережающего развития, и результаты деятельности с учётом всех механизмов поддержки в Дальневосточном федеральном округе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи. Покажите список. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. Включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, напрямую касается в целом повестки экономического благополучия и стратегии роста в экономике нашей страны. Приоритет, который был выбран задолго до того, как в отношении России были применены санкции, - ориентир на Восток - сегодня даёт свои результаты, и я думаю, что знаком качества в том числе и инициативы, которую сегодня представляет правительство, является то, что на предстоящем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге будет отдельная секция, посвящённая Дальнему Востоку, где главными действующими лицами будут инвесторы. Принципиально важное качество развития Дальнего Востока сегодня - то, что сегодня все преференции, которые мы с вами создаём, институциональные и правовые, направлены как раз на то, чтобы сделать максимально привлекательным инвестирование на Дальнем Востоке. И то, что уже стал традицией большой экономический форум на Дальнем Востоке, и то, что огромное количество инвесторов и глав других государств в рамках АТЭС приезжает на Дальний Восток, - это тоже хороший символ нового времени для современной России. В связи с этим, уважаемые коллеги, я полагаю, мы, безусловно, должны поддержать данную инициативу и сконцентрироваться на том, чтобы правовые процедуры, которые мы уже заложили, беспрепятственно реализовывались на всех уровнях государственной власти на Дальнем Востоке, были доступны для любого представителя бизнес-сообщества. Как это конвертируется в качество жизни? Напрямую, потому что это создание новых рабочих мест, это реализация нового творческого, интеллектуального потенциала молодёжи! Для нас создание новых инфраструктурных проектов напрямую связано в том числе с теми возможностями, которые дают свободные портовые зоны. И строительство новых морвокзалов, и развитие новых видов судоходства на Дальнем Востоке означают, что, главное, заявленные ранее цели развития не только достижимы, но уже поэтапно реализуются. Полагаю, в данном случае мы можем занять консолидированную позицию в пользу того, чтобы, противодействуя санкциям, создать преференции для устойчивого экономического развития, в том числе на Дальнем Востоке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. От фракции. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Добрый день, коллеги! Этот вопрос уже поднимался моими соратниками. Как вы знаете, мы выступаем за упрощение развития Дальнего Востока, мы, партия ЛДПР, выступаем за то, чтобы отменить там все налоги, компенсировать их - любая оппозиционная фракция скажет, что сделать это достаточно легко. Это и дивиденды от госкомпаний, чтобы они не прятались за "Роснефтегаз", не говорили, что у них там масса инвестиционных проектов. Ну, и всеми фракциями уже не раз и не два вносился законопроект о прогрессивной шкале налогообложения. Для федерального бюджета, если развитие Дальнего Востока пойдёт по пути, который предлагает ЛДПР, ничего критичного не будет. Сейчас же мы слышим во всех докладах, во всех ответах, что развитие осуществляется, к сожалению, несистемно. В каком плане? Ни Министерство экономического развития, ни Министерство по развитию Дальнего Востока не предлагают никакой экономической модели, не показывают, как это работает: столько-то привлечено, столько-то выпадающих доходов, а здесь, здесь и здесь такая-то прибыль. Зато любой дальневосточный депутат может сказать, как это реально работает на местах. Вот конкретный пример - у нас есть ТОР "Михайловский", там агрокомплекс федеральной компании, соответственно он начинает, так сказать, гасить местный бизнес, местные бизнесмены, фермеры так или иначе начинают с рынка уходить. Вся продукция, например, свинокомплекса в ТОРе "Михайловский" в основном всё-таки целенаправленно в Китай будет поставляться, то есть на местный рынок ничего практически не попадёт, и цены останутся такие же. Субподрядчики у генподрядчика - резидента ТОРа почему-то оказываются тоже не местные, не с Дальнего Востока, много сотрудников приезжает в командировки, местные кадры не нанимаются на работу. И что мы получаем? Плохую экологию, о которой я уже не раз говорил с этой трибуны. В частности, вокруг этого ТОРа из-за того, что нечистоты от деятельности свинокомплекса практически не проходят никакой очистки, должным образом не перерабатываются, не утилизируются, постоянно проходят митинги. Постоянно жители Спасского района, в частности Красного Кута, Вишнёвки и прочих близлежащих сёл, проводят митинги, пишут письма - в общем, они недовольны происходящим. Экология - минус, деньги в бюджет, так как это территория опережающего развития, соответственно свободная экономическая зона - ну очень много проектов с особым правовым режимом на Дальнем Востоке реализуется, - тоже минус, рабочих мест не добавляется, а те, кто развивал свой бизнес, небольшой бизнес, поглощены более крупным игроком, причём чаще всего игроком не дальневосточным, то есть местный бизнес и рабочие места, которые обеспечивал местный бизнес, тоже минус. Даже в Краснодарском крае, помните, на полном серьёзе была дискуссия, что хватит развивать Дальний Восток. Представители Краснодарского края, и это было в СМИ, были недовольны тем, как развивается Дальний Восток, потому что в Краснодарский край переезжает очень много жителей Дальнего Востока, что означает дополнительную нагрузку на инфраструктуру, на жилищный фонд. То есть люди продолжают уезжать, а это главный критерий. Сейчас мы расширяем территорию свободного порта Владивосток, но почему бы нам не разобраться, не унифицировать, как предлагает ЛДПР? У нас есть свободные экономические зоны, есть территории опережающего развития, есть свободный порт Владивосток, существует масса конкурирующих между собой особых режимов. Вот нам, в ЛДПР, скажу откровенно, кажется, что всё это слишком сложно, можно запутаться во всём этом, как и инвесторам, которые слышат то про ТОРы, то про свободный порт Владивосток, к которому относится не только Владивосток. То есть в плане работы над федеральным законодательством системности всё-таки не хватает. В принципе этот законопроект в рамках той программы, которую сейчас реализует правительство, имеет смысл, и, конечно, его нужно поддерживать, потому что Дальнему Востоку так или иначе всё равно предоставляются некие преференции, но можно развивать и делать это всё по-другому, тем более что сейчас, по сути, всё это если и реализуется, то реализуется в режиме ручного управления. Даже вот вроде как в свободном порту Владивосток появляются утилизационные сборы, новые налоги - это я вспоминаю опять про 300-е постановление правительства, - соответственно появляются разные препоны. Например, попробуйте получить землю или попробуйте получить техусловия... Я вам скажу, что на территории Владивостока это всё очень сложно. Попробуйте воспользоваться льготами, которые предлагает свободный порт Владивосток или ТОРы. Сначала - меня ещё тогда здесь не было, но об этом говорили мои соратники, - в данном созыве были предусмотрены одни преференции, например по возврату НДФЛ, потом, не разобравшись, как это работает, были приняты ещё дополнительно налоговые преференции, но если мы обратимся к Восточному экономическому форуму, который проходит каждый сентябрь во Владивостоке, то там практически все инвесторы говорили, что механизм возврата НДФЛ, по сути, не работает, потому что срок проходит, получается 15 дней, а у налоговой пять, и только два резидента из всех заявили, что они каким-то невообразимым образом этим механизмом, этой льготой действительно пользуются. То есть у нас есть льготы, которые предусмотрены федеральным законом для этих режимов, но ими практически никто не пользуется, потому что воспользоваться ими нельзя, при этом тут же мы сверху принимаем новые льготы. В ответах на вопросы мы услышали, что нет какой-то экономической модели, как это работает, хотя на самом деле всё это просчитывается, экономическую модель можно составить и понимать. В любом случае, конечно, всё, что касается развития Дальнего Востока, фракция ЛДПР поддерживает, ведь только предложения нашей партии, касающиеся развития Дальнего Востока, включены в федеральную программу, это пункты, целая программа, которая закреплена в федеральной программе, это размещено на нашем сайте, и мы постоянно здесь об этом говорим. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, выступить с заключительным словом есть желание? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" и главу 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 20-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 23 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.