Заседание № 192
17.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408724-6 "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" (принят в первом чтении 28 февраля 2014 года с наименованием "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1358 по 1420 из 5996
4-й вопрос, проект федерального закона "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Докладывает Валерий Александрович Черешнев. Пожалуйста. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, глубокоуважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Как вы знаете, в первом чтении законопроект был принят 28 февраля, а сейчас он предлагается для рассмотрения во втором чтении. Концепция законопроекта не изменилась, и в ходе подготовки мы сформировали две таблицы поправок: двадцать четыре поправки включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и три - в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 56 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 20 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Пожалуйста, Валерий Александрович. ЧЕРЕШНЕВ В. А. В случае принятия проекта закона во втором чтении у нас подготовлены документы и для принятия его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5129 по 5164 из 5996
4-й вопрос, проект федерального закона "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 01 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Выступления по мотивам будут? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 26 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 150
28.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4915 по 5216 из 6937
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Докладывает заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Борисович Слюсарь. Юрий Борисович, прошу прощения, вы готовы сделать один доклад по двум законопроектам, по законопроекту из пункта 20 также? СЛЮСАРЬ Ю. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Да, если позволите. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представляем вашему вниманию два связанных единой задачей законопроекта. Первый законопроект посвящён созданию национального исследовательского центра "Институт имени Н. Е. Жуковского" и предусматривает создание национальной научно-исследовательской организации мирового уровня в области авиационной науки. Законопроект разработан в соответствии с поручением правительства от 15 сентября 2011 года, и основная идея, задача, которую мы ставили при разработке законопроекта, заключается в попытке системной интеграции компетенций, научно-технической базы и финансовых ресурсов в единой структуре. Объединение ключевых научных центров - это фактически завершающий этап интеграции авиационной отрасли, так как все производственные секторы уже консолидированы в таких структурах, как Объединённая двигателестроительная корпорация и корпорация "Вертолёты России". Говоря о законопроекте, хотелось бы остановиться на нескольких моментах. Во-первых, национальный исследовательский центр создаётся в форме федерального государственного бюджетного учреждения, которое будет руководствоваться не узкохозяйственными, а национальными приоритетами при достижении государственных задач по развитию отраслевой науки. Согласно законопроекту контроль за эффективностью выполнения этих задач будет осуществляться Правительством Российской Федерации как учредителем НИЦ. Во-вторых, отдельные функции и полномочия учредителя центра и собственника его имущества могут быть возложены правительством на другие федеральные органы исполнительной власти. Так, к примеру, законопроектом предусмотрено, что Минпромторг предлагает правительству для утверждения кандидатуры генерального директора центра, председателя и других членов наблюдательного совета, согласовывает основные документы финансово-хозяйственной деятельности центра. Действия с имуществом национального исследовательского центра будут совершаться с одобрения Росимущества. В-третьих, от имени Российской Федерации национальному центру передадутся полномочия учредителя-собственника четырёх ФГУПов и одного федерального казённого предприятия. Объём полномочий будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Сегодня научные центры имеют форму федеральных государственных унитарных предприятий и вынуждены существовать по общим правилам, характерным для всех коммерческих структур. Такое положение дел не соответствует задачам, и для приведения организационно-правовой формы в соответствие с задачами мы предлагаем преобразовать их в некоммерческие организации и федеральные государственные учреждения. Таким образом, объединяя на базе создаваемого центра разрозненные отраслевые научные организации, государство восстанавливает управление национальной отраслевой наукой и сохраняет права собственности Российской Федерации в отношении самого НИЦ и подведомственных организаций. Хочу обратить внимание на то, что представленные документы позволяют осуществлять комплексное долгосрочное планирование научно-технической деятельности и использовать методы, применяемые при реализации федеральных целевых программ, а это связано с управлением задачами, ресурсами и сроками. Второй законопроект, предлагаемый вашему вниманию, связан с первым, носит юридико-технический характер. Он разработан с целью установления правовых норм, обеспечивающих деятельность национального исследовательского центра, и вносит необходимые для деятельности центра изменения в законы "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и "Об автономных учреждениях". В заключение хотел бы подчеркнуть, что данными законопроектами мы фактически создаём новую модель научно-исследовательской деятельности, которая может быть масштабирована и использована в других секторах промышленности. Мы уже видим преимущество консолидации науки и станкостроения на базе СТАНКИНа, науки и судостроения - на базе Крыловского центра, науки и материаловедения - на базе ВИАМа, и в других отраслях предлагаемые изменения нормативной базы откроют такую возможность. Прошу поддержать данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Александрович Черешнев, также один содоклад по двум законопроектам, пунктам 19 и 20 повестки. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, глубокоуважаемые коллеги! Вы заслушали доклад заместителя министра промышленности и торговли Юрия Борисовича Слюсаря по поводу создания в нашей стране, по сути, второго национального исследовательского центра после того, как четыре года назад мы создали первый центр - Курчатовский институт. Учитывая его положительный опыт, мы решили создать мировой центр в области авиастроения, этот центр, как вы видите, объединяет пять унитарных предприятий в области авиастроения. Я не буду повторять, что здесь и правовые аспекты отражены, и касающиеся руководства, в частности о наблюдательном совете, как он формируется, - всё это здесь есть. И хочу сказать, что, в связи с тем что головному институту - Институту имени Жуковского разрешается трансформировать государственные унитарные предприятия в автономные учреждения, нужно будет, естественно, внести поправки в два закона - "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и "Об автономных учреждениях", - чтобы вся схема заработала. Должен сказать, что на законопроекты поступили положительные отзывы: на первый законопроект - от 48 субъектов Российской Федерации, на второй - от 52 субъектов Российской Федерации. Оба комитета-соисполнителя - и по вопросам собственности, и по промышленности - также дали положительные заключения. Хочу сказать, что есть ряд замечаний, которые будут, видимо, учтены ко второму чтению. В частности, Комитет по вопросам собственности просит включить в наблюдательный совет представителей законодательных органов - по одному от Государственной Думы и от Совета Федерации. Наверное, это правомочно, и в ходе обсуждения мы, я думаю, найдём согласие в решении этого вопроса. Правовое управление замечаний не имеет. Наш Комитет по науке и наукоёмким технологиям полностью поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! У меня вопрос и к председателю комитета, и к заместителю министра, который докладывал законопроекты. Скажите, пожалуйста, новая структура будет вправе отчуждать государственную собственность, то есть, грубо говоря, продавать недвижимость и иные объекты материального характера в случае принятия данного закона в той редакции, в которой он сейчас нам представлен? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Борисович, пожалуйста. СЛЮСАРЬ Ю. Б. Спасибо за вопрос, Николай Николаевич. Кратко отвечу: только с согласия Росимущества, это прямо предусмотрено. И в сущности, никакого права у НИЦ самостоятельно проводить отчуждение собственности не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. У меня тоже к обоим выступавшим вопрос. Во-первых, хотелось бы понять, вот Валерий Александрович сказал о положительном опыте создания Курчатовского центра, в чём этот положительный опыт? Я вот не знаю, в чём он заключается. И второе. У нас полный разброд в научно-технической политике: с одной стороны, поручение президента о том, что наука должна в основном финансироваться за счёт грантовой системы, даётся правительству, а с другой стороны, ваша концепция, которая, с моей точки зрения, правильная, за счёт федерального бюджета. Вы как-то пытались донести до президентской администрации мысль об этих разночтениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Борисович, пожалуйста. СЛЮСАРЬ Ю. Б. Я, с вашего позволения, такую функцию на себя, так сказать, не стал бы брать. Что касается модели, нами предложенной, мы считаем, что она на настоящем этапе абсолютно эффективна и адекватна, поскольку мы уходим при новой модели от проведения конкурсных процедур, когда фактически созданные центры компетенций отраслевой науки, авиационной науки вынуждены на общих основаниях участвовать в конкурсе зачастую с недобросовестными участниками. У нас образовался в последнее время целый класс "профессиональных" участников конкурсов, которые пытаются места перепродавать и так далее. Финансирование через федеральные государственные бюджетные учреждения на основании утверждённого пятилетнего плана по сметному принципу все эти минусы существующей системы поможет демпфировать. Что касается общих, системных инициатив, я, с вашего позволения, не стал бы брать на себя ответственность... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Покажите список. Владимир Михайлович Кононов. Семь минут - выступление от фракции. КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну, я постараюсь в три - три с половиной минуты уложиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы это оценим. КОНОНОВ В. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как вы знаете, глава государства в своих майских указах и ежегодных обращениях к Федеральному Собранию не раз указывал на острую необходимость скорейшей разработки стратегии динамичного развития отечественной науки и исследовательской деятельности. Вот некоторые конкретные примеры реализации этой стратегии. Первое. Прежде всего, конечно, это реформа РАН и принятие закона, который чуть было не стал яблоком раздора в научном сообществе. Прошло полгода, страсти улеглись, начало свою работу Федеральное агентство научных организаций, и ещё отчётливее стало ясно, что будущее отечественной науки не в спорах и дележе, а в качественной и ответственной работе каждого на своём месте. Второе. Российский научный фонд, Борис Сергеевич сегодня говорил о нём, был создан по личной инициативе президента в целях грантовой поддержки фундаментальных научных и поисковых исследований и развития научных коллективов и оперативно развернул свою деятельность: уже объявлены первые конкурсы на получение грантов по приоритетным направлениям научных исследований. Борис Сергеевич, на эти цели будет выделено: в 2014 году - порядка 11 миллиардов рублей, в 2015-м - порядка 17 миллиардов и в 2016-м - порядка 19 миллиардов. Третье. Фонд перспективных исследований, закон о создании которого мы с вами, уважаемые коллеги, приняли год тому назад, помимо развития прорывных технологий в оборонном секторе будет заниматься разработками двойного назначения, то есть технологиями, которые должны служить людям, улучшая их жизнь. Четвёртое. Ведётся активная работа по совершенствованию закона о наукоградах. Перед нами стоит непростая задача: нужно сделать всё возможное, чтобы для наукоградов не только были установлены жёсткие критерии отбора, как это сейчас определено в проекте закона, но чтобы они получили финансирование, сопоставимое с финансированием иннограда "Сколково". Ну и пятое. Сегодня разрабатывается концепция нового закона о науке и государственной научно-технической политике, который должен стать главной законодательной базой для стремительного развития экономики инноваций. Вот я привёл только несколько примеров, достаточно крупных и серьёзных, а теперь вернёмся к нашей теме. Сегодня мы рассматриваем в первом чтении проект закона о национальном исследовательском центре имени Жуковского. Это ещё одно ключевое звено, продолжающее серию если не революционных, то по крайней мере сильных решений в сфере развития отечественной фундаментальной и прикладной науки. Законопроект рассмотрен всеми заинтересованными инстанциями, о чём уже сегодня сказал председатель комитета Валерий Александрович Черешнев, я лишь добавлю, что при участии членов рабочей группы при Председателе Государственной Думы по законодательным инициативам в сфере инновационной политики. Главные цели закона - усиление государственного влияния в области развития авиационной науки и внедрение прогрессивных принципов финансирования и управления данной сферой. Всё это направлено на возрождение России как ведущей авиационной державы в мире, какой она была в недавнем прошлом и какой обязательно должна стать в недалёком будущем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает оба законопроекта и рекомендует принять их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Михайлович. Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. Я прекрасно понимаю представителя правительства, он не хочет комментировать решения президентской власти, в частности поручение президента Путина правительству о разработке мер по переводу фундаментальных и научных поисковых исследований в основном на грантовую основу, - это абсурдное поручение, которое может разрушить всю оставшуюся у нас науку. И здесь, в проекте закона, смотрим, написано, что в основном финансирование будет на бюджетной основе, - в принципе это правильно. Если правительство берёт на себя ответственность за то, что этот центр будет работать, так скажем, эффективно, если кто-то будет отвечать, что там не будут пилить деньги, а будут заниматься тем, чем нужно, то надо обеспечить нормальные условия работы для учёных, - во всём мире так принято. Но, извините меня, тогда давайте задумаемся, какую же мы политику проводим, если у нас вот собирается совещание у президента, Совет по науке и образованию, все говорят о разумных вещах, а потом, видимо, Фурсенко один пишет такие поручения, после которых говорят, чтобы все успокоились. Как можно успокоиться, если в академических институтах узнают о том, что переведут финансирование на грантовую основу? Я вовсе не против научного фонда в качестве замены целевых программ, но надо в конце концов определиться в государственном, так скажем, масштабе, как мы относимся к нашим учёным, а делать вид, что у нас всё здесь хорошо, - это абсолютно неправильно. Мы поддержим этот законопроект, но я просто обращаю внимание на несогласованность нашей научно-технической политики и, главное, на методы принятия решений: когда они появляются, то даже критиковать никому нельзя, потому что это предлагается президентской стороной, - так мы далеко не уедем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Юрий Борисович, будете ещё раз выступать или достаточно? Валерий Александрович Черешнев, пожалуйста... Не будете. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5843 по 5879 из 6937
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 43 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении. 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в связи с принятием Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 15 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.