Заседание № 197
26.11.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408302-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, предусмотренные статьями 205, 205-1 и 205-2 кодекса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5145 по 5222 из 8600
Переходим к законопроектам второго чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Докладывает Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, напомню вам о том, что законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", который был внесён президентом, направлен на усиление уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 205 "Террористический акт", 205-1 "Содействие террористической деятельности" и 205-2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма". В связи с этим вносится изменение в пункт "г" части третьей статьи 79 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания", предусматривающее, что условно-досрочное освобождение осуждённого от отбывания наказания за преступления, установленные перечисленными статьями, может быть осуществлено только после фактического отбывания им менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Сегодня это две трети. Кроме того, становятся более строгими санкции за преступления, указанные в статьях 205, 205-1 и 205-2 Уголовного кодекса. Также статья 205-1 дополняется новой частью третьей, содержащей уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет. При этом примечание к статье 205-1 Уголовного кодекса дополняется новым пунктом, в котором даётся определение пособничества. В комитет поступила одна поправка, она вам роздана. Эта поправка рекомендуется к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, тогда дайте мне разъяснение: у меня в руках две поправки, одна поправка... ГРУЗДЕВ В. С. Олег Викторович, у вас на руках одна поправка и ещё законопроект, предложенный для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вот в чём дело: роздана страница 3 взамен ранее розданной. ГРУЗДЕВ В. С. Совершенно верно. Но это к третьему чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к третьему чтению. Поправка действительно одна, её подписал депутат Груздев. Есть ли замечания по этой поправке? Нет. Ставится на голосование поправка депутата Груздева. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 52 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении. Включите микрофон на центральной трибуне. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, с учётом того что данный законопроект весьма значимый, комитет уже подготовил его к третьему чтению. Вам тоже роздана взамен ранее розданной страница 3 проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", подготовленного к третьему чтению. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется, замечаний нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет предлагает вынести данный законопроект на "час голосования" ещё и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам в третьем чтении? Нет. Выносим на "час голосования" во втором и третьем чтениях.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6996 по 7029 из 8600
19-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 17 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принято. Данный проект федерального закона был доложен и в третьем чтении, и я ставлю его на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 45 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 187
20.10.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408302-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, предусмотренные статьями 205, 205-1 и 205-2 кодекса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1785 по 2248 из 11288
Коллеги, у нас фиксированное время. Переходим к пункту 5, 4-й мы пока пропускаем. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию представляется законопроект, который внесён Президентом Российской Федерации, "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Предметно этот законопроект направлен на то, чтобы усилить механизмы уголовно-правовой защиты граждан от актов терроризма, и предусматривает усиление ответственности за террористическую деятельность и за пособничество в совершении террористического акта. Хочу напомнить, что соответствующее поручение, о подготовке данного законопроекта, было дано главой государства по итогам встречи с руководителями всех политических партий, представленных в Государственной Думе. Эта встреча проходила в апреле 2010 года. Наряду с другими вопросами в рамках этой встречи была обсуждена проблема борьбы с терроризмом и было принято решение о том, что необходимо усилить меры уголовно-правовой ответственности за указанную деятельность. Насколько эта тема актуальна, безусловно, в этом зале говорить не надо. Есть, к сожалению, примеры, которые мы все с вами знаем. О событиях, которые произошли вчера, мы с вами тоже проинформированы. И для того чтобы обеспечить эти договорённости, предлагается ряд изменений в действующую редакцию Уголовного кодекса. Первое. Предлагается статью 205-1 "Содействие террористической деятельности" дополнить новой, третьей частью, которая устанавливает уголовную ответственность за пособничество в совершении теракта как самостоятельный состав преступления. Это позволит использовать эту норму без применения статьи 33 Уголовного кодекса, предусматривающую различные виды соучастия, одним из которых является пособничество. Примечания к статье 205-1 предлагается дополнить определением пособничества. Второе. Ужесточается наказание за преступления террористического характера: за совершение террористического акта (статья 205 Уголовного кодекса; за содействие террористической деятельности (статья 205-1); за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (статья 205-2). Третье. Предлагается ужесточить критерии для условно-досрочного освобождения тех лиц, которые осуждены за преступления террористического характера. В настоящее время условно-досрочное освобождение указанных категорий предусмотрено при условии фактического отбытия не менее двух третей срока. Законопроектом предусматривается, что теперь необходимо будет отбыть не менее трёх четвертей срока назначенного наказания, только после этого возникает право на условно-досрочное освобождение. Вот, уважаемые депутаты, кратко те основные новеллы, которые предлагаются президентом. Прошу вас поддержать эти инициативы и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь. Слово для содоклада от комитета предоставляется Владимиру Сергеевичу Груздеву. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Гарри Владимирович очень полно изложил текст законопроекта, его фабулу. Я хотел бы добавить, что концепция законопроекта поддерживается Верховным Судом и Правительством Российской Федерации. Также мы получили положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по безопасности, правда, с учётом доработок при принятии законопроекта ко второму чтению. В частности, пособничество терроризму, понятие которого планируется определить в примечаниях к статье 205-1, является одним из видов соучастия и охватывается статьёй 205 Уголовного кодекса и статьёй 33 Уголовного кодекса. У правоприменителей в связи с этим может возникнуть неопределённость в вопросе о том, какие из норм применять при выявлении пособничества в совершении террористического акта - статью 205 со ссылкой на статью 33 Уголовного кодекса или новую часть третью статьи 205-1 Уголовного кодекса. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает, что усиление уголовной ответственности за пособничество терроризму должно существенным образом усложнить террористам задачу поиска помощников. Принимая во внимание то, что данный законопроект обсуждался на заседании комитета, мы предлагаем его поддержать, принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич, за лаконичный доклад. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть, я вижу. Раз, два, три, четыре руки. Тогда не будем записываться. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, не считаете ли вы, что борьба с терроризмом не может ограничиваться только ужесточением наказания за это страшное деяние, что нам гораздо шире нужно рассматривать вопросы и социальной политики, и национальной политики и так далее? А если говорить конкретно по законопроекту, то почему три четверти? Ну увеличивается срок отбытия - три четверти! Мне кажется, уж если говорить об ужесточении наказания, их вообще нужно либо наказывать пожизненным сроком, если нет у нас смертной казни, либо пусть они отбывают весь свой срок. Что это там ещё за ограничение им за такое страшное деяние?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, безусловно, то, что вы говорите о комплексной борьбе с терроризмом, абсолютно правильно. И вы не хуже меня знаете, что ровно такой подход не только обозначается главой государства и другими руководителями государства, но и реализуется в том числе в процессе обсуждения тех вопросов, которые мы с вами рассматриваем. Вы прекрасно знаете, что и в рамках бюджетных решений, бюджетных процедур предусматриваются достаточно серьёзные финансовые средства, которые направлены на социально-экономическое развитие тех регионов, в которых эта беда - терроризм - наиболее активно проявляется. У нас есть специальные программы практически по всем Северо-Кавказским регионам, у нас есть и программы, направленные на создание дополнительных рабочих мест. И действительно, здесь целая комплексная программа, но в рамках этой программы - в том числе и механизмы уголовно-правовой защиты прав граждан, которые тоже требуют корректировки. И сегодня мы рассматриваем одну из мер, которые предлагаются. И второе, вопрос о том, что каждый из осуждённых имеет право на условно-досрочное освобождение. Хочу вам напомнить, этот вопрос рассматривался в том числе и через призму Конституции Российской Федерации, и те решения, которые состоялись, сформулированы достаточно однозначно, это позиция Конституционного Суда: каждый осуждённый имеет право на подобные меры условно-досрочного освобождения. И в данном случае, хочу вам напомнить, три четверти - это, по сути, максимальная... И по ряду других преступлений у нас предусмотрен именно такой срок отбытия наказания, после которого эти люди, если реализованы все цели и принципы того, что предусмотрено и в Уголовном, и в Уголовно-процессуальном кодексе... То есть это говорит о том, что люди уже, по сути дела, исправляются. Так что здесь (тоже мы это обсуждали) полностью закрыть этот механизм - условно-досрочное освобождение - мы с вами не вправе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Гарри Владимировичу, точнее, два небольших вопроса. Первый. Гарри Владимирович, означает ли это, что Президент Российской Федерации осознаёт, что такое явление, как терроризм, на территории Российской Федерации приобрело ещё большую динамику и распространение? Означает ли это, что действующими репрессивными санкциями, нормами этих статей Уголовного кодекса, мы не в состоянии сегодня погасить вот эту агрессивность терроризма на территории России? И в связи с этим: сколько лиц на территории Российской Федерации привлечено к уголовной ответственности за последние три года по этим статьям, об изменении которых ведём речь? Это первый вопрос. И второй. Может быть, было бы целесообразным рассмотреть как дополнительную ещё такую санкцию, как конфискация имущества, по подобным статьям? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Если говорить о динамике, то я, наверное, не согласился бы с такой постановкой вопроса, потому что речь идёт только о том, что те последствия, которые особенно в современных условиях влекут за собой акты терроризма и по количеству, и по обстановке, которая складывается после совершения тех или иных террористических действий или актов, - это последствия преступлений, имеющих чрезвычайно высокую степень общественной опасности, и поэтому адекватная реакция со стороны государства - в том числе и через механизмы ужесточения уголовной ответственности. Это не свидетельство того, что это распространяющееся явление, наоборот, это свидетельство того, что мы стремимся искоренить эти действия. К сожалению, сейчас статистики у меня с собой нет, думаю, что в комитете она должна быть. В любом случае в рабочем порядке мы это можем получить, и такая статистика, безусловно, есть. Это первое. Второе, то, что касается комплексного подхода. Ну, я это уже отметил, когда отвечал на вопрос Тамары Васильевны: в любом случае меры исключительно репрессивного характера никогда не давали положительного эффекта, если их использовать изолированно, только комплексный подход, только деятельность прежде всего позитивная со стороны органов государственной власти, со стороны всех политических сил, общественных сил. Конечно же, по тем ситуациям, деяниям, которые выходят за рамки уголовного законодательства, необходимо применять самые жёсткие меры уголовной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, безусловно, предложенное президентом изменение укрепляет правовую базу противодействия терроризму. У меня вопрос по законопроекту. Допускаю, что не разобрался, но получается, что за совершение террористических действий предлагаются меньшие сроки, чем за пособничество. А если конкретно, то до пятнадцати лет - это максимальный срок тюремного заключения за совершение теракта, за что пока предусмотрено максимум двенадцать лет, и до двадцати лет устанавливается срок для пособников. Вот чем это обусловлено - что пособничество страшнее, чем сам терроризм? И второй вопрос. Не кажется ли вам, что мы опять оставляем лазейку для чиновников и оставляем слишком мягкие сроки в отношении преступлений с использованием служебного положения чиновниками? Надо увеличить с пятнадцати до двадцати лет, может быть, пожизненный срок давать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, отвечайте. МИНХ Г. В. Ну, если говорить о пособничестве как явлении, мы не случайно предлагаем сейчас уйти от того понимания пособничества, которое есть в статье 33 Общей части Уголовного кодекса, там, если вы помните, выделяются разные виды соучастников: организатор, подстрекатель и пособник. Здесь мы исходим из того, что если бы террорист был изолированным субъектом и действовал, ну, скажу так, в безвоздушной среде, то степень его общественной опасности у нас как раз и оценивалась бы в рамках тех мер уголовно-правовой ответственности, которые есть в действующей редакции Уголовного кодекса. Но к сожалению, - и это в том числе специфика ряда субъектов Российской Федерации - террорист, который нажимает на кнопку или совершает то самое последнее действие, - это очень часто последний элемент в этой цепочке. И исходя из той реальности, которая складывается, оценивая в совокупности вот это явление - терроризм, мы полагаем, что (и как раз вот контекст нашего законопроекта заключается в этом), пособники зачастую гораздо большую общественную опасность представляют как питательная среда для подготовки и совершения террористических актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, хотите добавить что-то? МИНХ Г. В. И второе, по поводу чиновников. Я не думаю, что здесь большую степень общественной опасности представляет чиновничество, потому что корни тех явлений, о которых я говорю, в большей степени основаны не на отношениях, связанных с властью и подчинением, а на иных отношениях, и я не думаю, что это представляет большую общественную опасность по сравнению с тем, о чём я говорил, отвечая на первый вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, вы хотели добавить что-то. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Валерий Сергеевич, я хотел добавить, что у нас по статье 205 "Террористический акт" (пункт 3, подпункт "б") - до двадцати лет лишения свободы. А в данном случае мы вводим уголовную ответственность за пособничество. У нас в статье 205-1 предусмотрена ещё уголовная ответственность за содействие террористической деятельности. Поэтому вы просто немножко, может быть, не разобрались. Я как раз сказал в своём докладе, что ко второму чтению мы уточним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Было четыре руки, теперь появилась пятая - Таскаев. Я подтверждаю, что Таскаева вначале не было. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня просьба, поясните. Мы даём здесь расшифровку, что мы понимаем под пособничеством. Мне кажется, что вот то, о чём говорил президент в своё время, здесь как-то не совсем учтено. То есть, расширяя понятие пособничества именно в части терроризма, мы здесь не учитываем такие моменты, как, например, предоставление укрытия, предоставление пищи, а это важный момент, когда террористу предоставляется убежище, где он осуществляет подготовку к террористическому акту. Здесь этого нет. И фактически действительно происходит дублирование 33-й статьи, где расшифровывается понятие соучастия. Не считаете ли вы необходимым во втором чтении расширить это и воплотить в жизнь слова президента, который сказал, что неважно, суп он там варит или бомбу изготавливает, потому что обеспечение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Частично ответ уже был дан. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Конечно, какие-то корректировки возможны. В частности, скажем, можно дополнить понятие "пособничество" словами "умышленное содействие". Здесь этого нет, но речь идёт именно об умысле того лица, которое оказывает содействие, определение приводит к пониманию того, что речь идёт именно о подготовке террористического акта. Это первое. Второе. Ну, здесь надо подумать, потому что, на мой взгляд, понятием "предоставление средств" охватывается предоставление жилых помещений или каких-то иных помещений, которые приспособлены, могут быть укрытием. Мысль была ровно такая, и вот та цитата, которую совершенно справедливо сейчас напомнили, ну, по крайней мере на мой взгляд, покрывается теми формулировками, которые здесь предложены. На мой взгляд, понятие "предоставление средств" подразумевает не только деньги и еде, это более широко можно трактовать. Ну, посмотрим, я говорю, что мы исходим из того, что данная редакция охватывать должна и вот эти примеры, о которых вы говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таскаев. ТАСКАЕВ В. П. Уважаемый Гарри Владимирович, вопрос тоже по пособничеству. В настоящей статье, конечно, многое предусмотрено, но хотел бы продолжить или дополнить выступление Рохмистрова. Вот непринятие вовремя мер, непринятие вовремя закона - это тоже пособничество, наверное? (Это в продолжение нашего разговора прошлого.) И всё-таки мне хотелось бы уточнить, под пособничество будут ли подпадать лица, которые получают денежные средства за совершение террористического акта? Это близкие родственники террористов. МИНХ Г. В. Я думаю, что здесь надо исходить из логики очень простой. Во-первых, невозможно поставить диагноз заочно, и я думаю, что в том случае, если будет информация о совершении тех или иных действий, это будет необходимо анализировать. Но, как вы понимаете, пособничество в совершении преступления - и это с точки зрения здравого смысла, на мой взгляд, очевидно - возможно только на стадии... до завершения противоправного, преступного действия. Если люди, так сказать, не были, не состояли или мы не смогли доказать, что они были и состояли, и им это было заранее обещано, то это одна ситуация, если мы смогли доказать, то это другая ситуация. Поэтому здесь тоже я бы всё-таки палку не перегибал, пособничество - это всё-таки действие, которое направлено на то, чтобы подготовить и сопроводить совершение преступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хинштейн, пожалуйста. В следующий раз будем записываться, потому что руки появляются по ходу. ХИНШТЕЙН А. Е. Для чистоты отношений: Олег Викторович, я руку поднял сразу, как только вы попросили записаться на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, будем считать, что... ХИНШТЕЙН А. Е. У меня вопрос Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, абсолютно правильно вы говорите, конечно, мы с коллегами поддерживаем эту инициативу, но вопрос заключается в следующем: мы говорим о необходимости искоренения терроризма и обращаем внимание на пособничество, а почему у нас с вами выпал такой важный участок, как сокрытие информации? В старом уголовном законодательстве, вы помните, это называлось недоносительством, в УК РФ у нас сегодня этого нет. Как вы относитесь к тому, чтобы ко второму чтению мы такую норму внесли? Речь идёт о том, что лица, которым заведомо известно о совершаемом, совершённом террористическом акте, не сообщают об этом, то есть эту информацию укрывают от органов правосудия. Безусловно, из этой диспозиции необходимо исключить близких родственников в соответствии с нормами Конституции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Хочу ещё раз обратить внимание на формулировку того, что считается пособничеством. Под пособничеством понимается - как я уже сказал, возможно здесь дополнить словом "умышленное" - в любом случае содействие совершению преступления. Есть деяния в виде действия и бездействия. Вот термин "содействие" предполагает активность определённую. Те примеры, о которых вы говорите, на мой взгляд, не совсем точно подпадают под формулировку содействия. Надо подумать, и, если есть необходимость, это всё-таки формулировать скорее как отдельную норму, а не как элемент содействия. Понятие неинформирования о готовящемся крайне опасном преступлении надо отдельно рассматривать, но под содействие... я бы всё-таки полагал, что было бы не совсем точно. И при этом в соответствии с Конституцией никто не вправе давать показания против... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Это показания, а не информация, это тоже немножко другое, но, возвращаясь к основному вопросу, я бы так ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Гудков, Рохмистров - два выступления. Пожалуйста, депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, наша фракция будет поддерживать этот законопроект. Единственное, конечно, здесь есть серьёзное опасение в отношении вот этой статьи, новой редакции, по пособничеству. Посмотрите, тут написаны такие вещи... Я знаю, что Владимир Сергеевич сказал: мы будем ещё смотреть, править ко второму чтению. Надо очень серьёзно смотреть. Вот смотрите, тут написано: обещание приобрести предметы, добытые преступным путём, - от восьми до двадцати лет. Ну, наверное, надо понимать, что предметы, добытые преступным путём, ведь не отличаются: получены они в результате совершения определённых каких-то преступлений, террористической или иной какой-то деятельности. Поэтому это очень широкая норма, которая даст возможность нашим, к сожалению, не всегда добросовестным правоохранителям просто отчитываться, используя это: заводить дела, закрывать эти дела, ставить галочки, палочки, звёздочки, а на самом деле вопросы не будут решаться. Это первое. Второе. Здесь надо, конечно, чётко прописать, несмотря на то что содействие предусматривает умышленный характер - это исходит из самой идеи законопроекта, - что это умышленное действие или бездействие, которое действительно содействует совершению преступления. И очень чётко надо конкретизировать, что такое советы, указания или там предоставление информации: какая это может быть информация? Это может быть информация о расписании движения поезда, на котором приехали террористы. Здесь, наверное, чётко нужно обозначить все эти вещи, чтобы у нас не было соблазна отчитаться за раскрытие преступления террористического характера, в общем-то, сажая за решётку людей, которые, может быть, особо-то к этому никакого отношения и не имеют. Вот это, наверное, главное пожелание. И безусловно, нам нужно подумать ещё о том, - может быть, президентская сторона возьмёт на себя эту функцию, - что всё-таки помимо того, что есть пособничество, есть ещё и действия должностных лиц или их бездействие, создающие причины и условия для совершения преступлений террористического характера: это и серьёзнейшие нарушения прав человека, и различные злоупотребления. И они зачастую приводят людей к мысли о том, чтобы взять автомат, взрывчатку и уйти в горы. Это тоже очень важно, может быть, даже более важно, нежели то, что мы сегодня говорим о расширении понятия содействия. Потому что, если мы не устраним причины и условия, если мы не устраним системные изъяны, которые приводят к рекрутированию новых членов в ряды террористического подполья, то борьба наша будет напоминать борьбу Ивана-царевича со Змеем, когда он отсекал одну голову, а на её месте вырастало три новых. Вот нам нужно обязательно подумать и, может быть, в этом законе, а может быть, отдельно это сделать, но всё-таки включить сюда действия и бездействие должностных лиц - тут я с Хинштейном согласен, - которые зачастую влекут за собой и формирование террористического бандподполья, и совершение преступлений, и другие деяния. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, о важности законопроекта я говорить не буду, потому что это, наверное, единственная угроза, перед лицом которой мир, многие демократические государства отказались от ряда конституционных свобод граждан, причём отказались по воле самих граждан, с тем чтобы иметь возможность предотвращать террористические акты, и потому что на сегодняшний день эта угроза стоит и перед нашими гражданами. И комплексный подход к этой проблеме нашей фракцией будет поддержан по всем позициям. К сожалению, не удалось вас убедить в необходимости того, чтобы Дума поддержала наш законопроект об изъятии имущества, которое, возможно, было предоставлено как вознаграждение за совершение теракта, тем не менее по данному законопроекту фракция ЛДПР будет голосовать за. И во втором чтении - мы обращаемся и к президентской стороне, и к депутатам - необходимо внести поправки, с тем чтобы определение пособничества в данном законопроекте было расширено и прописано совершенно однозначно, чтобы действительно к ответственности привлекались те люди, которые оказывали помощь. Террорист должен где-то останавливаться, где-то скрываться, где-то готовиться к террористическому акту, и к ответственности, к самой серьёзной ответственности должны привлекаться те люди, которые это обеспечивают. Это важнейший, наверное, пункт. Также возможно, наверное, расширить и подвести под понятие "пособничество" тех людей, которые знали о готовящемся теракте и, хотя непосредственно не принимали участие в его подготовке, тем не менее своевременно не доложили об этом и предоставили какие-то ресурсы для того, чтобы совершение теракта стало возможным: транспортные средства, жильё, продукты, даже то, что напрямую может не иметь отношения к самому теракту. Мы считаем крайне необходимым, чтобы весь круг лиц, участвующих в подготовке теракта, был привлечён к ответственности. И в законопроекте всё это должно быть подробно расписано, с тем чтобы не было возможности различного толкования, потому что не секрет, что вокруг террористического акта крутятся огромные деньги и всегда существует вероятность того, что люди, которые эти деньги получают, будут пользоваться ими, чтобы уйти от ответственности. Поэтому допустить двойное толкование понятия "пособничество" мы не можем. Фракция ЛДПР в полном составе поддержит настоящий законопроект и призывает это сделать и другие фракции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы настаиваете на заключительном слове? Нет. Содокладчик? Также нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5898 по 5914 из 11288
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 28 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.