Заседание № 198
07.12.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408210-5 "О безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1217 по 1235 из 6478
Переходим к законопроектам третьего чтения. Пункт 2. О проекте федерального закона "О безопасности". Докладывает Владимир Ильич Колесников. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Представленный проект федерального закона № 408210-5 "О безопасности" внесён Президентом Российской Федерации и принят Государственной Думой во втором чтении 24 ноября текущего года. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Уважаемые коллеги, предлагаю Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, выносим законопроект на "час голосования". Есть желающие выступить по мотивам: от фракции КПРФ - Коломейцев, других рук я не вижу.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5079 по 5130 из 6478
По вопросу 2 по мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Безусловно, закон "О безопасности" стране нужен. Но вот сегодня прозвучало очень интересное сообщение: воздушно-космический самолёт Х-37 ВВС США, который имеет возможности сканирования космических объектов, уничтожения космических объектов, разведки космической и поражения объектов на территориях, в том числе на земной поверхности, успешно полгода полетал и успешно приземлился. Он может летать двести семьдесят дней. Но у нас доктрина провозглашена об антимилитаризации космоса, как вы помните, была утоплена станция "Мир" с находящимися там всеми приборами, в том числе военного назначения. Фактически в космос мы летаем только таксистами: возим туда чужих космонавтов и грузы, а назад - отработанные материалы. Если посмотреть текст закона, то видно, что он в принципе декларативен, он не прописывает ни ответственности, ни прав, ни обязанностей, и самое главное - он не отвечает на многие вопросы. Вы знаете, что позавчера утонули три спутника ГЛОНАСС. Вероятно, некоторые знают, какие глобальные суммы выделены для этой элитной программы по построению системы ГЛОНАСС. И наверное, президент правильно заподозрил, что там, вероятно, прячутся украденные деньги, и назначил проверку, но я сомневаюсь, что эта проверка дойдёт до логического завершения, потому что я к вам обращался, не найдя ответов на запросы по воровству 8 миллиардов антикризисных денег, выделенных для Хруничева, который тоже участвует в этой кампании, а эти деньги были потрачены на покупку акций американской компании в США. Мы не можем поддержать такой законопроект, хотя убеждены, что Россия сегодня находится в чрезвычайно тяжёлой ситуации. У нас почему-то внутренние войска сохраняют нормальную структуру и дивизии, а армию перевели на непонятные бригады и сокращают. То есть, получается, против собственного народа - нормальная военизированная структура, а против внешних угроз - непонятный новый облик, так скажем, с нищими офицерами. Поэтому мы считаем, что этот законопроект требует существенной переработки, а в таком виде он никаких дивидендов России не принесёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О безопасности". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 19 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 196
24.11.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408210-5 "О безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1718 по 1792 из 7990
Пункт 19. О проекте федерального закона "О безопасности". Докладывает от Комитета по безопасности заместитель председателя комитета Владимир Ильич Колесников. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 408210-5 "О безопасности", внесённый Президентом Российской Федерации, после принятия в первом чтении был доработан в Комитете Государственной Думы по безопасности и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. К законопроекту поступило двадцать семь поправок, в том числе шестнадцать поправок от члена Совета Федерации Мельникова Владимира Ильича, семь - от депутата Государственной Думы Илюхина Виктора Ивановича, две - от депутата Государственной Думы Москальковой Татьяны Николаевны и две - от депутата Государственной Думы Вахаева Магомеда Хумайдовича, а также предложения от Народного Собрания Республики Дагестан. Все они тщательно проработаны в комитете и рассмотрены на заседании рабочей группы 9 ноября сего года, по итогам которого составлены две таблицы, предложенные вашему вниманию. Содержательно поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, касаются участия граждан, институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, уточнения места и функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе обеспечения безопасности. Остальные поправки носят уточняющий юридико-технический характер. Комитет по безопасности рекомендует к принятию десять поправок, сгруппированных в таблице 1, и семнадцать - к отклонению, они в таблице 2. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется. В рабочем порядке учтены замечания юридико-технического характера. Уважаемые коллеги, предлагаю Государственной Думе утвердить таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, утвердить таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Первая - это десять поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания? Нет. Голосуйте по таблице 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 23 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается таблица. Вторая таблица, в ней семнадцать отклонённых поправок. Есть замечания? Ставится на голосование вторая таблица. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 50 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6% Результат: принято Таблица принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7518 по 7533 из 7990
Проект федерального закона "О безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 40 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 181
22.09.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 408210-5 "О безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1703 по 2413 из 7339
Вопрос 9. О проекте федерального закона "О безопасности". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, на ваше рассмотрение представляется внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона "О безопасности". Это, по сути дела, новая полнотекстовая редакция Закона "О безопасности", и направлено регулирование, предусмотренное этим законопроектом, на совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности. Хочу напомнить вам, что в настоящее время действует Закон Российской Федерации "О безопасности", который был принят ещё в марте 1992 года. Ну, в частности, если говорить о тех изменениях, которые произошли за эти восемнадцать лет, я назвал бы для начала 93-й год, декабрь, это Конституция Российской Федерации. И, соответственно, законодательная база, которая действует в нашей стране, тоже претерпела довольно существенные изменения. В качестве примера того, насколько действующая редакция Закона "О безопасности" утратила актуальность, можно привести ряд норм. В частности, предусмотрено в статье 6 действующего закона, что законодательные основы обеспечения безопасности составляет Конституция РСФСР, то есть Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; что силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, это статья 12, и так далее. То есть эти примеры показывают, что сейчас Закон "О безопасности" в редакции действующей, по сути дела, является актом, который практически невозможно применять. В настоящее время, хочу вам напомнить, законодательная или нормативная основа для регулирования вопросов национальной безопасности претерпела существенную модификацию. В частности, 12 мая 2009 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В связи с изложенным те положения, которые вам предлагаются на рассмотрение, и направлены на то, чтобы снять эти противоречия и актуализировать нормативную базу на уровне федерального закона, посвящённого регулированию вопросов безопасности. В данном законопроекте в качестве основных принципов обеспечения безопасности государства, общества, экологической безопасности, безопасности личности и иных видов безопасности закрепляются следующие: во-первых, это соблюдение прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, приоритет предупредительных мер при обеспечении безопасности; и, наконец, системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Кроме того, уточняется содержание деятельности по обеспечению безопасности. Эта деятельность включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, стратегическое планирование, правовое регулирование и организацию научных исследований, координацию деятельности всех участников, задействованных в этом процессе, разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и спецтехники, техники двойного и гражданского назначения и ряд других функций. Определяются основы государственной политики в области обеспечения безопасности, которая реализуется с учётом Стратегии национальной безопасности, о которой я уже говорил, и иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности Российской Федерации и утверждаемых Президентом Российской Федерации. Корректируются полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Довольно существенный блок норм посвящён определению или, можно точнее сказать, уточнению статуса Совета Безопасности Российской Федерации. Устанавливается, что Совет Безопасности является конституционным органом, который осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны и по ряду других вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Предусмотрено, что Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент Российской Федерации. В законопроекте устанавливаются основные задачи Совета Безопасности Российской Федерации и определяются его функции, порядок формирования, порядок организации деятельности Совета Безопасности и его состав. Предусматривается, что в состав Совета Безопасности входит Председатель Совета Безопасности (по должности это Президент Российской Федерации), и, кроме того, предусматриваются постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Предусматривается также, что Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, тоже входит в состав Совета Безопасности по должности. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. Решения Совета Безопасности, которые вступают в силу, обязательны для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами. Уважаемые депутаты, вот основные положения представленного мной законопроекта. Прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности Колесникова Владимира Ильича. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ В. И. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 408210-5 "О безопасности", внесённый Президентом Российской Федерации, внимательно изучен в Комитете Государственной Думы по безопасности и подготовлен к рассмотрению в первом чтении. Законопроект носит рамочный характер и призван уточнить основы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, полномочия органов государственной власти в данной области. Особое внимание в законопроекте уделено статусу Совета Безопасности Российской Федерации, прописаны его основные задачи и функции, состав и другие аспекты формирования и деятельности этого, как определено в законопроекте, конституционного совещательного органа. На законопроект поступило семьдесят отзывов в поддержку концепции данной законодательной инициативы. В шести из них содержатся замечания и предложения неконцептуального характера. Отзывов от субъектов права законодательной инициативы, в которых бы концепция законопроекта не поддерживалась, не поступало. Говоря о замечаниях, следует отметить, что они касаются в основном отсутствия понятийного аппарата и необходимости дать определение таким понятиям, как безопасность, угроза безопасности, объекты безопасности, и некоторым другим. В качестве недостатков законопроекта в одном из отзывов называются дублирование норм Конституции России и Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", а также большое количество отсылочных норм. В других отзывах предлагается дополнить требования к постоянным членам и членам Совета Безопасности, предусмотреть положения, определяющие правовой статус региональных советов безопасности в субъектах Федерации, определить роль и место в общей системе безопасности комитетов и комиссий, координирующих деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти по обеспечению отдельных видов безопасности, например Национального антитеррористического комитета. В связи с важностью рассматриваемого законопроекта в Комитете по безопасности сформирована рабочая группа для его доработки. В неё вошли депутаты от разных фракций и представители ряда заинтересованных министерств и ведомств. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется. В то же время, как и во многих других отзывах, в заключении Правового управления содержится замечание о необходимости закрепить в законопроекте само понятие безопасности (национальной безопасности) как предмета регулирования рассматриваемого проекта федерального закона. То есть речь идёт о понятийном аппарате. Уважаемые депутаты, Комитет по безопасности поддерживает концепцию проекта федерального закона "О безопасности" и выступает за его принятие в первом чтении. Отмеченные недостатки могут быть выправлены, исправлены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да, много вопросов. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Скажите сразу, кому вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос к представителю президента. Скажите, пожалуйста, вот здесь есть некие нестыковки. Первое. В одном случае указывается, что Совет Безопасности - конституционный совещательный орган, а в конце написано, что его решения являются обязательными. Не вступит это в противоречие с официальными решениями правительства, потому что, наверное, у каждого органа должен быть свой уровень полномочий? Мы начнём решения и Совета Безопасности, и правительства, все считать обязательными, а если они будут взаимоисключающими, то, в общем-то, наверное, от этого проку не будет. И второй вопрос. На самом деле в Конституции о Совете Безопасности ничего не сказано, поэтому ссылка на то, что это конституционный орган, наверное, не очень обоснованна. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, для начала предлагаю заглянуть в Конституцию Российской Федерации, где закреплено положение о том, что Президент Российской Федерации формирует Совет Безопасности. Это первое. Второе. Никакой нестыковки нет. Я предлагаю просто прочитать текст законопроекта, не местами, а полностью. Логика очень простая: первое - это конституционный (как я уже в первой части ответа вам напомнил) орган; второе - он совещательный, потому что те решения, которые принимает Совет Безопасности, оформляются актами Президента Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации. И последнее - то, о чём вы говорили. Решения Совета Безопасности, вступившие в силу, то есть оформленные указами президента, обязательны для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами. Если говорить об иерархии актов, то, как вы знаете, акты Президента Российской Федерации иерархически расположены выше, чем акты Правительства Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. У меня вопрос тоже к представителю президента. Вот действующий Закон "О безопасности" с редакциями 2008 года, я хочу подчеркнуть, Гарри Владимирович, с редакциями вплоть до 2008 года. За эти двадцать лет он неоднократно менялся применительно к нынешней политической системе и Конституции России. И если там дефиниции какие-то, на которые вы ссылались, они существуют, то на самом деле это несущественно. Существенно другое, то, что действующий закон, он сильнее и лучше, нежели предлагаемый проект, законопроект, особенно в части постановки задач по проблемам безопасности, решения этих проблем и так далее. Другое дело - Совет Безопасности. Здесь, видимо, акцент на этом делается в законопроекте. А как он работал? Вот вы сейчас о законопроекте докладывали, но ни слова не сказали о том, а что, нынешний Совет Безопасности не выполнил свои функции в рамках действующего закона. Что, он не отвечал целям и задачам по обеспечению выработки политики внешней?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. МИНХ Г. В. Ну, во-первых, я не согласен с теми оценками, которые вы даёте, потому что если вы полагаете, что ссылка в тексте действующего закона на Конституцию РСФСР - это утверждение как минимум некорректное и что это абсолютно непринципиально, то я думаю, что это принципиально, это является правовой основой. Это первое. Второе. Я абсолютно уверен, и мы из этого исходим, и такова логика и моего доверителя, что предлагаемая редакция улучшит деятельность Совета Безопасности. При этом - здесь я тоже обратил бы внимание - никакого нового Совбеза мы не создаём, мы уточняем правовой статус Совета Безопасности. А если говорить о действующем составе Совета Безопасности, то, как вы знаете, есть Указ Президента Российской Федерации, которым утверждён состав Совета Безопасности, и в качестве постоянных членов утверждены, в частности, председатели палат Федерального Собрания, ряд руководителей силовых федеральных органов исполнительной власти, руководитель администрации президента и так далее. И помимо этого - просто члены Совета Безопасности (извините за слово "просто", это в отличие от постоянных членов Совета Безопасности): это все полпреды президента в федеральных округах и ещё ряд очень серьёзных и ответственных руководителей. Поэтому никакой перелицовки ранее действовавшего состава Совета Безопасности, или Совбеза, нет и не предполагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев Владимир Павлович. ТАСКАЕВ В. П. Гарри Владимирович, многие первые лица нашего государства, министры, депутаты Государственной Думы, проходили обучение в академии Генштаба по специальности "Национальная безопасность". Это достаточно серьёзное обучение, которое даёт руководителям нашей страны понятия и, возможно, какие-то дополнительные знания именно о национальной безопасности. Фракция ЛДПР и я лично предлагали оставить позицию о необходимости обучения в академии Генштаба, и всё-таки это осталось без рассмотрения. То есть огромный научный, преподавательский потенциал и так далее практически на сегодняшний день прекратил своё существование, и данные курсы не работают. Как вы смотрите на то, чтобы во втором чтении всё-таки в этот законопроект внести позицию об обязательности обучения для лиц, занимающих высшие государственные должности, именно обязательное обучение по программе национальной безопасности? МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Павлович, хочу вам напомнить, что я отчасти уже называл круг тех лиц, которые входят в состав Совета Безопасности. И как вы себе представляете? Например, Председатель Правительства Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, которому вы предлагаете пройти курс, извините, молодого бойца в академии той самой, о которой вы говорите, или Бортников, директор ФСБ и так далее, и так далее? Давайте не путать божий дар с яичницей, потому что речь идёт об органе, который на политическом уровне обсуждает стратегические задачи. Если вы хотите каким-то образом, скажем так, создать некий фронт работы для уважаемого учреждения, то есть процедура, и вы не хуже меня знаете, какова технология размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Но повторяю мысль, которую я ещё не сформулировал, но она прозвучала: к тексту законопроекта ваше предложение, ну, в общем, очень опосредованно относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, я абсолютно соглашаюсь с тем, что вполне оправданно внесение данного законопроекта, но знаете, что меня беспокоит и на что я, честно скажу, не нашёл ответа всё-таки? Обязательность, опять обязательность решений Совета Безопасности. Давайте говорить так: в середине 90-х годов было решение тратить на оборону 3,5 процента, минимум 3,5 процента от валового внутреннего продукта, - решение абсолютно не выполнено. Я депутат всех созывов и знаю, как принимался бюджет, в том числе и по закрытой части, и так далее, и так далее. Вот меня это беспокоит. Второй момент, который беспокоит. Считаете ли вы, что не нужно вносить уже или разрабатывать отдельный закон о Совете Безопасности? Считаете ли вы, что ответы на все вопросы по Совету Безопасности в этом законопроекте есть? И я выразил бы пожелание: уточните всё-таки понятия "национальная безопасность", "государственная безопасность", "безопасность гражданина". Мне кажется, здесь есть мешанина, если я не прав... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Итак, первое. Ещё раз хочу напомнить алгоритм, или технологию, подготовки решений Советом Безопасности и их вступления в силу. Ну, повторять то, о чём я говорил применительно к актам президента, я не буду. Кроме того, как вы знаете, если в ходе обсуждения вопросов по повестке заседания или совещания в рамках Совбеза принимаются какие-то решения, то по итогам формулируются, например, поручения в адрес правительства, если вести речь о разработке и внесении в Государственную Думу проекта бюджета на соответствующий год и плановый период. И здесь я тоже не вижу никакой проблемы. Если будет принято решение - ну, сейчас мы отходим от процентов от ВВП в качестве ориентиров, или критериев, для нашей бюджетно-финансовой политики, немножко по-другому строится логика бюджета, тем не менее, - если по итогам заседания Совбеза даётся поручение правительству разработать и внести проект закона по таким-то параметрам, предусматривающим финансирование в рамках бюджета на соответствующий период, то, безусловно, это поручение выполняется, а дальше уже алгоритм рассмотрения в Думе, в котором и вы, как вы сами сказали, принимали и будете принимать участие. Здесь никакой проблемы я не вижу. И второе. Если говорить о понятийном аппарате, в частности уже Владимир Ильич говорил на эту тему, я хочу вам напомнить ещё раз, что есть Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и понятийный аппарат. В частности, что такое национальная безопасность, иные срезы понятийного плана - всё это есть в действующем указе Президента Российской Федерации. Если мы исходим из логики, что повторение - мать учения, давайте повторим. Если есть какие-то корректировки по понятийному аппарату с учётом того, что уже есть в соответствующем указе президента, давайте и это обсуждать. Но надо ли нам действующие нормы, которые содержатся в указе президента, - они, напомню вам, тоже обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации - ещё раз воспроизводить в законе? Вряд ли это имеет какой-то смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, в законопроекте устанавливаются принципы обеспечения экологической безопасности, но где механизмы? Когда у нас нет министерства экологии, значит, естественно, нет представителя специально уполномоченного органа в правительстве, в кабинете министров, значит, нет и представителя в Совете Безопасности, поэтому здесь, естественно, в отсутствие механизмов вряд ли можно обеспечить экологическую безопасность. В составе Госдумы второго созыва я был разработчиком закона об экологической безопасности, Дума тогда приняла его в трёх чтениях, Совет Федерации одобрил, закон лёг на стол президента, президент его не подписал. Была создана согласительная комиссия, я в ней работал, и тогда всё-таки не удалось убедить администрацию президента в важности такого закона. Не считаете ли вы нужным всё-таки разработать такой законопроект - об экологической безопасности - уже после закона "О безопасности", разработать механизмы экологической безопасности, восстановить министерство экологии, чтобы министр экологии был членом правительства, членом Совета Безопасности? (Микрофон отключён.) МИНХ Г. В. Если говорить о проблеме безопасности, то хочу напомнить, что в целом национальная безопасность по своей внутренней структуре разлагается на колоссальное количество видов: это и продовольственная безопасность, это и экологическая безопасность, это и иные виды безопасности. Вопрос, надо ли нам принимать отдельные законы по тем или иным видам безопасности, - это вопрос, я бы сказал, вторичный. Для начала нужно определиться с содержанием той проблемы, которую мы хотим решить. Если необходим для решения каких-то вопросов акт на уровне федерального закона, давайте это делать. Нужен отдельный закон или же нужна корректировка действующих законов - всё зависит от содержания, потому что закон, хочу напомнить, - это всё-таки форма права, это некая совокупность на высоком уровне правовых норм. Содержательно будет проблема сформулирована более точно - надо будет посмотреть. Это первое. Второе. Я не думаю, что экологическая тематика недостаточно представлена в действующем составе Совета Безопасности. Даже если нет специального экологического министра в качестве члена правительства и, соответственно, в Совбезе, то в Совбез входит Председатель Правительства Российской Федерации. Кроме того, в состав Совбеза входит президент Российской академии наук, который тоже очень активно работает в этой сфере. Кроме того, там же представлен и генеральный прокурор, а вы знаете, что в структуре прокуратуры Российской Федерации есть одноимённое экологическое подразделение, которое осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере экологии. Так что экология у нас не является в этом плане непредставленной и незащищённой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бесчётнов Константин Викторович. БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, я посмотрел законопроект, и, честно говоря, вопрос возникает в отношении роли Государственной Думы. В статье 9, пункт 2, написано, что Госдума принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности. В этой связи возникает вопрос о концепции разграничения полномочий между правительством, Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. О какой концепции идёт речь, если мы с вами совершенно точно знаем, что с точки зрения формы правления Россия не является парламентской республикой? Та оценка, которую давал Президент Российской Федерации, что парламентская форма, форма парламентской республики, для России являлась бы катастрофой, здесь, мне кажется, достаточно чётко сформулирована. Если говорить о том, достаточна ли роль Государственной Думы или Федерального Собрания в целом, хочу обратить ваше внимание, что в действующей редакции Закона "О безопасности" вообще парламент упомянут в виде Верховного Совета Российской Федерации. Возвращаясь к вопросу о том, существенна или не существенна ссылка на Конституцию РСФСР, хочу вам напомнить, что по Конституции РСФСР 1978 года, которая действовала с поправками до 1993 года, Верховный Совет РСФСР был охарактеризован, в том числе и в последней редакции, как постоянно действующий высший законодательный, исполнительный и контрольный орган Российской Федерации. И как вы помните, в 93-м году произошли события, которые иллюстрируют и то, что говорил Президент Российской Федерации. Поэтому вопрос о концепции разделения властей этим законом никоим образом не затрагивается с точки зрения корректировки по сравнению с тем, что предусмотрено в Конституции Российской Федерации, действующей, а не РСФСР. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста, ваш вопрос. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, Закон "О безопасности" вступил в силу до принятия действующей Конституции и безнадёжно устарел, и хорошо, что мы сегодня совершенствуем правовую базу безопасности, но вместе с тем ряд норм вызывают вопросы. В частности, у меня вопрос будет к Владимиру Ильичу в продолжение предыдущего. Насколько, вы считаете, полно отражены полномочия палат Совета Федерации в сфере безопасности в настоящем законе и не противоречат ли они в этой части Конституции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Включите микрофон. КОЛЕСНИКОВ В. И. Я считаю, что они оптимальны и не противоречат Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста, ваш вопрос. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, в продолжение предыдущих вопросов. Действительно, статью 9 можно снять без всякого ущерба для закона, потому что она полностью повторяет действующую Конституцию Российской Федерации. Надо сказать, что, когда складывается угроза безопасности, чрезвычайная ситуация, парламент мог бы проконтролировать, куда идут деньги - их часто в этой ситуации растаскивают. Вот по Мурманской области пример, посёлок Териберка. Идёт массовое обращение граждан, потому что власть, куда-то потратив, как говорится, вернее, попустительствуя в растрате денег, выделенных "Газпромом", в тяжелейшем положении - там чрезвычайная ситуация - теперь пытается на коммуниста Яранцева свалить, на мэра, который целый год вытаскивал из глубочайшей ямы посёлок. А я, как депутат, не имею возможности никак здесь действовать. Неужели нельзя предусмотреть какие-то контрольные функции для парламента, чтобы именно в острых ситуациях хотя бы финансовые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Борис Сергеевич, я ещё раз хочу повторить ту мысль, которую и Владимир Ильич более чётко и концентрированно выразил: давайте мы не будем в рамках конкретного закона выискивать какие-то формы деятельности не палат Федерального Собрания, а парламентариев, которые бы оперативным образом вмешивались в процессы расходования финансовых средств - неважно, бюджетных, небюджетных, - выступали бы в роли таких чрезвычайных комиссаров. Ещё раз хочу напомнить, что мы действуем не в режиме РСФСР, а в режиме Российской Федерации, и поэтому, если вы хотите заниматься конкретными оперативными прикладными вопросами исходя из возможной юридической ответственности за принимаемые решения, в том числе и уголовной, надо просто менять профиль - из законодательной переходить в исполнительную власть или в частный сектор. Если вы хотите работать в рамках статуса парламентария, то те формы, которые в законе о статусе закреплены, они предоставляют достаточно возможностей для того, чтобы, не вмешиваясь в работу других органов и институтов власти и организаций, вы принимали решения и осуществляли в том числе и контрольные функции в рамках законодательных институтов власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, много вопросов по этому законопроекту потому, что он слишком рамочный, неконкретный и с некоторыми двусмысленностями. Вот, смотрите, статья 9. Законы мы вправе принимать, а почему же здесь не указано, что мы должны утверждать средства на безопасность в бюджете? Это как-то уходит в сторону. Статья 10, о полномочиях правительства, пункт 4. Зачитываю: обеспечивает федеральные органы власти и другие необходимыми для выполнения задач средствами. А вам не кажется, что другая обязанность у правительства - предусматривать в федеральном бюджете средства, необходимые для выполнения безопасности? И мне кажется, во втором чтении нужно обязательно здесь поменять трактовку, она некорректна просто, потому что потом, если что случится, окажется, что правительство с барской руки будет средства направлять, а в законе ничего нет о том, что всё это делается через федеральный бюджет. И наконец, статья 15. Ну почему вы считаете, что хотя бы постоянных членов Совета Безопасности нельзя перечислить в этом законе?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Начну с последнего вопроса. Я считаю, что нельзя это указать в федеральном законе, потому что - ещё раз напоминаю то, что я говорил при ответе на первый вопрос, - Совет Безопасности Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации. Если мы с вами сейчас федеральным законом все полочки обозначим, то Президент Российской Федерации перестанет формировать Совет Безопасности. Это первое. Если говорить о бюджете и бюджетном процессе. Уважаемая Светлана Петровна, зачем нам в этом законе переписывать то, что содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации, и то, что содержится в Конституции? О том, что Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Светлана Петровна, я же вас не перебивал. Я ещё раз объясняю. Если у нас стоит задача двадцать пять раз повторять то, что уже есть на уровне федерального закона, ну, давайте мы половину статей Бюджетного кодекса запишем в любой закон, который предусматривает бюджетное финансирование. То, что у нас бюджет принимают палаты Федерального Собрания, - это, по-моему, даже дети в старших группах дошкольных учреждений уже знают. И то, что правительство реализует, обеспечивает, тоже, я думаю, каждый из вас прекрасно знает. Поэтому не надо здесь играть словами. Есть совершенно чёткая позиция о том, что эксклюзивная компетенция правительства, закреплённая опять же в Конституции, - исполнять бюджет Российской Федерации. Именно правительство обеспечивает ресурсами и средствами, не обеспечивает исполнение, а обеспечивает ресурсами и средствами, то есть исполняет федеральный бюджет. Поэтому не надо заниматься какими-то страшилками там, где их нет, и не надо в каждом законе переписывать текст других законов. Надо комплексно изучать действующее законодательство, все законы действуют в системе, взаимосвязанно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста, ваш вопрос. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Я хотел бы согласиться с Владимиром Ильичом, что недостаток законопроекта - отсутствие понятийного аппарата: понятий национальной безопасности и других составляющих национальной безопасности, угрозы и так далее, и так далее. Правда, что в "Стратегии-2020" они приводятся, но я думаю, что время прошло и есть возможность углубить, сделать это в данном законопроекте. Это крайне важно, потому что закон о безопасности. И один момент. "Стратегия-2020" явилась серьёзным продвижением вперёд в связи с тем, что там получила отражение теория и концепция устойчивого развития. Какое отражение получила эта теория и концепция устойчивого развития в данном законопроекте? Вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, вам вопрос. МИНХ Г. В. Ну, хочу просто напомнить, уважаемые коллеги, чтобы не получилось недопонимания, "Стратегия-2020" и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - это два разных документа. Вот это первое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас нет такого формата. Руслан Георгиевич, не перебивайте Гарри Владимировича. МИНХ Г. В. Поэтому ещё раз, "Стратегия-2020" и Стратегия национальной безопасности - два разных документа. "Стратегия-2020" применительно к проблемам национальной безопасности получила своё отражение и в структуре, и в содержании этого документа. Поэтому ещё раз я хочу свои мысли повторить. Если есть и понятийный аппарат, и структура документа, утверждённые указом президента... а вы предлагаете: давайте мы это сейчас перельём в форму закона. Для чего? Не очень понятно. Если говорить о возможной корректировке понятийного аппарата, то с точки зрения и оперативности, и технологичности, как вы понимаете, корректировать указ президента можно более оперативно и более быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы добавить что-то Владимир Ильич. Пожалуйста, Колесников. Центральная трибуна. КОЛЕСНИКОВ В. И. Перестройка экономического базиса, которая была озвучена нашим президентом ещё в Красноярске в предвыборных его выступлениях, и потом дальнейшее разъяснение всего автоматически влечёт за собой изменение всей надстроечной составляющей, идеологии и так далее, в том числе вот этого архиважного инструмента по решению удивительных стратегических, архиважных для государства и общества задач. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Ильич. Улас Владимир Дмитриевич, пожалуйста. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю президента. Гарри Владимирович, безусловно, вопрос безопасности для любого государства является ключевым, и поэтому этот закон своевременный, но в нём, конкретизируя определённые функции Совета Безопасности и наделяя его особыми полномочиями, поскольку его решения выходят в виде указов президента, фактически никак не сформулированы требования к уровню членов Совета Безопасности. Вот вы здесь съёрничали по поводу того, чтобы курс молодого бойца в академии Генерального штаба проходить некоторым членам. А мне кажется, что некоторым из них и не помешало бы, тому же Сердюкову, да и Путину, пройти курсы в академии Генерального штаба. Может быть, тогда решений, которые наносят ущерб государственной безопасности, не было бы. Была бы космическая орбитальная станция "Мир" сегодня, сохранились бы стратегические базы на Кубе и во Вьетнаме - Лурдес и Камрань. И второй момент. Вот в этом законопроекте решение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваш комментарий, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Ну, здесь именно комментарий, потому что вопроса не было, была точка зрения. Первое. Я никогда не ёрничаю, ни в стенах Государственной Думы, ни за её пределами. Второе. Если ваши личные оценки являются вашими личными оценками, то не надо под этими оценками стараться подписать кого-либо ещё. Поэтому решение о том, каков состав Совета Безопасности, я об этом ещё раз говорил... Если вы полагаете, что ссылка на прямую норму Конституции - это ёрничанье, то, вы меня извините, я не знаю тогда, как охарактеризовать ваше выступление. Ну, пусть это остаётся на вашей совести. Поэтому повторяю, Совет Безопасности Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации. И поэтому можно, конечно, рассуждать о том, что вы больший радетель и более компетентны во всех вопросах, которые рассматриваются по этому направлению, но всё-таки, учитывая то, каким образом у нас происходят выборы Президента Российской Федерации и формируется Правительство Российской Федерации, смею вас заверить, что кадровые решения принимаются осознанно и обоснованно. Ещё раз повторюсь, я не ёрничаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. Уважаемый Гарри Владимирович, я приношу извинения, но вы не ответили на одну часть моего вопроса. Почему я настаиваю? Потому что в своё время я вносил законопроект о Совете Безопасности, он был отклонён. Считаете ли вы, что всё-таки необходим отдельный закон о Совете Безопасности, или полагаете, что все положения нашли отражение в этом законопроекте? Это один момент. И второй момент. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИЛЮХИН В. И. Не буду больше выступать. О контрольной функции Совета Безопасности тоже надо бы подумать - за принятыми решениями именно. И ещё одно пожелание. Посмотрите на правовой статус руководителей двух наших палат. Правовой статус - участие только с совещательным голосом. Он не может давать гарантии за всё законодательное собрание, то есть за всю Думу, за Совет Федерации. Это серьёзные вопросы, надо снять все сомнения здесь. Спасибо. МИНХ Г. В. Действительно, я, видимо, упустил ответ на этот вопрос. Но я бы ответил следующим образом. В этом законопроекте, как и в действующей редакции, предусмотрено, что Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Это и в действующей редакции, и в этом законопроекте. Если мы действующую схему сейчас повторяем - а мы её предлагаем повторить, - то специального закона, как вы понимаете, о Совбезе не нужно. Базовые положения здесь есть, вопрос компетенции президента относительно утверждения Положения о Совете Безопасности Российской Федерации здесь есть. Кроме того, хочу подчеркнуть, что в принципе, действительно повторюсь, базовые положения о статусе Совбеза, которые закреплены в указе президента, изложены сейчас на уровне федерального... ну, пока проекта федерального закона. Поэтому, на мой взгляд, специального дополнительного, отдельного закона на эту тему не требуется. Говоря о правовом статусе председателей палат Федерального Собрания, так же как и всех других членов Совета Безопасности, в том числе и постоянных, - а они входят в число постоянных членов Совета Безопасности, - они все, в целом Совет Безопасности имеет один, совещательный голос. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, у нас осталось пять минут. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Раз, два, три, четыре выступления, два - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я вижу одного желающего от КПРФ, одного - от ЛДПР и двоих - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Может быть, всё-таки по одному выступлению от фракции? Есть другое предложение. Если "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на двух выступлениях, тогда я вынужден поставить на голосование. Не настаивает - значит, одно выступление. Спасибо. Давайте начнём, у нас есть три минуты. Пожалуйста, Куликов Александр Дмитриевич. Если он не уложится, мы продолжим после перерыва. КУЛИКОВ А. Д. Я постараюсь не задерживать коллег перед обедом, вернее, перед завтраком вторым. Я, уважаемые коллеги, должен заявить совершенно определённую позицию фракции, заключающуюся в том, что, признавая в целом необходимость существенно изменить роль и статус Совета Безопасности в выработке внешней и внутренней политики Президента Российской Федерации в сфере безопасности, вместе с тем мы хотим сказать, что концепция этого законопроекта не отвечает заявленной цели, поскольку та часть законопроекта, его нормы, которые регулируют предмет деятельности, полномочия, функции, задачи в сфере безопасности, на самом деле значительно хуже действующего закона. И в этом смысле мы ещё раз отмечаем скороспешность по этому законопроекту, который не был проработан соответствующим образом депутатами Государственной Думы, однако внесён на рассмотрение на пленарном заседании. Качество законопроекта в такой сфере, как безопасность государства, общества и человека, крайне важно для того, чтобы мы могли скоропалительно принимать его. Это первое. Второе. Сам Совет Безопасности. Безусловно, те критические замечания, которые поступили в части формирования этого органа действующим Президентом Российской Федерации, крайне важны и должны быть отражены в законопроекте. Мы считаем, позиция нашей фракции заключается в следующем. На первом этапе, сегодня, мы воздержимся от голосования, но полностью готовы работать вместе для того, чтобы все недостатки - и принципиальные, и концептуальные, - которые заложены в законопроекте, устранить ко второму чтению. И в том случае, если наши предложения будут внесены в законопроект, мы готовы будем его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичное выступление.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2814 по 2967 из 7339
И вот теперь мы возвращаемся к незавершённому вопросу. У нас второе выступление. Рохмистров от фракции ЛДПР среди записавшихся. Ой, Луговой. Да, извините, Луговой. Просто он сел на ваше место, Максим Станиславович. Нет разве? На своём сидит? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Похожи? Клонирование во фракции. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает принятие закона "О безопасности". Вместе с тем, Гарри Владимирович, то обсуждение, которое сейчас состоялось, свидетельствует о том, что к этому закону все весьма серьёзно относятся, потому что порядка десяти, наверное, вопросов сопровождались комментариями. Рамочно хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты, так как, безусловно, во втором чтении законопроекта "О безопасности" мы весьма подробно обсудим те уточнения, которые будут предложены. Безусловно, этот закон принимается под президента, потому что президент в первую очередь у нас несёт глобальную ответственность за безопасность граждан России. Мы за то, чтобы всё, что касается безопасности, было максимально централизовано и субординированно, для того чтобы решения, которые нужно принимать в вопросах безопасности, принимались быстро, решительно, твёрдо, мгновенно и без соплежуйства. В этой связи, конечно, мы поддерживаем то, что полномочия президента в вопросах безопасности носят, по сути, безграничный характер. В то же время у каждого выступавшего было всё-таки предложение подумать над тем, как в вопросах безопасности усилить роль Государственной Думы, потому что вот эта одна фраза: "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности", - она, как вы правильно говорили, даже в детском саду всем известна. В этой связи мы считаем, что не совсем правильно, когда Федеральное Собрание в Совете Безопасности представляют только Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы. Учитывая, что это совещательный орган, я считаю, можно было бы подумать над тем, чтобы постоянными членами Совета Безопасности были руководители всех парламентских партий. Это только будет способствовать формированию решений президента, а именно для этого и создан Совет Безопасности - для принятия тех или иных решений. Далее. Раз уж мы говорим о Совете Безопасности, я считаю, что всё-таки здесь должен быть отдельный закон. Безусловно, нам никто не мешает заниматься дальнейшим законотворчеством. Может быть, в последующем, после принятия этого закона, стоит об этом подумать? Также считаю не совсем правильным давать только президенту возможность определять постоянных членов Совета Безопасности. Может быть, есть смысл в самом законе прописать, кто может быть постоянным членом Совета Безопасности? Если просто членом Совета Безопасности - пожалуйста, пусть решение принимает президент. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что на самом деле нет никакого противоречия в том, что Совет Безопасности является совещательным органом и в то же время его решения являются обязательными, потому что в законе прямо прописано, что после принятия решения Советом Безопасности оно утверждается президентом. Другое дело, надо прописать, что президент не просто утверждает, а утверждает своим решением. Кроме того, хотел бы обратить внимание на то, что в статье "Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности" достаточно подробно прописано, что стоит задача защиты граждан Российской Федерации и их интересов за рубежом. Может, здесь стоит обратить внимание и на то имущество, которым они владеют за рубежом, потому что есть уже мировые прецеденты. Ещё раз подчёркиваю: есть предложение поддержать законопроект "О безопасности". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Горячева, она продолжает своё начатое выступление. ГОРЯЧЕВА С. П. Я хотела бы вернуться к статье 9 законопроекта. Почему-то здесь мы указываем, что Государственная Дума принимает законы в области безопасности, хотя это записано в законе о статусе депутата и в самой Конституции, но забываем сказать о том, что та же Государственная Дума утверждает бюджет и в какой-то степени через отчёт об исполнении бюджета контролирует расходование бюджетных средств. Это почему-то выброшено. И я не знаю, почему, Гарри Владимирович, вы не понимаете, что нужно делать. Не могу не сказать ещё о статье 9. Посмотрите, это у нас уже третий вариант закона в этой части. Первый был в 1992 году, первая редакция, там была обозначена очень сильная роль парламента - никому это не мешало. Второй вариант был после принятия Конституции, там были обозначены серьёзные права регионов: они тоже имели право принимать участие в заседаниях Совета Безопасности и влиять. Теперь же мы... Вот этот вариант, он действительно - тут уже говорилось - под президента подготовлен. Не в том ли наши беды сегодня, Российской Федерации? Монополизируя очень сильно власть, не предусматривая жёсткой ответственности, мы потом получаем обратный результат. То же самое по статье 10. Я не случайно говорила о том, что правительство может обеспечить федеральные органы власти необходимыми средствами для решения вопросов безопасности только в рамках федерального бюджета. Почему я настаиваю на том, чтобы всё же это было учтено и здесь указано? Потому что... Посмотрите, что происходит сегодня у нас: горит вся Россия, вся Россия горит! Выделяются огромнейшие средства на строительство жилых домов. Да, это нужно делать, мы понимаем, что не люди виноваты в том, что произошло. Это тоже часть безопасности нашей. Но почему не собрали парламент, почему не пригласили депутатов? Почему мы не знаем, откуда берутся средства на строительство домов, кто утвердил эти средства и из какой статьи бюджета это сделано? Почему сегодня всё это делается тайно? Только потому, что, мне кажется, правительству нашему всё больше и больше нравится распределять средства, так скажем, келейно, подальше от парламента. А мы, к сожалению, очень часто, принимая законы, свою главную функцию - контроль за финансовыми расходами при утверждении бюджета, при заслушивании отчётов - как раз не исполняем и всё больше идём по такому пути: даём вот эти бесконтрольные непрозрачные полномочия правительству. Этого делать нельзя, тем более по вопросам безопасности. И наконец, Гарри Владимирович, вы совсем не ответили на третий вопрос, который я вам задавала, маленький: почему бы нам в статье 15 не перечислить постоянных членов Совета, которые там должны присутствовать? Наверное, это министр обороны, это руководитель ФСБ, это руководитель МВД, это председатели палат. Наверное, это так, и, наверное, президент придёт к этому, но почему это нужно делать не в законе, а каким-то отдельным актом президента? Мне кажется, было бы правильно это сделать именно в законе. А если президенту придёт в голову, что министр обороны не должен участвовать в разработке доктрины национальной безопасности? Формально по закону может это сделать, но мы-то, законодатели, должны это предотвратить. Поэтому мы считаем, что нужно обязательно указать в статье 15 всех постоянных членов Совета Безопасности, которые будут работать. Может быть, не постоянных, просто членов Совета Безопасности можно не указывать, но постоянные члены должны быть здесь перечислены. И мне кажется, что и ответственность Совета Безопасности тоже должна быть предусмотрена в этом законопроекте, а то они собираются, заседают, вырабатывают доктрины, а потом, извините, у нас по всей России стреляют, горят пожары, а отвечать-то некому. Так давайте тогда и ответственность предусмотрим очень серьёзную в том случае, если Совет Безопасности не сработает в национальных интересах. Вот это наши предложения. Мы будем свободно голосовать в первом чтении. Если наши предложения будут учтены, мы готовы проголосовать во втором чтении за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. МИНХ Г. В. Я просто хотел напомнить Светлане Петровне, что я ответил на её вопрос: есть норма Конституции о том, что президент формирует Совет Безопасности. И поэтому если мы - повторюсь ещё раз - обозначим круг лиц, которые по должности входят в Совет Безопасности, то у президента будет техническая возможность просто фамилии назвать тех лиц, которые занимают соответствующие должности. Об этом я говорил, но так как не все услышали, вынужден повторить это ещё один раз. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Ильич Колесников настаивает на заключительном слове? Нет. Представитель правительства? Не настаивают на участии в дискуссии. Коллеги, завершаем обсуждение данного вопроса, это пункт 9 нашей повестки дня, и выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5992 по 6008 из 7339
Пункт 9. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О безопасности". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 03 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.