Заседание № 202

22.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 408095-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1125 по 1142 из 7375
И второе было предложение: включить проект федерального закона № 408095-5 -     
это поправки в КоАП - сегодня для рассмотрения во втором чтении. Это            
предложение надо проголосовать.                                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            9 чел.2,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3626 по 3691 из 7375
У нас есть дополнительный вопрос, который мы внесли сегодня в повестку дня. О   
проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях" докладывает Александр Петрович   
Москалец.                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Подготовка        
данного законопроекта ко второму чтению велась столь интенсивно, при активном   
участии всех сторон законодательного процесса, что в целом мы выходим с таким   
текстом закона, который в какой-то мере по уровню качества даже превосходит     
базовый закон о торговой деятельности. Кроме предложений, направленных на       
более чёткое и понятное практическое применение закона, мы предлагаем           
поддержать и вопрос об увеличении штрафных санкций в отношении юридических      
лиц, занимающихся торговой деятельностью, с 1 до 5 миллионов рублей. В целом,   
мы полагаем, к началу договорной кампании мы сформировали понятный перечень     
новых требований.                                                               
                                                                                
На законопроект поступило двадцать девять поправок, из них двадцать три мы      
рекомендуем принять и шесть отклонить. Правовое управление своё заключение      
нам представило. И в связи с изложенным Комитет по конституционному             
законодательству и государственному строительству рекомендует утвердить         
таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 включает в себя двадцать три           
поправки. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте.           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица 2 - шесть отклонённых поправок. Есть замечания? Ставлю на голосование   
таблицу 2. Голосуйте.                                                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим на "час голосования" законопроект во втором чтении.                     
                                                                                
Центральная трибуна.                                                            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен в полном объёме к    
рассмотрению в третьем чтении, и комитет просит вынести его на "час             
голосования" для окончательного решения.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть готовность рассмотреть законопроект в третьем        
чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на    
голосование в третьем чтении.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6082 по 6113 из 7375
У нас был дополнительный вопрос - о проекте федерального закона "О внесении     
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Ставлю его на голосование во втором чтении.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставлю его же на голосование в третьем чтении. Голосуйте.                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 192

16.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 408095-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за нарушение законодательства о торговой деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4186 по 4432 из 8182
Переходим к пункту 24. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Есть          
официальное письмо от представителя ФАС с просьбой доверить доклад по данному   
вопросу начальнику Управления контроля социальной сферы и торговли службы       
Нижегородцеву Тимофею Витальевичу. Нет возражений? Нет. О проекте               
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Пожалуйста, Тимофей Витальевич.                                                 
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В., начальник Управления контроля социальной сферы и торговли   
Федеральной антимонопольной службы.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в прошлом году, в декабре, был принят 381-й закон - "Об      
основах государственного регулирования торговой деятельности...", который       
установил в статьях 9, 13, 14 и 15 определённые требования к правоотношениям,   
возникающим в этой сфере между поставщиками и торговыми сетями, и,              
соответственно, те поправки, которые мы представляем, направлены на охрану      
этих требований, на то, чтобы гарантировать выполнение этих требований          
сторонами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере торговли.   
                                                                                
Теперь коротко по предлагаемому законопроекту. В законопроекте предлагается     
дополнить главу 14 "Административные правонарушения в области                   
предпринимательской деятельности" дополнительными статьями, которые             
устанавливают составы административных правонарушений и направлены на охрану    
требований.                                                                     
                                                                                
Статья, касающаяся антимонопольных требований к участникам торговой             
деятельности, состоит из трёх больших частей. В первой части статьи             
устанавливается запрет на дискриминацию в этих правоотношениях, вторая часть    
касается навязывания условий, недопустимых в соответствии с законом "Об         
основах государственного регулирования...", и соответственно в ней              
устанавливаются санкции за навязывание условий. Третья часть касается того,     
что устанавливаются санкции за заключение договоров комиссии, запрещённых       
законом, между поставщиками и торговыми сетями или применение элементов         
договоров комиссии в тех договорах, которые заключаются.                        
                                                                                
Устанавливаются также санкции за нарушение требований по раскрытию сторонами    
информации об условиях заключения соглашений и отбора контрагентов при          
осуществлении предпринимательской деятельности в сфере торговли.                
                                                                                
Новеллами являются и нормы, которые устанавливают двусторонние санкции в        
отношении хозяйствующих субъектов, нарушающих требования, установленные         
статьёй 9 закона "Об основах государственного регулирования...", поскольку по   
смыслу статья 9 381-го закона устанавливает так называемое правило per se. В    
случае если эти нарушения, которые перечислены в представленных предложениях,   
содержатся в договорах, то предполагается, что наказываться будет и торговая    
сеть, и поставщик. Это связано с опасностью этих отношений для                  
неопределённого круга лиц, которые действуют на том же рынке, но могут          
устраняться с этого рынка такого рода соглашениями.                             
                                                                                
В целом мы считаем, что этот законопроект очень важен, поскольку                
соответствующие нормы 381-го закона вступили в силу с 1 июля, но до сих пор     
соответствующих санкций в КоАП не было и нет, и при осуществлении               
мониторинга, который проводит Федеральная антимонопольная служба, мы видим      
по-прежнему повсеместное нарушение торговыми сетями и поставщиками              
требований, установленных 381-м законом. Без установления санкций и в           
дальнейшем соответствующие положения 381-го закона работать не будут.           
                                                                                
В связи с этим я обращаюсь к вам с просьбой поддержать эти предложения в        
первом чтении и доработать их при подготовке законопроекта ко второму чтению,   
если будут вопросы.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Александр Петрович Москалец сделает содоклад от комитета.                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Хотя в полную     
силу Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой      
деятельности в Российской Федерации" стал действовать с 1 июля текущего года,   
мы полагаем, что абсолютно правильно поступило Правительство Российской         
Федерации, когда уже 16 июля текущего года направило на наше рассмотрение       
проект федерального закона об установлении административной ответственности     
за нарушение законодательства о торговой деятельности. При этом я хотел бы      
обратить внимание уважаемых депутатов на то обстоятельство, что предлагается    
не что-то изменить, а именно дополнить Кодекс об административных               
правонарушениях одиннадцатью новыми нормами. Не путать со статьями, именно      
нормами. Очевидно, что эти нормы обеспечивают гарантии исполнения, по сути,     
всех установок и требований базового федерального закона о торговой             
деятельности и устраняют правовой пробел в данной области. Также следует        
отметить, что предлагаемый законопроектом подход позволит иметь                 
сформированную, внутренне логичную и взаимоувязанную комплексную систему        
противодействия попыткам недобросовестного исполнения законов, регулирующих     
вопросы торговли.                                                               
                                                                                
Рассматривая данный законопроект на заседании комитета, мы выразили свою        
благодарность тем депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации,     
которые хотя сегодня и отзывают свой законопроект по этой же теме, но при       
этом вполне своевременно выразили своё мнение по этому вопросу. При этом мы     
надеемся, что они примут активное участие в подготовке рассматриваемого         
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Учитывая важность, а также своевременность данного законодательного             
предложения, Комитет по конституционному законодательству и государственному    
строительству рекомендует вам рассматриваемый законопроект принять в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Запишитесь, пожалуйста.     
Обращаю ваше внимание, что осталось семь минут до перерыва.                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, восемь человек, все хотят задать, все настаивают.                          
                                                                                
Депутат Драганов, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Александр Петрович хвалил правительство. Я тоже считаю, что в былые времена     
запаздывали ещё больше, хотя справедливости ради нужно сказать, что депутаты    
ещё на стадии подготовки 381-го закона полтора года назад предлагали            
правительству параллельно готовить этот законопроект. Ну, хорошо, что он        
внесён.                                                                         
                                                                                
У меня вопрос к авторам. Какие критерии были положены в основу оценки и         
введения запретов, ограничений, санкций и по дискриминации, и по навязыванию    
условий, и по договорам комиссии - по всем одиннадцати нормам, которые, как     
правильно было сказано, являются новеллами. Это что, аналогии, это изучение     
практики или это пока ещё не апробированные?.. (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте на вопрос. Вопрос понятен?          
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Да, вопрос понятен, но он относится больше к моменту         
принятия 381-го закона. Почему? Потому что изменения в КоАП предлагаются в      
охрану тех запретов, которые установлены 381-м законом.                         
                                                                                
Что касается тех запретов, которые были установлены 381-м законом, принятым в   
конце декабря прошлого года, то они основывались, во-первых, на проверках,      
которые проводила Федеральная антимонопольная служба (было проведено много      
проверок), во-вторых, на изучении международной практики в этом вопросе.        
Сейчас ФАС России, взаимодействуя с антимонопольными органами других стран,     
видит, что в международной практике эти вопросы рассматриваются и решаются      
похожим образом. В этом смысле наш 381-й закон достаточно современен.           
                                                                                
И последнее. Безусловно, эти требования и запреты были основаны на практике     
антимонопольного регулирования в Российской Федерации, для того чтобы быть      
комплементарными и не противоречить друг другу.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Яровая.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Тимофей Витальевич, действительно, вместе с Федеральной               
антимонопольной службой мы очень активно работаем в составе комиссии, которую   
возглавляет Виктор Алексеевич Зубков. И нужно сказать, что, приняв закон о      
торговле, мы приложили максимум усилий к тому, чтобы появился законопроект,     
который мы рассматриваем сегодня. Но для нас принципиально важно знать,         
готовы ли вы ко второму чтению пересмотреть вашу позицию в части того, чтобы    
вступление в силу закона не имело никаких отсрочек. Мы полагаем, что            
совершенно недопустимо... И так уже достаточно долго закон существует без       
обеспечения административной ответственности, и любое продление в этом смысле   
ничем не может быть оправдано.                                                  
                                                                                
Поясните, пожалуйста.                                                           
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Да, мы готовы к тому, чтобы вот этот переходный период       
убрать. Тем более что 381-й закон вступал в силу в два этапа: первый этап -     
вступление в силу основных положений - с 1 февраля, а запреты, с которыми       
связаны изменения в КоАП, вступили в силу с 1 августа. Поэтому у всех без       
исключения компаний, действующих на рынке, были возможности привести в          
соответствие свою договорную практику.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Тимофей Витальевич, уже три с половиной месяца действует закон   
о торговле, и там есть статья, в которой оговорено, что, если в течение         
месяца цены подскочили более чем на 30 процентов, государство может вмешаться   
и ограничить их сроком на три месяца. Вот в этом зале нас заверяли наши         
коллеги и представители правительства, что, как только закон вступит в силу -   
а эти нормы вступили в силу три с половиной месяца назад, - они будут           
наводить порядок в этом вопросе.                                                
                                                                                
Уже в тридцати семи регионах - информация такая проходит - есть примеры,        
когда цены поднимаются более чем на 30 процентов. У нас на Улофа Пальме         
гречка около 100 рублей стоит. Три с половиной месяца - и никаких мер не        
принимается! Как же тогда понимать заверения, обещания, которые нам давали      
перед принятием закона о торговле, - о том, что с момента его полного           
вступления в силу всё пойдёт полным ходом? Не повторится ли опять подобная      
ситуация? Вот сегодня говорят: да, вот примем эти нормы, и всё будет в          
порядке, а потом окажется, что ещё на три месяца, и ещё на три месяца, а        
народ-то не может покупать нужные продукты. Где гарантия того, что это          
заработает сразу и будет под контролем государства?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Что касается нормы, которая предполагает вмешательство       
правительства, возможность вмешательства правительства в ценообразование при    
определённых случаях роста цен, то правительством принято соответствующее       
постановление, Минэкономразвития проводит постоянный мониторинг, взвешивая      
все обстоятельства этих повышений. И в связи с этим, собственно говоря,         
правительство и не принимало решения вмешиваться, поскольку обстоятельства      
были таковы, что, по мнению правительства, этого не требовалось. И сейчас,      
как известно, и цены на гречку пошли вниз, и выравниваются цены на другие       
продукты.                                                                       
                                                                                
Что касается санкций, которые предлагаются, то они... это новое                 
законодательство, новое отраслевое законодательство, которое принято было в     
прошлом году, соответственно, те штрафы, которые предлагаются, носят            
превентивный характер. После принятия поправок, вот этих изменений в Кодекс     
об административных правонарушениях, мы продолжим проведение мониторинга,       
продолжим обобщать судебную и административную практику применения этих норм    
и санкций и в том случае, если мы увидим, что предложенные размеры штрафов и    
предложенные составы не останавливают правонарушения в этой сфере, мы,          
конечно, обратимся в установленном порядке в Государственную Думу с             
предложением о модернизации этих норм и представим в виде приложения            
результаты мониторинга. Но это уже скорее задача будущего, нежели настоящего.   
Нужно, чтобы заработали эти нормы, для того чтобы начала формироваться          
практика.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос - Звагельский.                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос к Тимофею Витальевичу.                                            
                                                                                
Уважаемый Тимофей Витальевич, вы правильно сказали, что ФАС в рамках своей      
деятельности выявляет значительное количество нарушений законодательства о      
торговой деятельности в части дискриминационной практики торговых сетей по      
отношению к поставщикам. Я, как руководитель федеральной комиссии "Народный     
контроль", о которой вы хорошо знаете, постоянно получаю сведения о новых       
механизмах, используемых ритейлерами для обхода существующих норм закона, -     
это и принуждение к занижению цены, и принудительная реклама и так далее. Как   
ФАС предполагает бороться с этими новыми механизмами и планируете ли вы         
вносить дополнительные поправки в существующий закон?                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Да, мы проводим, повторяю, мониторинг выполнения норм        
закона. У нас сейчас накапливается соответствующая практика, мы её планируем    
обобщить после Нового года. Соответственно, что касается объективизации и       
уточнения норм 381-го закона, то, я думаю, сразу после Нового года мы будем     
готовы в рамках комиссии, которую возглавляет Виктор Алексеевич Зубков, а       
также с депутатским корпусом начать обсуждение наиболее острых проблем,         
которые связаны именно с объективизацией и уточнением этих норм.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7194 по 7490 из 8182
Мы с вами не завершили ещё рассмотрение 24-го вопроса. Среди записавшихся       
депутатов есть ли желающие задать вопрос? Озвучу: Таранин, Бесчётнов,           
Зырянов, Плахотников.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Бесчётнов Константин Викторович.                                    
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В. Вопрос к Тимофею Витальевичу.                                   
                                                                                
Уважаемый Тимофей Витальевич, вы сегодня выступаете от имени Правительства      
Российской Федерации. Как известно, госрегулирование может осуществляться       
двумя основными инструментами: либо административным, либо экономическим. То,   
что мы сегодня обсуждаем, - это яркая иллюстрация административных методов.     
Но, как известно, экономическими методами, особенно если они вместе с           
административными действуют, можно совершенно точно добиться многого -          
увеличения конкуренции, снижения цен, то есть можно решить как раз ту самую     
задачу, которую мы хотим решить, то есть увидеть, что цены на продовольствие    
в магазинах стали ниже. Так вот какие действия, экономические методы            
регулирования предполагает осуществлять Правительство Российской Федерации в    
отношении торговых сетей?                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Спасибо.                                                     
                                                                                
Кодекс об административных правонарушениях - это, скорее, не административные   
методы регулирования, а некая охрана тех требований законодательства, которые   
мы с вами обсуждали.                                                            
                                                                                
Что касается экономических методов регулирования, снижения цен, то в том же     
381-м законе есть известная статья 14, которая охраняет конкуренцию на          
локальных рынках. Как известно, в этой статье есть ограничение на превышение    
доли объёма в 25 процентов в границах муниципального района, городского         
округа. Это решение носит инфраструктурный характер, способствует охране и      
защите конкуренции на локальных рынках и предполагает наличие на этих           
локальных рынках минимум четырёх компаний, которые, конечно же, для             
сохранения доходов будут конкурировать между собой и по цене, и по качеству     
обслуживания населения. Кстати, эта норма уже начала работать, и мы уже         
рассмотрели первые ходатайства от крупных компаний.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Плахотников Алексей Михайлович.                                     
                                                                                
ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня к Тимофею Витальевичу вопрос.                                            
                                                                                
Тимофей Витальевич, мы в рамках проекта "Народный контроль" партии "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" провели уже сотни проверок, и главная проблема, вот то, о чём вы        
сейчас говорили, - это размер штрафных санкций. Потому что всё-таки             
супермаркет отличается от магазина шаговой доступности или от маленького        
магазина, которым владеет наш малый бизнес, и вводить одинаковые штрафные       
санкции, я думаю, на сегодняшний день не очень правильно. Как вы считаете?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
НИЖЕГОРОДЦЕВ Т. В. Спасибо за вопрос.                                           
                                                                                
Особенностью правоотношений, возникающих между торговыми сетями и               
поставщиками продукции, является так называемая рыночная власть, которая        
формируется в торговых сетях. В этом смысле при проведении многочисленных       
проверок в отношении и крупных, и мелких, и средних компаний, ну, во-первых,    
мы ни разу не получали жалоб со стороны поставщиков на малый и даже средний     
бизнес, а во-вторых, мы ни разу не обнаружили в договорах небольших торговых    
предприятий, которые мы смотрели, каких-либо дискриминационных или              
злонамеренных действий в отношении поставщиков. Это говорит о том, что так      
называемой рыночной силы у представителей малого и среднего торгового бизнеса   
не хватает, её недостаточно, для того чтобы навязывать какие-либо               
дискриминационные условия поставщикам. То есть это является барьером.           
Во-вторых, штрафы у нас хоть и фиксированные, но дифференцированные. И          
в-третьих, речь идёт о том, что эти штрафы налагаются за нарушения. Это не      
является каким-то административным давлением, это является охранительной        
мерой, ясным сигналом для всех компаний, что нарушать требования закона не      
следует. Если вы не нарушаете требования закона, то никакие штрафные санкции    
на вас, конечно же, налагаться не будут.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость у кого-то выступить? Одна рука, две. Уважаемые коллеги,   
запись завершили: Федоткин Владимир Николаевич и Рохмистров Максим              
Станиславович.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, данный законопроект не может работать сам     
по себе, он практически может работать только вкупе с законом о торговле, как   
бы доводить его до кондиции. Вообще, о том, что нужно остановить беспредел в    
вопросах ценообразования, говорится давно в стенах Государственной Думы,        
наверное, столько, сколько она существует. В десятки, а то порой даже в сотни   
раз возросли цены на те или иные товары и услуги, пока власти всех уровней      
разводят руками и обещают принять какие-то меры.                                
                                                                                
Я напомню, что мы приняли в первом чтении законопроект о торговле, который      
вот данный законопроект доводит до реального воплощения в жизнь, 11 сентября    
прошлого года, 18 декабря - в окончательном варианте. Год прошёл. Помните,      
сколько хороших речей было произнесено в этом зале о том, что пора пойти        
навстречу народу, пора регулировать цены, пора уменьшить нагрузки и так         
далее, и так далее? Год прошёл, что изменилось? А ведь тогда мы,                
депутаты-коммунисты, наша фракция, голосовали против и говорили, что сам по     
себе закон пустой, он ничего не даст в данном варианте. К сожалению, вот год    
прошёл, и мы это снова с вами получили.                                         
                                                                                
Конечно, нужно определённые шаги делать в плане ужесточения мер к тем, кто      
поднимает постоянно цены на товары и услуги и таким путём уходит от кризиса.    
Кризис касается всех, кроме тех, кто работает на фондовом рынке и в сфере       
торговли. Но тем не менее, на мой взгляд, данный законопроект не сработает по   
нескольким причинам. Вы помните, что в статье 8, часть 5, закона о торговле     
указывается, что если розничные цены на товары увеличиваются более чем на 30    
процентов, то государство может вмешаться в данный процесс ценообразования и    
на срок не более чем девяносто дней своим волевым решением изменить,            
уменьшить данные цены. Тридцать семь субъектов Российской Федерации сегодня     
подвержены болезни роста цен более чем на 30 процентов, иногда даже в три       
раза - не то что нет конкретных мер, даже попыток этого нет. Возникает вопрос   
тогда: а данные меры будут использоваться или останутся только у нас на         
бумаге? Я боюсь, что они останутся только на бумаге.                            
                                                                                
Как можно уйти от этого законопроекта? Цены растут не потому, что этого хотят   
сами товаропроизводители или продавцы, растёт себестоимость. Мы сейчас только   
рассматривали законопроект о повышении НДПИ на нефть, естественно, это          
скажется на цене всех товаров, однозначно. Стоимость электроэнергии за 2000-е   
годы в семь раз возросла, отопления - в девять раз, газа - в восемь раз.        
                                                                                
Вот они, причины роста, и мы тут ничего не сможем сделать, никакие меры         
ужесточения не помогут. Всё равно будет расти себестоимость и будет расти       
цена, но это объективно. Закон существует, а сделать-то мы ничего не можем.     
                                                                                
Ну и третий пример. Постановлением правительства № 530 от 15 июля этого года    
установлен перечень социально значимых товаров, на которые вот данный           
законопроект, который мы сейчас будем голосовать, будет распространяться. Но    
это двадцать четыре социально значимых товара, а их несколько тысяч! Уменьшив   
цену вот на эти двадцать четыре товара, можно по другим товарам увеличить в     
разы цену и быть безнаказанным, и никто тебя за руку не возьмёт, и никто тебя   
не накажет.                                                                     
                                                                                
Кроме того, вот ту тридцатипроцентную наценку, о которой говорится в статье     
8, часть 5, можно обойти, установив не 30, а 29 процентов, и данный закон, "О   
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях", тоже нельзя будет применять. Поэтому, конечно, нужны меры     
ужесточения, безусловно. Просто народ вымирает, потому что не может нормально   
питаться, 10 процентов, вот в зале звучали цифры, голодают, а 30 процентов      
постоянно недоедают, 70 процентов населения испытывают белковый дефицит. Но     
надо начинать, наверное, всё-таки не с этого законопроекта, а менять базовый    
закон о торговле, вариант которого наша фракция в своё время предлагала, его    
не поддержали. Приняв данный закон, который сегодня, наверное, мы поддержим     
все вместе, мы ещё раз упрёмся в базовый закон о торговле. Нам придётся его     
менять, иначе цены как росли, так и будут расти. Законы будут, но торговля      
будет жить по своим порядкам. А в итоге кто будет крайний? Да простой           
человек, который, имея, ну, нищенскую буквально пенсию, нищенскую зарплату,     
просто-напросто будет недополучать продукты, недополучать товары и,             
соответственно, просто умирать. Вот какой, наверное, будет результат.           
Поэтому, мне кажется, закон этот хорош, но вкупе с изменением базового закона   
о торговле, в том варианте, в котором дала его в своё время фракция КПРФ. Вот   
тогда он будет работать в полном объёме.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Я постараюсь коротко.                                          
                                                                                
Проблема не в том, будем мы назначать штрафы или не будем назначать штрафы.     
ФАС у нас - это всем понятно - волк, который не только без зубов, но и          
гавкать громко не умеет. Поэтому принимаем или не принимаем мы этот закон,      
проблема в том, что закон о торговле у нас мёртвый, он не работает, и сегодня   
представитель ФАС ещё раз нам это подтвердил. А мёртвому вы хоть припарки       
делайте, хоть горчичники ставьте, он всё равно не оживёт. Поэтому все эти       
припарки и горчичники не смогут оживить мёртвый закон, нам надо возвращаться    
к тому закону, который мы с вами принимали и который не работает и работать     
не может.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость у докладчика выступить с            
заключительным словом? Нет.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я Логинову Андрею Викторовичу предоставляю слово.            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, у нас в повестке на фиксированное время        
стоят четыре законопроекта, но принято решение заслушать их с одним докладом    
- официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя        
министра финансов Шаталова. Это налоговые законопроекты, их рассмотрение и      
принятие обусловлено необходимостью принятия бюджета на следующий год, и        
принимать их надо на этой неделе. Просьба сегодня рассмотреть эти вопросы.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение завершить рассмотрение 24-го вопроса,    
после этого заслушать доклад по 31, 32, 33 и 34-му вопросам (это будет один     
доклад), соответственно рассмотреть эти законопроекты, проголосовать по ним и   
на этом завершить сегодняшнюю работу.                                           
                                                                                
Я ставлю на голосование это предложение. Кто за?                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Яровая Ирина Анатольевна.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Борис Вячеславович, дело в том, что, когда вы задали     
вопрос, кто желает выступить, была поднята рука. Я прошу прощения, вы,          
видимо, не заметили. Я прошу предоставить мне возможность по законопроекту,     
который мы сейчас обсуждаем, высказать позицию.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, высказывайте, в рамках отведённого        
времени на выступление.                                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаемый сегодня правительством законопроект является    
результатом того компромисса, который был найден в рамках работы                
правительственной комиссии, которую возглавляет Виктор Алексеевич Зубков.       
Несомненно, это продолжение той работы, которую мы начали в рамках разработки   
законопроекта о регулировании торговой деятельности. Кто бы и что бы сегодня    
ни говорил, мы можем смело констатировать тот факт, что именно благодаря        
закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности..."     
мы сегодня имеем рост цен значительно ниже, чем он мог бы быть. И та работа,    
тот мониторинг, которые мы ведём в регионах, показывает, что закон реально      
помог отечественному производителю, что закон сегодня создал дополнительные     
условия для того, чтобы именно региональный производитель имел доступ в         
торговые сети. Но мы, разрабатывая и принимая закон "Об основах                 
государственного регулирования торговой деятельности...", изначально            
прекрасно понимали, что необходимо наличие административной ответственности,    
которая бы носила профилактический, превентивный характер, по отношению к       
субъектам, обладающим большой экономической силой.                              
                                                                                
Мы отозвали свой альтернативный законопроект, в том числе об административной   
ответственности, когда пришли к принципиальному соглашению, и я думаю, что ко   
второму чтению эти позиции будут, несомненно, учтены. Первое. Уровень           
ответственности необходимо повысить, исходя из того что выгода, которую         
предполагает получить нарушитель, безусловно, не должна быть выше уровня        
самой ответственности, потому что тогда вообще теряются роль и значение         
установления ответственности и она будет носить неэффективный характер.         
                                                                                
Второе, и это тоже принципиально и важно. Закон должен вступить в силу в        
установленном порядке без сокращения, без увеличения сроков, потому что тот     
вариант увеличения срока, пролонгации его, который предлагается в               
законопроекте, создаст дополнительные условия для новых правонарушений.         
                                                                                
И конечно же, мы полагаем, что сегодня ответственность должна наступать за      
виновные действия. Мы ни в коей мере не можем согласиться, и мы рады, что и     
правительство нас поддерживает, и Федеральная антимонопольная служба... Не      
может наступать ответственность в ситуации, когда поставщик фактически          
вынужден заключать договор по принуждению сети при наличии дискриминационных    
практик. В этом случае он, отвечая по закону, будет нести ещё и штрафные        
санкции, и, таким образом, будет происходить двойное взимание.                  
                                                                                
Мы полагаем, что в целом предлагаемая сегодня правительством политика           
регулирования продовольственного рынка, обеспечения ценообразования             
способствует максимальной защите интересов нашего отечественного                
производителя и интересов нашего населения, поэтому мы будем продолжать         
работу в рамках правительственной комиссии и предлагать поправки ко второму     
чтению. Надеемся, что в итоговом варианте они будут учтены.                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я обращаюсь к докладчику: есть ли необходимость в заключительном слове,         
Сергей Дмитриевич? Ой, прошу прощения, у нас другой докладчик... Нет.           
Москалец Александр Петрович? Не настаивает. Представители президента,           
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставлю на голосование проект федерального закона    
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях" в первом чтении.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.