Заседание № 200
О проекте федерального закона № 408064-5 "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (об установлении запрета на работу с детьми для лиц, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Клавдии Николаевны Новиковой. С места, пожалуйста. НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Законопроект прошёл необходимые экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступать по мотивам? Записывается Плетнёва Тамара Васильевна. Больше желающих нет. Выносим 4-й вопрос на "час голосования".
4-й вопрос. По мотивам записалась Плетнёва Тамара Васильевна. Включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я не буду долго занимать ваше внимание, я хочу сказать только следующее. Во второй Думе подобный законопроект вносился. Там, правда, перечень, который запрещал гражданам участвовать в работе школ, был гораздо шире и больше. В первом чтении он был принят, но почему-то потом этот законопроект куда-то делся и больше его не рассматривали, кому-то, видно, не понравился. Так вот, отмечаю, что у нас всегда, любой закон идёт как бы в хвосте тех событий, которые происходят. И наверное, если бы не сказал об этом президент, таких законопроектов, как тот, который мы сегодня рассматриваем и принимаем окончательно, не было бы. Нам всем следует задуматься над тем, почему у нас появилось такое страшное явление, как педофилия. Ну, я много лет работала в школе, у нас случаи были самые разные, и мы слышали о них, некоторые учителя избивали ребят, некоторые оскорбляли, некоторые вступали даже в половую связь, ну, как бы полюбовно, учительница молодая со старшеклассником, хотя это было недопустимо, судимых иногда принимали в школу, но вот слово "педофилия" тогда не звучало, его не было слышно. И вот сегодня в выступлении я просто некоторые статистические данные от комиссии Общественной палаты вам хочу привести. Правда, это данные за 2008 год, потому что за 2009-й у нас справочников не было (мы об этом говорили уже). Сто двадцать шесть тысяч детей подвергались сексуальным домогательствам за год, две тысячи из них погибли, а двенадцать с половиной тысяч пропали без вести. Задумайтесь над этими цифрами. 40 процентов всех вот этих домогательств сексуальных происходят в семье, как ни странно, это отчимы и даже, бывает, пьяные отцы и так далее. 20 процентов детей страдают от друзей семьи (в кавычках) - собутыльников, которые приходят. А 60 процентов - не выявляются данные. Почему все эти страшные явления в нашей жизни сегодня есть? Я так думаю, что прежде всего - это, конечно, наши средства массовой информации, Интернет, откуда дети информацию черпают и так далее. Я даже посмотрела медицинские записи. Не лечится это никогда, это утверждают наши учёные. Врачи говорят, что вот это стремление некоторых маньяков, идиотов - их назвать иначе нельзя - это никогда не лечится, сколько бы мы их ни сажали в тюрьму. Телевидение и Интернет дают возможность ребятам знать то, чего, в общем-то, в их возрасте знать совсем не надо или надо знать это в другом ракурсе, потому что половое воспитание предусматривает совершенно иные подходы. Пьянство - мы о нём уже говорили. И всё это распространение пива среди школьников - всё это приводит к тому, что они... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 408064-5 "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (об установлении запрета на работу с детьми для лиц, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних; принят в первом чтении 22 октября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
И мы переходим к законопроектам второго чтения. Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Второе чтение, то есть будем рассматривать таблицы поправок. Я приглашаю на трибуну Клавдию Николаевну Новикову. НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен комитетом ко второму чтению. Подготовлены две таблицы поправок к законопроекту. В таблице 1, рекомендуемой к принятию, восемь поправок, некоторые из них носят юридико-технический характер, другие - дают механизм расторжения ранее принятых трудовых договоров, не соответствующих новым нормам, предлагаемым законопроектом, а также расширяют в соответствии с предложениями Президента Российской Федерации Медведева Дмитрия Анатольевича, изложенными в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года, перечень преступлений, привлечение к ответственности за которые служит основанием для ограничения прав на занятие деятельностью, связанной с несовершеннолетними. В таблице 2 шесть поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, поскольку они либо являются избыточными, либо не согласуются с нормами действующего законодательства, либо приводят к неоднозначному толкованию норм законодательства. Правовое управление Аппарата Государственной Думы провело экспертизу законопроекта, замечаний по законопроекту не имеется. Комитет по труду и социальной политике рекомендует утвердить таблицы 1 и 2 поправок и принять предлагаемый законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - восемь поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 20 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - шесть отклонённых поправок. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 47 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
12-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 18 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 408064-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (об установлении запрета на работу с детьми для лиц, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних; внесён Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на 16.00, фиксированное время, - обсуждение законопроектов первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется внесённый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это один из примеров того, как мы вместе с вами комплексным образом решаем задачу защиты прав несовершеннолетних от различных форм посягательств на их жизнь, здоровье, физическое и нравственное развитие, половую неприкосновенность. Мы с вами уже приняли ряд изменений в уголовное законодательство, в иные законодательные акты, и сегодня предлагаются изменения в эти два законодательных акта - в Трудовой кодекс и в закон "О государственной регистрации юридических лиц..." Актуальность данной проблемы я сейчас даже не буду обосновывать, потому что мы неоднократно уже в стенах Государственной Думы эту проблематику обсуждали. И естественно, что мы должны этому уделить особое внимание. В связи с изложенным предлагается ввести запрет для ряда лиц, которые осуществляют работу с участием несовершеннолетних, в таких сферах, как образование, воспитание, медицинское обеспечение, социальная защита, социальное обслуживание и ряд других. Предлагается установить запрет для следующих категорий: лица, которые имели или имеют судимость или подвергались или подвергаются уголовному преследованию за преступления в отношении малолетних и несовершеннолетних. Соответствующее изменение предлагается также внести в закон "О государственной регистрации...", установив аналогичный запрет на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, если они собираются осуществлять определённые виды предпринимательской деятельности в какой-либо из названных мною сфер с участием детей. Кроме того, предлагается аналогичный запрет установить для указанных лиц на осуществление педагогической деятельности. В связи с этим часть вторую статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается изложить в новой, уточнённой редакции, и перечень оснований, который должен будет препятствовать занятию педагогической деятельностью, устанавливается шире, чем перечень ограничений, предусмотренный предлагаемой нормой статьи 351-1. Итак, к педагогической деятельности также не могут быть допущены лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждённым федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, предлагается законопроектом установить механизм реализации запрета на работу с детьми для лиц, которые осуждены или подвергались уголовному преследованию. Предусматривается, что лицо, которое устраивается на работу в учреждение, осуществляющее деятельность с участием детей, либо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, обязано представить специальную справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за преступление против малолетних и несовершеннолетних. Предусматривается, что такая справка будет выдаваться органами внутренних дел. Вот, уважаемые депутаты Государственной Думы, новеллы, которые предлагаются на ваше рассмотрение. Прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. У нас альтернативный законопроект с таким же названием... а, нет, оно немножко иначе звучит: "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации". Он внесён Костоевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и является альтернативным по отношению к законопроекту, о котором доложил сейчас Гарри Владимирович Минх. Содоклад от комитета делает член Комитета по труду и социальной политике Клавдия Николаевна Новикова. Пожалуйста. НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, представленные на ваше рассмотрение законопроекты в принципе имеют одну и ту же концепцию, но различаются в том, что первый законопроект, предложенный президентом, расширяет в значительно большей степени список лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности в связи с преступлениями, обозначенными соответствующими нормативными документами и Уголовным кодексом Российской Федерации. И комитет, рассмотрев эти два законопроекта, рекомендует принять в первом чтении первый законопроект, а второй, как не совсем полный, не отвечающий в полном объёме решению проблемы защиты детей и прав детей, отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, в представленном вами президентском законопроекте речь идёт о запрете заниматься определённой деятельностью тем лицам, которые уже когда-либо имели дело с органами правосудия. И единственный механизм защиты детей - это наличие справки, которая позволяет решить вопрос, принимать или не принимать этого человека на работу в образовательные учреждения или воспитательные учреждения. Согласитесь, что этой справки, наверное, недостаточно для того, чтобы защитить наших детей. Скажите, существует ли международная практика принятия каких-либо превентивных мер, чтобы не допустить до работы с детьми всех этих так называемых любителей детей? Быть может, целесообразно было бы ввести использование каких-либо специальных психолого-педагогических тестов, наделив этими полномочиями департаменты по образовательной политике в регионах? И второе. Не считаете ли вы целесообразным внести поправки ещё и в Уголовный кодекс, в 47-ю статью, где аналогичные меры тоже прописать? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемая Нина Александровна, я хотел бы обратить внимание на то, что речь здесь идёт не только о представителях педагогической профессии, но и обо всех лицах, которые осуществляют трудовую деятельность или хотят, желают осуществлять трудовую деятельность в учреждениях, которые связаны с различными видами работы с несовершеннолетними. Это и уборщицы, это и плотники, это и строительные рабочие. И как вы понимаете, здесь вот эти механизмы, о которых вы говорите, вряд ли нам дали бы тот результат, на который мы рассчитываем. Мы идём по такой немножко формализованной, безусловно, логике: наличие проблем с правоохранительными органами, отсутствие реабилитирующих оснований, даже если дело не было доведено до конца и было прекращено по другим основаниям. Через этот механизм мы и предполагаем реализовать те новеллы, о которых сегодня говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, то, что цель вносимых изменений - защита прав несовершеннолетних - актуальна и полезна, не вызывает сомнений, но, внося изменения в Трудовой кодекс, давайте вспомним о том, что несовершеннолетний у нас может быть и работником. Вот каким образом на работе будут защищены права тех, кто ещё не достиг совершеннолетия? Получается, что все взрослые члены трудового коллектива обязаны будут приносить справки о судимости, точнее, об отсутствии судимости. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, я думаю, что это немножко такое расширительное толкование. Наличие хотя бы одного несовершеннолетнего, работающего в рамках разрешённой трудовой деятельности, не должно влечь за собой вот эти последствия, о которых мы сегодня говорим. Речь идёт о тех юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют определённые виды деятельности в конкретных сферах. Поэтому, если речь идёт об организации детского отдыха, то в этой сфере безусловно да, если же речь идёт о крупном юридическом лице, например, о каком-либо заводе, на котором могут работать лица, достигшие семнадцати лет, то, конечно, этого не потребуется. То есть речь идёт всё-таки о более, так скажем, целевом срезе экономической деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, конечно же, законопроект, который предлагает президент, вызывает некое удовлетворение, потому что педагогическая среда, так скажем, нуждается в обеспечении чистоты. Вместе с тем из той логики рассуждения, которая у нас есть, что человек отбыл наказание, судимость снята... Некоторые наказания, которые он отбыл, являются следствием таких деяний, за которые, в общем-то, и в будущем нельзя допускать к педагогической деятельности. Может быть, предусмотреть ужесточение в целом?.. Я понимаю, что человек отсидел, он отдал своё, с него сняли всё - он, как говорится, чист, но вместе с тем чистота-то не совсем прозрачная получается. Если он отсидел за то, что изнасиловал ребёнка или ещё какие-то деяния совершил по отношению к малолетним, то здесь надо более внимательно относиться к этому, не кажется ли вам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Руслан Георгиевич, вопрос безусловно обоснованный. Вы помните, неоднократно уже, когда рассматривали поправки в Уголовный кодекс, в федеральные законы, здесь эту тему поднимали. У этой проблемы есть две стороны. Одна сторона заключается в том, что, - и вы совершенно точно это подметили - если человек отбыл наказание и соответственно с него снята или погашена досрочным образом судимость... наоборот, снята досрочно или погашена в автоматическом режиме судимость, он считается чистым и цели наказания, помните, о которых мы с вами тоже уже говорили, реализованы. А цели наказания - это исправление и перевоспитание. Это юридическая сторона дела, скажем так, правовая. И вторая сторона этой проблемы - это вопрос к тем людям, которые занимаются подбором и расстановкой кадров. Соответственно, если у человека в прошлом были вот такие преступления, по которым судимость уже, исходя из того, о чём мы говорили, снята или погашена, любой здравомыслящий работодатель, конечно же, должен тысячу, а не семь раз подумать и один раз отрезать, причём отрезать так, чтобы эти люди больше не появлялись с такими предложениями о трудоустройстве в тех организациях, которые работают с детьми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Уважаемый Гарри Владимирович, не оспаривая необходимости этого законопроекта... Всё же, может быть, пойти по менее заформализованному пути, чем тот, который предлагается вами, по тому пути, по которому идут многие развитые страны? Там, как правило, существуют специальные сайты для тех органов, которые занимаются, так скажем, образовательными и другими услугами, предоставляемыми несовершеннолетним. И можно зайти на этот сайт и любую фамилию, любую судимость, любое привлечение к уголовной ответственности увидеть по любому гражданину. У нас есть МВД, есть информационные центры при УВД и других наших правоохранительных органах. Может быть, проще обязать руководителей школ, руководителей органов образования заходить на такие сайты... создать такие закрытые сайты, открытые только для этих органов, для того чтобы, может быть, они сами могли убедиться?.. Потому что иначе мы как бы исходим из презумпции виновности любого, кто собирается поступить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемая Светлана Петровна, безусловно, есть такая практика, прежде всего это американский опыт, о котором вы говорите, и была у них целая история развития этих подходов, связанных с тем, как уберечься от подобного рода людей, чтобы они не попадали на работу, связанную с детьми. Но всё-таки я бы вам предложил оставаться в рамках концепции того законопроекта, который мы сегодня рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, не подвергая сомнению нужность, необходимость законопроекта, предложенного вами, всё-таки я хочу обратить ваше внимание на масштаб преступлений в этой сфере. Дети совершенно не защищены не только от преподавателей, но и от других работников. Например, в красноярском детском доме издевался над малышами водитель директора детского дома. Поэтому не согласитесь ли вы с нами, что законопроект требует более широкого толкования квалифицирующих признаков состава преступления? Напомню, что сто тридцать восемь тысяч пострадало от рук негодяев и тридцать шесть тысяч детей погибло. Мне кажется, здесь должны быть комплексные законодательные меры, целый системный пласт вот таких заградительных законодательных барьеров, чтобы у взрослых мерзавцев даже желания не возникало приблизиться к ребёнку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Запишитесь на выступления. МИНХ Г. В. А ответить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ой, извините, Гарри Владимирович. Пожалуйста, дайте ответ. МИНХ Г. В. Уважаемая Вера Александровна, во-первых, я, безусловно, согласен, что с этой бедой надо бороться комплексно, и я в своём выступлении говорил о том, что мы очень серьёзно скорректировали Уголовный кодекс, ряд федеральных законов, связанных с оборотом, с распространением печатной продукции порнографического характера, и ввели ещё целый ряд новелл, которые направлены на комплексное решение этой проблемы. И второе, вот тот вопрос, который вы первоначально затронули. Здесь мы вносим изменения по двум категориям участников трудовой деятельности. Первая - это педагоги, лица, занимающиеся преподавательской, педагогической деятельностью, и вы это тоже отметили, а вторая - это все другие лица, которые работают в подобных организациях. Это и уборщица, и водитель, и повар, и все остальные. Мы тоже предусматриваем запрет для таких лиц, если они хотят работать в детских учреждениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь я могу объявить запись, да? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Пять человек у нас записались. Депутат Лебедев внёс предложение - по одному от фракции. Не будет возражений, коллеги? Ставить на голосование? Никто не настаивает. Кто от фракции КПРФ? Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, поскольку Гарри Владимирович упомянул о серьёзных коррективах, которые вносились в Уголовный кодекс, я тоже не могу не вспомнить, что, когда в июле мы обсуждали президентские поправки, достаточно широкий общественный резонанс вызвало это обсуждение, потому что обратный эффект мы едва не получили: вместо того чтобы ужесточить наказания за преступления сексуального характера против несовершеннолетних, речь шла о том, чтобы эти наказания всё-таки сделать более мягкими. Только под напором общественного мнения, средств массовой информации, усилиями депутатов всех фракций в Государственной Думе нам всё-таки удалось принять поправки, которые были направлены на ужесточение наказаний за преступления, совершённые против наших детей. И в этой связи мне очень хотелось бы напомнить, что, когда от имени нашей фракции предлагались поправки в статью 47 Уголовного кодекса, то речь шла о том, чтобы расширительный характер имела норма, которая касается недопущения до работы, то есть не только в течение двадцати лет, но и пожизненно. В частности, речь шла, конечно, о работниках педагогического труда. Во всяком случае, упорное "стоп" профильного комитета всё-таки привело к тому, что сейчас президент вынужден обратиться к нам вот с данной законодательной инициативой. Мне просто хотелось бы напомнить, что тогда наши ссылки на мировой опыт, на опыт зарубежных государств, в частности Германии и Франции, на рекомендации осенней сессии 2002 года Парламентской ассамблеи Совета Европы, на решение Комитета министров Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации, где речь идёт о том, чтобы не допускать подобных лиц до работы с детьми даже на общественных началах, а не только до занятий профессиональной деятельностью, наши ссылки на модельное законодательство стран СНГ, на собственный российский печальный опыт, к великому сожалению, повторяю, не были услышаны. И остаётся только приветствовать сегодняшнюю президентскую инициативу, но нужно ещё раз обратиться всё-таки к тому, как по форме мы работаем над законопроектами. Чрезмерная вот эта политизация, когда борьба идей у нас подменяется борьбой людей, привела к тому, что в прямом смысле в законопроектах, касающихся детей, мы зачастую выбрасываем вместе с водой и ребёнка, точнее, права детей, защиту интересов и прав детей. Безусловно, наша фракция поддерживает данный законопроект, тем более что нормы защиты детей, которые в нём изложены, гораздо более широкие, чем в другом предложенном варианте, о чём, кстати, уже говорилось с этой трибуны, поскольку речь идёт не только о лицах, которые были судимы или привлекались к уголовной ответственности, работающих в сфере образования, но и о тех, кто претендует на работу в сфере воспитания, отдыха, оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты, соцобслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, в сфере культуры и искусства. И социально, и криминологически, и юридически концепция законопроекта, конечно, соответствует сегодняшним международным нормам, потому что наконец-то мы нашли в себе силы всё-таки поправить наше законодательство, ввиду того что нас часто упрекали за то, что наши российские законы гораздо более либеральные в сравнении с существующим международным опытом и не вполне соответствуют требованиям Конвенции Организации Объединённых Наций о правах ребёнка, а также Конвенции Совета Европы о защите детей от эксплуатации и посягательств сексуального характера 2007 года, вопрос о присоединении к которой в настоящее время у нас в стране прорабатывается. А ведь как раз там говорится о том, что необходимы законодательные и другие меры, чтобы условия работы тех специалистов, профессия которых подразумевает регулярные контакты с детьми, предотвращали бы возможность обвинения кандидатов на работу по этим профессиям в актах сексуальной эксплуатации или посягательствах сексуального характера в отношении детей. Я напомню, что ещё пять лет назад, когда наша российская делегация официально представляла ежегодный доклад в Организации Объединённых Наций, в Комитете ООН по правам ребёнка, мы получили замечания, точнее, рекомендации усилить меры по предупреждению и пресечению сексуальной эксплуатации и совращения детей. Мало что изменилось, к сожалению, за эти пять лет, и количество зарегистрированных в Российской Федерации преступлений, которые были совершены в отношении несовершеннолетних, по отношению к 2008 году в 2009 году возросло почти на 42 процента, достигло почти ста шести тысяч фактов. Я привожу эти цифры по данным НИИ Генпрокуратуры. Часто это происходит, к сожалению, и в образовательных учреждениях, и в детских воспитательных учреждениях. Только за первое полугодие 2009 года было зарегистрировано сто пятьдесят два сообщения о совершении преступлений в отношении несовершеннолетних сотрудниками органов и учреждений образования и иными лицами при исполнении своих профессиональных обязанностей. По результатам этих сообщений возбуждено сто тринадцать уголовных дел, в том числе одиннадцать уголовных дел о совершении сотрудниками образовательных учреждений половых преступлений в отношении несовершеннолетних. Сегодня в местном или федеральном розыске числится примерно двадцать три тысячи несовершеннолетних детей, которые самовольно ушли либо из образовательных, либо из воспитательных учреждений только по причине ненадлежащего или жестокого обращения по отношению к ним, о чём говорила, кстати, Вера Александровна. К сожалению, и в настоящее время имеют место факты допуска к работе с детьми в образовательных или иных детских учреждениях тех, кто ранее был судим, в том числе и за совершение половых преступлений против малолетних или применение насилия к детям. Поэтому получается, что сегодня правоприменительная практика свидетельствует о недостаточности предусмотренных в наших федеральных законах мер, которые ограничили бы доступ такого рода лиц к детям. Действующая статья 331 Трудового кодекса предусматривает запрет на занятия только педагогической деятельностью и только для лиц, которые имеют неснятую или непогашенную судимость, причём исключительно за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления. Поэтому стоит только приветствовать те инициативы, которые изложены в данном законопроекте, поскольку на самом деле это свидетельствует ещё раз о том, что мы всё-таки озаботились и физическим, и нравственным здоровьем наших детей. Наша фракция поддерживает этот законопроект, к чему мы призываем и депутатов всех других фракций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Афанасьева Елена Владимировна. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает законопроект, который внёс Президент Российской Федерации. Необходимо отметить, что данный законопроект в полной мере отвечает не только Конвенции о правах ребёнка 1989 года, но также и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера от 12 июля 2007 года. Безусловно, каждый из нас понимает, что статистика, которую приводили сейчас наши депутаты, которую приводили представители комитетов, носит не просто ужасающий характер, а, наверное, уже даже угрожающий характер - угрожающий безопасности граждан, угрожающий безопасности, физическому и психологическому развитию наших детей, угрожающий национальной безопасности и, видимо, угрожающий будущему нашей России. Не секрет, что сегодня прорехи в законодательстве позволяют преступникам - бывшим осуждённым за преступления против несовершеннолетних - продолжать свою деятельность в будущем и в сфере образования, и в сфере здравоохранения, и в сфере социальной защиты детей и воспитания, и в других сферах, связанных с воспитанием и образованием детей. Не секрет и то, что правонарушители в отношении несовершеннолетних в большинстве своём повторяют эти преступления. Не секрет, наверное, и то, что общество стало глухим к таким преступлениям, равнодушным к происходящему вокруг. Но что необходимо для защиты детства в стране? Это прежде всего три составляющие: бдительное, неравнодушное общество, ответственное государство и профессиональные подвижные правоохранительные органы. Мы думаем, что, принимая сегодня данный законопроект, мы делаем огромный шаг вперёд и ведём себя, как ответственные государственные люди. Уважаемый Гарри Владимирович, мы понимаем и полностью разделяем вашу позицию в отношении формулировки "имеющие (имевшие) судимость" в статье 331. На наш взгляд, люди, которые когда-либо имели судимость по перечисленным в законопроекте основаниям, независимо от того, снята эта судимость или она была погашена, не имеют права заниматься любой деятельностью, которая связана с детьми. В других странах, например во Франции, в Америке, пошли ещё дальше, и лица, которые отбывали наказание за преступления против несовершеннолетних, вообще не имеют права даже приближаться к местам, где находятся дети. В случае нарушения данного запрета они опять выдворяются в места лишения свободы. Считаем, что замечания, которые вынес в адрес законопроекта Комитет по труду и социальной политике, можно устранить. Сейчас данную формулировку нужно принять в Трудовом кодексе, а для устранения противоречия между нормами Трудового кодекса и Уголовного, видимо, надо внести поправки в Уголовный кодекс, чем и должны заняться в принципе парламентарии. В том числе, на наш взгляд, нужно уже чётко на государственном уровне разрешить вопрос о запрете заниматься любой деятельностью в сфере образования, воспитания, социальной защиты детей и других сферах, которые связаны с детьми, людям, которые имели судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, несмотря на то, погашена судимость или она была снята. Фракция ЛДПР поддержит законопроект и будет голосовать по нему за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" никто не настаивает. Кто настаивает от фракции КПРФ? Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мизулина, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Каждая страна по-своему защищает детей от сексуального насилия. Наиболее жёсткая система существует в Соединённых Штатах Америки. Там в 1995 году в соответствии с законом Мегана была введена система регистрации всех, кто когда-либо совершил сексуальные преступления против детей. В этот общенациональный список, или общенациональную систему регистрации обязан вносить сведения каждый из тех, кто совершил такого рода преступления, в течение небольшого срока, после того как он приезжает в определённое место жительства. И если человек этого не делает, то, соответственно, он привлекается к уголовной ответственности и получает тюремное наказание вплоть до пяти лет лишения свободы. В 2006 году Конгресс Соединённых Штатов Америки принял ещё более жёсткий закон - закон Сорна, который установил трёхуровневую систему защиты детей от такого рода сексуальных насильников через систему регистрации. Во-первых, эта система регистрации доступна всей общественности и тем более родителям. Зайдя в эту систему регистрации, вы можете увидеть по месту своего жительства фотографию насильника, все его данные, место жительства и тем самым оберегать своих детей от такого рода соседей, проживающих рядом. Кроме того, законом Сорна предусмотрено, что если сексуальное насилие совершено было в отношении ребёнка до тринадцати лет, то данные о насильнике в этой системе регистрации сохраняются пожизненно. Во всяком случае, эта жёсткая система регистрации в Соединённых Штатах Америки исключает возможность поступления на должность или на работу, связанную с детьми, человека, который когда-либо совершил сексуальное преступление или преследовался в уголовном порядке за такого рода преступления. В большинстве стран Европейского союза применяется иная система защиты детей от сексуальных насильников. Так, во Франции помимо системы дополнительных наказаний, которая работает и у нас, существует специальная картотека, которая точно так же содержит сведения о всех педофилах. Кроме того, во Франции существует картотека генетических отпечатков людей, которые когда-либо в этом были замечены, и разрешается химическая кастрация. Более того, тем, кто когда-либо привлекался к ответственности за сексуальные преступления, запрещается появляться вблизи мест, где находятся дети. Аналогичная система существует в Великобритании. В картотеке Великобритании более ста десяти тысяч педофилов, и в случае несвоевременной регистрации в этой картотеке педофилы также привлекаются к ответственности. Что же в Российской Федерации? К сожалению, в Государственной Думе складывается устойчивая практика блокирования законопроектов, направленных на защиту детей от сексуального насилия. Не избежали этой участи и рассматриваемые законопроекты, и даже президентский законопроект. Замечу, что законопроект Костоева... Кстати, коллеги, вы знаете, кто это - член Совета Федерации Костоев Исса Магомедович? А ведь это ни много ни мало следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры, который возглавлял следственную бригаду по делу Чикатило. И кому, как не ему, знать, какова психология поведения, повадки педофилов. Ведь педофилы очень коварны: они мягкие, ласковые, они умеют входить в доверие к людям, и не случайно зарубежное законодательство такое жёсткое. Более того, педофилов бывших не бывает. Это известно, и любой учёный-эксперт вам докажет, что психология педофила такова, что даже химическая кастрация не защищает детей от повторения насильственных действий со стороны этих людей, потому что, к сожалению, источником сексуального насилия в отношении детей является то, что в голове у педофилов, а не то, что ниже пояса. К сожалению, законопроект Костоева больше года пролежал в Комитете по труду и социальной политике. И, хотя он более мягкий, чем президентский законопроект, он позволил бы нам в течение года создать хоть какой-то заслон против проникновения в детские учреждения людей, привлекавшихся к ответственности за такого рода деяния. Президентский законопроект внесён в июле, в середине июля. Уже прошло более трёх месяцев, и он только сегодня рассматривается в первом чтении. Для сравнения: правительственный законопроект о бюджете, который в сто раз больше, чем рассматриваемый законопроект, был внесён 30 сентября и в первом чтении рассмотрен 20 октября. В заключении Комитета по труду и социальной политике указывается, что требует дополнительного обсуждения вопрос о запрете на профессию для лиц, в отношении которых ведётся уголовное преследование, поскольку конституционность указанных положений вызывает сомнение. Возникает вопрос: почему всякий раз возникают сомнения, требуется дополнительная проработка, когда вносятся законопроекты, ограничивающие в чём-то педофилов? Почему авторы заключения из Комитета по труду и социальной политике не хотят считаться с положением Конвенции о правах ребёнка, на которую они ссылаются, о том, что приоритет имеют по отношению ко всем другим правам, включая права педофилов, права ребёнка, а не кого-либо другого? Почему они не хотят считаться с тем, что Президент Российской Федерации в июне прошлого года дал поручение проработать вопросы ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера? Заметьте, международное сообщество движется в этом направлении. В этой конвенции - а я надеюсь, что она будет ратифицирована, - прямо записано, что необходимо создать законодательные и иные меры, которые исключали бы возможность допуска к работе с детьми лиц, обвиняемых в сексуальных посягательствах или совершении иных действий сексуального характера в отношении детей. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень любит ссылаться на то, что она партия реальных дел. Вот совсем недавно, 20 октября, при рассмотрении бюджета на заседании Государственной Думы председатель того комитета, который сегодня является ответственным, вновь хвалился тем, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" занимается не критикой, а реальными делами, решает реальные вопросы. Но за реальные дела, как известно, надо отвечать. И я хочу напомнить уважаемым коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ", что в июне прошлого года, когда рассматривался законопроект об усилении уголовной ответственности за сексуальные преступления против детей, докладчик от комитета по гражданскому и уголовному законодательству убеждал депутатов, что не нужно вводить дополнительное наказание за все виды сексуальных преступлений против детей и не нужно также вводить более строгое наказание в отношении лиц, работающих с детьми, потому что, как он говорил, проблемы-то нет: судебной практики нет, дел нет. А что произошло за этот год, какова реальность? По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 января 2010 года только в учреждениях исправительной системы - то есть это только те, кто отбывает наказание в виде лишения свободы, - из десяти тысяч четырёхсот сорока шести отбывающих наказание за преступления сексуального характера в отношении детей было триста сорок два педагога. Это ваше реальное дело? Или может быть вот эти? Приведу примеры. 9 июня 2009 года в Пензенской области задержан учитель математики школы посёлка Большая Елань за распространение в сети Интернет порнографических материалов с участием несовершеннолетних. Какое количество детей успел растлить этот учитель? 3 февраля 2010 года в Санкт-Петербурге задержан педагог Дома молодёжи Приморского района, депутат муниципального совета, который является воспитателем детского бойскаутского лагеря, который в течение двадцати пяти лет совершал половые акты в извращённой форме в отношении несовершеннолетних, находящихся на отдыхе. Возможно, если бы были приняты в своё время и законопроект Костоева, и другие законопроекты, которые были инициированы нашими депутатами, в том числе из "ЕДИНОЙ РОССИИ", этих фактов не было бы. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" убеждена, что рассмотрение предлагаемых законопроектов, в том числе законопроекта Костоева, стало возможным благодаря инициативе президента. Если бы не инициатива президента, вряд ли бы мы сейчас обсуждали этот вопрос. Президент даёт нам уникальную возможность объединиться не вокруг реальных дел "ЕДИНОЙ РОССИИ", а вокруг благих дел, направленных на защиту наших детей. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет безусловно голосовать за законопроект президента и поддержит законопроект, который был внесён членом Совета Федерации. Что же касается поправок и отдельных неточностей по этим законопроектам, по тому, который будет принят, мы подготовим их и внесём. Это есть наши реальные дела - реальные дела депутатов в рамках наших полномочий, а не придуманные, и мы призываем проголосовать всех и поддержать законопроект президента, чтобы наши дети получили надлежащую защиту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы выступить с заключительным словом полномочный представитель президента? Нет. Содокладчик от комитета? Также нет. Выносим два данных альтернативных законопроекта на "час голосования".
Пункт 27. У нас здесь два альтернативных законопроекта. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Пункт 27.1. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации". Пункт 27.2. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 27.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 57 сек.) Проголосовало за 450 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 450 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% За - четыреста пятьдесят. Интересно, а как по пункту 27.2... Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4% Понятно. Уважаемые коллеги, мы приняли решение, что законопроект из пункта 27.1 принят в первом чтении.