Заседание № 160
О проекте федерального закона № 407865-6 "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей гражданских воздушных судов; принят в первом чтении 11 марта 2014 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
РОДИН В. Р. Спасибо. Я предлагаю исключить из порядка работы на сегодня пункт 8, как подготовленный без учёта мнения профсоюзов, точнее, вопреки ему и с нарушением Регламента - сокращён срок подачи поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило шестнадцать поправок, восемь из них комитет рекомендует к принятию и восемь - к отклонению. Прошу данный законопроект принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Владимир Романович Родин, пожалуйста. РОДИН В. Р. Спасибо. Товарищи, по 8-му пункту, мне кажется, имеются некоторые разногласия. В рекомендованной к принятию поправке вступление закона в силу предлагается по истечении 90 дней, а в последнем столбце новой редакции указано, что по истечении 180 дней. Мне кажется, что 180 дней рациональнее, но если поправка о 90 днях принята, рекомендована к принятию, то закон не может быть принят в таком виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, ваше мнение? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я, наверное, соглашусь, действительно, здесь, видимо, маленькая ошибка, 90 дней - опечатка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, что вы предлагаете? МОСКВИЧЁВ Е. С. Оставляем: 180 дней после принятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, вы твёрдо уверены? МОСКВИЧЁВ Е. С. Сейчас по тексту посмотрю, Сергей Евгеньевич... Нет, 90 дней, оставляем 90 дней согласно тексту. МЕЛЬНИКОВ И. И., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция КПРФ. Но в таблице принятых поправка 8 посмотрите какая! МОСКВИЧЁВ Е. С. Мы её снимем. МЕЛЬНИКОВ И. И. Вы должны из таблицы изъять её тогда. МОСКВИЧЁВ Е. С. Мы её изымаем, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение Владимира Романовича - изъять? МЕЛЬНИКОВ И. И. Владимир Романович натолкнул председателя комитета на мысль - он из таблицы принятых снимает 8-ю поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, за 8-ю поправку мы должны голосовать сейчас отдельно? МЕЛЬНИКОВ И. И. Нет, изъять сначала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, мы сейчас проголосуем за таблицу без 8-й поправки. Ставлю на голосование: принять таблицу поправок № 1 без 8-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 07 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается без 8-й поправки. Евгений Сергеевич, ваше предложение по 8-й поправке? МОСКВИЧЁВ Е. С. Снимаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть отклонить? МОСКВИЧЁВ Е. С. Да, отклоняем 8-ю поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю поправку 8 на голосование. И Владимир Романович, и председатель профильного комитета предлагают её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 48 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Владимир Романович, спасибо вам большое за тщательность в изучении документов. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Поправки 2, 3, 4 и 8 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 2, 3, 4 и 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 38 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста, по поправке 2. НИЛОВ О. А. Ну, я хочу сказать, что все вынесенные мною поправки сразу прокомментирую. Независимо от того, будут они приняты или нет, моя позиция всё равно не поменяется: я против этого законопроекта, считаю его неполезным как минимум и предлагаю своими поправками просто минимизировать тот вред, который, я считаю, наносит этот законопроект. Итак, в поправке 2 я предлагаю той компании, которая привлекает одного иностранного лётчика, оплачивать подготовку в кратчайшие сроки пяти российских лётчиков для работы в должности командира воздушного судна. Цель такого предложения - сделать так, чтобы было финансово невыгодно и в какой-то степени даже обременительно для компании, вот в чём смысл этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 30 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Отклоняется. Олег Анатольевич Нилов. 3-я поправка. НИЛОВ О. А. Я по-прежнему убеждён, что всё-таки главная причина, по которой с этим предложением в правительство вышли наши авиационные компании, авиапредприятия, - это не отсутствие собственных кадров, вот не верю я в это, а стремление сэкономить в том числе на заработной плате, на содержании соцпакета для командиров воздушных судов. Чтобы такой возможности не было, я и предлагаю плату за труд иностранных лётчиков сделать не меньше, чем аналогичное денежное возмещение нашим российским лётчикам, чтобы не возникало даже желания на этом сэкономить и тем более чтобы не возникало желания попытаться снизить заработную плату российским лётчикам. В этой поправке я и предлагаю установить, что на время этого пятилетнего эксперимента зарплата российских лётчиков не может быть снижена, а зарплата иностранных лётчиков тоже не может быть ниже, чем зарплата российских лётчиков за аналогичную работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Я хочу сказать, что мы все поправки обсуждали в комитете дважды, и тогда сказали, что в законопроекте, в статье 3, пункт 2, будет записано, что численность, условия принятия, заработная плата, порядок распределения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила игры должны быть одинаковые, и мы договорились - нам подтвердили, что если такое будет расписано в условиях, то... Поэтому мы и отклоняем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 3 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 14 сек.) Проголосовало за 129 чел.28,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3 % Результат: не принято Поправка отклонена. Олег Анатольевич Нилов. 4-я поправка. НИЛОВ О. А. 4-я поправка, коллеги, очень важная. Я, к сожалению, не смог выступить во время первого чтения, и среди тех аргументов, с которыми выступали мои коллеги, этот аргумент не прозвучал, но он очень важный. Я думаю, все согласятся, что лётчики, которых собираются пригласить в Россию, - это лётчики из бывших союзных республик, не из Германии и не из Америки. Таким образом, вот те сотни лётчиков - а речь идёт о сотнях лётчиков, - которых мы собираемся пригласить в Россию, покинут свои рабочие места в дружественных нам соседних республиках. Задаю вопрос: кто придёт на их место? Разве там система подготовки командиров воздушных судов выше, чем в России? Ответ: нет. Значит, на их места придут ещё более неподготовленные лётчики, а, как показывает практика, они выполняют полёты в основном не внутри своих государств и будут летать как раз над нашими головами. И кто будет отвечать за ситуации, которые, не дай бог, возникнут по причине того, что мы заберём подготовленных лётчиков, самых лучших, а на их место придут неопытные, непрофессиональные, неподготовленные лётчики? Поэтому в моей поправке содержится предложение получать обязательное согласие у той компании, откуда, ну, грубо говоря, переманивается командир воздушного судна, и даже в какой-то степени не просто согласование, а гарантию, что на его место придёт подготовленный лётчик и, если он будет летать на международных рейсах, а именно над Россией, не возникнет никакой ситуации по причине вот этого личностного фактора, по причине неподготовленности лётчика. Вот такое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Олег Анатольевич, мы с вами говорили о том, что ни о никаких сотнях и тысячах лётчиков, тем более КВС, речь не идёт, дай бог, чтобы два или три десятка человек за пять лет пришли работать на территории Российской Федерации. А что касается согласования с теми компаниями, мы с вами в статье 3 написали: условия и всё остальное устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ну, по российскому законодательству согласование с той компанией решения, брать его или не брать, не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 24 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Олег Анатольевич Нилов. 8-я поправка. НИЛОВ О. А. Удивительно, Евгений Сергеевич, слышать то, что вы сказали, о двух-трёх десятках лётчиков в год. Мне кажется, что из-за двадцати-тридцати лётчиков не стали бы затевать такую сложнейшую процедуру - принятие федерального закона. Ну не доверяю я информации о двух-трёх десятках в год, не доверяю, поэтому предлагаю ограничить количество привлекаемых иностранных лётчиков вот такой большой цифрой - аж двести человек! Эту цифру я слышал в аргументации представителей правительства и авиакомпаний, поэтому предложение моей последней поправки - ограничение числа привлекаемых лётчиков: двести человек за пять лет. Сегодня в законе нет ограничения, и вы предлагаете это передать на усмотрение правительству, но я считаю, что двести человек - это действительно максимально допустимая цифра. А если аппетиты компаний разыграются и правительство пойдёт им навстречу? Это будут вообще сотни! Вы представляете, под какую угрозу вы ставите обороноспособность страны, на минуточку? Вот этот момент тоже не звучал. Сегодня, провозглашая возвращение комплекса ГТО для всех, для авиакомпании мы такую задачу не ставим, мы говорим: ребята, привлекайте хоть двести, хоть пятьсот, хоть тысячу лётчиков, и пусть они работают. Вот я не соглашаюсь с этим, не соглашаюсь с теми доводами, которые я услышал на заседании комитета: якобы военного лётчика невозможно переобучить на командира воздушного судна, лучше готовить с нуля, абитуриента после школы взять - я не могу с этим согласиться! Я не соглашаюсь вот с этой политикой - с вредной политикой, когда у нас тысячи профессиональных военных лётчиков работают сторожами, извините, а мы привлекаем лётчиков из-за границы, поэтому я предлагаю ограничение: двести человек. Я и с двумястами-то не согласен в принципе, но для того, чтобы внести какое-то ограничение, я предлагаю просто указать цифру, а вы её можете своими поправками сделать меньше - сделать её больше я не соглашусь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Олег Анатольевич, мы с вами действительно бурно обсуждали этот вопрос на двух заседаниях комитета. Вы понимаете, что вторые пилоты сегодня в России имеются, их достаточно, и за пять лет в соответствии с условиями, которые прописаны в 3-й статье, где указано, что численность определяет правительство, компания подготовит КВС, но то, что мы говорили о военных лётчиках, которые не работали на гражданских воздушных судах и которых надо переобучать... Если бы у них было такое желание, они стояли бы в очереди! Поэтому я считаю, что решение о численности и условиях должно принимать правительство. Ну а самое основное - у нас нет тысячи свободных судов. Чтобы они были, их надо закупать, однако практика показывает, что четыре основные российские компании - "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и "Сибирь", - дай бог, чтобы за пять лет закупили семьдесят-восемьдесят воздушных судов, поэтому говорить о том, что завтра выстроится сто-двести человек... А если и выстроится, то мы с вами после принятия закона имеем право вносить любые поправки. И давайте действительно обратим внимание на то, что говорят сегодня правительство и бизнес, и сделаем этот первый шаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 8 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 53 сек.) Проголосовало за 136 чел.30,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел.69,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Евгений Сергеевич, по третьему чтению скажете что-нибудь? МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении прошу принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса...". Включите микрофон депутату Родину. РОДИН В. Р. Товарищи, возникло явное недоразумение, когда мы голосовали по поправкам, и я решил разобраться, в чём же там дело по 8-й поправке - 90 дней или 180 дней? Мне не могли толком ничего объяснить, и я попросил протокол заседания комитета и аудиозапись, из которой бы ясно было всё. Мне было обещано, но до сих пор никто мне ничего не представил, больше того, председатель комитета в довольно грубой форме просто меня послал неизвестно куда и неизвестно зачем. (Шум, оживление в зале.) Я считаю, что, во-первых, это некорректно, во-вторых, я, как депутат Государственной Думы, имею право получить любой документ, прошу в этой связи вернуть этот законопроект во второе чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Во-первых, я хотел бы сказать, что я вас никуда не посылал, у меня есть свидетель, а во-вторых, я хотел бы пояснить по поправке 8 из таблицы № 1 следующее. Действительно, мы с вами обсуждали, что в законопроекте, который был подготовлен ко второму чтению, написано "90 дней", и так же было в первом чтении, а в поправке 8 оказалось "180 дней". Я, как автор этой поправки, предложил её отклонить, и её отклонили, отклонив таким образом статью 4 законопроекта. Мы с коллегой Андреевым, как авторы этой поправки, внесли такую же поправку, в которой написано, что закон вступает в силу через 90 дней, поэтому я прошу проголосовать за поправку, которая внесена во время перерыва и которую вы после перерыва получили, - о том, чтобы закон вступал в силу через 90 дней, - и после этого проголосовать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вам роздана поправка - новая редакция статьи 4: закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его опубликования. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять эту поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 29 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Поправка принимается. Ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 54 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 116 чел.25,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон депутату Москвичёву. МОСКВИЧЁВ Е. С. Прошу данный законопроект принять и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Депутат Родин, пожалуйста. РОДИН В. Р. Товарищи, во-первых, я хотел бы отметить, что грубо нарушен Регламент: мне не удалось ознакомиться с документами, которые я попросил. Я ещё раз настоятельно обращаю ваше внимание на это грубейшее нарушение, ну и, конечно, на нетоварищеские отношения в депутатской среде. Второе. Всё это становится возможным исключительно из-за того, что кому-то нужно в спешке пропихнуть этот законопроект. Совершенно непонятно - мне лично непонятно категорически! - почему надо было тридцатидневный срок уменьшать до двадцатидвухдневного, никто мне не может это объяснить. И я не понимаю, зачем мы меняли срок вопреки собственному Регламенту: ради того, чтобы устроить вот такую путаницу, которая сегодня случилась?! По мотивам. Законопроект не разъясняет ряд очень важных положений. Ко мне обратилось руководство Профсоюза лётного состава России - это не ШПЛС, это ПЛС России, - они говорят, что, во-первых, 90 дней - это катастрофически плохо, так как невозможно будет в этот срок качественно проверить документы пилотов, невозможно подготовиться к их приёму и будет целый ряд других проблем, во-вторых, 155-й федеральный закон предусматривает дополнительные выплаты работодателя в размере 14 процентов от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд для пилотов, но касается ли это иностранных пилотов, это не разъясняется в законопроекте, что опять застопорит деятельность, в том числе финансовую, по оплате труда приглашаемых пилотов. Трудовое соглашение, договор: в законопроекте написано, что договор может быть заключён в течение пяти лет со дня вступления закона в силу. Обращаю внимание, что, когда мы с вами обсуждали концепцию законопроекта, нас всех уверяли, что закон - на пять лет. Однако если трудовое соглашение может быть заключено в течение пяти лет, как это сейчас следует из проекта закона, то в последний день пятилетия можно заключить договор и пилоты будут работать и далее, таким образом, концепция закона тоже нарушается. У меня в руках обращение члена правления Всемирного фонда безопасности полётов, в котором он обращается ко всем депутатам с просьбой не принимать этот закон ни в коем случае в связи с ситуацией, которая сложилась сейчас в авиации. Вот таковы мои доводы, и я прошу вас ещё раз всё взвесить и самим себе честно сказать, готовы вы проголосовать за этот закон или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование: принять законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 195 чел.43,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 158
О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 407865-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Нет возражений против предложения Андрея Анатольевича Андреева о включении проекта постановления по соответствующему законопроекту? Нет.
Следующий вопрос, дополнительно внесённый в повестку, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 407865-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации". Андрей Анатольевич Андреев, пожалуйста. АНДРЕЕВ А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту предлагает внести изменение в абзац второй пункта 2 постановления Государственной Думы от 11 марта этого года № 3894-6, изменив слово "тридцатидневный" на слово "двадцатидвухдневный". Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Я хотел бы понять, почему мы меняем срок внесения поправок. АНДРЕЕВ А. А. За прошедшие три недели большая часть поправок, я думаю, в комитет уже поступила, и законопроект практически готов к принятию во втором чтении. Ну и конечно, с учётом высокой актуальности данного законопроекта для запуска лоукостеров и особенно с учётом ситуации в Крыму, где авиатранспорт - наиболее действенный вид транспорта сейчас, предлагаем сократить срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У нас этот законопроект вызывает большую озабоченность, и особенно в связи с позицией профсоюзов, у меня вопрос: а с профсоюзами-то успели провести консультации, пошли каким-то образом им навстречу? АНДРЕЕВ А. А. Я думаю, что на последний вопрос я буду готов ответить при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Да, данный законопроект обсуждался с профсоюзным сообществом, но, к сожалению, по некоторым вопросам мы до сих пор не нашли взаимопонимания, но всё будет улажено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Фракция ЛДПР уже выражала своё несогласие в связи с принятием данного законопроекта, и достаточно чётко мы обрисовали свою позицию. Ну, я, наверное, позволю себе за коллегу из Комитета по транспорту ответить на вопрос по поводу согласования данного законопроекта, который был задан. Президент чётко выразил свою позицию: законопроекты подобного уровня должны согласовываться с профсоюзами, и это абсолютно справедливое требование. Так вот данный законопроект действительно обсуждался с профсоюзами, и ни по одному из пунктов он не нашёл поддержки у профсоюзов, тем не менее Правительство Российской Федерации настаивает на его принятии, объясняя нам, что ко второму чтению, возможно, какие-то моменты будут учтены. Но пока, честно говоря, мы не заметили, чтобы профсоюзные сообщества, чтобы профессионалы - лётчики и все эксперты из этой отрасли - выразили хоть какое-то позитивное мнение. Уважаемые коллеги, мы с вами неоднократно возвращались к этому вопросу, когда теряли в результате авиационных катастроф человеческие жизни, а это самое дорогое, что можно, собственно говоря, потерять. За двадцать лет мы достаточно серьёзно разрушили авиапром в Российской Федерации, и если мы с вами сейчас позволим, чтобы была разрушена и отрасль, которая воспитывает пилотов, то лет через десять, я считаю, мы, идя по такому пути, наверное, разрушим и все остальные отрасли, связанные не только с авиационными перевозками. Здесь масса пунктов, вызывающих абсолютное негодование и абсолютное несогласие, я не буду сегодня их повторять, о них говорить. Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект и рекомендует всем остальным так же сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ также не поддерживает стремление под шумок протащить вот этот очень непростой закон. Я считаю, что он вредный. Поскольку мы очень часто контактируем с профсоюзами лётного состава, бываем на их пленумах, съездах, мы знаем абсолютно обо всех проблемах, которые сегодня необходимо решать, чтобы было достаточное количество подготовленных пилотов, чтобы была соответствующая база, в том числе ремонтная, чтобы обеспечивалась безопасность при авиационных перевозках, а сейчас мы видим такие "находки" в этом законопроекте, которыми не искореняются системные проблемы, требующие решения сегодня: придумали, что будут иностранные пилоты, что будут создаваться другие механизмы, которые, в общем-то, не приведут ни к повышению безопасности, ни к улучшению обслуживания. И придумывать, что необходимо ускорить принятие ещё и в связи с ситуацией в Крыму... я думаю, не надо всё смешивать, и мы категорически будем возражать против сокращения сроков. Необходимо обязательно проработать это с профсоюзами, с коллективами авиаотрядов, для того чтобы закон приносил пользу стране, а не был разрушающим, ведь и безопасности нашей страны в условиях, когда в состав лётных экипажей будут допущены иностранные пилоты, будет нанесён определённый ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Товарищи, за прошедшее с момента рассмотрения законопроекта время я побывал на съезде профсоюзов лётного состава России, а сегодня утром я был на конференции Шереметьевского профсоюза лётного состава, так вот съезд проходил под единственным лозунгом - выражение протеста против принятия этого закона. При мне обсуждался вопрос о том, что профсоюзная организация готовится внести ряд предложений в соответствующий комитет, пытались до меня донести своё суждение, в том числе и сегодня, а мы как будто специально, зная отрицательную позицию профсоюзов, пытаемся ускорить, протолкнуть этот закон, вызывающий в профессиональном сообществе категорическое отторжение! Я с удивлением услышал на пленарном заседании из уст представителя Правительства Российской Федерации, что профсоюзы заботятся только о своих интересах и не понимают, не хотят понять заинтересованности государства в увеличении количества перевозок. Ну, во-первых, основная задача профсоюзов - защита своих интересов, с этим нельзя не согласиться, мне кажется, а во-вторых, я думаю, в очередной раз продемонстрировать неуважение к их мнению вот таким голосованием только для того, чтобы ускорить продвижение этого законопроекта... И ведь не только профсоюзы, но и все фракции в Думе, кроме "ЕДИНОЙ РОССИИ", также выразили нежелание принимать этот законопроект! Зачем вызывать социальное напряжение?! Зачем выражать неуважение ко всему профессиональному сообществу пилотов?! Я предлагаю голосовать, естественно, против предложенного проекта постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Анатольевич Андреев. Включите микрофон. АНДРЕЕВ А. А. Я думаю, что и в первом чтении, и во втором фракция КПРФ будет голосовать против, однако хотел бы напомнить, что мы рассматриваем не законопроект во втором чтении, а проект постановления Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопрос на "час голосования".
И ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы... "О проекте федерального закона № 407865-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 59 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 201 чел.44,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 407865-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации". Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представляемый вам законопроект разработан в соответствии с поручением президента рассмотреть предложение о снятии ограничений на допуск иностранных граждан в составы лётных экипажей гражданской авиации. Хотел бы отметить, что со второй половины 2000-х годов у нас в России наметился значительный рост перевозок пассажиров авиационным транспортом, в среднем 13-15 процентов в год, в частности, в 2013 году прирост перевозок пассажиров составил более 14 процентов. Соответственно, это требует увеличения парка воздушных судов гражданской авиации. Также отрасли требуется ежегодное пополнение лётного состава в количестве 1100-1200 человек. В целях удовлетворения потребности отрасли гражданской авиации в лётных кадрах был увеличен приём в лётные училища, что в целом позволяет обеспечить авиакомпании вторыми пилотами, в частности, вместо 200 пилотов, как это было несколько лет назад, мы будем выпускать от 600 до 800 пилотов в год, но в то же время дефицит надлежаще подготовленных командиров воздушных судов пока не восполнен, что приводит к снижению безопасности полётов, к сожалению, это подтверждается результатами расследования ряда авиационных инцидентов и происшествий. Основной причиной дефицита кадров остаётся достаточно длительный срок подготовки командиров воздушных судов. Так, на самолётах максимальной взлётной массой более 90 тонн для подготовки лётчиков от второго пилота до командира воздушного судна требуется шесть и более лет, кроме всего прочего, требуется определённый налёт часов, то есть сегодняшние выпускники ещё не скоро смогут сесть в левое кресло - кресло командира воздушного судна. По данным авиакомпаний, на конец прошедшего года недокомплект командиров воздушных судов составлял около 200 человек. Так, только в компании "Аэрофлот - российские авиалинии" не хватало 65 командиров воздушных судов, в "Трансаэро" - 35 человек. Одним из возможных источников пополнения отрасли подготовленными пилотами - командирами воздушных судов в ближайшей и среднесрочной перспективе является привлечение иностранных пилотов. Этим, хочу отметить, активно пользуются зарубежные компании, не имеющие законодательного запрета на использование иностранной рабочей силы, в мире уже практически не осталось государств, где такой запрет существует. По действующему сегодня законодательству, Воздушному кодексу Российской Федерации, в состав лётного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Запрет на занятие должности командира воздушного судна определён также дополнительно в Федеральном законе № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Представляемым законопроектом предусматривается внесение изменений в указанные законодательные акты в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов гражданской авиации на временный период, подчёркиваю, на временный период - до наполнения рынка своими подготовленными кадрами. Порядок допуска иностранных граждан к замещению должности командира воздушного судна коммерческой гражданской авиации будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Требования к возможным кандидатам устанавливаются достаточно жёсткие, их исполнение позволит отсекать неподготовленных пилотов. Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу вас поддержать данный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по транспорту Виталия Борисовича Ефимова. Пожалуйста. Включите микрофон. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне трудно что-нибудь добавить к той информации, которую представил заместитель министра, но я хотел бы затронуть ещё несколько проблем, связанных с позицией профсоюзов лётного состава. Мы считаем необоснованным их опасение, что будут предприняты какие-то изоляционные меры в отношении российских лётчиков. Наоборот, если мы будем каждый год повышать на 15 процентов количество закупаемых новых судов, как требуется, и если не допустим снижения количества действующих судов, то действительно вступят в строй новые кадры - это вторые пилоты, бортинженеры, бортпроводники. Однако, по экспертным оценкам, в данный законопроект ко второму чтению мы должны внести поправки, связанные с некоторыми ограничениями, а именно: действие данного закона должно распространяться только на пять лет, до 2019 года включительно. Считаем также, что нужно ввести ещё одно ограничение - не более 200 иностранных граждан должно быть привлечено в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации за эти пять лет. Несколько слов я хотел бы всё-таки сказать об авиации общего назначения, где тоже предполагается наличие пилотов - иностранных граждан. По экспертным оценкам, для этого типа воздушных перевозок не требуется введения ограничений, связанных с привлечением иностранных граждан только в качестве КВС, они могут работать и на других должностях. Почему мы ограничиваем срок действия закона пятилетним периодом? Это связано с тем, что в настоящее время идёт увеличение количества пилотов, выпускаемых из наших училищ. Расчёт показывает, что в течение примерно шести лет мы сможем покрыть дефицит командиров воздушных судов за счёт граждан Российской Федерации. Уважаемые коллеги, если не примем данный закон, то не сможем наращивать объёмы перевозок пассажиров воздушными судами 1-й и 2-й категории массой 90 тонн и выше. В связи с этим Комитет Государственной Думы по транспорту убедительно просит вас принять этот законопроект в первом чтении, а все ваши предложения мы рассмотрим и проработаем при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Герасимова Надежда Васильевна, пожалуйста. ГЕРАСИМОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, у меня к вам вопрос: а где было Министерство транспорта, как оно так просчиталось и не подготовило необходимое количество наших российских пилотов, что мы сейчас вынуждены обращаться к зарубежным пилотам, которые могут работать на российских авиалиниях? АРИСТОВ С. А. Хороший вопрос. Мне надо было, видимо, начинать не с тех цифр, которые я привёл, когда говорил про 2000-е годы и ежегодный прирост в 14-15 процентов, а с 90-х годов, когда у нас падение перевозок было 30, 40 и более процентов, когда бюджетные места в наших училищах не финансировались, когда количество принимаемых в училища снижалось и дошло до 150 человек в год, - это всё последствия той политики, которая проводилась в 90-е годы в отношении гражданской авиации. Сегодня государство увеличивает финансирование наших лётных училищ, на сотни миллионов рублей закуплены тренажёры, и я сказал, что вторых пилотов мы успеваем выпустить, они у нас будут, мы не успеваем пока подготовить командиров воздушных судов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, три в одном попытаюсь. Как вы знаете, пилоты, тем более командиры воздушных судов, имеют допуск к секретным сведениям, который оформляется через специальный отдел в авиакомпаниях на основании кодов доступа от ФСБ, то есть речь идёт о гостайне. Далее. После трагедии в сентябре 2001 года в США многие европейские государства, США и Канада начиная с 2010 года изменили своё законодательство: от претендента на получение допуска в аэропортовую зону требуется проживание в стране в течение не менее пяти лет. И последнее. Скажите, с кем из профсоюзов был согласован данный законопроект, учитывая, что в Послании Президента Российской Федерации говорится, что при нулевом чтении законопроекты, носящие значимый характер, должны согласовываться с НКО? Вот как вы ответите на эти вопросы? АРИСТОВ С. А. Начнём с первого. Вопрос о допуске к гостайне можно задать всем государствам, которые входят в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), объединяющую 198 государств мира, и запретов, аналогичных нашему, нет. Любая форма допуска, в том числе и на рынок труда, - это уже технический вопрос, который касается непосредственно выполнения, реализации того, что в законопроекте прописано. Второе, опасения канадцев и американцев после 11 сентября. Уважаемые депутаты, глубочайшее заблуждение, которое иногда наблюдается в прессе и в выступлениях, - что отсутствие на борту иностранного гражданина является гарантией безопасности нашего государства, защитой от возможных террористических актов или иных негативных явлений. Это, повторяю, глубочайшее заблуждение, потому что запрет на применение труда иностранного гражданина никакого отношения к безопасности не имеет, в своё время это была мера непосредственно защиты своего рынка. В данную минуту, когда я вам докладываю этот законопроект, над нашей территорией пролетает более сотни иностранных воздушных судов, на которых вообще нет российских пилотов, и транзитом, и садятся в аэропорты Москвы каждые тридцать минут, и ни у кого здесь не возникает вопрос: а почему вообще над нашей территорией летают иностранные экипажи? И кстати, те, кто совершил террористический акт 11-го числа, - это как раз не привлечённые люди, это люди, натурализованные в Соединённых Штатах, это немножко иное, и вы это тоже помните. И третий вопрос, касающийся согласования. В документе, в послании президента нашей страны было сказано "с учётом мнения", а не "по согласованию". Учёт мнения был: наши профсоюзы лётного состава против, но я должен сказать, что профсоюзы в данном случае - причём обоснованно, как это и должно быть, - защищают определённую группу лиц, тех же самых командиров воздушных судов, которые, возможно, опасаются конкуренции и потери довольно неплохой зарплаты, которую они сегодня имеют. Но надо думать о миллионах пассажиров, а не об определённой группе лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свергунова Маргарита Николаевна. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. Скажите, пожалуйста, о каких иностранных гражданах идёт речь, о гражданах каких государств? Ведь предлагая данную законодательную инициативу, вы, наверное, как представитель правительства, рассмотрели вопрос о том, представители каких стран будут работать на нашей территории, перевозить наших граждан. И второй вопрос у меня: не приведёт ли принятие данного закона к тому, что в дальнейшем иностранные граждане заменят наших российских лётчиков? АРИСТОВ С. А. Уважаемые депутаты, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в законопроекте написано: порядок допуска определяется правительством. Вот в моих руках проект постановления правительства, достаточно объёмный по количеству страниц, в котором чётко прописаны все процедуры, если его внимательно прочитать, то большая часть опасений просто-напросто отпадёт. Ну, сейчас я не могу, естественно, его афишировать в полном объёме, поскольку законопроект вы ещё не приняли, но несколько тезисов можно выделить. Во-первых, порядок, процедура допуска иностранных лётчиков по заявке авиакомпаний, чёткое определение их численности, то есть это не просто огульный приход на рынок любого количества командиров воздушных судов, это квотирование, на год - не более 200 человек, причём возможны изменения этого количества, то есть может быть ещё меньше. Предусматриваются также жёсткие требования к кандидатам, в частности кандидату необходимо представить сведения от правоохранительных органов страны, в которой он проживает, об отсутствии криминального прошлого, медицинское заключение, действующие свидетельства, которые подтверждены в соответствии с формами ИКАО, далее - количество часов налёта, знание русского языка в необходимом объёме, если речь идёт о наших внутренних перелётах. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Евгеньевна Савицкая. САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, у меня вопрос следующий: изучали ли вы практику привлечения иностранных пилотов, командиров в наших бывших союзных республиках? Я не знаю, имеется ли у вас такая информация, но вот у меня и у моих коллег имеется: в целом ряде наших бывших республик, в том числе азиатских, привлекают. Но кто туда приходит командирами? Как говорится, на тебе, Боже, что нам негоже, то есть приходят не лучшие командиры, а те, кто у себя дома почему-то не пригодились. Во-первых, чем вы собираетесь привлекать - что, зарплатой? Так они и у себя хорошо получают! Значит, если он у себя не пригодился - к нам пришёл. Во-вторых, каким образом вы будете проводить отбор? Собираетесь ли вы проверять их профессиональные качества, если да, то кто будет проверять, или вы будете основываться только на удостоверении ИКАО? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Я могу сослаться на Регламент Правительства Российской Федерации, в котором написано, что подзаконные акты готовятся после принятия законопроекта во втором чтении, простите, он у меня в руках. Что касается того, изучали ли мы рынок стран СНГ. Безусловно, изучали. Ну, например, у ближайшего нашего соседа - Казахстана - даже самая главная авиакомпания "Эйр Астана" не совсем казахстанская, там больше половины составляют английские экипажи, это точно нам известно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АРИСТОВ С. А. Не казахи. Почему, возможно, приходят не лучшие? Потому что иногда очень небогатые авиакомпании, например, в определённых азиатских республиках, наших бывших республиках, стараются привлечь хотя бы кого-то. У нас совершенно иная система, кардинально иная, и это связано с тем, что сегодня наши командиры воздушных судов, КВС, получают очень неплохую зарплату и соответственно очень серьёзные льготы, поэтому говорить, что к нам придёт абы кто... А этим документом предусмотрена целая большая процедура проверки будущего КВС на пригодность к выполнению тех задач, которые, как предусматривается, он будет решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, как-то неубедительно звучат ваши ответы на вопросы, которые вам уже задали коллеги. Прежде всего всё-таки поясните своё отношение к требованиям профсоюза: вы что, вообще их мнение никак не хотите учитывать, ломаете через колено? Всё-таки они представляют важную сторону переговорного процесса - нельзя, наверное, так к мнению профсоюзов относиться! И не очень убедительно прозвучал ответ на вопрос коллеги Герасимовой о причинах дефицита кадров, сложившегося в отрасли. Сейчас стало модным ссылаться на 90-е годы, но уже двадцать лет прошло с 90-х годов! А в последние годы чем вы занимались? Кто будет отвечать? И кто вообще понёс ответственность за ту ситуацию, которая сложилась с подготовкой лётного состава в нашей гражданской авиации? Можете конкретно ответить: кто-то за это ответственность понёс?! АРИСТОВ С. А. Ну, я не говорил бы, что мы ломаем профсоюз через колено. У нас очень много обсуждений было на разных площадках, в том числе вместе с профсоюзами, и профсоюзы это, безусловно, подтвердят. Никто никого через колено не ломает, у каждого есть своя позиция, и я довожу до вашего сведения позицию правительства по данному вопросу. Что касается вопроса о том, кто ответит за ситуацию, сложившуюся сегодня на авиационном рынке. Ну, наверное, за всё должен отвечать Минтранс, если вы считаете, что в этом есть необходимость, но я хотел бы ещё раз напомнить, что сделать командира воздушного судна из нашего уважаемого курсанта, которого после учёбы ещё и отправляют служить (мы до сих пор не решили вопрос с непризывом его в армию!) в пехоту, потому что он не лейтенант (мы не присваиваем воинских званий), его не допускают даже до военной авиации, даже на аэродром!.. Здесь вопросов очень много, и это большой хвост за собой тянет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Сергею Алексеевичу, хотя он частично ответил. Вот у нас, у нашей фракции, один из аргументов, чтобы не поддерживать этот законопроект, это, конечно же то, что против профсоюз. Это не просто один человек, который борется за свою зарплату, это серьёзная организация. Так почему всё-таки не удалось убедить профсоюз? Это первое. И второй вопрос, чисто социальный. Если они, иностранцы, к нам идут, то они, безусловно, надеются, что им здесь будут больше платить. Вот вы говорите, что из федерального бюджета не будут деньги выделяться, но они будут выплачиваться компаниями, - не приведёт ли это к ещё большему увеличению цен на авиабилеты, которые и так очень дорогие? АРИСТОВ С. А. Что касается профсоюза, ещё раз возвращаюсь к этому моменту. Нельзя воспринимать мнение профсоюзной организации, которая высказалась против, как единое мнение всего лётного состава, это как раз мнение определённой группы высокооплачиваемых лётчиков - тех самых командиров воздушных судов, которые сегодня в условиях дефицита, к сожалению, могут навязывать работодателю определённые свои позиции. Это нехорошо, но это так. Следует отметить, и я об этом уже говорил, что безопасность пассажиров на порядок важнее, чем всё остальное, поэтому давайте всё-таки думать об этом. Когда мы говорим, что причина 80-85 процентов катастроф - это человеческий фактор (а это факт, доказанный в результате расследований), то не надо забывать о том, что принятие решений - как раз то, что называется человеческим фактором, - относится прежде всего к командиру воздушного судна, поэтому здесь в первую очередь вопрос о безопасности пассажиров. Что касается расходов бюджета, их, конечно, не будет, поскольку речь идёт о заработной плате, которую выплачивают коммерческие организации, авиакомпании, и на цене билета это не должно сказаться, поскольку они идут на вакантные места, количество не увеличивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, какова всё-таки реальная потребность в пилотах в России и как определяется это количество? Говорилось о том, что, мол, нужно ввести в штат 200 человек, - это и есть потребность или просто некий порог выбирается? Чем реально эта потребность обусловлена и каким образом просчитана? И как на этот вопрос ответил бы профсоюз, который упоминали? АРИСТОВ С. А. Потребность во вторых пилотах у нас отсутствует (первоначально законопроектом предполагалось вообще снять ограничения), вторых пилотов у нас достаточно, недостаточно командиров воздушных судов. Потребность рассчитывается по заявкам авиакомпаний, которые сегодня в России имеют допуск к полётам. Я эту цифру назвал, она может варьироваться, безусловно, но на конец 2013 года, на момент внесения законопроекта, это порядка 200 человек, в том числе только у двух ведущих наших авиакомпаний - "Трансаэро" и "Аэрофлот" - потребность составляет почти 100 человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Владимирович Бортко. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Вы знаете, я летаю очень часто, как и все мои товарищи, и, вообще-то, боюсь летать, поэтому этот вопрос для меня чрезвычайно важный и актуальный, особенно в свете прозвучавшего доклада. Вы понимаете, я член КПРФ и исповедую учение Карла Маркса, который писал, что, если капиталист видит триста процентов прибыли, нет такого преступления, на которое он не пошёл бы. Более того, я связываю это с прозвучавшим ответом: порядок допуска определяется правительством. А всё остальное в нашей стране правительством не определяется?! А количество гастарбайтеров на улицах не определяется правительством? Почему там работают не испанцы, например, а таджики? Да потому что их труд дешевле! А теперь о втором ответе вашем - по поводу знания русского языка. Кто из командиров судов знает русский язык? Понятно совершенно, кто там будет, это, по-моему, чрезвычайно опасно и ведёт как раз к тому, о чём вы говорите: к увеличению опасности полётов. Мне кажется, вот этот вопрос нужно рассмотреть. И третье. Вы сказали: если бы они были лейтенантами... Так почему бы не включить сейчас в предлагаемый законопроект вот эту самую норму - чтобы давали им звание лейтенанта, чтобы они могли работать и дальше повышать свой профессиональный уровень? Это три момента, на которые я хотел бы вам указать, потому что это чрезвычайно важно, особенно знание русского языка. Как бы желание сделать всё подешевле не вышло нам боком! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов. Семь минут. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, очень правильные вопросы задавали сегодня в зале, и я могу сказать, что данный закон может нанести ущерб нашему государству, особенно сейчас, в условиях быстро меняющейся, нестабильной политической обстановки в мире. К сожалению, скрытые угрозы и проблемы, которые могут возникнуть в связи с принятием этого закона, никто из госчиновников из Министерства транспорта, ну и, собственно, из нас, депутатов, не обсуждал. Я сейчас попытаюсь перечислить по пунктам то, что нас, в частности фракцию ЛДПР, беспокоит, и раскрыть частично. Первое - увеличится безработица среди выпускников лётных училищ, снизится возможность перевода российских вторых пилотов на должность командира воздушных судов; второе - появится доступ к секретной информации у граждан других государств; третье - снизятся возможности использования лётного состава как резерва Минобороны; четвёртое - не гарантируется соблюдение российского законодательства на борту воздушного судна; пятое - появятся налоговые потери: не поступят налоги в госбюджет страны, страховые взносы в ПФР, в том числе и на дополнительное пенсионное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации; шестое - снизится уровень защищённости транспортной безопасности страны и седьмое - процедура признания иностранного пилотского свидетельства в Российской Федерации не соответствует зарубежным правовым нормам. Теперь по пунктам, раскрою данные пункты. В соответствии со статистикой, которую представило нам Министерство транспорта Российской Федерации в пояснительной записке к проекту закона, набор в лётные училища в 2011-м и в 2012 годах был по 790 человек, выпуск же в 2011 году составил 330 человек, а в 2012 году закончили лётные училища 558 пилотов, однако в 2012 году из 558 пилотов смогли трудоустроиться только 243 пилота, это 43,5 процента. Фракция ЛДПР, в частности, делала запрос в Министерство транспорта Российской Федерации и получила соответствующий ответ по училищам, которые выпускают пилотов. Так, например, Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г. А. лётное училище выпустило 94 человека, трудоустроились 26 человек; краснокутское училище выпустило 69 человек, трудоустроились 16; омский лётно-технический колледж выпустил 47 человек, трудоустроился 31 человек, санкт-петербургское училище выпустило 58 человек, трудоустроились 45, другое санкт-петербургское училище выпустило 180 человек, трудоустроился 31 человек. Даже по этим цифрам можно понять, что никакой нехватки кадров у нас нет, у нас получается пробел именно при подготовке первых пилотов из вторых. Вот сегодня коллеги правильно говорили, что прошло уже двадцать лет, прошли те 90-е годы, к которым мы постоянно апеллируем, когда ситуация была непростая, и давно пора, уже десять лет назад надо было начинать исправлять ситуацию. Далее (продолжу по пунктам) - появится доступность к секретной информации, я сегодня вопрос в связи с этим задавал Сергею Алексеевичу. Уважаемые коллеги, пилоты в настоящий момент, и тем более командиры воздушных судов, как я уже сказал, имеют допуск к секретной информации, который оформляется через специальный отдел в авиакомпаниях на основании кодов доступа от Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Допуск оформляется в виде справки. В связи с ограничением в правах и в соответствии с Законом "О государственной тайне" пилоты получают дополнительные выплаты. Перед каждым вылетом пилоты под роспись получают секретную информацию о сигналах опознавания, знание этой информации может потребоваться при возникновении определённых условий, с которыми может столкнуться страна, и к этому надо быть всегда готовыми. Далее, третий пункт. В представлении Счётной палаты Российской Федерации от 23 декабря 2011 года отмечено: гражданская авиация является резервом обороны. Хорошие и громкие слова, однако указанные воздушные суда, зарегистрированные в иностранных реестрах, не могут быть на законных основаниях переданы Минобороны России в период мобилизации, в военное время. По нашей информации, вице-премьер Рогозин после анализа операции по спасению затопленных районов на востоке страны в 2013 году дал поручение перерегистрировать воздушные суда в реестре нашего государства. При этом нельзя забывать, что пилоты, так же как и самолёты, являются резервом Министерства обороны, а принятие этого закона уменьшит возможности Минобороны в плане использования лётного состава гражданской авиации. Четвёртое - не гарантируется соблюдение российского законодательства на борту воздушного судна. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Воздушного кодекса командир воздушного судна руководит работой экипажа, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также за безопасность пассажиров. Данная норма определяет полномочия командира воздушного судна и делает его старшим на борту воздушного судна. Это обстоятельство и делает командира воздушного судна гарантом соблюдения на борту норм российского законодательства, однако требования законодательства другого государства, гражданином которого будет являться КВС, могут отличаться от требований нашего законодательства, что ставит под сомнение соблюдение таким командиром российского законодательства в ущерб требованиям законодательства его государства как на борту воздушного судна, так и на территории зарубежного аэропорта прибытия. Далее, что касается налоговых потерь, потерь для бюджета нашей страны. Среди пилотов воздушных судов в странах с развитой авиацией отсутствует практика заключения прямых договоров, это по факту так, трудоустройство пилотов во всём мире производится через рекрутинговые компании, то есть это заёмный труд. Это означает, что взаиморасчёты с нанятыми иностранными пилотами будут осуществляться через такие компании, зарегистрированные за рубежом, без учёта налогообложения в нашей стране, что может привести к потерям для бюджета по всем социальным направлениям, включая Пенсионный фонд. Следующее. Я сегодня уже поднимал этот вопрос, об изменении законодательства после трагедии 11 сентября 2001 года в США. Не буду долго заострять на этом внимание, тем не менее скажу: не только США и Канада, но и страны Европы уже отошли от этой порочной практики, а мы, получается, пытаемся наступать на эти же грабли. Что касается требований по обеспечению безопасности полётов, то наша процедура признания иностранного свидетельства пилота не соответствует зарубежным правовым нормам. Уважаемые коллеги, ну, к сожалению, время для выступления очень ограниченно... Вот мы с вами неоднократно возвращались к разговору о том, почему у нас падают воздушные суда, и, поверьте, фракции ЛДПР никогда не доставляло удовольствия на различных телевизионных эфирах или с этой трибуны упрекать: "А мы же вам говорили!" О чём, в частности, мы неоднократно говорили? Мы говорили о том, что необходимо создать единый орган управления - министерство гражданской авиации, которое мы потеряли в начале развала нашей страны, то есть как раз в момент развала. Если вы не прислушиваетесь к мнению фракции ЛДПР - ну ради бога, хорошо, мы к этому уже привыкли, мы на это даже не обижаемся, но послушайте тогда мнение экспертов, ну на каждом же эфире эксперты говорят: да, в Министерстве транспорта есть Департамент государственной политики в области гражданской авиации, есть Росавиация, есть Ространснадзор, но в итоге-то получается, что у семи нянек дитя без глаза! Вот очередной пример, связанный с Украиной: двадцать лет мы говорим о том, что необходимо упростить выдачу российских паспортов русскоязычному населению - вот сейчас жареный петух начал клевать во все, извините, места, и вся Дума об этом заговорила, однако все забыли, что фракция ЛДПР об этом говорит уже двадцать лет! Ну, наверное, мотивацию для всех оппозиционных фракций я сформулировал, теперь надо всё-таки как-то на партию власти попытаться воздействовать с этой трибуны. Сегодня Сергей Алексеевич говорил, что действительно давалось такое поручение - провести переговоры с профсоюзом. Но помимо всего прочего я хочу всё-таки напомнить о послании президента, в котором чётко прозвучало, что такого рода важные законопроекты необходимо согласовывать с профсоюзами, - понимаете, это значит не просто спросить мнение и получить отказ профсоюза, а конкретно согласовать законопроект с профсоюзом, то есть получается, кто-то плюёт на Послание Президента Российской Федерации! Сделайте, пожалуйста, для себя вывод: кто хочет поставить жирную точку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Безусловно, Сергей Алексеевич - высококлассный юрист, он замечательно отвечал на все вопросы, и, конечно, это не его идея, это идея всего правительства. Мы должны понимать, что у нас в стране сегодня ситуация такая, что надо что-то делать, и вот это "надо что-то делать" вылилось в идею привлечь к нам, в нашу страну высококлассных иностранных пилотов. Вы знаете, наша фракция всегда выступает за то, чтобы мы ели своё, носили своё, летали на своём, то есть мы за своего, отечественного товаропроизводителя. Раньше у нас "Аэрофлот" был единственной авиакомпанией, это была мощная авиакомпания, хорошо обслуживающая население: цены на билеты были доступные, мы летали по всей стране (ну, за рубеж, скажем, летали меньше, но тем не менее). Сегодня этих компаний... я даже не знаю, сколько их, причём создавались они сами по себе, никто их не контролировал - они нанимали кадры, и всё. Я вот здесь, в этом зале - не только в этом, ещё и в других - сижу двадцать лет, и мы все эти годы постоянно говорили: что же вы делаете?! Я представляю город Тамбов, в котором было очень много военных училищ, - тогда военные лётчики точно так же были не нужны, и всё это уничтожалось, объединялось, сокращалось... Теперь мы пришли к пониманию того, что безопасность превыше всего, однако кадров профессиональных у нас нет, а кроме того, технические параметры нашего авиационного флота оставляют желать лучшего. Что теперь делать? Вот начинаем открывать училища, опять принимаем ребят - это очень хорошо, - но хотим приглашать и иностранных специалистов. Меня очень волнует вот тот вопрос, который я задавала, ведь профсоюз - это мощная организация, это не только лётчики! Они там главные, так сказать, основные, но это же очень большой профсоюз, они, видимо, все выступают с патриотической точки зрения - значит, нужно было их убедить, что это у нас кратковременная ситуация, что мы берём лётчиков на несколько лет, что у нас сейчас их не хватает. А нам, депутатам, сегодня нужно было дать информацию о том, сколько у нас компаний, в каких компаниях не хватает профессиональных командиров, а то мы, знаете, так принимаем, вроде это надо... Я задавала и социальный вопрос также, потому что, если к нам идёт работать иностранец, тем более высокооплачиваемый, он идёт зачем, ведь ему надо знать язык, ему надо знать наше законодательство? Он идёт потому, что ему здесь будут больше платить. А чтобы больше платить, каждая компания должна с кого брать? Опять с людей - значит, подорожают билеты. Вы знаете, почему наша фракция... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, вы от фракции выступаете? Владимир Романович, вы тоже от фракции выступаете? Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Спасибо. Я три минуты хотел бы. Товарищи, в течение последних полутора лет я, к сожалению, был втянут в войну, которая велась в "Аэрофлоте" с профсоюзом. Я выступал здесь с трибуны, рассказывал о том, что там происходит, задавал вопросы министру транспорта. При проверке, которая была проведена по нашим многочисленным запросам, моим лично и руководства нашей фракции, к сожалению, были выявлены многочисленные нарушения, и все судебные решения были приняты в пользу профсоюза. И всё это говорит только о том, что действительно с мнением профсоюза - а оно является совокупным мнением профессионалов - никто в Минтрансе считаться не хочет, поэтому и сегодняшний законопроект я расцениваю не просто как проект, направленный против интересов профсоюза лётного состава, а как антигосударственный. Здесь коллега Старовойтов из фракции ЛДПР довольно подробно осветил все риски, которые мы приобретаем с принятием этого закона, это меня освобождает от необходимости их перечисления, но я хотел бы обратить внимание на то, что явно идёт некоторая подмена в рассуждениях о сроках подготовки командиров воздушных судов: говорится, что нужно шесть лет, чтобы подготовить командира судна весом более 90 тонн, но при этом упускается, что срок подготовки вторых пилотов воздушных судов меньших габаритов значительно меньше - два года, об этом почему-то никто не хочет говорить. Я проанализировал состав руководителей наших авиационных компаний и выяснил, что, например, в "Аэрофлоте" из одиннадцати директоров, членов директората, лишь трое имели хоть какое-то отношение к управлению судами и по образованию, и по работе и лишь один реально был командиром судна. И именно он, господин Чалик, явился главным виновником того, что сейчас заведено уголовное дело против трёх лидеров профсоюза, и заведено оно было, это совершенно очевидно, в отместку за выигранный суд с присуждением штрафа в размере 1 миллиарда рублей. Также я хотел бы сказать, что именно некомпетентность и неквалифицированность рождают нежелание заниматься всерьёз системой переподготовки кадров. Уже упоминалось ульяновское училище, 300 выпускников которого в 2012 году не были приняты на работу. Почему? При этом мы сегодня обсуждаем квоту в 200 человек. Это не решение вопроса. Я думаю, что, отказав в принятии этого законопроекта даже в первом чтении, мы хорошую службу сослужим нашей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, вы будете использовать несколько оставшихся у фракции минут? Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо большое. Сергей Алексеевич, я в своём коротеньком выступлении высказала основные, главные мысли, что всё, что мы делаем... Вот и раньше, вы знаете, я точно так же выступала и точно так же не слушали и говорили, что всё замечательно, и Ельцин у нас прекрасный, и всё мы делаем правильно. Прошло двадцать лет, и мы опять начинаем пенять: да это вот тогда было, тогда вы все так хотели. Ничего мы не хотели, и тогда говорили, что это неправильно! Но принималось. Почему принималось, не знаю. Вот и сейчас придёт Сергей Алексеевич в правительство и скажет, что вот одна фракция, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", проголосовала за, а остальные не хотят. Я думаю, что и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прекрасно понимает, что это серьёзнейший вопрос, и если вот так просто сказать, мол, идите к нам, то завтра мы будем машинистов на паровозы приглашать, потом будем учителей в школы приглашать и в результате получим такое государство, какое никто из нас не хотел бы видеть. Наша фракция будет, конечно, голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Сергей Алексеевич, пожалуйста. Нет. Выносим на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 59 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 176 чел.39,1 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.