Заседание № 184
18.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 407652-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части прекращения гражданства Российской Федерации для лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации по рождению).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4184 по 4309 из 4636
Коллеги, мы утром при обсуждении повестки говорили про 15-й вопрос. Вот сейчас ситуация изменилась, автор законопроекта, сенатор Сергей Павлович Цеков, предлагает рассмотреть законопроект в его отсутствие. Поэтому мы можем его сейчас рассмотреть, если вы не возражаете, а доклад и содоклад сделает Константин Фёдорович Затулин. Нет возражений? Нет. Тогда рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, сенатор Российской Федерации Сергей Павлович Цеков внёс законопроект с поправками в принятый нами и подписанный президентом закон "О гражданстве...", вступивший в силу в ноябре этого года, точнее, в октябре этого года. Для кого-то это само по себе, конечно, повод, чтобы считать, что это преждевременно, ещё не исполнилось и полгода после вступления в силу этого закона, но, как я позже попытаюсь объяснить, решив законом "О гражданстве..." одни проблемы, мы неизбежно породили другие проблемы, и, собственно, по этой причине, я так понимаю, уважаемый Сергей Павлович Цеков внёс свой законопроект. Правительство Российской Федерации и профильный комитет Государственной Думы, который я представляю, отрицательно относятся к принятию этого законопроекта. Но прежде чем объяснить вам, что предлагается и что мы не поддерживаем, я хотел бы отдать дань уважения человеку, который внёс этот законопроект. Это сенатор Цеков, он пришёл, он стал гражданином Российской Федерации вместе с Крымом. В течение многих лет он возглавлял Русскую общину и был Председателем Верховного Совета Крыма в период первой "крымской весны" 1994-1995 годов. Не все из вас работали в первой Государственной Думе, я был в этой Думе депутатом и председателем этого же комитета - по делам СНГ и могу вам сказать, что, выступая с этой трибуны, вопреки властям Украины тогдашний Председатель Верховного Совета Крыма говорил о том, что Крым всегда будет вместе с Россией. А когда после этого выступления его журналисты спрашивали: "Как же вы можете быть в Крыму вместе с Россией, которая ведёт преступную войну в Чечне?" - он сказал, что Крым всегда будет в России, чтобы Россия ни делала. И за это он был наказан - и физически, и политически. Но это история. Почему и что предложил Сергей Павлович Цеков. В связи с принятием нами закона "О гражданстве..." он предложил, чтобы те нормы, которые теперь записаны в законе "О гражданстве Российской Федерации"... там около 70 случаев, в которых гражданин, получивший гражданство в зрелом возрасте или, допустим, в связи с тем, что Крым, Донецк, Луганск, Херсон, Запорожье пришли в Российскую Федерацию, в зрелом возрасте приняв присягу, может быть лишён этого гражданства из-за совершения преступления или подозрения в том, что он может такое преступление против государственной безопасности совершить. Мы это в законе установили. Между прочим, в первоначальном проекте президента этого не было, это было внесено в законопроект "О гражданстве..." и принято нами во втором чтении. Это были поправки депутатов и сенаторов, которые, как бы отвечая на сегодняшние вызовы и ситуации, внесли такого рода предложения и тем самым разделили всех граждан Российской Федерации на две части - на тех, которые могут быть лишены гражданства, и на тех, которые ни при каких обстоятельствах гражданства лишены не могут быть, а именно граждане Российской Федерации, получившие гражданство по рождению. И вот с этим-то на самом деле не согласны те люди, которые в зрелом возрасте или вместе с новыми территориями вернулись в Россию, - таких у нас 15 миллионов человек. И вот, понимая, что это закладывает неравенство, которого на самом деле не может быть конституционно между гражданами Российской Федерации в важнейшем вопросе о том, быть им гражданами или нет, сенатор Цеков предложил уравнять всех, то есть чтобы и граждане по рождению тоже лишались гражданства на основании совершения ими преступлений. Уважаемые коллеги, вчера в этом зале - к сожалению, я отсутствовал - примерно в это же время была очень оживлённая дискуссия по законопроекту одного из наших коллег, депутата Матвеева, он аргументировал, что надо ещё увеличить число статей, при совершении преступлений по которым надо лишать гражданства тех, кто его принял в зрелом возрасте. Я ещё раз хочу сказать, что моя принципиальная точка зрения состоит в том, что мы идём по ложному пути, потому что лишение гражданства - это не способ борьбы с преступлениями. Способы борьбы с преступлениями: во-первых, не давать гражданства тем, кто не должен его получать; а во-вторых, если вы преступили закон, вы все должны за это понести наказание, может быть, гораздо более строгое, чем то, которое сегодня нами предусмотрено. Например, массовые теракты в школах, в детских садах - почему бы нам не снять мораторий на смертную казнь для этих людей? Какие здесь могут быть судебные ошибки? Конституция это позволяет, в Конституции сказано, что если обеспечен суд присяжных, то возможно вынесение смертных приговоров по особым случаям. Мы этого не делаем, и вы знаете, что это принципиальная наша позиция, официальная, но я считаю, что в создавшейся ситуации она неправильна. Но лишать-то гражданства - это что будет после того, как... Это что, значит, избавлять от наказания? Это, значит, нельзя их судить, нельзя в тюрьмы их отправлять? Конечно, преступник должен сидеть в тюрьме, а после этого он выходит из тюрьмы, если это предусмотрено его сроком, - и что мы с ним делаем? Он - лицо без гражданства. Что мы с ним делаем? Куда мы его направляем и как мы себя с ним ведём? Отправляем его обратно, скажем, на Украину, чтобы он вступил в батальон "Азов", недовольный нашей властью? Дорогие друзья, мы принципиально против лишения гражданства. И в данном случае мы считаем, что от отчаяния, от желания продемонстрировать несправедливость принятого решения сенатор внёс этот законопроект. Он не может быть принят, потому что это неправильно - лишать гражданства по рождению, это невозможно. Но я предлагаю вам задуматься над тем, над чем вчера, мне кажется, не все задумались, кто выступал при обсуждении другого законопроекта. Зачем нам идти по этому пути? Нам нужно усиливать наказание для тех, чья вина доказана, но все мы должны нести ответственность за то, что происходит с нашими гражданами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Минуточку, Константин Фёдорович. Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 40 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 16 чел.3,6 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8 % Результат: не принято Отклоняется.