Заседание № 138
О проекте федерального закона № 407194-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования Общественной палаты Российской Федерации; принят в первом чтении 20 декабря 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект готов к рассмотрению во втором чтении. Поступила одна поправка, которая находится в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Комитет обращается с просьбой поддержать данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 00 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Просим поддержать законопроект во втором чтении, и в случае принятия законопроекта во втором чтении просим проголосовать за него и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 17 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 44 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Закон принят.
БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По карточке Карелина - Булаев. По 14-му вопросу Булаев голосовал за. Председательствующий. Прошу учесть.
Заседание № 137
О проекте федерального закона № 407194-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования Общественной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем поставленный нами на фиксированное время 49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Все мы слышали Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором неоднократно было сказано об особой роли некоммерческих организаций в решении важных общественных задач нашей страны и об общественном контроле с целью повышения качества работы должностных лиц и чиновников, и одним из тезисов был призыв к реформированию принципов формирования Общественной палаты. Сразу же, в тот же день депутаты собрались на заседание комитета и разработали проект закона, который сегодня мы рассматриваем. Под ним подписались представители трёх думских фракций - ЛДПР, "ЕДИНОЙ РОССИИ" и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Если закон будет принят, то в Общественной палате не менее 50 процентов членов из определяемых президентом и интернет-голосованием будут составлять представители некоммерческих организаций, созданных по отраслевому или профессиональному принципу. Таким образом, представители таких организаций, как ассоциация юристов, - например, сегодня депутат от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассказывал о роли ассоциации международных перевозчиков, - как союзы писателей, журналистов, мороженщиков, производителей молока, смогут участвовать в общественной жизни и формировать ту повестку дня, которая действительно востребована, и за такими представителями будут стоять целые коллективы и социальные группы. Если состав Общественной палаты будет совершенно иной, будет повышаться и качество её работы. Комитет просит проголосовать за данный законопроект в первом чтении, а в случае его принятия мы просили бы на понедельник поставить его в повестку для рассмотрения во втором и, возможно, в третьем чтениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Иван Игнатьевич, вы единственный, кто хочет задать вопрос. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Ярослав Евгеньевич, уважаемый, ну, наверное, нужен закон, но я не знаю, вообще Общественная палата какую играет роль в нашем обществе? Мне кажется, что это какое-то искусственно созданное образование. В подтверждение своего предложения могли бы вы назвать, ну, хотя бы две-три идеи, которые реализованы с подачи Общественной палаты, чтобы можно было сказать: да, это организация, которая нам крайне необходима? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Спасибо, Иван Игнатьевич. Согласен с вами, что роль и престиж Общественной палаты, её востребованность со стороны простых граждан надо повышать, именно для этого мы и принимали законы, реформирующие принцип её формирования. Что касается повседневной работы палаты. Например, закон о защите религиозных чувств граждан, который был принят Госдумой, а до этого в нашем комитете готовился, обсуждался очень долго, Общественная палата его критиковала, но в итоге мы пришли к некоему общему пониманию, каким должен быть итоговый документ. Вот пример работы Общественной палаты, которая нас критиковала, где-то справедливо, с чем-то мы согласились, подкорректировали законодательную инициативу и все козыри для критики у Общественной палаты просто выбили. Я думаю, что работники аппаратов всех думских комитетов в своей повседневной деятельности работают с письмами из Общественной палаты. Но в целом мы считаем, что повестку дня должны определять профессионалы, за которыми стоят большие коллективы, и должны подниматься действительно актуальные вопросы, а не такие, которые волнуют небольшую социальную группу, группу граждан или кого-то лично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не могу не взять слово при таком подходе и критике со стороны коллег из фракции КПРФ, всё-таки законопроект важный, и я объясню почему. Вот Ярослав Евгеньевич Нилов уже коснулся послания президента, в котором достаточно много внимания уделено институтам гражданского общества, важности и значимости общественных инициатив. Более того, Путин призвал общество активно включиться в законотворческий процесс. И вот эти инициативы снизу, что называется, с земли должны стать частью государственной политики - об этом говорил и это подчеркивал президент. При этом работа общественных структур не должна строиться по формальному признаку и носить только местечковый характер, необходим экспертный подход и конструктивное оппонирование. Оппонирование сегодня есть, а экспертных оценок всё-таки не хватает, именно поэтому мы вносим этот законопроект. Ну, говоря о предыстории, и даже не о предыстории, а говоря о том, что нас ждёт впереди, скажу, что нам предстоит ещё работа над законом об общественном контроле - это тоже инициатива президента. Вокруг этого законопроекта уже несколько лет не прекращается дискуссия, полемика, надеюсь, что нам всё-таки удастся сдвинуть дело с мёртвой точки. Сегодня же мы рассматриваем законопроект о таком порядке формирования Общественной палаты, который позволит представителям некоммерческих организаций, созданных для отстаивания интересов, как уже говорилось, отраслевых и профессиональных объединений граждан и юридических лиц, во многом, коллеги, деполитизировать работу Общественной палаты, сделать её более гармоничной, более профессиональной. Как уже говорилось, мы, авторы законопроекта, пошли дальше и предложили точно такой же порядок формирования с помощью интернет-голосования. Кстати, я хочу сказать, что в ряде европейских стран - например, в такой стране, как Франция, для которой характерны экстравагантные законы, нетрадиционные законы, - общественные палаты, общественные советы формируются по отраслевому принципу. Это опыт в том числе и европейский. Я прошу продлить время: выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты. МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо большое. Я хотел бы обратиться к коллегам из фракции КПРФ, которые критиковали закон, несмотря на мнение представителей других фракций, и не поддержали его. У меня имеется очень веский аргумент, касающийся того, что все депутаты фракции КПРФ голосовали за амнистию, но амнистия в том виде, в котором была принята, была бы невозможна без активного участия в её разработке общественных структур, в том числе представителей Общественной палаты, это была совместная наша работа, это надо понимать, и поэтому, конечно же, нельзя говорить о том, что законопроект носит формальный характер. Коллеги, сегодня системная поддержка общественных организаций, системная поддержка правозащитного движения - это приоритет государства. Государство как финансировало, так и будет продолжать финансировать и поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации, но только не те общественные структуры - и это тоже надо понимать, об этом необходимо говорить сегодня, - которые под видом общественно полезной деятельности занимаются политической деятельностью, приходят за подачками в иностранные посольства, находятся на содержании у различных зарубежных фондов, при этом шантажируя государство. И во многом, к сожалению, некоторые наши коллеги придерживаются таких же принципов, используют свой статус для того, чтобы, по большому счёту, не только высказывать своё недовольство, но и провоцировать общество на различные акции гражданского неповиновения. Коллеги, в Общественной палате должны работать люди профессиональные, как уже было сказано, эти люди, по моему глубокому убеждению, должны быть кристально честными, должны иметь безупречную репутацию. Мы призываем и государство хочет, чтобы эти общественные структуры помогали вырабатывать общие подходы, общие решения по тем проблемам, которые сегодня существуют в обществе. Но у нас имеется и негативный опыт, и о нём тоже необходимо сегодня говорить, есть примеры, когда общественные организации, используя свой статус, поступают неправомерно. Так, в конце ноября в Воронеже были задержаны организаторы акций "В защиту Хопра" и "СтопНикель": на протяжении месяца общественные деятели стихийно, буйно митинговали, организовывали беспорядки, поджоги, а потом пришли к руководству строящегося предприятия и стали вымогать 15 миллионов рублей в обмен на то, чтобы эти беспорядки прекратились. Ну, это в чистом виде уголовщина, статья 163, части вторая и третья, вымогательство, совершённое группой лиц по сговору, - и вот теперь эти экологи, вместо того чтобы отстаивать экологические интересы, защищать лес, будут этот лес, скорее всего, валить. Коллеги, государство сегодня вправе требовать от НКО честности и открытости. Это дорога с однонаправленным движением, дорога, по которой, вне зависимости от политических пристрастий, вне зависимости от философских взглядов на добро и зло, вместе идут люди, которым небезразлична судьба нашей страны, люди, которые уважают друг друга. И я надеюсь, что при таком взаимном подходе и общества, и государства будет получаться многое, ну а мы, законодатели, все вместе участвуем в этом историческом процессе. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, раз открылась дискуссия по данному вопросу, то наша фракция не может не высказаться. На первый взгляд кажется, что законопроект такой скромный и не вызовет большой дискуссии, но если посмотреть по-иному, с другой стороны, то можно увидеть, что законопроект достаточно знаковый, и в связи с этим нельзя не вспомнить начало сессии, мы уже в её конце и мы в понедельник будем подводить итоги. Сессия начиналась 10 сентября с выступления Председателя Госдумы Сергея Евгеньевича Нарышкина, который кратко, но ёмко сказал о многих, как оказалось, крайне важных вещах. Говорил он о том, что в нашем российском законодательстве много чужеродных новаций и терминов, и говорил не случайно, поскольку через два месяца мы рассматривали правительственный законопроект, содержащий хитрое слово "валидация", законопроект "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который, как показал короткий опрос, особо никто не понял, не понял, что это такое, и, по-моему, до сих пор не очень понимает. Говорил Сергей Евгеньевич о 20-летнем юбилее Конституции, мы достаточно много времени этому посвятили, и неделю назад состоялось торжественное заседание, посвящённое данному вопросу, где говорили много и долго, позитивно об этом. Говорил Сергей Евгеньевич и о том, что число лиц, поддерживающих принцип разделения властей, за последние три года в стране увеличилось вдвое. Он почувствовал, что осенью будут очередные нападки на Государственную Думу, и они были как со стороны нерадивых СМИ, так и со стороны неповзрослевших непарламентских партий. Мы всё помним, я думаю, что на все эти вызовы мы ответим, но мы также понимаем, что только Государственная Дума, включающая четыре парламентские партии, может принимать законы и должна вести себя достойно, по-взрослому, отвечая на те вызовы, которые возникают. А закончил Сергей Евгеньевич ёмкой и краткой фразой: "Для нас важно и дальше укреплять межфракционное взаимодействие - это реальное достижение нашего созыва, и только от нас зависит, насколько оно будет развиваться и какие плоды принесёт". Я от фракции, Сергей Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Да, спасибо. И сегодняшний законопроект - это как раз реакция на сказанное нашим председателем и реакция на послание президента от 12 декабря. Мне кажется, мы среагировали быстро и правильно, и те, кто хотел поддержать... Я не думаю, что коллеги из фракции КПРФ были против, они просто, может быть, не успели - я не слышал от моих коллег, что кто-то выступает против этой инициативы. Конечно, инициатива, может быть, не громогласная, но надо понимать, что мы общаемся с президентом не только как с личностью - его кто-то может любить, кто-то не любить, - но и как с главой государства, чей статус зафиксирован в Конституции России, и поэтому мы не можем не услышать то, что предлагает президент, и не можем не отреагировать. Вот с нашей точки зрения, важно то, что мы и по этому вопросу объединили свои усилия, причём здесь объединились... Иногда бывает, что объединяются исключительно оппозиционные фракции, а здесь произошло полноценное объединение - и правящей фракции, и всех, - и это отрадно, это хороший знак в пользу того, что в дальнейшем мы будем наращивать наше взаимодействие по любым вопросам государственной важности. За последние три месяца мы стали лучше слышать друг друга, мы стали лучше понимать друг друга, мы стали понимать, что только благодаря нашим совместным усилиям мы можем принимать законы, которые нужны россиянам, вместо нас это сделать не сможет никто. Так, видимо, получится и с нынешним законопроектом. Я уверен, что в понедельник мы его поддержим. Я надеюсь, что фракция КПРФ нас поддержит, по крайней мере, ни одного серьёзного аргумента против я не услышал. Ну, история рассудит, насколько быстро мы - и насколько правильно - принимаем те или иные законы. Повторю, для нас важно одно: то, что этот законопроект - а он внесён представителями трёх парламентских фракций - свидетельствует о том, что мы ощущаем всё большую ответственность за свою страну. Мы не боимся брать на себя ответственность, принимая решения, а не только занимаемся критикой либо критиканством, и я уверен, что весной, в следующем году таких документов, согласованных с тремя или четырьмя парламентскими фракциями, будет существенно больше. Что касается этого законопроекта, наша фракция будет его поддерживать как в первом чтении, так, я уверен, и в окончательном виде. Желаем вам успехов, и спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Ярослав Евгеньевич, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
49-й вопрос. В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 50 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.