Заседание № 48
О проекте федерального закона № 407011-4 "О внесении изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льготы по земельному налогу организациям науки, высшего образования и иным организациям в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков, используемых ими в целях научно-исследовательской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, вот предложение Оксаны Генриховны и Раисы Васильевны, поскольку они являются докладчиками и содокладчиками по двум законопроектам. Они предлагают на ваше усмотрение вариант, когда докладчик делает доклад сразу по двум законопроектам, содокладчик тоже делает содоклад сразу по двум законопроектам. Вопросы задаём по двум законопроектам сразу, выступаем тоже, а голосуем раздельно. Оксана Генриховна, пожалуйста, на трибуну по двум проектам федеральных законов: первый - это "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второй - "О внесении изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Законопроектами предлагается восстановить льготу по налогу на имущество (это первый законопроект) и льготу по земельному налогу (второй законопроект) для научных организаций, учреждений высшего образования в части имущества или земли, используемых в научно-исследовательских целях, и также распространить эти льготы по имуществу и земле, которые используются в научно-исследовательских целях, на иные организации. Данная льгота по налогу на имущество существовала до 2004 года. Затем с принятием нового налога на имущество она была отменена, существовала исключительно для учреждений академии наук, большой академии и отраслевых академий, до 2006 года. По земельному налогу также фактически льгота существовала в течение всего 2005 года, поскольку субъекты Российской Федерации свои местные законы в 2005 году ещё не приняли, поэтому фактически отмена льготы произошла с 2006 года. Из федерального бюджета бюджетным учреждениям компенсируются частично расходы на уплату налога на имущество и земельного налога. Но компенсация происходит с большим отставанием и не в полном объёме, поэтому даже в бюджетных учреждениях есть дополнительные расходы в связи с отменой льготы. Целый ряд учреждений, в частности государственные научные центры, не имеет льгот по земельному налогу, никто им это не компенсирует, и у них идут большие расходы в связи с уплатой земельного налога. Мы считаем, что есть смысл, если мы говорим об инновационном развитии, восстановить льготу по налогу на имущество и земельному налогу в части учреждений высшего образования, научных учреждений в отношении имущества, используемого в научно-исследовательских целях, а компенсацию давать не бюджетным учреждениям, а субъектам Федерации, поскольку уже совершенно очевидно, какие у них будут выпадающие доходы. С точки зрения бюджета, на наш взгляд, гораздо проще отрегулировать взаимоотношения с восьмьюдесятью девятью субъектами Федерации, чем с более чем тысячей бюджетных учреждений, которым эти налоги компенсируются не в полном объёме. Плюс мы должны давать льготу и небюджетным учреждениям, а я уже сказала, что есть государственные научные учреждения - научные центры, есть негосударственные научные учреждения на базе бывших отраслевых НИИ и КБ, которые тоже нуждаются в налоговом стимулировании. Стоимость одного законопроекта - чуть больше 3 миллиардов рублей, стоимость другого законопроекта - чуть больше 6 миллиардов. Это выпадающие доходы субъектов, которые нужно, на мой взгляд, компенсировать из федерального бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Пожалуйста, для содоклада слово предоставляется представителю профильного комитета, ответственного комитета, Комитета по бюджету и налогам, Раисе Васильевне Кармазиной. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел эти два законопроекта и не может согласиться с авторами по следующим основаниям. Во-первых, налог на имущество - это налог, который закреплён за субъектами Российской Федерации, это региональный налог. Налог на землю - это налог, который закреплён за местным самоуправлением. Поэтому это их компетенция - предоставление этих льгот. И ещё хотела обратить внимание на то, что мы с вами на федеральном уровне очень много принимаем льгот по закреплённым налогам. В частности, мы только рассматривали бюджет, когда мы приняли льготы по проезду студентов, но эти льготы не возмещаются железной дороге, и это ложится на субъекты, потому что за пригородные перевозки предъявляют претензии нашим региональным бюджетам. И можно приводить очень много здесь примеров, когда мы закрепили налоги, а сами дали льготы на федеральном уровне. Это касается в том числе и хозрасчётных предприятий, предприятий бизнеса, я бы так сказала. Принимая бюджет в 2006 году, мы с вами приняли постановление, чтобы создать комиссию - со стороны правительства, со стороны депутатского корпуса - по проведению ревизии всех тех льгот, которые мы предоставили, по закреплённым за региональными и местными бюджетами налогам. С учётом этого обоснования, я считаю, мы не можем распоряжаться полномочиями наших муниципальных и субъектовых бюджетов. У них есть такие права, они могут это сделать. И вот поэтому не поддерживает комитет данную поправку. И кроме того, я хочу вам напомнить. Что касается общеобразовательных и научно-исследовательских учреждений, которые у нас финансируются из бюджета, то там закладывается компенсация на гашение налога. Оксана Генриховна права в том, что это происходит нерегулярно, идут задержки, и учебные заведения вынуждены отсрочивать уплату этих налогов. Что касается иных организаций, то это, как правило, хозрасчётные организации. Мы с вами приняли закон, у нас есть фонд нанотехнологий, и если там действительно идут разработки по нанотехнологиям, то они могут претендовать на получение средств из этого фонда, и в том числе там могут быть предусмотрены средства и на налоги. Вот по этим основаниям комитет не рекомендует принимать оба законопроекта. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, как мы договаривались, вопросы по двум законопроектам сразу. Есть вопросы? Есть. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к профильному комитету. Мы, с одной стороны, говорим о развитии образования, науки и так далее. Действительно, такая коллизия сегодня есть, что касается компенсации по этим налогам, особенно в крупных центрах, всё это достаточно серьёзно. В Москве стоимость аренды земельного участка, который занимает среднее научное или образовательное учреждение, составляет от 500 тысяч до полутора миллионов в месяц. Все эти деньги закладываются в том числе и в стоимость обучения в этом вузе. А если это государственное учреждение, то вся тяжесть этого налога ложится на тех, кто учится на платном отделении. Поэтому если мы проанализируем стоимость обучения в высшем учебном заведении, то увидим, что там достаточно существенную часть составляют именно вот эти налоги: на имущество и на землю. И в то же время многие вузы отказываются и от общежитий, потому что они не в состоянии платить налог... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это должен был быть вопрос, Максим Станиславович. Пожалуйста, Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли 131-й закон, где закрепили полномочия за местным самоуправлением. В частности, органы местного самоуправления должны строить детские сады, они должны обеспечивать малоимущих граждан социальным жильём. Я вам хочу напомнить, что 0,3 процента налогов (те, которые закреплены) поступает в их бюджеты. Как правило, они все дотационные, только 10 процентов из них имеют собственные доходы, потому что те льготы, которые мы предусматриваем в федеральном бюджете, мы им не компенсируем. Я вам хочу привести пример. Когда мы рассматривали вопрос, связанный с расходами РАО "Российские железные дороги", и дотацию предоставляли из бюджета (на 2007 год) по билетам в вагонах общего пользования и плацкарте, мы говорили о том, что если убрать льготу по железной дороге, по налогу на имущество, то нам нужно было на тот момент из бюджета выделить 43 миллиарда этому экономическому субъекту. Напомню: там 50 процентов плюс одна акция государственные. Это тоже инфляция, если говорить об инфляционных составляющих. Но тогда мы с вами действительно должны сделать ревизию и рассматривать эти вопросы в комплексе, для того чтобы не страдали наши муниципальные бюджеты. Там предусмотрены и расходы на образование, потому что то, что касается технологического процесса в образовании, - это обязанность субъектов. Содержание школы осуществляется за счёт бюджетов местного самоуправления, но сегодня они оголены, повторяю, всего 10 процентов... У нас двенадцать тысяч четыреста пятьдесят муниципальных образований - вот задумайтесь! А остальные дотационные. И мы ещё здесь, на федеральном уровне, продолжаем раздавать льготы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет. Я так понимаю, что ни докладчик, ни содокладчик не настаивают на заключительном слове. Да, я забыл спросить, желают ли выступить представители президента и правительства. Они также не настаивают. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 09 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект. И наконец, ставится на голосование пункт 26 - это проект федерального закона "О внесении изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 44 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.