Заседание № 185
О проекте федерального закона № 406676-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (о совершенствовании системы подачи отчётности хозяйствующими субъектами).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом снимается необходимость ежегодного подтверждения кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также более широко внедряются электронные виды контактов. Поступившие к законопроекту поправки включены в две таблицы: 13 поправок - в таблицу № 1, комитет по труду рекомендует их принять, 3 поправки - в таблицу № 2, комитет рекомендует их отклонить. Комитет предлагает утвердить таблицы № 1 и 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 23 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 51 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 15 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 406676-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (о совершенствовании системы подачи отчётности хозяйствующими субъектами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Полина Викторовна Крючкова. КРЮЧКОВА П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на внесение изменений в систему применения кодов ОКВЭД, и задача - максимально упростить бизнес-процессы присвоения кодов, подачи отчётности, изменения кодов, исключить расхождения в различных государственных реестрах и повысить адресность мер поддержки для бизнеса. Необходимость таких изменений стала понятна в 2020 году, когда в ходе применения антиковидных мер мы столкнулись с тем, что фактические виды деятельности предприятий иногда не совпадали с тем, что было указано в реестрах, и имелись расхождения между реестрами Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования, потому что предприниматели должны были подавать несколько форм в разные органы с указанием соответствующих кодов ОКВЭД. Соответственно, основные моменты предлагаемого законопроекта. Первое. Устанавливается Федеральная налоговая служба, реестры ФНС единым источником сведений о кодах ОКВЭД для всех целей. Бизнес будет подавать данные по единой упрощённой форме в одно место с использованием интерактивного помощника по выбору и подтверждению кодов. То есть здесь нагрузка на бизнес существенно снизится. Второе. Сейчас бизнес передаёт в Социальный фонд России (ранее - Фонд социального страхования) структуру выручки для корректного определения кодов ОКВЭД. Теперь эта информация будет подаваться опять же вместе с другими сведениями в одно место - в Федеральную налоговую службу. Сразу хочу обратить внимание на два момента. Во-первых, нет необходимости указывать абсолютно все виды деятельности. Как и сейчас, возможно ведение деятельности без указания её видов, если они занимают незначительную долю в деятельности предприятий, ну, естественно, за исключением, допустим, лицензируемых видов деятельности. Во-вторых, при первичной регистрации, когда предприятие только открывается, как и сейчас, заявляются те виды деятельности, которые предприятие планирует осуществлять, а через год по фактическим как бы результатам предприятие уточняет свои виды деятельности. Третий важный момент. Мы предлагаем в законопроекте отменить ежегодное подтверждение установленных кодов ОКВЭД. По действующей сейчас схеме, даже если структура деятельности не меняется, пропорция выручки не меняется, все организации, у которых есть хотя бы один сотрудник, ежегодно должны подтверждать вид деятельности в Социальном фонде России. Теперь - только в случае, если структура выручки существенно, более чем на 20 процентов изменилась либо предприятие в силу каких-то причин само желает внести дополнительные коды и так далее. То есть мы избавляем бизнес от лишних процедур. Четвёртое. Никаких дополнительных мер ответственности не вводится законопроектом: ответственность сейчас есть, она предусмотрена в статье 1425 КоАП, и здесь ситуация не меняется. Законопроект прошёл общественное обсуждение, одобрен рабочими группами в рамках регуляторной гильотины, получено согласование от комиссии Госсовета по направлению "Малое и среднее предпринимательство", обсуждали с бизнес-объединением, получили достаточно много предложений, они были тщательно проработаны, многие из них учтены в тексте законопроекта. И последнее. В случае принятия закона мы ожидаем его вступления в силу с 1 сентября 2024 года, а актуализация кодов ОКВЭД, вот вся процедура, должна пройти до 15 апреля 2025 года, то есть мы даём бизнесу достаточно большой, комфортный период для актуализации своих кодов. Более того, чтобы бизнес заранее мог подготовиться, понять, как бы примерить на себя соответствующую структуру, были подготовлены временные методические рекомендации, они уже размещены на сайте Минэкономразвития, бизнес может с ним ознакомиться. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Полина Викторовна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" изменений, касающихся порядка представления сведений об актуальных видах экономической деятельности. Предлагается исключить норму о необходимости ежегодного подтверждения хозяйствующими субъектами кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Законопроектом также предлагается определить единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД соответствующих хозяйствующих субъектов. Также предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части дополнения сведений, содержащихся в соответствующих государственных реестрах, данными о доле видов экономической деятельности, исходя из сведений, которые регулярно подаются субъектами хозяйственной деятельности в налоговую службу. Порядок определения указанных видов экономической деятельности предлагается утверждать актом Правительства Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти может быть представлен следующим образом: три субъекта поддерживают (положительные отзывы), мнение остальных не выражено. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, являющийся комитетом-соисполнителем, замечаний не имеет и предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Такую же позицию занимает Комитет Совета Федерации по экономической политике. Счётная палата сообщает об отсутствии замечаний. Стороны РТК, представляющие объединения профсоюзов и объединения работодателей, также не имеют замечаний по законопроекту. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает возможным поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопросы к докладчику. Уважаемая Полина Викторовна, получается так, что данными поправками мы освобождаем компании и индивидуальных предпринимателей от обязанности ежегодно подтверждать коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и представлять данные в Фонд пенсионного и социального страхования. Отсюда вопрос: а сохранится ли при этом обязанность, необходимость извещать Фонд пенсионного и социального страхования об изменении, например, основного вида экономической деятельности для корректировки кодов ОКВЭД? Не получится ли так, что коды ОКВЭД в налоговой будут одни, в статистике - другие, в Фонде пенсионного и социального страхования - третьи? Или эти и другие вопросы будут урегулированы в порядке определения указанных видов экономической деятельности, который планируется к утверждению Правительством Российской Федерации? И когда он планируется к утверждению (конечно же, в случае принятия данного федерального закона)? КРЮЧКОВА П. В. Большое спасибо за вопросы. Собственно, законопроект и направлен на исключение расхождений. Компания подаёт все сведения в налоговую, причём синхронизируем сроки с подачей налоговой отчётности. Если что-то изменилось, компания обязана внести соответствующие изменения в коды ОКВЭД. Налоговая передаёт соответствующую информацию в Фонд пенсионного и социального страхования. То есть, собственно, задача как раз избежать ситуации, когда в регистрах налоговой было одно, а в Социальном фонде - другое. После принятия закона весь механизм должен быть запущен в течение трёх месяцев, для того чтобы, как я уже сказала, к 15 марта 2025 года процесс был завершён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Полина Викторовна, об обязанностях, думаю, можно говорить только при наличии ответственности за нарушение обязанностей. В данном контексте, считаю, инициатива преждевременна. В настоящих условиях, когда малый и средний бизнес выживает практически в санкционной блокаде, иной раз одна сделка не по основному виду деятельности превышает сумму сделок по основному виду, а иногда основной вид деятельности меняется несколько раз, и обременять бизнес такими отчётами, считаем, преждевременно. Вопрос: неужели в условиях цифровой трансформации экономики сегодня нет других способов сбора статистической информации? КРЮЧКОВА П. В. Спасибо за вопрос. Ну, первый момент. Обязанность ежегодно представлять отчётность существует сейчас - мы как раз её снимаем. Ничего не меняется или меняется в пределах 20 процентов - можно ничего не представлять. Второй момент. Основная масса бизнеса, естественно, будет предоставлять соответствующую информацию через личный кабинет налогоплательщика, там предусмотрен интерактивный помощник, который позволяет это делать. И третий важный момент. Понятно, что правильные коды ОКВЭД существенно облегчают жизнь статистических органов, но предлагаемые изменения не для этого, не для удобства Росстата, они совсем для других целей - как раз для облегчения жизни бизнесу, чтобы вот такие ситуации, как те, с которыми столкнулись в 2020 году, когда компании говорили: "Ой, мы ведём один вид деятельности, вот мы можем рассчитывать на помощь, а код ОКВЭД у нас другой", - чтобы такие ситуации, ну, максимально исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович, пожалуйста. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Полина Викторовна, на мой взгляд, это действительно очень нужная и правильная инициатива, причём она достаточно долго уже бизнесом обсуждается, тем не менее у меня вопрос. Насколько я понимаю, эта инициатива - одна из инициатив во исполнение поручения президента о снижении административной нагрузки на бизнес. Вместе с тем, если почитать комментарии в социальных сетях к новостям о возможной отмене обязанности подтверждать коды ОКВЭД, то увидим, что как раз бухгалтеры, которые работают в бизнесе, переживают, что с отменой этой обязанности появятся ещё пять новых. Вот как вы можете это прокомментировать? И не получится ли так, что со стороны ФНС будут какие-то новые отчётности и требования, которые действительно усложнят, будут работать в обратную сторону? КРЮЧКОВА П. В. Спасибо за вопрос. Ну, мы считаем, что в данном случае делается всё, чтобы такую ситуацию исключить. Предлагаемые формы, методики, ну, по крайней мере, не ухудшают положения бизнеса, и они не сложнее тех форм, которые предоставлялись в Социальный фонд, в некоторых случаях - проще. По крайней мере, когда мы минимизируем количество мест, в которые подаются сведения, пусть даже в электронном виде, это в любом случае снижает нагрузку на бизнес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, я бы не стал переоценивать этот законопроект. Вся его идеология направлена на то, чтобы информация шла через "единое окно", на это направлена. И говорить, как мы подчас слышим и видим в документах, что всё это направлено на то, чтобы раскрепостить бизнес, избавить от лишней нагрузки... Один раз в год подать данные о кодах ОКВЭД - один раз в год! - это не та нагрузка, от которой надо освобождать бизнес. Но в целом законопроект правильный, и не случайно его поддержали и работодатели, и профсоюзы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 35 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.