Заседание № 181
О проекте федерального закона № 406658-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о мерах стимулирования приобретения российской промышленной продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Законопроект направлен на укрепление национального режима развития промышленности, а также на формирование условий гарантированного спроса на российскую промышленную продукцию. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 12-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 57 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 406658-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о мерах стимулирования приобретения российской промышленной продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
29-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает Александр Николаевич Козловский. КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению поступило семь поправок уточняющего характера (таблица № 1), рекомендованных комитетом к принятию. Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации законопроект поддержан. Прошу принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 06 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 30 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Александр Николаевич. КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Прошу поставить данный законопроект в повестку на 15 декабря для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 156
О проекте федерального закона № 406658-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о мерах стимулирования приобретения российской промышленной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Сергеевич Осьмаков. ОСЬМАКОВ В. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, законопроект о внесении изменений в закон о промполитике разработан по поручению Совета Безопасности Российской Федерации. Представленный законопроект дополняет понятийный аппарат нашего закона такими определениями, как "производитель российской промышленной продукции", "российская промышленная продукция", "реестр российской промышленной продукции" и "цифровой паспорт промышленной продукции". С учётом изменения понятийного аппарата актуализируются обозначенные в законе цели, задачи и принципы промышленной политики и утверждаются полномочия правительства устанавливать требования о приоритетном порядке приобретения, использования и реализации отечественной продукции. Помимо этого, законопроектом предлагается исключить бумажное заключение при получении производителем статуса российской продукции, что позволит существенно сократить процедурные сроки. Также предусмотрено создание системы цифровых паспортов промышленной продукции. Речь здесь идёт о формировании единого механизма идентификации товаров и аккумулировании данных о мерах поддержки производителей и заказчиков, работающих по 44-му и 223-му федеральным законам. В целях продвижения отечественной продукции на рынке разработан также логотип российского товара, представляющий собой идентификатор в виде QR-кода. Закон прошёл все необходимые процедуры и согласования. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Сергеевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Василий Сергеевич подробно изложил суть законопроекта, и я хотел бы отметить, что законопроект действительно закладывает комплексную правовую оценку для формирования благоприятных условий, направленных на производство и продвижение отечественной продукции. Комитет отмечает, что введение на законодательном уровне термина "российская промышленная продукция", использование в деловом обороте специального логотипа российской промышленной продукции как специального маркера надёжности и качества продукции будут способствовать стабильному росту промышленности и укреплению престижа нашего государства. При этом мы обращаем внимание, что законопроектом вводится понятие "российская промышленная продукция", однако сохраняется и действующее понятие - "продукция, произведённая на территории Российской Федерации", - без определения его правового статуса, что требует уточнения ко второму чтению. Кроме того, ко второму чтению положения законопроекта необходимо рассмотреть вместе с проектом постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающим критерии подтверждения производства российской промышленной продукции. Комитет по промышленности и торговле рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Василий Сергеевич, подскажите, пожалуйста: в соответствии с проектом федерального закона вся продукция будет заноситься в единый реестр - а кто будет пользователем реестра? Это федеральная система? И цифровые паспорта, которые присваиваются продукции: может ли продукция выходить на рынок, если у неё не будет цифрового паспорта? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. Речь идёт о расширении тех реестров российской продукции, которые уже сейчас существуют в государственной информационной системе промышленности. Это реестр, который ведётся в соответствии с 719-м постановлением об определении критериев российской продукции. И ни в коем случае это не является запретительным, это история добровольная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Василий Сергеевич, статья 17-1 проектируемого документа предполагает, что там должны быть правила формирования реестра отечественной промышленной продукции и критерии подтверждения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. А какие планируются, проектируются критерии и почему это нельзя отразить непосредственно в законе, а не в каких-то других актах? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. У нас законопроект как бы уточняет ту систему, которая действует сейчас. Система подтверждения российскости базируется для различных отраслей и различной продукции на разных критериях: где-то это адвалорная составляющая, где-то это технологические операции, где-то это ключевые узлы и компоненты. И вот этот акт, который сейчас действует, 719-е постановление, по определению российскости продукции, - это несколько десятков тысяч страниц критериев и требований по отраслям. Конечно же, в закон их довольно сложно погрузить, поэтому это утверждается постановлением правительства по абсолютно публичной, прозрачной и понятной процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Василий Сергеевич, такой вопрос. Вот мы миллиарды рублей тратим на канцелярию в целом, я имею в виду государственные деньги, каждый месяц. Мы про промышленную продукцию говорим сейчас. Вот как нам добиться того, чтобы приоритетное право на участие в госзакупках имел только российский производитель? Вот этот законопроект где и как нам помогает, чтобы мы этих подлецов не кормили теми деньгами, которые по сегодняшний день получают многие, в том числе немецкие и разные другие, компании? Я про канцелярию сказал, потому что это показательный пример: при закупках выбирают ручки, карандаши, фломастеры и многое другое - ну, там действия более интересные, чем кажется. Как нам сделать так, чтобы эти миллиарды рублей не уходили, не кормили наших врагов, а оставались у нас здесь, в России? И что такое... (Микрофон отключён.) ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос, на самом деле абсолютно понятный. Я напомню, что система запретов и ограничений у нас зафиксирована в 44-м законе, это закон о контрактной системе, он предусматривает введение так называемых требований по национальному режиму к тем или иным закупкам. Для того чтобы это расширить на канцелярку, - и мы обязательно это отработаем - необходимо расширить перечень кодов, которые охватывает соответствующее постановление, это постановление № 616. Мы посмотрим, и, если это окажется эффективным, мы можем расширить на канцелярскую продукцию в том числе, как это сделано на станки, различные виды машиностроения, лекарственные препараты всякие и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Василий Сергеевич, вот в части 1 статьи 17-1 в данном проекте закона сказано о том, что данный реестр российской промышленной продукции создаётся в целях оказания мер стимулирования деятельности в сфере промышленности. Отсюда вопрос: планируются ли какие-то дополнительные меры поддержки в связи с появлением нового статуса? И если они есть, эти меры поддержки, то хотелось бы понять, какие объёмы финансирования предусмотрены. ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. Речь идёт об уточнении приоритизации получателей уже действующих мер поддержки. Объёмы мы вам скоро будем докладывать в рамках бюджетного процесса, и вот завтра в бюджетном комитете, у коллеги Макарова, все эти субсидии будут детализированы и рассказаны подробно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Василий Сергеевич, сложно представить, как введение термина "российская промышленная продукция" будет стимулировать деятельность отечественных производителей и тем более будет увеличивать продажи, особенно в условиях внешней санкционной политики. Увеличение продаж нужно стимулировать, например, увеличением ввозных таможенных пошлин в отношении аналогичной продукции зарубежных конкурентов или обнулением вывозных пошлин в отношении российского оборудования. Вопрос: понимая, что ваша инициатива не о пошлинах, прошу пояснить, как мы будем стимулировать отечественное производство и продажи, когда все без исключения производители станут применять термин "российская промышленная продукция"? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. Я и по пошлинам тоже коротко скажу. У нас есть план повышения пошлин против недружественных стран и доведения до уровня связывания пошлин в рамках... ну, с дружественными странами. Это такая штука с большим количеством кодов. Последнее, что мы сделали в рамках этой работы, - это повышение пошлин против недружественных стран на косметику и отдельные виды химической продукции. Это, кстати, ещё дописточник в рамках бюджетного процесса. Что касается термина "российская продукция", он позволит направить госзакупки (предыдущий коллега об этом спрашивал) плюс отдельные субсидиарные программы поддержки спроса, например для сельхозмаша, станкостроения и других направлений, привязать их к этой терминологии, к этому термину, и уточнить и повысить эффективность государственных программ поддержки. То есть мы и пошлины повышаем, и с государственным спросом работаем, и уточняем субсидиарные программы. Детально могу, если надо, рассказать по каждой из отраслей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Василий Сергеевич, и этот, и последующий проекты федеральных законов - это реальные инструменты в части мер стимулирования приобретения российской промышленной продукции. А как обстоит дело с реестром результатов интеллектуальной деятельности, также отечественной? Есть ли возможность увязать эти проекты и стимулировать ещё и интеллектуальную деятельность таким способом? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. Это, наверное, к коллегам из минэка и Роспатента, но я чуть-чуть попробую прокомментировать. Мы предполагаем, что на отдельных номенклатурных позициях у нас в качестве требований к российской продукции будут права собственности на результаты интеллектуальной деятельности и рабочую конструкторскую документацию. Так уже, в частности, сделано по газовым турбинам большой мощности. То есть мы свой вклад внесём, но вопрос лучше адресовать другим коллегам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Василий Сергеевич, вот хорошее изменение терминологии. Конечно, мы планируем стимулировать российское промышленное производство, оно должно быть стимулировано, но вот без работников никогда производства не будет. Вот в Ростове-на-Дону в Ростовской области сейчас уничтожается завод "Прибор". Невыгодно работать инженером. Там выгодно будет строить высотки и торговые центры. Может быть, термин "Красная книга инженера" ещё введём и будем следить за тем, чтобы у нас никто не трогал инженеров? И ещё, надо подумать: принят закон "О стратегическом планировании..." - может быть, в соответствии с этим законом и на местах деятельность губернаторов и мэров организовывать? То есть включить его сильнее в работу, и, я думаю, промышленность от этого выиграет. ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос. Завод "Прибор" - я записал, чтобы разобраться, что там происходит, потому что моя практика последних месяцев абсолютно обратная: это промышленные предприятия выкупают торговые центры и размещают там новые промышленные предприятия. Но мы этот вопрос рассмотрим отдельно. Что касается закона о стратпланировании, это закон коллег из минэка. Мы ваше предложение совместно с ними изучим и попробуем ответить. Может быть, действительно распространим на региональный уровень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Замечательный законопроект! Как он соотносится с существующими попытками создать биржу B2B? Предполагается ли какой-то рост оборотов этой биржи? И уточняющий вопрос: а как будут проанализированы те меры, которые уже сейчас применяются именно в режиме цифрового паспорта? Какой-то рейтинг будет сделан или что? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопрос, Станислав Александрович. Что касается бирж, то одна из площадок B2B и B2С у нас на ГИС промышленности развёрнута, и там продукция маркируется как российская, если она содержится в соответствующих реестрах. То есть, проще говоря, этот закон позволит построить с любыми электронными площадками систему официального подтверждения российскости той или иной продукции. Это может иметь цели как коммуникационные, пиара, так и сугубо прикладные, когда речь идёт о государственных закупках по 44-му закону либо по 223-му закону, о закупках госкомпаний. Что касается приоритизации, я не думаю, что мы нормативно сможем увязать и захотим увязать именно цифровую маркировку с мерами поддержки. Мы точно уже увязываем - и продолжим расширять наши субсидиарные меры поддержки - с критерием собственно российскости. А цифровая маркировка просто позволит на самом деле, даже с бытовой точки зрения, верифицировать... как система "Честный знак" позволяет проследить достоверность продукта, так эта система позволит проследить российскость продукции, и это может применяться для совершенно различных целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Василий Сергеевич, ну, у нас достаточно серьёзная проблема - это то, что мы завозим достаточно большую часть продукции в виде комплектующих, по запчастям, агрегатами, чипами и так далее и тому подобное, собираем на территории Российской Федерации, наклеиваем "Сделано в России" и пытаемся выдать за продукцию российского производителя. В связи с этим у меня вопрос. Так как мы говорим здесь о мерах стимулирования, то есть как стимулировать, чтобы приобреталась продукция российского производителя, скажите, пожалуйста... Вот я так понимаю из ваших ответов, что есть достаточно большой перечень, где чётко можно понять, что иностранное, а что российское. У вас нет опасения, что российские производители, которые будут завозить, комплектовать и собирать продукцию на территории России, будут выдавать её за российскую? То есть есть ли злоупотребления и как нам можно избежать этого? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо за вопрос, он абсолютно актуален. Вообще, система подтверждения российскости продукции существует с 2014 года, с момента принятия закона о промполитике, первый базовый акт, 719-е постановление, появился в 2015 году. За это время, могу вас заверить, было много проверок, случаев дисквалификации даже всяких региональных органов, которые должны были подтверждать российскость той или иной продукции, были и уголовные дела. Да, это постоянная на самом деле борьба и наша постоянная работа, совместно с коллегами из ТПП мы всё время этим занимаемся, поэтому мы не опасаемся этой проблемы, мы её решаем, мы с этим боремся. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович, пожалуйста. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Василий Сергеевич, хотелось бы, чтобы вы уточнили, каким образом данная инициатива, данный закон будет работать в отношении производителей, которые находятся на новых территориях? У нас там достаточно большое количество предприятий, производителей, и хотелось бы, чтобы они, конечно, находились в равных условиях. Это первое. И второй вопрос: какова будет... ну, есть ли сегодня информация о предварительной стоимости услуг и процедуре непосредственно получения вот этого цифрового паспорта и статуса российской промышленной продукции? ОСЬМАКОВ В. С. Спасибо большое за вопросы. Что касается вашего первого вопроса - я разобью на две части ответ, - безусловно, все преференции, о которых мы говорим, и режимы, предусмотренные этим законом, будут распространяться на промышленные предприятия на новых территориях. А как именно это будет происходить, я в деталях могу рассказать, но не публично, уж простите, пожалуйста, это такая довольно тонкая тема. Что касается стоимости услуг, вы знаете, у меня следующий законопроект ровно про это. У нас вообще подтверждение российскости происходит через сеть региональных торгово-промышленных палат, и как раз в рамках следующего закона мы введём внешнее регулирование процедур ценообразования. Буду выступать - расскажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительный вопрос - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Василий Сергеевич, мы в нашем комитете внимательно рассматривали этот законопроект, и у нас возник вопрос, вот хотел бы вам его задать - может, вы развеете наши сомнения. Дело в том, что вы вводите термин "российская промышленная продукция", специальный реестр вводите, и там одним из критериев отнесения является специнвестконтракт - СПИК 1.0, СПИК 2.0. Но дело в том, что у нас есть 719-е постановление, которое определяет критерии продукции, выпущенной в Российской Федерации. Получается, что у нас два термина как бы начинают конкурировать между собой. И получается, по нашим выводам, что с учётом в совокупности закона и постановления правительства к мерам господдержки будет допускаться только та продукция, которая СПИК 1.0 и СПИК 2.0, скажем так, соответствует. Вот развейте наши сомнения. ОСЬМАКОВ В. С. Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос. Ну, во-первых, про терминологию. Мы сейчас наконец-то можем называть вещи своими именами: российскую продукцию - российской продукцией, а не произведённой на территории Российской Федерации. Ну, мы все знаем, что мы работаем в нормативно-правовом поле всяких международных соглашений, ВТО, но вот сейчас, с учётом текущей ситуации мы можем называть российскую продукцию российской продукцией, а раньше это почему-то иногда интерпретировалось как нарушение норм ВТО. Это первое. Второе. Безусловно, эта система будет работать точно так же, как работает 719-е постановление, где СПИК 1.0 и СПИК 2.0 являются только одной из опций, довольно эксклюзивной, под долгосрочные инвестиционные программы и обязательства по локализации. А в целом требования будут, ну, фактически аналогичны требованиям 719-го постановления при дальнейшей нашей работе по переходу на балльную систему. Так что вы не переживайте, никаких эксклюзивов и субъективизма в этой системе не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 08 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.