Заседание № 153
10.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 406653-8 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженной ставки НДС на товары для детей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2304 по 2649 из 5426
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Каплан Мугдинович Панеш. Пожалуйста. ПАНЕШ К. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженной ставки НДС на товары для детей). Он был внесён Правительством Российской Федерации и предусматривает расширение перечня детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов. Законопроект принят в первом чтении 19 сентября 2023 года. К законопроекту поступило восемь поправок, все они рекомендованы к отклонению. Прошу поддержать решение комитета в части поправок, рекомендованных к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, поправки 4, 5, 6, 7 из таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, я хотела бы блоком вынести и обосновать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению, за исключением поправок 4, 5, 6, 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 11 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, по поправкам 4, 5, 6, 7 - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, дважды в комитете по бюджету мы, надо сказать, конструктивно обсуждали каждую из поправок и очень подробно, поэтому я сейчас не стану подробно воспроизводить все эти поправки. Их внесли десять авторов - депутаты Государственной Думы, наши коллеги из разных фракций, члены Совета Федерации. К великому сожалению, нам не удалось согласовать эти поправки. Почему? Потому, что концептуально предложенный правительством законопроект касается только тех детских товаров, 50 процентов производства которых сосредоточено у нас в России. К великому сожалению, у нас сегодня получается, что вся детская спортивная обувь, детская одежда маленьких размеров по сути импортная, и нас упрекают в том, что мы поощряем, так сказать, ввоз этих товаров из-за рубежа. Но при таком подходе, не поддерживая нашего производителя пониженной ставкой НДС, тем самым не влияя на стоимость товаров в розницу, мы вообще никогда не сможем развивать производство детских товаров у нас в России. Нам удалось согласовать две позиции, Каплан Мугдинович. 4 октября мы, авторы поправок, совместно с заместителем министра финансов Алексеем Валерьевичем Сазановым, как он и пообещал, встретились, обсудили всё с товаропроизводителями, вместе с ними согласовали позицию сниженного НДС на детские столы, потому что детская мебель предполагает всё-таки комплектность, мы согласовали даже такую вызвавшую поддержку, как я увидела, и членов вашего комитета позицию, как детские пеленальные столики, поскольку, ну, не вызывает сомнений, что это не есть товар двойного назначения. У меня вопрос: почему вы не согласились частично принять вот эти поправки, ведь эти позиции всё-таки согласованы с Правительством Российской Федерации? Понятно, что будем вносить это отдельным законопроектом, но, если бы вы приняли решение поддержать наши поправки, мне кажется, позиция комитета была бы гуманной по отношению к нашим детям и конструктивной с точки зрения дальнейшего взаимодействия, ну, с нашими коллегами из разных фракций, которые защищают интересы и производителей, и потребителей детских товаров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЕШ К. М. Спасибо, Нина Александровна. Решения комитета всегда гуманны, потому как в комитете находятся члены всех фракций. И в части детских столов с учётом того, что это здравый смысл - рассмотреть вопрос об установлении пониженной ставки НДС на детские столы, вам, как автору, и соавторам предлагается внести отдельный законопроект по детским столам. Это было сказано и, как вы сказали, на официальном согласительном совещании. Поэтому сейчас отдельной поправки по детским столам нет. В связи с этим все поправки и предлагаются к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Кто за то, чтобы принять эту поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 55 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 5 из той же таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 21 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 51 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 10 чел.2,2 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято Отклоняется. И наконец, ставится на голосование поправка 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 21 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется. Коллеги, мы все поправки рассмотрели. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 49 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принят во втором чтении единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ПАНЕШ К. М. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые процедуры и готов к рассмотрению в третьем чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР в целом поддерживает. Однако мы хотели бы обратить внимание: стараясь всё время готовить законодательные инициативы с минимальными отсылочными нормами, считаем, что в этом случае нужно было либо предусмотреть отсылочную норму к нормативному правовому акту правительства, либо в отдельном проекте федерального закона, подготовленном на межфракционной основе (о чём уже разговор, договорённость есть), прописать перечень товаров, который постоянно можно было бы расширять. Вот возьмём перечень технических средств реабилитации - он постоянно освежается. Или перечень вещей, которые допускается иметь тем, кто находится в местах лишения свободы, - также этот перечень по представлениям ФСИН периодически пересматривается. То же самое и здесь - ну невозможно всё прописать в законе и постоянно вносить поправки, это актуализируя! Вот, например, прописали ванночки для купания, а те же лейки для купания здесь не учтены, те же специальные поролоновые коврики для купания, предназначенные для младенцев, которые родители используют в ванночке для купания, не прописаны. И таких примеров очень много можно привести. А если бы это всё регулировалось нормативным-правовым актом, то можно было бы быстрее, динамичнее вносить соответствующие изменения. Что касается НДС, я напомню, что фракция ЛДПР занимает здесь принципиальную позицию. Основатель ЛДПР Жириновский всегда критиковал НДС, называл его вредным налогом, который был придуман... не придуман, а введён в России по предложению вредного Гайдара, кстати, друга Чубайса, которого сейчас активно критикуют, а ранее критиковали многие здесь, в зале Государственной Думы. И мы в ЛДПР неоднократно предлагали заменить НДС, как вредный налог, налогом с продаж. Поддерживая данную инициативу, мы от наших принципов не отказываемся и считаем, что в этом направлении работу нужно продолжить. Надо включить спортивную обувь, другие предметы, которые явно необходимы детям, и также предложить налоговую льготу, тем самым предоставив родителям возможность тратить меньше денег на содержание ребёнка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, безусловно, мы приветствуем внесение этого законопроекта и продолжим работу в этом направлении. Но мне хочется в продолжение начатой моим коллегой темы всё-таки обратиться к правительству: что у нас впереди - телега или лошадь? Почему мы сегодня отказываем в принятии поправок, которые дополнили бы перечень этих товаров, ссылаясь на 908-е постановление правительства, которое не определяет коды на эти товары? То есть это является главным аргументом: кода нет - всё, мы не вносим. А что первично-то? Первичен-то закон, и наши потребители не будут искать постановление правительства, есть ли, присвоен ли код этому товару. Поэтому нам хотелось бы, чтобы всё-таки федеральный закон был базовой нормой, а подзаконные нормативные документы не перечёркивали федеральный закон, иначе мы тоже будем задумываться над тем, чтобы вместе с принятием любого законопроекта в первом чтении требовать уже подзаконные нормативные документы. Мы же знаем, что это делается не синхронно, а на принципе, я не знаю, там, доверия, понимания того, что это требует определённого времени, поскольку иногда это не один десяток изменений и подзаконных нормативных актов. Но концептуально и сам подход в этом законопроекте вызывает вопросы. Если данных товаров на российском рынке менее 50 процентов, тогда мы, да, делаем льготный НДС, а если более, тогда мы уже никак не можем эти товары отнести к тем, которые облагаются налогом по пониженной, льготной ставке. Но скажите, пожалуйста, а как тогда нашему производителю... какие тогда искать стимулирующие аргументы, чтобы увеличить производство наших, российских товаров? Пойдите на любую выставку детских товаров: турецкий павильон, китайский павильон и ограниченное количество наших, российских производителей, у которых, к сожалению, цены на товары выше, чем на те товары, которые ввозятся, на те же самые детские кроссовки. Аргумент правительства, что детские товары - это товары двойного назначения, слушайте, ну, кроме скепсиса, уже ничего не вызывает. Когда нам говорят, что детский стульчик есть, а детского столика нет, - почему? - потому что столик можно использовать как журнальный, коллеги, ну, мне в этом зале даже неудобно об этом говорить! Или пеленальный столик, который пользуется большим спросом у европейских потребителей: оказывается, тоже можно использовать как цветочную тумбу. Ну ведь до абсурда договориться можно сегодня и сейчас! Наконец, нас упрекают в том, что, если мы сделаем пониженный НДС, нам тоже будут ввозить товары двойного назначения, как бы предназначенные для взрослых. Но мы-то с вами знаем, особенно знают производители детской одежды и детской мебели, о тех самых повышенных требованиях к детским товарам, и производителю просто не выгодно иногда соблюдать все... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ануфриева Ольга Николаевна. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, здесь прозвучало очень много критики в адрес правительства, что мы вместе с правительством, комитет и фракция, так получается, идём не по тому пути, но хотелось бы отметить, что все фракции поддерживают принятие этого законопроекта. Хотелось бы обратить внимание на то, что налоговые меры поддержки - это не всегда более действенные меры, чем неналоговые меры поддержки. И Министерство промышленности и торговли, и Министерство финансов разрабатывают достаточно большой перечень мер поддержки наших производителей, чтобы не сплошным ковром снижать НДС, то есть для всех, а конкретно поддерживать наших производителей, которые производят товары для детей. Существуют технические регламенты, существует действительно 908-е постановление, на которое ссылалась Нина Александровна, и мы действительно продолжаем работу над тем, чтобы товары для детей, которые как бы были согласованы с Министерством финансов, что их действительно можно включить в эту норму, были проработаны и в дальнейшем включены в качестве отдельной законодательной инициативы. Однако мы принимаем законы, чтобы они работали, а не для того, чтобы сначала принять законы, а потом прорабатывать возможности их нормативно-правовым регулированием, подзаконными актами. Поэтому в данном случае законопроект считается доработанным. И мы прорабатываем возможность включения туда в дальнейшем тех товаров, которые были сейчас обозначены Ниной Александровной, готовы тоже включиться в эту работу, но фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект в этой редакции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иванов Максим Евгеньевич. ИВАНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, для протокола: по 3-му вопросу я голосовал за, что-то в системе не так пошло. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Учесть надо в стенограмме. По ведению - Мархаев Вячеслав Михайлович. Нет? Ошибочно. Так, хорошо, коллеги, все по мотивам выступили. Поэтому ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 07 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 147
19.09.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 406653-8 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженной ставки НДС на товары для детей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2959 по 3529 из 4270
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Геннадьевна Приезжева. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был разработан в соответствии с "дорожной картой" по развитию индустрии детских товаров, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации. Законопроект предусматривает расширение перечня товаров для детей, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В частности, предлагается в этот перечень включить детскую мебель, а именно стулья, стульчики для кормления, манежи, коляски, велосипеды, детские удерживающие устройства, предназначенные для использования в транспортных средствах, изделия, предназначенные для ухода за детьми, - бутылочки, соски, включая пустышки, горшки, ванночки, горки для купания новорождённых и пелёнки. Мы предполагаем, что снижение налоговой нагрузки для предприятий индустрии детских товаров будет способствовать, во-первых, поддержанию потребительского спроса, во-вторых, увеличению доли указанных товаров российского производства, а также послужит социальной мерой поддержки семей, имеющих детей. Необходимо отметить, что подход к определению тех товаров, на которые мы предлагаем расширить перечень, включал в себя три критерия. Во-первых, мы выбирали продукцию, которая предназначена для использования исключительно детьми, то есть не брали продукцию двойного назначения. Во-вторых, опирались на предложения отрасли, а именно отечественных производителей. Ну и конечно, оценивали выпадающие доходы из бюджета. По предлагаемым товарам эта сумма составит 4,4 миллиарда рублей. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Геннадьевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Каплан Мугдинович Панеш, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. ПАНЕШ К. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется законопроект, в котором предлагается расширить перечень детских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов. Докладчик подробно изложила, каких товаров это будет касаться. Комитет рассмотрел законопроект и, учитывая его направленность на поддержку производителей детских товаров, поддерживает его принятие. У Счётной палаты Российской Федерации замечания и предложения по законопроекту отсутствуют. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам просит поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Каплан Мугдинович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, в продолжение нашего разговора на вчерашнем заседании комитета по бюджету. Сегодня Налоговым кодексом устанавливается налогообложение по ставке 10 процентов в отношении товаров, предназначенных для следующих возрастных групп: новорождённые, ясельная группа, дошкольная группа, младшая, старшая школьные группы, но нет подростковой группы. То есть продукция для подростков в возрасте от 14 лет 7 месяцев и до 17 лет 11 месяцев никак не включена в этот перечень - планируете ли вы устранить этот пробел? И почему в законопроект не вошли такие детские товары, как спортивная обувь, столики, стульчики? Как вы ответили бы на этот вопрос? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Спасибо, Нина Александровна. Для того чтобы предоставлять льготу по конкретным товарам, необходима их однозначная идентификация. Мы исходили из того, что у этих товаров, во-первых, должен быть выделенный код ОКПД 2, во-вторых, у них должны быть признаки, которые относили бы их к детским товарам, например размерный ряд или какие-то другие критерии. И конечно, если вот такие признаки есть, то, наверное, мы можем говорить о расширении перечня, о включении такого товара. Ну вот сегодня вы привели пример - например, стульчики, столики пеленальные находятся в одном коде вместе с просто столиками, выделить их на сегодняшний день, ну, невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, в продолжение вопроса Нины Александровны. Конечно, законопроект важный, он поможет семьям с детьми, но почему действительно не включена, например, спортивная обувь? Дети на занятия спортом ходят в кедах, в кроссовочках. И я посмотрела: не так много российских производств в регионах, по-моему, восемь-девять и то не очень крупных, в основном в Санкт-Петербурге они располагаются. Может, нам подумать всё-таки о включении в перечень хотя бы минимального набора вот таких спортивных товаров российского производства для детей? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Яна Валерьевна, здесь две причины, почему спортивная обувь не включена в этот перечень. Во-первых, на сегодняшний день технический регламент безопасности детских товаров и продукции содержит исключения именно в части спортивной обуви. Для того чтобы нам включить эту льготу в Налоговый кодекс, нам нужно сначала поправить ТР ТС, а это, ну, наднациональное законодательство. Этой работой, конечно, можно заниматься, но она просто займёт большое количество времени. И во-вторых, я говорила, что законопроект нацелен на поддержку отечественных производителей. Вы правы, у нас производителей обуви всего пять, а льготы распространяются не только на отечественную продукцию, но и на импортную. И здесь мы прислушивались к мнению индустрии в части того, что если мы прямо сейчас включим эти товары, расширим на них перечень, то, возможно, мы не столько поможем нашим производителям, сколько поможем импортёрам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день, Екатерина Геннадьевна! Ну конечно, однозначно поддерживаем, наша фракция поддерживает необходимость снижения цен на детские товары, и снижение цен за счёт НДС - это один из способов. Замечательное, хорошее предложение. Вот относительно того способа, который вы выбрали. Если мы выбираем поддержку отечественных товаропроизводителей, то в моём понимании это регулирование необходимо производить за счёт пошлин, за счёт субсидирования инвестиций, за счёт грантов, именно такой вот способ. И когда мы говорим о 4,4 миллиарда рублей, то, если вот эти деньги перенаправить на заградительные пошлины и так далее (ну, вы сами понимаете, о чём говорю), мы таким образом можем организовать поддержку отечественных товаропроизводителей. Мне кажется, очень много предпринимателей с удовольствием взялись бы за производство подобной продукции. Объясните, пожалуйста, механизм, как вы выбрали вот между этими двумя дорожками. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Юрий Иннокентьевич, я начала с того, что закон разрабатывался во исполнение реализации "дорожной карты" и поручений президента, и там прямо есть поручение о расширении перечня детских товаров, которые имеют льготу в части обложения НДС по ставке 10 процентов. Собственно, вот во исполнение этого поручения такой перечень и предложения по его расширению были подготовлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Екатерина Геннадьевна, хороший законопроект, снизится стоимость детских товаров, произведённых в Российской Федерации, но почему министерство промышленности не смотрит шире на этот вопрос? Вот мы увеличиваем перечень детских товаров, но не уменьшаем ставку налога - почему бы не обнулить НДС для этих детских товаров? Ну и следующий вопрос. Правильное предложение, чтобы ещё шире посмотреть, - может быть, по себестоимости электрическую энергию давать тем предприятиям, которые производят детские товары? Почему мы так узко смотрим, только перечень расширяем? Спасибо. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Евгений Иванович, я уже говорила о том, что этим законопроектом мы исполняем конкретное поручение по расширению именно перечня товаров, которые подлежат обложению налогом по ставке 10 процентов. Ну и почему не ноль, почему 10 процентов? Это связано, я тоже говорила, с выпадающими доходами бюджета. И здесь вот консолидированная позиция наша и Минфина: на сегодняшнем этапе первым шагом, допустим, этот перечень будет таковым, ставка - 10 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, с одной стороны, у вас приведён достаточно широкий список товаров, на которые будет распространяться льготная ставка НДС, но, с другой стороны, отсутствует логика. Например, почему-то выпала спортивная обувь - почему спортивная обувь выпадает? Например, есть стул, но нет стола, хотя есть пеленальный стол. Может быть, ко второму чтению пересмотреть этот список исходя из реальных потребностей, чтобы тем самым поддержать прежде всего семьи, где дети, нуждающиеся семьи? Ведь мы понимаем, что эта ставка влияет на конечную стоимость товара. Спасибо. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Ярослав Евгеньевич, ну, мы готовы со своей стороны ко второму чтению ещё раз проработать этот перечень и посмотреть, что туда можно добавить. Я напомню, мы туда включали те позиции, которые сегодня можно однозначно идентифицировать, чтобы избежать ситуации, когда льгота будет предоставляться товарам взрослым, а не детским, если вот такого чёткого разделения нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Екатерина Геннадьевна, я понимаю, что одна из целей, задач данного законопроекта - поддержать российского производителя. А можете сказать, какая доля российского производителя по этим товарам и какая доля иностранного производителя у нас на рынке? И в случае принятия и реализации данного закона на какую долю присутствия на нашем рынке российского производителя мы хотим выйти? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Андрей Геннадьевич, ну, там довольно широкая группа представлена, в этом перечне. По каждому наименованию присутствие на рынке отечественных производителей разное, соответственно, разная доля. Ну вот я привела пример, что производителей спортивной обуви всего пять, и, конечно, на общем рынке львиную долю занимает спортивная обувь импортного производства. Сейчас, наверное, не готова сказать, насколько увеличится доля отечественного производителя, можем над этими цифрами поработать. В любом случае снижение стоимости продукции произойдёт при снижении налоговой ставки, доступность именно отечественной продукции для семей с детьми повысится, из чего мы делаем вывод, что поддержка производителей будет обеспечена. По цифрам готова буду отдельно справку представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, в продолжение предыдущих вопросов. По нашим экспертным оценкам, доля отечественных детских товаров за последнее время выросла, если на круг, с 27 процентов до 30 процентов. И мне понятна озабоченность, связанная с тем, чтобы не создавать неоправданных преференций для импортёров, это вполне разумно. Тем не менее хочу, чтобы мы с вами продумали всё-таки механизм учёта всех пожеланий, которые касаются разного вида товаров. В частности, по обуви спортивной детской есть код классификатора 15.20.21.150, он включает в себя туфли детские для тенниса, ботинки детские для баскетбола, туфли детские для гимнастики, обувь спортивную детскую прочую. Аналогичная ситуация с кодами классификатора велосипедов двухколёсных транспортных для подростков, для младших школьников. Ну, совершенно очевидно, что здесь не надо устанавливать каких-то избыточных барьеров. И то же самое касается одежды с определёнными... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 секунд добавьте. Вопрос, пожалуйста, Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. В данном случае вопрос: как вы планируете учесть наши претензии при доработке постановления правительства, которое устанавливает эти критерии? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Проект постановления, первая его редакция, подготовлен Минпромторгом, прошёл уже круг согласований. Мы действительно получили ряд замечаний от наших коллег - от ФТС, от Минэкономразвития. Сейчас мы их отрабатываем. Над расширением перечня, как я уже сказала, мы готовы поработать. Но что касается спортивной обуви, там дело не в классификаторе, а в том, что технический регламент содержит прямое исключение спортивной обуви, и ровно это исключение на сегодняшний день зеркально продублировано в Налоговом кодексе. То есть надо вносить изменения в техрегламент. По остальным позициям готовы прорабатывать все предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, мой вопрос следующий: проводилась ли экспертная оценка последствий принятия данного законопроекта (кстати, я буду его поддерживать), а именно приведёт ли это к снижению цен на перечисленные детские товары, если да, то на сколько, либо к более мягкому росту цен, либо увеличит рентабельность производителей этих товаров? Спасибо. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Олег Николаевич, спасибо большое за вопрос. Налоговую ставку мы снижаем в 2 раза, соответственно, полагаем, продукция эта станет более доступной. Мы все также понимаем, что конечная цена изделия зависит не только от ставки, но и от сырья, и от стоимости производственных средств, то есть многие факторы влияют на стоимость этой продукции. Но именно в части снижения налоговой ставки, по этому признаку, да, продукция будет доступнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемая Екатерина Геннадьевна, действительно хорошее намерение: цена снизится на товары этих групп, получат выгоду семьи с детьми, вырастет доля отечественных производителей. Но цену-то в рознице определяют розничные сети, торговые сети, которых большинство, - где гарантия, что будет именно такой сценарий, а не как обычно, когда производители свою цену снизят, розничные сети цену оставят как есть, а в результате ни семьи с детьми не получат выгоды, ни производители не увеличат свою долю, а розничные сети заберут и увеличат свою и без того недетскую прибыль? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Что касается розничных сетей, в 381-м законе, о торговле, есть два положения, которые на розничные сети налагают ограничения именно в части наценки, мы с вами знаем, и это, наверное, первый аргумент. Второй аргумент: Минпромторг в том числе является куратором торговли, и я думаю, что здесь мы с торговыми сетями сможем поработать, мы эту ситуацию проконтролируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Екатерина Геннадьевна, ну, вы уже много раз сегодня сказали о том, что одной из главных целей данного законопроекта является поддержка нашего отечественного производителя. Вместе с тем вы также отметили, что закон будет распространяться и на иностранных производителей, на тех, кто из-за рубежа привозит свою продукцию. Я хотел бы акцентировать внимание вот на чём: какие конкретные меры правительство, Министерство промышленности и торговли планирует, чтобы как раз не допустить вот этого недобросовестного использования закона, чтобы поддержать именно наших отечественных производителей? Какие нормативные правовые акты вы планируете выпустить, какие решения принять? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Алексей Борисович, спасибо за вопрос. Коллеги, ну, все мы понимаем, что, пока мы в ВТО, мы просто не можем устанавливать вот таким способом (в плане установления ставок налога) какие-то преференциальные положения для наших производителей, поэтому здесь вот эта льгота касается, имеет отношение не к участникам производства и оборота, а к конкретным товарам. Что касается нормативных актов, во исполнение этого закона готовятся изменения в постановление правительства, которые как раз содержат коды ОКПД и коды ТН ВЭД товаров, которым даётся льгота. Соответственно, на уровне этого акта мы отработаем так, чтобы туда вошли эти товары, которые действительно однозначно трактуются как детские и которые будут эту льготу получать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С. Вот в этот список давно уже входят школьные товары, и вы говорите, что эта мера направлена на то, чтобы поддержать многодетные семьи и снизить цены, но школьные товары из года в год дорожают - вы можете как-то это прокомментировать? И всё-таки как эта мера позволит поддерживать многодетные семьи? ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Александр Сергеевич, спасибо за вопрос. Действительно, школьные товары, письменные принадлежности и так далее уже давно находятся в этом перечне, они давно облагаются по ставке НДС 10 процентов. Но здесь я, наверное, повторюсь: на цену влияют не только ставка налога, но и многие другие факторы - сырьё, логистика, в случае если это товары не наши, производственные средства, которые есть, комплектующие детали к этим производственным средствам, оборудование для производства этих товаров у нас тоже не всегда российское. Вкупе все вот эти факторы, конечно, оказывают влияние на стоимость. Ну, вот в последние годы, 2022 и 2023 годы, вы знаете, у нас экономическая ситуация, ну, изменилась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительный вопрос. Журова Светлана Сергеевна, пожалуйста. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Екатерина Геннадьевна, я многие годы являлась сопредседателем попечительского совета Ассоциации предприятий индустрии детских товаров - индустрия благодарит вас за данный законопроект, он, несомненно, очень важен и нужен. Сегодня многие коллеги не просто так поднимали тему про спортивную обувь, я оказалась уже последней в списке тех, кто задал этот вопрос. Мы готовы вам помогать - скажите, что нужно сделать для того, чтобы Технический регламент всё-таки был изменён? Если нужна наша помощь, депутатов, мы готовы включиться. Ведь и чешки, и борцовки - это то, что используют маленькие дети и в детских садах, и в секциях, когда только начинают заниматься спортом, и это в основном те виды спорта, где дети не очень богатых родителей, и хотелось бы здесь помочь. Давайте поможем им, это крайне важно, и индустрия готова под это подстроиться, и она, кстати, просит, а не то что говорит, что не нужно. Если мы можем, если в наших силах ограничить здесь иностранных производителей и продавцов, давайте это сделаем. Я уверена, что это в наших силах и наше законодательство даёт такую возможность. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Светлана Сергеевна, спасибо за вопрос. Здесь нужно начать работу с Техническим регламентом. Технический регламент - это законодательство наднациональное, и, для того чтобы внести эти изменения, нужно будет договориться всей пятёрке стран-партнёров. Это дорога долгая, но дорогу осилит идущий. Мы готовы будем этим вопросом заняться. И спасибо за предлагаемую помощь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Геннадьевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, можно договориться как-то, чтобы было по одному выступающему от фракции? Останина Нина Александровна, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые коллеги, уважаемая Екатерина Геннадьевна! Наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту. Ну и каждый из нас, наверное, понимает, что тот факт, что мы включили этот законопроект в повестку первого рабочего дня осенней сессии, - это в какой-то мере, наверное, ну, ответ на тот социальный заказ, который к началу учебного года получили мы, депутаты. Даже не сомневаюсь, что каждый из нас поучаствовал в акции "Помоги собраться в школу", независимо от того, в какой фракции находится депутат. Вот у нас тут вышел Олег Лебедев: я знаю, что в Великом Новгороде он помог собраться в школу детям из нескольких многодетных семей. Иными словами, этот школьный портфель сегодня непомерно велик не только для многодетных семей, но и для тех семей, где двое детей и даже один ребёнок, далеко не все тянут это. Поэтому, конечно, законопроект этот мы приветствуем. Мы, в свою очередь, год назад предлагали свой вариант законопроекта, где предлагали нулевую ставку НДС, а такое было в наши времена, когда дотировалось производство детских товаров, более того, цены на эти товары тоже контролировались государством. Но всё-таки нам очень хотелось бы - возвращаясь к содержанию этого законопроекта - ещё раз задаться вопросом о перечне тех товаров, которые не вошли в предложенный правительством расширенный список. И я поддерживаю Станислава Александровича Наумова, потому что, ну, действительно, если коды на эти товары сегодня есть, на обувь вы назвали - 15.21.21.150, 30.92, - если они уже есть в Налоговом кодексе, за чем тогда дело стало, чем нас тормозит здесь технический регламент? Хотелось бы, конечно, услышать эти вещи. Ну а что касается размерного ряда, то велика ли будет потеря для бюджета, если купит подросток-школьник, который уже носит 42-й или 43-й размер? Вот сегодня для него покупают взрослую обувь - получается, мы этим законопроектом практически никоим образом положение семей с детьми не улучшим. Хорошо, если это хоть как-то коснётся производителей, хоть как-то повлияет на цены на эти товары. Ещё раз возвращаюсь к вопросу о возрастной градации: четыре возрастные группы в этом законопроекте определены, одна возрастная группа выпала. Как отнесётесь к тому, что мы в поправках ко второму чтению всё-таки предложим вам эту возрастную группу сюда внести, чтобы производители детских товаров тоже понимали, что, производя товары для подростков, они будут иметь скидку, 10 процентов НДС? Ну и предложения, которые звучали сегодня от всех задававших вопросы: первое - спортивная обувь, далее - детская косметика, ходунки, столики... Да, вы сказали, есть столик пеленальный, но, простите, дети же не старики, чтобы просто так сидеть на стульчике, им нужен столик, за которым можно обедать. Правильнее было бы всё-таки дополнить перечень товаров и обновить: ну, пластилин, масса для изготовления, для лепки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Да я в принципе уже закончила. Я к тому, что просим внимательно отнестись к нашим поправкам ко второму чтению, поскольку чувствуется, что они будут консолидированными. Я за этот законопроект, наша фракция его поддерживает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, поскольку у нас двое выступающих от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я прошу: до трёх минут каждый. Никто не снял себя. Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, законопроект важный, нужный. Вот здесь прозвучали вопросы по другим группам товаров, о расширении перечня товаров. Мне кажется, всё-таки надо рассматривать законопроект по той группе товаров, по которой он внесён. Конечно, хотелось бы снизить ставку НДС по большей группе, тем не менее я представляю, какую большую работу проделал Минпромторг с тем же Минфином, для того чтобы добиться этого снижения. Поэтому согласен с Екатериной Геннадьевной: надо идти такими шагами, для того чтобы мы продвигались вперёд. И боюсь, что, если мы будем предлагать всё больше, больше и больше включить в этот законопроект во втором чтении, он просто может зависнуть, мы вообще его не примем. Мне кажется, надо ограничиться той группой товаров, которая здесь определена, и принять его в таком виде, а потом уже наши коллеги могут готовить другие законопроекты, для того чтобы расширять эту позицию. И я хочу сказать, что, конечно, есть вопрос по торговым сетям: самое главное, чтобы вот это снижение НДС дошло до потребителя, и здесь надо, конечно, Минпромторгу поработать над тем, чтобы потребитель увидел снижение цены на полке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Фёдорович. Орлова Наталья Алексеевна, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ОРЛОВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации и подготовлен в рамках исполнения поручения президента от 16 марта по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, данную концепцию. Всё остальное, что сегодня прозвучало, - это, я думаю, уже предмет второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А. Уважаемая Екатерина Геннадьевна, хочу немножко вас приободрить, воодушевить: несмотря на вал критических замечаний, фракция ЛДПР, безусловно, поддержит такой важный, социально значимый законопроект. Полностью согласен с Ниной Александровной Останиной: доработка его должна вестись на межфракционной основе. Меня обнадёживает комментарий коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о том, что мы не забудем ко второму чтению действительно чуть-чуть расширить социальную значимость предложений Министерства промышленности и торговли. Но я хотел бы всё-таки обратить, Екатерина Геннадьевна, ваше внимание на то, что сами подходы к развитию индустрии детских товаров должны совершенствоваться. Мы не должны сомневаться в балансе интересов между российскими производителями и зарубежными, нужно однозначно поддерживать не просто производителя детских товаров, а любого отечественного производителя, который работает в интересах детства. В этом смысле не надо держаться за догматы 90-х годов, когда нам предписывали вот такие жёсткие фискальные отраслевые рамки, - нужно исходить из того, что, если дети занимаются творчеством, пусть они им занимаются в любом возрасте и в любых форматах (школьного, внешкольного обучения). И любые отечественные производители должны к налоговым мерам иметь ещё дополнительные меры поддержки. Поэтому я прошу в своём выступлении, чтобы Министерство промышленности и торговли вернулось к нам с предложениями о том, как развивать в целом производство товаров для детей, для творчества, для спорта, для здорового образа жизни. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович. Екатерина Геннадьевна, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если есть необходимость. ПРИЕЗЖЕВА Е. Г. Уважаемые коллеги, спасибо огромное за такой активный интерес к этому законопроекту. Ко второму чтению по всем предложениям, которые прозвучали, готовы будем доработать этот проект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик Каплан Мугдинович Панеш? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 37 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.