Заседание № 152
О проекте федерального закона № 406329-4 "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к законопроектам третьего чтения. Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, при подготовке к рассмотрению законопроекта в третьем чтении мы обратили внимание на некоторые диспозиции законопроекта и подготовили дополнительную поправку. В связи с этим, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, мы предлагаем вернуть законопроект к процедуре второго чтения, чтобы рассмотреть эту поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Возражений нет. Ставлю на голосование предложение комитета. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 14 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0% Результат: принято Закон возвращён во второе чтение. Есть одна поправка, да? Есть необходимость её обосновывать? Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Нет? ГРУЗДЕВ В. С. Ну, я два слова скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два слова, пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, таблица 1, в которой изложена поправка, дополняет статью 29 и статью 82 возможностью уничтожения вещественных доказательств с согласия владельца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, никто не настаивает на обсуждении данной поправки? Нет. Ставится на голосование данная поправка, точнее, таблица 1 - таблица, включающая одну поправку, поддержанную комитетом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7% Результат: принято Принимается таблица. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 42 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, текст проекта закона полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, в том числе с учётом только что принятой поправки. Правовое управление замечаний правового и лингвистического характера не имеет. Я рекомендовал бы палате принять указанный проект федерального закона в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим на "час голосования", коллеги? Нет. Рохмистров, по мотивам? Тогда перед голосованием будете выступать.
Объявляется "час голосования". По пункту 7 по мотивам один записался. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, законопроект, конечно, решает часть проблем, которые касаются хранения вещественных доказательств, содержит здравые инициативы. В то же время мне как-то странно вот что: мы много времени посвятили и в прошлой Государственной Думе, и в этой борьбе с рейдерством, и не секрет, ни для кого не секрет, что сегодня рейдерство у нас перетекло как раз в сферу хранения вещественных доказательств. То есть на сегодняшний день у нас много случаев по России, когда возбуждается уголовное дело, изымаются документы как вещественные доказательства по этому делу, а впоследствии передаются неизвестно кому, тем, кто приносит какие-то липовые бумажки. Таким показательным случаем стал рейдерский захват в Рязанской области мясокомбината, когда там хозяин и директор уехал в отпуск, вернулся - на него уголовное дело завели. Он приезжает на свой завод - его выкидывают из машины, пинками с завода выпроваживают. Он бегает, бегает, просит вернуть учредительные документы, чтобы доказать, что он владелец, а их, к сожалению, по каким-то липовым бумажкам отдают другому человеку, который, собственно говоря, и являлся заказчиком этого рейдерского захвата. Слава богу, хватило у этого товарища сил и возможностей обратиться в вышестоящие органы, которые приняли решение по этому вопросу, даже руководителям милицейским строгий выговор объявили, правда, вместо девяти лет почему-то. Тем не менее такие случаи у нас в стране происходят достаточно часто. В данном законопроекте не прописана процедура, кому и как возвращаются вещественные доказательства, которые не понадобились. Это, может быть, и не касается хранения скоропортящихся продуктов, но касается той проблемы, которая существенно влияет на экономическую стабильность в нашей стране. Пока у нас такие методы процветают, к сожалению, инвесторы не торопятся вкладывать деньги в наш реальный сектор экономики. Они реально мониторят ситуацию и видят, что такими способами они очень легко расстанутся со своей собственностью. Я думаю, что данная проблема, наверное, заслуживает того, чтобы в данном законопроекте она была прописана. А в целом здесь рассматриваются те проблемы, которые, наверное, давно надо было решить, и с учётом даже той поправки, которая сегодня была принята, я думаю, что законопроект заслуживает принятия, но вот эта проблема, которую я обозначил, реально существует, и я думаю, что комитет должен... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 54 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 140
О проекте федерального закона № 406329-4 "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Комитет по законодательству просит не рассматривать сегодня пункт 3 повестки дня, а по пункту 6 у нас будет замена содокладчика на Назарова Андрея Геннадьевича. Спасибо.
Далее. Предложение комитета профильного 3-й вопрос сегодня не рассматривать. Есть ли возражающие? Нет. Соглашаемся с профильным комитетом и снимаем сегодня с повестки дня пункт 3.
Заседание № 138
О проекте федерального закона № 406329-4 "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам; принят в первом чтении 28 января 2009 года с наиименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, я прошу вас проголосовать, для того чтобы мы продлили время ещё на две минуты для рассмотрения последнего законопроекта во втором чтении. Он коротенький, и о нём быстро доложит Владимир Сергеевич. Кто за то, чтобы мы продлили время для рассмотрения законопроекта после 12 часов? Прошу проголосовать. А я пока объявляю: проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Владимир Сергеевич Груздев сделает по данному законопроекту доклад. Сейчас посмотрим результаты. Покажите результаты голосования по вопросу о продлении. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. Поступило двадцать три поправки, из них пятнадцать поправок содержатся в таблице 1 и рекомендованы комитетом к принятию и восемь - в таблице 2. Я предложил бы приступить к рассмотрению таблицы 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Кто за то, чтобы принять данную таблицу по предложению комитета? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 32 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице отклонённых поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 35 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 70
О проекте федерального закона № 406329-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 20 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! 14 марта 2007 года был внесён законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Подразумевались изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Основной смысл данного законопроекта заключается в необходимости налаживания и совершенствования института операций с вещественными доказательствами. Предлагается сделать таким образом, чтобы операции с вещественными доказательствами в тех случаях, когда их необходимо было производить, производились бы только на основании взвешенных процедур, процедур, которые предполагают оценку данных вещественных доказательств, а также чтобы решения по реализации вещественных доказательств принимались судом. Судьба законопроекта была непростой. 16 июля 2008 года фактически те предложения, которые содержатся в законопроекте, послужили предметом анализа Конституционного Суда Российской Федерации, который принял постановление по делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть той статьи, которая подвергается правке. Конституционный Суд обратил внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности относятся к основным правам, неотчуждаемым и принадлежащим человеку от рождения, и составляют обязанность государства. Таким образом, Конституционный Суд указал, что взаимосвязанные положения подпункта "в" пункта 1 части второй и части четвёртой статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признаются неконституционными, и обратил внимание, что в связи с исключительной публичной ответственностью государства за организацию уголовного судопроизводства федеральный законодатель вправе в развитие действующего правового регулирования хранения, учёта и передачи вещественных доказательств внести в него изменения и дополнения, учитывающие необходимость защиты права частной собственности и запрещающие необоснованное отчуждение имущества в том случае, когда организации и лица ведут себя добросовестно. С моей точки зрения, принятие данного законопроекта исключит те ситуации, которые неоднократно анализировались в зале заседаний Государственной Думы и стали публично известными, когда, в частности, значительные партии товаров стоимостью иногда несколько десятков миллионов рублей продавались за ничтожные суммы денег. С учётом вот этого я предлагаю данный законопроект принять, в скорейшие сроки доработать его ко второму чтению, чтобы изменить порядок операций с вещественными доказательствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, указанный законопроект, который только что был доложен, направлен на совершенствование норм законодательства Российской Федерации, регулирующих процедуры изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам в сфере экономических преступлений. Проектом предлагается внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Так, например, в статье 202 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается установить уголовную ответственность за злоупотребления своими полномочиями оценщиками. Также предлагается дополнить статью 312 Уголовного кодекса положением о растрате, отчуждении, сокрытии или незаконной передаче имущества, признанного вещественным доказательством и переданного на ответственное хранение. Предлагается внести изменения в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса, которые дополняют процедуру сбора и хранения вещественных доказательств. Также законопроектом предлагается закрепить в статье 29 Уголовно-процессуального кодекса исключительное правомочие суда, в том числе и в ходе досудебного производства, принимать решение о реализации отдельных видов вещественных доказательств, доказательств, которые в силу ряда причин не могут храниться совместно с уголовным делом. Статья 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности..." дополняется новым положением, обязывающим уполномоченные органы проводить независимую оценку рыночной стоимости изымаемого имущества. Учитывая необходимость совершенствования норм законодательства, регулирующих процедуру изъятия, хранения и оценки вещественных доказательств по уголовным делам о коррупции и преступлениях в сфере экономики, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию данного законопроекта. Однако по законопроекту имеется ряд замечаний, которые требуется дополнительно учесть ко второму чтению. Как я уже сказал, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект с учётом дальнейшей его доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос. Пожалуйста, депутат Афанасьева Елена Владимировна. Включите микрофон. АФАНАСЬЕВА Е. В. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Владимир Николаевич, будьте любезны, пожалуйста, скажите: вот те замечания, которые сделал Верховный Суд по двум моментам, - что вещественные доказательства из-за громоздкости не могут храниться при уголовном деле и что изымаемые деньги, ценности и иное имущество должны быть сданы в банк, причём банк в этом случае может стать как бы складским помещением, - они вот учтены в вашем законопроекте или это так и осталось? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое за вопрос, Елена Владимировна. Дело в том, что текст закона рассматривается сейчас только в первом чтении, он нуждается в дальнейшей частичной доработке, особенно в связи с тем, что законодательство развивается. Поэтому в том числе будет рассмотрена, конечно же, и позиция Верховного Суда. Единственное, на что бы хотел обратить внимание. Они высказывались только по поводу изменений Уголовного кодекса, то есть относительно введения статьи, связанной с ответственностью оценщиков. Я думаю, что другие вещи мы с ними доработаем в текущем порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Полномочные представители президента и правительства также не желают. Заключительное слово докладчика и содокладчика - также нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 24 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.