Заседание № 178

16.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 405991-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в части, касающейся соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3659 по 4065 из 4804
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2         
Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской            
Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.                               
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я постараюсь коротко. Существует   
Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской              
Федерации", где указан перечень продуктов питания для наших граждан, указано,   
что 50 процентов от стоимости соответствующих продуктов питания                 
предоставляется на непродовольственные товары и 50 процентов - на услуги. С     
учётом этого перечня рассчитывается прожиточный минимум в Российской            
Федерации, и в соответствии с Трудовым кодексом минимальный размер оплаты       
труда не может быть меньше величины установленного прожиточного минимума.       
Таким образом, в зависимости от того, какая у нас потребительская корзина,      
определяются прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.             
                                                                                
В нашем законопроекте мы предлагаем изменить конструкцию этой потребительской   
корзины: сохраняя указанный перечень продуктов питания, предлагается            
установить, что стоимость этого перечня может быть такой же и для               
непродовольственных товаров, и для услуг. Таким образом, искусственно           
увеличивается стоимость продовольственной корзины, что приводит к увеличению    
прожиточного минимума, что приводит к увеличению минимального размера оплаты    
труда, соответственно, увеличивая минимальный размер оплаты труда, мы           
повышаем уровень жизни наших граждан. Это то, о чём говорилось в Послании       
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте прошлого года,    
и то, о чём недавно заявил, к чему призвал руководитель ФНПР Шмаков.            
                                                                                
Предлагая данный законопроект, мы понимаем, что, изменяя процентное             
соотношение, мы таким образом предлагаем повысить уровень доходов наших         
граждан и уровень жизни.                                                        
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина.                            
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ярослав Евгеньевич очень           
подробно рассказал о концепции предложенного законопроекта, поэтому мне         
остаётся остановиться на причинах, по которым Комитет по труду, социальной      
политике и делам ветеранов не счёл возможным поддержать его в первом чтении.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается с 1 января 2019 года изменить    
соотношение стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со          
стоимостью продуктов питания, которые входят в состав потребительской корзины   
в целом по Российской Федерации, с 50 процентов до 100 процентов. В             
соответствии с законодательством Российской Федерации, как известно,            
определение потребительской корзины влияет на установление таких социальных     
регуляторов, как величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты     
труда по Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законом № 421-ФЗ срок   
действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации продлён до     
31 декабря 2020 года включительно.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, с целью обеспечения единого подхода к формированию           
потребительской корзины как в целом в Российской Федерации, так и в субъектах   
Российской Федерации 54-м постановлением Правительства Российской Федерации     
от 28 января 2013 году утверждены методические рекомендации, которые            
определяют состав потребительской корзины в субъектах Российской Федерации. И   
в случае принятия законопроекта все субъекты Российской Федерации должны        
будут принять законодательные акты об утверждении новой потребительской         
корзины.                                                                        
                                                                                
Таким образом, предполагаемые изменения приведут к изменению финансовых         
обязательств государства и к расходам, покрываемым за счёт средств              
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в       
связи с этим в законопроекте необходимо было бы учесть требование статьи 83     
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того - и это мы считаем очень    
важным, - ни пояснительная записка, ни финансово-экономическое обоснование к    
законопроекту не содержат аргументации предлагаемого увеличения соотношения     
стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со стоимостью           
продуктов питания с 50 процентов на 100 процентов, именно в этой конструкции.   
Почему с 50 на 100, а не на 40, не на 70, не на 80, не на 150?                  
                                                                                
Комитет продолжает придерживаться такой точки зрения, что изменение             
соотношения стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со          
стоимостью продуктов питания, входящих в состав потребительской корзины в       
целом по Российской Федерации следует рассматривать одновременно с              
подготовкой новой потребительской корзины в целом по Российской Федерации,      
которая должна вступить в действие с 1 января 2021 года.                        
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию       
законопроекта. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный        
проект федерального закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы   
имеет замечания. Комитет не поддерживает.                                       
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Гартунг Валерий Карлович. Ещё есть вопросы?    
Есть. Тогда давайте проведём запись.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Вопрос авторам. Правильно ли я понял проект закона: если в двух   
словах, то вы предлагаете изменить проценты при подсчёте потребительской        
корзины таким образом, что она вырастет в полтора раза? Это первое.             
                                                                                
И второе. Если это так, то тогда вопрос уже представителю комитета: а вы        
считаете, что потребительская корзина, средняя корзина, которая сейчас          
установлена, 10 444 рубля, позволяет прожить гражданам?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон.            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Не в полтора раза, а даже немного больше. Да, вы правильно          
понимаете: при сохранении перечня продуктов питания, который указан в законе,   
определяется стоимость этого перечня (С) по действующему законодательству: на   
непродовольственные товары выделяется 0,5С, и на услуги - ещё 0,5С, таким       
образом, получается, что корзина состоит из двух стоимостей этого набора        
продуктов питания. Предлагая наши изменения, мы хотим добиться того, чтобы      
произошло увеличение, тогда данная корзина будет стоить не 2С, а 3С, и, таким   
образом, будет увеличен прожиточный минимум, и, соответственно, поднят до       
соответствующего уровня минимальный размер оплаты труда.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В. Спасибо большое.                                                
                                                                                
На вопрос, который касается размера потребительской корзины, я отвечу таким     
образом: её размер, конечно, минимален, но над этим сейчас ведётся работа. Я    
отвечаю, несмотря на то что ваш вопрос лежит не совсем в плоскости              
рассматриваемого законопроекта.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Мы и в связи с содержанием, и из солидарности поддержим данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
А я хотел задать вопрос коллеге из комитета безотносительно набора продуктов    
питания, безотносительно рублёвой цены вопроса по теме соотношений. Мы с вами   
хорошо знаем, что в странах ОЭСР классически считается, что человек относится   
к категории бедных, если его затраты на продукты питания превышают треть от     
его доходов. В этой связи не находите ли вы логичным, чтобы сама пропорция      
изменилась, и соотношение между стоимостью продуктов питания и иными видами     
товаров и услуг было бы классическим для Организации экономического             
сотрудничества и развития - 35 процентов к 65 процентам?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В. Спасибо большое, Олег Васильевич. Вероятно, я соглашусь с       
вами. Вопрос стоит таким образом, что сейчас в министерстве труда создана       
рабочая группа по реформированию в том числе и соотношения продуктов и          
непродовольственных товаров в потребительской корзине в целом по Российской     
Федерации, и она учитывает как раз все этапы пути. И вероятно, когда-то мы к    
этому придём, когда будем обсуждать корзину уже полностью, в рамках             
полноценного законопроекта, к 2020 году, может быть, мы придём и к              
соотношению, предложенному сегодня, может быть, придём к другому. Сейчас        
прошло два заседания рабочей группы, и темой одного из заседаний обозначено     
соотношение, о котором мы говорим, - над этим работают эксперты - и каким оно   
будет, возможно, и таким, о котором вы говорите, обсуждается. Рассмотрение      
данной темы намечено на апрель 2019 года.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня первый вопрос к Ярославу Евгеньевичу.                     
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, каков европейский опыт в части соотношения                  
соответствующих расходов, если он есть, в странах новой Европы и странах,       
скажем так, старой Европы, уже давно существующей в этих условиях.              
                                                                                
И Татьяне Васильевне вопрос.                                                    
                                                                                
Татьяна Васильевна, назовите сроки, когда некая комиссия или правительство      
придёт всё-таки к показателям, хотя бы как в новой Европе.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон.    
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Опыт очень разный, но я ни разу не видел, чтобы в законе был        
указан перечень в граммах масла, овощей, крупы, чая, даже специй, и             
количество яиц, которые положены каждому гражданину.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Дело в том, что в      
самом деле рабочая группа работает над теми вопросами, о которых заявлено, и    
уже расписана тематика заседаний до конца текущего года. Но цель работы         
комиссии - разработка нашего проекта федерального закона о потребительской      
корзине и учёт этих требований, а не приход к тому, что существует в мире,      
потому что мы живём в своей стране и формируем потребительскую корзину, на      
которую в том числе опирается и наш федеральный бюджет, и бюджеты субъектов     
Российской Федерации. На этот год всё полностью разработано, к 2020 году -      
будет.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна, присаживайтесь.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, от фракции.                                           
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция,         
безусловно, поддержит этот законопроект, но для начала я скажу, о чём идёт      
речь, потому что тут много разных цифр.                                         
                                                                                
Речь идёт о том, что авторы предлагают утвердить новую методику подсчёта        
прожиточного минимума, которая фактически увеличивает прожиточный минимум в     
полтора раза, - всё, точка. Это чтобы было понятно.                             
                                                                                
На сегодняшний день в России утверждённый прожиточный минимум для пенсионера    
составляет 8583 рубля, а после принятия этого закона будет 12 874 рубля. Ну,    
мне кажется, не зажируют пенсионеры, если мы это решение примем, но даже это    
решение не поддерживается в этом зале - 12 874 рубля! Коллеги, ну о чём мы      
говорим? Что, в стране нет денег или можно прожить на эту сумму? Я              
представителю комитета задал вопрос, можно ли на эту сумму прожить. Она ушла    
от ответа на вопрос, но, надеюсь, в заключительном слове об этом всё-таки       
скажет. Она посчитала, что это не относится к предмету законопроекта, но я      
думаю, что он как раз именно об этом: на эти деньги, на сумму, которая          
сегодня установлена в виде прожиточного минимума, прожить невозможно.           
                                                                                
Я слышал, что один из депутатов пытался прожить на прожиточный минимум,         
правда не знаю, дожил ли он, прожил ли месяц, или нет. Дожил, да? Ну,           
наверное, ему здоровье позволило. А вот если у вас проблемы со здоровьем,       
вряд ли вы проживёте на прожиточный минимум, вам на лекарства не хватит.        
Если, не дай бог, подхватите грипп, попробуйте пролечиться, даже имея           
страховку, вам скажут: иди, дорогой, лечись, потом придёшь. И вы, конечно,      
возьмёте деньги и пойдёте на платные обследования, потому что можете не         
пережить эту инфекцию, на этом, скажем так, ваш прожиточный минимум             
закончится - и зубы на полку, как говорят.                                      
                                                                                
Мы, конечно же, поддержим это решение и считаем, что у страны для этого всё     
есть. А если вы думаете, что денег не хватает, вспомните о профиците бюджета,   
с которым мы закончили прошлый год, - 3 триллиона рублей. Для того чтобы        
поднять прожиточный минимум на 50 процентов и обеспечить в связи с этим         
выполнение обязательств государства, денег нужно гораздо меньше, чем есть       
дополнительных доходов бюджета в прошлом году. И в этом году то же самое:       
бюджет на этот год свёрстан с профицитом в 2 триллиона рублей.                  
                                                                                
Мы считаем, что законопроект надо принимать, очевидно, что на сумму 8,5         
тысячи рублей пенсионер прожить не может, её нужно увеличивать и очевидно,      
что деньги для этого у страны есть, - не хватает только политической воли.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, от фракции.                                      
                                                                                
Поставьте, пожалуйста, время.                                                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас парадоксальная ситуация: мы   
чаще всего апеллируем к международному законодательству, даже сегодня вы это    
слышали, особенно когда вопрос касается налогов, доходов. Вот многие из вас     
не знают, что только за последние пять лет налоговая нагрузка на физических     
лиц и штрафы выросли в разы. Это не моё заключение - это заключение Счётной     
палаты. Можете ознакомиться: в закрытом варианте интересные цифры приведены -   
наверное, поэтому и в закрытом.                                                 
                                                                                
Далее. Я здесь в корне не соглашусь с коллегами, которые говорят, что якобы     
при расчёте потребительской корзины на Западе и Востоке не используется         
перечень. Докладываю вам: в странах Европейского союза для расчёта              
потребительской корзины имеется перечень из 505 наименований товаров и услуг,   
которые служат базовыми для расчёта потребительской корзины, в США - 705, а у   
нас, если я не ошибаюсь, 20, чувствуете разницу? Парадокс состоит в том, что    
у нас пятый год идёт падение доходов населения, притом что у нас профицитный    
бюджет, бивалютная корзина, золотовалютные резервы и Сбербанк за прошлый год    
заработал 800 с лишним миллиардов рублей чистой прибыли, а банковская система   
в целом - 1,5 триллиона. Это я к чему? Понимаете, если мы не осознаем то, что   
только отложенный спрос может стать мерилом роста экономики, и не займёмся      
именно этим, ничего не будет, а ведь потребительская корзина - это база         
всего. Если вы людям добавите в карман, они пойдут в магазин; если они пойдут   
в магазин, значит, будут покупать товары; если они будут покупать товары,       
значит, будет заказ для производства на фабрики и заводы, в сельские            
хозяйства - это жизненная цепочка.                                              
                                                                                
Мне кажется, у нас здесь есть какая-то философская раздробленность мышления.    
Вот сидит уважаемый мной академик, профессор, доктор Онищенко, он знает, что    
есть медицинские нормы потребления, и может об этом сделать не один грамотный   
доклад. А сегодня наша потребительская корзина не позволяет ни одну норму       
потребления продуктов использовать, понимаете? У нас сегодня потребительская    
корзина за чертой выживания, поэтому, мне кажется, не поддерживать              
законопроект, который внёс мой коллега, председатель комитета Нилов Ярослав     
Евгеньевич, а также те два, что будут следом, аморально, ведь это начало        
всего.                                                                          
                                                                                
Я с этой трибуны многократно ставил вопрос - и перед представителями            
Минтруда, и перед уже в третий раз пришедшими на должности вице-премьеров - о   
необходимости в России наконец определить фундамент, то, от чего будем          
отталкиваться при расчётах, но воз и ныне там. Минтруд этот вопрос не           
интересует - лучше поднять пенсионный возраст и меньше обеспечивать старшее     
поколение необходимым достатком, я уж не говорю о чрезвычайно низком,           
несмотря на увеличение, пособии по безработице и МРОТ, по которому мы, к        
сожалению, среди стран "двадцатки" занимаем крайне неприглядное место. А это    
как раз и есть база, то, от чего надо плясать, если мы действительно говорим    
о социальном государстве, если мы планируем реальный рост, а не                 
пиар-выступления на бесчисленных форумах.                                       
                                                                                
Мы рекордсмены по количеству экономических форумов. Вот я специально            
проанализировал: в год мы проводим до ста форумов. На форумы мы тратим          
миллиарды рублей, не считая проеденных теми, кто приехал на эти форумы, мы      
отчитываемся о триллионах якобы заключённых контрактов, но только никто потом   
не отчитывается, где же реально в росте ВВП страны, в росте благосостояния      
граждан результат этих форумов. Может, нам надо прекратить проведение           
бесконечных форумов? Вот сегодня опять идёт, продолжается Гайдаровский форум    
- всё правительство там! Да им надо не на форумах, надо денно и нощно сидеть    
в кабинетах и решать вопросы своей ответственности! А у нас на форумах -        
приехали, потом с одного форума переехали на второй форум, со второго - на      
третий, и целый год по форумам ездим, понимаете, не считая того, что ещё же и   
госсоветы есть, на которых тоже всё управление страны присутствует,             
обязательно произносят правильные речи, но результаты всё хуже. Давайте мы      
наконец осмыслим, что надо от разговоров переходить к делу, только после        
этого у нас начнутся реальные результаты.                                       
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна от фракции.                                        
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу сказать,          
напомнить всем о задаче, которая поставлена перед нами Президентом Российской   
Федерации, - в два раза снизить бедность. И в этих условиях, конечно, и         
размер, и структура потребительской корзины, её содержание, становятся          
сверхактуальными.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, а что такое вообще потребительская корзина? Как мы её        
воспринимаем, как воспринимают её наши соседи-европейцы? Англичане в свою       
потребительскую корзину в обязательном порядке включают услуги садовника;       
немцы в свою потребительскую корзину включают услуги по доставке пиццы и        
домашние булочки - их выпечку, их доставку на дом и так далее; французы любят   
себя больше всех европейцев: они включают лаки для волос, краски, посещение     
парикмахера, услуги садовника, услуги грумера для животных, корма для           
животных, и, наверное, это тоже правильно. Поэтому, коллеги, если говорить о    
том, современна ли потребительская корзина в России, нужно сказать: нет, она    
не современна. И да, мы с вами многое уже сделали в прошлом году: мы сравняли   
потребительский минимум с минимальной оплатой труда, и это уже хороший шаг,     
но нужно, безусловно, двигаться дальше. Опять-таки вопрос: а как двигаться?     
                                                                                
Вот предлагается: давайте возьмём треть на продовольствие, треть возьмём на     
товары и треть возьмём на услуги. Профсоюзы предлагают сразу в два раза         
увеличить, и это тоже достойно обсуждения, и, наверное, так и должно быть -     
наверное. Давайте посчитаем, коллеги! Почему у нас всё время всё с наскока и    
всё время на глаз? В той же Германии (мы приводим их в пример) каждые пять      
лет выбирается 60 тысяч семей, которые федеральное национальное агентство       
Германии, статистическое агентство, курирует: эти семьи ежедневно ведут         
дневник своих расходов, они записывают туда все свои расходы, все продукты,     
товары и услуги, которые они купили в течение этих пяти лет, ежегодно           
проводится также социальный опрос 6 тысяч респондентов, и вот на основании      
всех этих данных раз в пять лет продовольственная корзина меняется. Ну,         
перефразируя поговорку, понятно, что немцу хорошо, то русскому, наверное...     
трудно будет ежедневно себя контролировать и что-то включать. Но, коллеги,      
вот недавно благодаря руководителю нашей фракционной группы Адальби Люлевичу    
Шхагошеву у нас прошла встреча с руководителем налоговой службы, и мы были      
крайне удивлены: оказывается, мы самая открытая, самая прозрачная страна по     
расходам. Наша налоговая служба показала нам в режиме реального времени, как    
мгновенно последний чек сформировался далеко-далеко на территории нашей         
страны, где уже другой часовой пояс.                                            
                                                                                
Коллеги, мы все полностью открыты перед налоговой службой, почему бы тогда,     
не заставляя граждан - привлекая их к этой работе, но не заставляя в неё        
включаться, - совместно двум ведомствам, учитывая возможности цифровой          
экономики и развитие цифры у нас в России, не взять и не обсудить это, не       
посмотреть, какие действительно товары, работы, услуги в каких размерах         
присущи потребительской корзине наших граждан, и на основе вот этих серьёзных   
данных и вычислений не принять закон?                                           
                                                                                
Учитывая изложенное, коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает не             
принимать, ну, опять с наскока сегодня законопроект в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово, Ярослав Евгеньевич Нилов? Нет. Татьяна Васильевна? Тоже   
нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.