Заседание № 269
18.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 405773-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения эффективности управления и финансовой устойчивости страховых организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3751 по 3917 из 4554
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад и содоклад сделает Свистунов Аркадий Николаевич. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект, представляемый вашему вниманию, предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода к регулированию и надзору за деятельностью страховщиков. Вносимые в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" изменения предусматривают, прежде всего, внедрение количественных требований к капиталу страховщиков, затем, создание страховщиками комплексной системы управления рисками и собственными средствами в зависимости от характера и масштаба деятельности страховщиков, уровня и сочетания принимаемых рисков, а также совершенствование системы внутреннего контроля страховщиков. В связи с этим законопроект устанавливает по аналогии с банковским регулированием требование о финансовой устойчивости страховщика, то есть вводится понятие норматива достаточности собственных средств страховщика вместо нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств, которое существует в настоящий момент, вводится понятие "норматив ликвидности страховщика", которого не было до сегодняшнего дня. Вводится требование о наличии у страховщика системы управления рисками и собственными средствами, системы противодействия мошенничеству в страховании, в том числе от страховщика требуется выявлять и управлять конфликтами интересов, которые, возможно, будут возникать в деятельности. Банк России наделяется правом устанавливать требования к порядку расчёта нормативов в системе управления рисками и собственными средствами, в системе внутреннего контроля. При этом в случае выявления несоответствия систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля требованиям настоящего закона Центральный банк принимает соответствующее предписание, направляет его страховщику, и затем страховщик при расчёте норматива достаточности собственных средств (капитала) будет применять специальный коэффициент. Далее. По аналогии с регулированием деятельности негосударственных пенсионных фондов страховщику будет разрешено заниматься не только страховой деятельностью, но и иной деятельностью на основании агентских соглашений, однако при соблюдении установленных законом ограничений. По аналогии с банковским регулированием устанавливается, что слово "страхование" и производные от него могут быть использованы только в наименованиях субъектов страхового дела, которые обладают лицензией Центрального банка. В связи с внедрением Банком России риск-ориентированного подхода к оценке финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков, в основу которого заложены механизмы, позволяющие своевременно выявлять риски недостаточности активов с учётом объёма обязательств, в законопроекте предлагается также изменить требование к размеру минимального уставного капитала страховых организаций - понизить с 300 миллионов до 240 миллионов рублей. Кроме того, устанавливается требование о хранении ценных бумаг страховщиков в специализированных депозитариях, причём это требование будет применяться ко всем страховщикам. Сейчас такое требование применяется только к страховщикам жизни, а также к страховщикам, занимающимся обязательными видами страхования. Ну и в целях снижения регуляторной нагрузки на страховые организации законопроект исключает обязанность страховых организаций иметь ревизионную комиссию, ревизора, теперь это не обязательное требование. Уважаемые коллеги, принятие и реализация положений настоящего законопроекта позволят завершить переход на риск-ориентированный подход к регулированию и надзору за страховым рынком, установить качественные требования к обеспечению финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков, а также требования по оценке достаточности собственных средств страховщиков исходя из рисков, присущих их деятельности. Законопроект был рассмотрен Комитетом по финансовому рынку 12 февраля, поддержан. Кроме того, законопроект поддерживается Центральным банком, Правительством Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Вот, собственно, и всё, коллеги. Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый докладчик, скажите, пожалуйста, мы правильно понимаем, что вы просто даёте дополнительные возможности страховым компаниям? Вы помните, мы их насочиняли 137, а потом не знали, что с ними делать, ну, точнее, те, кто организовал, знали, разворовали - денег нет, дома не ночевал. Правильно я понимаю? И приведёт это к дополнительным расходам на аппарат вместо страхового возмещения. У нас же страховой бизнес ни черта не развит, а мы пытаемся что-то ещё ему дать. СВИСТУНОВ А. Н. Николай Васильевич, конечно же, вы абсолютно правы в том, что в связи с принятием этого законопроекта у страховщиков будут дополнительные расходы, тут, ну, нечего возразить: придётся потратиться на кадровый аппарат, программное обеспечение, процедуры и так далее. Но с другой стороны, что очень важно, это делается для того, чтобы сделать деятельность страховщиков более прозрачной и позволить регулятору - Центральному банку гораздо быстрее реагировать на проблемы, возникающие у страховых компаний, не доводя их, условно говоря, до банкротства. Риск-ориентированный надзор и контроль уже были внедрены в банках, в негосударственных пенсионных фондах, вот страховщики, так скажем, остались последними, кто не охвачен этой моделью, и вот этот законопроект как раз завершает эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Аркадий Николаевич, понятно, что вопрос о нормализации регулирования страхового бизнеса уже перезрел, так что всё замечательно, мы поддерживаем этот законопроект. Но раз уж это было отработано уже в банках и в негосударственных пенсионных фондах, тогда, наверное, понятно, насколько вырастут издержки страховых компаний в связи с введением этих новаций. Вопрос: каково сейчас финансовое состояние страховой сферы, какова прибыль компаний, какова их рентабельность? Это чтобы понимать, повлияют ли эти издержки на стоимость страхования, или, так сказать, никакого влияния не будет, просто немножко снизится прибыль, и то временно. Это первое. И второй вопрос: мы снижаем капитал страховой компании с 300 миллионов до 240 миллионов рублей, на 20 процентов, - в чём сакральная разница? В чём смысл этой операции? Уж 20 процентов - это в любом случае некритично... (Микрофон отключён.) СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо за вопросы, Михаил Геннадьевич. По первому вопросу. Здесь комитет ориентировался на мнение участников рынка, то есть страховщиков: они активнейшим образом участвовали в заседании комитета, в подготовке настоящего законопроекта, они очень чётко считают свои затраты - и в принципе они не возражают. Они говорят: да, затраты будут, но это некритично. И в принципе эта модель одобрена участниками страхового рынка и поддержана ими. Что касается второго вопроса, по поводу вот этого послабления в части минимальной планки уставного капитала, как раз вот система риск-ориентированного контроля и надзора позволяет уже не закладывать избыточный капитал... ну, в общем, да, это вот экономия и есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 30 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.