Заседание № 232
17.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 405607-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в части предоставления потребителям полной информации об условиях абонентского договора (услугах цифровых подписок), предусматривающих оплату периодическими платежами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2565 по 2762 из 5126
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей". Докладывает Антон Игоревич Немкин. НЕМКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня каждый четвёртый гражданин нашей страны использует платные цифровые подписки. Речь идёт об онлайн-сервисах, использующих подписную модель, это и маркетплейсы, и стриминговые сервисы, и онлайн-библиотеки, и многое другое. Наши поправки в Закон "О защите прав потребителей" направлены на предоставление дополнительных гарантий пользователям, а также на уточнение обязанностей поставщиков таких услуг в части предоставления полной информации об условиях оказания услуги и способах отказа от неё до момента заключения договора. В ряде случаев недобросовестные сервисы недостаточно полно и подробно информируют потребителей о содержании предоставляемых ими услуг, условиях, сроках уплаты очередного платежа и иных деталях абонентского договора, а также о форме, способе и условиях его расторжения, вот что самое главное. Нашим законопроектом предлагается ввести ряд обязательных требований. В частности, предлагается в наглядной и доступной форме до заключения договора раскрывать потребителю все условия этого договора: сроки, полную стоимость, а также информацию о форме и способе отписки, отказа от этой услуги, то есть указывать, как и на какой странице в сети "Интернет" или в приложении можно отказаться от этой услуги. Вместе с тем мы предлагаем ввести норму, исключающую злоупотребления в отношении потребителей: вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она будет действовать до конца оплаченного периода, за исключением случаев несоответствия содержания услуг заявленным параметрам. Данные предложения мы обсуждали на площадках Минцифры в рамках рабочей группы с представителями Роспотребнадзора и ключевых отраслевых ассоциаций, представляющих интересы сервисов по подписке. Считаем, что поправки придадут правоотношениям в данной области большую прозрачность и использование сервисов потребителями станет более осознанным, снизят количество юридических споров, а также будут способствовать повышению цифровой грамотности потребителей. Коллеги, прошу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Валерианович Канаев. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта подробно докладчиком была изложена. Он направлен на повышение прозрачности и предсказуемости взаимоотношений потребителей и интернет-компаний при использовании цифровых подписок, в том числе, как было сказано, вводится ряд новых обязательных требований, в частности в наглядной и доступной форме до заключения договора рассказывать все детали, как этот договор можно прекратить, с указанием, на какой странице это прописано. Комитет по промышленности и торговле рассмотрел представленный законопроект, поддерживает его концепцию. Ситуация, когда около 20 процентов потребителей - а именно эта цифра получена в ходе диалога, - которые используют цифровые подписки, говорят о нарушении своих прав, очевидно, требует дополнительного правового регулирования. По представленному законопроекту имеется ряд рабочих замечаний юридического характера, в частности требуется уточнение норм, корреспондирующих с нормами Гражданского кодекса. Дополнительно отмечу, что авторами проделана очень большая работа по устранению первоначальных замечаний и предложений. Сегодня мы рассматриваем доработанную редакцию законопроекта. Комитет по промышленности и торговле просит поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерианович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Антон Игоревич, вы с какого места будете отвечать на вопросы? Ваша карточка там стоит? Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос авторам. Уважаемый Антон Игоревич, законопроект правильный, хороший, но дело в том, что вот это ползучее продление подписки обеспечивает очень значимую часть выручки операторов платных сервисов, порой это 30-40 процентов от выручки. Планируется ли вами введение какой-то ответственности за нарушение этого запрета? Просто, когда с одной стороны - контроль на Минцифры и запрет, а с другой - треть выручки... ну, как соблюдать закон? Планируется ли введение ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Немкину включите микрофон. НЕМКИН А. И. Коллеги, поводом для изучения данного вопроса стала следующая проблематика. Практически каждый из нас, каждый третий сталкивался с ситуацией, когда он обнаруживал подписку, на которую не подписывался, возможно, или неосознанно это сделал, через большое количество итераций пытался отказаться от неё, но это не получалось. Первоначально мы совместно с Роспотребнадзором изучили ситуацию и выработали ряд мер, позволяющих пользователям осознанно получать услугу и осознанно платить за неё, - это первая задача, которую мы решаем указанным законопроектом. Что касается длительности контракта, то в принципе с этим проблем нет, насколько мне известно, мы с экспертами из сообщества это обсуждали. В первом чтении, при приблизительном рассмотрении, я думаю, проблем не возникнет с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Антон Игоревич, закон нужный, поскольку защищает потребителя от нежелательных списаний по платным подпискам в Интернете. Однако в проекте закона отсутствуют, не указаны ответственные или уполномоченные органы, которые осуществляли бы контроль за соблюдением продавцом требований в части направления потребителям уведомлений о списании и обязательного предоставления потребителю информации об условиях абонентского договора, о размере, сроках и периодичности платежей, а также о порядке отказа потребителя от абонентского договора. По моему мнению, всё это могло бы стать предметом деятельности Роскомнадзора, но именно в части технической возможности отказа от платной подписки. И как вы смотрите на то, чтобы дополнить статью 40 Закона "О защите прав потребителей" нормой о предмете федерального государственного надзора в области соблюдения прав потребителей по предоставлению полной информации об условиях абонентского договора в услугах цифровых подписок, предусматривающих оплату периодическими платежами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антону Игоревичу Немкину включите микрофон. НЕМКИН А. И. Во-первых, у нас существует законодательство о кассовой технике, там довольно-таки подробно описано, в каком виде необходимо уведомлять потребителя после проведения оплаты. Когда оплата проводится карточками... есть законодательство, которое регламентирует полностью эту деятельность, и пользователь уведомлён. А что касается регулятора, я думаю, мы в ближайшее время рассмотрим и, вполне возможно, определимся, остановимся на каком-то конкретном... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Антон Игоревич, в вопросе коллеги Сипягина была ещё одна часть. Речь идёт о том, что из доработанной редакции вашего законопроекта исключены положения, согласно которым потребителю направляются уведомления о предстоящих списаниях за платные цифровые подписки и о возврате средств за эти самые цифровые подписки. Это могло бы послужить для наших потребителей защитой от лишних финансовых трат, да и вообще как-то немножечко снизить стресс, который испытывают люди, когда им поступает эсэмэска о списании средств, а цель списания неизвестна. Кроме того, известно, что самые разные цифровые сервисы развиваются сейчас, их много, людей подписывают без их согласия. Иными словами, вот этот вопрос требует дополнительного регулирования. Больше того, последние три дня - наверное, все видели - в социальных сетях активно обсуждается технический сбой, который произошёл 14 сентября на маркетплейсе "Вайлдберриз", и у пользователей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Немкину включите микрофон. НЕМКИН А. И. Спасибо за вопрос, я понял суть. Мы сделали основной упор как раз таки на вопрос подписки, на то, чтобы во время подписания договора пользователь уведомлялся об объёмах услуг, которые ему предоставляют, и делал выбор осознанно. А что касается уведомлений, закон о контрольно-кассовой технике предусматривает уведомление (правда, после списания). Также мы совместно с профильным сообществом изучили этот вопрос: опасаются пользователи, так сказать, большого количества спам-уведомлений, их и так много. И кстати, ведущие площадки уже внедрили эту систему, то есть уведомляют перед списанием по очередному платежу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 43 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.