Заседание № 233
О проекте федерального закона № 405289-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Докладчик тот же. БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию подготовил к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств, принятый во втором чтении 18 мая 2011 года. Правовое управление замечаний по проекту федерального закона не имеет. Комитет предлагает принять представленный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам кто-то записывается? Нет. Вопрос 7 выносим на "час голосования".
Пункт 7, законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Это тоже третье чтение. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 12 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 405289-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Доклад председателя Комитета по образованию Григория Артёмовича Балыхина. БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по образованию представляет для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый 25 марта этого года в первом чтении. Уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть, что в уникальной отечественной системе образования в области искусства уже давно существуют хорошо зарекомендовавшие себя формы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи. Среди них важную роль играют детские школы искусств, которых в настоящее время в Российской Федерации насчитывается более пяти тысяч, и учреждения интегрированного образования в области искусства. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы поставлена задача сохранения специфики образования в сфере культуры и искусства. Целью законопроекта является закрепление статуса и основ функционирования детских школ искусств, а также совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств. Комитет на своём заседании 21 апреля 2011 года рассмотрел поступившие ко второму чтению предложения и рекомендует к принятию семь поправок, представленных в таблице 1. Предлагаемые поправки направлены на расширение перечня школ искусств по различным видам (это поправка 5), изменение термина "учреждения" на термин "организации" в целях приведения терминологии законопроекта в соответствие с терминологией действующих нормативных актов (поправка 6), а также увеличение, так скажем, прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях и в имеющих - обращаю на это внимание - государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных организациях. В таблицу рекомендованных к принятию также включены поправки, учитывающие кодификационные, юридико-технические и лингвистические замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. В таблице 2 содержится одна поправка, предложенная членами Совета Федерации и направленная на расширение перечня видов школ искусств. По мнению комитета, предлагаемая авторами формулировка поправки не охватывает всё видовое многообразие школ искусств и на практике может привести к ущемлению прав не поименованных в предлагаемой поправке школ. Кроме того, хочу подчеркнуть, что сама идея о расширении перечня видов школ искусств уже учтена поправкой 5 из таблицы принятых. Комитет предлагает рассмотреть представленные таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 содержит семь поправок. Нужно ли их обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 40 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принято. В таблице 2 одна поправка. Нужно ли её обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 12 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принято. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 24 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 405289-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к 35-му вопросу. Докладывает Ивлиев Григорий Петрович. Коллеги, у нас пятнадцать минут на два вопроса. Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Пожалуйста, Григорий Петрович. ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В последнее время деятели российской культуры всё чаще выражают свою искреннюю обеспокоенность по поводу нерешённости насущных вопросов законодательного регулирования системы образования в сфере искусства, и представляемый сегодня законопроект имеет исключительно важное значение для поддержки развития уникальной системы художественного образования в стране. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Медведев подчеркнул, что воспитание детей - это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом и возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Реализации этой приоритетной задачи в значительной степени служит отечественная система детских школ искусств. Они дают замечательное дошкольное образование в области музыки, изобразительного искусства, танца, иных искусств. Детские школы искусств, славящиеся своими богатыми традициями, представляют собой действенные механизмы реализации права на художественное образование, крайне важное для каждого человека, они служат эстетическому воспитанию наших детей с самого раннего возраста. Уважаемые депутаты, неоднократно подчёркивалось: искусство - особая сфера человеческой деятельности, особая форма восприятия человеком окружающего мира, это имеет принципиальное значение для развития творческой, самостоятельной, мыслящей личности. В целях надлежащего регулирования правового статуса и основ функционирования детских школ искусств в законопроекте предусматривается закрепление дополнительных профессиональных образовательных программ в области искусства, реализуемых в целях раннего выявления одарённых детей; предусматриваются федеральные государственные требования к содержанию, структуре этих программ и срокам обучения; предусматриваются обязательная итоговая аттестация и выдача свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ; закрепляется право органов государственной власти субъектов осуществлять государственную поддержку дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства. Законопроект возлагает ответственность за эти функции на Министерство культуры и даёт ему соответствующие широкие полномочия. Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Просим вас поддержать этот важный, принципиальный для системы художественного образования закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Григорий Петрович. Григорий Артёмович Балыхин от Комитета по образованию делает содоклад. БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", внесённый группой депутатов Государственной Думы, к которым вчера (это я для стенограммы говорю) присоединилась депутат Государственной Думы Лиана Витальевна Пепеляева, а сегодня - Ирина Анатольевна Яровая. Рассматриваемый законопроект направлен на закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств и на совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства. Комитет поддерживает авторов законопроекта в стремлении сохранить уникальную систему подготовки творческих кадров в области искусства. Подробный доклад Григория Петровича Ивлиева освобождает меня от необходимости изложения содержания законопроекта, отмечу лишь следующее: Комитет по образованию провёл большую работу по изучению сложившейся правовой ситуации в отношении детских школ искусств, и мы убеждены в необходимости законодательного урегулирования статуса этих образовательных учреждений. Рассмотрев первоначальный текст законопроекта, комитет рекомендовал авторам изменить этот текст до первого чтения, уточнив права органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять государственную поддержку реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства. Сегодня мы рассматриваем текст, в котором учтены все замечания, высказанные авторам законопроекта. Все двадцать четыре субъекта Российской Федерации, высказавшие своё отношение к данному законопроекту, поддержали его. Комитеты-соисполнители - Комитет по культуре и Комитет по делам Федерации и региональной политике - замечаний по законопроекту не имеют и рекомендуют его принять. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не содержит. С учётом изложенного комитет предлагает принять представленный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы, и много. По ведению - депутат Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У меня есть предложение несколько продлить заседание сегодня... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А в любом случае сейчас придётся продлевать. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Да, но завершить работу рассмотрением вопроса 36. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы 38-й рассмотрели, у нас остались нерассмотренными 37-й и 36-й. 37-й рассматривать не будем, потому что докладчик ко мне подошёл и сказал, что улетает, он уехал в аэропорт. Для того чтобы мы без прогалов выполнили повестку по 38-й пункт, нам надо рассмотреть пункты 34, 35, 36. Рассмотрим, коллеги? Мы готовы поработать? Нет, не хотят. Ставлю на голосование предложение Гайнуллиной... да, было и второе предложение Гайнуллиной - по одному выступлению от фракции. По одному вопросу и по одному выступлению, да? Нет, у депутата Останиной другое предложение. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Моё предложение состоит в следующем: начатый вопрос обсудить полноценно, на этом заседание прекратить, а остальные вопросы перенести на следующее заседание, обсуждать их полноценно, с правом каждому желающему задать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование предложение депутата Гайнуллиной. Не пройдёт - пойдём по предложению депутата Останиной. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 43 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принято. Кто задаёт вопрос? От вашей фракции четыре руки. Определитесь, кто задаёт вопрос. Смолин, да? Пожалуйста, Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Григорий Петрович, страна активно обсуждает возмущённое письмо группы выдающихся деятелей культуры во главе с Олегом Табаковым в адрес руководителей государства по поводу нормативно-правового регулирования в области образования и в области искусства. Одна из ключевых тем этого письма как раз детские школы искусств. Авторы письма, как, наверное, многие знают, требуют, чтобы Министерство образования и науки отказалось от участия в регулировании этих процессов и всё было передано Министерству культуры. Прокомментируйте, пожалуйста, это письмо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы писали его, подписывали, да, Григорий Петрович?.. Ой, Григорий Артёмович. Кто отвечает? Григорий Петрович Ивлиев, пожалуйста. ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, действительно, такое письмо вызвало большой резонанс в обществе, и как раз деятели культуры требовали принятия вот тех норм, которые мы сейчас вынесли на ваше обсуждение. Принципиально важно принять их в этой редакции. Хочу сказать, что в этом законопроекте действительно предусматриваются полномочия Министерства культуры в расширенном варианте. Но я должен сказать, что нормы закона согласованы с министерством образования и позиции, которые сейчас вам предлагаются, выверены в правительстве. И Министерство культуры, и министерство образования нашей страны занимают согласованную позицию и поддерживают этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция ЛДПР. Не настаивает на вопросе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Не настаивает на вопросе. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Драпеко, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, мы принимали активное участие в переговорах с Министерством культуры, принимали участие в совещаниях в администрации президента и в правительстве и считаем, что принятие этого закона значительно улучшит ситуацию с детскими художественными, музыкальными школами. Не все вопросы этим законом, естественно, решаются, но многие коренные вопросы нам удалось урегулировать, поэтому я призываю наших коллег проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, мы зачтём это как выступление, а не вопрос. Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович. Выступление от фракции КПРФ - депутат Смолин. Пожалуйста, Олег Николаевич. С места. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, хочу сразу сказать, что этот законопроект надо поддерживать - мы прислушиваемся в том числе и к предложению уважаемой Елены Григорьевны, - но надо также сказать вполне определённо, что этот закон делает полшага вперёд там, где надо было сделать по крайней мере два или три. Напомню, уважаемые коллеги, что требования деятелей искусства несколько другие, чем то, что выражено в этом законопроекте. Например, на последних парламентских слушаниях, проводимых совместно Комитетом по культуре и Комитетом по образованию в Государственной Думе, Александр Сергеевич Соколов, ректор Московской консерватории и экс-министр культуры, сформулировал эти требования вполне определённо. Он говорил: да, хорошо, что всё-таки пытаемся повысить статус детских школ искусств, но это не предпрофессиональное образование, это нормальное начальное профессиональное образование. Если такое решение было бы принято, то ученики получили бы соответствующие документы и имели бы возможность потом работать по специальности. Например, учитель, который приехал бы в сельскую школу и имел документ музыкальной школы, школы искусств, мог бы преподавать пение или рисование в этой самой сельской школе. Но это ещё не всё, уважаемые коллеги, есть вторая, не менее важная тема, которой этот законопроект не касается, к сожалению, - это тема, связанная со статусом педагогов детских школ искусств. На коллегии Минкультуры были озвучены цифры: заработная плата преподавателей детских школ искусств - 5600 рублей, что ниже прожиточного минимума (об этом говорил министр культуры), заработная плата концертмейстеров - 5000 рублей, что не выдерживает никаких комментариев, по крайней мере в рамках соблюдения закона о русском языке как государственном языке Российской Федерации. Хочу обратить ваше внимание на то, что в законопроекте, альтернативном законопроекте "Об образовании", который мы сейчас выставили на сайт и который подготовило движение "Образование - для всех", при поддержке фракции мы пытаемся решить оба этих вопроса, а именно объявить образование в детских музыкальных школах начальным профессиональным образованием, и в детских школах искусств тоже, и соответственно резко поднять статус педагогов детских школ искусств, как и вообще педагогов образовательных учреждений в Российской Федерации, в частности, следуя требованиям большинства регионов Российской Федерации, приравнять их по пенсионному обеспечению и социальным гарантиям к государственным служащим. Мы поддерживаем этот законопроект, но будем предлагать ко второму чтению поднять ещё более статус учреждений - детских школ искусств. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. У вас по ведению в связи с этим законом, депутат Сокол, да? Включите микрофон. СОКОЛ С. М., фракция КПРФ. У меня по ведению, но не в связи с этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, понятно. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня тоже не по этому законопроекту, но по ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Хорошо, тогда проголосуем, потом я вам включу микрофон. Коллеги, состоялось обсуждение. Настаивают докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Представители президента и правительства? Нет. В рамках "часа голосования" ставлю на голосование пункт 35 повестки дня "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Все фракции его поддержали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 50 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принято.