Заседание № 174
30.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 404786-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правовых основ аутсорсинга информационных технологий и использования облачных услуг финансовыми организациями).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2857 по 3097 из 5370
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад и содоклад по этому законопроекту сделает Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги-депутаты! В представляемом вам законопроекте речь ведётся о так называемом аутсорсинге, а также об использовании так называемых облачных услуг при осуществлении финансовой деятельности. Что это такое? Наверняка вы все знаете, но я вкратце остановлюсь тем не менее, чтобы немножко пояснить. Аутсорсинг предполагает возможность использования сторонних аппаратно-программных комплексов финансовыми организациями для размещения на них своего программного продукта. А вот использование облачных технологий предполагает не только использование аппаратно-программного комплекса, но и ещё каких-то программ. На сегодняшний день, ну, больше 600, например, финансовых организаций пользуются такими услугами. В чём здесь дело? Дело в том, что у нас в связи с санкционным режимом существует насущная необходимость обеспечения бесперебойной работы всей нашей информационной системы. А вот финансовые организации, в частности, относятся к объектам такой информационной системы, потому что, ну, любой банк, любая страховая компания - это прежде всего компьютеры и программное обеспечение. Соответственно, есть указ президента, который предполагает до 1 января 2025 года переход всех финансовых организаций на использование программно-аппаратных комплексов отечественного производства или тех, которые будут из дружественных стран, например, но адаптированы и сертифицированы нашим правительством. Это достаточно большая, трудная задача, особенно с учётом того, что вот эти программно-аппаратные комплексы, которые сейчас работают в финансовой системе, используют такие модели... это высоконагруженные программно-аппаратные комплексы, и они построены на другой архитектуре, в частности, например, предполагают использование технологий Oracle. От этого нам нужно отказаться. Это предполагает использование других технологий, других архитектурных решений, это достаточно сложная проблема, ею занимаются, но это займёт как время, так и, естественно, денежные средства. Поэтому вот одним из решений стало предоставление финансовым организациям права размещать свои программные ресурсы на вычислительных мощностях сторонних организаций. Вы знаете, что у нас многие строят центры обработки данных, например "Росатом", крупные корпорации, Сбербанк, например, такие вещи тоже строит - центры обработки данных. И вот на вычислительных мощностях этих центров обработки данных можно будет размещать программные ресурсы других банков. Ну а облачная технология предполагает, что там будет размещаться какое-то программное обеспечение, в частности, например, вот процессинг - когда мы картами пользуемся, многие банки используют эту технологию процессинга через облачные технологии. Вот вкратце, что это такое. Теперь, в чём проблема? Проблема в том, что все эти вопросы затрагивают банковскую тайну, страховую тайну и иные виды коммерческой тайны. Мы не говорим здесь, я подчёркиваю, о гостайне, о гостайне речи нет, а вот об этих - да. И вот дело в том, что в профильных законах, которые регулируют деятельность финансовых организаций, страховых организаций, иных финансовых организаций, об этом ничего не сказано в принципе. Поэтому имеется насущная необходимость сделать такое регулирование, для того чтобы исключить риски, связанные с использованием этих сведений. Что предлагается? Первое, внести в профильные законы право для финансовых организаций осуществлять аутсорсинг, то есть размещать свои программные продукты с использованием сторонних вычислительных мощностей. Второе, внести в профильные законы также обязанность вот этих сторонних организаций сохранять банковскую тайну и иные виды коммерческой тайны, а также предусмотреть ответственность за сохранение этой тайны. Ну и третье, определить полномочия Банка России, который будет выступать организатором, регулятором и надзорной инстанцией при осуществлении отбора вот таких организаций, которые будут предоставлять услуги по аутсорсингу и облачных технологий. Вот, собственно, вкратце суть этого законопроекта. Комитет по финансовому рынку внимательно его рассмотрел, считает его в принципе актуальным и необходимым. На законопроект получены положительные заключения Центрального банка, Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления. И Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Аркадий Николаевич, скажите, пожалуйста, поставщики услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг будут размещать серверы на территории нашей страны? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос, Михаил Сергеевич, это ключевой вопрос. Ответ: однозначно на территории нашей страны. Более того, собственниками вот этих юридических лиц должны выступать резиденты, граждане Российской Федерации, ну или организации Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Аркадий Николаевич, согласно пояснительной записке законопроект разработан в связи с необходимостью обеспечения стабильности финансового сектора и непрерывности деятельности финансовых организаций. Предусмотрено внесение изменений в очень широкий спектр, практически во все главные законы, профильные, и вы про это сказали. С 1 сентября начался эксперимент по так называемому партнёрскому финансированию, цель этого эксперимента - дальнейшее развитие и совершенствование финансового сектора. Вопрос: учтены ли интересы участников этого эксперимента и не считаете ли вы необходимым этот закон об эксперименте считать профильным и вносить в него соответствующие изменения? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо вам большое, хороший, интересный вопрос. Пока вот так можно ответить на этот вопрос: законопроект охватывает финансовые организации, а, как известно, в эксперименте по особому порядку финансирования, о чём вы говорили, могут принимать участие не только финансовые организации, но и иные юридические лица; в этом законопроекте, да, эти иные юридические лица не охвачены, совершенно верно. Ну, я думаю, хорошее замечание, это может быть предметом рассмотрения ко второму чтению, поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Аркадий Николаевич, вопрос практически прозвучал, но тем не менее: можете предположить, кто потенциально может стать оператором по предоставлению услуг аутсорсинга? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос. Ну, смотрите, вот что на сегодняшний день уже есть на рынке, о чём можно сказать? Это, например, корпорация "Росатом", которая обладает серьёзнейшими вычислительными мощностями и уже предоставляет такие услуги. Это, например, "Ростелеком", который также обладает такими обрабатывающими центрами и тоже может предоставлять такие услуги. Кроме того, достаточно мощно этот бизнес развивает корпорация "РУСАЛ", ну, я так сразу скажу. Сбербанк очень мощно развивает, ну, у него вообще это связано с искусственным интеллектом и так далее. Вот они также могут все эти услуги предоставлять. И ещё целый ряд наших крупных корпораций. Это я крупные перечисляю. А кроме того, есть, ну, в общем-то, достаточное количество некрупных, но тем не менее для которых этот бизнес является профильным, то есть они предоставляют услуги центров обработки данных. Вот поэтому, исходя даже из этого необходимо определённое регулирование, чтобы Центральный банк установил определённые стандарты, осуществлял контроль за теми организациями, которые будут предоставлять таковые услуги, чтобы это соответствовало определённому ГОСТу, чтобы была обеспечена непрерывность и безопасность работы этих организаций. Ну вот, собственно, вот так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Мархаев Вячеслав Михайлович. Ещё есть желающие? Депутату Мархаеву включите микрофон. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, прежде чем заняться разрешением услуг аутсорсинга информационных и облачных технологий, необходимо обеспечить помимо развития отечественных коммуникаций ещё информационную безопасность данных должного уровня. Хочу заметить, что достойных отечественных технологий у нас в России предостаточно, например, Россия уже заявила о себе в сферах квантовой коммуникации и квантового шифрования, поэтому я вижу проблему не в их отсутствии, а в плохом финансировании отечественных технологий. Намеренно это делается или нет, надо разбираться, конечно же, отдельно, но факт остаётся фактом: программа импортозамещения оказалась провальной. Получается, национальный проект "Цифровая экономика..." перерос в национальный проект "Экономика данных" для того, чтобы все информационные потоки России отдали на аутсорсинг. Это очень и очень странно. Возможно, тут нет злого умысла, но, повторюсь, надо разбираться и иметь чёткое понимание, кому мы поручаем наши информационные потоки с точки зрения обеспечения цифрового суверенитета нашей страны. Я не зря задавал вопрос о том, кто потенциально может быть оператором по предоставлению услуг аутсорсинга. Ну, здесь назвали госкомпании, "Ростелеком" и так далее, но может быть и любая другая компания, выигравшая торги, с непонятными учредителями. Считаю данную инициативу преждевременной, нельзя её поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Цед Николай Григорьевич. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик очень содержательно донёс информацию по обсуждаемому вопросу. Более того, уже было сказано, что сервер будет находиться на территории Российской Федерации, что граждане и компании, предоставляющие такие услуги, будут только российскими гражданами и компании будут иметь российское происхождение. Далее. Что касается принципов технологического переустройства, тех проблем, которые существуют, создания своих дата-центров, создания оборудования по обработке данных, это, естественно, требует определённых действий, но сегодня уже было сказано, что такое оборудование есть и в "Росатоме", и в "РУСАЛе", и в Сбербанке, этот процесс уже идёт. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный вопрос и, естественно, будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аркадий Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Свистунову включите микрофон. СВИСТУНОВ А. Н. Я хотел бы по поводу финансирования сказать, потому что коллега очень правильно затронул вопрос. Это было связано с определённым недофинансированием наших, отечественных программных решений, а также решений, которые касаются аппаратного обеспечения, то есть самого, как говорят, железа. Да, рынок, к сожалению, диктовал такие условия: где дешевле и лучше, там и брали. Ну и в общем-то, банковский сектор шёл по этому пути, да и не только банковский сектор, вот у всех на столе компьютеры не отечественные, мы это всё наблюдаем. Да, была такая история. Сейчас резко - и хорошо, что такое время наступило, - переходим на отечественные решения, но это процесс небыстрый. И вот это законопроект, в частности, позволяет вот эту нехватку финансирования... Это огромные затраты на самом деле, вот Сбербанк, например, вкладывает десятки миллиардов рублей в развитие этих технологий, "Росатом" вкладывает ещё большие деньги в развитие этих технологий. Но не каждая финансовая организация - они же все разные - может вот такие вещи себе позволить, им же нужно обеспечивать и технические процессы, на сегодняшний день идущие. И вот эти решения позволят малым и средним финансовым организациям или тем организациям, которые в принципе понимают, что развивать такие комплексы - это дорого и долгосрочно... Это нужно рассматривать как отдельный бизнес, поэтому предлагается такое решение, связанное с аутсорсингом и облачными технологиями. Ну и участники рынка сами говорят о том, что это на сегодняшний день возможное и хорошее решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 15 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 15 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.