Заседание № 239
О проекте федерального закона № 404643-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Владимировича Железняка. Пожалуйста. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (об уточнении понятийного аппарата). Законопроект прошёл необходимые экспертизы, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи просит поддержать данный законопроект и принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть замечания? Нет. Выносим вопрос 4 на "час голосования".
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 02 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 404643-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят в первом чтении 6 октября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Владимировича Железняка. Пожалуйста. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение во втором чтении выносится проект федерального закона 404643-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Законопроектом уточняется понятийный аппарат, гармонизируется федеральное законодательство в области информационных технологий с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", приводится терминологическая идентификация в соответствие с понятийным аппаратом этого базового закона. Комитет рекомендует к принятию все поступившие шестьдесят поправок, которые сведены в таблицу. В них учтены замечания и предложения Государственно-правового управления, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Работа над поправками велась в тесном сотрудничестве с профильными министерствами и ведомствами. Прошу перейти к таблице поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шестьдесят поправок в первой таблице. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 40 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принято. Выносим 9-й вопрос на "час голосования".
Пункт 9, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 21 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 404643-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 8, который мы можем рассмотреть. Андрей Викторович, вы готовы докладывать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Готов. Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Андрея Викторовича Логинова. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию проект закона, разработка которого обусловлена существенным изменением понятийного аппарата, используемого законодательством Российской Федерации в сфере информационных технологий, в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как вы знаете, речь идёт о правовом регулировании наиболее быстро развивающейся в технологическом отношении сферы жизни общества, государства и экономики. В силу этого чёткость правовых понятий и формулировок, содержащихся в действующем законодательстве, приобретает особо важное значение. Принятый закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ставит перед собой такую цель, но в соответствии с используемыми в нём формулировками необходимо внести изменения в большое количество действующих законодательных актов. Речь идёт о федеральных законах "О связи", "О средствах массовой информации", "Об обязательном экземпляре документов", "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", "О рынке ценных бумаг", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ещё о тридцати пяти иных законодательных актах, включая Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, обе части Налогового кодекса, избирательное законодательство и прочее. Приведу несколько примеров. Уже не имеют нормативно закреплённого значения и соответствующим образом вычищаются из законодательства такие термины, как "информационные процессы", "конфиденциальная информация", "средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий", "собственник информационного ресурса" и так далее. Вводятся термины, ранее не имевшие нормативно закреплённого значения: "электронное сообщение", "информационные технологии", "обладатель информации", "доступ к информации", "конфиденциальность информации", "оператор информационной системы". При этом существенно изменяется и правовое содержание таких ключевых понятий, как "информатизация", "информационные системы" и "информационные ресурсы". Следствием реализации будущего закона явится установка системной связи между актами федерального законодательства в части регулирования вопросов информационных технологий, унификации, гармонизации федерального законодательства. Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста. КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона № 404643-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отмечает следующее. Рассматриваемый законопроект, безусловно, является актуальным. Его необходимость обусловлена тем, что базовый Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внёс существенные изменения в понятийный аппарат и механизмы регулирования общественных отношений в информационной сфере, приведя их в соответствие с практикой применения информационных технологий, и в настоящее время существует потребность в приведении к единообразию положений законодательства Российской Федерации, регулирующих данные вопросы. Законопроект решает эту задачу путём внесения необходимых изменений в более чем сорок федеральных законов и кодексов Российской Федерации и в этом смысле имеет технический характер. Практическая значимость законопроекта состоит в том, что реализация будущего федерального закона позволит установить системную связь между актами федерального законодательства в области информационных технологий, унифицировать и гармонизировать понятия, используемые в федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других законодательных актах. На законопроект получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, высказанные в нём замечания носят преимущественно юридико-технический характер и будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Кроме того, поступил отзыв Комиссии Совета Федерации по информационной политике, которая поддерживает концепцию законопроекта. Учитывая изложенное, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона № 404643-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Две руки вижу: Коломейцев Николай Васильевич и Федоткин Владимир Николаевич. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Андрей Викторович, вы, вероятно, знаете, что у нас "Первый канал", в котором, вообще-то, государственная доля, не готовит ни одной программы, кроме новостей, однако прокручивает через фирмы, подконтрольные жене генерального директора, колоссальные ресурсы, якобы заказывая у неё фильмы и так далее. В то же время трудовой коллектив там бесправен, подавляющее большинство находится на договорах, у них фактически нет социального пакета. Это, кстати, не только на "Первом канале", это и на НТВ, и в ряде других средств массовой информации. Считаете ли вы возможным во втором чтении всё-таки внести поправки в Трудовой кодекс, которые бы предусматривали хотя бы на государственных каналах обязательно контрактную систему приёма на работу с обязательствами обеих сторон и допускали Счётную палату к контролю за средствами, дабы пресечь их разворовывание, расхищение? Потому что вы ужаснётесь, когда узнаете... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЛОГИНОВ А. В. Не считаю возможным внесение подобных поправок ко второму чтению в данный законопроект, в связи с тем что они будут противоречить концепции, направленной на унификацию действующей нормативно-правовой базы и законодательства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Андрей Викторович, к вам вопрос. Полтора года назад по моей просьбе палата запросила в Министерстве обороны совершенно секретную информацию о поставках вооружения в войска. Мы её получили, но, что ужасно, эту же информацию, цифра в цифру, я до этого прочитал в средствах массовой информации, в свободной печати. Совершенно секретная была информация! Точно так же в Интернете можно получить любую информацию, составляющую налоговую тайну, да и любую другую. Не считаете ли вы правильным, прежде чем вносить изменения в какой-то закон, а их сорок три... у семи нянек дитя без глазу... Может быть, вы нам расскажете, проинформируете, почему уходит любая тайная, даже совершенно секретная информация в средства массовой информации? Не поняв причину, нет смысла принимать закон: примем, а всё останется по-старому. Даже совершенно секретную информацию, не говоря о простой, можно прочитать в Интернете, в газетах запросто. ЛОГИНОВ А. В. В отличие от ранее заданного вопроса, этот имеет косвенное отношение к теме данного законопроекта. Смею заверить, что как раз унификация терминов, используемых в действующем законодательстве, в том числе в Законе "О государственной тайне", с учётом действия норм Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" позволит чётко и эффективно осуществлять государственные функции в этом направлении, в том числе по защите предметов и сведений, составляющих государственную тайну. По данному конкретному случаю. Это, безусловно, предмет специального разбирательства. И если дела обстояли именно так, безусловно, в этом повинны определённые должностные лица. Но напомню вместе с тем, что Интернет действительно сегодня является информационным пространством, государственное регулирование контента которого делает только первые шаги. То, что мы будем дальше продвигаться в этом направлении, не вызывает никакого сомнения, поскольку развитие информационного общества подразумевает в первую очередь чёткость и прозрачность правил игры всех участников этого процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валерий Яковлевич. Есть ли необходимость выступить? Одна рука. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Странное дело, но концепция закона не учитывает как раз самого главного - интересов человека, который эту самую информацию нам с вами обеспечивает. Ко мне обратился профсоюз СМИ по нескольким обстоятельствам. Первое обстоятельство. Государство и бюджеты субъектов тратят колоссальные ресурсы на развитие материальной базы наших СМИ. В то же время там воцарились порядки рабовладельческого строя, когда подавляющая часть журналистов, телеведущих, операторов работают в рабских условиях и только по договорам, причём их умышленно выводят за штат. Вот можете посмотреть. Скажем, есть три московских канала: "ТВ Центр", "ТВ Столица" и ВКТ. Пойдите поинтересуйтесь, сколько в процентном отношении сотрудников имеют контракты, а сколько работают по договорам, в общем-то, повременным договорам ограниченного свойства или для создания какой-то передачи. Поинтересуйтесь, сколько таких журналистов на НТВ, который финансируется за счёт достояния страны - "Газпрома". Ещё интереснее ситуация на "Первом канале". На этом канале господин Эрнст вместе со своей женой организовали интересную схему: есть "Первый канал", и есть голубая, красная, там, и другие студии, которые зарегистрированы в оффшорных зонах за рубежом. Но, получая в том числе бюджетные деньги, интересным образом муж жене заказывает передачи, прокручивает деньги и платит налоги за рубежом, а нас кормит всеми этими бесконечными сериалами с выпивающими через каждые пять минут милиционерами и другой жвачкой, которая ничего общего с идеологией страны иметь не должна. Мы считаем, что это закон серьёзный и он в первую очередь должен учитывать интересы как раз тех, кто создаёт эту информацию, кто её добывает, систематизирует и подаёт нашему обществу, потому что сегодня телевидение стало одним из основных инструментов формирования подсознания жителей нашей страны. Почему же мы его отдали непонятным людям с непонятными моральными качествами и боимся создать общественный совет, чтобы он контролировал, какие передачи и в какое время показываются на нашем центральном телевидении, не говоря уже о региональном? Почему мы боимся ограничить алчные интересы коммерсантов от телевидения, которые превратили работников телевидения и сопутствующих сфер в рабов современности? И странное дело, как вот эти люди, которые в принципе, ну, как бы являются с некоторых пор четвёртой властью, так их назвали, сегодня терпят всё это, ведь даже вступление в независимый профсоюз преследуется вплоть до увольнения, расторжения контракта. Мы считаем, уважаемый Андрей Викторович, что вы не правы, когда говорите, что внесение поправок об обязанности каналов заключать контракты в соответствии с требованиями Трудового кодекса является нарушением правовых норм, концепции. Поэтому мы считаем, что ко второму чтению необходимо внести такие поправки и потребовать, чтобы Счётная палата проверила, куда потрачены миллиарды из федерального бюджета, из московского бюджета - миллиарды, подчёркиваю, - если нет соответствующего развития самой структуры телевидения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у полномочного представителя президента необходимость выступить? Нет. У докладчика с заключительным словом? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
8-й пункт. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 01 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принято.