Заседание № 252
О проекте федерального закона № 404447-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права гражданам запрещать розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Сарданы Владимировны Авксентьевой. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Буквально вчера были обнародованы новые данные росалкогольтабакрегулирования, которые говорят о совершенно тревожной ситуации, абсолютно тревожной ситуации с потреблением алкоголя в нашей стране. В частности, за неполный 2024 год - вот осталось-то уже буквально полтора месяца - продано 1,8 миллиарда литров алкоголя, и это абсолютный рекорд за весь период наблюдений. Нам говорят, что потребление у нас снижается, продажи снижаются и культура употребления алкоголя растёт, но это совершенно не так - цифры говорят сами за себя. Наш законопроект направлен на то, чтобы собственники помещений в многоквартирных жилых домах имели право решать, будет в их доме продаваться алкоголь или нет. Я обратилась к своим избирателям, к своим подписчикам с просьбой прислать мне фотографии их многоквартирных домов, где расположены алкогольные точки, и оказалось, что семь-восемь точек в одном многоквартирном доме. Мы это обсуждали и в Комитете по экономической политике, и в их экспертном совете. Мне говорят о том, что нет причинно-следственной связи между количеством алкогольных точек и потреблением спиртного, но вот в 2021 году солидные учёные из федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава Российской Федерации опубликовали статью, в которой абсолютно точно сказали нам и доказали, что есть влияние доступности точек по продаже алкоголя на здоровье людей. Этот аргумент мы должны принимать во внимание. Ещё нам говорят о том, что будут нарушаться права собственников нежилых помещений в многоквартирных домах. Друзья, мы часто принимаем законы в последнее время, когда публичное право входит в некий конфликт с частным правом, но в интересах большинства мы с вами такие решения принимаем. Следующее, нам говорят о том, что это бизнес, который мы должны поддерживать: они приносят доходы в бюджет нашей страны и в бюджеты регионов, но я думаю, что на самом деле продажа алкоголя людям, спаивание людей - это не тот бизнес, который в первую очередь должно поддерживать государство. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы мы с вами активнее принимали... Вот предыдущий законопроект, который мы рассматривали, касается того же самого вопроса - нужно прекратить спаивание людей. На самом деле, когда ребёнок идёт из детского сада, ребёнок возвращается из школы и видит эти прекрасные, заманивающие вывески алкогольных точек, алкогольных маркетов, конечно, у него в голове рождается некий сценарий доступности, законности и нормальности происходящего. Вот с чем мы боремся, это и есть профилактика. Нам говорят: шире нужно проводить профилактику среди молодёжи и детей. Да, безусловно, абсолютно правильно нам на это указывают, но сами эти вывески являются вот тем притягательным моментом, который может для неокрепшего сознания и детской психики сыграть очень дурную роль впоследствии. Несмотря на то что наш законопроект рекомендован профильным комитетом к отклонению, мы продолжаем работу в регионах, где начинаем активнее разворачивать проекты по противодействию доступности алкоголя для детей и молодёжи. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Викторовича Алтухова. Пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сардана Владимировна достаточно подробно высказала позицию авторов законопроекта. Действительно, законопроект фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" в представленной редакции был предметом обсуждения в экспертном совете и на площадке Комитета по экономической политике. И сразу же скажу: мы полностью, ещё раз говорю, полностью разделяем позицию авторов законопроекта о дальнейшей работе по деалкоголизации населения, по снижению объёмов потребления алкогольной продукции среди наших граждан, но вместе с тем мы понимаем, что в этом зале вырабатываются системные решения по снижению доли контрафактного алкоголя на рынке, это тоже очень важные шаги, которые мы должны сделать. Коллеги, вот свежая статистика Минздрава, ну, относительно свежая, за 2023 год, в которой говорится о том, что в 2023 году потребление алкоголя снизилось до 8,44 литра этанола по сравнению с предыдущим, за последние пять лет - на 1 литр. Если у нас происходит снижение потребления алкоголя - это статистика Министерства здравоохранения, я это ещё раз подчеркну, - и уменьшается количество точек, значит, у нас уменьшаются нелегальные продажи алкогольной продукции. И это тоже важный шаг для того, чтобы контрафактной и бутлегерской продукции у нас не было на рынке. Это первое. Второе, Сардана Владимировна говорит о регионах. Мы с вами в этом зале приняли закон о "наливайках". Сегодня у регионов есть огромные полномочия для того, чтобы вводить соответствующие ограничения в местах общепита в многоквартирных домах, о которых вы говорите, вводить полный запрет на продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах, регионы могут пользоваться соответствующим правом. Ряд субъектов, где есть эта проблема, запретили продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах. Сардана Владимировна и фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" предлагают дать право собственникам многоквартирных домов устанавливать, какие виды деятельности могут там осуществляться, какие не могут. Но по Жилищному кодексу собственники помещений в многоквартирных домах могут принимать решения о местах общего пользования, о лестничных площадках, о придомовых территориях, об общем имуществе многоквартирного дома, но не вправе ограничивать права собственников нежилых помещений. Правительство не поддерживает представленную редакцию законопроекта. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике предлагает законопроект отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 19 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Отклоняется.