Заседание № 152
28.09.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 403956-8 "О внесении изменений в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3042 по 3412 из 4105
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема предупреждения, пресечения терроризма и экстремизма, проявлений радикализма, особенно в молодёжной среде, является составной частью государственной политики по обеспечению безопасности государства, общества и населения. Это закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. И, реализуя эту государственную политику, Государственная Дума приняла ряд законов о противодействии экстремизму, в том числе расширила количество деяний, которые относятся к преступным, к видам экстремистской деятельности, в связи с тем что в последние годы значительно активизировалось влияние деструктивных структур на российскую аудиторию, в том числе в части оправдания и пропаганды экстремизма. Мы проанализировали действующее законодательство и обнаружили, что у нас существует уголовная ответственность за оправдание и пропаганду экстремизма только за отдельные виды экстремистской деятельности. В связи с этим мы предлагаем внести изменения в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая определяет ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, дополнить диспозицию этой статьи в части объективной стороны этого преступления такими действиями, как публичное оправдание экстремизма и пропаганда экстремизма. Содержание этих понятий предлагаем дать в проекте примечаний к этой статье. В частности, под оправданием экстремизма будет пониматься публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. А под пропагандой экстремистской деятельности понимается деятельность по распространению материалов и информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма, убеждённости в её привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности. Предлагаемые в законопроекте формулировки не противоречат актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе. Верховный Суд и Правительство Российской Федерации законопроект поддерживают. В связи с этим прошу депутатов поддержать законопроект и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Что хотелось бы отметить? Комитет поддерживает концепцию законопроекта, учитывая, что речь идёт о законодательной корректировке норм в сфере противодействия экстремизму. Предлагается в примечании указать уже сложившиеся конструкции в виде оправдания и пропаганды экстремизма. На заседании комитета мы подробно это обсуждали, есть некие замечания и у Правительства Российской Федерации, и у комитета в том числе, которые касаются конкуренции норм, которая так или иначе может возникнуть при правоприменении. А наша конечная цель - всё-таки добиться, чтобы законодательные нормы были определены с точки зрения права и были универсальными. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект. Но вообще мы считаем, что лучшее оружие против шутинга в школах и так далее - это информационная блокада. Вот как вы относитесь к предложению минимизировать в СМИ информацию о подобных преступлениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Ну, это не совсем, конечно, относится к предмету данного законопроекта. Я могу высказать лишь какое-то, так скажем, предварительное мнение, оно будет, наверное, сугубо субъективное в какой-то части. Однозначно те меры, которые будут способствовать противодействию экстремизма... базовый закон содержит большое количество проявлений, это понятие довольно многогранное, и всё то, что будет способствовать противодействию и будет направлено на достижение безопасности, прежде всего речь идёт о подрастающем поколении, конечно, приветствуется. Цель понятна, а инструментарий достижения может быть различный, в рамках закона конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Эрнест Абдулович, роль власти сводится к устранению противоречий между различными социальными группами, и на сегодняшний день для нашего общества самым актуальным является консолидация населения с устранением вражды между этими группами. Данный закон в первую очередь призван обеспечить достижение как раз этой цели. Я полагаю, что данные поправки размывают закон, вносят неопределённость и ослабляют действие статьи Уголовного кодекса об экстремизме применительно к цели консолидации общества. Как сказала Ирина Александровна, мы в комитете очень эмоционально обсуждали данный законопроект. Моё мнение вообще, что наказание должно быть за конкретные насильственные действия. Вот в связи с этим моё предложение: для проработки вопроса создать рабочую группу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Законопроект отличается прежде всего конкретностью. Статья построена по бланкетной диспозиции: виды экстремистской деятельности определены в статье 1 закона о противодействии экстремизму, и именно за оправдание действий, которые включены в эту статью закона, предлагается уголовная ответственность. И очень чётко сформулировано, что является оправданием, что является пропагандой. Здесь никакой неопределённости я не вижу, и возможности для произвола в принципе нет. А что же касается вопросов, связанных с преступлениями, которые связаны с какими-то социальными группами, это предмет статьи 282 Уголовного кодекса, а не этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Эрнест Абдулович, в России принято крайне расширительное понятие экстремистской деятельности, в частности первым пунктом значится насильственное изменение конституционного строя. В таком случае все, кто положительно выскажется, например, о декабристах, рискуют подпасть под закон. Все, кто положительно выскажется о деятелях Февральской революции, включая Гучкова, Милюкова и так далее, рискуют подпасть под закон. Про большевиков я уж не говорю. Все, кто выскажется положительно о Борисе Ельцине, поскольку согласно заключению Конституционного Суда указ Бориса Ельцина № 1400 означал государственный переворот. Мой вопрос предельно простой: скажите, сколько миллионов человек рискуют сесть по этому закону? Или закон будет применяться крайне выборочно, в тех случаях, когда посчитают нужным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Вы говорите про виды деяний, которые подпадают под понятие "экстремизм", - ну, это всё-таки не предмет законопроекта. Как я уже говорил, виды деяний, которые относятся к экстремистским, определены в законе о противодействии экстремизму, в статье 1. Мы же здесь речь ведём об установлении ответственности за оправдание и пропаганду экстремизма. Если есть проблемы, связанные с определением, какие виды деяний относятся к экстремистским, то надо обсуждать закон о противодействии экстремизму и вносить поправки в статью 1 этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Эрнест Абдулович, и всё же вопрос. Ряд экспертов считают, что ваш закон может породить в том числе волну очередных переименований, ну, скажем, станций метро "Улица 1905 года", "Баррикадная", улицы Декабристов и так далее. Вот ответьте, пожалуйста, мы понятие экстремизма с точки зрения Шанхайской конвенции, которую мы ратифицировали, рассматриваем? Или всё-таки уточните понятие и то, кто, когда и почему может подпасть под действие вашего закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Под действие закона будут подпадать лица, которые будут публично заявлять о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также те лица, которые будут заниматься распространением материалов и информации, направленных на формирование идеологии экстремизма, убеждённости в её привлекательности и представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности. Формулировка более чем чёткая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Вот у меня тоже прикладной вопрос. По данному закону как будут расцениваться пропаганда сатанизма, публичные мероприятия, популяризирующие такого рода экстремизм, проведение неких фестивалей, псевдокультурных мероприятий? Подпадут ли такие действия под уголовную ответственность в соответствии с этим законом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Вопрос, какие деяния будут содержать признаки преступления, - это вопрос правоприменительной практики. Это первое. Второе. У нас есть достаточно широкая правоприменительная практика: по статье 205-2 - это оправдание или пропаганда терроризма, есть статья 20.29 Кодекса об административных правонарушениях, в которой установлена ответственность за производство и распространение экстремистских материалов. Как показывает правоприменительная практика, а она достаточно широкая (по уголовной статье ежегодно более двухсот преступлений расследуются и рассматриваются судами, по административной практике - тоже сотни дел), и нет фактов ни расширительного толкования, ни необоснованного привлечения к ответственности. Само по себе принятие закона в такой редакции не оставляет места для произвола. А что же касается вопросов, какие конкретные деяния будут подпадать под действие закона, то это всё-таки вопросы правоприменительной практики, конкретного следствия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А. Эрнест Абдулович, уже два раза у вас про это спрашивали, но я так и не услышал чёткого ответа, поэтому спрошу в третий раз. В соответствии с Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, которую Российская Федерация в 2003 году ратифицировала, "экстремизм" - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственные изменения конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность..." Соответственно, вопрос: будет ли образовывать состав преступления по статье 280 Уголовного кодекса в новой редакции упоминание с положительной оценкой таких событий истории России и их деятелей, как восстание декабристов 1825 года, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, события, связанные с образованием ГКЧП в 1991 году, и расстрел Белого дома в 1993 году, а равно и художественных произведений, таких как, например, "Интернационал", который был в своё время Гимном Советского Союза, а теперь является гимном Коммунистической партии?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Нормы российского законодательства по противодействию экстремизму полностью соответствуют требованиям конвенции. Это ответ по первой части. Что же касается вопросов, будут ли какие-то конкретные деяния содержать в себе признаки преступления, - это вопрос предмета доказывания по конкретному уголовному делу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Эрнест Абдулович, ну вот попробую с другой стороны зайти. Вам сейчас зачитали формулировку, что является понятием экстремизма по конвенции, которую мы ратифицировали, - сопоставьте её со статьёй, которая описывает понятие экстремизма в 114-м законе, и вы увидите, что в 114-м законе понятие гораздо шире, причём во много раз шире! И это первое замечание. Второе. Вы говорите про правоприменительную практику, сказали, что нет фактов необоснованного привлечения к ответственности по этой статье. Что вы имели в виду - что пересмотру не подлежали судебные решения? Это первое. И второе. А вот ещё в законе № 114-ФЗ при определении понятия "экстремизм" указано воспрепятствование избирательному процессу. Но это очень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. ...это очень обоюдоострая ситуация. Вот хотелось бы посмотреть, какая правоприменительная практика по этой статье, именно в этой части, в части избирательного законодательства, - вы обладаете такой информацией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Валерий Карлович, при всём к вам уважении, я не намерен сегодня вступать в дискуссию по оценке правомерности соответствия Конституции статьи 1 закона "О противодействии экстремистской деятельности". Если в целом речь вести о соответствии, то этот вопрос рассматривался Конституционным Судом и принято решение, что она соответствует нашей Конституции. Это первое. И второе. Всё-таки вопросы, связанные с противодействием избирательному процессу, и правонарушения, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, - все сведения есть в открытом доступе, вы их можете получить, но они не относятся к рассматриваемому сейчас предмету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А. Ну, по мотивам голосования, если позволите. До тех пор, пока статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет осудить любого, включая её авторов, лично я не могу голосовать ни за какие меры по ограничению экстремизма и другим также не советую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну вот я не поленился открыть "Гарант": 114-й закон, статья 1 "Основные понятия". Я не буду всю статью зачитывать, потому что она очень длинная и явно выходит за рамки понятий, я только часть зачитаю, только часть: "...воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения..." Я вот хотя бы только на этом остановлюсь, я другие позиции даже не буду приводить. Что касается правоприменительной практики, она у нас следующая. Наверное, после каждых выборов - только после последних, может быть, не было - в Государственной Думе приводились примеры, когда просто насильно выкидывают наблюдателей с избирательных участков, гаснет свет, там всё что угодно происходит, потом протоколы наблюдателей не совпадают с данными ГАС "Выборы" и так далее. Да, были случаи, когда привлекали к ответственности членов избирательных комиссий, которые фальсифицировали результаты голосования, и в моей Челябинской области были такие случаи, но они буквально счётные, там пять или шесть всего таких случаев было. Во всех случаях они отделались небольшими штрафами. Но зато наблюдатели, которых выкидывали... Я не анализировал правоприменительную практику, не могу сейчас сказать, им по статье за экстремизм припаяли срок или нет, но, судя по содержанию статьи, вполне возможно. Я сейчас к чему клоню-то? Материалы, распространяемые о том, что человека, наблюдателя, незаконно выкинули из избирательного участка, а потом привлекли к ответственности за то, что он якобы воспрепятствовал тайному голосованию, потому что сличил списки избирателей, принёс и сказал: вот смотрите, вы говорите, что эти люди проголосовали, а на самом деле они не голосовали, их просто не было на этом избирательном участке... И я был свидетелем таких ситуаций. В этом случае человека привлекают по статье за экстремизм, а те, кто его оправдывают, подпадают под нынешнюю, сегодняшнюю статью, которую вы вводите. Вот и всё. Вот теперь думайте, можно за это голосовать или нельзя. Мы за это голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Содержательные ответы Эрнеста Абдуловича лишний раз нас убедили в правоте наших экспертов, которые сказали, что расширительное толкование статьи 280, дополненное составом преступления "публичное оправдание экстремизма или пропаганда экстремизма", в принципе носит политический характер. А с учётом того что Следственный комитет - единственный орган, который подчиняется администрации президента и предлагается ей, уже на этих выборах мы имели случай, когда против зарегистрированного кандидата было возбуждено, с нашей точки зрения, незаконное уголовное дело и человек был посажен под домашний арест. И даже под домашним арестом он набрал больше 10 тысяч голосов. Это о чём говорит? О том, что кандидат умышленно был лишён возможности агитации. Пытались по суду удалить пять человек - членов комиссий с решающим голосом, которые ничего экстремистского... Ну, суд, правда, учитывая, что 21 судью областных судов посадили, действовал по закону и не удалил. Но вы поймите, членов комиссий удалили с участков на время проведения... к нему же надо поехать, к суду, надо побыть на суде и потом вернуться, то есть фактически был парализован всякий контроль со стороны политической партии. Следующее, вы не ответили, но мы считаем, что если мы исполняем "Интернационал" на своём публичном мероприятии, значит, мы уже подпадаем под расширительное толкование вашей статьи. Если мы (ну я же читаю внимательно законопроекты и пояснительные записки)... Если мы проводим торжественное собрание, посвящённое очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, мы уже подпадаем под действие вашей статьи, и я могу продолжать перечень. Мы считаем, что данный законопроект внесён провокационно и имеет политический смысл. Мы будем голосовать против этого законопроекта, и тех, кто это инициирует, мы призываем: всё-таки общество надо объединять, а не разделять. С нашей точки зрения, это носит такой, ну, точечный характер, показывает как расколоть общество по политическим мотивам. Нельзя этого делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 15 сек.) Проголосовало за 278 чел.61,8 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.