Заседание № 137
О проекте федерального закона № 403815-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; принят в первом чтении 17 декабря 2013 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, предлагаемые поправки носят редакционный характер и одобрены комитетом. Предлагаем принять законопроект во втором чтении. Должен отметить, что в зале распространена поправка депутата Фёдорова Евгения Алексеевича, в комитете она не рассматривалась, потому что была представлена поздно. Если нужно доложить, я готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, в которой содержится две поправки? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 05 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Юрий Петрович, а сколько поправок у депутата Фёдорова? Микрофон включите Юрию Петровичу Синельщикову. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Депутат Фёдоров внёс одну поправку, я повторяю, только вчера вечером она поступила в комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она к принятию? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Я полагаю, что к отклонению, комитет её не рассматривал. Я буквально два слова скажу по существу этой поправки. Речь идёт о распространении сведений сепаратистского характера. Эти деяния по своей сути менее опасны для общества и государства, чем те, которые мы в частях первой и второй предусматриваем, скорее, здесь речь должна идти об административной ответственности, хотя сроки наказания тут предлагаются кошмарные: до двадцати лет лишения свободы, до двадцати лет лишения права занимать определённые должности, и ещё с ограничением... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. Коллеги, ставлю эту поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 44 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 6 чел. Не голосовало 444 чел.98,7 % Результат: не принято Поправка депутата Фёдорова отклонена.
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. К сожалению, не всё успел сказать. Законопроект под пунктом 40 подготовлен к принятию в третьем чтении, поэтому предлагается вынести его на голосование сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 40-й - второе и третье чтения. Давайте учтём. Спасибо. На "час голосования" выносим.
Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 37 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступления по мотивам в третьем чтении будут? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 57 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 403815-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы при обсуждении порядка работы договорились, что в фиксированное время рассмотрим ещё законопроект под пунктом 24 повестки. 24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации". Докладывает Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, рассматривать вопрос о введении уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, можно, лишь решив вопрос о соотношении двух принципов международного права - принципа самоопределения народов и принципа территориальной целостности государства. Принцип самоопределения народов имеет многовековую историю, но своё полное развитие он получил в последние десятилетия. Ситуация, которая сложилась после окончания Второй мировой войны, привела к пересмотру территориального устройства Европы, привела к распаду колониальной системы, а с образованием ООН право народов на самоопределение нашло своё отражение в важнейших международных документах, что можно считать поворотным моментом в истории развития этой идеи. Содержание принципа самоопределения народов было раскрыто в целом ряде документов, и особенно подробно - в Декларации о принципах международного права 1970 года, где сказано, что все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие и что каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН. Причём декларация закрепляет важную ограничительную норму: ничто в приведённых выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному либо полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов. Как показывает анализ этого и иных основополагающих международно-правовых документов послевоенного периода, право народов на самоопределение в форме создания независимых государств было применимо к колониальным территориям. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении народов в основном был решён, сегодня намерение использовать этот принцип в отношении нацменьшинств является посягательством на право народов распоряжаться своей судьбой в рамках уже сложившихся государственных границ. Принцип территориальной целостности является одним из главных достижений политического опыта европейских народов, он на протяжении десятилетий обеспечивает мир в Европе, его необходимо рассматривать как цементирующий элемент международной безопасности, он относится к основным принципам международного права, закреплённым в Уставе Организации Объединённых Наций. Отстаивание принципа самоопределения не может быть равнозначно поощрению отделения и дробления отдельных стран, нарушения их территориальной целостности. По этому поводу Бутрос Бутрос-Гали, будучи Генеральным секретарём ООН, заметил: если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность и экономическое благополучие станут ещё более труднодоступной целью. Замечу, что сейчас в мире двести государств, в которых проживает пять тысяч народов, причём более 90 процентов населения планеты проживает в составе многонациональных государств. Сегодня статья 71, пункт "б", Конституции Российской Федерации относит к исключительному ведению Российской Федерации территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории, так прописано в Конституции. Конституционный Суд России в своём постановлении от 13 марта 1992 года заявил: не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением требований принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека. При этом нельзя забывать о том, что практическая реализация самого права на самоопределение может затрагивать права других национальностей отделяемой территории и права тех национальностей, которые проживают на основной территории, может стать предметом злоупотреблений и сопровождаться массовыми нарушениями прав человека в виде так называемых этнических чисток и даже актов геноцида. Следует заметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации есть статьи Особенной части, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России, здесь целый ряд статей, и в первую очередь это статья 280 кодекса "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", но территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления. Предлагаемый законопроект призван ликвидировать этот пробел. Нормы, направленные на защиту территориальной целостности, есть в законодательствах других государств. Предлагаемая законопроектом статья 280-1 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Дела этой категории должны быть подследственны следователям Следственного комитета России, соответствующая поправка в законопроект в случае его принятия в первом чтении будет нами внесена ко второму чтению. Верховным Судом концепция проекта закона одобрена. Вводимые нормы позволят, во-первых, предупреждать возможные сепаратистские тенденции, во-вторых, обращаю внимание, предупреждать призывы к действиям по уступке частей территорий России иностранным государствам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Есть ли, коллеги, вопросы к докладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Юрий Петрович, мы полагаем, наша фракция полагает, что с точки зрения политики это крайне важный законопроект - это политический импульс, вернее, предупреждение обществу, в частности тем, кто пытается выступать, умышленно либо неумышленно, против территориальной целостности государства, но с точки зрения юридико-технической всё-таки надо учитывать, что есть закон "О противодействии экстремистской деятельности" и выступления против целостности государства относятся к экстремистской деятельности. И у нас есть статья 280 Уголовного кодекса, которая устанавливает соответствующее наказание, причём то, что вы предлагаете, эта санкция уже сформулирована в статье 280, наверное, вы это знаете. Очень хотелось бы поддержать этот законопроект, но у меня вопрос такой: может быть, пойти по пути усиления ответственности?.. (Микрофон отключён.) СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Вопрос об усилении ответственности, кстати говоря, обсуждался, тут были разные мнения. Первый вариант был - до шести лет, как за тяжкое преступление, затем мы снизили срок, сделали меньше пяти, а потом оставили эту норму: до пяти. Это вопрос обсуждаемый, и, может быть, правы те, кто считает, что надо срок до шести лет установить или даже больше, но я хотел бы всё-таки возразить по поводу того, что это тот же экстремизм: нет, это не тот же экстремизм, это нечто иное, хотя частично экстремизм сюда входит. Ведь вот о чём говорят статьи, предусматривающие ответственность за экстремизм. Вот примечание к статье 282-1: "Под преступлениями экстремистской направленности... понимаются преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы", а вот в законе "О противодействии экстремистской деятельности", который мы 25 декабря прошлого года тут корректировали, говорится, что экстремизм - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности России, на захват или присвоение властных полномочий, на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной вражды, связанной с насилием или призывами к насилию, на унижение национального достоинства. То есть экстремизм - это всё-таки склонность к политическому насилию, а здесь мы говорим не только о насилии, здесь мы говорим о ситуациях, когда насилия может и не быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Петрович, безусловно, это очень важный законопроект, и в такой многонациональной стране, как наша, он особенно актуален, но мне бы хотелось вот о чём спросить. Призывы к действию - это сразу слышно, видно и понятно, но ведь есть действия завуалированные, которые потом приведут к национальной розни. Ну, например, недавно были сожжены церкви в Татарстане. Вроде бы это хулиганство (ведь можно по-разному трактовать), а на самом деле - это разжигание той самой национальной розни, которая может привести потом к развалу страны, и таких действий может быть много. Может быть, в законе указать не только на призывы, но и на действия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Ну, действия - это уже немножечко другое. Всё-таки мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы дать квалификацию призывам. И то, о чём, Тамара Васильевна, вы говорите, - это скорее вопрос правоприменения, всё остальное у нас, как мне представляется, уже Уголовным кодексом охвачено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Юрий Петрович. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать настоящий законопроект, имея в виду, что это регулирование не какой-то теоретической схемы или ситуации, которая может возникнуть, а реакция на те выступления, которые вольно или невольно появляются в средствах массовой информации. Мы надеемся, что даже через такой закон пойдёт в общество понятный и однозначный сигнал, что в этом направлении двигаться не нужно, а если двинешься, то за это можно и ответить. Мы полагаем, это важно. Единственное, мы просим авторов внимательно проработать юридическую сторону законопроекта, поскольку те замечания, которые высказывались экспертами, нам представляется, заслуживают обсуждения, внимания, и полагаем, что они могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Речь идёт, во-первых, о том, что согласно статье 1 действующего закона "О противодействии экстремистской деятельности", которую Юрий Петрович привёл частично, экстремистской деятельностью признаётся нарушение целостности Российской Федерации. С учётом того что санкция та же, получается, что мы с формальной точки зрения вводим аналогичную статью, которая регулирует одни и те же деяния. И второе. Что касается части второй, то в действующей статье 280 Уголовного кодекса речь идёт о публичных призывах в СМИ, авторы предлагают наказывать за публичные призывы не только в СМИ, но и в Интернете. Можно пойти по этому пути, имея в виду более широкий круг источников информации, нежели приведённые в статье 280, либо пойти по пути усиления ответственности. Мы будем голосовать за в надежде, что этот законопроект будет существенно доработан, имея в виду отсутствие в последующем каких-либо претензий со стороны юристов вне зависимости от политических, как говорится, оттенков, что имеет место при обсуждении этого законопроекта. Мы будем голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, естественно, фракция Компартии поддержит данный законопроект, но я только два момента хотел бы подчеркнуть. Хотелось бы верить, что Президент Российской Федерации подпишет этот закон, когда он будет доведён до стадии готовности, потому что закон должен не только влиять на тех, кто пытается призывать к территориальному дроблению или разделению, но и должен быть холодным душем для представителей элиты России, которые порой негромко говорят, однако действуют. Вспомним три эпизода: первый эпизод - Шеварднадзе и зона Берингова пролива, второй эпизод - с островами на границе с Китаем, наконец, вспомним совсем недавний эпизод, когда Норвегии, члену НАТО, отошла огромная акватория Баренцева моря. То есть не всегда звучат слова, однако возникает острейшее действие. И второй момент. Закон конкретный, актуальный для России, и хочется его поддержать ещё и потому, что есть геополитические суровые реальности и опасности, и на фоне того, что делают враждебные России силы, мы должны понимать, что сплошь и рядом провокационные призывы к территориальному переделу или дроблению не только здесь рождаются. Вот эти обстоятельства укрепляют мою точку зрения, что закон крайне необходим. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы поддерживаем, естественно, этот законопроект. Я не буду выступать, но у меня один вопрос. Как мы будем действовать в отношении высказывающих призывы, подобные призывам Клинтон, которая предлагала разделить Россию? Как мы будем их преследовать - мы будем составлять свои "списки Магнитского"? Эти призывы звучат с Запада изо дня в день, чуть ли не по десять раз на дню! Может, вы расскажете нам, как мы будем работать вот по этой категории людей и куда их потом, после заочного обсуждения, вносить, в какие списки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Отари Ионович, я напомню, что вы попросили слово для выступления, а не для вопроса. Юрий Петрович в своём заключительном слове, если он возьмёт его, может ответить на ваш вопрос, а может и не отвечать. Юрий Петрович, будете выступать ещё раз или нет? Пожалуйста, Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Ну, Отари Ионович, я думаю, что это уже не наша подсудность и не наша подследственность. Если в США или в другой стране, где находится это лицо, сочтут это составом преступления, тогда, наверное, дело будет возбуждено. Я думаю, что вы это знаете не хуже меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 04 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.