Заседание № 14

24.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 403061-3 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2626 по 2713 из 5990
Коллеги, пункт 13, блок "Ратификация международных договоров...": о проекте     
федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций     
против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее           
Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и          
Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и   
детьми, и наказании за нее". Доклад официального представителя Президента       
Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации          
Забарчука Евгения Леонидовича. Евгений Леонидович здесь у нас? Пожалуйста, на   
трибуну.                                                                        
                                                                                
ЗАБАРЧУК Е. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение представляется внесенный Президентом Российской Федерации     
проект федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных    
Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее     
Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и          
Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и   
детьми, и наказании за нее" от 15 ноября 2000 года. Проект федерального         
закона согласован с МВД, ФСБ, Службой внешней разведки, Минфином, Минздравом    
и другими ведомствами, а также с Верховным Судом и Банком России, одобрен на    
заседании Правительства Российской Федерации.                                   
                                                                                
Эффективное противостояние современной организованной преступности возможно     
лишь при условии тесного международного сотрудничества различных государств.    
В этой связи законопроект является крайне актуальным. Конвенция и дополняющие   
ее протоколы имеют важное значение для создания широкого фронта борьбы          
государств с организованной преступностью. Они представляют собой адекватный    
ответ международного сообщества на глобальный вызов современности - рост        
транснациональной организованной преступности. Эти международно-правовые        
документы были подписаны от имени Российской Федерации 12 декабря 2000 года     
на международной конференции высокого уровня - в Палермо, Италия. Они           
подготовлены специальным комитетом, учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН.     
Работу над документами вели делегации более ста тридцати государств и сорока    
международных организаций. Конвенция и протоколы к ней являются                 
универсальными международными договорами как по количеству                      
государств-участников - а участвуют практически все государства мира, - так и   
по широте затрагиваемых ими вопросов. В отличие от ранее заключенных подобных   
договоров документы создают комплексную правовую основу для многоаспектного     
практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств.   
                                                                                
Конвенция предусматривает введение уголовной ответственности за создание        
организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денежных средств,   
доходов, полученных в результате преступной деятельности, за акты коррупции,    
противодействие правосудию, организацию нелегальной миграции и торговлю         
людьми. В ней детально регламентируются такие ключевые направления              
сотрудничества государств, как оказание взаимной правовой помощи, выдача        
преступника, передача осужденных, конфискация доходов от преступной             
деятельности, а также определяется комплекс мер по защите свидетелей и          
потерпевших.                                                                    
                                                                                
В конвенции впервые предусматриваются специальные формы сотрудничества          
правоохранительных органов: совместные расследования, специальные методы        
расследования, передача уголовного судопроизводства.                            
                                                                                
Следует особо подчеркнуть, что ни один из действующих в настоящее время         
международно-правовых документов в области борьбы с преступностью не имеет      
такой широты сферы своего действия. Всё это позволит применять конвенцию в      
целях практического взаимодействия между правоохранительными органами           
государств, повышения эффективности борьбы с международной организованной       
преступностью.                                                                  
                                                                                
Ряд положений конвенции предусматривает многовариантность действий государств   
в рамках исполнения своих обязательств. В целях информирования других           
участников конвенции об избранном нами варианте при сдаче на хранение           
Российской Федерацией своих ратификационных грамот в проекте федерального       
закона предлагается сделать ряд заявлений.                                      
                                                                                
Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 года. В настоящее время ее           
ратифицировали более шестидесяти государств мира. Необходимость ратификации     
конвенции и дополняющих ее протоколов обусловлена тем, что в них содержатся     
правила иные, чем предусмотрены федеральным законодательством. Это потребует    
внесения изменений, совершенствования действующего законодательства. В этой     
связи в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона    
"О международных договорах Российской Федерации" конвенция и дополняющие ее     
протоколы подлежат ратификации.                                                 
                                                                                
Участие России в конвенции не повлечет дополнительных расходов из               
федерального бюджета. Ратификация конвенции и дополняющих ее протоколов         
явилась бы убедительным подтверждением приверженности России бескомпромиссной   
борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, а также   
другими видами серьезных преступлений. Прошу поддержать проект федерального     
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Леонидович. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2727 по 2991 из 5990
Содоклад по данному законопроекту - о ратификации конвенции - сделает член      
Комитета по международным делам Шамиль Загитович Султанов. Пожалуйста, Шамиль   
Загитович.                                                                      
                                                                                
СУЛТАНОВ Ш. З., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение вынесен            
законопроект, который действительно имеет крайне драматический характер по      
своей сути. Этот законопроект, эта конвенция и прилагающиеся к ней протоколы,   
собственно говоря, рассматривают взаимоотношения между матерью и сыном. Мать    
- это глобализация, глобализация современной цивилизации, а сын - это           
транснациональная организованная преступность. И объектом рассмотрения данных   
законопроектов является именно сын - транснациональная организованная           
преступность, которая стала по-настоящему новым феноменом в системе             
международных отношений.                                                        
                                                                                
Я хотел бы сказать, что транснациональная организованная преступность - это     
самая бурно развивающаяся форма человеческой деятельности в настоящее время.    
В ней задействована лучшая часть, как мне представляется, современной           
цивилизации. Это креативный феномен. Это умнейшие люди, которые в ней заняты,   
это приблизительно 110-130 миллионов человек, которые заняты в сфере            
транснациональной организованной преступности. На сегодняшний день              
практически ни одна спецслужба в мире не имеет реального и полного              
представления о масштабах транснациональной организованной преступности. Я      
приведу только один пример: на самом деле на сегодняшний день нет ни одной      
математической модели, которая могла бы в полной мере описать, что              
представляет собой этот феномен. Обороты транснациональной организованной       
преступности сегодня сопоставимы с внутренним валовым продуктом крупнейших      
стран мира и исчисляются суммами свыше тысячи миллиардов долларов. Де-факто     
транснациональная организованная преступность уже подчинила себе многие         
десятки стран мира. И фактически, если вспомнить слова классика,                
транснациональная организованная преступность в определенном смысле является    
могильщиком современной глобальной цивилизации.                                 
                                                                                
В этой связи могут ли конвенция и дополняющие ее два протокола справиться с     
этим феноменом? Я хочу сказать, что нет, они не справятся, потому что           
транснациональная организованная преступность - это такой феномен, который      
де-факто постоянно, ежемесячно вводит новые ключевые творческие моменты в       
свою деятельность. Но в стратегическом плане и эта конвенция, и                 
соответствующие протоколы являются теми важными стратегическими моментами,      
которые могут по крайней мере ограничить этот феномен. С другой стороны, и я    
исхожу из того, и комитет исходит из того, что ратификация конвенции и          
прилагающихся к ней протоколов окажет весьма важное позитивное влияние на       
развитие российского правового пространства. Речь идет прежде всего о           
следующих пунктах данной конвенции, которые имеют непосредственное значение     
для российского правового пространства, я упомяну по крайней мере три таких     
момента. Первое - это статья 6 и статья 7 конвенции. Статья 6 - это             
"Криминализация отмывания доходов от преступлений" и статья 7 - "Меры по        
борьбе с отмыванием денежных средств".                                          
                                                                                
Второе. Это статья 8 "Криминализация коррупции" и статья 9 "Меры против         
коррупции". Дело в том, что конвенция фактически закрепляет основополагающие    
моменты международного права, которые фиксируют криминализацию коррупции в      
современном глобальном мире. Вы знаете, что коррупция - это одна из самых       
главных, а возможно, и главная угроза для внутренней безопасности нашей         
страны.                                                                         
                                                                                
И наконец, третье. Это статьи 12, 13 и 14 конвенции, которые имеют тоже         
особое значение в связи с той дискуссией, которая идет в настоящее время в      
нашей стране. Статья 12 называется "Конфискация и арест", статья 13 -           
"Международное сотрудничество в целях конфискации" и статья 14 -                
"Распоряжение конфискационными доходами от преступлений или имуществом".        
                                                                                
В этой связи Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует    
Государственной Думе ратифицировать конвенцию, дополняющую протоколы с          
соответствующими заявлениями. Спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Коллеги, есть ли вопросы по конвенции?   
Есть вопросы. Пожалуйста, Сергей Александрович Глотов, ваш вопрос.              
                                                                                
СУЛТАНОВ Ш. З. Кому?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А сейчас скажет, пока постойте на трибуне.                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Спасибо большое. У меня вопросы к заместителю министра юстиции,    
представляющему данную ратификацию, вопросы следующего содержания. Вы сказали   
в своем выступлении, что ратификация данной конвенции и последующие за ней      
действия - это подготовка серии, по всей видимости, законодательных актов,      
изменение и дополнение действующего законодательства, но не назвали ни одного   
такого проекта закона, который правительство готово было бы внести в этой       
связи на рассмотрение Государственной Думы. Вопрос первый. Есть ли такая        
программа законопроектных работ, даже скромная, которая позволила бы            
реализовать данную конвенцию?                                                   
                                                                                
И вопрос второй, более короткий. Мы какие-либо оговорки ратифицировали по       
этой конвенции или будем ратифицировать сегодня?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, представитель правительства.        
                                                                                
ЗАБАРЧУК Е. Л. Спасибо, Сергей Александрович. Касаясь первого вопроса, скажу,   
что в Министерстве юстиции в настоящее время готовятся изменения в              
действующие законодательные акты - Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный    
кодекс, в иные законодательные акты, - которые реализовывали бы положения       
конвенции и взятые Российской Федерацией обязательства. В проекте               
федерального закона содержится ряд заявлений, которые уточняют ту или иную      
позицию Российской Федерации применительно к отдельным статьям конвенции, как   
мы их толкуем и понимаем. Мы полагаем, что этих заявлений достаточно для        
того, чтобы было адекватное, целостное, скажем так, осмысление и применение     
правоохранительными органами на практике положений данной конвенции.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Леонидович.                              
                                                                                
Включите микрофон Шамилю Загитовичу Султанову. С места.                         
                                                                                
СУЛТАНОВ Ш. З. А у меня нет дополнений, я согласен.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Сергей Александрович как бы вам двоим задавал         
вопрос. Вы согласны?                                                            
                                                                                
СУЛТАНОВ Ш. З. Я согласен, спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, больше добавить нечего, спасибо. Есть ли еще         
вопросы? Есть вопрос. Депутат Макашов.                                          
                                                                                
Макашову включите микрофон, пожалуйста.                                         
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Подписав эту конвенцию, Россия будет выдавать международных преступников,       
которые присвоили транш, последний транш перед дефолтом? Кому и как?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А к кому вопрос, Альберт Михайлович?                      
                                                                                
МАКАШОВ А. М. А кто из них специалист помимо торговли людьми и                  
преступлениями...                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, давайте сразу: вопрос к               
представителю правительства либо к содокладчику.                                
                                                                                
МАКАШОВ А. М. К правительству.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К правительству. Пожалуйста, Евгений Леонидович.          
                                                                                
ЗАБАРЧУК Е. Л. Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления, также              
предусматриваются в конвенции. И одно из важнейших положений касается того,     
что если совершено преступление на территории нескольких государств, то         
уголовное судопроизводство, уголовное дело, материалы уголовного дела могут     
передаваться другой стороне с согласия заинтересованных, скажем так,            
государств. Применительно к конкретной постановке вопроса я не готов            
ответить, поскольку это выходит за рамки предмета сегодняшнего рассмотрения.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет вопросов. Переносим     
на "час голосования" данный законопроект. Пункт 14...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления? Но у нас не предусмотрены выступления по     
ратификации, только если от фракции тогда, Алексей Валентинович.                
                                                                                
Пожалуйста, включите депутату Митрофанову микрофон для выступления от           
фракции.                                                                        
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, речь идет о ратификации достаточно          
серьезного документа по организованной преступности и дополняющих протоколов.   
У нашей фракции сложное отношение к этому документу.                            
                                                                                
С одной стороны, конечно, вопросы транснациональной преступности - это острые   
вопросы, и действительно их надо решать, и какие-то темы являются, так          
сказать, здесь приоритетными, в том числе и контрабанда наркотиков. В этой      
связи полезно поставить вопрос о том, почему во время присутствия американцев   
в Афганистане ничего не было сделано для ликвидации баз по производству         
наркотиков, и Россия тоже не ставит этот вопрос. Ничего не изменилось, только   
американцы, видимо, используют сейчас воздушные коридоры и американские         
военные базы для переброски наркотиков напрямую в Европу, минуя наземные        
пути, а так ничего и не сделано в этой сфере. И более того, во много раз        
увеличилось это производство по сравнению со временем правления талибов.        
Талибы были куда более позитивны для России - и мы об этом неоднократно         
говорили в этом зале, - чем нынешний режим, непонятно кому вообще               
принадлежащий.                                                                  
                                                                                
Но хочется сказать также и о другом. Почему у нас есть некоторые сомнения в     
необходимости ратификации? Дело в том, что в последнее время в связи с          
подобными согласованными действиями спецслужб, переплетением хвостов            
специальных служб, встреч и так далее спецслужбы фактически начинают работать   
на политическом поле. И вот это настораживает - когда под видом борьбы с        
преступностью, с транснациональной преступностью, по сути дела, проходит        
координация их действий в сфере политики и, так сказать, когда каналы           
деятельности против преступности используются фактически в политических         
целях. Часто американцы пытаются добиваться своих политических целей через      
борьбу с преступностью. Они и в Среднюю Азию зашли на наши сверхсекретные       
аэродромы под видом борьбы с международным терроризмом. Мы не разобрались в     
течение недели, зачем они туда зашли. И так же будет и дальше: под видом        
борьбы с преступностью, ликвидации баз, контроля над ядерными объектами,        
проведения различных встреч, совещаний будет на самом деле глубинное            
проникновение в спецслужбы Российской Федерации, других стран, постановка под   
контроль этих спецслужб, установление контактов с кадрами. И вот это нас        
настораживает. Не зря в свое время, в советское, были очень жесткие             
ограничения по контактам между специальными службами, представителями           
специальных служб, было установлено, кто и как может это делать. А все эти      
встречи в Палермо, так сказать, заканчиваются не борьбой с организованной       
преступностью, а выработкой каких-то действий совершенно в других сферах - в    
сферах, совершенно невыгодных для Российской Федерации, как мы видим по         
совокупности действий. За последние четыре года ситуация в отношении борьбы с   
преступностью, ситуация во внешнеполитическом плане в отношении России резко    
ухудшилась, и об этом надо прямо сказать: резко ухудшилась. Ситуации такой не   
было при Ельцине. Мы потеряли влияние в Ираке и полностью в Сербии с            
Черногорией, мы получили базы американцев в Средней Азии, мы сейчас получаем    
базы американцев в Грузии. Поезжайте в Тбилиси, и всё, что вы услышите там, -   
это гул американских самолетов, которые садятся день и ночь. Больше ничего      
там не слышно: ни песен, ни сказок и никакого "Витязя в тигровой шкуре", -      
там уже в камуфляжной "шкуре" садятся американцы. Потом, то же самое            
происходит на Украине, то же самое происходит и, естественно, в Прибалтике.     
Сегодня депутат из "Родины" говорил об этом, и правильно абсолютно говорил,     
что надо ставить об этом вопрос. И всё это делается под видом борьбы с          
преступностью, под видом вот таких протоколов, под видом встреч, координации    
- боремся же с преступностью! Боролись с терроризмом, а результат один и тот    
же: в Афганистане мира нет, в Ираке хуже стало, чем при Саддаме. Тех            
преступников в кавычках, которые нужны американцам, мы будем вытаскивать под    
американским давлением, а они будут покрывать кого им нужно. Вот и всё, вот     
чем всё заканчивается.                                                          
                                                                                
Мы установили глобальный финансовый мониторинг. На нас давили здесь: создайте   
финансовую разведку. Да, создали. И что? Это означает, что в Соединенных        
Штатах будет полная прозрачность по поводу перевода денег здесь, внутри         
страны, и дальше. Они нас поставили под контроль, мы их нет. Все эти истории    
заканчиваются... закончатся открытием под Брянском натовской военной базы, да   
еще с концертами и с участием американских артистов. И вы, часть сидящих в      
этом зале, будете еще радоваться: как же, большое событие, наконец-то НАТО и    
у нас открылось, как Макдоналдс, долго ждали этого, смотрите, везде НАТО уже    
есть, а мы что же отстаем. Вот какой идиотизм идет под, так сказать, крышей     
всех вот этих "милых" конвенций о транснациональной организованной              
преступности.                                                                   
                                                                                
Прежде чем подписывать и ратифицировать подобные протоколы, надо кое с кого     
спросить за конкретные действия. Господа американцы, ваши спецслужбы были в     
Афганистане? Там наркотический центр. Почему в десять, в двадцать раз           
увеличилось производство наркотиков за эти годы, когда вы туда пришли? Почему   
не ликвидированы лаборатории? Кто контролирует это? А контролирует              
Центральное разведывательное управление, то есть те люди, которые               
подписывают, условно говоря, проталкивают подобные конвенции. Они весь этот     
общак наркотический держат, и всем это известно. И делать нас подразделениями   
их большой сети, используя всякие международные документы, я считаю, это        
позор, это позор и неправильно. И прежде всего надо разобраться с этим,         
потому что под всеми хорошими словами и милыми ооновскими конвенциями и         
разговорами о глобализации всё заканчивается потерей интересов России. И        
депутат Султанов это знает, и в публицистическом плане он всегда за это         
выступал. Я не понимаю, почему он открытым текстом этого не делает. Что,        
выйдя сюда как член комитета, он уже другой человек, то есть его перекрасили    
и он теперь говорит другими словами про сына, мать, про глобализацию, еще про   
что-то? Скажите прямо: всё это элементы действий в отношении России для того,   
чтобы Россия утратила самостоятельность, в том числе и действий специальных     
служб, действий собственной армии и так далее. Вот так вы и скажите - что для   
этого всё это.                                                                  
                                                                                
А всё мило, конечно, написана неплохо конвенция. Но заканчивается всё чем и     
что за этим стоит? Я против контактов специальных служб, против того, чтобы     
встречались на разных уровнях специалисты. Вот надо создать им международный    
отдел, пусть они там, на уровне этих отделов, и взаимодействуют. Всех           
остальных взаимодействий нам не надо! Нам не надо, чтобы американцы здесь       
12-е управление Министерства обороны контролировали и загадочно по 500          
миллионов в год туда ссужали, на контроль над нашим ядерным вооружением, и в    
том числе на строительство. Вот с этим надо разобраться! Это десять лет         
происходит! Понятно, что они хотят контролировать здесь и ядерное оружие, еще   
что-то... Эта тема тоже очень серьезная. Поэтому вот у нашей фракции,           
несмотря на то что в принципе, может быть, протокол и выглядит прилично, как    
и присутствие американцев в Средней Азии: цели-то были хорошие - борьба с       
терроризмом, только они не уходят оттуда, и еще лет сорок не уйдут, и взяли     
новую базу, между прочим, сейчас в Узбекистане, хотя уже победили весь          
терроризм... Поэтому есть большие сомнения в необходимости ратифицировать       
этот документ.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3786 по 3807 из 5990
Итак, объявляется "час голосования". На голосование ставится проект             
федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций     
против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее           
Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и          
Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и   
детьми, и наказании за нее". Кто за то, чтобы принять данный закон? Прошу       
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.